Полная индукция в процессе обучения алгебре
Пример 1. индуктивный обучение математический дедуктивный Доказать, что при 5? n?10 справедливо равенство. Для n=6 утверждение верно Для n=7 утверждение верно Для n=8 утверждение верно Для n=9 утверждение верно. Доказательство. Рассмотрим выполнимость данного равенства для первых натуральных n: Индукцию путем перечисления, получившую название популярной индукции. Для n=10 утверждение верно… Читать ещё >
Полная индукция в процессе обучения алгебре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Познавательная роль полной индукции проявляется в формировании нового знания о классе или роде явлений. Логический перенос признака с отдельных предметов на класс в целом не является простым суммированием. Знание о классе или роде — это обобщение, представляющее собой новую ступень в развитии знания.
Демонстративность полной индукции позволяет использовать этот вид умозаключения в доказательном рассуждении.
Пример 1. индуктивный обучение математический дедуктивный Доказать, что при 5? n?10 справедливо равенство.
Доказательство:
Для n=5 утверждение верно.
Для n=6 утверждение верно Для n=7 утверждение верно Для n=8 утверждение верно Для n=9 утверждение верно.
Для n=10 утверждение верно. Следовательно, утверждение доказано.
Применимость полной индукции в рассуждениях определяется практической перечислимостью множества явлений. Если невозможно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.
Неполная индукция в процессе обучения алгебре
Неполная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
Неполнота индуктивного обобщения выражается в том, что исследуют не все, а лишь некоторые элементы или части класса — от S1 до S. Логический переход в неполной индукции от некоторых ко всем элементам или частям класса не является произвольным. Он оправдывается эмпирическими основаниями — объективной зависимостью между всеобщим характером признаков и устойчивой их повторяемостью в опыте для определенного рода явлений. Отсюда широкое использование неполной индукции в практике.
Пример 1.
Доказать, что для первых 10 натуральных n:
Доказательство. Рассмотрим выполнимость данного равенства для первых натуральных n:
Для n=2 утверждение верно.
Для n=3 утверждение верно.
Для n=4 утверждение верно.
Для n=5 утверждение верно.
Для n=6 утверждение верно.
Для n=7 утверждение верно.
Для n=8 утверждение верно.
Для n=9 утверждение верно.
Для n=10 утверждение верно. Утверждение доказано.
Можно предположить, что равенство.
справедливо при любом натуральном n.
Тем самым для неполной индукции характерно ослабленное логическое следование — истинные посылки обеспечивают получение не достоверного, а лишь проблематичного заключения. При этом обнаружение хотя бы одного случая, противоречащего обобщению, делает индуктивный вывод несостоятельным.
Существенное влияние на характер логического следования в выводах неполной индукции оказывает способ отбора исходного материала, который проявляется в методичности или систематичности формирования посылок индуктивного умозаключения. По способу отбора различают два вида неполной индукции:
- — индукцию путем перечисления, получившую название популярной индукции.
- — индукцию путем отбора, которую называют научной индукцией.
Пример 2.
Сравните числа.
- 32•34 и 36
- 2•24 и 25
- 42•43 и 45
- 5•52 и 53
Решение.
- 32•34=3•3•3•3•3•3=729, 36=3•3•3•3•3•3=729
- 32•34 = 36
- 2•24=2•2•2•2•2=32, 25=2•2•2•2•2=32
- 2•24 =25
- 42•43=4•4•4•4•4=1024, 45=4•4•4•4•4=1024
- 42•43=45
- 5•52=5•5•5=125, 53=5•5•5•=125
- 5•52=53
Все выражения соответственно равны. Это позволяет сделать предположение, что для любого натурального n и m верно равенство:
an•am=am+n
Справедливость этого равенства нуждается в доказательстве.