Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Визуальная культура — это художественно-коммуникативная система, доминирующая в современном мире. Она может быть рассмотрена на двух уровнях: 1) социально-эстетическом — как совокупность визуально воспринимаемых художественно-эстетических ценностей, включающих многоуровневую знаковую систему, моделирующую в визуальных образах картину мира- 2) личностном — как система эстетического взаимодействия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-исторические предпосылки овладения визуальной культурой
    • 1. 1. Анализ подходов к исследованию визуальной культуры
    • 1. 2. Социокультурная обусловленность восприятия шрифтового знака в визуальных коммуникациях и педагогический потенциал освоения искусства шрифта
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия развития визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта
    • 2. 1. Разработка модели развития визуальной культуры студентов при изучении искусства шрифта
    • 2. 2. Внедрение модели развития визуальной культуры студентов средствами педагогической знаково-коммуникативной модульной междисциплинарной технологии «Визуальная культура: от, А до Я»
    • 2. 3. Экспериментальное исследование динамики развития визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интенсивность преобразований в современном обществе обусловлена многими факторами, среди которых важное место занимают идеи глобализации, высокие технологии, визуальные коммуникации, информационные инновации, эргономика и дизайн. Меняются культурные и образовательные приоритеты. Всё это влияет на характер современной культуры, содержание и способы передачи знаний новому поколению.

В современном мире возрастает значение зрительных образов, так как зрительная информация усваивается полнее и легче, чем другие формы передачи информации (Р. Арнхейм, Г. Вёльфлин). Это обоснованно и с точки зрения физиологии: визуальная информация занимает около 80% от всего информационного потока, воспринимаемого человеческим организмом (М.М. Безруких, Т. Г. Бетелева, В. И. Ткаченко и др.) (14. С.7), (15).

Визуальная культура, являясь важнейшей составляющей общей и художественно-эстетической культуры, представляет собой часть духовной культуры человека. С точки зрения зарубежных культурологов, пластические, визуально воспринимаемые, искусства наиболее активно формируют процесс культурного развития человека (М. Диковицкая, В.Дж.Т. Митчелл).

Искусство, как универсальный способ передачи информации, развивает художественное познание и активизирует художественное самовыражение. «Культура есть высший способ организации элементов бытия» — отмечал Б. П. Юсов (158. С.55). Интеллектуально-познавательные, духовно-нравственные, эмоционально-ценностные критерии человека в идеале должны пронизывать и дополнять друг друга, тогда возможно полноценное, всестороннее развитие личности, её органичное вхождение в культурное пространство (Б.Т. Лихачев, П. С. Гуревич, Н. Б. Крылова, Н.И. Киященко).

Синтетичность культуры 21 века отражает тенденцию к стиранию национальных границ, этнических особенностей культур, но одновременно ведёт к взаимному их обогащению. В основном это осуществляется на языке визуальных образов. Философы, психологи, педагоги признают, что значимость визуальной культуры — в универсальности её языка. Однако глубина её зависит от личностного — зрительного, эстетического и др. опыта человека (П.А. Флоренский, Б. В. Раушенбах, О.И. Генисаретский).

Для современного общества характерны рост количества и качества знаний вследствие технического и научного прогресса. Это порождает увеличение интенсивности коммуникаций и развитие систем передачи знаний. Возникает явный спрос на максимальную скорость и насыщенность потока информации. Из трех путей передачи информации — визуального, аудиального и кинестетического, это может обеспечить прежде всего визуальный способ. Аудиальный способ существенно проигрывает из-за линейного характера внимания адресата и большой зависимости от времени. Кинестетический же становится аутсайдером сразу по двум причинам. Первая — требование непосредственной близости к объекту — чтобы осуществлять касание. Вторая — отсутствие такой же «скоростной» системы для осязания, как изобретенная человечеством речь, письменная или устная (исключение составляет система чтения по Брайлю, но и ей свойственна низкая «пропускная способность»).

С позиций «культурного поворота» (М. Диковицкая), ситуацию по изменению приоритета передачи информации с вербального способа на визуальный во второй половине 20 века описывает искусствовед Л. Н. Березовчук: «.сегодня, наконец, пришло долгожданное и фундаментальное осознание: зрение — это точно такой же, богатейший по своим ресурсам инструмент познания, как и абстрактно-логическое мышление, которое выражается в семиотических системах, прежде всего — в вербальной. Принципиальное различие состоит в природе носителей информации в каждой из познавательных (когнитивных) систем: для зрения — это образы, а для абстрактно-логического мышления — это конвенциональные для культурного сообщества знаки» (17).

Л.С. Выготский рассматривал знаки как средство управления поведением человека, считая, что вне представлений о сложной системе символов (или знаков) не может развиваться человек, не может возникнуть мысль (33), М. М. Бахтин видел возможность существования высших психических функций только в знаковом материале (13. С.78−79). Искусству как универсальному способу передачи информации, развивающему художественное познание, активизирующему художественное самовыражение, посвящены отечественные научные исследования, в том числе — сотрудников Института художественного образования РАО. В них рассматриваются проблемы развития художественных способностей учащихся (Е.В. Коротеева), эстетического воспитания (Л.П. Печко, Е.М. Торшилова), интеграции в художественном образовании (И.Э. Кашекова, Л.Г. Савенкова).

Передача сведений и сообщений часто выражается при помощи текста, то есть, с визуальной точки зрения, при помощи шрифта и типографикиискусства размещения информации в печатном или электронном формате. Шрифт участвует в коммуникации самым непосредственным образом: он придает визуальный образ сообщению, обеспечивает важнейшие информационные процессы: хранение информации, её передачу и обработку.

От начертания, цвета, размера шрифта во многом зависит реакция зрителя на представленное сообщение. Для восприятия, осмысления и оценки этих возможностей шрифта нужно обладать визуальной культурой, воспитывать которую необходимо с детства. Особенно значима визуальная культура для педагога-художника, так как именно учитель изобразительного искусства призван воспитывать вкус, эстетическое отношение и визуальную культуру у подрастающего поколения. Но здесь возникает противоречие: развитие визуальной культуры необходимо современному человеку как часть его общей культуры, однако оно не входит в педагогические задачи современного образования. В связи с этим обозначается проблема: как развить визуальную культуру и подготовить будущих преподавателей изобразительного искусства к развитию визуальной культуры учащихся?

На основании обозначенной проблемы определена тема диссертационной работы: «Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта».

• Объект исследования — учебная деятельность по изучению искусства шрифта.

Предмет исследования — процесс формирования визуальной культуры студентов при освоении искусства шрифта.

Цель исследования — определить закономерности, сущность, структуру развития визуальной культуры как составляющей общей культуры человека.

Задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия развития визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей на занятиях по искусству шрифта;

2. Разработать и экспериментально проверить педагогическую модель развития визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей и технологию ее реализации;

3. Разработать и внедрить в педагогический процесс интегративный междисциплинарный учебно-методический комплекс «Искусство шрифта».

Гипотеза исследования.

Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей будет эффективно, если: I.

— визуальная культура понимается как культура эстетического взаимодействия человека с визуальными художественными образами, и состоит из трех взаимосвязанных процессов: восприятие визуальной информации, выражение личностной оценки, создание выразительных визуальных образов;

— шрифт понимается как эстетическая ценность, важная часть художественно-коммуникативной системы, и, сообразно своей синтетической основе — пластической, конструктивной, семантической — осваивается в условиях междисциплинарной интеграции;

— разработана модель развития визуальной культуры студентов, которая реализуется средствами комплексной педагогической технологии.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные положения: о проблемах профессиональной подготовки в целом (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И .Я. Лернер) — о построении педагогических систем (В.А. Сластенин, A.A. Криулина) — о развитии личности и её способностей в процессе творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Т. С. Альтшуллер, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — о роли визуальной культуры в развитии личности и эстетическом опыте человека (О.И. Генисаретский, М. С. Каган, K.M. Кантор, Н. И. Киященко, Л. О. Лосский, П.А. Флоренский) — о роли знаковых систем в различных науках и искусствах — с учетом синтетической, интегративной природы знака (У. Эко, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр) — о проблеме художественного мышления при создании и восприятии художественного образа (Р. Арнхейм) — о раскрытии культурной сущности образования (Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачев) — о психолого-педагогических и социокультурных аспектах формирования визуальной культуры в художественном образовании и воспитании (A.B. Бакушинский, М. Диковицкая, В. П. Зинченко, Б. М. Неменский, В. М. Розин, К. Фридман, Дж.Д. Херберт, Б.П. Юсов) — о междисциплинарном изучении искусства шрифта и о коммуникативной функции шрифтовой графики в дизайне (Ю.Я. Герчук, Ю. М. Гордон, М. Г. Жуков, И. И. Птахова, В. А. Фаворский, Я. Чихольд) — технологий обучения (Г.К. Селевко).

Методы исследования: историко-теоретический анализ философских, психолого-педагогических, искусствоведческих источников по исследуемой проблемепедагогическое моделированиеопытно-экспериментальная работаэмпирические методы и диагностические методики по выявлению состояния проблемы в практике образованияанализ творческих работ студентовэлектронно-иллюстративное тестирование.

Опытно-экспериментальная база исследования — Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (ХГФ, ФХТО);

Уральский государственный университет, Магнитогорский государственный педагогический университет. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 500 студентов очного и заочного отделения по специальностям «дизайн и компьютерная графика», «изобразительное искусство», «декоративно-прикладное искусство" — внедрена технология на специализациях «культурология», «документоведение», курсах повышения квалификации учителей ИЗО «Графический дизайн» и «Визуальная культура». Дополнительные исследования проводились: в рамках ведения занятий на курсах повышения квалификации при ИХО РАО (Москва) — общеобразовательные школы г. Нижнего Тагила (МОУ СОШ № 18, МОУ СОШ № 105) — учебные заведения Горноуральского городского округа (38, среди них 13 общеобразовательных школ: № 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 19, 21) — Всероссийский молодёжный лагерь-семинар «РОСТ" — детский развивающий центр «Сказка» г. Москвадетская школа искусств № 1 г. Артёмовскийсеть детских библиотек г. Нижний Тагил, Нижнетагильский муниципальный театр кукол.

Научная новизна исследования.

1. На основе системного анализа культурологических исследований выявлены закономерности развития визуальной культуры: появление интереса и мотивации — накопление визуальной и вербальной информации — анализ ее пластических, конструктивных, семантических характеристик — художественный замысел — трансформация существующих визуальных форм в продуктивной творческой деятельности — обобщение и рефлексия.

2. Разработана педагогическая модель развития визуальной культуры, которая строится на принципах междисциплинарности (по форме), интегративности (по содержанию), проблемности (по типу обучения).

Психолош-педагогическими условиями реализации модели являются: 1) поддержание мотивации к творческой деятельности средствами комплекса учебных заданий на визуализацию знаний и чувств, обеспечивающих диалог, коммуникацию в ходе непрерывной идентификации зрительной информации;

2) интегрированное содержание обучения, направленное на развитие восприятия, памяти, мышления, формирование ассоциативных связей;

3) использование информации и чувственного опыта из разных дисциплин и видов искусства для воплощения идеи- 4) построение обучения на междисциплинарных модулях, обеспечивающих целостное освоение искусства шрифта и формирующих оптимальную информационную визуальную среду- 5) продуктивная творческая деятельность и ее оценка.

Теоретическая значимость исследования. уточнено понятие «визуальная культура» — это система эстетического взаимодействия человека с визуальными художественными образами, включающая восприятие визуальной информации, личностную оценку увиденного, создание выразительных визуальных образовразработана и концептуально обоснована междисциплинарная модульная педагогическая технология «Визуальная культура от, А до Я», обеспечивающая построение гибкой модификации учебного процесса, с учетом учебных задач различных художественных дисциплинсформулированы критерии развития визуальной культуры: готовность к художественной коммуникации, готовность к созерцанию и обобщению, оригинальность интерпретации, адекватность рефлексии.

Практическая значимость исследования. Разработан учебно-методический комплекс по развитию визуальной культуры, включающий учебные программы, наглядно-методическое пособие, рабочую тетрадь, словарь терминов, методические рекомендации по дисциплинам дизайн-цикла, рабочие программы с междисциплинарной связующей «Искусство шрифта».

Материалы исследования могут стать научным и методическим источником для преподавателей специальных дисциплин художественно-педагогических специальностей, использоваться для оптимизации учебного процесса в системе повышения квалификации, при составлении образовательных программ в общем и дополнительном образовании.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена его широкой теоретической базой в области общей и художественной педагогики, психологии, философии, а также совокупными методами исследования и экспериментальной проверкой основных положений на экспериментальной базе высших учебных заведений г. Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Москвы, Магнитогорска, Нижнего Новгорода, учебных заведений Горноуральского городского округа и Нижнего Тагила. Достоверность исследования подкрепляется 9-летним педагогическим опытом автора исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования — Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия (художественно-графический факультет, факультет художественно-технологического образования) — Уральский государственный университет, Магнитогорский государственный педагогический университет. В общей сложности экспериментальным исследованием охвачено более 500 студентов очного и заочного отделения по специальностям «дизайн и компьютерная графика», «изобразительное искусство», «декоративно-прикладное искусство" — также внедрена технология на специализациях «культурология», «документоведение», курсах повышения квалификации учителей ИЗО «Графический дизайн» и «Визуальная культура». Дополнительные исследования проводились: в рамках ведения занятий на курсах повышения квалификации при ИХО РАО (г. Москва и др.) — общеобразовательные школы г. Нижнего Тагила (МОУ СОШ № 18, МОУ СОШ № 105) — учебные заведения Горноуральского городского округа (38, среди них общеобразовательные школы № 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 19, 21) — Всероссийский молодёжный лагерь-семинар «РОСТ» г. Нижний Новгороддетский развивающий центр «Сказка» г. Москвадетская школа искусств № 1 г. Артёмовскийсеть детских библиотек г. Нижний ТагилНижнетагильский муниципальный театр кукол.

Этапы исследования.

Диагностический этап (2006;2007 гг.) — включал целенаправленное педагогическое наблюдение за образовательным процессом студентов и анализ развития визуальной культуры студента в условиях учебного процессаизучалась и была осмыслена научно-методическая литература по проблеме исследования, проведён анализ философской, педагогической, искусствоведческой литературыопределены исходные параметры работы, научный аппарат, методология.

Прогностический этап (2007;2008 гг.) — разработка и теоретическое обоснование модели и технологии развития визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностейразработано содержание образования и методики по его внедрению.

Организационно-практический этап (2008;2010 гг.) — реализация новых методик и педагогической технологии: диагностика, тестирование, определение эффективных направлений работы со студентами, обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ данных контрольного и поискового эксперимента, апробация и доработка теоретических и практических положений диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на семинарах и научно-практических конференциях международного и всероссийского уровня в г. Москва, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Кемерово, Нижний Тагил, Нижний Новгород, Киев (названия отражены в списке публикаций), среди них: «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания» (2007), «Детская книга в современном культурно-образовательном пространстве» (2009), «Методические аспекты преподавания графического дизайна» (2010) — состоялись доклады на заседаниях кафедр ДНИ и дизайна в НТГСПА, на заседаниях отделов администраций г. Нижнего Тагила и Горноуральского городского округа, на заседаниях кафедры пластических искусств ИХО РАО и др.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Визуальная культура — это художественно-коммуникативная система, доминирующая в современном мире. Она может быть рассмотрена на двух уровнях: 1) социально-эстетическом — как совокупность визуально воспринимаемых художественно-эстетических ценностей, включающих многоуровневую знаковую систему, моделирующую в визуальных образах картину мира- 2) личностном — как система эстетического взаимодействия человека с визуальными художественными образами, их восприятие, проекция на личностный, витагенный опыт, оценка, пробуждение ассоциаций, способность к созданию выразительных визуальных образов, обладающих эстетической ценностью. Визуальная культура развивается, если человек системно синтезирует и продуктивно комбинирует зрительные образы из уже «имеющихся в памяти, превращаясь из пассивного «визуального потребителя» в активного «создателя визуальности».

2. В освоении визуально-пространственных искусств несомненной значимостью обладает изучение знаковых систем и искусства шрифта, так как каждая культурно-историческая эпоха определяет специфику восприятия шрифтового знака и, таким образом, влияет на развитие визуальной культуры и художественного вкуса в целомметоды освоения искусства шрифта исторически связаны с общей культурной ситуацией, господствующим художественным стилем, технологическими условиями эпохи и состоянием системы образования.

3. Психолош-педагогические условия развития визуальной культуры студентов: поддержание мотивации к творческой деятельности средствами комплекса учебных заданий на визуализацию знаний и чувств, обеспечивающих диалог, коммуникацию в ходе непрерывной идентификации зрительной информацииинтегрированное содержание обучения, направленное на развитие восприятия, памяти, мышления, формирование ассоциативных связей, использование информации и чувственного опыта из разных дисциплин и видов искусств для воплощения идеипостроение обучения на междисциплинарных модулях, дающих возможность целостного освоения искусства шрифта и формирующих оптимальную информационную визуальную средупродуктивная творческая деятельность и ее оценка.

4. Педагогическая модель развития визуальной культуры студентов реализуемая в рамках занятий по специальным художественным дисциплинам, способствует развитию визуальной культуры будущих художников-педагогов, корректируя или предупреждая искажение системы визуальных и эстетических ценностей, нарушения в эмоциональной сфере в связи с восприятием большого количества разнообразной визуальной информации.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

1. Важнейшее значение в развитии визуальной культуры студента художественно-педагогической специальности имеет логика закономерностей процесса, при котором каждая ступень активизирует переход на следующую:

— заинтересованность, наличие мотивации студента к визуальному мышлению,.

— накопление обучащимся визуальной и вербальной информации, ценной для создания новых художественных образов,.

— анализ пластических, семантических, конструктивных характеристик этой информации, художественный замысел, трансформация визуальных форм в процессе проектирования,.

— продуктивная творческая практика,.

— обобщение, рефлексия.

2. Несмотря на то, что эпоха «бума» визуальной информации заставляет студента быть индифферентным к визуальной окружающей среде, существует возможность стимулирования творческих процессов визуального восприятия и интерпретации путем реализации модели развития визуальной культуры средствами междисциплинарной модульной педагогической технологии «Визуальная культура от, А до Я».

3. Реализация модели эффективна при создании надпредметной, междисциплинарной области «Искусство шрифта» и выявлении в ней основных модулей: семиотический, типографический, композиционный, декоративно-прикладной, коммуникационный, образный, стилевой, технологический, конструктивный. Каждый модуль является ведущим на одном определенном предмете, остальные — играют вспомогательную роль.

4. Для проверки эффективности технологии следует применять методики и тесты, выявляющие как общую динамику развития визуальной культуры, так и её составляющие (распределенные в модули по искусству шрифта).

5. Педагогическая модульная междисциплинарная технология «Визуальная культура от, А до Я» стимулирует развитие визуального мышления, ассоциативных связей на всех специальных дисциплинах, учит воспринимать явления и тематические области в искусствах как общую область — пространство творчества. Технология обеспечивает ясность и узнаваемость нового материала на основе визуального анализа, и способствует креативности, визуальной «устойчивости», грамотной работе с визуализацией информации, профессиональному становлению художника-педагога и художника-дизайнера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитию визуальной культуры студента, обучающегося в педагогическом вузе по художественно-графической специальности, способствует повышение качества взаимодействия с интеллектуальной и художественной визуальной средой. Развитие визуальной культуры студентов сориентировано на сферу творческой деятельности, основано на образно-содержательном восприятии и осознании ценностей искусства шрифта и знакаоно способствует наследованию и развитию систем культурных ценностей. Сформированная визуальная культура художника-педагога и дизайнера-педагога проявляется в культурной жизни сообщества в творческом разнообразии подходов к обучению визуально-пространственным и визуально-временным искусствам на всех ступенях образования.

На основании результатов, полученных в ходе теоретического и практического анализа, делаются следующие выводы:

1. Развитие визуальной культуры является необходимой и важнейшей компетенцией художника-педагога. Психолого-педагогическая сущность визуальной культуры на личностном уровне состоит в эстетическом взаимодействия человека с визуальными художественными образами: их восприятие, проекция на личностный, витагенный опыт, оценка, пробуждение ассоциаций, способность к созданию выразительных визуальных образов, обладающих эстетической ценностью. Визуальная культура развивается, если человек системно синтезирует и продуктивно комбинирует зрительные образы из уже имеющихся в памяти, превращаясь из пассивного «визуального потребителя» в активного «создателя визуальности».

2. Педагогическая модель развития визуальной культуры реализуется на принципах междисциплинарности (по форме), интегративности (по содержанию), проблемности (по типу обучения), выявленных на основе закономерностей процесса развития визуальной культуры: появление интереса и мотивациинакопление визуальной и вербальной информации — анализ ее пластических, конструктивных, семантических характеристик — художественный замысел трансформация существующих визуальных форм в продуктивной творческой деятельности — обобщение и рефлексия.

3. Психолого-педагогическими условиями реализации модели являются: а) поддержание мотивации к творческой деятельности средствами комплекса учебных заданий на визуализацию знаний и чувств, обеспечивающих диалог, коммуникацию в ходе непрерывной идентификации зрительной информацииб) интегрированное содержание обучения, направленное на развитие восприятия, памяти, мышления, формирование ассоциативных связей, использование информации и чувственного опыта из разных дисциплин для воплощения идеив) построение обучения на междисциплинарных модулях, дающих возможность целостного освоения искусства шрифта и формирующих информационную визуальную среду, оптимальную для изучения визуальных искусств.

4. Механизмом реализации модели развития визуальной культуры студентов является междисциплинарная модульная педагогическая технология «Визуальная культура от, А до Я», обеспечивающая гибкую модификацию учебного процесса для каждой специализации. Технологические карты с междисциплинарной связующей «Искусство шрифта» направлены на решение конкретных задач подготовки специалиста с развитой визуальной культурой, готового к межкультурному диалогу в художественно-творческой и педагогической деятельности.

Проект исследования способен стать ступенью педагогического осмысления и разрешения выявленных противоречий. Дальнейшие перспективы предполагают исследование развития визуальной культуры на разных возрастных этапах и при разных педагогических и социальных условияхиспользование теории и технологии применения искусства шрифта в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства и дизайнеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Математика в образовании и воспитании. М.: ФАЗИС, 2000. — 464 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. П.В., Панин A.B. Философия: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
  4. Г. С. Теория и практика решения изобретательских задач: учебная программа, Баку: «Гянджлик», 1970 г. — 52 с.
  5. .Г. Избранные труды по психологии. В 2-х тт.Т.1: Очерки психологии. История русской психологии- Т.2: Развитие и воспитание личности: Труды /Под ред. Н.А.Логиновой- отв.ред. И сост.
  6. Л.А. Коростылева, Г. С. Никифоров. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. — 549 с.
  7. Аристотель Трактат «О душе». Перевод П. С. Попова, исправленный и дополненный М. И. Иткиным с примечаниями A.B. Сагадеева. // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1, М.: Мысль, 1976. С. 371−448.
  8. Р. Визуальное мышление //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973. Ч. 1,2,3.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974 -392 с.
  10. .В. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1952, 1954, т. 1,2
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды. Серия: Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1989 г. 558 с.
  12. A.B. О задачах и методах художественного воспитания // Революция искусство — дети: Материалы и документы. Кн. для учителя: В 2-х ч. Ч .1. — 1917−1923 /Сост. Н. Старосельцева — М.: Просвещение, 1987.-240 с.
  13. Г. М., Бизяев А. Ю., Ефимов В. В. и др. Шрифты: разработка и использование. М.: ЭКОМ, 1997. — 285 с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  15. М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2003. -416 с.
  16. В. Произведение искусства в эпоху его механического репродуцирования. М.: Медиум, 1996. — 240 с.
  17. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. — 175 с.
  18. JI.H. Это должен знать каждый. Словарь для Homo Communicans // Октябрь. 2010, № 1. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/october/2010/l/be8.html.
  19. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Серия: Библиотека педагога-практика. М.: МПСИ, МОДЭК, 2006 г. 352 с.
  20. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М.: УРАО. 2003.-317 с.
  21. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. — 174 с.
  22. Дж. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
  23. А.И. Эстетическая сущность искусства. Изд. Акад. Наук. М., 1956. 292 с.
  24. Бхаскаран JL Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-родник, 2006 г. — 142 с.
  25. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ Сост. Т. К. Каракаш,
  26. А.А.Мелик-Пашаев, науч.ред. А.А.Мелик-Пашаев. М.: «Искусство в школе», 2001. — 340 с.
  27. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994 704 с.
  28. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  29. Л.Г. О педагогических системах. Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. — 101 с.
  30. Г. Основные понятия истории искусства. М., 2002. — 344 с.
  31. П. Машина зрения. — СПб.: Наука, 2004. 144 с.
  32. И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. СПб.: Изд. БПА, 2002. — 296 с.
  33. Л.С. Психология искусства /Предисл. А.Н. Леонтьева- коммент. Л. С. Выготского, В.В. Иванова- общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  34. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2 М. Педагогика, 1982.-504 с.
  35. Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. / Выготский Л. С. М.: — Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — 450 с.
  36. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982, № 5. С. 80 — 84.
  37. О.И. Дизайн и культура. М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1984. -165 с.
  38. Ю.Я. Художественные миры книги. М.: Книга, 1989. — 239 с.
  39. Г. Избранное : сборник.: пер. с нем. / Г. Гессе — [составл. и предисл. Н. Павловой]. М.: Радуга, 1991. — 539 с.
  40. Ю.М. Книга про буквы от Аа до Яя. М.- Издательство студии1. A. Лебедева, 2006. 384 с.
  41. В. С. Чувственное и рациональное в развитии образования // материалы XXII World Congress of Philosophy, Seoul National University, Korea, july 30 august 5 2008. Режим доступа: http://www.congress2008.dialog21.ru/Doklady/4 310.htm.
  42. M. Великие шрифтографы прошлого. //Компьюарт, 2003, № 7. -С. 49−52.
  43. П.С. Психология творчества (части 1−2) М.: МГУТУ. 2004. 116 с.
  44. Д. Письмо о слепых в назидание зрячим (1749). Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/didropisma/
  45. В.В. Развивающее обучение. М: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  46. А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, A.M. Кондаков,
  47. B.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
  48. С.М. Искусство видеть. М.: Амфора, 2006. — 416 с.
  49. З.А. История и развитие каллиграфии. Режим доступа: http://www.fontz.ru/Articles/calligraphy/callhistory
  50. У. Психология в беседах с учителями. — СПб.: Питер, 2001. -160 с.
  51. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас./ пер. с фр. Шестакова А. СПб.: Наука, 2001. — 263 с.
  52. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. -374 с.
  53. Н. Шрифт в оформлении книги и другой печатной продукции // КомпьюАрт, № 6, 2003. Режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx ?id=8860&iid=367
  54. О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44 — 51.
  55. Е.А. Изобразительное искусство в социокультурном образовательном пространстве. // Сборник научных статей «Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований)». М., ИХО РАО, 2006.
  56. В.В., Гогин С. О людях и шрифтах // Журналистика и медиарынок, 2004, № 8. Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=589&cid=7156
  57. М.Г. Комментарии к специальности 07.3.03 Типографика. Режим доступа: http://www.britishdesign.ru/programs/typographica/
  58. В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Издательство «Академия», 2001. — 192 с.
  59. JI.B. Избранные педагогические труды. Режим доступа: http://www.zankov.com/works-ogl.htm
  60. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: педагогика, 1986. 318 е., 296 с.
  61. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.
  62. В.П. (совместно с А.Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, А.Р. Лурией) Современные проблемы образования и воспитания. -Вопросы философии, 1973, № 11. С. 30−33.
  63. В.П. Продуктивное восприятие // «Вопросы психологии», 1971.-С. 17−24.
  64. В.П. Творчество понимания // Психологическая наука и образование. 1998. — С. 16 — 23.
  65. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1969. — 106 с.
  66. С.С., Веретенникова Л. К. Формирование визуальной культуры. -Мин. образ. РФ, Глазов. Гос. пед. инст. им. В. Г. Короленко, 2002. 462 с.
  67. Й. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. -М.: Издатель Д. Аронов, 2001. 136 с.
  68. В. Книгата през вековете. София: Българскш художник, 1976. -410 с.
  69. Е.П. Художественное обобщение на уроках искусства. М.: ИХО РАО, 2004.-261 с.
  70. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.
  71. Кази-Ахмед Трактат о каллиграфах и художниках. 1596/1005гг. М., Л.: Искусство, 1947 г. — 201 с.
  72. К.М. Красота и польза: Социологические проблемы материально-художественной культуры. — М.: Искусство, 1967. 280 с.
  73. Э. Философия символических форм: В 3 тт. Том 1. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. — М.—СПб.: Университетская книга, 2002. 271 с.
  74. И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства: Моногр. — М.: Издательский Дом РАО, 2007. 168 с.
  75. Е. В. Творческая деятельность на уроках искусства // Педагогика. 2002. № 7.Педагогика. — 2002. № 7. — С. 48−52
  76. Л.И. О чём рассказывают средневековые рукописи (Рукоп. кн. в Зап. Европе). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. — 141 с.
  77. Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура /Рук. авт. коллектива Н. И. Киященко. М.: Институт философии РАН, 1996. С. 9−27.
  78. М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика, 1984, № 4. С.117−122.
  79. М.А. Религия Древнего Египта. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  80. А.А. Эргодизайн образовательного пространства. М., ПЕР СЭ, 2003. — 192 с.
  81. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
  82. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
  83. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 2005. — 206 с.
  84. . Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. —М: Русское феноменологическое общество/Логос, 1997. 184 с.
  85. Леви-Строс К. Путь масок / Пер. с фр., сост., вступ. ст. и примеч. А. Б. Островского. М.: Республика, 2000. — 399 с.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  87. А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии, 1972, № 9. С. 70—80.
  88. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.
  89. М.Б. Культуроцентрично ориентированная парадигма современного образования // Философия образования, 2006, № 2 (16). С. 62−64
  90. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Владос, 2010. 648 с.
  91. Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 416 с.
  92. Н.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков: Фолио, М: АСТ, 2000. 864 с.
  93. Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. -704 с.
  94. Г. Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. -271 с.
  95. Г. Р. Разумный глаз: как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях. М.: Мир, 1972. — 240 с.
  96. Н.В. Учебно-методический комплект по информатике Н.В. Макаровой 2006. 1-е издание. — Питер, СПб, 2006. — 304 с.
  97. М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. — К.: Ника-Центр, 2004. 432 с.
  98. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Канон-Пресс/Кучково поле, 2003. -464 с.
  99. . Избранное: Динамика культуры / Пер.: И. Ж. Кожановская и др. М.: РОССПЭН, 2004. — 281 с.
  100. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии, 1998, № 1. С. 76 — 82.
  101. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  102. , М. Дом ребенка: метод научной педагогики Текст. / М. Монтессори- пер. с ит. Г. Займовского М.: ACT: Астрель, 2005. — 269 с.
  103. .М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. — 255 с.
  104. .М. Ребенок, искусство, учитель. Методическое пособие для учителей искусства. Информационный бюллетень. М.: «Непрерывное художественное образование» № 10, 2000.
  105. JI. Изменение функций искусств (процесс субъективации) // Сб. Борьба идей в эстетике. М., 1974. 140 с.
  106. E.JI. Возникновение книгопечатания в Москве. М.: Просвещение, 1964. — 239 с.
  107. Л.П. Культура человека и ее развитие в филогенезе и онтогенезе // Педагогическое образование, 2009, № 2. С. 62 72.
  108. Платон Государство. Законы. Политика. / Предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998. — 798 с.
  109. И.И. Простая красота буквы. Изд.2. СПб., ЛИГ, 2004. — 328 с.
  110. .В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. -М., Наука, 1986.-256 с.
  111. .В. Пространственные построения в живописи. М., 1980. — 288 с.
  112. В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. M.: URSS, 2008. — 272 с.
  113. C.JI. «Основы общей психологии». Сост., авт. комм. А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. — СПб и др.: Питер Ком, 1998.-705 с.
  114. Л.Г. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1−4 классы / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Ю. Н. Протопопов. М.: Вентана-Граф, 2008. — 80 с.
  115. Т. Читаем или смотрим // КАК № 22 «Номер про буквы», 2002. -С. 14−18.
  116. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  117. П.А. Основы шрифтовой графики Минск: Вышэйшая школа, 1978.-97 с.
  118. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: в 2 ч. М.: Владос, 2002, ч.1. — 288 с.
  119. В.И. К вопросу об эволюции роли и функции учебной книги.// Образование и наука. Изв. Научно-образовательного центра РАО. 2000. — № 1 (3). — С. 206−217.
  120. Н.В. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России. М.: Сабашниковы, 1910. — 239 с.
  121. В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. М.: Сов. художник, 1965. — 70 с.
  122. Л. Д. Самыгин С.И. Сто ответов по психологии. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. — 117 с.
  123. В.А. Разговор с молодым директором школы М.: Просвещение, 1973. 208 с.
  124. H.H. Художественно-образная выразительность шрифтов: моногр. / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2000. — 166 с.
  125. А. Дж. 'Постижение истории. Ч. 4−7. 1934−1961': Тойнби, А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.- 736 с.
  126. Э. Психология как наука о поведении/ Джон Б.Уотсон. М.: ACT-ЛТД, 1998. — 704 с.
  127. Е.М. Эстетика речи и речевого поведения Спец. предмет в моек. шк. -лаборатории N875 // Искусство и образование, 1998. N6. -С. 32−54.
  128. П.Т. Интерпретация визуальных ситуаций и метод отраженного трансформирования функциональных форм. М.: МПСИ, 2009. — 312 с.
  129. . А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
  130. В.В. История отечественной рекламы: 1917−1990. Учебное пособие по дисциплине «Основы рекламы и PR». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 288 с.
  131. Вс. Наглядные уроки письма. Прописи, картинки, задачи, правила. Пособ1е для учащихся, составленное согласно даннымъ современной психолопи. М.: Издание автора, 1916. — 64 с.
  132. П.А. Обратная перспектива. Труды по знаковым системам, III. — Тарту, 1967. — С. 381−416.
  133. П.А. Анализ пространственнности в художественно-изобразительных произведениях.// Флоренский П. А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. — С. 79−421.
  134. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы (Ларионова М.В.). // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 142−149.
  135. Хёйзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. 464 с.
  136. Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь (учебное пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства) // Отв. редактор проф., к.п.н. В. Е. Новаторов. Омск: Изд-во Омск, гос. ун-та, 2000.
  137. Хрестоматия по вниманию /под редакцией А. Н. Леонтьева, A.A. Пузырея и В. Я. Романова. М.: Изд. Московского госуд. университета, 1976. -295 с.
  138. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблемы качества // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19−26.
  139. Я.Г., Соболев H.A. Построение шрифтов/стереотипное издание, переиздание 1958 г. М.: ООО «Издательство «Архитектура-С», 2005. -112 с.
  140. Я. Облик книги. Избранные статьи о типографике. М.: изд. Дм. Аронова, 2010. — 434 с.
  141. А. «Культурология образования как новое направление в науке: A.C. Запесоцкий» // Учительская газета, 1 июня 2004, № 22. С. 21
  142. М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов. Под ред. Лотмана Ю. М. -М.: Мир, 1972. С. 136−163.
  143. Шефер-Зиммерн Г. Развертывание художественной деятельности. Цит. по: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Режим доступа: http://www.philosophy.шЛibrary/katr/arnheim/arnheim.html
  144. А. Г. Русский типографский шрифт. М.: Книга, 1985. 256 с.
  145. В. Искусство как прием // Шкловский В. Гамбургский счет. Статьи — Воспоминания — Эссе (1914—1933). М.: Сов.пис., 1990. — С. 58−72.
  146. Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике//Интернет-журнал «Эйдос», 2004, публикация 1205. Режим доступа -http://www.eidos.ru/journal/2004/1205.htm.
  147. Э. О шрифте. -М.: Паратайп, 2005. 192 с.
  148. .П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+, 2004. — 252 с.
  149. Alphabets classiques. Paris: L’Aventurine, 1996. — 91 p.
  150. Arnheim R. Visual Thinking. London: University of California Press, 1972. — 345 p.
  151. Arnheim, R. Art and visual perception: A psychology of the creative eye. -Berkeley and Los Angeles: University of California Press. (Original edition published 1974) 2004. 518 p.
  152. Bryson N. Holly M.A. Moxey K.P.F. Visual Culture: Images and Interpretations. Middletown: Wesleyan University Press, 1994. — 429 p.
  153. N., Holly M.A., Moxey K. (eds.) Visual theory: Painting and Interpretation. New York: Harper Collins, 1991. — 286 p.
  154. Cognition and Art: Integrating the Visual Arts in the Curriculum / Cont.: Efland A. New York: Teachers College Press, Columbia University, 2002.
  155. Curricula and curriculum design// Teaching and learning in Higher Education: enchancing academic practice. Third edition/ Cont.: H. Fry, S. Ketteridge, S.Marshall. Taylor&Francis, 2009. — 525 p.
  156. Dikovitskaya M. A Look at Visual Studies //Afterimage- Mar/Apr2002, Vol. 29. Issue 5, p. 4, 1 p.
  157. Dikovitskaya M. Visual Culture: The Study of the Visual after the Cultural Turn (monography). Cambridge, MA: MIT Press, 2006. — 344 p.
  158. Foster H. Vision and Visuality. Seattle, WA: Bay Press, 1988. — 135 p.
  159. Freedman K. Teaching Visual Culture: curriculum, aestetics, and the social life of art. Teachers College Press, national Art Education Association. — NY, 2003. — 189 p.
  160. Herbert J. Visual Culture // Visual Studies, ed. Robert S. Nelson & Richard Shiff. 2nd.ed. Chicago: University of Chicago Press, 2003. — P. 281−322.
  161. Herbert J. Visuality // M. Dikovitskaya A Look at Visual Studies //Afterimage- Mar/Apr2002, Vol. 29 Issue 5, p. 4, 1 p.
  162. Herbert J. Our distance from the God. Berkeley: University of California Press, 2008. — 198 p.
  163. W. / Гибсон У. Pattern Recognition / Распознавание образов. Серия «Альтернатива». М: ACT, Ермак, 2006. — 384 р.
  164. Irvine М. Introducing Visual Culture: Ways of Looking at All Things. Communication Culture and Visual. Режим доступа: http://www9.georgetown.edu/faculty/irvinem/visualarts/Intro-VisualCulture.html
  165. Карг А. Schriftkunst. Geschichte, Anatomie und Schoenheit der Lateinischen Buchstaben. Zweite Auflage. Dresden, 1976. 467 p.
  166. Levin D.M., ed. Modernity and the Hegemony of Vision. University of California Press, 1993. 408 p.
  167. Microsoft Office 2000. Избранное от Питера Нортона: Пер. с англ. / Нортон П., Фриз Д., Фриз В. К.: «ДиаСофт», 1999. — 560 с.
  168. Mirzoeff N. On Visuality // Journal of visual culture. London, Thousand Oaks, CA and New Delhi: SAGE Publications, 2006, Vol 5(1). P. 53−79
  169. Mirzoeff N. What Is Visual Culture? // Visual Culture Reader (ed. N. Mirzoeff).- London & New York: Routledge, 2002. 737 p.
  170. Mitchell W.J.T. What Is Visual Culture. Chicago: Chicago University, 1995.- 209 p.
  171. Mitchell, W.J.T. The obscure object of visual culture // Journal Of Visual Culture. 2003, Vol 2(2). — P. 249−253.
  172. Morra J., Smith M. Visual Culture: Critical Concepts in Media and Cultural Studies, 4 vols. London: Routledge, 2006. 456 p.
  173. K. (ed.) Poststructuralism, Cultural Politics, and Art History (Cornell University Press, 1994). 153 p.
  174. Mirzoeff N. The visual culture reader. Second edition. USA, Canada: Routledge, 2002. 776 p.
  175. Mulvey L. Visual pleasure and Narrative Cinema // Visual Culture: the reader.- London: Sage publications. P. 381−389.
  176. Preziosi D. Art History: Making the Visible Legible // Preziosi D., ed. The Art of Art History: A Critical Anthology. Oxford: University Press, 1998. — 608 P
  177. Rodowik D.N. Reading the Figural, or, Philosophy after the New Media. Durham: Duke University Press, 2001. 296 p.
  178. Rodowik D.N. The Virtual Life of Film. Cambridge: Harvard University Press, 2007. 216 p.
  179. Schapiro M. Words, script, and Pictures: Semiotics Of Visual language. New York: George Braziller, 1996. — 199 p.
  180. Silverman K. The Threshold of the Visible World. N.Y., London: Routledge, 1996.-254 p.
  181. Tschichold J. Leben und werk des typographen. Drezden: Verlag der kunst, 1977. — 300 S.
  182. What Is Research in the Visual Arts?: Obsession, Archive, Encounter by Michael Ann Holly and Mr. Marquard Smith, 2009. 246 p.
Заполнить форму текущей работой