Π‘Π°ΠΊΠ°Π»Π°Π²Ρ€
Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ курсовыС Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·

ЭкзистСнциалистская ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°. 
Π‘Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’. Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ» (Австрия) Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ности Ρ‚Π΅Π»Π°, Π΄ΡƒΡˆΠΈ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…Π°, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π΄ΡƒΡ… спорит с Ρ‚Π΅Π»Π΅ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π΄ΡƒΡˆΠΎΠΉ. Π’. Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ» ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Π°Ρ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° образования состоит Π½Π΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π° Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ смыслы». Он ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ части образования: ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ЭкзистСнциалистская ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°. Π‘Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ сохраняСтся влияниС классиков экзистСнциализма (Π–.-П. Π‘Π°Ρ€Ρ‚Ρ€, Π’. Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ», М. Π₯Π°ΠΉΠ΄Π΅Π³Π³Π΅Ρ€, К. ЯспСрс).

Π’. Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ» (Австрия) Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ности Ρ‚Π΅Π»Π°, Π΄ΡƒΡˆΠΈ ΠΈ Π΄ΡƒΡ…Π°, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π΄ΡƒΡ… спорит с Ρ‚Π΅Π»Π΅ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π΄ΡƒΡˆΠΎΠΉ. Π’. Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ» ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Π°Ρ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° образования состоит Π½Π΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π° Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ смыслы»[1]. Он ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ части образования: ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π°ΠΌ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π΅ волСизъявлСния. Поиск смысла ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ считаСтся Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ качСством Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ позволяСт Π΅ΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ самого сСбя.

По ΡƒΡ‚вСрТдСниям экзистСнциалистов, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ всСгда ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ΠΎΠΊ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½ Π½Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ срСдС. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ воздСйствиС ΠΈΠ·Π²Π½Π΅ Π½Π΅ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ сущСствованиС. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° — Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ способ ΡƒΠ±Π΅Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡΡ ΠΎΡ‚ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… Ρ‡ΡƒΠΆΠ΄Ρ‹Ρ… сил, ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅ общСствСнного воспитания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ утвСрТдаСтся, ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² «ΡΡ‚Π°Π΄Π½ΠΎΠ΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ΅». Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… посылов, английский ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ Π£. Π‘Π°Ρ€Ρ€Π΅Ρ‚ источником воспитания Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ чСловСчСскоС подсознаниС: Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡΠΈΡŽ, ΠΈΠ½Ρ‚ΡƒΠΈΡ†ΠΈΡŽ, — ΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ Π½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ личности: мСньшС наставлСний, большС друТСского участия.

ЭкзистСнциализм ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. Π•Π³ΠΎ ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ видят ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ воспитаннику «Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ сСбя», ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Российским ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ О. Π‘. Π“Π°Π·ΠΌΠ°Π½ΠΎΠΌ сформулированы ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ воспитания, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ экзистСнции личности. О. Π‘. Π“Π°Π·ΠΌΠ°Π½ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ воспитанника ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ сущСством ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ. ΠšΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ характСристикой всСх ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Ρ‹ способности ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡΡƒΠ΄ΡŒΠ±Ρƒ ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, учитывая ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠ³Π°Ρ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π±ΠΈΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π»Π°ΡΡŒ «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° свободы», осущСствляСмая Π² Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… основных проявлСниях: Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Π°, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ°. Π—Π°Π±ΠΎΡ‚Π° — ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ запросов Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ…, Π·Ρ€Π΅Π»ΠΈΡ‰Π°Ρ…, досугС, ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π΄ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… людСй, Π°Π½Ρ‚ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ — ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡Π° Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния; ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ; дСмократичСский ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ обучСния. ΠŸΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° — совмСстноС с Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, интСрСсов, возмоТностСй, способов прСодолСния прСпятствий Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ самовоспитания ΠΈ ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΈΡ€Π°[2].

  • [1] Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ» Π’. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ°Ρ… смысла: ΠΏΠ΅Ρ€. Ρ Π½Π΅ΠΌ. М., 1990.
  • [2] Π“Π°Π·ΠΌΠ°Π½ О. Π‘. НСоклассичСскоС воспитаниС: ΠΎΡ‚ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Ρ‹. М., 2002.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ