Заключение.
Развитие графических навыков у детей с ЗПР
Диагностическая работа проводилась в специализированном детском саду МДОУ № 6 компенсирующего вида. В занятии участвовали 10 детей-дошкольников с задержкой психического развития в возрасте 6 лет (подготовительная группа). Линия, цвет, форма используются как основные средства выразительности в рисунках, но цвет чаще, чем все остальные средства: так как цвет связан для детей с эмоциональными… Читать ещё >
Заключение. Развитие графических навыков у детей с ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для формирования графических навыков у детей необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Метод наблюдения за природой может быть представлен в зависимости от характера познавательной деятельности детей как репродуктивный, эвристический или исследовательский. Наблюдение, в отличие от других методов и приемов, формирует яркое представление об окружающем мире. В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение — одно из основных ориентировочных действий.
Диагностическая работа проводилась в специализированном детском саду МДОУ № 6 компенсирующего вида. В занятии участвовали 10 детей-дошкольников с задержкой психического развития в возрасте 6 лет (подготовительная группа).
Анализ строения рисунков детей показал, что у 2 дошкольников с задержкой психического развития, участвовавших в эксперименте, линия прорисована хорошо, а у 8 — слабо и прерывисто. Анализ формы дерева показал, что 4 дошкольников нарисовали дерево шаровидной формы, 3 — круглой, 3 — с ветками в разные стороны.
Величина дерева у 4 дошкольников была нормальная, у 2 маленькая, у 2 большая, у 2 пропорции со значительными искажениями. Пропорции на рисунке соблюдены у 4 испытуемых детей, и у 6 не соблюдены. Уровень развития графических навыков: у 4 детей — выше среднего, у 4 детей — средний, у 2 — ниже среднего.
Общаясь с природой, старший дошкольник стремится в рисунке выразить своё отношение к ней, и делает это с помощью различных выразительных средств. Так, линия — основной элемент в детских рисунках, выступает как средство изображения и как средство выражения отношения к изображаемому.
Цвет несёт те же функции. Но в рисунках эти функции были поделены: в одних рисунках цвет выполняет изобразительную функцию (ствол дерева — коричневый, крона — зеленная, цветы — розовые), в других — выразительную (листва светло-зеленая и темно-зеленая).
Линия, цвет, форма используются как основные средства выразительности в рисунках, но цвет чаще, чем все остальные средства: так как цвет связан для детей с эмоциональными переживаниями.
По окончании проведенной диагностической работы были составлены методические рекомендации по формированию графических навыков у детей с использованием метода наблюдения.
Запоминание детьми отдельных деталей наблюдаемого дерева (особенности строения ствола, веток и листьев) улучшает их графические навыки и способствует их формированию. Эту гипотезу подтверждает повторное рисование яблони в цвету, в результате которого дошкольники гораздо лучше, чем в первый раз, справились с соблюдением пропорций дерева и нарисовали его без существенных искажений (приложение 5).
Данное исследование может быть использовано в работе воспитателей по использованию метода наблюдения в процессе обучения рисованию детей с задержкой психического развития. Цели дипломной работы выполнены, задачи реализованы.