Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Профессиональная переориентация безработной молодежи в условиях службы занятости населения РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако несмотря на растущее количество безработных граждан, прошедших переобучение по новой специальности, существующие сегодня направления профподготовки не отвечают требованиям рынка труда: невелика доля трудоустроенных по России после профобучения — 61,7%, т. е. значительное количество обученных вновь пополнило разряд безработных. Стремление приспособить систему профобучения и переподготовки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ — СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Профессиональная переориентация безработных -важнейшее направление государственной политики в области занятости
    • 1. 2. Содержание и сущность профессиональной переориентации безработной молодежи
    • 1. 3. Анализ отечественного и зарубежного опыта курсовой переподготовки безработных граждан и незанятого населения
    • 1. 4. Оценка состояния индивидуально-типологических особенностей безработной молодежи
  • ГЛАВА II. СО ДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
    • 2. 1. Профконсультация в службе занятости населения как основополагающий этап профессиональной переориентации безработной молодежи
    • 2. 2. Психолого-педагогическое сопровождение безработной молодежи в процессе профессиональной переподготовки
    • 2. 3. Экспериментальная проверка спецкурса «Репрезентация и социально-профессиональная адаптация личности на новом рабочем месте»

Профессиональная переориентация безработной молодежи в условиях службы занятости населения РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход России к рыночным отношениям связан со значительными экономическими и социальными изменениями. Спад промышленного производства привел к новому для нашего общества явлению — безработице. Согласно оценкам специалистов, ежегодно 14−17 млн. человек оказываются на открытом рынке труда в целях поиска нового рабочего места1. На сегодняшний день официальная цифра безработных по России — 6,5 млн. человек (в прессе фигурирует цифра 20 млн. человек), из них зарегистрированных безработных 2,1 млн. (32% от общей численности) и 4,4 млн. — работники, находящиеся в длительном неоплачиваемом отпуске в связи с простоем предприятия, а также все те, кто лишился работы, но не был зарегистрирован в службе занятости2.

В рядах безработных оказались и молодые люди в возрасте 15−29 лет, среди которых выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, а также вчерашние школьники. Молодежь является одной из наиболее уязвимых социальных групп (из-за отсутствия достаточного профессионального и социального опыта) и, в силу этого, менее конкурентоспособной. Безработица среди молодежи имеет свои особенности: высокий удельный вес по сравнению с другими возрастными группами (по статистике службы занятости более 30% зарегистрированных безработных в возрасте до 29 лет) и высокую частоту повторения (вторичную безработицу) со сравнительно короткими периодами работы. Серьезными факторами, затрудняющими трудоустройство молодежи в нашей стране, являются: а) недостаточное внимание к вопросам профориентации и профподготовкиб) слабая связь между системой образования и рынком труда.

На фоне перестройки экономической структуры происходит стреми.

1 — Прокопов Ф. Безработица в переходной экономике России//Человек и труд — М., 1998, № 1, с.38−39.

2 — Там же. тельное изменение профессиональной структуры общества: появляются новые профессии, исчезают другие, изменяют значимость третьи. Этот процесс создает напряженность на рынке труда — возникает необходимость массовой переподготовки специалистов. Как показывает практика, из всей численности безработных граждан и незанятого населения России переподготовка необходима каждому второму-третьему.

Федеральной службой занятости России разработана «Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения», цель которой — расширять масштабы и повышать качество профессионального обучения. Так, если в 1993 г. прошли обучение 122 тыс. безработных, то в 1994 г. — уже около 143 тыс., в 1995 г. — свыше 450 тыс. В 1996 — 1997 гг. была предоставлена возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 1,5 млн. гражданам1.

Однако несмотря на растущее количество безработных граждан, прошедших переобучение по новой специальности, существующие сегодня направления профподготовки не отвечают требованиям рынка труда: невелика доля трудоустроенных по России после профобучения — 61,7%, т. е. значительное количество обученных вновь пополнило разряд безработных. Стремление приспособить систему профобучения и переподготовки к рынку труда приводит к сокращению сроков обучения, а следовательно, к снижению качества обучения: получив минимум подготовки и заполнив «брешь» в структуре занятости, специалист по прошествии времени обнаруживает свою профессиональную несостоятельность и вновь «выбрасывается» рынком труда. В этой связи требуется перенести акцент на качество обучения, прежде всего по профессиям, специальностям и квалификациям, которые удовлетворяют рыночный спрос, что, в свою очередь, предполагает разработку прогнозов изме.

Рофе А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, эконо мика ре сурсов для труда. — М.: *МИК" ., 1997. — с. 125. нения структуры спроса на труд в перспективе. Необходимо также адаптировать учебные планы курсов по переобучению к специфике статуса безработного.

Таким образом, возникло противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны, возрастает потребность в переориентации и переподготовке временно неработающей молодежи, а с другой — отсутствует научно-обоснованная система организационно-педагогических средств, обеспечивающих ее удовлетворение.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной переориентации безработной молодежи.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — профессиональная ориентация молодежи.

Предмет — процесс профессиональной переориентации молодежи, состоящей на учете в службе занятости населения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Определить сущность профессиональной переориентации и теоретические подходы к ее исследованию.

2. Разработать этапы процесса профессиональной переориентации граждан, вынужденных сменить свою профессию (специальность).

3. Выявить индивидуально-типологические особенности безработных:.

4. Определить содержание, формы и методы профессиональной переориентации безработной молодежи в условиях службы занятости.

5. Разработать научно-практические рекомендации эффективной профессиональной переориентации молодежи, состоящей на учете в службе занятости.

Гипотеза исследования: эффективность профессиональной переориентации безработной молодежи в условиях службы занятости достигается, если:

— этапы и содержание профессиональной переориентации безработной молодежи определяются запросами рынка труда и индивидуально-типологическими особенностями безработных;

— профконсультация является неотъемлемым компонентом профессиональной переориентации безработных в ситуации вынужденной смены человеком профессии и строится по специальному алгоритму, который предусматривает соответствующие методы диагностики и профотбора;

— профессиональная переподготовка безработной молодежи, осуществляемая в единстве с профессиональной переориентацией, предусматривает психолого-педагогическое сопровождение переобучающихся и формирование у них готовности к самостоятельному поиску работы и трудовой деятельности по новой специальности.

Общую методологию исследования составили общефилософские представления о сущности жизненного самоопределения, природе и механизмах адаптациипедагогические идеи персонифицированного обученияосновные положения теории развивающего обучения и концепции непрерывного образования (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Специальную методологию исследования составили основные положения психологии профессионального самоопределения (Е.А. Климов, А. А. Филиппов, Л. Л. Кондратьева, А. М. Кухарчук, А.Б. Ценципер), идеи о роли труда в личном самоопределении (Н.С. Пряжников), положения концепции профессионального самоопределения молодежи (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова) — представление о структуре профессиональной переориентации (Н.П. Петров) — положения, раскрывающие механизмы социально-психологической адаптации личности (А.А. Налчаджаян, Б. Д. Лысков, Э. Крау.).

Были использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической, экономической и социологической литературы и практического опытавключенное наблюдениесобеседование, анкетирование, интервьюированиеконстатирующий и формирующий этапы экспериментакачественный и количественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: Центр содействия трудоустройству и психологической поддержке населения (Юго-Восточный округ г. Москвы) — Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения г. Москвыкурсы переобучения безработных граждан по специальностям «Учитель начальных классов», «Практический психолог» (Ml Н’У) — курсы переподготовки по специальности «Психология» (факультет психологии МПУ). В экспериментальной работе участвовало 235 человекбезработные, слушатели и преподаватели курсов переобучения.

Исследование проводилось с 1995;го по 1998;й гг., включало три этапа. На первом, поисково-теоретическом этапе (1995;1996 гг.) осуществлялись анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике профориентации, изучалась психолого-педагогическая, социологическая и экономическая литература, разрабатывался научный аппарат исследования.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1997;1998 гг.) изучался опыт работа центров службы занятости, анализировались психологические особенности безработной молодежи, выявлялись эффективные формы и методы профессиональной переориентации, разрабатывался и апробировался спецкурс «Репрезентация и социально-профессиональная адаптация личности на новом рабочем месте».

На третьем, обобщающем этапе (1998 г.) обрабатывались, обсуждались, систематизировались и апробировались результаты экспериментальной работы, углублялись теоретические положения, литературно оформлялся текст диссертации.

Наиболее существенные результаты, лично полученные соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:

— определены сущность профессиональной переориентации и теоретические подходы к ее исследованию;

— разработаны этапы процесса профессиональной переориентации граждан, вынужденных сменить свою профессию (специальность);

— выявлены индивидуально-типологические особенности безработных;

— разработаны содержание, формы и методы профессиональной переориентации безработной молодежи в условиях службы занятости;

— выявлены психолого-педагогические условия эффективной профессиональной переориентации молодежи, состоящей на учете в службе занятости.

Практическая значимость исследования: разработан алгоритм профконсультирования безработной молодежи в ситуации вынужденной смены профессии, спецкурс «Репрезентация и социально-профессиональная адаптация личности на новом рабочем месте», научно-практические рекомендации, которые могут быть использованы в системе профориентации, * профподготовки и переподготовки, в службе занятости.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены использованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования, проведением психолого-педагогического исследования в единстве теории и практики.

На защиту выносятся следующие основные положения: < - уточненное определение профессиональной переориентации безработного, трактуемое как сложный, многоаспектный процесс выбора и овладения новой профессией на основе имеющегося у человека опыта, знаний, навыков, образования и обусловленный потребностью в трудоустройстве и дальнейшем личном и профессиональном развитии- ^ - теоретические подходы к профессиональной переориентации: рассмотрение ее как нового компонента системы профессиональной ориентации, направленного на решение специфических целей и задач, и как подсистемы, которая, наряду с традиционными для профориентации компонентами (проф-консультация, профотбор, социально-профессиональная адаптация), в качестве системообразующего компонента включает профессиональную переподготовку;

— этапы процесса профессиональной переориентации — завершение работы на предыдущем месте, безработица и выбор нового вида занятий, обучение новой специальности, социально-профессиональная адаптация специалиста на новом рабочем месте;

— особенности поведения безработной молодежи в ситуации вынужденной смены профессии определяются характеристиками жизнедеятельного, социально-депрессивного или временно ущемленного типов;

— психолого-педагогические условия эффективной профессиональной переориентации молодежи, состоящей на учете в службе занятости: учет индивидуально-типологических особенностей безработной молодеживключение в содержание профконсультирования в службе занятости пятиблочного алгоритма с использованием метода анализа профессиональных ситуацийпсихолого-педагогическое сопровождение безработной молодежи на этапе переподготовкивключение в учебный процесс профессиональной переподготовки специальных курсов, ориентированных на подготовку слушателей к самостоятельному поиску работы и трудовой деятельности по новой специальностиактивное взаимодействие всех субъектов переориентации (проф-консультанта, преподавателей и психолога курсов переподготовки, самих переобучающихся) — содействие службы занятости переобучающимся в поиске работы по окончании курсовспециальные организационно-методические меры (продление сроков обучения, увеличение количества практических занятий, использование активных форм и методов обучения).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре «Педагогики высшей школы» Mill У (1996 г., 1998 г.), научно-практических семинарах и конференциях центра социально-профессионального самоопределения молодежи института общего среднего образования РАО (1997, 1998 гг.), на международном научно-методическом семинаре «Продуктивное обучение в практике образовательных учреждений (ИНЕПС)» (г. Кемерово, 1997 г.). Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в трех публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Содержание, формы и методы профессиональной переориентации безработной молодежи в условиях службы занятости имеют специфическую направленность, определяющую их отличие от содержания, форм и методов профессиональной ориентации.

Экспериментальное исследование возможностей профконсультации в службе занятости для профессиональной переориентации безработной молодежи позволило определить содержание, формы и методы профессионального консультирования человека, вынужденного сменить профессию (специальность). Содержание профконсультации целесообразно строить в форме беседы не по традиционной схеме, а согласно разработанному пятиблочному алгоритму, который включает:

— исследование мотивов смены клиентом профессии;

— выявление у личности соответствующих способностей и возможностей для успешного прохождения процесса профессиональной переориентации;

— уточнение и коррекцию представлений и притязаний клиента в вопросе трудоустройства;

— формирование у безработного готовности к психологической и профессиональной диагностике;

— специальные методы профотбора (анализ социально-психологических ситуаций из области предполагаемой профессиональной деятельности).

В ходе экспериментальной работы выявлены специфические черты, свойственные переобучающимся (обладание значительным жизненным и профессиональным опытом, наличие определенного профессионального образования, высокая значимость профессиональной деятельности, личностное отношение переобучающихся к своей новой профессии, отсутствие уверенности в трудоустройстве по окончанию курсов переподготовки, сомнения в правильности собственного профессионального выбора, общая растерянность, повышенная тревожность по отношению к будущему), которые обуславливают потребность слушателей курсов в психолого-педагогическом сопровождении. Психолого-педагогическое сопровождение переобучающихся является важным психолого-педагогическим условием эффективной профессиональной переориентации безработной молодежи.

Определено содержание психолого-педагогического сопровождения безработных: психологическая поддержка в процессе преподавания и в форме психологического консультирования и адаптация учебного процесса к особенностям и потребностям контингента курсов переобучения, реализуемая в форме преподавания, учитывающего специфические черты, свойственные переобучающимся и в форме специальных курсов, ориентированных на потребность переобучающихся в подготовке к самостоятельному поиску работы и трудовой деятельности по новой специальности.

Результаты экспериментальной проверки разработанного спецкурса «Репрезентация и социально-профессиональная адаптация личности на новом рабочем месте» показали, что он является средством подготовки слушателей курсов переобучения к самостоятельному решению проблемы трудоустройства по новой специальности, способствует закреплению и развитию специалиста в новой профессиональной деятельности, помогает переобучающимся адаптироваться к выбранной специальности и подготавливает их к предстоящим объективным и субъективным изменениям, необходимым для успешного прохождения процесса профессиональной переориентации.

Реализация содержания, форм и методов профессиональной переориентации безработной молодежи, представленных и апробированных в ходе экспериментальной работы, возможна при условии активного взаимодействия всех субъектов этого процесса — профконсультанта службы занятости, психолога и преподавателей курсов переобучения, самих переобучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование современного состояния проблемы позволило установить, что служба занятости населения РФ имеет достаточные возможности и условия для профессиональной переориентации безработной молодежи, которые, к сожалению, не реализованы в практике полностью. Это отражается на результатах переориентации — значительное количество обученных вновь пополняет ряды безработных. Причины такого положения заключаются в неразработанности концептуального подхода к проблеме, неопределенности содержания, сущности и структуры, использовании на практике традиционных форм и методов профориентации, которые не всегда действенны в ситуации смены профессии, отсутствии необходимых психолого-педагогических условий.

Результаты теоретического исследования позволили определить теоретические подходы к проблеме профессиональной переориентации:

— профессиональную переориентацию необходимо рассматривать как качественно новый компонент системы профессиональной ориентации, появление которого обусловлено социально-экономическими изменениями в стране — прежде всего, ростом безработицы;

— профессиональная переориентация безработных в условиях службы занятости представляет собой систему, компонентами которой являются: профконсультация, профотбор, переподготовка, социально-профессиональная адаптация специалиста на новом рабочем месте;

— системообразующим компонентом профессиональной переориентации безработной молодежи является профессиональная переподготовка, включающая профессиональное переобучение — овладение субъектом, уже имеющим профессиональное образование новой специальностью и подготовку к самостоятельной трудовой деятельности.

Сущность профессиональной переориентации заключается в сложности, многоаспектности процесса выбора и овладения новой профессией на основе имеющегося у человека опыта, знаний, навыков, образования и обусловленностью этого процесса потребностью в трудоустройстве и дальнейшем личном и профессиональном развитии.

Процесс профессиональной переориентации безработного включает четыре основных этапа: завершение работы на предыдущем местебезработица и выбор нового вида занятийобучение новой специальностисоциально-профессиональную адаптацию специалиста на новом рабочем месте. Каждый этап характеризуется определенными психологическими процессами и состоянием личности безработного, которые учитывались нами в определении адекватных форм и методов профессиональной переориентации.

Анализ практики профессиональной переподготовки безработных в России с учетом зарубежного опыта позволил выявить ее основные недостатки:

— большинство курсов переобучения готовят специалистов, невостребованных на рынке труда, так как разрабатываются без учета спроса и динамики рынка труда региона (растущее количество бесперспективных по нашим оценкам курсов не расширяет поле личного профессионального выбора безработного, вынужденного сменить профессию, а лишь дезориентирует его, что в конечном итоге, способствует появлению «вторичной» безработицы, разочарованию в возможностях переобучения и работе службы занятости в целом) — учебные планы курсов не соответствуют целям и задачам профессиональной переподготовки безработных, не учитывают специфики статуса безработного.

Для достижения необходимого эффекта, как показал анализ зарубежного опыта, современная система профессиональной переподготовки безработных должна охватывать наиболее перспективные профессии и специальности, востребованные на рынке труда конкретного региона и использовать персонифицированные программы профессионального обучения, которые предусматривают: ориентацию на конкретного человека — безработного, с учетом основной цели обучения — разрешения проблемы трудоустройства, а так же условий и особенностей сложной жизненной ситуации, в которой он оказался, особенностей психологического состояния безработного, которое отражено в его статусеспециальную подготовку преподавателей для работы с такой аудиториейдифференцированный подход в разработке учебных программ к различным категориям незанятого населения, обладающих специфическими особенностями психологического, полового, возрастного, социального, экономического планаиндивидуальный подход к конкретному человеку и ситуации, в которой он оказался, преодолении формализма в профотборе и направлении кандидатов на профессиональное переобучение, которое достигается разработкой и использованием в работе профконсультанта службы занятости специальных методик диагностики и профотбора.

В плане реализации индивидуального подхода в процессе профессиональной переориентации различных категорий безработной молодежи (выпускники техникумов, училищ, вузоврабочие и специалисты, уволенные по сокращению штатовматери, находящиеся в дикретном отпуске, беженцы, переселенцы, сироты и др.) нами выявлены особенности поведения людей в ситуации вынужденной потери работы и определены следующие типы безработных.

1. Жизнедеятельный тип. характеризующийся высокой социальной мобильностью, личностной активность, достаточной адаптированностъю в современных условиях, готовностью к смене профессии и успешному прохождению процесса профессиональной переориентации.

2. Социально-депрессивный тип, характеризующийся иждивенческим отношением к бирже труда, проявлением инфантильности и потребительской позиции, отсутствием личной и социальной активности, ответственного отношения к принятию решений, а поэтому — недостаточной подготовленностью к профессиональной переориентации.

3. Временно ущемленный тип, характеризующийся крайней психологической нестабильностью, чувством ущемленности, обиды, неготовностью к конструктивному решению проблемы трудоустройства посредством профессиональной переориентации.

В ходе опытно-экспериментальной работы были разработаны и апробированы содержание, формы и методы профессиональной переориентации безработной молодежи на этапе профконсультирования в службе занятости и профессиональной переподготовки на курсах.

Содержание профконсультации в ситуации вынужденной смены человеком профессии целесообразно строить в форме беседы не по традиционной схеме, а согласно разработанному пятиблочному алгоритму, который включает: исследование мотивов смены клиентом профессиивыявление у личности соответствующих способностей и возможностей для успешного прохождения процесса профессиональной переориентацииуточнение и коррекцию представлений и притязаний клиента в вопросе трудоустройстваформирование у безработного готовности к психологической и профессиональной диагностикеспециальные методы профотбора (анализ ситуаций из области предполагаемой профессиональной деятельности).

Новым содержательным компонентов профессиональной переподготовки явилось психолого-педагогическое сопровождение безработных, которое включает: психологическую поддержку в процессе преподавания и в форме психологического консультирования и адаптацию учебного процесса к особенностям и потребностям контингента курсов переобучения, которая реализуется в форме преподавания, учитывающего специфические черты, свойственные переобучающимся и в форме специальных курсов, ориентированных на потребность переобучающихся в подготовке к самостоятельному поиску работы и трудовой деятельности по новой специальности.

Результаты экспериментальной проверки разработанного спецкурса «Репрезентация и социально-профессиональная адаптация личности на новом рабочем месте» показали, что он является средством подготовки слушателей курсов переобучения к самостоятельному решению проблемы трудоустройства по новой специальности, способствует закреплению и развитию специалиста в новой профессиональной деятельности, помогает переобучающимся адаптироваться к выбранной специальности и подготавливает их к предстоящим объективным и субъективным изменениям, необходимым для успешного прохождения процесса профессиональной переориентации.

В ходе исследования выявлены психолого-педагогические условия, определяющие эффективность профессиональной переориентации безработной молодежи: учет индивидуально-типологических особенностей безработной молодежи (жизнедеятельного, социально-депрессивного, временно ущемленного типов) в процессе профессиональной переориентациипостроение профконсультации в службе занятости по пятиблочно-му алгоритму с использованием анализа профессиональных ситуацийпсихолого-педагогическое сопровождение безработной молодежи на этапе переподготовки, направленное на оказание квалифицированной педагогической и психологической помощи переобучающимся в преодолении трудностей личного и профессионального плана, обусловленных сменой профессиивключение в учебный процесс профессиональной переподготовки безработной молодежи специальных курсов, ориентированных на подготовку слушателей к самостоятельному поиску работы и трудовой деятельности по новой специальностиактивное взаимодействие всех субъектов переориентации (проф-консультанта, преподавателей и психолога курсов переобучения, самих переобучающихся) — содействие службы занятости в поиске работа по окончанию курсовспециальные организационно-методические меры (продление сроков обучения, увеличение количества практических занятий, использование активных форм и методов обучения).

Исследование проблемы профессиональной переориентации безработной молодежи выявило недостатки и потенциальные возможности дальнейшего развития системы профессиональной переориентации безработной молодежи в условиях службы занятости. Нам представляется перспективным теоретическое и методическое обоснование этапа завершения работы на прежнем рабочем месте и этапа социально-профессиональной адаптации в новой профессии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. — 253 с.
  2. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. М., 1994. — Том 15, № 1., стр. 3 — 12.
  3. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., МГУ, 1985 г.-197 с.
  4. АГ. Психология личности. Учебник М., 1990. 321 с.
  5. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. М., 1989. — № 1. — С. 92−100.
  6. Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. — 214 с.
  7. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М., 1986 г. — 348 с.
  8. В.П. Персонифицированное образование//Педагогика. -1998 г., № 2, с. 12−17.
  9. Бестужев-Лада И. В. Безработица? Не может быть! М., 1992 г., 59 с.
  10. М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Изд-во «Совершенство»., 1997. — С. 298.
  11. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации-личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Отв. ред. В. А. Бодров. М., 1991. — С. 3−24.
  12. В.А. Психология предпринимательской деятельности: (Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х гг.) / Рос. АН, Ин-т психологии- Под общ. ред. Бодрова В. А. М.: ИПРАН, — 1995. — 175 с.
  13. Е.М., Гуревич И. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988 г., № 1., стр. 17−25.
  14. К.Х. Безработица и неполная занятость // Социологические исследования. М., 1993. — № 10. — 101 с.
  15. В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов / Учебное пособие. М.: Изд-во НИИ труда, 1976 г. — 147 с.
  16. С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал. М., 1990. — № 1. — С. 67−72.
  17. JI.A. К вопросу о профессиональной адаптации будущих специалистов // Проблемы философии. Киев, 1988. — Вып. 76, с. 77−81.
  18. А.Ю., Федоришин Б. А. Индивидуальная профконсультация как межличностное взаимодействие // Вопросы психологии. М., 1985. -№ 6. — С. 76−77.
  19. Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. -СПб., 1994 190 с.
  20. Вопросы практической психодиагностики и консультирования. Под ред. Н. Н. Обозова. Л., 1989. — 289 с.
  21. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984 г.
  22. Высшая школа России: состояние и проблемы развития. М., 1993.-96 с.
  23. В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984 г. — 132 с.
  24. Г., Гильдингерш М. Безработный глазами социологов // Человек и труд. М., 1993. — № 12. — С. 18−26.
  25. В.Е., Магун B.C. Уволенные на рынке труда: новая работа и социальная мобильность // Социологический журнал. 1994 г., № 1, с. 134−149.
  26. Глазунова А, Кязимова К. Франция: подготовка преподавателей для переобучения безработных // Человек и труд. -1994., № 3. с. 25.
  27. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988 г. — 67 с.
  28. А.А., Пошевнев Г. С., Плюснин Ю. М. Структура поведения безрабсггного//Вопросы психологии. 1996 г. № 5, с 99−108.
  29. Т. К. Профессионально-образовательная мобильность молодых безработных в современном российском обществе: Дис. .канд. соци-ол. Наук: 22.00.06. СПб., 1995. — 169 с.
  30. А. Индивидуальная защита от безработицы. М.: «Белый город» (Товарищество российских издателей)., 1992. — С. 96.
  31. Ю.Д., Семенова Н. Н. Люди на работе и в поисках работы (по материалам зарубежных исследований) // Сборник научных трудов. М., 1994. — Выпуск № 1., стр. 26- 31.
  32. JI. Р. Механизмы психологической защиты: (Генезис, функционирование, диагностика): Дис. .канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1994. — 196 с.
  33. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993 г., 164 с.
  34. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970 г. — 89 с.
  35. М.М. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики. Харьков, 1994 г. — 37 с.
  36. В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические основы построения учебных предметов.) М.: Педагогика, -1972. -165 с.
  37. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  38. С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных // Социологические исследования. М., 1994. — № 5. — С. 82−89.
  39. С.Л. Социальная типология безработных // Человек и труд. М., 1993. — № 5/6. — С. 22−24.
  40. В.Н. Индивидуальность и способности: Сб. науч. тр. / Рос. АН, Ин-т психологии- М.: ИПРАН, — 1994. — 142 с.
  41. В.Н. Структура и логика психологического исследования.-М., 1993.-367 с.
  42. В. Ф. Личность в рыночном обществе: Дис. .канд. со-циол наук: 22.00.03. Ростов н/Д, 1995. -118 с.
  43. И.Е. Труд, занятость, безработица. М., 1992., — 160 с.
  44. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С. 173−188.
  45. З.Б. Личность и профессиональная адаптация. С: Изд-во Болт. Акад. наук, 1981. — 187 с.
  46. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988 г. — 219 с.
  47. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. — 174 с.
  48. Е.А. Психология профессионального самоопределения -Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996 512 с.
  49. Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии. !983, № 1., стр. 1625.
  50. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993 г.
  51. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. М., 1982. — Том 3, № 6, cip. 9−22.
  52. С.Г., Тучков А. И. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы. СПб., 1992 г. — 85 с.
  53. А.Е., Слуцкий Е. Г. Безработица среди подростков и молодежи: (Состояние. Проблемы. Пути решения) / РАН. Ин-т соц. экон. пробл. -СПб., 1993. — 72 с.
  54. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово, 1995. — 143 с.
  55. Компоненты адаптационного процесса. В. И. Медведев и др. Л.: Наука, 1984. — 111 с.
  56. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984 г. -163 с.
  57. И.М., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития/ТВопросы психологии. 1989 г., № 5, с. 158−164.
  58. А. Т. Профессиональная мобильность как фактор социальной дифференциации молодежи: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.03. М., 1995. — 136с.
  59. Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения // Человек и труд. М., 1994. — № 2. — С. 6−14.
  60. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Ярославль, — 1993. — 53 с.
  61. Т.Л. Структура процесса адаптации молодых специалистов // Актуальные проблемы науки. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1970, с. 108−116.
  62. JI.В., Шабанова М. А., Шарнина О. В. Человек и рынок: проблемы социальной адаптации // Социологические аспекты перехода к рыночной экономике. Новосибирск, 1994 г., с. 13−30.
  63. Л., Непряхина В., Иванова, Л. Профилактика безработицы среди выпускников посол // Человек и труд. М., 1994. — № 8. — С. 19−23.
  64. Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения // Вопросы психологии, 1972. № 1. — С. 56−68.
  65. В. Т. Социальные аспекты развития системы профессионального обучения и переобучения безработных: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.06. Саратов, 1995. — 127 с.
  66. И.К. Социально-психологические факторы адаптированно-сти рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 203−213.
  67. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985 г., № 1, с. 86−93.
  68. Л.А. Некоторые аспекты социальной помощи безработным. -М., 1992 г.-28 с.
  69. В.Ф. Социальная и профессиональная ориентация школьников. В кн.: Актуальные проблемы трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи. — Саранск, 1975 г. — 74 с.
  70. А.М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976 г. — 118 с.
  71. К. Профессиональное обучение незанятых: концептуальные подходы // Человек и труд. М., 1993. — № 10. — С. 18−22.
  72. К., Кобец, В. Профессиональное обучение эффективная поддержка безработных //Человек и труд. — М., 1993. — № 5/6. — С. 19−21.
  73. Т. Профессиональное обучение безработных: (Опыт восточ-ногерм. земель) // Мировая экономика и междунар. отношения. М., 1994. -№ 8/9. — С. 156−160.
  74. В.Л. Проблемы руководства жизненным самоопределением личности старшеклассников: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. пед. наук.-М., 1974 г.-17 с.
  75. Лэни Арредондо. Искусство деловой презентации. Челябинск: «Урал LTD», 1998.-511 с.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г. 314 с.
  77. В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  78. .Д. Социально-трудовая адаптация личности и проблема отклоняющегося поведения // Веста. Ленинградского университета, 1986. № 1.-С. 75−80.
  79. B.C., Гимпельсон В. Е. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда // Социологические исследования. М., 1993. — № 9. — С. 73−84.
  80. И.С. Российский рынок труда на современном этапе (тенденции, специфика условий формирования, противоречия, принципы регулирования). М., 1992 г., 38 с.
  81. А.м. Проблемные ситуации в обучении. М.: Педагогика. — 1972. — 87с.
  82. А.А. Трудовой потенциал Российской молодежи: структура, воспроизводство, перспективы: Монография / Рос. акад. упр. М.: Луч, 1992. — 145 с.
  83. И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол наук. М., 1975. — 21 с.
  84. . Как найти подходящую работу и сделать так, чтобы Вам ее предложили. М., 1992 г., 16 с.
  85. А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы и стратегия). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 262
  86. А., Гривина И., Колосова, Г. Профессиональное обучение безработных: региональные программы // Человек и труд. М., 1995. — № 5. — С. 8−11.
  87. А.А. Проблемы занятости и безработицы в Швеции // Население и трудовые ресурсы: проблемы и решения, зарубежный опыт. М., 1992. С. 55−66.
  88. А. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Ме-ждунаротные отношения, — 1991. -180 с.
  89. П., Василькова, Т. Профессиональное обучение незанятого населения // Человек и труд. М., 1996. — № 1. — С. 42−44.
  90. Н.Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми. Киев, 1993.-169 с.
  91. Опыт организации центров профессиональной информации при биржах труда Германии. М.: РУЦ, 1997. — 45 с.
  92. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных. Методические рекомендации. М., 1994. — 23 с.
  93. Организация профориентационной и профконсультационной работы. Учебно-методическое пособие / Под ред. В. А. Щегорцова. М., 1998. -152 с.
  94. Н. А. Динамика социально-психологической адаптации: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.05. М., 1995. — 192 с.
  95. .Д., Милославова И. А. К вопросу о социально-психологической адаптации молодежи к труду. В кн.: Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. — Ярославль, 1971 г., с. 68−69.
  96. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенка, Е. Н. Шиянов. -М: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  97. Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу //Психологический журнал. М., 1992 г., № 1, с. 126−130.
  98. В.Ф., Митина О. В. Отношение граждан России к реформам и типология политических установок // Психологический журнал. М., 1997 г., Том 18, № 5, стр. 31.
  99. В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психологический журнал. М.: Наука., 1993. — Том 14., № 3.-С. 15−21.
  100. Подымалов Н, Тягушев, А. Организация системы профессионального обучения безработных // Пробл. теории и практики упр. М., 1994. — № 6. — С. 86−89.
  101. Н.Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда. М., 1990. -132 с.
  102. Проблема самоопределения молодежи в новых социально-экономических условиях. Кемерово, 1995. — 221 с.
  103. Ф. Безработица в переходной экономике России // Человек и труд. -1998, № 1, с. 37−47.
  104. Ф. Политика занятости. Необходима системное видение // Человек и труд. М., 1993. — № 12. — С. 27.
  105. Профессиональная ориентация незанятого населения в России и Швеции. Учебно-методическое пособие. М.: РУЦ, 1996. — 117 с.
  106. Профессиональное обучение незанятого населения / Федерал. Гос. служба занятости России. М.: Скифы, 1993. — 104 с.
  107. Профессиональная ориентация: этапы и методы. (Методические рекомендации). Ч. 3. Киев, 1990 г., 126 с.
  108. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. -Киев: «Наукова думка», -1989 г., 304 с.
  109. E.H. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. М., 1993. № 4, стр. 21−24.
  110. Н.С. Профориентационные игры, проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М., 1991 г. — 32 с.
  111. Н.С. Теоретико-методологические основы активизациипрофессионального самоопределения. Автореферат дис.док. пед. наук.
  112. Екатеринбург, 1995 г., 39 с.
  113. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — 152 с.
  114. М. Что дает профессиональная переквалификация в борьбе с безработицей // Рос. экон. журн. М., 1994. — № 8. — С. 57−59.
  115. А.И., Збышко Б. Г., Ишин, В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.: «МИК»., 1997. — С. 154.
  116. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946 г., с. 619 620.
  117. В.Ф., Новиков Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности//Психологический журнал. 1984 г., Том 5, № 4, с. 65−74.
  118. Сборник нормативных и учебно-методических документов по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения. / Федеральная служба занятости России. -Москва, 1995. 116 с.
  119. В. В. Социальное содержание занятости населения в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис. .канд. социол. наук: 22.00.03. -Саратов, 1995. 131 с.
  120. О., Кириллова, Н. Возрастающая роль профессиональной подготовки // Человек и труд. М., 1994. — № 1. — С. 6−10.
  121. Словарь современного русского языка. М, — JL, Т. 13, 1972 г., с.
  122. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения. (Из опыта Финляндии). Методическое пособие. М.: РУЦ, 1997 г. — 200 с.
  123. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1987 г. — 223 с.
  124. Статистика: профессиональное обучение и трудоустройство безработных // Человек и труд. М., 1994. — № 2. — С. 15−16.
  125. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — с.57−58.
  126. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости. Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, М. С. Савиной. -М&bdquo- 1995 г., 170 с.
  127. Твоя профессиональная карьера (8−9 кл.): Программы для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», — 1997. — 95 с.
  128. Ю.В. психологические концепции профессиональной ориентации в США: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972. — 22 с.
  129. А.А., Кондратьева JI.JI. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности. В кн.: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М., 1976 г., с. 65−76.
  130. А. О. Социальные проблемы безработных (Новосибирская область) // Социологические исследования. М., 1996. — № 11. — С. 21.
  131. Н., Глазкова С. Самочувствие безработных на рынке труда // Человек и труд. М., 1993 г., № 8, с. 27−29.
  132. С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: «Педагогика», 1987,157 с.
  133. А. Каждый десятый безработный получает новую профессию // Человек и труд. М., 1995. — № 3. — С. 33−34.
  134. В. Оценка результативности программ профессионального обучения незанятых граждан // Человек и труд, 1997, № 3, — с. 81−84.
  135. Шогенов 3. А. Формирование социальной активности личности в новых социально-экономических условиях: Дис. .канд. социол. наук: 22.00.03.-М., 1994.- 126 с.
  136. М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01. Пермь, 1994. — 330 с.
  137. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1982.
  138. Banka A. Unemployment stress as perceived by officers working with the unemployed. Pol Psycol. Bull., 1993, v. 24, № 1, p. 41−50.
  139. Rotter J. Generalized expctacies for internal versus external control of reinforcevent. Psychol. Monographs: General and Applied, 1966, v. 80, № 1, p. 128.
Заполнить форму текущей работой