Методика коррекции нарушений грамматического строя речи
Внимательно слушайте начало слова Во всех действиях начало слова разное". (Логопед повторяет глаголы, четко выделяя голосом приставки). Логопед говорит детям: «Сейчас я буду показывать действия с машинкой и начинать предложение, а вы его продолжите, подсказав мне, как называется действие. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление… Читать ещё >
Методика коррекции нарушений грамматического строя речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На данном этапе работы главная задача заключается в преодолении и предупреждении ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д.
Работа над грамматическим строем речи, прежде всего, связана с развитием слухового восприятия, необходимо постоянно и систематически учить учащихся вслушиваться в звучание слов. Путем сравнения слов, выделения общего и различного между ними, путем наблюдения за их изменениями можно научить детей выделять значимые части слов и определять их функции. Навык расчлененного восприятия слова создает основу для формирования грамматических обобщений, преодоления недифференцированности словесных понятий и базу для конструирования слов самими учащимися. Таким образом, путем накопления практических речевых навыков мы формируем так называемое «чувство языка» .
Приемы формирования словообразовательных процессов. Для того чтобы сформировались словообразовательные процессы, ребенок должен оперировать словом.
Рекомендуемые задания направлены на развитие активной познавательной деятельности в сфере языка. Они способствуют формированию обобщенных словесных классов и их дифференциации:
- 1) задания на номинацию действующих лиц («Как можно назвать человека, который чистит сапоги? убирает мусор? красит забор? играет на барабане? точит ножи?» и т. д.)
- 2) задания на аналогии («У кошки котенок, у лисы-?»);
- 3)задания на образование уменьшительно-ласкательные формы существительного (дом-домик, солнце-солнышко, рука-ручка);
- 4)задания на образование уменьшительно-ласкательные формы прилагательного (рыжая-рыженькая, пушистый-пушистенький);
- 5) задания на образование прилагательного из существительного с помощью картинок из лото «Из чего сделано?» (дерево-деревянный, железо-железный, солома-соломенный);
- 6) задания на образование глаголов с различными приставками (налил-вылил, выходят-входят, пришел-подошел);
- 7) выбрать родственные слова среди слов, сходных по звучанию (лес, лесной, вылез, лесник, лестница) и др.
В качестве примера остановимся на теме «Приставочные глаголы». Целью данного занятия является: учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.
1. Логопед производит действия с машинкой и рассказывает:
Жила-была на свете маленькая машинка. Вот однажды, когда все в доме спали, она Выехала из гаража и ПОехала по дороге, ДОехала до речки, Въехала на мост, Съехала с моста и ПОДъехала к елке, ОБъехала елку, той же дорогой вернулась назад и тихо ЗАехала в гараж.
2. Логопед предлагает детям встать и вместе с ним проехать на машине. Показывая соответствующие действия, говорит:
Мы ехали, ехали (движения имитирующие вращение руля),.
К мосту ПОДьехали (руки вниз),.
Въехали (руки вверх, потянуться), Съехали (присесть),.
Снова ПОехали, Ехали, ехали, к яме ПОДьехали (присесть) Яму ОБъехапн (поворот) и к дому ПОехали.
3. Объяснения логопеда: «Я сейчас называла действия, они похожи — отъехала, подъехала, въехала, но не одинаковы.
Внимательно слушайте начало слова Во всех действиях начало слова разное". (Логопед повторяет глаголы, четко выделяя голосом приставки). Логопед говорит детям: «Сейчас я буду показывать действия с машинкой и начинать предложение, а вы его продолжите, подсказав мне, как называется действие.
Машина от дома. (ОТъехала).
Машина по дороге… (ПОехала).
Машина к мосту…(ПОДъехала) Машина на мост…(Въехала). Машина с моста.(Съехала).
4. Игра с мячом «Скажи наоборот» .
Логопед объясняет: «Я буду называть действия, а вы мне будете говорить «действия наоборот» .
Называются такие действия:
въехала на мост (съехала) въехала в ворота (выехала) заехала (выехала) отъехала (подъехала) переехала (объехала) Итог занятия и оценка работы детей.
Развитие навыков словоизменения Работа над усвоением форм слова производится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т. д. Рекомендуемые задания:
1)дифференциация единственного и множественного числа существительных.
Вначале детям предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов. Далее предлагается выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов.
Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.