Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта
Диссертация
Визуальная культура — это художественно-коммуникативная система, доминирующая в современном мире. Она может быть рассмотрена на двух уровнях: 1) социально-эстетическом — как совокупность визуально воспринимаемых художественно-эстетических ценностей, включающих многоуровневую знаковую систему, моделирующую в визуальных образах картину мира- 2) личностном — как система эстетического взаимодействия… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретико-исторические предпосылки овладения визуальной культурой
- 1. 1. Анализ подходов к исследованию визуальной культуры
- 1. 2. Социокультурная обусловленность восприятия шрифтового знака в визуальных коммуникациях и педагогический потенциал освоения искусства шрифта
- 1. 3. Психолого-педагогические условия развития визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта
- ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта
- 2. 1. Разработка модели развития визуальной культуры студентов при изучении искусства шрифта
- 2. 2. Внедрение модели развития визуальной культуры студентов средствами педагогической знаково-коммуникативной модульной междисциплинарной технологии «Визуальная культура: от, А до Я»
- 2. 3. Экспериментальное исследование динамики развития визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей
- ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Список литературы
- Абрамов A.M. Математика в образовании и воспитании. М.: ФАЗИС, 2000. — 464 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
- Алексеев П.В., Панин A.B. Философия: учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
- Альтшуллер Г. С. Теория и практика решения изобретательских задач: учебная программа, Баку: «Гянджлик», 1970 г. — 52 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2-х тт.Т.1: Очерки психологии. История русской психологии- Т.2: Развитие и воспитание личности: Труды /Под ред. Н.А.Логиновой- отв.ред. И сост.
- Л.А. Коростылева, Г. С. Никифоров. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. — 549 с.
- Аристотель Трактат «О душе». Перевод П. С. Попова, исправленный и дополненный М. И. Иткиным с примечаниями A.B. Сагадеева. // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.1, М.: Мысль, 1976. С. 371−448.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973. Ч. 1,2,3.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974 -392 с.
- Асафьев Б.В. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1952, 1954, т. 1,2
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Серия: Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1989 г. 558 с.
- Бакушинский A.B. О задачах и методах художественного воспитания // Революция искусство — дети: Материалы и документы. Кн. для учителя: В 2-х ч. Ч .1. — 1917−1923 /Сост. Н. Старосельцева — М.: Просвещение, 1987.-240 с.
- Барышников Г. М., Бизяев А. Ю., Ефимов В. В. и др. Шрифты: разработка и использование. М.: ЭКОМ, 1997. — 285 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2003. -416 с.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его механического репродуцирования. М.: Медиум, 1996. — 240 с.
- Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. — 175 с.
- Березовчук JI.H. Это должен знать каждый. Словарь для Homo Communicans // Октябрь. 2010, № 1. Режим доступа: http://magazines.russ.rU/october/2010/l/be8.html.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Серия: Библиотека педагога-практика. М.: МПСИ, МОДЭК, 2006 г. 352 с.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Курс лекций. М.: УРАО. 2003.-317 с.
- Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. — 174 с.
- Брунер Дж. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. Изд. Акад. Наук. М., 1956. 292 с.
- Бхаскаран JL Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-родник, 2006 г. — 142 с.
- В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ Сост. Т. К. Каракаш,
- А.А.Мелик-Пашаев, науч.ред. А.А.Мелик-Пашаев. М.: «Искусство в школе», 2001. — 340 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994 704 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
- Викторова Л.Г. О педагогических системах. Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. — 101 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 2002. — 344 с.
- Вирильо П. Машина зрения. — СПб.: Наука, 2004. 144 с.
- Волков И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. СПб.: Изд. БПА, 2002. — 296 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства /Предисл. А.Н. Леонтьева- коммент. Л. С. Выготского, В.В. Иванова- общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2 М. Педагогика, 1982.-504 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. / Выготский Л. С. М.: — Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — 450 с.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982, № 5. С. 80 — 84.
- Генисаретский О.И. Дизайн и культура. М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1984. -165 с.
- Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. М.: Книга, 1989. — 239 с.
- Гессе Г. Избранное : сборник.: пер. с нем. / Г. Гессе — [составл. и предисл. Н. Павловой]. М.: Радуга, 1991. — 539 с.
- Гордон Ю.М. Книга про буквы от Аа до Яя. М.- Издательство студии1. A. Лебедева, 2006. 384 с.
- Грехнёв В. С. Чувственное и рациональное в развитии образования // материалы XXII World Congress of Philosophy, Seoul National University, Korea, july 30 august 5 2008. Режим доступа: http://www.congress2008.dialog21.ru/Doklady/4 310.htm.
- Григорян M. Великие шрифтографы прошлого. //Компьюарт, 2003, № 7. -С. 49−52.
- Гуревич П.С. Психология творчества (части 1−2) М.: МГУТУ. 2004. 116 с.
- Дидро Д. Письмо о слепых в назидание зрячим (1749). Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/didropisma/
- Давыдов В.В. Развивающее обучение. М: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, A.M. Кондаков,
- B.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
- Даниэль С.М. Искусство видеть. М.: Амфора, 2006. — 416 с.
- Десаи З.А. История и развитие каллиграфии. Режим доступа: http://www.fontz.ru/Articles/calligraphy/callhistory
- Джеймс У. Психология в беседах с учителями. — СПб.: Питер, 2001. -160 с.
- Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас./ пер. с фр. Шестакова А. СПб.: Наука, 2001. — 263 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. -374 с.
- Дубина Н. Шрифт в оформлении книги и другой печатной продукции // КомпьюАрт, № 6, 2003. Режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx ?id=8860&iid=367
- Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44 — 51.
- Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство в социокультурном образовательном пространстве. // Сборник научных статей «Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований)». М., ИХО РАО, 2006.
- Ефимов В.В., Гогин С. О людях и шрифтах // Журналистика и медиарынок, 2004, № 8. Режим доступа: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=589&cid=7156
- Жуков М.Г. Комментарии к специальности 07.3.03 Типографика. Режим доступа: http://www.britishdesign.ru/programs/typographica/
- Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Издательство «Академия», 2001. — 192 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. Режим доступа: http://www.zankov.com/works-ogl.htm
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: педагогика, 1986. 318 е., 296 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Зинченко В.П. (совместно с А.Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, А.Р. Лурией) Современные проблемы образования и воспитания. -Вопросы философии, 1973, № 11. С. 30−33.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // «Вопросы психологии», 1971.-С. 17−24.
- Зинченко В.П. Творчество понимания // Психологическая наука и образование. 1998. — С. 16 — 23.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1969. — 106 с.
- Зорин С.С., Веретенникова Л. К. Формирование визуальной культуры. -Мин. образ. РФ, Глазов. Гос. пед. инст. им. В. Г. Короленко, 2002. 462 с.
- Иттен Й. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. -М.: Издатель Д. Аронов, 2001. 136 с.
- Йончев В. Книгата през вековете. София: Българскш художник, 1976. -410 с.
- Кабкова Е.П. Художественное обобщение на уроках искусства. М.: ИХО РАО, 2004.-261 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.
- Кази-Ахмед Трактат о каллиграфах и художниках. 1596/1005гг. М., Л.: Искусство, 1947 г. — 201 с.
- Кантор К.М. Красота и польза: Социологические проблемы материально-художественной культуры. — М.: Искусство, 1967. 280 с.
- Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. Том 1. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. — М.—СПб.: Университетская книга, 2002. 271 с.
- Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства: Моногр. — М.: Издательский Дом РАО, 2007. 168 с.
- Квятковский Е. В. Творческая деятельность на уроках искусства // Педагогика. 2002. № 7.Педагогика. — 2002. № 7. — С. 48−52
- Киселёва Л.И. О чём рассказывают средневековые рукописи (Рукоп. кн. в Зап. Европе). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. — 141 с.
- Киященко Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура /Рук. авт. коллектива Н. И. Киященко. М.: Институт философии РАН, 1996. С. 9−27.
- Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика, 1984, № 4. С.117−122.
- Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства. М., ПЕР СЭ, 2003. — 192 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 2005. — 206 с.
- Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. —М: Русское феноменологическое общество/Логос, 1997. 184 с.
- Леви-Строс К. Путь масок / Пер. с фр., сост., вступ. ст. и примеч. А. Б. Островского. М.: Республика, 2000. — 399 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии, 1972, № 9. С. 70—80.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.
- Лига М.Б. Культуроцентрично ориентированная парадигма современного образования // Философия образования, 2006, № 2 (16). С. 62−64
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Владос, 2010. 648 с.
- Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. 416 с.
- Лосский Н.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Харьков: Фолио, М: АСТ, 2000. 864 с.
- Лотман Ю. М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. -704 с.
- Лэнгтон Г. Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. -271 с.
- Лэнгтон Г. Р. Разумный глаз: как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях. М.: Мир, 1972. — 240 с.
- Макарова Н.В. Учебно-методический комплект по информатике Н.В. Макаровой 2006. 1-е издание. — Питер, СПб, 2006. — 304 с.
- Маклюэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. — К.: Ника-Центр, 2004. 432 с.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Канон-Пресс/Кучково поле, 2003. -464 с.
- Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры / Пер.: И. Ж. Кожановская и др. М.: РОССПЭН, 2004. — 281 с.
- Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии, 1998, № 1. С. 76 — 82.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Монтессори, М. Дом ребенка: метод научной педагогики Текст. / М. Монтессори- пер. с ит. Г. Займовского М.: ACT: Астрель, 2005. — 269 с.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. — 255 с.
- Неменский Б.М. Ребенок, искусство, учитель. Методическое пособие для учителей искусства. Информационный бюллетень. М.: «Непрерывное художественное образование» № 10, 2000.
- Немет JI. Изменение функций искусств (процесс субъективации) // Сб. Борьба идей в эстетике. М., 1974. 140 с.
- Немировский E.JI. Возникновение книгопечатания в Москве. М.: Просвещение, 1964. — 239 с.
- Печко Л.П. Культура человека и ее развитие в филогенезе и онтогенезе // Педагогическое образование, 2009, № 2. С. 62 72.
- Платон Государство. Законы. Политика. / Предисл. Е. И. Темнова. М.: Мысль, 1998. — 798 с.
- Птахова И.И. Простая красота буквы. Изд.2. СПб., ЛИГ, 2004. — 328 с.
- Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. -М., Наука, 1986.-256 с.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980. — 288 с.
- Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. M.: URSS, 2008. — 272 с.
- Рубинштейн C.JI. «Основы общей психологии». Сост., авт. комм. А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. — СПб и др.: Питер Ком, 1998.-705 с.
- Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1−4 классы / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Ю. Н. Протопопов. М.: Вентана-Граф, 2008. — 80 с.
- Сафаев Т. Читаем или смотрим // КАК № 22 «Номер про буквы», 2002. -С. 14−18.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семченко П.А. Основы шрифтовой графики Минск: Вышэйшая школа, 1978.-97 с.
- Сластёнин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина: в 2 ч. М.: Владос, 2002, ч.1. — 288 с.
- Смирнов В.И. К вопросу об эволюции роли и функции учебной книги.// Образование и наука. Изв. Научно-образовательного центра РАО. 2000. — № 1 (3). — С. 206−217.
- Сперанский Н.В. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России. М.: Сабашниковы, 1910. — 239 с.
- Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. М.: Сов. художник, 1965. — 70 с.
- Столяренко Л. Д. Самыгин С.И. Сто ответов по психологии. Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. — 117 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы М.: Просвещение, 1973. 208 с.
- Таранов H.H. Художественно-образная выразительность шрифтов: моногр. / Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2000. — 166 с.
- Тойнби А. Дж. 'Постижение истории. Ч. 4−7. 1934−1961': Тойнби, А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.- 736 с.
- Торндайк Э. Психология как наука о поведении/ Джон Б.Уотсон. М.: ACT-ЛТД, 1998. — 704 с.
- Торшилова Е.М. Эстетика речи и речевого поведения Спец. предмет в моек. шк. -лаборатории N875 // Искусство и образование, 1998. N6. -С. 32−54.
- Тюрин П.Т. Интерпретация визуальных ситуаций и метод отраженного трансформирования функциональных форм. М.: МПСИ, 2009. — 312 с.
- Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
- Ученова В.В. История отечественной рекламы: 1917−1990. Учебное пособие по дисциплине «Основы рекламы и PR». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 288 с.
- Флеров Вс. Наглядные уроки письма. Прописи, картинки, задачи, правила. Пособ1е для учащихся, составленное согласно даннымъ современной психолопи. М.: Издание автора, 1916. — 64 с.
- Флоренский П.А. Обратная перспектива. Труды по знаковым системам, III. — Тарту, 1967. — С. 381−416.
- Флоренский П.А. Анализ пространственнности в художественно-изобразительных произведениях.// Флоренский П. А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. — С. 79−421.
- Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы (Ларионова М.В.). // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 142−149.
- Хёйзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. 464 с.
- Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь (учебное пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства) // Отв. редактор проф., к.п.н. В. Е. Новаторов. Омск: Изд-во Омск, гос. ун-та, 2000.
- Хрестоматия по вниманию /под редакцией А. Н. Леонтьева, A.A. Пузырея и В. Я. Романова. М.: Изд. Московского госуд. университета, 1976. -295 с.
- Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблемы качества // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19−26.
- Чернихов Я.Г., Соболев H.A. Построение шрифтов/стереотипное издание, переиздание 1958 г. М.: ООО «Издательство «Архитектура-С», 2005. -112 с.
- Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о типографике. М.: изд. Дм. Аронова, 2010. — 434 с.
- Чубарьян А. «Культурология образования как новое направление в науке: A.C. Запесоцкий» // Учительская газета, 1 июня 2004, № 22. С. 21
- Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов. Под ред. Лотмана Ю. М. -М.: Мир, 1972. С. 136−163.
- Шефер-Зиммерн Г. Развертывание художественной деятельности. Цит. по: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Режим доступа: http://www.philosophy.шЛibrary/katr/arnheim/arnheim.html
- Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. М.: Книга, 1985. 256 с.
- Шкловский В. Искусство как прием // Шкловский В. Гамбургский счет. Статьи — Воспоминания — Эссе (1914—1933). М.: Сов.пис., 1990. — С. 58−72.
- Шорохова Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике//Интернет-журнал «Эйдос», 2004, публикация 1205. Режим доступа -http://www.eidos.ru/journal/2004/1205.htm.
- Шпикерман Э. О шрифте. -М.: Паратайп, 2005. 192 с.
- Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+, 2004. — 252 с.
- Alphabets classiques. Paris: L’Aventurine, 1996. — 91 p.
- Arnheim R. Visual Thinking. London: University of California Press, 1972. — 345 p.
- Arnheim, R. Art and visual perception: A psychology of the creative eye. -Berkeley and Los Angeles: University of California Press. (Original edition published 1974) 2004. 518 p.
- Bryson N. Holly M.A. Moxey K.P.F. Visual Culture: Images and Interpretations. Middletown: Wesleyan University Press, 1994. — 429 p.
- Bryson N., Holly M.A., Moxey K. (eds.) Visual theory: Painting and Interpretation. New York: Harper Collins, 1991. — 286 p.
- Cognition and Art: Integrating the Visual Arts in the Curriculum / Cont.: Efland A. New York: Teachers College Press, Columbia University, 2002.
- Curricula and curriculum design// Teaching and learning in Higher Education: enchancing academic practice. Third edition/ Cont.: H. Fry, S. Ketteridge, S.Marshall. Taylor&Francis, 2009. — 525 p.
- Dikovitskaya M. A Look at Visual Studies //Afterimage- Mar/Apr2002, Vol. 29. Issue 5, p. 4, 1 p.
- Dikovitskaya M. Visual Culture: The Study of the Visual after the Cultural Turn (monography). Cambridge, MA: MIT Press, 2006. — 344 p.
- Foster H. Vision and Visuality. Seattle, WA: Bay Press, 1988. — 135 p.
- Freedman K. Teaching Visual Culture: curriculum, aestetics, and the social life of art. Teachers College Press, national Art Education Association. — NY, 2003. — 189 p.
- Herbert J. Visual Culture // Visual Studies, ed. Robert S. Nelson & Richard Shiff. 2nd.ed. Chicago: University of Chicago Press, 2003. — P. 281−322.
- Herbert J. Visuality // M. Dikovitskaya A Look at Visual Studies //Afterimage- Mar/Apr2002, Vol. 29 Issue 5, p. 4, 1 p.
- Herbert J. Our distance from the God. Berkeley: University of California Press, 2008. — 198 p.
- Gibson W. / Гибсон У. Pattern Recognition / Распознавание образов. Серия «Альтернатива». М: ACT, Ермак, 2006. — 384 р.
- Irvine М. Introducing Visual Culture: Ways of Looking at All Things. Communication Culture and Visual. Режим доступа: http://www9.georgetown.edu/faculty/irvinem/visualarts/Intro-VisualCulture.html
- Карг А. Schriftkunst. Geschichte, Anatomie und Schoenheit der Lateinischen Buchstaben. Zweite Auflage. Dresden, 1976. 467 p.
- Levin D.M., ed. Modernity and the Hegemony of Vision. University of California Press, 1993. 408 p.
- Microsoft Office 2000. Избранное от Питера Нортона: Пер. с англ. / Нортон П., Фриз Д., Фриз В. К.: «ДиаСофт», 1999. — 560 с.
- Mirzoeff N. On Visuality // Journal of visual culture. London, Thousand Oaks, CA and New Delhi: SAGE Publications, 2006, Vol 5(1). P. 53−79
- Mirzoeff N. What Is Visual Culture? // Visual Culture Reader (ed. N. Mirzoeff).- London & New York: Routledge, 2002. 737 p.
- Mitchell W.J.T. What Is Visual Culture. Chicago: Chicago University, 1995.- 209 p.
- Mitchell, W.J.T. The obscure object of visual culture // Journal Of Visual Culture. 2003, Vol 2(2). — P. 249−253.
- Morra J., Smith M. Visual Culture: Critical Concepts in Media and Cultural Studies, 4 vols. London: Routledge, 2006. 456 p.
- Moxey K. (ed.) Poststructuralism, Cultural Politics, and Art History (Cornell University Press, 1994). 153 p.
- Mirzoeff N. The visual culture reader. Second edition. USA, Canada: Routledge, 2002. 776 p.
- Mulvey L. Visual pleasure and Narrative Cinema // Visual Culture: the reader.- London: Sage publications. P. 381−389.
- Preziosi D. Art History: Making the Visible Legible // Preziosi D., ed. The Art of Art History: A Critical Anthology. Oxford: University Press, 1998. — 608 P
- Rodowik D.N. Reading the Figural, or, Philosophy after the New Media. Durham: Duke University Press, 2001. 296 p.
- Rodowik D.N. The Virtual Life of Film. Cambridge: Harvard University Press, 2007. 216 p.
- Schapiro M. Words, script, and Pictures: Semiotics Of Visual language. New York: George Braziller, 1996. — 199 p.
- Silverman K. The Threshold of the Visible World. N.Y., London: Routledge, 1996.-254 p.
- Tschichold J. Leben und werk des typographen. Drezden: Verlag der kunst, 1977. — 300 S.
- What Is Research in the Visual Arts?: Obsession, Archive, Encounter by Michael Ann Holly and Mr. Marquard Smith, 2009. 246 p.