Введение.
Проблема формирования у детей представлений о семье в педагогическом просвещении родителей
Вот почему так важно выстроить продуктивное взаимодействие образовательного учреждения с родителями, привлекая их в качестве своих союзников, партнеров и единомышленников, в том числе и в вопросе формирования у детей представлений о семье. Необходимо общими усилиями семьи и детских образовательных учреждений способствовать становлению положительного образа семьи у детей уже с дошкольного… Читать ещё >
Введение. Проблема формирования у детей представлений о семье в педагогическом просвещении родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что современное общество нуждается в том, чтобы следовать традиционным ценностям, включающим бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. В настоящее время среди большинства родительской общественности отмечается понимание той определяющей роли, какую играет семья в развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании его представлений обо всех явлениях действительности, а значит и ценностных установок на всю дальнейшую жизнь. Сегодня, когда, в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [40], готовится к принятию проект «детоцентрированного» (по словам А.Г. Асмолова) [33] Федерального государственного стандарта дошкольного образования [34], предполагается, что на его основе педагогическому просвещению родителей будет уделяться должное внимание, так как педагогическая культура родителей — один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. «Соответственно, — отмечает И. А. Хоменко, — возникает не только образовательный, но и социальный запрос на психолого-педагогическую компетентность педагогов в области взаимодействия с семьей, помощи ей в вопросах семейного воспитания» [41: с.237].
В разные исторические периоды учеными неоднократно акцентировалась проблема кризиса семьи, пессимистично оценивались перспективы развития и самого существования этого социального института, всерьез рассматривались вопросы его исчезновения в будущем. Сегодня действительно вызывает тревогу тот факт, что в обществе все больше получают одобрение суждения о необязательности наличия полной семьи для ребенка, якобы вполне достаточно одного из родителей для его полноценного роста и воспитания. Вместе с тем, несмотря на тревожные тенденции, большинство людей принимают семью в качестве нормы жизни.
В ходе динамично развивающихся социально-экономических преобразований, выпавших на поколение родителей сегодняшних дошкольников, проявляется их педагогическая некомпетентность, воспитательная несостоятельность. При этом педагоги не смогут выполнить свои профессиональные функции в должной мере без участия семьи.
Самым первым опытом взаимодействия с окружающим миром являются взаимоотношения ребенка с родителями. Залогом успешной семейной жизни в будущем является субъектный опыт, формирующийся в детстве, одним из компонентов которого являются представления. Посредством этого опыта он усваивает определенные модели поведения в социуме. Именно родители становятся для своих детей образчиком и ориентиром в познании сути семьи, норм поведения в ней. Семья обеспечивает первичную и самую важную, социализацию, т. е. через себя вводит ребенка в структуру общества. Установки, усвоенные в детстве, в семье, во многом определяют всю жизнь человека. Очевидно, что благополучие детей уже в их собственной семейной жизни в будущем, будет зависеть от того, в какой мере они овладеют основными ценностными ориентациями семьи, социальными нормами и культурой семейных отношений.
Следовательно, если у ребенка не формируются традиционные представления о семье как о форме совместного проживания родных людей, ориентированного на взаимной любви и заботе, уважении и общих интересах, то в дальнейшем это станет деструктивным фактором уже в плане создания его собственной семьи.
Вот почему так важно выстроить продуктивное взаимодействие образовательного учреждения с родителями, привлекая их в качестве своих союзников, партнеров и единомышленников, в том числе и в вопросе формирования у детей представлений о семье. Необходимо общими усилиями семьи и детских образовательных учреждений способствовать становлению положительного образа семьи у детей уже с дошкольного возраста. Поскольку самым главным источником жизненного опыта детей является семья, можно предположить, что в формировании у детей представлений о семье родители способны сыграть более основательную роль, что недостаточно отражено в научной педагогической литературе.
Изучение процесса формирования представлений дошкольников о семье отражено в ряде работ Э. К. Васильевой, Н. И. Демидовой, С. И. Голод, М. С. Маковецкого, А. Г. Харчева, Выявлено, что этим представлениям свойственны неточность и фрагментарность, неустойчивостью и изменчивостью, а иногда просто не соответствуют действительности, заменяются выдумками и фантазиями.
Одним из средств формирования у дошкольников достоверных и положительных представлений о семье может стать методически грамотная организация просвещения родителей.
Объект исследования: процесс педагогического просвещения родителей дошкольников.
Предмет исследования: формирование у детей представлений о семье.
Цель: исследовать пути решения проблемы формирования у детей дошкольного возраста представлений о семье посредством просвещения родителей.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что формирование представлений у дошкольников о семье будет проходить более успешно, если:
- — будет организовано педагогическое просвещение родителей;
- — повысив свою педагогическую компетентность, родители смогут влиять на формирование положительных представлений о семье.
В соответствие с целью и гипотезой определены задачи исследования:
- — на основе анализа психолого-педагогической литературы дать теоретическое обоснование современных подходов к проблеме педагогического просвещения родителей;
- — рассмотреть и проанализировать особенности формирования представлений о семье у дошкольников;
- — в ходе педагогического эксперимента на этапе констатации выявить представления о семье у детей опытной группы детей и опыта родителей в формировании у детей представлений о семье;
- — на формирующем этапе обосновать и реализовать содержание и формы педагогического просвещение родителей по проблеме формирования у детей представление о семье;
- — на контрольном этапе педагогического эксперимента отследить динамику представлений детей о семье как показатель повышения компетентности родителей в процессе педагогического просвещения.
Методы исследования: анализ специальной литературы; включенное наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, диагностические беседы, рисуночная методика «Моя семья», метод свободных словесных ассоциаций, метод графической обработки данных.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении понятий «педагогическое просвещение родителей» и «представления дошкольников о семье», в обобщении теоретических положений об особенностях формирования у дошкольников представлений о семье под влиянием семейного воспитания, а также в описании некоторых форм взаимодействия с родителями в условиях ДОУ в части формирования у дошкольников представлений о семье.
Практическая значимость работы состоит в том, что нами разработаны: план работы по педагогическому просвещению родителей дошкольников, а также рекомендации для педагогов ДОУ по организации педагогического просвещения родителей с учетом результатов экспериментального исследования.
База исследования: ГБОУ д/с № 1259.
Исследование проходило в три этапа:
Подготовительный (август-сентябрь 2012 г.).
Поисково-организационный (сентябрь 2012 — апрель 2013).
Заключительно-обобщающий (май-июнь 2013 г.).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.