Выводы.
Анализ состояния процесса обучения взрослых в учреждениях дополнительного образования детей
Специалисты методических служб готовы расширить область своей профессиональной деятельности, осуществляя методическое сопровождение педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы для взрослых. Тем не менее, 35% опрошенных методистов отмечают собственную недостаточную компетентность в данном вопросе и считают, что им самим, в первую очередь, необходимо повышение квалификации… Читать ещё >
Выводы. Анализ состояния процесса обучения взрослых в учреждениях дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для решения исследовательской задачи определения ресурсных возможностей и барьеров современного учреждения дополнительного образования детей для реализации дополнительных общеразвивающих программ для взрослых проведены шесть эмпирических исследований:
- 1) анализ сайтов учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга
- 2) опрос «Изучение спроса взрослых на обучение по дополнительным общеразвивающим программам в учреждении дополнительного образования детей»
- 3) опрос «Изучение мнений педагогов дополнительного образования о работе со взрослыми»
- 4) экспресс-опрос «Выявление опыта образования взрослых в регионах»
- 5) анкетирование педагогов дополнительного образования «Готовность педагогов к образованию взрослых»
- 6) открытое интервью с руководителями и специалистами методических служб учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга
В исследованиях приняли участие в общей сложности: 751 респондент из 16-ти регионов России. Из них — 419 педагогических работников и 332 взрослых.
Анализ результатов эмпирических исследований позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России начинает постепенно формироваться институт образования взрослых в учреждении дополнительного образования детей. В нескольких регионах России существует фрагментарный опыт работы со взрослыми, однако он не обобщен и не распространяется.
Выходя на рынок образовательных услуг для взрослых учреждения дополнительного образования детей сталкиваются с различными барьерами институционального характера, преодоление которых препятствует реализации дополнительных общеразвивающих программ для взрослых.
Результаты эмпирических исследований с педагогическими кадрами показали, что практически у всех педагогов высокая мотивация на работу со взрослыми. Дефицит наблюдается в сформированности когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной деятельности. Значительная часть респондентов отмечает недостаточность знаний в области технологий обучения взрослых, проектирования дополнительных общеразвивающих программ для взрослых, затруднения в использовании технологий работы со взрослыми обучающимися.
Специалисты методических служб готовы расширить область своей профессиональной деятельности, осуществляя методическое сопровождение педагогов, реализующих дополнительные общеразвивающие программы для взрослых. Тем не менее, 35% опрошенных методистов отмечают собственную недостаточную компетентность в данном вопросе и считают, что им самим, в первую очередь, необходимо повышение квалификации.
Среди необходимых профессиональных характеристик педагога, работающего со взрослыми, методисты и руководители называют: высокий профессионализм в своей предметной области, высокий уровень коммуникативной компетентности, владение технологиями обучения взрослых (в частности, технологиями отслеживания результатов обучения).
Сравнение результатов проведенных нами исследований (2015, 2016 гг.) и опроса руководителей организаций, реализующих программы дополнительного образования взрослых (2014 г.) Организация дополнительного образования взрослых на рынке образовательных услуг: стратегии руководителей. Информационный бюллетень. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. — 44 с. — (Мониторинг экономики образования; № 7 (81))., обнаруживает сходства в представлениях о проблемах и актуальных направлениях развития образования взрослых. Например, среди требований к педагогу основными являются: опыт практической работы, не связанной непосредственно с преподаванием; умение заинтересовать слушателя, откликнуться на его запрос; увлечь обучением.
Так, для решения проблемы ресурсных ограничений учреждения из-за высокой занятости помещений, руководители предлагают организацию дистанционного обучения, совместных занятий детей и взрослых, изменение режима работы учреждения и др.
Для преодоления затруднений педагогов в работе со взрослыми, кроме организации курсов повышения квалификации и методического сопровождения, руководители отмечают целесообразность использования сетевого взаимодействия с организациями различных сегментов образования взрослых.
Руководители высказывают мнения о факторах, которые влияют на привлечение потребителей образовательных услуг. В первую очередь, это актуализация содержания предлагаемых программ в соответствии с запросами взрослых. Значимым фактором для привлечения взрослых является наличие информации об услугах на сайте учреждения, а также — ценовая политика (система скидок, бонусных предложений).
Результаты проведенных нами теоретических и эмпирических исследований, мнения руководителей организаций дополнительного образования взрослых о способах преодоления трудностей учтены при разработке теоретической модели управления образованием взрослых в учреждении дополнительного образования детей.