Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Технологии развитии творческих способностей в условиях дополнительного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗпедагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов… Читать ещё >

Технологии развитии творческих способностей в условиях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технология, по мнению В. А. Сластенина, — это «…педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты»[1].

Современные образовательные технологии обладают следующими характеристиками:

  • — востребованность педагогами и детьми;
  • — оптимальное развитие участников педагогического процесса;
  • — соответствие запросам общества;
  • — учет индивидуальных различий детей и реализация личностного потенциала каждого ребенка.

Все эти характеристики максимально соответствуют требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.

Большим потенциалом для развития творческих способностей детей обладают технология проектной деятельности, портфолио, педагогические мастерские, дискуссионные, игровые, исследовательские технологии. Сущность и педагогические возможности данных технологий представлены в учебном пособии: Байбородова Л. В., Чернявская А. П., Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. — Ярославль: Изд-во ЯГГТУ, 2012.

Более подробно остановимся на двух технологиях, изначально разработанных для развития способностей человека.

В 50-е годы XX века Г. С. Альтшуллером и его коллегами была разработана так называемая технология творчества (ТРИЗ). Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) направлена на:

  • — поиск нетривиальных идей,
  • — выявление и решение творческих проблем,
  • — объективную оценку решений,
  • — систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки,
  • — развитие творческого мышления, формирование творческой личности.

Для развития творческих способностей личности в ТРИЗ используются три основных направления:

  • — методы развития творческого воображения,
  • — теория развития творческой личности,
  • — теория развития творческих коллективов.

Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач. Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения, разработанная Г. Альтшуллером и П. Амнуэлем, представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов:

  • — метод «золотой рыбки» (метод разложения и синтеза фантастических идей);
  • — ступенчатое конструирование;
  • — метод ассоциаций;
  • — метод тенденций;
  • — метод скрытых свойств объекта;
  • — «взгляд со стороны»;
  • — ситуационные задания.

Теория развития творческой личности включает описание качеств творческой личности, основные концепции ее развития, жизненную стратегию развития творческой личности (ЖСТЛ-3), деловую игру. Авторы теории развития творческой личности (ТРТЛ) — Г. С. Альтшуллер и И. М. Верткин.

Теория развития творческих коллективов разработана Б. Злотиным, А. Зусманом и Л.Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их развития, механизмы торможения и развития коллективов, принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.

В современной психолого-педагогической литературе активно используется понятие «ТРИЗ-педагогика».

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗпедагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Основные принципы построения занятий по ТРИЗ (в том числе, и в ДО):

  • — минимум сообщения информации, максимум рассуждений;
  • — оптимальная форма организации обсуждения — мозговой штурм;
  • — опора в организации деятельности на системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии);
  • — включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности);
  • — обязательная активизация творческого воображения.

Более подробно рассмотрим суть отдельных методов ТРИЗ, которые наиболее успешно могут быть использованы в ДО.

  • [1] Сластенин В. А. Доминанта деятельности // Народное образование. — 1997. -№ 9.-С. 41−42.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой