Консультационная беседа.
Культура речи и деловое общение
Консультант, ведущий беседу, должен быть убедительным, должен уметь доказывать правильность своей точки зрения. Как показывает практика, это во многом зависит от техники ведения беседы и от создания соответствующей обстановки, атмосферы, в которой собеседник сможет обсуждать любые темы без опасения вызвать чувство отчужденности. Для достижения ожидаемого результата следует соблюдать следующие… Читать ещё >
Консультационная беседа. Культура речи и деловое общение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Консультация — это форма услуги, человеку или фирме (организации), предоставляемой с целью объяснения ситуации, и принятие решения на основе анализа связанных с ситуацией проблем. Смысл консультации заключается в оказании помощи другим лицам при решении ими своих задач с помощью знаний, опыта и возможностей консультантов. Консультант — это тот специалист, кто проводит консультационную беседу с коллегой, руководителем, партнером.
В профессиональной деятельности, например, руководитель зачастую консультируется с юрисконсультом или главным бухгалтером, с маркетологом или со специалистом по связям с общественностью. Менеджер по персоналу по разным вопросам консультируется с психологом. Перед проведением важных переговоров группа их участников, как правило, проводит консультационные беседы по всем затрагиваемым вопросам с руководителями и специалистами, прогнозируя возможные последствия тех или иных решений, которые могут быть приняты, отрабатывают стратегию «максимум — минимум».
С. И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» дает такое определение слову «консультация»: совещание специалистов по какому-нибудь делу, вопросу (например, созвать консультацию психологов); совет, даваемый специалистом; получение консультации по вопросу; дополнительные занятия (например, преподавателя с учащимися перед экзаменом). В профессиональной деятельности используются, как правило, все перечисленные определения, в зависимости от цели, состава участников и обсуждаемых вопросов.
Специалисты, но управленческому консультированию считают, что три понятия, а именно: единство мыслей, чувства и поведения — играют центральную роль в любой теме или проблеме, будь она личного или профессионального характера. В ходе консультационной беседы могут возникнуть проблемы, если:
- • игнорируются чувства участников беседы;
- • делается попытка добиться чего-либо одним и тем же способом, не принимая во внимание возможные последствия;
- • принимаются необдуманные решения, хотя чувства «подсказывают» совсем другие действия и поведение.
Из сказанного очевидно, что мысли, чувства и поведение значимы не только для содержания консультационной беседы — важно понимать, что они не действуют совместно, т. е. не совпадают. Поэтому в ситуациях, требующих консультации, важно сначала узнать, как человек, нуждающийся в совете: думает — обычно это становится ясно из анализа ситуации, попыток объяснения, заключительных выводов, оценок, интерпретаций и планирования; чувствует — это проявляется в эмоциональных и физических ощущениях, эмпатии, антипатии и симпатии; действует — это становится понятно из описания хода событий, попыток решения проблем и конкретных намерений. После получения такого рода информации консультант и консультирующийся располагают необходимыми сведениями для выявления причин ситуации, принятия решения или разработки рекомендаций.
Поскольку консультационное собеседование направлено на решение не только деловых, но и личных проблем, многие считают, что их проводят исключительно психологи и социальные работники. В то же время, хотя консультирование не всегда признается обязанностью менеджеров, многие из них не отказываются выслушивать и консультировать своих подчиненных. Даже если возникшая проблема носит сугубо личный или внутрисемейный характер, все равно она влияет на эффективность работы сотрудника.
Консультант, ведущий беседу, должен быть убедительным, должен уметь доказывать правильность своей точки зрения. Как показывает практика, это во многом зависит от техники ведения беседы и от создания соответствующей обстановки, атмосферы, в которой собеседник сможет обсуждать любые темы без опасения вызвать чувство отчужденности. Для достижения ожидаемого результата следует соблюдать следующие важные составляющие консультационной беседы.