Практические аспекты воспитания по И. Канту
И. Кант считал, что педагогика, или наука о воспитании, делится на физическую и практическую. Физическое воспитание человека имеет одну общую с животными черту — питание. Воспитание практическое, или моральное, должно образовать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо. (Практическим называют все то, что имеет отношение к свободе.) Воспитывать — значит воспитывать личность… Читать ещё >
Практические аспекты воспитания по И. Канту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
И. Кант считал, что педагогика, или наука о воспитании, делится на физическую и практическую. Физическое воспитание человека имеет одну общую с животными черту — питание. Воспитание практическое, или моральное, должно образовать человека, чтобы он мог жить как свободно действующее существо. (Практическим называют все то, что имеет отношение к свободе.) Воспитывать — значит воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах.
В этом смысле воспитание состоит: 1) из школьного механического образования, цель которого — приобретение умения, почему оно и носит дидактический характер (наставник); 2) прагматического, цель которого — достижение разумности (воспитатель); 3) морального, цель которого — нравственность.
Школьное образование, или обучение, необходимо человеку, чтобы уметь достигать всех своих целей. Оно придает индивиду ценность в его собственных глазах, потому что он может рассматривать себя как личность. Если человеком руководят в приобретении разумности, из него выходит гражданин и он получает общественную ценность. Тогда он учится руководить обществом сообразно своим целям и самому приспосабливаться к гражданскому обществу. Благодаря моральному образованию наконец он приобретает ценность с общечеловеческой точки зрения.
Школьное образование — самое раннее и самое первое. Разумность всегда предполагает умение и есть способность искусно применять свое умение. Моральное образование, поскольку оно основано на принципах, которыми человек должен проникнуться сам, — наиболее позднее; но поскольку оно основывается на общем человеческом разуме, оно должно быть принято во внимание с самого начала, при физическом воспитании, потому что иначе легко укореняются такие недостатки, которые делают всякую воспитательную работу напрасной. Что касается умения и разумности, то все должно развиваться в свое время. По-детски умелый, умный и благонравный не должен быть хитрым на взрослый манер. Для ребенка это подходит так же мало, как ребяческий образ мыслей для человека пожилого.
К практическому воспитанию Кант относил: 1) умение, 2) знание света, 3) нравственность.
Что касается умения, то нужно следить за тем, чтобы оно было основательно, а не поверхностно. Следует не показывать виду, будто имеешь сведения о вещах, которые затем все равно не в состоянии будешь осуществить на деле. Основательность должна быть присуща умению и постепенно должна обратиться в привычку в образе мыслей. Это — существенная принадлежность мужского характера. Умение является признаком таланта.
Знание света состоит в искусстве применять умение к определенному человеку, т. е., другими словами, оно учит, как можно использовать людей для своей цели. Для этого требуется много условий. Среди человеческих качеств знание света наименее существенно; но по своей практической ценности оно занимает второе место. Если питомцу предстоит вращаться в свете, то сам он должен быть скрытным и непроницаемым и в то же время уметь проникать в секреты других. Прежде всего он должен скрывать свой характер. Искусство показывать себя с внешней стороны есть приличие, этим искусством гоже нужно обладать. Трудно проникнуть в чужую душу, однако необходимо владеть этим искусством, будучи самому, напротив, непроницаемым. Для этого нужна известная скрытность, т. е. умение скрывать свои недостатки и, как было сказано, умение показать себя с внешней стороны. Скрытность — это не обязательно притворство, и ее можно иногда себе позволить, однако она граничит с нечестностью. Притворство — совершенно негодное средство. Знание света состоит также и в том, чтобы не выходить из себя при первом же случае, однако не следует быть и слишком вялым. Энергичность отличается от вспыльчивости. Энергичен (strenuus) тот, кто имеет стремление желать. Это качество умеряет душевное волнение. Знание света относится к темпераменту.
Нравственность относится к характеру. Sustine et abstine — терпи и воздерживайся — вот в чем подготовка к мудрой умеренности. Если хотят воспитать хороший характер, то сначала нужно освободить его от страстей. Человек должен привыкнуть так распоряжаться своими склонностями, чтобы они не обращались в страсти; в случае отказа он должен уметь обходиться без того или другого. Sustine значит: терпи и привыкай переносить!
Если хочешь научиться обходиться без чего-либо, требуется мужество и известная склонность. Для этого нужно приучать себя к отказам, противодействию и т. п.