Введение.
Коррекция просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логоритмики
Разработать методические рекомендации, направленные на развитие и коррекцию просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедической ритмики. Цель дипломной работы: изучение просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также приемов ее развития посредством логопедической ритмики. Проанализировать результаты обследования… Читать ещё >
Введение. Коррекция просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логоритмики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Просодическая сторона речи, по мнению Н. И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка и занимает важное место в жизни ребёнка [7]. Под просодикой понимается совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Через такие качества речи, как темп, ритм, тембр, высота и сила голоса, мелодика пауза, голосовые модуляции, логическое ударение, речевое дыхание, полётность голоса и дикция происходит реализация интонационно-выразительной стороны речи. Данные просодические компоненты определяют выразительность, отчётливость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку и т. д. [7].
В настоящее время растёт количество детей с нарушением просодической стороны, в связи с чем, возникает интерес к её изучению. К сожалению, проблема исследования нарушений просодической стороны речи у детей ОНР, а также возможности ее коррекции с помощью логоритмики изучены недостаточно. Это и обусловливает актуальность данного исследования.
Компоненты просодики, определяющие выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, также несут определенную семантическую нагрузку [7]. Для детей с общим недоразвитием речи характерны просодические нарушения: монотонная, маловыразительная речь, низкий тембр, голос тихий, темп речи либо замедлен, либо ускорен. Все это влияет на внятность, разборчивость и эмоциональный рисунок речи.
Цель дипломной работы: изучение просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также приемов ее развития посредством логопедической ритмики.
Объект исследования: просодическая сторона речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование просодической стороны речи у дошкольников с ОНР средствами логоритмики.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
- 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и приемов ее развития с использованием логоритмики.
- 2. Подобрать материалы и методику обследования просодической стороны речи у дошкольников с ОНР.
- 3. Проанализировать результаты обследования и охарактеризовать особенности просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
- 4. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие и коррекцию просодической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедической ритмики.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической),.
эмпирические: констатирующий эксперимент, включающий в себя логопедическое обследование, направленное на изучение особенностей просодической стороны речи дошкольников с ОНР; наблюдение за поведением испытуемых во время и вне эксперимента;
интерпретационные: анализ результатов экспериментального исследования.
Практическая значимость данного дипломного исследования: материалы констатирующего эксперимента могут быть полезны учителямлогопедам, родителям, студентам дефектологического факультета.
Исследование проводилось с октября 2016 года по декабрь 2016 года на базе дошкольного образовательного учреждения: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2000» ДО.
В эксперименте приняли участие воспитанники речевой группы: экспериментальная группа (ЭГ) — 10 детей с ОНР (3 уровень речевого развития).