Категория числа имени существительного в русской детской речи
Диссертация
Язык как посредник между действительностью и познанием прихотливым образом отражает внеязыковое содержание, а именно информацию о количестве предметов, действий, признаков, иногда значительно модифицируя ее, вследствие чего МК числа существительных различных лексико-грамматических разрядов (далее — ЛГР), тематических групп внутри них, несмотря на свою отражательную природу, оказывается сложно… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Категория числа в современном русском языке и 13 некоторые проблемы речевого онтогенеза
- 1. 1. Принцип дифференциации-интеграции как ведущий принцип 13 развития индивида
- 1. 2. Функционально-конструктивистский подход к освоению языка 18 ребенком
- 1. 3. Когнитивные предпосылки освоения ребенком языковых явлений
- 1. 4. Категория числа существительных в современном русском языке
- 1. 4. 1. Числовые формы и лексическая семантика существительных 33 различных лексико-грамматических разрядов
- 1. 4. 2. Функции граммем числа существительного
- 1. 5. Ментальный лексикон и ментальный грамматикон
- 1. 6. История изучения освоения детьми категории числа 50 существительных
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Освоение детьми семантики грамматического числа 59 имени существительного
- 2. 1. Когнитивные предпосылки освоения категории числа 59 существительных
- 2. 2. Числовые формы существительных различных лексико- 64 грамматических разрядов в индивидуальной языковой системе детей на ранних этапах
- 2. 3. Особенности формирования падежно-числовой парадигмы 68 существительных
- 2. 4. Существительные 'р1игаПа 1апШт', обозначающие 74 сложносоставные предметы
- 2. 4. 1. Числовые формы и лексическая семантика существительных 74 plural ia tantum, обозначающих сложносоставные предметы
- 2. 4. 2. Употребление, совпадающее с нормативным
- 2. 4. 3. Инновационное употребление
- 2. 5. Существительные, обозначающие парные предметы
- 2. 6. Собственные имена существительные
- 2. 6. 1. Ранние этапы освоения имен собственных
- 2. 6. 2. Собственные имена существительные и семантика 92 грамматического числа
- 2. 6. 3. Вопрос об отнесении существительных к именам собственным
- 2. 6. 4. Употребление, совпадающее с нормативным
- 2. 6. 5. Инновационное употребление
- 2. 7. Вещественные имена существительные
- 2. 7. 1. Числовые формы и лексическая семантика вещественных 100 существительных
- 2. 7. 2. Употребление, совпадающее с нормативным
- 2. 7. 3. Инновационное употребление
- 2. 8. Собирательно-вещественные существительные
- 2. 8. 1. Вопрос об отнесении существительных к собирательно- 115 вещественным
- 2. 8. 2. Числовые формы и лексическая семантика собирательно- 117 вещественных существительных
- 2. 8. 3. Употребление, совпадающее с нормативным
- 2. 8. 4. Инновационное употребление 131 2.9. Собирательные имена существительные
- 2. 9. 1. Вопрос об отнесении существительных к собирательным
- 2. 9. 2. Числовые формы и лексическая семантика собирательных 140 существительных
- 2. 9. 3. Употребление, совпадающее с нормативным
- 2. 9. 4. Инновационное употребление
- 2. 10. Абстрактные имена существительные
- 2. 10. 1. Вопрос об отнесении существительных к абстрактным
- 2. 10. 2. Ранние этапы освоения категории числа абстрактных имен 148 существительных
- 2. 10. 3. Числовые формы и лексическая семантика абстрактных существительных
- 2. 10. 4. Употребление, совпадающее с нормативным
- 2. 10. 5. Инновационное употребление 157 2.11. Количественно-именные сочетания
- 2. 11. 1. Функция числовых форм существительных в составе 166 количественно-именных сочетаний
- 2. 11. 2. Употребление детьми числовых форм существительных в 169 кол ичественно-именных сочетаниях
Список литературы
- Адмони В.Г. Структура грамматического значения и его статус в системе языка // Структура предложения и словосочетания в индоевропейских языках. Л., 1979. — С. 6−36.
- Апресян Ю.Д. Избранные труды. Лексическая семантика: синонимические средства языка. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Школа «Языки русской культуры»: Изд. фирма «Восточная культура», 1995. — Т. I. — 472 с.
- Арбатский Д.И. Об изменении существительных в числе//Русский язык в школе. 1962. — № 1, — С. 16−18.
- Арбатский Д.И. О колебаниях в числе имен существительных // Русский язык в школе. 1963. — № 5. — С. 13−17.
- Арбатский Д.И. О колебаниях в употреблении форм дверь двери, дверца -дверцы II Русская речь. — 1967. — № 6. — С. 57−60.
- Арбатский Д.И. Формы множественного числа со значением длительности, протяженности // Русский язык в школе. 1970. — № 6. — С. 71−73.
- Арбатский Д.И. Множественное число существительных со значением разнородности (неоднородности) предметов // Вопросы теории и методики изучения русского языка. Казань, 1971.-С. 152−159.
- Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1975. — Т. 1: Метафизика. О душе. — 550 с.
- АрутюноваН.Д. Проблема числа (введение) //Логический анализ языка. Квантификативный аспект языка / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2005.-С. 5−22.
- Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Просвещение, 1964.-90 с.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1977. -175 с.
- Болотов В.И. Множественное число имени собственного и апеллятива // Имя нарицательное и собственное: сб. ст. / Акад. наук СССР. Ин-т языкознания. М.: Наука, 1978. — С. 93−106.
- Бондарко A.B. Грамматическая категория и контекст. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. — 115 с.
- Бондарко A.B. Теория морфологических категорий. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. — 254 с.
- Бондарко A.B. О структуре грамматических категорий (отношения оппозиции и неоппозитивного различия) // Вопросы языкознания. 1981. -№ 6.-С. 17−28.
- Бондарко A.B. Интерпретационный аспект семантики длительности в русском языке // Язык: система и функционирование: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1988. — С. 35−44.
- Бондарко A.B. О роли интерпретационного компонента в структуре грамматического значения (на материале категории вида) // Съпоставително езикознание. 1990, — Кн. 2. — С. 27−33.
- Бондарко A.B. К проблеме соотношения универсальных и идиоэтнических аспектов семантики: интерпретационный компонент грамматических значений // Вопросы языкознания. 1992. — № 3. — С. 5−20.
- Бондарко A.B. Теоретические проблемы русской грамматики / С.-Петерб. гос. ун-т, Филол. фак. СПб., 2004. — 208 с.
- Бондарко A.B. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования / Рос. акад. наук, Ин-т лингв, исслед. М.: Яз. славян, культур, 2005. — 620 с. — (Studia Philologica).
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика: сб. ст. / сост. A.M. Шахнарович- общ. ред. A.M. Шахнаровича- предисл. P.M. Фрумкиной. -М.: Прогресс, 1984. С. 21−50.
- Брусенская JI.A. Содержание категории числа различных частей речи (на материале русского языка) // Филологические науки. 1990. — № 4. — С. 4756.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / пер. с англ. / отв. ред. М.А. Кронгауз- вступ. ст. Е. В. Падучевой. М.: Рус. словари, 1997. — 416 с.
- Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). М.- JL: Учпедгиз, 1947. — 784 с.
- Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове): учеб. пособие для вузов / отв. ред. Г. А. Золотова. 3-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1986.-640 с.
- Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове) / под. ред. Г. А. Золотовой. 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. — 720 с.
- Воейкова М.Д. Функциональные аспекты усвоения языка: вспомогательные механизмы в формировании именной системы // Теоретические проблемы функциональной грамматики: материалы Всерос. науч. конф. (Санкт-Петербург, 26−28 сентября 2001 г.). -С. 246−250.
- Воейкова М.Д. Усвоение детьми категории количественности // Семантические категории в детской речи / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. — С. 266−300.
- Воейкова М.Д. Синтаксис и морфология первых прилагательных в детской речи // Проблемы онтолингвистики 2008: материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 19−20 марта 2008 г.) / отв. ред. Т. А. Круглякова. — СПб.: Златоуст, 2008. — С. 38−41.
- Воейкова М.Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. -М.: Знак, 2011. 328 с.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 144 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2005. — 352 с.
- Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: лингвистика языкового существования. М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 352 с.
- Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Изд. 2-е, испр. — М.: КомКнига, 2005. — 320 с. — (Психология, педагогика, технология обучения).
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007.-472 с.
- Горбачевич К.С. Вариативность слова и языковая норма: на материале соврем, рус. яз. / отв. ред. Ф. П. Филин. М.: Книж. дом «Либроком», 2009. -240 с.
- Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. М.: Лабиринт, 2003. — 320 е.: ил. — (Филологическая библиотека).
- Горшкова И.М. Категория числа при сопоставительном анализе: (на материале рус. и чеш. яз.) // Филологические науки. 1977. — № 4. — С. 93 100.
- Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: стилист, слов, вариантов. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Наука, 2001.-557 с.
- Дегтярев В.И. Основы общей грамматики. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, унта, 1973.-256 с.
- Дегтярев В.И. Происхождение имен pluralia tantum в славянских языках // Вопросы языкознания. 1982. — № 1. — С. 65−77.
- Дегтярев В.И. Собирательность и категория числа в истории славянских языков // Вопросы языкознания. 1982. — № 4. — С. 92−101.
- ДоброваГ.Р. Усвоение детьми личных местоимений: онтогенез персонального дейксиса // Речь ребенка: ранние этапы / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб., 2000. — С. 115−147. — (Труды постоянно действующего Семинара по онтолингвистике- вып. 1).
- ДоброваГ.Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства): автореф. дис.. д-ра филол. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2005. — 48 с.
- Докулил М. К вопросу о морфологической категории // Вопросы языкознания. 1967. — № 6. — С. 3−17.
- Есперсен О. Философия грамматики / пер. с англ. В. В. Пассека и С. П. Сафроновой / под ред. и с предисл. Б. А. Ильиша. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.-404 с.
- Жаботинская С.А. Когнитивные и номинативные аспекты класса числительных (на материале современного английского языка) / отв. ред. Е.С. Кубрякова- РАН. Ин-т языкознания. М.: ИЯ РАН, 1992. — 216 с.
- Зализняк A.A. Русское именное словоизменение. М.: Наука, 1967. — 370 с. — (АН СССР. Ин-т славяноведения).
- Ионова Н.В. Проблемы освоения семантических функций предложно-падежных форм имени существительного // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. Архангельск, 2006.-№ 5.-С. 131−136.
- Ионова Н.В. Семантические функции падежных форм и предложно-падежных конструкций имени существительного в речи детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. филол. наук. Череповец: Череповец, гос. ун-т, 2007. — 22 с.
- Исаченко A.B. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Морфология. 4.1. Братислава: Изд-во Словацкой акад. наук, 1954.-387 с.
- Исаченко A.B. О грамматическом значении//Вопросы языкознания. -1961.-№ 1,-С. 28−43.
- Казаковская В.В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый -ребенок» / отв. ред.: A.B. Бондарко, М. Д. Воейкова. СПб.: Наука, 2006. -456 с.
- Калинина JT.B. Категория числа и категория количества: пособие по спецкурсу для студентов филол. фак. Киров: Изд-во ВятГУ, 2006. — 68 с.
- Калинина JI.B. Лексико-грамматические разряды имён существительных как пересекающиеся классы слов: (когнитивно-семасиологический анализ): монография / Вятский гос. гуманит. ун-т. Киров: ВятГГУ, 2009. — 225 е.: табл.
- Капорулина Jl.В. Морфология существительного (в языке произведений Кирилла Туровского)//Древнерусский язык домонгольской поры: межвуз. сб. /отв. ред. проф. В. В. Колесов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. -С. 106−120.
- Карамаева М.И. Нестандартное числовое поведение имен существительных в английском языке: автореф. дис.. канд. филол. наук. -Горно-Алтайск: Барнаул, гос. пед. ун-т, 2006. 17 с. Электронный ресурс. URL: www.dissercat.com (Дата обращения — 06.05.2012).
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. изд. 6-е. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 264 с.
- Карцевский С. Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв.еков в очерках и извлечениях. изд. 3-е, доп. — М.: Просвещение, 1965. — Ч. 2. — С. 85−90.
- Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. М.: Наука, 1988. -311с.
- Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. Л., 1991. Электронный ресурс. URL: http://philologos.narod.ru/ling.htm (дата обращения: 7.03.2012).
- Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления: из научного наследия. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 864 е.: ил. — (Классики отечественной филологии).
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. изд. 4-е. — М.: Книж. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 218 с. — (Лингвистическое наследие XX века).
- Кларк Г., Кларк Е. Как маленькие дети употребляют свои высказывания // Психолингвистика: сб. ст. / сост. A.M. Шахнарович- общ. ред. A.M. Шахнаровича- предисл. P.M. Фрумкиной. М.: Прогресс, 1984. -С. 353−364.
- Князев Ю.П. Грамматическая семантика: русский язык в типологической перспективе. М.: Языки славянских культур, 2007. — 704 с. — (Studia philologica).
- Колесников A.A. Семантическое обеспечение грамматических форм имен существительных русского языка. Киев: Выща шк. Головное изд-во, 1988. — 139 с.
- Комарова Н.Ю. Стилистически направленное изучение категории числа существительного в курсе современного русского языка // Русский язык в школе. 1988. — № 6. — С. 69−72.
- Кордуэлл М. Психология. А Я: Словарь-справчоник / пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 448 е.: ил.
- Косериу Э. Синхрония, диахрония и история: (проблема языкового изменения)// Новое в лингвистике. М., 1963. — Вып. 3. — С. 143−343.
- Кошелев А.Д. Об основных парадигмах изучения естественного языка в свете современных данных когнитивной психологии // Вопросы языкознания. 2008. — № 4. — С. 15−40.
- Кошелев А.Д. О когнитивных факторах развития детской речи // Проблемы онтолингвистики -2009: материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 17— 19 июня 2009 г.). СПб.: Златоуст, 2009. — С. 54−61. (В тексте Кошелев, 2009 б.)
- Краткий психологический словарь/ред. сост. JI.A. Карпенко- под. общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 512 с.
- Краткий словарь когнитивных терминов. Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, JI.Г. Лузина. / под общей ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997.
- Крылов С.А. Количество как понятийная категория // Логический анализ языка: квантификативный аспект языка / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2005.-С. 44−65.
- Кубрякова Е.С. Размышления об аналогии // Сущность, развитие и функции языка / отв. ред. акад. Г. В. Степанов. М.: Наука, 1987. — С. 43−51.
- Кумахов М.А. Число и грамматика // Вопросы языкознания. 1969. -№ 4. -С. 65−74.
- Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
- Лепская H.H. Язык ребенка: (онтогенез речевой коммуникации). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. Филол. фак., 1997. — 151 е.: ил.
- Литвин Ф.А. Многозначность слова в языке и речи. изд. 2-е, стереотипное — М.: КомКнига, 2005. — 120 с.
- Лихошвай Т.В. Синонимия форм и числа и собирательности имен существительных современного русского языка: автореф. дис.. канд. филол. наук. Днепропетровск: Днепропетр. гос. ун-т им. 300-летия воссоединения Украины с Россией, 1986. — 23 с.
- Лупан С. Поверь в свое дитя / пер. с фр. М.: Эллис Лак, 1993. — 255 е.: ил.
- Ляшевская О.Н. Семантика русского числа. М.: Языки славянских культур, 2004. — 400 с.
- Макеева И.И. К вопросу о собирательных именах существительных: (на примере названий драгоценных камней) // Вопросы языкознания. 1986. -№ 1.-С. 91−98.
- Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл Текст». — М.: Школа «Языки рус. культуры" — Вена: Wiener slawistischer Almanach, 1995. — XXVIII, 682 с. — (Язык. Семиотика. Культура).
- Мельчук И.А. Курс общей морфологии. Т. 2, ч. 2: Морфологические значения / пер. с фр. В. А. Плунгяна / общ. ред.: Н. В. Перцова, E.H. Саввиной. М.: Языки рус. культуры- Вена: Кошелев, 1998. — 543 е., 1. л. портр.
- Мурашова О.В. Освоение ребенком объектных отношений и способов их языкового выражения // Речь ребенка: ранние этапы / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб., 2000. — (Труды постоянно действующего Семинара по онтолингвистике- вып. 1) — С. 34−57.
- Мурясов Р.З. Лексико-грамматические разряды в грамматике и словообразовании // Вопросы языкознания. 1999. — № 4. — С. 56−70.
- Новиков Л.А. Лексикализация форм числа существительных в русском языке: (к вопросу о формах слова) // Филологические науки. 1963. — № 1. -С. 77−89.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006. — 944 с.
- Озерова Н.Г. Многозначность существительного и его грамматическая характеристика // Вопросы языкознания. 1987. — № 5. — С. 87−93.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, H.A. Еськова- под. ред. Аванесова. 2-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1985. — 704 с.
- Падучева Е.В. Феномен Анны Вежбицкой//Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / пер. с англ. / отв. ред. М.А. Кронгауз- вступ. ст. Е. В. Падучевой. -М.: Рус. словари, 1997. С. 5−28.
- Панова Г. И. Морфология русского языка: энцикл. слов.-справ. М.: КомКнига, 2010.-448 с.
- Перцов H.B. Инварианты в русском словоизменении. М.: Языки русской культуры, 2001. — 280 с. — (Studia philologica).
- Пинкер С. Язык как инстинкт / пер. с англ. / общ. ред. В. Д. Мазо. изд. 2-е, испр. — М.: Книж. дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 456 с.
- Плунгян В.А. Время и времена: к вопросу о категории числа // Логический анализ языка. Язык и время / отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко. М.: Индрик, 1997.-С. 158−169.
- Плунгян В.А. Общая морфология: введение в проблематику: учеб. пособие. изд. 2-е, испр. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 384 с.
- Поддъяков А.Н. Типы соотношений интеграции и дифференциации в развивающихся системах//Теория развития: дифференционно-интеграционная парадигма/ сост. Н. И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. — С. 91−102.
- Поливанова А.К. Выбор числовых форм существительных в русском языке // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1983. — С. 131 — 145.
- Поливанова А.К. Общее и русское языкознание: избранные работы / под ред. A.B. Дыбо, В. А. Дыбо. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. — Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Вып. 17. — 308 с.
- Поликарпова Е.В. Число, исчисление и грамматическая категория числа в английском и французском языках: автореф. дис.. канд. филол. наук. -М.: Московский гос. обл. ун-т, 2007. 20 с.
- Полянский А.Н. План содержания категории количества в русском языке // Филологические науки. 1984. — № 1. — С. 34−40.
- Пьянкова С.Д. Когнитивное развитие и самоорганизация//Теория развития: дифференционно-интеграционная парадигма / сост. Н. И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. — С. 103−115. -(Разумное поведение и язык. Language and Reasoning).
- Рахилина E.B. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М.: Рус. словари, 2000. — 416 с.
- Рахилина Е.В., Су-Хён Ли. Семантика лексической множественности в русском языке // Вопросы языкознания. 2009. — № 4. — С. 1340.
- Ревзин И.И. Так называемое «немаркированное множественное число» в современном русском языке//Вопросы языкознания. 1969. — № 3. -С. 102−109.
- Реформатский A.A. Число и грамматика //Реформатский A.A. Лингвистика и поэтика. М., 1987. — С. 76 — 87. Электронный ресурс. URL: hltp://www.philology.ru/linguisucsl /reformatskiy-87b.htm (дата обращения: 29.11.2011).
- Рогожкина Г. С. Освоение детьми-инофонами правил конструирования количественно-именных сочетаний русского языка // Проблемы онтолингвистики 2009: материалы междунар. конф. (Санкт-Петербург, 17— 19 июня 2009 г.). — СПб.: Златоуст, 2009. — С. 338−343.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. — 623 с.
- Руденко Д.И. О смысловой специфике собирательных существительных // Русский язык в школе. 1987. — № 1. — С. 60−64.
- Русакова М.В. Речевая реализация грамматических элементов русского языка: автореф. дис.. д-ра филол. наук. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2009.-51 с.
- Русакова М.В. Элементы антропоцентрической грамматики русского языка / редкол.: М. Д. Воейкова, H.H. Казанский, А. Ю. Русаков, С. С. Сай. М., 2012. — 524 с. (книга в печати)
- Русская грамматика: в 2-х тт. / редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др. -М.: Наука, 1980. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / [Н.С. Авилова, A.B. Бондаренко, Е. А. Брызгунова и др.]. — 783 с.
- Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. — 224 е.: ил.
- Семантические категории в детской речи / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. — 436 с.
- Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: язык и мышление. М.: Наука, 1988. — 242 с.
- СлобинД. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика: сб. ст. / сост. A.M. Шахнарович- общ. ред. A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. — С. 143−208.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Грин / пер. с англ., под общ. ред. и предисл. A.A. Леонтьева. изд. 3-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 352 с.
- Смирнова Г. А. Категория числа несклоняемых существительных // Проблемы структурной лингвистики 1979. М.: изд-во «Наука», 1981.-С. 132−147.
- Стеценко А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни. М.: ЧеРо, 2005. — 256 с.
- Суперанская A.B. Апеллятив онома//Имя нарицательное и собственное / АН СССР. Ин-т языкознания. — М.: Наука, 1978. — С. 5−34.
- Суперанская A.B. Общая теория имени собственного / отв. ред. A.A. Реформатский. изд. 3-е, испр. — М.: Книж. дом «Либроком», 2009. -368 с.
- Теория функциональной грамматики: качественность, количественность / отв. ред. A.B. Бондарко. СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1996.-263, 1. с.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -257 с. (В тексте Хомский, 1972 а.)
- Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 121 с. (В тексте Хомский, 1972 б.)
- Худяков A.A. К опросу о понятийной основе категории числа имени существительного//Понятийные категории и их языковая реализация: межвуз. сб. науч. тр. Л., 1989.-С. 119−125.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
- Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования: (на материале современного русского языка): дис.. д-ра филол. наук. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1989.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2000. — 238, 1. с.
- Цейтлин С.Н. Детские речевые инновации: опыт анализа//Исследования по языкознанию: к 70-летию чл.-корр. РАН A.B. Бондарко: сб. ст. / РАН, Ин-т лингвист, исслед., С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2001. — С. 328−336.
- Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. — 592 с. — (Studia philologica).
- Цейтлин С.Н. К вопросу о психологической реальности языковых правил // Проблемы экспериментальных исследований речи: памяти
- A.M. Шахнаровича. М.: ИД «Ключ-С», 2011. — С. 51−60. (В тексте Цейтлин, 2011 а.)
- Цейтлин С.Н. Системность языка в аспекте речевого онтогенеза // Лингвистика от Востока до Запада: сб. ст. в честь 70-летия
- B.Б. Касевича / под ред. Л. А. Вербицкой (отв. ред.) и др. СПб.: Филол. фак. СпбГУ, 2011. — С. 45−50. (В тексте Цейтлин, 2011 б.)
- Черниговская Т.В. Язык, мозг и компьютерная метафора // Человек. 2007. — № 2. — С. 63−75.
- Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. изд. 2-е, перераб. — М.: Книж. дом «Либроком», 2010. — 272 с.
- Чеснокова Л.Д. Имя числительное в современном русском языке. Семантика. Грамматика. Функции. Ростов н/Д: Гефест, 1997. — 292 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие: принцип дифференциации. СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
- Шарандин А.Л. Курс лекций по лексической грамматике русского языка: Морфология. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. — 313 с.
- Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. 2-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 2000.-355 с.
- Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. М.: Рус. яз., 2001.-288 с.
- Щерба JT.B. О частях речи в русском языке//Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Аспект Пресс, 2007. — С. 64−84.
- Bowerman М. Learning a semantic system. What Role Do Cognitive Predespositions Play? // The Teachability of Language / In R. Schiefelbusch (ed.). -Baltimore: Paul H. Brookes, 1989. P. 133−169.
- Clark E., Nikitina Т. One vs. more than one: antecedents to plural marking in early language acquisition // Linguistics. 2009. — Vol. 47, No. 1. — P. 103−139.
- Development of Nominal Inflection in First Language Acquisition: a Cross-Linguistic Perspective /ed. by Ursula Stephany and Maria D. Voeikova. Berlin- New York: Mouton de Gruyter, 2009. — 448 p.
- Ferenz, Krag S., Prasada, Sandeep. Singular or plural? Children’s knowledge of the factors that determine the appropriate form of count nouns // Journal of Child Language. February 2002. — Vol. 29, No. 1. — P. 49−71.
- Acrobat Reader. URL: www.basesproduced.com/201/handouts/Jackendoff.pdf (дата обращения: 7.03.2012).
- Marcus G.F. Children’s Overregularazation of English Plurals: a Quantitative Analysis//Journal of Child Language. June 1995. — Vol. 22, No 2. — P. 447 459.
- Pappas, Athina and Gelman, Susan A. Generic noun phrases in mother-child conversations // Journal of Child Language. February 1998. — Vol. 25, No. 1. -P. 19−35.
- Pinker S., Ullman M., Hollander M., Rosen T.J., Xu F. Overregularization in Language Acquisition // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1992.-Vol. 57, No 4.-P. 1−182.
- Slobin D.I. From «thought and language» to «thinking for speaking» // Rethinking linguistic relativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — P. 70−96. Электронный ресурс. URL: http://ihd.berkeley.edu/ (дата обращения: 31.01.2012).
- Stephany U. A crosslinguistic perspective on the category of nominal number and its acquisition. Studies in the Acquisition of number and Diminutive Marking / Steven Gillis (ed.) Antwerp: Antwerp papers in linguistic, 1998. -215 p.
- Tomasello M. First Steps toward a usage-based theory of language acquisition // Cognitive Linguistics: Basic Readings / ed. by Dirk Geeraerts. -Berlin- New York: Mouton de Gruyter, 2006. P. 439158
- Wood J.N., Koudier S., CareyS. Acquisition of Singular Plural Morphology//Developmental Psychology. — 2009. — Vol.45, No. 1. — P. 202 206.