Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экзистенциалистская педагогика. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Франкл (Австрия) видит личность в единстве и целостности тела, души и духа, чем и является человек, в котором дух спорит с телесностью и душой. В. Франкл полагает, что «основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а чтобы дать возможность человеку находить уникальные смыслы». Он определяет три связующие части образования: учение о стремлении… Читать ещё >

Экзистенциалистская педагогика. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В мировой педагогике сохраняется влияние классиков экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, В. Франкл, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

В. Франкл (Австрия) видит личность в единстве и целостности тела, души и духа, чем и является человек, в котором дух спорит с телесностью и душой. В. Франкл полагает, что «основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а чтобы дать возможность человеку находить уникальные смыслы»[1]. Он определяет три связующие части образования: учение о стремлении к смыслам, учение о смысле жизни и учение о свободе волеизъявления. Поиск смысла жизни считается врожденным качеством человека, которое позволяет ему реализовать самого себя.

По утверждениям экзистенциалистов, человек всегда одинок и обречен на жизнь во враждебной среде. Педагогическое воздействие извне не в состоянии изменить подобное существование. Отсюда — акцент в воспитании на крайний индивидуализм как способ уберечься от внешних чуждых сил, отрицание общественного воспитания, которое, как утверждается, превращает личность в «стадное животное». Исходя из подобных посылов, английский ученый У. Баррет источником воспитания называет человеческое подсознание: рефлексию, интуицию, — и считает, что педагогу надлежит помочь самовыражению личности: меньше наставлений, больше дружеского участия.

Экзистенциализм отвергает регламентацию воспитания и обучения. Его идеологи видят предназначение педагогики в том, чтобы помочь воспитаннику «найти себя», поощрить его индивидуальность.

Российским педагогом О. С. Газманом сформулированы идеи воспитания, в основе которых также лежит признание экзистенции личности. О. С. Газман видит воспитанника одновременно существом природным, социальным и экзистенциальным. Ключевой характеристикой всех измерений названы способности самостоятельно строить собственную судьбу и взаимоотношения с миром, учитывая и превозмогая порой биосоциальную заданность. Предлагалась «педагогика свободы», осуществляемая в трех основных проявлениях: забота, образование, поддержка. Забота — удовлетворение запросов в общении, играх, зрелищах, досуге, ограждение от дурных людей, антикультуры и т. п. Образование — передача гуманных норм поведения; приобретение опыта гуманных отношений; демократический стиль обучения. Поддержка — совместное с воспитанником определение его целей, интересов, возможностей, способов преодоления препятствий на пути самовоспитания и освоения мира[2].

  • [1] Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с нем. М., 1990.
  • [2] Газман О. С. Неоклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогикесвободы. М., 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой