Педагогическая ситуация:
Ирина Сергеевна вывела детей на прогулку, построила их в большой круг, а в середине начертила жирный ядовито-фиолетовый маленький кружок.
— Смотрите, дети, это будет у нас «позорный круг», — начала объяснять она. — В него сегодня поставим Игоря: он оделся последним. Становись, Игорь, пусть на тебя дети посмотрят.
Игорь стал пунцово-красный, опустив руки, потупившись.
— Что надо сказать? — грозно вопрошала Ирина Сергеевна.
А Игорь не знал, что говорить. Он знал, что сегодня они с папой пойдут в больницу за мамой и маленькой сестренкой. Они еще с вечера навели порядок в квартире, приготовили цветы. Игорь все утро думал об этом, наверное, задумался, когда одевался, и…
— Ах, да ты еще молчишь… — зло заговорила воспитательница, вплотную подойдя к Игорю.
В это время на площадке показалась заведующая. Лицо воспитательницы расплылось в улыбке, она громким голосом запела: «Каравай, каравай… — в такт хлопая в ладоши, — веселее, детки, веселее, пташки вы мои. И ты, Игоречек, танцуй веселее: у тебя сегодня праздник».
Дети, широко раскрыв глаза, нестройно вступили: «…кого хочешь выбирай, выберешь, поставишь, танцевать заставишь…».
И только Игорь не сдвинулся с места.
Проанализируйте поведение Ирины Сергеевны. В чем несостоятельность ее как воспитателя?
Какой урок преподал воспитатель детям?
Решение предложенной педагогической ситуации:
Поведение Ирины Сергеевны было некорректным и педагогически неверным по отношению к Игорю. Воспитатель, не замечая эмоционального состояния Игоря, стала ругать его в присутствии сверстников за то, что он оделся последним.
Несостоятельность Ирины Сергеевны как воспитателя в том, что она, кроме того, что сделала грубое замечание в адрес ребенка в присутствии окружающих, еще и показала урок заискивания, лести и угодничества перед другим вышестоящим человеком (заведующей).
Воспитатель преподал детям очень плохой урок. Дети были в растерянности, видя противоречивое поведение воспитателя. Ее лживые действия противоправны, так как это привело к потере доверия и уважения маленьких детей. Ведь заискивание — это стремление добиться чьего-то расположения путем лести и угодничества. А лесть — это угодливое и лицемерное восхваление.