В начале 2000 годов возникла историческая необходимость в реформировании системы образования, которая была обусловлена рядом внешних и внутренних причин.
Отправной точкой стало подписание Россией Болонского соглашения и вхождение в европейское образовательное сообщество. Таким образом возникла необходимость коренных изменений в системе образования РФ. В течение 10 лет был принят ряд документов, определяющих политику государства в образовании, которые четко обозначали содержание кадровой политики, но не включали в себя механизмы реализации новых направлений, а также не способствовали решению проблем, назревших к тому в образовании.
Исследователи данной проблемы указывают на отрицательное отношение научно-педагогического и гражданского общества к возникшим переменам. Ими рассматриваются различные подходы к реформированию образования. Комплексный подход является наиболее удачным, так как в совокупности четко определяет основные направления в системе образования, которые, в первую очередь, должны быть подвергнуты изменениям.
Человеческий фактор, то есть кадровый потенциал, составляет основу кадровой политики государства. В настоящее время кадровая политика в общем образовании осложнена целым рядом существенных проблем: сложность привлечения молодых специалистов, гендерный и возрастной дисбаланс, нехватка кадров управленческого звена, отсутствие необходимой квалификации у большого числа, действующих педагогов.
В 2013 году был утвержден профессиональный стандарт педагога, регламентирующий реализацию кадровой политики в системе общего образования. По мнению педагогов — практиков Стандарт имеет ряд существенных минусов, основным из которых является весьма существенное противоречие: требования есть, а условий для их выполнения не создано. Например, финансовые и организационные условия для повышения квалификации в большинстве школ отсутствуют.
Теоретический анализ, выше указанных источников, показывает, что для решения проблем в кадровой политике государства в общем образовании, необходимо повышение социального статуса педагога, улучшение его материального положения и условий профессионального развития со стороны органов государственной власти.