После проведения программы формирования фонематического слуха мы повторно провели методику по выявлению состояния фонематического слуха. Задания и критерии оценки не изменились. Методика проводилась также на внеклассном занятии после учебных. Дети так же активно участвовали, были увлечены. Проанализировав результаты ответов, было отмечено, что уровень развития фонематического слуха резко возрос.
Таблица 3. Сравнительные результаты предварительной и повторной диагностик.
|
№. | Задание. | Количество детей, справившихся с заданием (%) до проведения эксперимента. | Количество детей, справившихся с заданием (%) после проведения эксперимента. |
| «Поймай звук». | | |
| «Покажи картинку, которую я назову». | | |
| «Повтори, как я скажу». | | |
| «Внимательные ушки». | | |
| «Найди ошибку». | | |
В данной таблице представлены результаты проведения методик. Несмотря на то, что исследование проходило в течение одного месяца, уровень развития фонематичекого слуха резко возрос. С первым заданием до проведения программы формирования фонематического слуха справились 55% учеников, после 75%. Второе задание до программы выполнили 40% детей, после — 80%. Это говорит о том, что слуховое восприятие формировать во внеурочной деятельности очень легко. С третьим заданием до проведения эксперимента справились 60%, этот результат изначально высок, поэтому после проведения программы количество детей, которые справились с заданием стало максимально высоким показателем 90%. Четвертое задание до проведения программы выполнили 50%, после — 75%. Пятое задание до эксперимента без затруднения выполнили 40%, после — 65%. Все показатели, процентное соотношение говорят о том, что разработанная программа положительно влияет на формирование фонематического слуха. Количество детей, справившихся с заданиями возросло не менее, чем на 20% за один календарный месяц. Программу вполне можно использовать на практике как для диагностики уровня развития.
Дети приходят в первый класс с разным уровнем развития фонематического слуха. Ученики, которые посещали дошкольные образовательные учреждения подготовлены безусловно лучше, чем дети, которые данных учреждений не посещали. Несмотря на это для формирования фонематического слуха можно использовать одну и ту же программу. В этом мы убедились при проведении эксперимента. На констатирующем этапе показатель развития фонематического восприятия был очень низким. Требовалась коррекционная работа. На формирующем этапе, который проходил на внеклассных занятиях, в непринужденной обстановке, ученики очень увлеклись, активно участвовали в играх, при этом фонематический слух детей стремительно развивался. О повышении фонематического слуха говорит контрольный этап, на котором проводилась повторная диагностика. Результаты сравнения полученных данных дают точные цифры. Наши предположения подтвердились.