Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Принцип вариативности образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению А. Г. Асмолова, «вариативное образование» понимается как процесс, направленный на расширение компетентностного выбора человеком жизненного пути и на саморазвитие личности. Вариативность, по выражению Л. С. Выготского, — это выбор «веера социальных ситуаций развития». Актуальность вариативности дополнительного образования обусловлена следующими особенностями: свободой выбора ребенком… Читать ещё >

Принцип вариативности образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению А. Г. Асмолова, «вариативное образование» понимается как процесс, направленный на расширение компетентностного выбора человеком жизненного пути и на саморазвитие личности[1]. Вариативность, по выражению Л. С. Выготского, — это выбор «веера социальных ситуаций развития»[2]. Актуальность вариативности дополнительного образования обусловлена следующими особенностями: свободой выбора ребенком вида деятельности, дополнительной образовательной программы, педагога; разновозрастным составом обучающихся; личностно-ориентированным способом организации образовательного процесса. Реализация вариативности в системе дополнительного образования есть один из способов разрешения противоречия между существующим разнообразным социальным заказом и обеспечением права детей, родителей, педагогов на выбор вариантов деятельности для реализации этого заказа. Организацию работы с разновозрастным коллективом с позиции вариативности характеризуют следующие особенности: глубокое знание педагогом индивидуальных особенностей и интересов ребенка, применение разнообразных технологий дополнительного образования, использование специального оборудования и дидактических материалов.

В соответствии с данным принципом, доминантой построения дополнительного образования должно стать создание условий для свободного выбора вариантов образовательной деятельности всех участников образовательного процесса: детей — вариантов участия в разных сферах деятельности и взаимодействия, целей, содержания образования и способов его осуществления; педагогов — собственных моделей построения образовательного процесса; родителей — вариантов участия в деятельности образовательного учреждения. При этом эффективность образования будет зависеть от возможностей детей определять индивидуальные цели и смысл учения, выбирать различные варианты способов деятельности, уровней содержания, форм сотрудничества, открытости контроля и использования различных методов оценивания. Вариативность в дополнительном образовании не сводится только к тому, что ребенку предоставляется выбор того или иного направления деятельности или той или иной программы занятий. Вариативность — это обеспечение ориентации ребенка в разных жизненных ситуациях, разный темп освоения программы дополнительного образования, разнообразие педагогических технологий, организационных форм, времени и пространства реализации образовательного процесса.

  • [1] Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательногопространства в России // Новое время — новая дидактика: сборник. — М., 2001.
  • [2] Богданова Р. У. Проектирование и реализация программы «Свободное времядетей и учащейся молодежи»: метод, материалы. — СПб.: Информатизация образования, 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой