Исследование проблемы обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста показало:
Психофизические основы развития словаря заключаются в том, что для становления речи необходимо, чтобы организм ребенка достиг определенной зрелости. Процесс овладения словарем оказывает серьезное влияние на умственное развитие ребенка-дошкольника, способствует расширению кругозора и ориентировки в окружающей действительности, перестраивает структуру познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания), обеспечивает развитие речевого общения. Словарная работа в детском саду включает 4 этапа работы: 1) обогащение словаря детей, 2) закрепление и уточнение словаря; 3) активизация словаря детей; 4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибок ударения, произношения. Обогащение словарного запаса детей — это усвоение новых слов, которые дети раньше не знали, или новых значений слов. Обогащение словарного запаса происходит за счёт общеупотребительной лексики.
Обогащение словаря детей дошкольного возраста происходит в двух направлениях. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Средствами и методами обогащения словарного запаса являются: беседа во время наблюдения, рассматривания предметов, экскурсий, осмотров, речевой образец, показ картин (предметных и сюжетных), дидактические игры и упражнения, художественная литература, в число которой входит устное народное творчество.
Для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста активно используют различные жанры устного народного творчества: загадки, пословицы и поговорки, народные подвижные игры и хороводные игры, считалки, небылицы, сказки, заклички и др.