Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Игры на уроках русского языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т. д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек. Учащийся поизносит первый слог в задуманном им слове, а следующие за названным обозначает хлопками. Например, не — (один бо хлопок), ко — (два ро-ва хлопка). Угадавший слово задумывает следующее… Читать ещё >

Игры на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фонетические игры

1. Передай скороговорку.

Цель — отработать чёткость произношения.

Несколько команд по 5−10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т. д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

Скороговорки.

  • 1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • 2. На дворе трава, на траве дрова.
  • 3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
  • 4. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • 5. Архип осип. Осип охрип.
  • 6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.
  • 7. Ушел косой козел с козой.
  • 8. Прохор и Пахом ехали верхом.
  • 9. Клади уголь в угол и т. д.
  • 2. Глухие телефоны

Цель — отработать чистоту произношения Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т. д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

Скороговорки.

  • 1. На машине мышь и Нина — вот какая мешанина.
  • 2. Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.
  • 3. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.
  • 4. У маленькой Сани сани едут сами.
  • 5. Везет Сеня с Саней Соню на санях.
  • 6. У сени и Сани в сетях сом с усами.
  • 7. Звонит звонок, звонок зовет.
  • 8. Заржавел железный замок и т. д.
  • 3. Угадай первый звук

Цель — развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т. д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

4. Придумайте новое слово.

Цель — развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.

Дополните предложенные сочетания букв до слов.

  • (я) —- мы Оскол —-(ок)
  • (кума)—-ч (С, ото)——прут

кама—-(ринская) (и, Бо)——рис.

(за, у,)—-дача (и)——волга Заря —-(д) рыба——(лка, к) Пол…(ено, ка) Бор——(т, овик, ьба).

5. Что нарисовано?

Цель — учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

6. Исправь ошибку поэта.

Цель — учить выделять звук из слова, учить производить звуковой анализ слова, учить различать согласные звуки по звучанию.

Исправьте предложение:

У вратаря большой улов — влетело в сетку пять волов.

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки.

Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл.

Над тихим озером росла пышноголовая метла.

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

Волкам и беркутам на страх кабан пасет овец в горах.

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку и т. д.

7. Поэт напутал, поправь его.

Цель — учить различать согласные и гласные звуки, а также слова, отличающиеся одним звуком.

Учитель медленно читает стихотворение «Чудеса» А. Санина, дети замечают ошибку и хором исправляют ее.

Дым на улице стоит, Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком…

Вы слыхали о таком?

Кто не верит в чудеса, Убедиться может сам.

8. Составь слово из слогов.

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова.

Учитель читает стихотворение «Врун» Д. Хармса с остановками в нужном месте (отмечено точками). Дети хором произносят угаданное слово.

А вы знаете что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у… моего Было сорок сыновей?

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что … пустолайки Научилися летать?

А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что БЕ?

Что … вместо солнца Скоро будет колесо?

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

9. Допиши стихотворение.

Цель — учить анализировать звуковой состав слова и выделять новое слово в данном.

Вариант 1. Первые четыре строки стихотворения «Эхо» Е. Ф. Трутневой учитель читает полностью, а следующие — до скобки. Дети хором добавляют конечное слово.

За рекой то тут, то там Кто-то бродит по кустам.

Эхо, эхо, эхо ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!».

Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: («Иди-и-и!»).

Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: («Ку-ку»).

И найду тебя в кустах!

Отвечает эхо: («А-ах!»).

От меня не убежишь!

Отвечает эхо: («Ши-ш-ш!»).

Вариант 2. Найдите слово, которое повторило эхо, отбросив несколько первых букв из последнего слова и повторите 3 раза. Первый пример читаем хором.

Замели метели …(ели, ели, ели) Мчаться от двустволки… (волки, волки, волки) В инее дубочки …(бочки, бочки, бочки) Заперли засовы …(совы, совы, совы) Начинают тигры …(игры, игры, игры) Рак купил картину … (тину, тину, тину).

10. Телеграф.

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова и расширять словарный запас.

Учащийся поизносит первый слог в задуманном им слове, а следующие за названным обозначает хлопками. Например, не — (один бо хлопок), ко — (два ро-ва хлопка). Угадавший слово задумывает следующее.

11. Поймай конец и продолжай.

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-…

12. Какой звук чаще звучит? (чистоговорки).

Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г) Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая, Ира Боре — барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч) Над крышею груша У елки иголки колки На груше Андрюша (Ш) Сорок сорок ели сырок © Испекла Иришка куклам по коврижке Нравятся коврижки Кришке и Маришке (Ш) и т. д.

13. Лото.

Цель -учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т. п.

14. Слова — «перевёртыши».

Цель — развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон, мир-Рим, кот-ток и т. д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

15. Какой звук пропал в слове?

Цель — развивать фонематический слух, учить подбирать слова-рифмы, учить осознавать словесный состав предложения.

Учитель читает текст, дети хором его дополняют словом — рифмой:

Написал письмо я зайке, На аренду вышли … игры, Но забыл приклеить. .арки. Мы от страха все притихли Землю роет старый к… от, В зоопарке живет с… он, Под землею он живет. Словно дом огромен он.

Нам темно. Мы просим папу Серый вол… голодный, злой, Нам включить поярче ла… пу. Бродит по лесу зимой.

Прыгал птенчик по дорожке Подарили нам игрушки, И клевал большие к… ошки. Целый день стреляли… ушки.

Мама кукле шар… вязала.

Ей Наташа помогала.

Своей младшей дочке Тосе.

Заплетала мама… осы.

16. Допиши стихотворения.

Цель — учить подбирать слова-рифмы, созвучные с данным, осознавать словесный состав предложения.

Учитель читает стихотворение, замолкая в нужном месте (отмечено точками), дети отгадывают пропущенное слово.

«Очень страшная история».

Д.Хармс.

Доедая с маслом булку, Братья шли по …(переулку) Вдруг на них из закоулка Пёс большой залаял…(гулко).

Сказал младший: «Вот напасть, Хочет он на нас… (напасть).

Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в … (пасть)".

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало …(ясно) Что на каждую прогулку Надо брать с собою …(булку).

«Очень — очень вкусный пирог».

Н.Гернет и Д. Хармс.

Я захотел устроить бал.

И я гостей к себе …(позвал) Купил муку, купил творог.

Испёк рассыпчатый …(пирог) Пирог, ножи и вилки тут ;

Но что-то гости …(не идут) Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек …(откусил) Потом придвинул стул и сел И весь пирог в минуту …(съел).

Когда же гости подошли То даже крошки не нашли.

17. Подбери слово.

Цель — учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.

18. Какие слова?

Цель — учить различать звуки в близких по звучанию словах.

Найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой.

С. Скаченков.

Делом нужным занят грач:

Ходит полем, словно врач, Пашни лечит он, поля…

— Где болит, скажи земля?

Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какие звуки они обозначают?

19. Замени одну букву другой.

Цель — учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук Вместо одной буквы — любой (первой, второй, третьей) — поставьте другую так, чтобы получилось новое слово.

Например, сом — сон — сын — сыр сом — сам — гам — газ и т. д.

20. Букву в клетку.

Цель — учить различать слова, сходной звуковой структуры.

Впишите в пустые клетки буквы, чтобы получились разные слова.

21. По слогам.

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова.

Один ученик произносит первый слог слова, другой — второй слог… И так до тех пор, пока не получается слово. Слоги следует записывать.

Вариант игры — бросать мяч друг другу, называя слог.

22. Пять слов.

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Вариант 1. Подберите по пять слов:

в первом — один слог,.

во втором — два,.

в третьем — три,.

в четвертом — четыре,.

в пятом — пять.

Отвечать можно лишь тогда, когда подобрал все пять слов.

23. Интересные слова.

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, развивать словотворчество.

Даны два слова «рука» и «кора» и шесть слогов: бу-, чок-, жу -, ну-, баш-, сал;

Какие получатся слова, если вставить эти слоги? (рука — башрубашка, кора — ну — конура).

24. Музыкальные слова.

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т. д.).

25. Хитрые слова.

Цель — учить различать семантику слова в зависимости от ударения в нем.

Учитель показывает слова, дети читают его, правильно ставя ударение. Затем с каждым словом составляют предложение:

замок кружки стрелки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой