Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
Быть психически и соматически здоровым;
Иметь нормальные умственные способности;
Иметь нормальный слух и зрение;
Обладать достаточной психической активностью;
Обладать потребностью в речевом общении;
Иметь полноценное речевое окружение.
Таким образом, мы видим, что ребенок должен быть не только здоров и активен, но и развиваться при полноценном речевом окружении и хотеть общаться. Ведущая роль в этом принадлежит близким ребенка, прежде всего — родителям. Именно они, а в большей степени мать, постоянно находятся с малышом. Родители должны разговаривать со своим ребенком с самых первых дней. Так они активизируют его потребность в общении. Кроме того, родители обязаны следить за своей речью. Зачастую они «сюсюкают», искажают слова и звуки, в результате у ребенка воспитывается искаженное звукопроизношение. [5].
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлении об окружающем.