Проблемы развития образования в городе Шумерле
В городе сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, профильные смены в лагерях, государственная поддержка юных дарований — все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции. Ежегодно растет число… Читать ещё >
Проблемы развития образования в городе Шумерле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Чебоксарский филиал российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации Кафедра социальных и правовых дисциплин Контрольная работа на тему «Проблемы развития образования в городе Шумерле»
1. Описание проблемной ситуации
Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы система образования города Шумерли совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе во внедрении нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, создании системы государственно-общественного управления образованием и независимой системы оценки качества образования, модернизации учебно-материальной базы и др.
Отдел образования администрации города Шумерли проводит определенную работу в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, законами Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 г. N25.
В ходе реализации положено начало инновационным процессам по целому ряду системообразующих направлений развития образования, в том числе по внедрению нового финансово-экономического механизма, реструктуризации сети образовательных учреждений, введению единого государственного экзамена, разработке нормативной правовой базы обновления содержания образования, созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования в городе, а также выстраиванию системы начала государственно-общественной формы управления образовательной системой через создание общественных советов и комиссий.
В системе школьного образования ведется активный поиск экономических резервов: приближают нормативные показатели наполняемости учреждений, классов, количество учащихся на 1 учителя к европейским стандартам, эффективно используют энергоресурсы. В настоящее время наполняемость классов составляет 25,2 ученика (по республике — 19,7 ученика); на одного учителя приходится 16,8 учеников (по республике — 13 учеников).
Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения. Широкое развитие получает сетевое взаимодействие образовательных учреждений в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников. В 2010;2011 учебном году 100 процентов старшеклассников было охвачено профильным обучением.
образование финансовый школа инновационный
2. Проблема исследования Образование как развивающая система решает множество проблем, касающихся разработки нового содержания образования, форм и методов организации образовательного процесса, поэтому отличительной чертой его стал поисковой инновационный характер. На данное время сформирована научно-ориентированная практика образования в городе — экспериментальные площадки, которые концентрируют результаты экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях разного типа и вида:
1. ФЭП РАО Института семьи и воспитания «Формирование экологической культуры школьников» — МБОУ «СОШ N3» .
2. РЭП по созданию и апробации моделей кадетских классов и кадетских школ в Чувашской Республике — МОУ «СОШ N2» и МОУ «СОШ N6» .
3. РЭП «Надомная школа с дистанционной моделью образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» — МБОУ «СОШ N3» .
4. РЭП по индивидуализации образования «Мое образование» — все школы.
5. РЭП по апробации учебников по английскому языку «Оксфордское качество», «Пирсон-Лонгман» — МБОУ «СОШ N3», МБОУ «Гимназия N8» .
6. РЭП по апробации УМК «Сфера» (учебники биологии и географии за 6, 7 классы) — МБОУ «Гимназия N8» .
7. В проектах «Гимназический союз России», Апробация программного комплекса «КОД» (контрольно-оценочная деятельность), «Кадры» — МБОУ «Гимназия N8» .
В городе сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Сеть инновационных образовательных учреждений, интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, индивидуальные программы сопровождения талантов, профильные смены в лагерях, государственная поддержка юных дарований — все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции. Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. Увеличивается число победителей и призеров предметных олимпиад на уровне республики. В 2011 году 7 старшеклассников стали победителями и призерами (в 2010 году — 5, в 2009 году — 4).
Создана система независимой оценки качества образования: с 2001 года введен единый государственный экзамен для выпускников средних школ и с 2006 года — единый муниципальный экзамен для выпускников 9-х классов.
На протяжении последних четырех лет результаты ЕГЭ у выпускников школ города выше среднереспубликанских практически по всем предметам. В 2011 году 92 процента выпускников поступили в вузы (в 2009 г. — 83%).
Значительное внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий (63 процента учащихся занимаются в спортивных школах, кружках, секциях и др.). Для обеспечения 6−8-часовой двигательной активности в школах ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры. Конкурсность, состязательность, спортивный образ жизни для большинства школьников стали реальностью. Ежегодно проводится более 300 крупных спортивных мероприятий разного уровня. Наиболее массовыми являются спартакиада школьников на кубок Президента Чувашской Республики, Президентские состязания, Президентские спортивные игры, республиканская олимпиада по физической культуре, соревнования школьных команд «Белая ладья», «Чудо-шашки», физкультурно-оздоровительные фестивали для дошкольников «Малышиада» и др.
Активно формируются современный корпус педагогов и управленцев, новая профессиональная культура, внедряются в учебный процесс инновационные образовательные технологии. Опыт лидеров все шире используется в массовой практике. В настоящее время в системе школьного образования работают около 185 педагогов, в том числе 177 учителей, из них 95,5 процента — с высшим образованием, остальные со средним специальным (в начальных классах). Доля молодых учителей со стажем работы до 5 лет составляют 3,4% (2009/2010 — 0%).
С целью стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификации, обеспечения результативности их работы модернизируется система аттестации педагогических и руководящих работников школ.
В городе Шумерле ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. В значительной степени этому способствовал национальный проект «Образование». Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения ИКТ в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения. В настоящее время обеспеченность школ компьютерной техникой составляет 11,0 школьников (по республике — 10,0, в среднем по России на 1 компьютер приходится 14,2 чел.). Все школы имеют доступ к сети Интернет и собственные сайты, а также набор цифровых образовательных ресурсов по основным предметам и систему их управления.
В ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» на базе МБОУ «Гимназия N8» создан и работает межшкольный методический центр.
С декабря 2008 года на официальном образовательном портале «Образование Чувашии» построена виртуальная образовательная сеть города. В ноябре 2009 г. на портале установлено программное обеспечение для организации видеотрансляций в сети Интернет. Внедряемая система видеоконференцсвязи стала еще одним звеном в построении единой информационно-образовательной среды. В 2010;11году ОУ приняли участие в более 40 вебинарах и веб-совещаниях.
В городе идет активный процесс формирования системы государственно-общественного управления образованием. Во всех учреждениях образования созданы попечительские, управляющие, наблюдательные советы, действуют общественный Совет образованием города Шумерли, совет руководителей.
Главным источником стабильного развития города являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан. Эффективность воспитания и его социально приемлемые результаты обеспечиваются рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.
Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. Создана разноуровневая система методической работы с кадрами по вопросам воспитания, которая реализуется посредством школьных, муниципальных методических объединений, творческих лабораторий.
Обновлено научно-методическое и программное содержание обеспечения воспитательного процесса в школах, созданы медиатеки по вопросам воспитания. Педагоги активнее осваивают пространство сети Интернет.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование» статус классного руководителя значительно повысился. Каждый четвертый классный руководитель стал участником муниципального этапа республиканского конкурса на лучшего классного руководителя «Самый классный классный». В республиканском конкурсе «Самый классный классный» приняли участие 20 процентов от их общего числа.
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством его инициативного действия является дополнительное образование детей. Система дополнительного образования города Шумерли включает в себя: 5 учреждений. Всего по состоянию на 1.09.2011года дополнительным образованием охвачено 87% детей. Дополнительное образование является одним из звеньев образовательной системы города Шумерли, частью его воспитательного пространства. Дополнительное образование содержит более 10 направлений образовательной деятельности. В учреждениях дополнительного образования широко представлены спортивное направление (37 процентов обучающихся), художественно-эстетическое (43 процента), туристско-краеведческое и эколого-биологическое (5 процентов), техническое направление (2,5%) и другие направления.
Отдел образования, образовательные учреждения в работе по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних, по выявлению родителей, уклоняющихся от воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, руководствуются Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Профилактическая работа находится на контроле отдела образования и ведется во взаимодействии всех субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Отдел образования в течение года регулярно отчитывался о состоянии профилактической работы на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних.
Ежегодно отделом образования была проводится проверка исполнения образовательными учреждениями ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», итоги проверки подводятся на совете отдела образования.
Согласно планам работы в школах вопросы по профилактике правонарушений рассматривались на заседаниях педагогических советов, на родительских собраниях, на совещаниях при директоре.
Выполняя ст. 14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», отдел образования и образовательные учреждения выявляют несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально-опасном положении, ведут их учет, с целью оказания им необходимой помощи, а также с целью профилактической работы с ними, ведут учет обучаемых, систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам, принимают меры по их воспитанию и получению ими полного общего образования.
Отдел и учреждения образования проводят работу по реализации Указа Президента ЧР N137 от 04.12.2002 года «О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства», по исполнению Закона ЧР от 25.11.2003 года N38 «О профилактике правонарушений в Чувашской Республике» .
Отдел образования и образовательные учреждения принимают необходимые меры по соблюдению законодательства Российской Федерации в области образования несовершеннолетних, участвуют в организации их летнего отдыха, досуга и занятости.
Летним отдыхом в 2011 году были охвачены 2141 школьника (72%), в 2010 году — 1934 человек (68%). Дополнительным образованием охвачено более 80% обучающихся.
В течение года проводилось много мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.
Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование, основой которого является полноценное участие школьников в решении социально значимых проблем общества.
В системе образования города дополнительное образование детей рассматривается как составляющая единица образовательного пространства в рамках общего среднего образования и является бесплатным для всех детей. В целом система дополнительного образования в городе продолжает оставаться доступной для всех детей самого разного возраста: от дошкольников до выпускников общеобразовательных школ, так и для их родителей.
За последние три года возрос авторитет коллективов и учащихся учреждений дополнительного образования в городе по результатам и участию в республиканских мероприятиях: Слет детских общественных объединений, акции «Марш парков», неделя «Музей и дети», конкурс экологических сказок, «Ростки возрождения», республиканские игры «Зарница» и «Орленок», конкурсе Патриотической песни «Звезды Чувашии», турнирах по шахматам и шашкам, по настольному теннису, авиамодельному спорту, первенству по футболу.
МБОУДОД «Дом детского творчества», МАОУДОД «Детская школа искусств N1» тесно сотрудничают с республиканскими детскими центрами «ЭТКЕР», «ЮНИТЭКС», участвуют в конференциях, семинарах, конкурсах.
МБОУДОД «Дом детского творчества» является координационно-методическим центром воспитательной работы в городе. Всего в нем по состоянию на 1.09.2011года разными видами деятельности заняты более 1219 учащихся, функционирует 93 объединения и действует 7 направлений (спортивно-оздоровительное, техническое, эколого-биологическое, художественно-прикладное и др.).
В летний период ДДТ является главным и связывающим методическим звеном по работе с пришкольными оздоровительными лагерями города.
В рамках развития дополнительного образования в МБОУДОД «Дом детского творчества» учащимися и подростками были проведены крупные акции городского и республиканского масштаба: смотр городских, общественных объединений старшеклассников, фестиваль программ деятельности организаций, объединений, Советов и клубов. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях города предполагает повышение профессионального уровня педагогов, работающих в системе дополнительного образования общеобразовательного учреждения, стимулирование их участия в различных конкурсах, создании авторских образовательных программ, а также повышение роли школьной службы в индивидуальной работе со школьниками — членами различных кружков и секций, помощь в определении реализации их способностей, в поисках способов их творческого самовыражения.
Лучшим учащимся города назначены именные стипендии главы администрации города Шумерля: 2002 г. — 11ч., 2003 г. — 18ч., с 2004 по настоящее время — 15 человек.
Наши ребята получают Президентские стипендии: 2005 г. — 5 человек, 2006 г. — 7 человек; 2007 г. — 12 человек; 2008 — 10 человек, 2009 г. — 15 человек; 2010 г. — 7 человек, 2011 г. — 14 человек.
Ежегодно проводится праздничное новогоднее представление для лучших учащихся, куда приглашаются 100 учащихся с вручением именных подарков главы администрации города Шумерли.
В городе хорошо поставлена работа по взаимосвязи общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, отдела культуры, оздоровление населения, физкультуры и спорта, а также заинтересованных городских служб и организаций.
Традицией в городе стало проведение таких мероприятий: фестиваль «Шумерлинские росточки», «Слет лагерей», «Праздник детства», «Городской выпускной бал», месячник оборонно-массовой и спортивной работы, творческие отчеты на базе учреждений дополнительного образования. Также составлен план городских спортивных мероприятий, который подкреплен и поддерживает детей материально.
Для проведения всех вышеперечисленных городских мероприятий гарантировано финансирование и средства предусмотрены бюджетом.
Поэтому ключевой проблемой деятельности отдела образования стало объединение и скоординированность усилий всех заинтересованных служб и организаций. С их помощью отдел образования стремится защитить детей, поддержать инновационное движение, сохранить и стабилизировать систему дополнительного образования.
Приоритетным направлением деятельности отдела образования является «Создание и развитие единого образовательного пространства города, как культурной и педагогической среды для формирования творческой личности дошкольника-школьника». Сегодня под ним понимаем пространство, на котором происходят процессы образования, обучения и воспитания. Своеобразным ядром этого пространства является его воспитательно-образовательная система, включающая в себя дошкольные, школьные, внешкольные учебные заведения города. В школах города обучается 2943 ученика.
Все образовательные учреждения имеют необходимые условия для организации учебно-воспитательного процесса, где используются различные формы, методы, средства обучения и воспитания в соответствии с потребностями различных педагогических систем, личностно ориентированного подхода к обучению. Большой акцент делается на работу с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности.
3. Цель исследования Цель исследования — является обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции, а также повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда.
Задачи исследования:
Задачи Программы:
— повышение уровня доступности качественного начального и среднего образования;
— обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями;
— создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
— формирование педагогических коллективов педагогическими кадрами с высоким уровнем квалификации, несущими высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
— развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество;
— переход от государственно-общественного управления образованием к общественно-государственному управлению;
— повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации;
— реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» .
Объект исследования: развитие образования в городе Шумерле Предмет исследования: является изучение теоретических и технологических подходов к регулированию проблемам развития образования в г. Шумерля.
Практическая значимость:
Заключается в возможности использования результатов для решения проблемы развития образования.
Гипотеза исследования Мероприятия направлены на эффективное использование потенциала системы образования при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной законодательством, и разбиты на кластеры по каждой задаче:
1 — разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей;
2 — внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;
3 — формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием;
4 — создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования.
4. Методы исследования При исследовании работы применены методы системного анализа, долгосрочного прогнозирования, программно-целевого подхода, индикативного планирования.
Программно — целевое планирование — это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.
Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспектив.
Предполагаемый результат исследования (рекомендации по решению проблемы) Оценка эффективности проводится на основании следующих показателей:
— наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры;
— позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;
— появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;
— увеличение доли школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников до 100 процентов;
— увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений образования до средней заработной платы по экономике в регионе;
— увеличение эффективности бюджетных расходов;
— удовлетворенность населения качеством общего образования до 80 процентов;
— появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения развития образовательных систем и процессов: наличие в 90% образовательных учреждений разнообразных форм государственно-общественного управления качеством образования;
— функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников.
Список источников и литературы
1. Муниципальная целевая программа «Развития образования в городе Шумерле на 2012;2015 годы»
2. Авдеева С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО / Светлана Авдеева // Народное образование. — 2007. — № 9. — С. 187−194.
3. Бидайбеков Е. Ы. Информатизация образования как деятельность (задачи и проблемы) / Е.Ы. Бидайбеков// Информатика и образование. — 2010. — № 14. — С. 15−25.
4. Герасимчук В. С. Заинтересованный взгляд на проблемы фундаментального образования / В. С. Герасимчук // Вестник Московского университета. Серия 20, Педагогическое образование. — 2005. — № 2. — С. 37−43
5. Гуртов В., Парикова Н. Цикличность в динамике численности безработных граждан // Человек и труд. 2010. 6. С. 38.
6. Труд и занятость в России. 2009: стат. сб. / Росстат. M., 2009. С. 135.
7. Дунаева Н., Салахутдинов Р. Эффективная занятость российской молодежи — стратегическая проблема // Человек и труд. 2010. 2. С. 22.
8. Информатизация образования: направления, средства, технологии. Под общей Редакцией С. И. Маслова — М.: МЭИ, 2008, 868 с.
9. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. Мироедов А. А. — М.: Финансы и статистика, 2009 г., 128 с.
10. Патаракин Е. Новое пространство для учебной деятельности / Е. Патаракин // Высшее образование в России. — 2007. — № 7. — С. 70−74.
11. Суздальцев Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. — 2008. — № 9. — С. 125−126.