Концептуальные основы аттестации в системе профессионального развития руководителя образовательного учреждения
Диссертация
B.П. Бездухов, Б. Н. Бессонов, И. Бестужев-Лада, Б.М. Бим-Бад, В. М. Богуславский, М. А. Вейт, В. Г. Воронцова, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Э. А. Гришин, Н. Л. Селиванова, Г. М. Коджаспирова, Ю. Н. Кулюткин, В. Г. Онушкин, С. В. Кульневич, Б. Т. Лихачев, А. В. Гаврилин, Л. Н. Новикова, В. Л. Матросов, С. А. Расчетина, В. А. Сластенин, М. Н. Певзнер, Е. С. Протанская, А. Е. Богоявленская… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теория и практика аттестации руководителя образовательного учреждения в современных условиях
- 1. 1. Профессиональная культура руководителя образовательного учреждения как объект исследования
- 1. 2. Инспектирование как предпосылка аттестации образовательного учреждения
- 1. 3. Организационные основы аттестации руководителя образовательного учреждения в России и за рубежом
- Выводы к главе 1
- Глава II. Концептуальные основы организации аттестации руководителя образовательного учреждения в контексте развития его профессиональной культуры
- 2. 1. Общая характеристика аттестации руководителя образовательного учреждения
- 2. 2. Объекты аттестации и система их контроля (критерии и показатели профессиональной культуры руководителя образовательного учреждения). i ю
- 2. 3. Этапы аттестации руководителя образовательного учреждения
- Выводы к главе II
- Глава III. Механизм аттестации, процедура экспертизы и система оценивания профессиональной культуры руководителя образовательного учреждения
- 3. 1. Механизм аттестации руководителя образовательного учреждения
- 3. 2. Процедура экспертизы и система оценивания профессиональной культуры руководителя образовательного учреждения
- 3. 3. Компьютерная программа оценивания профессиональной культуры руководителя образовательного учреждения
- 3. 4. Организация эксперимента и его анализ
- Выводы к главе III
- Глава IV. Аттестация руководителя образовательного учреждения как фактор его профессионального развития и управления образованием
- 4. 1. Роль аттестации руководителя образовательного учреждения в совершенствовании системы управления образованием
- 4. 2. Стратегия повышения профессиональной культуры руководителя образовательного учреждения
- Выводы к главе IV
Список литературы
- Буткина Е.А., Вагина Л. И., Красножон В. И., Полле А. Б. Аттестация школы: документы, технологии, тесты: Рекомендации по подготовке и проведению аттестации образовательных учреждений. — М., 1997. — 81 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288с.
- Тучкова Т.У., Самсонов Ю. А. Тесты и задания для проведения экспертизы профессиональной культуры руководящих работников образовательных учреждений. Липецк, 1997. — 38с.
- Фишман Л.И. Теоретические основы управления образовательным учреждением: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. Самара, 1993.
- Чупин В.Н., Чередник И. И. Информационно-методический сборник № 43: Актуальные вопросы практической деятельности руководителя образовательного учреждения. Самара, 1997. — 73с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. М., 1987.
- Самоанализ руководителя образовательного учреждения в профессионально-педагогической деятельности 20 6 14
- Самоанализ руководителя образовательного учреждения в профессионально-управленческой деятельности. 22 6 16
- Требования, предъявляемые руководителю в отношении качества и объема знаний (управленческих, педагогических и нравственно-этических и коммуникативных) —
- Требования, предъявляемые руководителю в отношении номенклатуры умений (управленческих, педагогических и нравственно-этических и коммуникативных) —
- Требования, предъявляемые руководителю в отношении результативности профессиональной деятельности. Самоанализ совершается с разными заданиями. К ним относятся:
- Выявление готовности к официальной оценке уровня своей профессиональной культуры.
- Выявление уровня своей профессиональной культуры с целью ее дальнейшего, планомерного
- Самоанализ руководителя образовательного учреждения в профессионально-педагогической деятельности.
- Самоанализ руководителя образовательного учреждения в профессионально-управленческой деятельности.
- I. Методические рекомендации по изучению курса
- Исаев Ю.И., Лошкарев В. Е., Самсонов Ю. А., Тучкова Т. У., Шаталов В. П. Методические рекомендации по аттестации руководящих работников образовательных учреждений. Издание 3-е переработанное. Липецк, 1997−23с.
- Вейт М.А., Черевко И. М. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе. М.: Прометей, 1997. — 161с.
- Каталог и антология русской и западноевропейской музыки 12−20 вв. В записях на аудиокассетах (как обязательный минимум мировой художественной культуры современного руководителя образовательного учреждения). М., 1997.
- Кузьмин А.Г. К какому храму ищем мы дорогу?: История глазами современника. М.: Современник, 1989. — 400с.
- Моисеев А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Народное образование. 1997. — № 4. — С. 47−53.
- Попков В.А. О национальном элементе в системе образования применительно к России // Русская школа: проблемы становления и развития. Липецк, 1995.-С. 3−6.
- Сычева Л. Земская школа сегодня. // Учительская газета. 1997. — 13 мая.
- Тучкова Т.У., Федотова М. А., Самсонов Ю. А. Современные тенденции в развитии школы в Центральной России. // Русская школа: проблемы становления и развития. Липецк, 1995. — 32 с. — С. 13−16.
- Тучкова Т.У., Пассов Е. И., Царькова В. Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. М.: Просвещение, 1993. — 127с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208с.
- Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы образовательного учреждения 10 2 8
- Проблемы аттестации участников образовательного процесса 42 12 30
- Престиж образовательного учреждения данного типа 30 6 24
- Аттестация педагогических работников данного типа образовательного учреждения 4 10
- Аттестация руководителей данного типа образовательного учреждения 4 10
- Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы образовательного учреждения-
- Проблемы аттестации участников образовательного процесса-
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144с.
- Кан-Калик, Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент/Под ред. Т.И. Шамо-вой. М.: Новая школа, 1992.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному просвещению: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 164 с.
- Лещинский В.М., Кульневич С. В. Учимся упралять собой и детьми: Пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.
- Самсонов Ю.А. Демократизация управления учебным заведением // Материалы научно-практической конференции ярмарки. Часть вторая. — Липецк, 1994.-С. 79−81.
- Проблемы анализа управленческого совещания.2. Проблемы анализа урока.
- Проблемы анализа внеклассного мероприятия. Программа рассчитана на 72 учебных часа. Из них 12 лекционных, 60 часов практических.П. Содержание программы
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.: Учебник. М.: Российское пед. агентство, 1995. — 189 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер с англ. / Общ ред. и предисл. Зинченко В. П. и Жукова Ю. М. Р.: Дело, 1990. — 720 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993 — 80 с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога.: Пособие. Под ред. д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. М., 1994. -334 с.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990 160 с.
- Портнов М. Л. Уроки начинающего учителя. М.: Просвещение, 1993.94с.
- Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие. // Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, 1995. — 160 с.
- Freiwehl R. Zur Gestaltung und Analyse des modernen Schulunterrichts L. -Munchen, 1993.
- Воспитательная система школы: Проблемы управления. Очерки прагматической теории. М.: 1997. 111 с.
- Личность в воспитательной системе школы: Научно-методический сборник. / Под редакцией А. В. Гаврилина и Л. И. Новиковой. Владимировский ОИУУ, 1993.- 157 с.
- Современные требования к школьной документации как системе средств, обеспечивающей организационно-правовую деятельность образовательного учреждения 18 8 10
- Методические рекомендации по разработке школьной документации, обеспечивающей учебный процесс в образовательном учреждении данного типа 26 6 20
- Современные требования к школьной документации как системе средств, обеспечивающей организационно-правовую деятельность образовательного учреждения-
- Методические рекомендации по разработкам школьной документации, обеспечивающей учебный процесс в образовательном учреждении данного типа-
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» -М: 1996.
- Типовое положение об образовательном учреждении // Общее среднее образование России: Сб. нормативных документов. 1995. 1996. — М.: Новая школа, 1995.-С. 8−26.
- Государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Проект). // Учительская газета. 1997. — 15 января.
- Андреев В.И. Делопроизводство. М., 1995.
- Вавилов А.И. Примерные должностные инструкции работников общеобразовательной школы // Сборник нормативных и методических материалов по правовому регулированию деятельности общеобразовательных школ. Книга VI. -М., 1991. С. 142- 195.
- Пайкес В.Г. Методика составления расписания в образовательном учреждении. М., 1997. — 49с.
- Рожков И. Основы правового регулирования труда работников общеобразовательной школы. М.: Сентябрь, 1996. — 148с.
- Самсонов Ю.А. Аттестация руководителей: не кампания, а механизм управления // Директор школы 1996. — № 6. — С. 19−23.
- Научность содержания аттестации и ее процедуры-
- Личностная заинтересованность в аттестации каждого ее участника" —
- Общественно-государственная востребованность аттестации-
- Приоритетность развития профессиональной культуры над ее оценкой-
- Единство условий и требований ко всем аттестуемым руководителям и другим участникам образовательного процесса-6. Этапность аттестации-
- Мобильность используемых средств в процедуре аттестации для фиксации результатов экспертизы, их обработки, хранения и воспроизведения-8. Системность аттестации-
- Демократичность аттестации.1. Частные:1. Экономичность экспертизы-
- Приоритетность результативности и нравственно-этической культуры при экспертизе-3. Комплексность экспертизы-
- Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблемы музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Прометей, 1990. 186 с.
- Абросимова З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: Челябинск, 1994. 214 с.
- Абрамова И.Г. Теория педагогического риска: Дис. д-ра пед. наук: С-Пб., 1996. -381с.
- Аверкин В.Н. Административное управление территориальными образовательными системами: Монография Новгород: Нов ГУ, 1999.-194 с.
- Аверкин В.Н. Аттестация: опыт и перспективы Великий Нов.: НРуРО, 1999.-48 с.
- Азаров Д. Не подняться тебе, старик. М.: Молодая гвардия, 1989. — 303 с.
- Алферов Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. Пособие для работников органов управления образованием и образовательных учреждений. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-145 с.
- Алямовская В.Г. Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения: Дис. канд. психол. наук: Н. Новгород, 1996. 201 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997. — 376 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем: Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1978. — С. 49−106.
- Антилогова JI.H. Этико-психологические аспекты труда учителя / Методическое пособие. Омск, 1992. — 37 с.
- Антонова Т.Р. Школьные традиции как фактор личностно-значимого развития подростков сельских образовательных учреждений: Дис. канд. пед. наук: Белгород, 1997. 194с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.367 с.
- Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации/Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. педагогических наук. Санкт-Петербург, 1995. — 18 с.
- Аттестация образовательных учреждений // Информационно-методический сборник № 43. Самара, 1997. — 73 с.
- Аттестация педагогических и руководящих работников учреждений и организаций образования // Информационно-методический сборник. Липецк, 1994.-8 с.
- Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента// Под ред. Т. Г. Браже. С-Пб.: 1994. — 108 с.
- Афанасьев В.Г. Основы философских знаний: Для слушателей школ основ марксизма-ленинизма. 14-е изд., доп. — М.: Мысль, 1986. — 399 с.
- Ахлестин К.Н. Воспитательный аспект инспектирования общеобразовательной школы: Сборник научных трудов: Инспектирование общеобразовательной школы. Изд. НИИ школ МП РСФСР, 1985.-140 с.
- Бараева О.Ю. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995.- 247 с.
- Батенин С.С. Самодеятельность и ее роль в формировании и развитии личности. Проблемы развития целостной личности. Д.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 321 с.
- Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя как система ценностных ориентации: Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. Самара: 1996. — С. 3−11.
- Безруков В.И. Формирование культуры стимулирования в управленческой деятельности руководителей школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 182 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
- Белокопытов Ю.Н., Панасенко Г. В. История и культура менеджмента: Учебник для уч-ся ср. школ, лицеев. Красноярск, 1994. — 352 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Ин-та проф. образования МО России, 1996. — 336 с.
- Бессонов Б.Н. Человек: Пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Бестужев-Лада И. В. Что может дать культурология учителю. // Народное образование 1997. — № 6. — С. 89 — 94.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика. 1988. — 252 с.
- Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М., 1994. — 36 с.
- Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М.: 1974.
- Битинас Б.П., Китаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы// Педагогика. 1993. — № 2- С. 10−17.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 188с.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и система воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высших пед. учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов — Н/Д: творческий центр «Учитель», 1999.-560 с.
- Бондарь В.И. Повышение эффективности подготовки директора школы к управлению процессом обучения: Дис.. д-ра пед. наук Киев, 1986. — 343с.
- Браже Т.Г. Современная аттестация: цели и тенденции//Сов. педагогика. 1995. -№ 3. — С. 69−73.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996, № 2.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 157 с.
- Буружасов В.А. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1996. -№ 1.
- Буткина Е.А., Вагина Л. И., Красножон В. И., Полле А. Б. Аттестация школы: документы, технологии, тесты // Рекомендации по подготовке и проведению аттестации образовательных учреждений. М., 1997. — 81 с.
- Вазина К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1991.- 266 с.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. Москва: Издательский центр «Академия», 1996. — 496 с.
- Вебер М. Объективность познания в области социальных наук и социальной политики: Культурология XX века: Антология. М.: 1994. — 252 с.
- Вейт М., Исаев Ю., Самсонов Ю., Тучкова Т. Методические рекомендации по управлению развитием школы (структура и содержание основных документов, регулирующих развитие школы). Липецк, 1997. — 37 с.
- Вейт М. А, Самсонов Ю. А., Тучкова Т. У. Методические рекомендации по анализу учебно-воспитательной и управленческой работы. Липецк: ОИУУ, 1996. -35 с.
- Вейт М. А, Самсонов Ю. А., Тучкова Т. У. Профессиональная квалификация руководителя // Сельская школа, 1999. № 5. — С. 23 — 27.
- Вейт М.А., Самсонов Ю. А., Тучкова Т. У. Как оценить урок? Рекомендации по анализу учебных занятий // Сельская школа, 1999. № 4. — С. 25 — 33.
- Вейт М.А., Самсонов Ю. А., Тучкова Т. У. Этика и тактика аналитической деятельности руководителя // Народное образование, 2000. № 1. — С. 38 — 53.
- Вергиловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования. Теория. Опыт. С-Пб.: 1994. — С. 5−15.
- Виттенбек В.К. Технология осуществления эффективного внутришколь-ного контроля в структуре управления развивающейся школой: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 171 с.
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/Под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. 192с.
- Вопросы инспектирования школы. Сборник статей под редакцией А. Н. Волковского. Изд. Академии педагогических наук РСФСР, М., 1951. 228 С.
- Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. М.: Лесн. пром-сть, 1989. — 173 с.
- Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. -М.: Мол. гвардия, 1988.303 с.
- Воробьев Г. Г. Кибернетика стучится в школу. М.: Мол. гвардия, 1986.206 с.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 239 с.
- Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы. Постдипломное образование педагога. С-Пб.: 1997. — 448 с.
- Воронцова В.Г. Методические рекомендации по анализу педагогических результатов в процессе аттестации учителей / Под общ. ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: 1994. — 133 с.
- Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: «Советская Россия» совм. с МП «Октябрь», 1991. — 624 с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой / М.: Сентябрь, 1997.- 112 с.
- Высокопреосвященный Иннокентий. Указание пути в царствие небесное. Издание Свято Троице-Сергиевой Лавры, 1994. — 51 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. 160 с.
- Габдуллин Г. Г. Организационно-педагогические основы перестройки внутришкольного управления: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1990. — 376 с.
- Габдуллин Г. Г. Инспекторский контроль за работой педагогических коллективов. Инспектирование общеобразовательной школы. Сборник научных трудов. Изд. НИИ школ МП РСФСР, 1985.- 140 С.
- Гиро А.И. Аттестация как фактор совершенствования профессионализма и стимулирования самообразования педагогических кадров. Минск: 1994. — 54 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии в двух томах. Т.1. Отв. ред. А.В. Гу-лыго. Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Мысль, 1976. 533 с.
- Гребенщикова С., Мамаева Д., Шевченко В., Балдина Д., Григоровская Н. Модели и проблемы аттестации // Народное образование 1996. — № 3. — С. 112 -114.
- Гринич В.В. Организация работы совета школы по демократизации внутришкольногоуправления: Дис.. канд. пед. наук. Д., 1991. — 255 с.
- Гришин Э.А. Теория и практика профессионально-этической подготовки учителя в системе педагогического образования: Автореф. дисс.. д-ра пед.наук. М.: 1981.-32 с.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е. И. Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 336 с.
- Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под. ред. М. В. Кларкина, И. Н. Семенова. М., 1994. -172 с.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: 1994. — 168 с.
- Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: Дис. канд. пед. наук: С-Пб., 1996. 249с.
- Давыденко Т.М. Теоретические основы рефлексивного управления школой: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 468 с.
- Деменев А.И. Пути преодоления формализма в оценке деятельности школ. Инспектирование общеобразовательной школы. Сборник научных трудов. Изд. НИИ школ МП РСФСР, 1985. 140 с.
- Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху. М., 1995. — 348 с.
- Евдокимова М.В. Развитие педагогической культуры студентов колледжа в процессе обучения их музыкальным дисциплинам: Дис. канд. пед. наук. — В. Новгород, 1999. 167 с.
- Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Ш. И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. — 527 с.
- Зайцев В. Руководитель получает отметки //Учительская газета. 1995. -23 мая.ЮО.Закатова И. Н. Развитие социально-педагогических функций общеобразовательной школы в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. -194 с.
- Ю.Зинченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика.- 1997. -№ 5 С.3−16.
- И.Зотова Н. К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей: Дис. канд. пед. наук: С-Пб., 1997. 197с.
- Иванов А.Н. Административный менеджмент в деятельности директора многопрофильной гимназии: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 175 с.
- Избранные жития русских святых (X XV вв.). — М.: Мол. гвардия, 1992.-383 с.
- Избранные жития святых (III IX вв.). — М.: Мол. гвардия, 1992. — 412с.
- Ильин И.А. О грядущей России. М., 1993. — 367 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1993. — 189 с.
- Ильина И.В. Анализ управленского опыта как средство формирования профессиональной компетентности у директоров школ в процессе курсового обучения на ФППК: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 192 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с. 1.Инспектирование школы. Под редакцией В. П. Стрезикозина. М., «Просвещение», 1997. 304 с.
- Интельсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
- Иосефович Н. Ты Босс! — М., 1995. — 382 с.
- Ирхина И.В. Содержание и организация обучения руководителей школ умению изучать и обобщать передовой педагогический опыт в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 216 с.
- Исаев Г. Ю., Исаев Ю. И., Тучкова Т. У., Самсонов Ю. А. Компьютерная программа по обработке результатов экспертизы профессиональной культуры руководителей школ. Липецк, ЛОИУУ, 1995.
- Исаев Ю.И., Лошкарев В. Е., Самсонов Ю. А., Тучкова Т. У., Шаталов В. П. Методические рекомендации по аттестации руководящих работников. Липецк, 1994.-30 с.
- Исаев Ю.И., Лошкарев В. Е., Самсонов Ю. А., Тучкова Т. У., Шаталов В. П. Методические рекомендации по составлению устава школы. Липецк, 1992, -42 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: 1996. — 509 с.
- Клуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и измерения. -Калуга: 1993.-239 с.
- Ковина Т.Е. Аттестация педагогических кадров как средство управления системой образования в регионе: Дис. канд. пед. наук: С-Пб., 1997. 221с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие / Под. ред. д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. М., 1994. -344 с.
- Козина Р.Б. Содержание и организация обучения руководителей школ педагогическому анализу в процессе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 225 с.
- Козлова О.Н. Национальные модели воспитания и гуманизм. М.: 1993. — 155 с.
- Козумин А.В. Педагогические основы деятельности учебных заведений нового типа: Дис. д-ра. пед. наук. Минск, 1995. — 307 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971. — 656 с.
- Конев В.А. Курс «Философия образования (культурантропологический аспект)"/Серия «Подготовка менеджеров образования». Вып.6. Самара: СИПКРО, 1996.-92 с.
- Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров / Под общ. ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. С-Пб.: 1996. — 122 с.
- Корнейчик Т.Д. Педагогический контроль в русской начальной школе и инспекция народных училищ: Дис.. канд. пед. наук. Ульяновск, 1945−46 гг. -427 с.
- Косинская С.А. Организационно-педагогические условия внутришко-льного управления на демократической основе: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1991.- 196 с.
- Красиков А.С. Обучение директоров школ индивидуальной работе с учителями в процессе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1987.- 189 с.
- Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука и др. 4-е изд. — М.: Мысль, 1981.-927 с.
- Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. Политиздат, 1989. — 479 с.
- Кричевский В.Ю., Кричевский Б. В. Методологические ориентации руководителей образовательных учреждений//Методология и методика экспериментальной работы: Материалы науч. практ. конф., 4. II С-Пб: С-ПбГУПМ, 1997. -С. 3−11.
- Кричевский В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Дис.. д-ра пед. наук. С-Пб., 1993. — 486 с.
- Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: Дис. д-ра пед. наук: С-Пб., 1996. 387с.
- Крыжко В.В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа: Дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 199 с.
- Кулюткин Ю.Н. Гуманистические ценности, глобальное мышление и современное образование. С-Пб.: 1992. — 62 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск». 1999. — 224 е.
- Кумарин В. Посредством дел, а не посредством болтовни. // Народное образование 1996. — № 9. — С. 42 — 48.
- Куприянчик Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе: Автореф. дис канд. пед. наук: Красноярск, 1991. 18с.
- Ленин В.И. О воспитании и образовании: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.-544 с.
- Ленин В.И. О воспитании и образовании: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.-496 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — 302 с.
- Лернер А.Я. Начало кибернетики. М.: Наука, 1967. — 400 с.
- Лесохина Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. С-Пб.: 1994. — 44 с.
- Лещинский В.И., Кузнецова С. С., Кульневич С.В, Всегда ли прав учитель? М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Литвиненко Э.В. Критерии и методика отбора на должность директора общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед наук. М., 1995. — 202 с.
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань: РГПУ, 1999. — 288 с.
- Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования^. 1 / Сост. Ю. И. Турчанинова и др. М.: 1993.- 148
- Личность в воспитательной системе школы: Научно-методический сборник / Под ред. А. В. Гаврилина и Л. Н. Новиковой. Владимир, 1993. — 153 с.
- Ли Якока. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. — 380 с.
- Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. — 480 с.
- Луценко Л.И. Специфика повышения квалификации директора общеобразовательной школы в условиях перестройки его управленческой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 1990. — 214 с.
- Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Пособие. Великий Новгород: НРЦРО, 1998. — 91 с.
- Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского универ-та, 1989. — 361 с.
- Максимова В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы. С-Пб.: 1995. — 85 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О морали и нравственном воспитании / сост. В. Г. Иванов, Р. Г. Апресян. М., 1985.
- Маслов В.И. Теория и методика педагогического руководства непрерывным повышением компетентности директора школы: Дис.. д-ра пед. наук. -Киев, 1991.-429 с.
- Матросов В.Л., Сластенин В. А. Проектирование содержания высшего педагогического образования: Гуманистическая парадигма. М.: Известия РАО. -Магистр, 1999. — С.22−29.
- Машбиц Е.Н. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
- Мехедов В. Аттестация учреждения: как ее проводить // Народное образование 1994. — № 7. — С. 23 — 26.
- Миркин Б.М. Львы и шакалы, или общество глазами эколога // Химия и жизнь 1991. -№ 5.-С. 54−59.
- Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977. -527 с.
- Митин С.Н. Формирование культурологических знаний и умений у руководителей школ в системе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1995.- 183 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. М.: 1987.- 199 с.
- Михнева И.Ф. Освоение коллективного педагогического опыта в управленческой деятельности директора школы: Дис.. канд. пед. наук. Спб., 1992. -183 с.
- Молчанов С.Г. Аттестация: современный подход // Народное образование. 2000.-№ 1.-С. 23 — 29.
- Молчанов С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений: Дис. д-ра пед. наук: Челябинск, 1998.-316с.
- Мушинский В.О. Основы правоведения (учебник для основной школы). Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Междунар. отношения, 1995. — 256 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн 1. Общие основы психологии. 3-е изд. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.
- Немова Н.В. Программа курса. Научные основы управления образовательным учреждением. М.: Московский педагогический государственный университет, 1996. — 42 с.
- Непрерывное педагогическое образование: Проблемы развития профессионализма / Под ред. Т. В. Новиковой. М.: 1994. — 31 с.
- Нетопина С. Свободные от нравственности // Народное образование -1995.-№ 6.-С. 35 -37.
- Никитин А.Ф. Политика и право: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. — 144 с.
- Никитин И.Г. Обучение руководителей школ эффективному осуществлению организаторской деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 1990. — 343 с.
- Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. М.: 1995. — 181 с.
- Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т.1. Пер. с нем. — Вступ. статья, составление и примечания К. А. Свасьяна. — М.: «Рипол Классик», 1997. — 832 с.
- Певзнер М.Н. Коллективная деятельность и развитие творческого начала личности: Методические рекомендации. Новгород: 1997. — 35 с.
- Певзнер М.Н., Букетов В. О., Зайченко О. М., Рахкошкин А. А. Образование как открытая система: Ученые записки института непрерывного педагогического образования / Сост. О. С. Орлов Великий Нов.: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.-200 с.-С. 4−13.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. I и авт. вводных статей член корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. -М.: Просвещение, 1971. — 560 с.
- Полле А.Б. Организационно-педагогические основы управления атте- • стацией общеобразовательных учебных заведений в современных условиях: Дис. канд. пед. наук: М., 1999. 144с.
- Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений // Приказ МО РФ. 1996. — № 27. — 25 января.
- Положение о порядке проведения аттестации учителей общеобразовательных школ. Справочник директора школы: Сб. законодательных, руководящих и инструктивных материалов / Сост. Ф. И. Пузырев. М., «Просвещение», 1983. -287 с.
- Положение о школьной инспекции системы Министерства просвещения j СССР. Справочник работников народного образования. Сборник законодательных, руководящих и инструктивных материалов. М., Педагогика, 1993. 624 с.
- Положение об аттестации работников учреждений образования Самарской области // Информационно-методический сборник № 28 Самара, 1997. — 20 с.
- Портнов. M. J1. Азбука школьного управления. М.: Просвещение.191с.
- Портнов M. J1. Документ опасен? // Педагогический вестник 1993. — октябрь.221 .Потеев М. И. Основы менеджмента в сфере образования. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1994. — 134 с.
- Пиранашвили И.В. Развитие философской культуры учителя в процессе его практической деятельности: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. С-Пб., 1995.-216 с.
- Предварительные материалы экспериментальных исследований по психолингвистике. М.: Издательство института языкознания АПН СССР, 1974. — 189
- Проблемы аттестации педагогических кадров / Под ред. Т. Г. Браже. СПб.: 1994.-60 с.
- Программа квалификационных испытаний работников учреждений образования Самарской области // Информационно-методический сборник № 29. -Самара, 1997. 22 с.
- Протанская Е.С. Воспитание как диалог и формулирование субъекта культуры: Автореферат дисс. д-ра пед. наук. С-Пб.: 1994. — 32 с.
- Психологические тесты (для деловых людей) / Составитель: к.п.н. Н. А. Литвинцева. М.: А/О Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994. — 312 с.
- Психология личности. Тесты / Под ред. Ю. Б. Гиппенфейтер, А.А. Пу-зырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Расчетина С.А. Социальная педагогика развивающаяся область образования / Под ред. К. Д. Радиной. — Псков: ПОИПККРО, 1998.-180 с. 231 .Раченко И. П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск, 1992. — 196 с.
- Рекомендации по организации управленческой деятельности администрации школы: Сборник метод, реком. для руководителей шк. / Сост. Е. М. Муравьев, А. Е. Богоявленская. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1998. — 104 с.
- Рогов М.Г. Социально-психологические критерии эффективности деятельности педколлектива школы // Проблемы оценки работы школы в условиях ее реформы: Сб. межвузов, науч. тр., Казань, 1988. — 22 — 30 с.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.:1992. — 155с.
- Розов Н.С. Целостное обоснование гуманитарного образования в современном мире. Дисс. д-ра филос. Новосибирск: НГУ, 1993. — 305 с.
- Савинков Ю.А. Математическое обеспечение автоматизированного проектирования образовательной системы. Воронеж: Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1998.-56 с.
- Садовничий В.Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем. Исследования по общей теории систем: Сб.переводов. М.: Прогресс, 1969. -С.3−22.
- Самей С.И. Пути обеспечения непрерывного повышения квалификации учителей общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев: 1991.-25 с.
- Самсонов Ю.А. Права участников образовательного процесса в демократическом управлении школой: Сборник: Педагогические традиции воспитания и обучения подрастающего поколения. Липецк: ЛГПИ, 1996. — С. 114−121.
- Самсонов Ю.А. Структура и содержание основных документов, регулирующих развитие образования в регионе: Сборник: Аксиологические основы современной педагогики. Липецк: ЛГПИ, 1997. — С. 23 — 26.
- Самсонов Ю.А. К вопросу о разработке программы развития «русской школы»: Сборник: Теория и практика образования: История и современность. -Вып. 3. Липецк: ЛГПИ, 1999. — С. 215 — 220.
- Самсонов Ю.А., Тучкова Т. У. Методические рекомендации по управлению развитием школы (схемы анализа концепции развития школы, уроков и внеклассных мероприятий с точки зрения их соответствия данной концепции). Ч.З. -Липецк, ЛГИУУ, 1999. — 7 с.
- Самсонов Ю.А., Тучкова Т. У. Тесты и задания для проведения экспертизы профессиональной компетентности руководящих работников учебных заведений. Липецк, 1995. — 49 с.
- Самсонов Ю.А. Аттестация руководителей: не кампания, а механизм управления // Директор школы 1996. — № 6. — С. 19 — 23.
- Самсонов Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения основа совершенствования его профессиональной культуры. — М. — Липецк: МПГУ, 1999.-177 с.
- Самсонов Ю.А. Закон и подзаконные акты // Народное образование -1998. -№ 4.-С. 11−21.
- Самсонов Ю.А. Кому нужна формальная аттестация? // Учительская газета. 1994. — 18 января.
- Самсонов Ю.А. Методические рекомендации по использованию результатов аттестации в повышении профессиональной культуры руководителя образовательного учреждения. Липецк, 1998. — 53 с.
- Самсонов Ю.А. Методические рекомендации по организации аттестации руководителей образовательных учреждений. Липецк: ОИУУ, 1996. — 14 с.
- Самсонов Ю.А. С чего начинается демократия? // Учительская газета. -1993. 5 октября.
- Самсонов Ю.А. Структура и содержание основных документов, регулирующих развитие образования в регионе: Сборник: Аксиологические основы современной педагогики. Липецк: ЛГПИ, 1997. — С. 23 — 26.
- Самсонов Ю.А. Управление развитием школы: практические шаги // Народное образование. 1998. — № 4. — С. 29 — 36.263 .Самсонов Ю. А. Профессиональная культура руководителя // Народное образование 1999. — № 7/ 8. — С. 67 — 69.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сеник Н.М. Аттестация образовательного учреждения как средство стимулирования профессиональной деятельности учителя: Дис. канд. пед. наук: С-Пб., 1997.-192с.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. -Челябинск, 1994. 167 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: 1995. — 305 с.
- Симонов П.Ф., Егоров П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности.-М.: 1989.-210 с.
- Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1995. -317с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М.: 1977. — 343 с.
- Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.- 430 с.
- Созонов В.П. Материалы к аттестации руководителей образовательных учреждений Удмуртской республики. Ижевск, 1994. — 19 с.
- Соловьев Вл. Оправдание добра. Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1988.
- Социальная психология и этика делового общения. Учебное пособие./ Под общей ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, 1995. — 160 с.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Земенова и др.: Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Ситник А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в межкурсовой период последипломного образования. Методические рекомендации М., 1996.-48 с.
- Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. -Л.: Машиностроение, Ленингр. отд.-ние, 1989. 368 с.
- Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования// Вестник образования. 1993. — № 2.- С. 2 56.
- Татаринкова С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенство-ваания профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. С-Пб.: 1993^- 19 с.
- Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников, государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации: Проект. // Учительская газета. 1998. — 24 марта.
- Титова Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Дис. д-ра пед. наук: С-Пб., 1995. 311с.
- Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М.: Вестник, 1997.-336 с.
- Тонконогая Е.П. Дидактические основы обучения руководителей образовательных школ в системе повышения квалификации: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. С-Пб.: 1992. 39 с.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 228 с.
- Тучкова Т.У., Федотова М. А., Самсонов Ю. А. Современные тенденции в развитии школы в Центральной России: Русская школа: проблемы становления и развития. Вып. 1.: Межвуз. сборник науч. тр. Липецк: ЛГПИ, 1995. — С. 13 -16.
- Тучкова Т.У. Нравственность как основа культуры/Развитие индивидуальности в интеркультурном сотрудничестве. Москва — Липецк, 1990.
- Тютюнник В.И. Деяния как личностно образующие циклы и единицы анализа человеческой жизни // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 1997. — № 6. — С. 89−95.
- Тютюнник В.И. О валидности методов исследования творчества Ученые записки института непрерывного педагогического образования //Сост. О. С. Орлов. Великий Нов.: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. -200 с. — С. 158−163.
- Управление в образовании: Проблемы и подходы. Практическое руководство / Под редакцией П. Карстанье, К. Ушакова. М.: Сентябрь, 1995. 336с.
- Успенский Н. Как жить православному христианину по заповедям Божьим. С.-Петербург.: Паровая типография Н. В. Гаевского, 1904. — 503 с.
- Учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации руководителей школ и работников отделов народного образования / Сост. А. П. Ситник, Е. П. Тонконогая и др. М., 1987. — 97 с.
- Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы / М.: Сентябрь, 1995. 128 с.
- Учителю о педагогической технике/Под ред. Л. И. Рувинского М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Федоров Г. В. Огранизационно-методические основы изучения, обобщения, внедрения передового педагогического опыта в школах России: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 138 с.
- Федотова Г. А. Теоретические вопросы педагогической технологии в школе: Ученые записки института непрерывного педагогического образования / Сост. О. С. Орлов. Великий Нов.: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. — 200 с. -С. 192−194.
- Феофан Затворник. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертания христианского нравоучения. М.: Типо-Литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1899. — 348 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Фишман Л.И. Современный директор: профессиональные ценности и стереотипы//Директор школы 1999, № 5. — С. 20−27.
- Форд Г. Сегодня и завтра. М.: Финансы и статистика, 1992. — 238 с.
- Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии 1990. — № 6. — С. 69 132.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
- Фролов П.Т. Теория и практика демократизации управления учебно-воспитательным процессом в школе: Дис.. д-ра пед. наук. Белгород, 1991. -468 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
- Холл А.Д. и Фейджен Р.Е. Определение понятия система. Исследования по общей теории систем: Сб. переводов. М.: Прогресс, 1969. — С. 252−282.
- Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика: Очерки развития педагогической теории. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
- Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под. ред. член- корр. АПН СССР, д-ра пед. наук проф. А. Н. Алексеева и канд. пед. наук, доцента Н. П. Щербакова. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972.-407 с.
- Худоминский П.В. Аттестация или имитация? // Народное образование- 1997.-№ 3.-С. 52−56.
- Худоминский П.В. Новые виды школ: мода и необходимость// Педагогический поиск. № 8.-С.3−11.
- Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: Дис. доктора пед.наук. Институт образования взрослых. — С-Пб.: РАО, 1997. — 534 с.
- Чегодаев Н.М. Независимая педагогическая экспертиза как обществен- - но-государственная форма диагностики профессионального уровня учителя. М.: -Рекорд, 1997.-31 с.
- Черпинский Н.В. Организационно-управленческий аспект педагогической деятельности как предмет школоведения: Дис.. д-ра пед. наук в форме науч. доклада. Киев, 1989. — 48 с. i
- Чистяков В.В. Системный подход в современной антропологии. Ярославль: 1995. — 131 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: просвещение, 1990. 208 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. -181 с.
- Шайгородский Ю.Ж. Точка отсчета: Методики личностной и социально-психологической диагностики учителя. Омск, 1992.
- Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: /сущность и эффективность/: Дис,. д-ра пед. наук. Л., 1989. — 384 с.
- Шаталова В.В. Организационно-педагогические условия формирования системы аттестации педагогических кадров в современной России: На материалах г. Москвы: Дис. канд. пед. наук: М., 1998. -163с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВАДОС, 1995. — 544 с.
- Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
- Шерайзина P.M. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования (теоретико-методологический аспект): Автореф. дисс. д-ра пед. наук — С-Пб.: 1994. — 44 с.
- Шерайзина P.M., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя: В помощь руководителям городских и сельских образовательных учреждений. Новгород: Изд-во Нов. ГУ, 1994. — 58 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: 1993. — 280с.
- Щербакова Т.В. Роль постдипломного образования в профессиональной адаптации начинающих руководителей школ: Автореф. дисс.. к.п.н. -С-Пб.: 1999. -49 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997. — 352 с.