Дошкольная (как и школьная) педагогика в советское время все более становилась педагогикой повседневности. Культивировались те обыденные способы мироотношения, которые ребенок стихийно освоил в семье, в каждодневном общении с представителями других ближайших микросоциальных сред. Внутри образовательного процесса ребенок продолжает жить в границах обыденного мира, систематически расчлененного и упорядоченного средствами педагогических методик. Предполагалось, что именно такой подход способен обеспечить близость и доступность образовательного содержания детям, а также его «связь с жизнью». Это — жизнь без развития.
Образовательное пространство дошкольного (и школьного) учреждения должно стать для детей реальным воплощением духа необыденное™. Оно призвано стать миром, который располагается «по ту сторону» повседневного бытия. В дошкольном детстве в нормальных условиях развития у ребенка через игру, активное восприятие сказок, различные формы художественного творчества формируется определенный необыденный опыт, который организуется и реорганизуется по законам работы творческого воображения. Дефицит необыденного опыта не только не восполняется в традиционной начальной школе, но еще более ужесточается. В итоге ребенок, оказываясь уже в основной школе, так и не научается «обращаться» с понятиями как формами, в которых воплотилась научно-теоретическая культура.
Прежде чем знание о целостности мира будет выражено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. А для того чтобы воссоздать его, ребенку необходимо подняться над пространством наличных предметных расчленений, произведенных специализированной деятельностью взрослых людей. Ему нужно взглянуть на эти расчленения как бы «сверху» — с позиций игры, сказки, сквозь призму опыта собственного свободного фантазирования.
Таким образом, идея «необыденное™» отражает самую суть культуросообразного образования как развивающего.