Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Профессиональная подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования предусматривала, что подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся будет эффективной, если: будет проанализирована сущность эколого-туристской деятельности, разработанная в психолого-педагогической литературе, на этой основе уточнено содержание понятия «профессиональная подготовка студентов-географов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Методологические основы подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся
    • 1. 1. Экологическая культура в системе профессиональной подготовки будущего учителя географии
    • 1. 2. Психолого-педагогическое обоснование эколого-туристской подготовки студентов-географов педагогического вуза
    • 1. 3. Туристско-краеведческая деятельность как условие формирования экологической культуры учащихся
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся
    • 2. 1. Модель профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся
    • 2. 2. Значение полевой практики в реализации целей подготовки будущих учителей географии к организации эколого-туристской деятельности
    • 2. 3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся

Профессиональная подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

География, современная экология, краеведение, туризм и педагогика тесно переплетаются в рамках единого образовательного процесса на географических факультетах педагогических вузов. Генетическая близость, родство и взаимозависимость географии и экологии выводятся из их совместных мировоззренческих функций, близости и идентичности понятийного аппарата, сходства предметов исследования в современных изысканиях в области ландшафтоведения и геоэкологии.

В настоящее время в образовании отмечается неполное соответствие между профессионально-ориентированной средой, в которой осуществляется подготовка будущего специалиста, и требованиями профессиональной практической деятельности. Необходимость экологизации школьного и вузовского географического образования делает исключительно актуальной проблему подготовки квалифицированных учителей-географов, которые должны быть профессионально подготовленными не только к ведению аудиторных занятий по соответствующим дисциплинам, но также к организации и проведению со школьниками мероприятий эколого-туристской направленности, имеющих высочайший образовательный и воспитательный потенциал, к умению выявлять на местности природные взаимосвязи, к постижению экологических проблем и роли человека в их возникновении не только на глобальном, но и на локальном уровне, к активному участию экотуристов в экологических исследованиях на любой территории.

Как показывает практика, немногие из учителей географии обладают готовностью к организации и проведению школьных экологических экскурсий, походов и туров, летних экологических лагерей и других конкретных форм туристской деятельности. Во многом это объясняется тем, что студенты-географы в процессе учебы не получают достаточного опыта для выполнения функции организаторов школьного туризма, включая экологический туризм. Передача студентам-географам такого специфичного опыта — залог развития образовательного экологического туризма в России.

В связи с этим, нами выявлено противоречие между потребностями профессиональной педагогической сферы деятельности в специалистах, способных к реализации эколого-туристских программ с учащимися, обладающих творческим подходом к профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью теории, методики и практических форм профессионального образования, обеспечивающих эколого-туристскую подготовку будущих учителей географии.

Это позволило сформулировать проблему: какими должны быть содержание, формы и методы профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной апробации содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов-географов в педагогическом вузе.

Предмет исследования: профессиональная подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся.

Гипотеза исследования предусматривала, что подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся будет эффективной, если: будет проанализирована сущность эколого-туристской деятельности, разработанная в психолого-педагогической литературе, на этой основе уточнено содержание понятия «профессиональная подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся» с учетом специфики и особенностей будущей профессионально-педагогической деятельностибудет разработана модель профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся, включающая взаимосвязь таких компонентов профессионального образования, как: эколого-туристские практико-ориентированные, организационно-подготовительные, содержательно-процессуальные, контрольно-оценочныебудут разработаны рекомендации, в которых определены факторы (временной, содержательный, организационный), определяющие вариативность программ профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся.

Цель и гипотеза определяют задачи исследования:

1. В психолого-педагогической литературе проанализировать сущность эколого-туристской деятельности обучающихся и на этой основе уточнить содержание понятия «профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся» с учетом специфики и особенностей будущей профессионально-педагогической деятельности.

2. Разработать модель профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся, раскрывающую ее содержание и структуру.

3. Разработать и экспериментально проверить рекомендации, вариативные программы подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся.

Методологической основой исследования являются философские, социологические и психолого-педагогические идеи о развитии личности, общетеоретические положения о единстве теории и практикиведущей роли деятельности в формировании знаний и умений.

В работе использованы фундаментальные исследования по профессиональной педагогике (С.Я. Батышев, A.M. Новиков и др.) — по общим принципам дидактики (Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, и др.) — по взаимосвязям общего и профессионального образования (В.М. Вайн, В. А. Кальней, С. Е. Шишов и др.) — по дополнительному профессиональному образованию (И.В. Зорин, П. Ф. Кубрушко, В. Ю. Питюков и др.) — по общетеоретическим вопросам психологии (В.В. Давыдов, J1.C. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, В. А. Сластенин и др.) — по вопросам профессионального образования в сфере туризма и рекреации (В.И. Жолдак, И. В. Зорин, E.H.

B.А. Квартальнов, Э. П. Литвинов, А. К. Маренго, А. И. Сеселкин и др.) — по вопросам географического образования (Н.Н.Баранский, А. С. Барков, В. П. Максаковский и др.), по вопросам экологии (С.Н.Глазачев, А. Н. Захлебный, Д. Л. Теплов, И. Т. Суравегина и др.) — по организации туристско-краеведческой деятельности (И.А. Дрогов, Ю. С. Константинов,.

A.A. Остапец-Свешников и др.), по эколого-туристской деятельности (Голов.

B.П., Константинова Т. В., Самарина И. А., Сергеева Т. К. и др.).

В качестве методов исследования для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач использовались: теоретический анализ педагогической, психологической, философской, методической и эколого-географической профессиональной литературы по проблемам исследованияизучение и анализ документацииконстатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестированиеметоды статистической обработки результатов эксперимента.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1994 — 2000 гг.) — включал в себя теоретический анализ научно-методической литературы и оценку опыта работы отечественных и зарубежных учебных заведений по подготовке педагогических кадровв этот период была сформулирована проблема исследования, обоснована актуальность, определены тема, цели, задачи и научный аппарат исследования.

Второй этап (2000;2005 гг.) — проводилась опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы, а именно: определены условия, принципы и формы профессионального образования, обеспечивающего подготовку студентов к организации эколого-туристской деятельности учащихся, разработана модель соответствующего профессионального образования.

Третий этап (2005;2007 гг.) — заключался в обобщении результатов опытно-экспериментальной работы, систематизации, обработке экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено содержание понятия «подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся», под которой понимается профессиональная подготовка, обеспечивающая переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности в качестве учителя, включающая совокупность мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций в сфере взаимодействия общества и природы и профессиональных качеств личности психолого-педагогических (потребности в учебно-воспитательной деятельности, этико-педагогических, коммуникативных), профессионально-педагогических (познавательных, дидактических, организационных и других деловых качеств), специально-предметных (специальных и методических знаний, практических умений и навыков), профессиональных качеств личности в сфере эколого-туристской деятельности.

2. Разработана модель профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся, отражающая структуру обучения, направленного на овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками (предметно-базисный (федеральный), национально-региональный и вузовский компоненты), и педагогические условия развития профессионально-значимых умений (включение в учебную программу практико-ориентированного материалаиспользование активных форм и методов обучения, развивающих практические уменияподготовку методических рекомендаций по формированию практических уменийприменение краеведческих принциповприменение экологического подхода) — выделенный особо эколого-туристский практико-ориентированный компонент обучения, включающий организационно-подготовительный блок (разработку маршрутов, формирование коллектива, обучение методам экологических исследований, обучение туристским навыкам) — содержательно-процессуальный блок (полевые геоэкологические исследования района экспедиции, овладение формами и методами экологических исследований, овладение формами и методами туристско-краеведческой деятельности, овладение новыми педагогическими технологиями экологического образования) — контрольно-оценочный блок (подготовку и сдачу групповых отчетов, презентации индивидуальных творческих разработок, итоговую конференцию), а также определяющий формы обучения (коллективную, групповую, индивидуальную).

3. Разработаны и проверены вариативные программы эколого-туристской и методической подготовки студентов-географов педагогического вуза, направленные на повышение эффективности процесса формирования профессионально-важных качеств учителя: дисциплин по выбору (спецсеминаров) с ярко выраженной эколого-географической, краеведческой и педагогической направленностью («Индикация состояния окружающей среды», «Экологический туризм», «Основы экологической безопасности», «Новые педагогические технологии в экологическом образовании») — эколого-туристской экспедиции, проводимой в период летней практики по физической географии, предусматривающей творческое объединение группы студентов. Программы имеют практико-ориентированный характер, основаны на самостоятельной, творческой и исследовательской работе студентов, проводимой, главным образом, в полевых условиях. В целях развития профессионально-важных качеств студентов, необходимых для организации эколого-туристской деятельности учащихся, определена взаимосвязанная и взаимодополняющая функция эколого-туристской экспедиции и дисциплин по выбору, выраженная в непрерывности деятельности их участников в течение учебного процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория и методика профессионального образования дополнены разработанной на основе практико-ориентированного подхода моделью профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в рамках исследования разработаны и внедрены в учебный процесс вариативные программы эколого-туристской подготовки студентов (программа исследования эколого-рекреационного потенциала территориипрограмма комплексного исследования рекреационных ресурсов территориипрограмма ландшафтно-экологического рекогносцировочного исследования местностипрограмма геоэкологического изучения ландшафтного участка, программа туристской паспортизации территории) — нормативное обеспечение дисциплин по выбору, полевой практики и экспедиции как форм организации учебно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вуземетодические указания по организации экспедиционной практики в педагогическом вузе с элементами исследовательских работ.

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической наукиразнообразными источниками педагогической информациисравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследованияцеленаправленным анализом реальной педагогической практикикомплексным характером поэтапного педагогического экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапа исследовательской работыподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическим результатами.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная подготовка студентов-географов в педагогическом вузе средствами экологического туризма и на основе эколого-туристских практико-ориентированных форм и методов обучения позволяет повысить уровень профессиональной готовности студентов к формированию экологической культуры и организации эколого-туристской деятельности учащихся.

2. Модель профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза отражает организационно-педагогические условия, структуру и содержание профессионального образования, отвечающие задаче формирования готовности учителя географии к организации эколого-туристской деятельности учащихся.

3. Подготовка студентов-географов педагогического вуза к эколого-туристской деятельности учащихся — это система практико-ориентированных, творческих, исследовательских видов и форм деятельности в рамках профессионального педагогического образования: спецсеминаров, практик и экспедиции, находящихся в тесной взаимосвязи и дающих больший педагогический эффект.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и утверждались на заседаниях кафедры физической географии и геоэкологии, методического объединения преподавателей курса «Физическая география России», ежегодных научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы МПГУ, на УМО вузов РФ по педагогическому образованию, на региональных, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях:

Экология и география: проблемы подготовки учителя", Москва, 1995; «По экологическому образованию детей», Обнинск, 1995; «Новые технологии в экологическом образовании», Переславль-Залесский, 1995; Географическое образование на пороге XXI века", Москва, 1996; «Педагогические технологии в экологическом образовании детей», С.-Петербург, 1996; «Актуальные проблемы педагогики, творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга», Казань, 1998; «Таруса в исследованиях краеведов», Таруса, 1998; «Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке», Москва, 2000; «Развитие региональных систем экологического образования в России», Пермь, 2000; «Проблемы археологии, истории и культуры Тарусского края», Таруса, 2001; «Образование в решении экологических проблем», Курск, 2001; «Современное общество и экологическое образование», Алматы, 2004; «Эколого-географические исследования в речных бассейнах», Воронеж, 2004; «Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения», Москва, 2006.

выводы, оценку познавательного интереса и возможностей использования в последующей профессиональной деятельности).

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов.

1. Определена значимость эколого-туристской деятельности как эффективного средства воспитания гражданской личности, приобщения ребенка к познанию природы и общества, экологической культуре. Она интегрирует основные педагогические процессы, является комплексным средством всестороннего развития детей, способствует более глубокому пониманию и конкретизации изучаемых в школе материалов, обогащению новыми экологическими знаниями и закреплению их в практической деятельности.

Преобладание аудиторной формы организации учебного процесса, необязательность (факультативность) важнейших дисциплин предметной подготовки и отсутствие полевых практик не способствует приобретению будущими учителями географии искомых практических компетенций в сфере учебного экологического туризма и личных туристских навыков, необходимых для организации эколого-туристской деятельности учащихся.

2. Разработанная нами в ходе исследования модель профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся раскрывает ее содержание, организацию, структуру. В процессе моделирования использованы принципы непрерывности, системности, преемственности, целенаправленного общения, учета специфики конкретного вуза, индивидуализации, оптимизации, субъектности.

3. В разработанных рекомендациях раскрыты возможности профессиональной подготовки к организации эколого-туристской деятельности с ориентацией на осознание ее необходимости, на овладение психолого-педагогическими основами экологического воспитания и его спецификой, приобщения к экологической культуре, изучение экологических проблемах своего региона.

Разработанные нами и экспериментально проверенные в ходе исследования вариативные программы дисциплин по выбору (спецсеминаров) и эколого-туристской экспедиции для студентов-географов педагогического вуза учитывают временную продолжительность, особенности форм организации учебного процесса, особенности содержательного наполнения и направлены на повышение эффективности процесса формирования профессионально важных качеств будущих учителей географии, связанных с формированием экологической культуры и туристско-краеведческой деятельностью учащихся.

Эти положения нашли отражение в разработанных и апробированных программах эколого-туристской экспедиции и спецдисциплин, опубликованных методических рекомендациях по организации и проведению практик по географическим дисциплинам и другим видам эколого-туристской деятельности, в составлении и корректировке программ деятельности.

Затронутые в исследовании вопросы не исчерпывают проблему профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся. Результаты работы свидетельствуют о том, что дальнейшая разработка должна идти по пути как теоретического, так и методологического исследования проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984.- 208 с.
  2. Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия ООПТ и образовательных учреждений: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2002 171 с.
  3. Г. В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя : Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Помор, междунар. пед. ун-т им. М. В. Ломоносова.- Петрозаводск, 1996. 20 с.
  4. C.B. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук.- СПб., 1998. 44 с.
  5. H.A. Школьные походы по изучению рек, озер и болот родного края. М.: Учпедгиз, 1963. — 136 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб. метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  7. Т.А. Педагогические основы школьного экологического краеведения: Учеб. пособие / ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. 192 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: /Метод, основы/. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  9. H.H. Методика преподавания экономической географии. М.: Учпедгиз, 1960. — 420 с.
  10. С .Я. Производственная педагогика.- М.: Машиностроение, 1984. -672 с.
  11. П.Барков A.C. Вопросы истории и методики географии (Избр. работы). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 263 с.
  12. И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков : Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1995. 21 с.
  13. A.C. Геоморфологические исследования: организация и проведение // Биология в школе.- 1999.- № 4.- С. 44−49.
  14. Г. П., Смирнова Н. Д., Юньев И. С. Идут любознательные. -М.: Молодая гвардия, 1965. 160 с.
  15. А.К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников.- 1996.- № 2 С. 6−8.
  16. Г. В. Формирование экологической культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. Тамбов: Из-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — 208с.
  17. В.А., Богданова JI.B., Купер J1.3. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7−8 кл. общеобразов. сред, шк.- М.: JLA «Варяг», 1995.- 167 с.
  18. Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1998.- 21 с.
  19. Й. Что должен знать и уметь защитник природы: Пер. с чешского. М.: Прогресс, 1983.- 173 с.
  20. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 259 с.
  21. М.Я., Горский В. А., Кабачков В. А., Кальней В. А. Методология профессионального туристского образования. // Под редакцией В. А. Квартальнова, В. А. Горского, И. В. Зорина. М.: Советский спорт, 2001. — 200 с.
  22. Вопросы совершенствования экологического образования и природоохранной подготовки студентов Томск, 1983. — 168 с.
  23. И.А. Основные тенденции формирования экологической культуры будущих учителей в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: М., 2000. 22 с.
  24. Выготский J1.C. Собр. соч. в 6 т. М. Педагогика, 1982. — 487 с.
  25. P.C. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1998.- 16 с.
  26. С.Н. Экологическая культура учителя. М.: Современный писатель, 1998.-432 с.
  27. С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук: М. 1998 — 68 с.
  28. Л.М. и др. Следопыт. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 248 с.
  29. С.Н. Экологическая культура учителя. М.: Современный писатель, 1998. — 432 с.
  30. С. Н. Редковец И.А. Об экологическом самообразовании будущих учителей // Советская педагогика. 1986, № 8. С. 97−101.
  31. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  32. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 32 500.00 География с дополнительной специальностью. Квалификация учитель географии (в соответствии с дополнительной специальностью). М. 2000.
  33. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  34. И.Ю. Туристско-краеведческая деятельность как форма повышения профессионального мастерства учителя географии: Автореф. дис. канд. пед. наук: М. 2001. 27 с.
  35. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд., переработ, и доп. Минск: Изд.-во БГУ, 1981. -383 с.
  36. И.Б. Моделирование содержания эколого-краеведческой подготовки учителя географии. Дис. .канд. пед. наук, СПб. 1996. 191 с.
  37. Закон Российской федерации «Об образовании».
  38. Закон Российской федерации «Об охране окружающей природной среды» // Экологическая газета, 1992, № 6
  39. А.Н. На экологической тропе. М.: Знание. 1986. — 80 с.
  40. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранного образования. -М.: Педагогика, 1981. 184 с.
  41. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
  42. И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1991. С.27−36.
  43. Е.Ю. Полевые практики на географических факультетах педагогических университетов: Учебное пособие для студентов педвузов по географическим специальностям в 3-х частях. Часть II. Раздел «Геоморфология». М.: МПГУ: 1999. — С.-58−100.
  44. Е.Ю., Кошевой В. А. Геоэкологический аспект педагогического образования студентов-географов // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке». М.: Прометей, 2000. — С. 221−222.
  45. Е.Ю. Геоэкологическая составляющая природных особенностей Тарусского района // Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. Сборник статей. -М.: Прометей, 2001. С.34−37.
  46. Е.Ю. Экологические проблемы и география // Материалы Международной научно-практической конференции «Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения», Москва, 2006. М.: ФЦДЮТиК, 2006.- С.27−28.
  47. И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды. М.: Турист, 1986. — 104 с.
  48. И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования./ Монография. М.: Советский спорт, 2001. — 264 с.
  49. П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Петрозаводск. 1968. 23 с.
  50. П.В. Основы школьного краеведения: Учебное пособие. -Петрозаводск, 1986. 106 с.
  51. А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 18 с.
  52. .Г., Кинев И. П. Природоохранительное краеведение, его задачи, содержание и методика преподавания // Подготовка студентов педагогических вузов к краеведческой и природоохранительной работе с учащимися. М.: Изд-во АПН СССР, 1974, С 3−13.
  53. А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001. — 328 с.
  54. Н.В. Система экологической подготовки учителя географии в ИПК: Дис. канд. пед. наук: М. 1996. 211 с.
  55. С.С. Внеурочная деятельность в процессе подготовки студентов педвуза у работе по экологическому воспитанию школьников: дис.. канд. пед. наук: Волгоград, 1988. 281 с.
  56. В.А. Социальный туризм. М.: Финансы и статистика, 1998.253 с.
  57. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  58. Г. В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы : Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1997.- 19 с.
  59. Ю.С. Теория и практика туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей: Дисс. докт. пед. наук.- М.: 2003.- 304 с.
  60. Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории 19 181 998 г. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.- 176 с.
  61. Ю.С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма.-М.: ФЦДЮТиК, 2005.- 207 с.
  62. Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие.- М.: ФЦДЮТиК, 2006.- 600 с.
  63. Т.В. Подготовка будущего учителя географии к формированию экологической культуры школьников средствами краеведения: Дисс. канд. пед. наук. Калуга, 2004 — 204 с.
  64. Н.К. Педагогические сочинения, Т.5. М.: АПН РСФСР, 1959.-688 с.
  65. Краеведение: Пособие для учителей / Под ред. А. В. Даринского. М. 1987.- 158 с.
  66. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара. Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  67. Критерии, методы и методика изучения и формирования отношения школьников к природе: Методические рекомендации и разработки /авт.-сост. А. П. Сидельковский. Ставрополь- Пятигорск, ПГПИИЯ, 1988. — 201 с.
  68. С.В. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Брянск, 1993. 16 с.
  69. JI.B. Экологическое образование учащихся 5−7 классов в процессе туристско-краеведческой деятельности. Автореф дис. канд. пед. наук: М., 1990.- 16 с.
  70. Т.В. Экологическое образование в обучении физической географии СССР: Методические рекомендации для учителя. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-54 е.
  71. B.C., Кубрушко П. Ф. Развитие системы профессионально-педагогического образования: Монография.- М.: ЭГВЕС, 2006.- 287 с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 364 с.
  73. А. За знаниями в экспедицию // Народное образование -1997.-№ 9.-С. 93−95.
  74. A.B., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. М.: Гумм. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 312 с.
  75. И.Р. Методика выполнения краеведческих исследований на маршруте. // По материалам городских краеведческих слетов «По местам русских замлепроходцев». М.: МГДТДиЮ, 1995. — 61 с.
  76. Л.Ю. Научные конференции и олимпиады школьников в системе образования: сравнительный анализ их эффективности // Внешкольник, 1997 г, № 7−8. С.23−25.
  77. Л.Ю. Научно-практическая конференция учащихся как эффективная форма дополнительного образования // Дополнительное образование. 1999.- № 3. — С. 7−9.
  78. И.И., Козлова О., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. -М.: Горизонт, 2001.- 194 с.
  79. A.M. Формирование экологической культуры учащихся в условиях геоэкологического лагеря: Автореф. дис.. канд. пед. наук: СПб., 2000. 23 с.
  80. В.П. Географическая культура. М.: Владос, 1998. 416 с.
  81. Н.М., Глазачев С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. — С. 16−26
  82. В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества: Автореф. дис. канд. филос. наук: СПб., 1992. 19 с.
  83. А.К. Трудоохранная культура: педагогическая культура и практика. М.: Алетейя. — 249 с.
  84. А.Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. М.: Владос. 2000.- 151 с.
  85. .А. Проведение летней полевой практики // Биология в школе. 1995.- № 1.- С. 44−49.
  86. JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования: Кн. для учителя. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. -166 с.
  87. О.С. Методика использования местного материала в развитии экологической культуры учащихся в курсе биологии 6−7 классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: СПб., 1998. 14 с.
  88. Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 104 с.
  89. Настольная книга учителя географии / авт. сост. Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 302 с.
  90. В. В. Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. -192 с.
  91. A.M. Методология учебной деятельности.- М.: ЭГВЕС, 2005.176 с.
  92. C.B. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. М.: Молодая гвардия, 1951. — 266 с.
  93. А.Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности: Дисс. канд. пед. наук. М., 2001.- 181 с.
  94. О концепции экологического образования в советской общеобразовательной школе. М.: НИИ СиМО АПН СССР. — 1985. -63 с.
  95. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Рос. Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 // Вестн. образования.- 1996.- № 5.- С. 31−34.
  96. П. Формирование опыта научного творчества в школе // Лиц. и гимназ. образование.- 1998.- № 1.- С. 49−52.
  97. Остапец-Свешников A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.- 104 с.
  98. Остапец-Свешников A.A. На маршруте туристы-следопыты. М.: Просвещение, 1987 — 128 с.
  99. Остапец-Свешников A.A. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис.. док. пед. наук. -М., 1989.-33 с.
  100. Остапец-Свешников A.A. Могучее средство развития личности. М.: Агентство ДОК, 1994 — 212 с.
  101. Остапец-Свешников A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся М.: ЦДЮТК РФ, 2001. — 96 с.
  102. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука реформе школы / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1988. -128 с.
  103. A.M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. М.: ЦДЮТур РФ, 1997. — 56 с.
  104. JI.M., Душина И. В., Дронов В. П. и др. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии/ Под ред. JI.M. Панчешниковой. -М.: Просвещение, 1997. 320 с.
  105. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  106. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика, 1995. № 4. — С. 59−63
  107. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие/2-е изд.- М.: Гном-Пресс, 1999. 192 с.
  108. В.В. Формирование экологической культуры учителя начальных классов в процессе его подготовки: Дис.канд. пед. наук: Таганрог, 1997. 214 с
  109. Полевые практики по географическим дисциплинам: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. / Под ред. В. А. Исаченкова. М.: Просвещение, 1980. — 224 с.
  110. Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  111. Практикум по экологии: Учеб. пособие / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гущина.- М.: АО МДС, 1996.- 189 с.
  112. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 12 500 — География: Для педагогических университетов и институтов. — М.: Флинта: Наука, 2000. 368 с.
  113. Развитие идей A.C. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы. // Сборник материалов Всесоюзной научно-практической конференции. М.: ЦДЭТС МП СССР, 1988.-106 с.
  114. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 156 с.
  115. Д.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования. Дис. канд. фил ос. наук .- М. 2001. 162 с.
  116. . Н.Ф. Системные основы природопользования. Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1993. — 639 с.
  117. JI.B. Экологическое воспитание подростков в пионерском лагере: Автореф. дис. канд. пед. наук: М., 1989. 16 с.
  118. JI.B. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Дис. канд. пед. наук: Волгоград, 1990. 253 с.
  119. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. Дис. канд. пед. наук. -М., 1978.- 185 с.
  120. И.А. Формирование экологической культуры школьниковсредствами туристско-краеведческой деятельности: Дисс.канд. пед. наук.-М., 2004.- 173 с.
  121. А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 127 с.
  122. Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования.: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.- 229с.
  123. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.- 231с.
  124. А.И. Диверсификация профессионального туристского образования: Дис. .д-ра пед.наук. М., 2004. -355 с.
  125. А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. Ставрополь: Пятигорский госпединститут, 1988, 201 с.
  126. В.И. Система внеклассной работы по географии в школе. М.: Просвещение, 1972. — 144 с.
  127. Т.К. Экологический туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. — 360 с.
  128. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976.-160 с.
  129. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  130. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика. 1984. — 104 с.
  131. К.Ф. Краеведение.- М.: Просвещение, 1967. 144 с.
  132. И. Т. Сенкевич В М. Кучер Т В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. № 12. — С. 47−51.
  133. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1986. 35 с.
  134. В.А. Сердце отдаю детям. Киев. Рад. школа, 1981.-382 с.
  135. JI.P. Становление экологически грамотного поведения младших подростков в туристско-краеведческой деятельности : Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 1995.- 18 с.
  136. Теория и практика педагогического эксперимента /Пискунов А.И. и др. М.: Педагогика, 1979. 207 с.
  137. Д.Л. Экологическое воспитание школьников в процессе дополнительного образования. Автореферат дисс.. докт. пед наук. М., 2005.-41 с.
  138. Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для ин-тов и тех-мов физ. культуры / Сост. В. И. Ганопольский М.: Физкультура и спорт, 1987. — 240с.
  139. Туристский терминологический словарь/Авторы-сост.: И. В. Зорин, В. А. Квартальное М.: Советский спорт, 1999. — 664 с.
  140. Е.А. Особенности формирования экологической культуры будущего учителя в системе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2001. 16 с.
  141. C.B. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков (на материале деятельности сельских малокомплектных школ): Автореф. дис. канд. пед. наук.- Орел, 1993. 18 с.
  142. И.А. Формирование экологических умений будущего учителя географии. Дис. канд. пед. наук: -Казань, 2000. 245 с.
  143. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. /Под ред. В. Я. Струминского. Т.2. -М.: Учпедгиз, 1953−1954. 639 с.
  144. С.П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1994.- 17с.
  145. В.П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1998.- 18 с.
  146. А.Н. Спутник следопыта. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 318 с.
  147. Черняго J1.C. Новое экологическое мышление // География в школе. 1998.-№ 3.-С. 57−60
  148. В.П., Добров A.B., Захлебный А. Н. Учебные тропы. М.: Агропромиздат, 1989. — 159 с.
  149. Э.Ю. Теория и практика подготовки учителей-биологов к организации природоохранительной деятельности школьников: Дис. доктора пед. наук: JL: 1989 247 с.
  150. С.Е., Кальней A.A. Мониторинг качества образования в школе. -М., 1998.- 250 с.
  151. Экологическое образование школьников / Захлебный А. Н., Зверев И. Д, Кудрявцева Е. М. и др. Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1993. — 160 с.
  152. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  153. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педвуза. Дис. канд. пед наук. Челябинск, 1971. — 192 с.
  154. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности. Дис.. канд. пед. наук: Казань, 1998.- 183 с.
  155. Векилска Павлина, Кънчев Димитр. Обучениеть по география и опазнанетона природната среда. София, 1980.183 с.
  156. Влайкова Симеонка. Формиране на умения в обучението на география. -София, 1988−190 с.
  157. Кънчев Димитр. Научно-методически основи на обучението по география в българском училище. София. — 1996 — 144 с.
  158. Haubrich Hartwing. Geographie hat Zukunft. Wege Geographie und Ihre Didaktik. Hannover, 1998. — 68 c.
  159. Proceedings of Comission on Geographie Education. 28-th Congress of IGU. Amsterdam, 1996. — 247 c.
Заполнить форму текущей работой