Условия эффективного формирования ИКТ-компетентности школьников
Зависимость уровня ИКТ-компетентности школьников от их социальной защищенности. Дети из социально незащищенных слоев населения менее компетентны в области ИКТ. Иными словами, компетентность в сфере ИКТ является на сегодняшний день той частью социального капитала, которая школьникам из социально незащищенных слоев доступна в меньшей степени, чем школьникам из более благополучных. Причем школа как… Читать ещё >
Условия эффективного формирования ИКТ-компетентности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики).
При формировании ИКТ-компетентности успешно должны применяться традиционные подходы:
- — словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
- — наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- — практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
Условия, оказывающие влияние на формирование ИКТ-компетентности учащихся начальной школы:
- 1. Статус школы (зависит от того, какое оборудование есть в информационных классах, по какой программе работают учащиеся, компетенции учителя).
- 2. Зависимость уровня ИКТ-компетентности учащихся от типа населенного пункта, в котором расположена их школа, а также места расположения школы в городе.
Фактически каждая четвертая школа, расположенная на окраине города по ИКТ-компетентности учащихся находится в пределах низкого уровня, среди школ, расположенных в центре. По всей видимости, подобная ситуация обусловлена широким спектром причин, среди которых и более низкий уровень материально-технической обеспеченности, и отсутствие в районе развитой инфраструктуры, и недостаточность кадрового потенциала.
3. Зависимость уровня ИКТ-компетентности учащихся школ от использования компьютера на уроках (за исключением уроков информатики) компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики.
Анализ полученных данных показывает, что где компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики, крайне мала доля учащихся с высоким уровнем ИКТ-компетентности. Иначе складывается ситуация, где компьютерные технологии широко применяются в изучении ряда предметов, помимо информатики. Доля учащихся с высоким уровнем ИКТ-компетентности здесь значительно выше. Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ-технологий.
- 4. Зависимость уровня ИКТ-компетентности школьников от их социальной защищенности. Дети из социально незащищенных слоев населения менее компетентны в области ИКТ. Иными словами, компетентность в сфере ИКТ является на сегодняшний день той частью социального капитала, которая школьникам из социально незащищенных слоев доступна в меньшей степени, чем школьникам из более благополучных. Причем школа как социальный институт, призванный обеспечить «равные возможности» для всех учащихся и в той или иной степени нивелировать социальное неравенство, в данном отношении выполняет эти функции лишь отчасти.
- 5. Деятельность педагога, является одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области (квалификационная категория). Чем выше квалификация учителя, тем выше ИКТ-компетентность его учеников.
- 6. Социально-демографические факторы, которые могут оказывать влияние на формирование ИКТ-компетентности учащихся, среди которых можно выделить такие, как пол, место жительства, образование родителей, а также успеваемость учащегося. Обращаясь к анализу гендерных (половых) различий, следует отметить, что девочки демонстрируют более высокий уровень компетентности в сфере ИКТ, чем мальчики. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем ИКТ-компетентности ученика и уровнем образования его родителей — чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника.
- 7. Зависимость уровня ИКТ-компетентности школьников от различных аспектов их учебной деятельности и досуга.
Особый интерес представляет также зависимость ИКТ-компетентности школьника от его общей академической успеваемости. Полученные данные показывают, что чем выше академическая успеваемость учащегося, тем выше его уровень компетентности в области ИКТ.
Имеет место и обратная связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях.
8. Уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ связан с наличием у учащихся возможности использовать компьютер в домашних условиях. С каждым годом количество компьютеров в семье учащихся растет.