Введение.
Адаптация учащихся 10 классов.
Мотивация на профессиональную деятельность
Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной… Читать ещё >
Введение. Адаптация учащихся 10 классов. Мотивация на профессиональную деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели». Аристотель.
Данная работа является частью программы комплексного изучения психологии личности, начатой мной в 9 классе (написание реферата при вступлении в НОУ «Хотим все знать» при школе № 8 г. Кулебаки Нижегородской области) с целью помочь одноклассникам при переходе в старшее звено и определить направленность их дальнейшего жизненного цикла.
Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Так, по мнению Н. Д. Левитова, «психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, я не могу не обратить внимание на то, что деятельность никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Но не только факторы окружающей среды определяют уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в которой осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. В связи с этим можно задать три главных вопроса: Что хочет? Что он может? Что он есть?
Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и конъюнктурой, выгодной, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. «Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении» (Л. И. Божович) не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассника, но иногда и определяет ее.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т. е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта, за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации.
Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является важным критерием эффективности адаптационного процесса.
Психическая адаптация является процессом, включающим: 1) собственно психическую адаптацию (то есть поддержанием психического гомеостаза), 2) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; 3) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
В процессе работы над данной темой, мной были изучены и проанализированы работы по психологии и сформулированы критерии адаптационного процесса у учащихся 10-го класса при переходе в среднее звено. Исходя из этого, были поставлены задачи:
- 1. Выявить (если есть такие) группу дезадаптированных учащихся в нашем классе;
- 2. Выявить влияние психологического климата класса на процессы адаптации в переходный период из 9-го в 10-й класс;
- 3. Выявить, влияет ли уровень благосостояния и образованности родителей на успеваемость ребенка;
- 4. Выявить учебные мотивы и потребности;
- 5. Изучить ориентацию на предпочтительный тип будущей специальности на основе самооценки (и сравнить с данными 9-го класса)
- 6. Установить связь между мотивами в обучении и профессиональной направленностью ученика.
В процессе исследования, будут использованы методики определения предпочтительного типа будущей специальности на основе самооценки, определения психологического климата в классе, определения творческого потенциала, определения уровня самооценки, определения мотивации и направленности в учебной деятельности.