Биологические викторины.
Внеклассная работа
В школьной практике часто проводятся викторины по рисункам. Например, дается изображение гиены и предлагаются вопросы: что это за животное? Где оно обитает? Желательно давать несколько рисунков или засушенных растений с предложением назвать их или рассказать о местах их обитания и т. д. внеклассный педагогический школа Для среднего возраста можно рекомендовать викторины-загадки, которые метко… Читать ещё >
Биологические викторины. Внеклассная работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большой популярностью среди школьников пользуются различного рода биологические викторины. Эта игра проводится по-разному, но во всех случаях она активизирует мыслительную деятельность играющих, дает возможность проверить знания по важным вопросам из жизни природы.
В одних случаях викторину проводят для «разминки», чтобы выявить силы соревнующихся команд или их представителей. В других случаях — как подведение итогов изучения курса биологии или проведенной работы, например на Празднике урожая, на Празднике птиц, на читательской конференции и т. д.
Построение вопросов викторины зависит от аудитории. Если, например, проводится общешкольное мероприятие, то вопросы можно подбирать такие, чтобы ответы на них были краткие, например: «Какая разновидность капусты является однолетним растением?» (Цветная капуста). В некоторых вопросах можно давать более широкие сведения о растениях и животных, например: «В реках Южной Америки живут хищные рыбы, которые стаями нападают на скот во время водопоя. Своими острыми зубами они впиваются в ноги животного. От боли животное падает, и рыбы с молниеносной быстротой начинают его пожирать. Как называются эти хищные рыбы?» (Пираньи). В последнем случае интересные сведения нацеливают учащихся не только на ответ, но и лучшее запоминание названия хищной рыбы, если дети впервые о ней слышат.
Если проводится викторина среди небольшого количества учащихся, то можно ставить вопросы, требующие более распространенного ответа. Например, на вопрос, почему в большую жару собака выставляет язык, ответ не будет однословным. Он требует более полного объяснения. Учащиеся должны ответить, что потовые железы у собак расположены на подушечках пальцев, а не по всему телу. Поэтому в большую жару собака высовывает язык, что способствует значительному испарению слюны. А это в свою очередь понижает температуру тела. Подобные вопросы можно ставить при проведении занятий с кружком юннатов или при организации биологических олимпиад и т. д.
В школьной практике часто проводятся викторины по рисункам. Например, дается изображение гиены и предлагаются вопросы: что это за животное? Где оно обитает? Желательно давать несколько рисунков или засушенных растений с предложением назвать их или рассказать о местах их обитания и т. д. внеклассный педагогический школа Для среднего возраста можно рекомендовать викторины-загадки, которые метко характеризуют или рисуют в общих чертах растение или животное. Кто не сможет дать ответ, будет стараться запомнить ответы товарищей. В одном случае вопрос может быть широким, а ответ односложным, то в другом случае вопросы очень краткие, но ответа требуют распространенного. Здесь нельзя отдать предпочтение какому-нибудь одному типу построения викторин. Все они могут быть полезны, если проводить их с учетом возраста учащихся и степени их подготовленности.
Если для ответов на вопросы нужна специальная подготовка, то их следует заблаговременно вывесить на видном месте. Тогда учащиеся смогут найти литературу, где есть описание нужного им объекта или ответ на поставленный вопрос. Но можно подобрать и такие вопросы, которые требуют смекалки, рассуждения или сравнения.
Кроссворды, чайнворды, ребусы. Не менее интересным занятием для школьников стали разгадки кроссвордов, чайнвордов, ребусов и различного рода головоломок. Методики их создания зависит от характера игры. Например, в кроссворде делается такой подбор слов, чтобы при пересечении их можно было прочесть слова другого значения.
Чайнворд образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним. Иногда кроссворд составляется в чайнворде, что придает игре особую форму. Во всех случаях такие игры-задачи требуют от учащихся определенных знаний, заставляют их искать ответы в научной и справочной литературе, что положительно сказывается на развитии школьников. Еще больше пользы будет тогда, когда учитель направит деятельность учащихся на составление подобных игр. В таком случае составителю придется изучить много литературы, сделать подбор материала по теме, определить форму и основное направление игры. То, что учащимся основательно проработано, долго сохраняется в его памяти.
Разгадывание кроссвордов, чайнвордов и ребусов можно с успехом применять и при повторении практически любой темы курса ботаники или зоологии. При этом учащимся можно дать как готовые головоломки по изучаемой теме, так и предложить им самим составить собственные.