Василий Александрович Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор. Им была создана новаторская педагогическая школа, основывающаяся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Эти идеи были подкреплены и основывались на многолетнем опыте преподавания. Обобщив и систематизировав этот опыт, Сухомлинский оставил его в виде огромного числа педагогической и творческой литературы следующим поколениям. Эти труды дали толчок для дальнейшего развития идеи образования без наказания, обучения детей с разного рода отклонениями. Об этом свидетельствует множество научных работ, посвящённых такому образованию. сухомлинский педагог советский образование.
Биография В. А. Сухомлинского
Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Летом 1933 года мать проводила Василия в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.
В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой руководил до конца своей жизни.