Сущность, содержание профессионального и личностного самоопределения
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут — Дж. Холланда) основанная на сопоставлении типов личности и типов профессий социальной среды. Он выделяет следующие основные типы (типы личности и типы профессионально среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) — интеллектуальный тип — И; социальный — С; конвенционный (знаковые системы… Читать ещё >
Сущность, содержание профессионального и личностного самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения
Понятие «самоопределение»
Самоопределение — это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Самоопределение — процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.
В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через способность «выходить за пределы самого себя», находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни.
По мнению В. А. Бодрова, самоопределение личности это самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.
Типы самоопределения
Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают. Это можно понимать как слияние высоких целей выбора профессии с целями реализации личности в жизни (Н.С. Пряжников).
— Это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
Отличительные особенности:
- — глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;
- — зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды;
- — зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
- — Это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев.
Отличительные особенности:
- — невозможность формализации полноценного развития личности (диплом или сертификат с записью о том, что человек Личность не выдаётся);
- — зависит от самого человека, более того, часто именно плохие условия, сложные обстоятельства и проблемы, позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи).
- — Избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;
- — осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;
Отличительные особенности:
- — характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке и т. п.);
- — требует наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.).
Методологические основы личностного и профессионального самоопределения
Решению многих вопросов, связанных с выбором профессии и самоопределения личности способствует знание различных теорий личностного и профессионального самоопределения.
Уровнями анализа проблемы самоопределения личности являются: философский, социологический, психологический.
На наиболее общем, философском уровне решаются вопросы о сущности человека, возможности экстериоризации, о сути процесса самоопределения. Объектом рассмотрения выступает человек как родовое существо, человечество в целом.
На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самоопределения личности в конкретных социокультурных условиях ее существования, в рамках определенного «социально-исторического образа жизни». Объект рассмотрения — социум, конкретная общественная структура.
На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самоопределиться, исследуется мотивационная основа самоопределения и обратное влияние самоопределения на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрение и т. п.). Объект рассмотрения — отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с общественным целым.
Наиболее важными теориями личностного и профессионального самоопределения являются: сценарная теория Э. Бёрна (процесс выбора профессии и профессионального поведения определяется тем сценарием, который формируется в раннем детстве); теория профессионального развития Д. Сьюпера (индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьеры — осуществление человеком Я-концепции); типологическая теория Д. Холланда (профессиональный выбор обусловлен сформированным типом личности: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский, конвенциальный); теория компромисса с реальностью Э. Гинсберга (выбор профессии — развивающийся процесс, который проходит несколько стадий: стадия фантазии, гипотетическая стадия, реалистическая стадия) и др. теории. Японский ученый Фукуяма создал систему особой подготовки молодежи к профессиональному выбору, основанную на трудовых пробах подрастающего поколения.
В отечественной педагогике и психологии классиками теории профессионального самоопределения стали такие известные ученые, как Е. А. Климов, А. Е. Голомшток, Л. М. Митина, В. В. Назимова, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова П.Г. Щедровицкий и другие. В последнее время в теории личностного и профессионального самоопределения достаточно популярны концепции жизненного поля личности М. Р. Гинзбург и жизненной перспективы Е. И. Головахи.
Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде
Понятие профессиональное самоопределение как явление появилось в середине 90-х годов и в общем виде понимается как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда (Е.А. Климов).
Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.
Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения (предназначены для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта).
- 1. Получение заработка по справедливости.
- 2. Личностное «слияние» с профессией (как правило это всего лишь через набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа «ориентация на самого себя, ориентация деятельная, любящая и разумная»).
- 3. Страдание, которое меняет человека к лучшему.
- 4. Сознательная или интуитивная ориентация на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости.
- 5. Стремление к элитарности.
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
- 1) гностический (перестройка сознания и самосознания);
- 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).
Профессиональное самоопределение осуществляется в течение …
- — рефлексию и переосмысление своего профессионального бытия и самоутверждения в профессии;
- — актуализацию профессионального самоопределения личности событиями разного рода: окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
Выбор профессии как элемент структуры профессионального самоопределения
Профессиональный выбор — «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу личности», которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения» и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями» (Головаха Е. И.).
Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними».
Часто выбирается не столько профессия, сколько образ и стиль жизни.
По статистическим данным в мире насчитывается более 50 ООО профессий. В связи с развитием техники и технологий одни умирают, другие рождаются.
Профессия — это:
- — занятие, требующее специальной подготовки;
- — исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
Различные типологии профессионального самоопределения
На сегодняшний день наиболее популярная в России типология принадлежит Е. А. Климову, который выделил пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда (Климов Е.А.): 1) человек — природа; 2) человек — техника; 3) человек — знаковые системы; 4) человек — человек и 5) человек — художественный образ.
Литовский автор Л. А. Йовайша разделял все профессии по имущественным профессиональным ценностям: ценности общений; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность.
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут — Дж. Холланда) основанная на сопоставлении типов личности и типов профессий социальной среды. Он выделяет следующие основные типы (типы личности и типы профессионально среды): реалистический тип (техника, мужские профессии) — интеллектуальный тип — И; социальный — С; конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) — К; предпринимательский — П; артистический тип — А.
Э. Шпрангер в работе «Основные идеальные типы индивидуальности» выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: теоретический человек; экономический человек; эстетический человек; социальный человек; политический человек; религиозный человек.
Стратегии выбора профессии
А.Е. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии (формула хочу + могу + надо = правильный профессиональный выбор):
«ХОЧУ» — учёт своих желаний
Это все, что человек выполняет с интересом, желанием, по собственной инициативе. Если от выбранного дела он получает удовлетворение, то охотнее и эффективнее будет трудиться и быстрее станет профессионалом. Если имеется компонент «хочу», шансы устроиться на высокооплачиваемую и престижную работу возрастут.
«МОГУ» — учёт своих способностей
Это деятельность, которая по силам человека, отвечает уровню его знаний, умений, навыков, состояния здоровья. Есть дела, в которых он не может добиться высоких результатов, а есть те, которые выполняет с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних.
«НАДО» — учёт потребностей общества, потребностей рынка
Это необходимость учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица — не самое лучшее начало профессиональной карьеры.
Основные затруднения и ошибки при выборе профессии (Е.А. Климов):
- 1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного пристанища в мире профессий.
- 2. Предрассудки чести,
- 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.
- 4. Перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию.
- 5. Увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии.
- 6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
- 7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.
- 8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности).
- 9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии.
- 10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.
Цели и задачи профессионального самоопределения
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» — по В. Франклу).
Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:
- — информационно-справочные, просветительские;
- — диагностические (в идеале — помощь в самопознании);
- — морально-эмоциональной поддержки клиента;
- — помощи в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:
- 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора);
- 2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом — диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения);
- 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).
Среди условий успешного самоопределения выделяются объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
- — социально-экономическое положение в стране;
- — полнота предоставленной информации о мире профессий;
- — специфика рынка труда конкретного региона.
К субъективным условиям обычно относят:
- — внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта;
- — мотивация профессионального самоопределения оптанта;
- — уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения.