Профессиональная подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся
Диссертация
Гипотеза исследования предусматривала, что подготовка студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся будет эффективной, если: будет проанализирована сущность эколого-туристской деятельности, разработанная в психолого-педагогической литературе, на этой основе уточнено содержание понятия «профессиональная подготовка студентов-географов… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Методологические основы подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся
- 1. 1. Экологическая культура в системе профессиональной подготовки будущего учителя географии
- 1. 2. Психолого-педагогическое обоснование эколого-туристской подготовки студентов-географов педагогического вуза
- 1. 3. Туристско-краеведческая деятельность как условие формирования экологической культуры учащихся
- Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся
- 2. 1. Модель профессиональной подготовки студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся
- 2. 2. Значение полевой практики в реализации целей подготовки будущих учителей географии к организации эколого-туристской деятельности
- 2. 3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов-географов педагогического вуза к организации эколого-туристской деятельности учащихся
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984.- 208 с.
- Абрамова Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия ООПТ и образовательных учреждений: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2002 171 с.
- Аверкиева Г. В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя : Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Помор, междунар. пед. ун-т им. М. В. Ломоносова.- Петрозаводск, 1996. 20 с.
- Алексеев C.B. Теоретические основы и методика экологической подготовки учителя в системе постдипломного образования: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук.- СПб., 1998. 44 с.
- Антимонов H.A. Школьные походы по изучению рек, озер и болот родного края. М.: Учпедгиз, 1963. — 136 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб. метод, пособие. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Бабакова Т.А. Педагогические основы школьного экологического краеведения: Учеб. пособие / ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. 192 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: /Метод, основы/. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Баранский H.H. Методика преподавания экономической географии. М.: Учпедгиз, 1960. — 420 с.
- Батышев С .Я. Производственная педагогика.- М.: Машиностроение, 1984. -672 с.
- П.Барков A.C. Вопросы истории и методики географии (Избр. работы). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 263 с.
- Беккер И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков : Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1995. 21 с.
- Боголюбов A.C. Геоморфологические исследования: организация и проведение // Биология в школе.- 1999.- № 4.- С. 44−49.
- Богоявленский Г. П., Смирнова Н. Д., Юньев И. С. Идут любознательные. -М.: Молодая гвардия, 1965. 160 с.
- Бруднов А.К. Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников.- 1996.- № 2 С. 6−8.
- Буковская Г. В. Формирование экологической культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. Тамбов: Из-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — 208с.
- Бухвалов В.А., Богданова JI.B., Купер J1.3. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7−8 кл. общеобразов. сред, шк.- М.: JLA «Варяг», 1995.- 167 с.
- Бушманова Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1998.- 21 с.
- Велек Й. Что должен знать и уметь защитник природы: Пер. с чешского. М.: Прогресс, 1983.- 173 с.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 259 с.
- Виленский М.Я., Горский В. А., Кабачков В. А., Кальней В. А. Методология профессионального туристского образования. // Под редакцией В. А. Квартальнова, В. А. Горского, И. В. Зорина. М.: Советский спорт, 2001. — 200 с.
- Вопросы совершенствования экологического образования и природоохранной подготовки студентов Томск, 1983. — 168 с.
- Воробьева И.А. Основные тенденции формирования экологической культуры будущих учителей в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук: М., 2000. 22 с.
- Выготский J1.C. Собр. соч. в 6 т. М. Педагогика, 1982. — 487 с.
- Гайсина P.C. Изучение экологических ситуаций своей местности в начальном курсе географии: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1998.- 16 с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. М.: Современный писатель, 1998.-432 с.
- Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук: М. 1998 — 68 с.
- Гурвич Л.М. и др. Следопыт. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 248 с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. М.: Современный писатель, 1998. — 432 с.
- Глазачев С. Н. Редковец И.А. Об экологическом самообразовании будущих учителей // Советская педагогика. 1986, № 8. С. 97−101.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 32 500.00 География с дополнительной специальностью. Квалификация учитель географии (в соответствии с дополнительной специальностью). М. 2000.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Данилина И.Ю. Туристско-краеведческая деятельность как форма повышения профессионального мастерства учителя географии: Автореф. дис. канд. пед. наук: М. 2001. 27 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учеб. Пособие для вузов. 2-е изд., переработ, и доп. Минск: Изд.-во БГУ, 1981. -383 с.
- Жуковин И.Б. Моделирование содержания эколого-краеведческой подготовки учителя географии. Дис. .канд. пед. наук, СПб. 1996. 191 с.
- Закон Российской федерации «Об образовании».
- Закон Российской федерации «Об охране окружающей природной среды» // Экологическая газета, 1992, № 6
- Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.: Знание. 1986. — 80 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранного образования. -М.: Педагогика, 1981. 184 с.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
- Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1991. С.27−36.
- Зейналова Е.Ю. Полевые практики на географических факультетах педагогических университетов: Учебное пособие для студентов педвузов по географическим специальностям в 3-х частях. Часть II. Раздел «Геоморфология». М.: МПГУ: 1999. — С.-58−100.
- Зейналова Е.Ю., Кошевой В. А. Геоэкологический аспект педагогического образования студентов-географов // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке». М.: Прометей, 2000. — С. 221−222.
- Зейналова Е.Ю. Геоэкологическая составляющая природных особенностей Тарусского района // Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. Сборник статей. -М.: Прометей, 2001. С.34−37.
- Зейналова Е.Ю. Экологические проблемы и география // Материалы Международной научно-практической конференции «Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения», Москва, 2006. М.: ФЦДЮТиК, 2006.- С.27−28.
- Зорин И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды. М.: Турист, 1986. — 104 с.
- Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования./ Монография. М.: Советский спорт, 2001. — 264 с.
- Иванов П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Петрозаводск. 1968. 23 с.
- Иванов П.В. Основы школьного краеведения: Учебное пособие. -Петрозаводск, 1986. 106 с.
- Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 18 с.
- Иоганген Б.Г., Кинев И. П. Природоохранительное краеведение, его задачи, содержание и методика преподавания // Подготовка студентов педагогических вузов к краеведческой и природоохранительной работе с учащимися. М.: Изд-во АПН СССР, 1974, С 3−13.
- Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001. — 328 с.
- Калистратова Н.В. Система экологической подготовки учителя географии в ИПК: Дис. канд. пед. наук: М. 1996. 211 с.
- Кашлев С.С. Внеурочная деятельность в процессе подготовки студентов педвуза у работе по экологическому воспитанию школьников: дис.. канд. пед. наук: Волгоград, 1988. 281 с.
- Квартальное В.А. Социальный туризм. М.: Финансы и статистика, 1998.253 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
- Козлова Г. В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы : Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1997.- 19 с.
- Константинов Ю.С. Теория и практика туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей: Дисс. докт. пед. наук.- М.: 2003.- 304 с.
- Константинов Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории 19 181 998 г. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.- 176 с.
- Константинов Ю.С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма.-М.: ФЦДЮТиК, 2005.- 207 с.
- Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие.- М.: ФЦДЮТиК, 2006.- 600 с.
- Константинова Т.В. Подготовка будущего учителя географии к формированию экологической культуры школьников средствами краеведения: Дисс. канд. пед. наук. Калуга, 2004 — 204 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения, Т.5. М.: АПН РСФСР, 1959.-688 с.
- Краеведение: Пособие для учителей / Под ред. А. В. Даринского. М. 1987.- 158 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя. Самара. Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
- Критерии, методы и методика изучения и формирования отношения школьников к природе: Методические рекомендации и разработки /авт.-сост. А. П. Сидельковский. Ставрополь- Пятигорск, ПГПИИЯ, 1988. — 201 с.
- Куликова С.В. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Брянск, 1993. 16 с.
- Куприна JI.B. Экологическое образование учащихся 5−7 классов в процессе туристско-краеведческой деятельности. Автореф дис. канд. пед. наук: М., 1990.- 16 с.
- Кучер Т.В. Экологическое образование в обучении физической географии СССР: Методические рекомендации для учителя. М.: Изд-во АПН СССР, 1989.-54 е.
- Леднев B.C., Кубрушко П. Ф. Развитие системы профессионально-педагогического образования: Монография.- М.: ЭГВЕС, 2006.- 287 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 364 с.
- Леонтович А. За знаниями в экспедицию // Народное образование -1997.-№ 9.-С. 93−95.
- Лосев A.B., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. М.: Гумм. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 312 с.
- Лукьяненко И.Р. Методика выполнения краеведческих исследований на маршруте. // По материалам городских краеведческих слетов «По местам русских замлепроходцев». М.: МГДТДиЮ, 1995. — 61 с.
- Ляшко Л.Ю. Научные конференции и олимпиады школьников в системе образования: сравнительный анализ их эффективности // Внешкольник, 1997 г, № 7−8. С.23−25.
- Ляшко Л.Ю. Научно-практическая конференция учащихся как эффективная форма дополнительного образования // Дополнительное образование. 1999.- № 3. — С. 7−9.
- Мазур И.И., Козлова О., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. -М.: Горизонт, 2001.- 194 с.
- Макарский A.M. Формирование экологической культуры учащихся в условиях геоэкологического лагеря: Автореф. дис.. канд. пед. наук: СПб., 2000. 23 с.
- Максаковский В.П. Географическая культура. М.: Владос, 1998. 416 с.
- Мамедов Н.М., Глазачев С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. — С. 16−26
- Мангасарян В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества: Автореф. дис. канд. филос. наук: СПб., 1992. 19 с.
- Маренго А.К. Трудоохранная культура: педагогическая культура и практика. М.: Алетейя. — 249 с.
- Маслов А.Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. М.: Владос. 2000.- 151 с.
- Меркулов Б.А. Проведение летней полевой практики // Биология в школе. 1995.- № 1.- С. 44−49.
- Моисеева JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования: Кн. для учителя. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. -166 с.
- Монгуш О.С. Методика использования местного материала в развитии экологической культуры учащихся в курсе биологии 6−7 классов: Автореф. дис. канд. пед. наук: СПб., 1998. 14 с.
- Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 104 с.
- Настольная книга учителя географии / авт. сост. Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 302 с.
- Николина В. В. Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. -192 с.
- Новиков A.M. Методология учебной деятельности.- М.: ЭГВЕС, 2005.176 с.
- Обручев C.B. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. М.: Молодая гвардия, 1951. — 266 с.
- Озеров А.Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности: Дисс. канд. пед. наук. М., 2001.- 181 с.
- О концепции экологического образования в советской общеобразовательной школе. М.: НИИ СиМО АПН СССР. — 1985. -63 с.
- О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Рос. Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 // Вестн. образования.- 1996.- № 5.- С. 31−34.
- Оржековский П. Формирование опыта научного творчества в школе // Лиц. и гимназ. образование.- 1998.- № 1.- С. 49−52.
- Остапец-Свешников A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.- 104 с.
- Остапец-Свешников A.A. На маршруте туристы-следопыты. М.: Просвещение, 1987 — 128 с.
- Остапец-Свешников A.A. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис.. док. пед. наук. -М., 1989.-33 с.
- Остапец-Свешников A.A. Могучее средство развития личности. М.: Агентство ДОК, 1994 — 212 с.
- Остапец-Свешников A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся М.: ЦДЮТК РФ, 2001. — 96 с.
- Отношение школьников к природе: Педагогическая наука реформе школы / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1988. -128 с.
- Панфилов A.M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. М.: ЦДЮТур РФ, 1997. — 56 с.
- Панчешникова JI.M., Душина И. В., Дронов В. П. и др. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии/ Под ред. JI.M. Панчешниковой. -М.: Просвещение, 1997. 320 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педагогика, 1995. № 4. — С. 59−63
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие/2-е изд.- М.: Гном-Пресс, 1999. 192 с.
- Подберезный В.В. Формирование экологической культуры учителя начальных классов в процессе его подготовки: Дис.канд. пед. наук: Таганрог, 1997. 214 с
- Полевые практики по географическим дисциплинам: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по геогр. спец. / Под ред. В. А. Исаченкова. М.: Просвещение, 1980. — 224 с.
- Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. -М.: Просвещение, 1991. 192 с.
- Практикум по экологии: Учеб. пособие / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гущина.- М.: АО МДС, 1996.- 189 с.
- Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 12 500 — География: Для педагогических университетов и институтов. — М.: Флинта: Наука, 2000. 368 с.
- Развитие идей A.C. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы. // Сборник материалов Всесоюзной научно-практической конференции. М.: ЦДЭТС МП СССР, 1988.-106 с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 156 с.
- Разенкова Д.Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования. Дис. канд. фил ос. наук .- М. 2001. 162 с.
- Реймерс. Н.Ф. Системные основы природопользования. Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1993. — 639 с.
- Рогаленкова JI.B. Экологическое воспитание подростков в пионерском лагере: Автореф. дис. канд. пед. наук: М., 1989. 16 с.
- Романенко JI.B. Формирование у студентов педвуза готовности к экологическому образованию школьников: Дис. канд. пед. наук: Волгоград, 1990. 253 с.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. Дис. канд. пед. наук. -М., 1978.- 185 с.
- Самарина И.А. Формирование экологической культуры школьниковсредствами туристско-краеведческой деятельности: Дисс.канд. пед. наук.-М., 2004.- 173 с.
- Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 127 с.
- Самохин Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования.: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1999.- 229с.
- Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.- 231с.
- Сесёлкин А.И. Диверсификация профессионального туристского образования: Дис. .д-ра пед.наук. М., 2004. -355 с.
- Сидельковский А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе. Ставрополь: Пятигорский госпединститут, 1988, 201 с.
- Середа В.И. Система внеклассной работы по географии в школе. М.: Просвещение, 1972. — 144 с.
- Сергеева Т.К. Экологический туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. — 360 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976.-160 с.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика. 1984. — 104 с.
- Строев К.Ф. Краеведение.- М.: Просвещение, 1967. 144 с.
- Суравегина И. Т. Сенкевич В М. Кучер Т В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. 1990. № 12. — С. 47−51.
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1986. 35 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. Рад. школа, 1981.-382 с.
- Тараканова JI.P. Становление экологически грамотного поведения младших подростков в туристско-краеведческой деятельности : Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 1995.- 18 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента /Пискунов А.И. и др. М.: Педагогика, 1979. 207 с.
- Теплов Д.Л. Экологическое воспитание школьников в процессе дополнительного образования. Автореферат дисс.. докт. пед наук. М., 2005.-41 с.
- Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для ин-тов и тех-мов физ. культуры / Сост. В. И. Ганопольский М.: Физкультура и спорт, 1987. — 240с.
- Туристский терминологический словарь/Авторы-сост.: И. В. Зорин, В. А. Квартальное М.: Советский спорт, 1999. — 664 с.
- Тузова Е.А. Особенности формирования экологической культуры будущего учителя в системе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2001. 16 с.
- Туликова C.B. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков (на материале деятельности сельских малокомплектных школ): Автореф. дис. канд. пед. наук.- Орел, 1993. 18 с.
- Уразметов И.А. Формирование экологических умений будущего учителя географии. Дис. канд. пед. наук: -Казань, 2000. 245 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. /Под ред. В. Я. Струминского. Т.2. -М.: Учпедгиз, 1953−1954. 639 с.
- Фокин С.П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1994.- 17с.
- Фомин В.П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1998.- 18 с.
- Формозов А.Н. Спутник следопыта. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 318 с.
- Черняго J1.C. Новое экологическое мышление // География в школе. 1998.-№ 3.-С. 57−60
- Чижова В.П., Добров A.B., Захлебный А. Н. Учебные тропы. М.: Агропромиздат, 1989. — 159 с.
- Шапоконе Э.Ю. Теория и практика подготовки учителей-биологов к организации природоохранительной деятельности школьников: Дис. доктора пед. наук: JL: 1989 247 с.
- Шишов С.Е., Кальней A.A. Мониторинг качества образования в школе. -М., 1998.- 250 с.
- Экологическое образование школьников / Захлебный А. Н., Зверев И. Д, Кудрявцева Е. М. и др. Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1993. — 160 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Яковлева Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педвуза. Дис. канд. пед наук. Челябинск, 1971. — 192 с.
- Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности. Дис.. канд. пед. наук: Казань, 1998.- 183 с.
- Векилска Павлина, Кънчев Димитр. Обучениеть по география и опазнанетона природната среда. София, 1980.183 с.
- Влайкова Симеонка. Формиране на умения в обучението на география. -София, 1988−190 с.
- Кънчев Димитр. Научно-методически основи на обучението по география в българском училище. София. — 1996 — 144 с.
- Haubrich Hartwing. Geographie hat Zukunft. Wege Geographie und Ihre Didaktik. Hannover, 1998. — 68 c.
- Proceedings of Comission on Geographie Education. 28-th Congress of IGU. Amsterdam, 1996. — 247 c.