Особенности фразеологической концептуализации морально-нравственной сферы личности: на материале устойчивых оборотов русского и адыгейского языков
Диссертация
Результаты проведенного нами исследования механизмов фразеологической концептуализации морально-нравственной сферы личности на материале русского и адыгейского языков наглядно свидетельствуют о таком аспекте, как-то, что в разных религиях (христианство и ислам) один и тот же содержательный компонент может иметь, по выражению Н. Б. Мечковской, различную психологическую форму, специфически… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И КАТЕГОРИЗАЦИИ МИРА
- 1. 1. Интерпретативные рамки термина и понятия «языковая концептуализация» в современной теории языка
- 1. 2. Понятийно-терминологический аппарат исследования аспектов и механизмов языковой концептуализации: общая характеристика
- 1. 2. 1. Концепт как основное средство языковой (фразеологической) концептуализации действительности: категориальная и ментальная сущность
- 1. 2. 2. Способы представления знаний о мире в языке: виды и характеристика картин мира
- 2. 1. О традициях исследования фразеологических единиц в теории языка: классификационный аспект
- 2. 2. Фразеологическая концептуализация действительности как особый аспект (механизм) языка: проблема национально-культурной маркированности
- 2. 3. Морально-нравственная сфера народа и личности как объект лингвистического изучения и описания: когнитивно-ценностный аспект
- 3. 1. Религия и мифолого-религиозная картина мира как моделирующие системы и факторы лингвокультурного своеобразия народов
- 3. 2. Фразеологическая концептуализация морально-нравственных ценностей в соответствии с библейскими божественными заповедями как этноспецифическая аспектность русской фразеосферы
- 3. 3. Фразеологическая концептуализация морально-нравственных ценностей в соответствии с канонами «адыгства» и Корана как этноспецифическая аспектность адыгейской фразеосферы
- 3. 4. Суперконцепты «Добро» и «Зло» как реализация универсальных нравственных оппозиций
Список литературы
- Агрова О. В. Грамматическая категория времени: Субстанциональные характеристики и лексико-семантические интерпретации: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Краснодар, 2005.
- Азимова Р. Д. Нравственный мир личности. М., 1978.
- Алексеев В. М. Избранное. М., 1999.
- Алефиренко Н. Ф. Спорные проблемы семантики. Волгоград, 1999.
- Алефиренко Н. Ф., Золотых Л. Г. Проблемы фразеологического значения и смысла (в аспекте межуровневого взаимодействия языковых единиц). Астрахань, 2004.
- Аль-Газали М. Нравственность мусульманина. М., 2005.
- Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985.
- Антропова Н. В. Модель мира в философских текстах Вл. Соловьева // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Мат-лы Международ, науч. конфер. Архангельск, 2002. С. 8−11.
- Апажев М. Л. Проблемы кабардинской лексики. Нальчик, 1992.
- Ю.Аристотель. Сочинения: в 4-х т. // Аристотель. М., 1976−1984.
- Аронов, 2004. Цит. по: Агрова О. В. Грамматическая категория времени: Субстанциональные характеристики и лексико-семантические интерпретации: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Краснодар, 2005.
- Артамонов М. И. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 1. М., 1980.
- Арутюнова Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1979. С.147−173.
- Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М, 1999.
- Архангельский В. М. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов н/Д., 1964.
- Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997.
- Ахохова Е. А. Ислам в системе культуры и языков // Актуальные проблемы общего и кавказского языкознания: Материалы научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Б. X. Балкарова. Нальчик, 1997. С. 37−48.
- Ахохова Е. А. Природа теонима «Тха» («Бог»): базовые гипотезы // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002. С. 112−117.
- Ашхарова А. Т. Возраст человека и его концептуализация в русском языке / / Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Мат-лы Международ, науч. конфер. Архангельск, 2002. С. 87−90.
- Бабаева Е. В. Внутренняя форма слова и концептологический подход к языку // Языковая личность: социолингвистический и эмотивный аспекты. Волгоград- Саратов, 1998. С. 126−134.
- Бабкин А. М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970.
- Бабушкин А. П. Типы концептов в лексикофразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.
- Бабушкин А. П. Общеязыковые концепты и концепты языковой личности // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. 1997. Вып. 2. С. 114−118.
- Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Воронеж, 1998.
- Бабушкин А. П. Архитектоническая типология пресуппозиций в диалогическом тексте // Текст: узоры ковра. Часть I. СПб.-Ставрополь, 1999. С. 3941.
- Багаутдинова Г. А. Фразеологическое кодирование психических процессов и свойств личности: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1986.
- Багироков X. 3. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков). Майкоп, 2004.
- Багироков X. 3. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Краснодар, 2005.
- Бартошевич Л. Отражение концептуализации языковой картины мира как лингводидактический принцип // Филологические исследования: Сб. науч. работ. Вып. б. Донецк, 2004. С. 8−12.
- Бгажноков Б. X. Символика чести в языке морали // Актуальные проблемы общего и кавказского языкознания: Материалы научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Б.
- X. Балкарова. Нальчик, 1997. С. 48−53.
- Бгажноков Б. X. Адыгская этика как соционормативная система // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002. С. 160−177.
- Бгуашева 3. Б. Фразеологическая система адыгейского языка: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Майкоп, 2003 .
- Белицына Я. JI. Классификация как способ репрезентации картины мира // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Мат-лы Международ.науч. конфер. Архангельск, 2002. С.76−77.
- Белла Р. Н. Социология религии // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 265−281.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
- Берлов В. И. Психологический словарь: реалистическое миропонимание. Краснодар, 2001.
- Берсиров Б. М. Языковая политика и образование в многонациональной республике // Вестник АГУ. 1988. № 2. С. 7−10.
- Бижева 3. X. Адыгская языковая картина мира. Нальчик, 2000.
- Бижева 3. X. Адыгские культурные концепты (фрагменты языковой картины мира) // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002, С. 211−223.
- Бижева 3. X. Религиозное сознание от истоков к мировой религии // Адыгейские культурные концепты (фрагменты ЯКМ). Майкоп, 2002. С. 11−15.
- Бижева 3. X. Культурные концепты в кабардинском языке. Нальчик, 1997.
- Бижева 3. X. Языковое выражение культуры. Нальчик, 1997 .
- Блюмкин В. А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974 .
- Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. М., 1981.
- Блягоз 3. У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп, 1992.
- Блягоз 3. У. Нравственно-философский аспект адыгских пословиц и поговорок // Язык и антропологические сущности. Краснодар, 1997. С.132−155.
- Блягоз 3. У., Блягоз А. Н. Краткий русско-адыгейский словарь. Майкоп, 1991.
- Блягоз 3. У., Тхаркахо Ю. ' А. Русско-адыгейский фразеологический словарь. Майкоп, 1993.
- Богуславский В. М. Слово и понятие // Мышление и язык. М., 1997.
- Борухов Б. Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С.109−117.
- Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.
- Бромлей Ю.В., Подольский Р. Г. Человечество это народы. М., 1990.
- Булгаков С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991.
- Булыгина Т. Е., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики): Прагматика. Семантика. Лексикография. Вид. Время. Лицо. Модальность. М., 1997.
- Бурмистрович Ю. Я. К типологии способов фраземообразования // Науч. тр. Курского пед. инта. 1980. Т. 205. С. 6−10.
- Бурмистрович Ю. Я. Преобразование старых фразеологизмов, связанное с заменой одних их компонентов другими // Русское народное словотворчество в историческом аспекте. Красноярск, 1984. С. 11−15.
- Буров А. А. Когниолингвистические вариации на тему современной русской языковой картины мира. Пятигорск, 2003.
- Буслаев Ф. И. Русские пословицы и поговорки, собранные и объясненные. М., 1954.
- Бухаров В. М. Концепт в лингвистическом аспекте // Межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 2001. С. 74−84.
- Буянова Л. Ю. О концепте «душа» в лингвистической традиции // Филология-РМ1о1одл.са. Краснодар, 1998. № 13. С.12−15.
- Буянова Л. Ю., Земскова Н. А. Фразеологическая картина мира и культурный код нации: аспекты взаимокорреляции // Фразеологическая картина мира: В 2 ч. Тула, 2002. Ч. 1. С. 35−39.
- Буянова Л. Ю., Коваленко Е. Г. Фразеологическийзнак в прагматической рамке // Фразеология-2000. Тула, 2000. С.17−18.
- Буянова Л. Ю. Духовно-нравственные основы языкового бытия // Духовные начала русского искусства и образования. В. Новгород, 2003. С.34−38.
- Буянова Л. Ю., Коваленко Е. Г. Русский фразеологизм как ментально-когнитивное средство языковой концептуализации сферы моральных качеств личности. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2004.
- Буянова Л. Ю., Оноприенко Е. В. Концепт: термин и понятийное пространство // Период и текст: аспекты взаимоотношений: Сб.науч. тр. Краснодар, 2002. С. 26−35.
- Буянова Л. Ю. Русский фразеологизм как концептуальная доминанта: когнитивно-аксиологический статус // Фразеологические чтения памяти профессора В. А. Лебединской: Вып. 3. Курган, 2006. С. 209−211.
- Васильева Е. В. Концептуальная оппозиция Индивид -группа в языковой картине мира: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2001.
- Варфоломеева Н. С. Сравнительно-сопоставительный анализ фразеологической антонимии (на материале английского, китайского и русского языков):
- Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2001.
- Васечко В. Ю. Моральная максима как феномен познания и культуры. Екатеринбург, 2000.
- Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. М., 1985 .
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
- Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М., 1982.
- Виноградов В. В. Из истории русской лексики и фразеологии // Доклады и сообщения Ин-та языкознания АН СССР. 1954. Вып. 6. С. 9−15.
- Виноградов В. В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 118−139.
- Виноградов В. В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 140−161.
- Волошин Ю. К. Соматические сленговые фразеологизмы // Сфера языка и прагматика речевого общения: Международ, сб. науч. тр. Краснодар, 2002. С. 153 158 .
- Воркачёв С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика: Сб. науч. тр. Вып. 3. Аспекты коммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. С. 79−96.
- Воробьев В. В. Лингвокультурология (теория иметоды). М., 1997.
- Гаврилова Ю. Б., Емельянов В. В. Ислам: Карманный словарь. Спб., 2002.
- Гаврин С. Г. Фразеология современного русского языка. Пермь, 1974.
- Гак В. Г. Беседы о французском слове. М., 1966.
- Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998.
- Гачев Г. Национальные образы мира: Общие вопросы. М., 1988.
- Гачев Г. Национальный мир и национальный ум // Путь. Международный философский журнал. 1994. № 6. С. 128−140.
- Гвоздева А. А. Языковая картина мира: лин-гвокультурологические и тендерные особенности (на материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов): Дис.. канд. филол. наук. Тамбов, 2003.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2-х т. //Г. В. Ф. Гегель. Избранное. М., 1976−1977.
- Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1964.
- Гогисванидзе Л. Н. Научные основы описания компаративной фразеологии в двуязычном словаре учебного типа: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1987.
- Горе М. С. Фразеологические единицы русского языка, характеризующие 1 человека (системно-семантическийанализ): Дис.. канд. филол. наук. Ростов н/Д., 1988 .
- Губжоков М. Н. Как сложатся отношения адыгов с миром ислама? // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002. С. 157−158.
- Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избр. труды по языкознанию. М., 1984. С.14−25.
- Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1974.
- Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
- Гуревич А. Я. Народная магия и церковный ритуал // Механизмы культуры. М., 1990. С. 3−21.
- Гуревич А. Я. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
- Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1988.
- Гусейнов А. А. Этика: Учебник для вузов // А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М., 2000.
- Давыдов Ю. Н. Картина мира и социально-историческое развитие // Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. С. 207−289.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1999.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Спб., 1998 .
- Дмитриева 0. А. Изменение оценочного знака концепта // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград- Саратов, 1998. С. 147−152.
- Добровольский Д. О. Национально-культурная специфика во фразеологии // ВЯ, 1997. № 6. С. 3748 .
- Добрыднева Е. А. Коммуникативно-прагматическая парадигма русской фразеологии. Волгоград, 2000.
- ИО.Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980.
- Ш. Дридзе Т. М. Коммуникация как текстовая деятельность. М., 1994.
- Дубровин Н. А. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927.
- ИЗ.Думанова Н. В. Этнокультурные эмотивные коннотации во французском и русском языках / / Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. Волгоград-Архангельск, 1996. С. 175−178.
- Евсюкова Т. В. Лингвокультурологическая концепция словаря культуры: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Нальчик, 2002.
- Жандарова А. В. Языковая концептуализация сферы предпринимательства и бизнеса (на материале русского и английского языков): Дис.. канд.филол. наук. Краснодар, 2004.
- Жданов О. К. Метонимическое словообразование на основе имен собственных. Казань, 1963.
- Жуков В. П. Русская фразеология. М., 198 6.
- Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 36−44.
- Зализняк A.A. От праславянской акцедентации к русской. М., 1985.
- Звегинцев В. А. Зарубежная лингвистическая семантика последних десятилетий: Вступительная статья // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. X. М., 1981. С. 5−32.
- Зверева Т. Р. Эмоции во фразеологической картине мира русского языка (с позиции носителя удмуртского языка): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Москва, 2002.
- Зеленская В. В., Тхорик В. И. Семантическое измерение личности по данным языка (на материале фразеологизмов) // Языковая личность: структура и эволюция. Краснодар, 2000. С. 188−202.
- Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. М., 1996.124.3усман В. Г. Концепт в культурологическом аспекте // Межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 2001. С.38−53.
- Иванов В. В. Семантика возможных миров и филология // Проблемы структурной лингвистики. М., 1982.12 6. Иваноков Н. Р. К вопросу о становлении фразеологических единиц в адыгейском языке // Сб.ст. Майкоп, 1976. С. 12−18.
- Игнатова Е. В. «EINGETROFFENER HUND BELLT», или «на воре шапка горит» (о своеобразии одной из групп фразеологизмов немецкого языка) // Фразеологические чтения памяти профессора В. А. Лебединской. Вып. 3. Курган, 2006. С. 267−269.
- Икономиди И. Я. Фразеологические единицы с национально-специфичным компонентом значения в русском и новогреческом языках: Дис.. .. канд. филол. наук. Краснодар, 2005.
- Истомина В. В. Культурный фон адыгской фразеологии // Филологический вестник. № 1. Майкоп: АГУ, 1999. С. 123−126.
- Ильин В. В. Язык-Понимание-Культура // Язык и культура: Факты и ценности: Сб. тр. к 70-летию Ю. С. Степанова. М., 2001. С. 267−272.
- Кабардинские пословицы. Нальчик, 1994.
- Казанов X. М. О содержании и смысле национальных культур // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания: Мат-лы первой республик. науч.-практ. конфер. Майкоп, 1994. С. 15−19.
- Кант И. Сочинения: В 6-ти т. М., 1963−1966.
- Карасик В. И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград, 2001. С. 3−16.
- Карасик В. И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
- Карасик В. И. Определение и типология концептов // Слово сознание — культура: Сб. науч. тр. М., 2002. С. 56−66.
- Карданов Б. М. Кабардино-русский словарь. М., 1957.
- Карданов Б. М. Кабардино-русский фразеологический словарь. Нальчик, 1968.
- Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996.
- Катермина В. В. Словарь образов-символов человека (на материале русского и английского языков). Краснодар, 2000.
- Кашароков Б. Т. Пословицы русского, немецкого и кабардино-черкесского языков как источник изучения культурно-языкового сознания: структурно-семантический и лингвокультурологический аспекты. Черкесск, 2003.
- Кашароков Б. Т. Пословицы русского, немецкого и кабардино-черкесского языков как источник изучения культурно-языкового сознания: структурно-семантический и лингвокультурологический аспекты: Дис.. д-ра филол. наук. Краснодар, 2004.
- Керашева 3. И. К вопросу о взаимосвязи лингвистики и этнографии // Керашева 3. И. Избранные труды и статьи: В 2 т. Майкоп, 1998. Т. 2. С. 80−88.14 4. Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999.
- Кешев А. Г. Характер адыгских песен // Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С. 112−129.14 6. Коджесау Э. JI. Положение женщины в адыгском обществе в прошлом. Майкоп, 2001. Вып. 9.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира впознании и языке. М., 1990.
- Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990.
- Копыленко M. М., Попова 3. Д. Очерки по общей фразеологии. Воронеж, 1972.
- Котов Г. Г. Система внешних факторов в развитии лексического состава языка. М.- Краснодар, 2003.
- Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. Волгоград, 2001.
- Красных В. В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык. Сознание. Коммуникация. Вып. 19. М., 2001. С. 5−19.
- Краткий психологический словарь / Ред.-сост. JI. А. Карпенко: под общ. ред. А. В. Петровского. Ростов н/Д, 1999 (КПС).
- Кругликова JI. Е. Лексико-фразеологическая парадигма «Человек как член общества» в диахроническом аспекте // Языковая личность и семантика: Тез. науч. докл. Волгоград, 1994. С. 65−66.
- Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
- Крупнов Е. И. В кн.: Блягоз 3. У. Адыгейские пословицы и поговорки. М., 1996.
- Кубрякова Е. С., Демьянков В. 3., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов.1. М., 1996.
- Кубрякова Е. С. Языковое сознание и языковая картина мира // Филология и культура: Материалы II-й Международной конференции: В 3-х ч. Ч. III. Тамбов, 1999. С. 6−13.
- Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.
- Кузнецова Е. П. Фразеологические единицы со структурой предложения в русском и немецком языках: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Майкоп, 2002.
- Куликов В. Г. О фразеологических средствах репрезентации диалектных концептов // Фразеологические чтения памяти профессора В. А. Лебединской. Вып. 3. Курган, 2006. С. 227−230.
- Кумахов М. А. Очерки общего и кавказского языкознания. Нальчик, 1984.
- Кунашева М. Лингвокультурологический анализ терминов народной морали (на материале кабардинских пословиц и поговорок): Дис.. канд. филол. наук. М., 1996.
- Кушу С. А. Лингвокультурные концепты как отражение языковой картины мира (на материале языка оригиналов и переводов произведений Т. Керашева с адыгейского на русский и английский языки): Дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2004.
- Лавров В. И. Смысловая структура диалектной фразеологической единицы. Новгород, 1978.
- Ларин Б. А. Очерки по фразеологии // Уч. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук. 1956. Т. 198. Вып. 24. С. 200
- Лебедева Л. А. Словарь устойчивых сравнений русского языка. Краснодар, 1994.
- Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка: Тематический словарь. Краснодар, 1998.
- Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка во фразеологии и фразеографии: Дис.. д-ра филол. наук. Краснодар, 1999.
- Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка во фразеологии и фразеографии. Краснодар: КубГУ, 1999.
- Лебедева Л. А. Коммуникативно-прагматические функции устойчивых сравнений // Коммуникативно-прагматические аспекты фразеологии. Волгоград, 1999. С. 62−66.
- Левин Ю. И. Превербиальное пространство // Паремиологические исследования. М., 1984.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1995.17 6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1985.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1998.
- Лисицына Т. А. Русские паремии сакрального круга (фрагменты лингвокультурологии) // Фразеология2000. Тула, 2000. С. 93−98.17 9. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1983. Т. 52, № 1. С. 3−9.
- Лихачев Д. С. Культура как целостная динамическая система // Вестник РАН. 1994. № 8. С. 12−17.
- Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка //
- Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 280−287.
- Логический словарь. М., 1994.
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1996.
- Лотман Ю. М. Динамическая модель семиотической системы // Ученые записки Тартуского ун-та. 1998. Т. 10. Семиотика культуры. Вып. 4 63. С. 22−28.
- Ляушева С. А. Религиозные аспекты феномена «адыгагъэ» (история и современность): Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1997.
- Малевинский С. О. Семантические поля порока и добродетели в языковом сознании современной студенческой молодежи. Краснодар, 2005.
- Маркарян Э. С. Об исходных методологическихпредпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978. С. 5−14.
- Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию: Учеб. пособие. М., 2001.
- Маслова В. А. Лингвокультурология. М., 2001.
- Машина О. Ю. Фразеологическое значение и его оттенки: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Новгород, 1998.
- Мелерович А. М., Мокиенко В. М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001.
- Мечковская Н. Б. Язык и религия: Учеб. пособие. М., 1998 .
- Михалев А. Б. Теория фоносемантического поля: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Краснодар, 1995.
- Мокиенко В. М. Славянская фразеология. М., 1980.
- Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. М., 1990.
- Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка. М., 1978.
- Монтень М. Опыты: Избранные главы. М., 1991.
- Моррис Ч. У. Общие основания семиотики // Языковой знак. Сознание. Познание: Хрестоматия / Под. ред. А. Б. Лихачёва. М., 2002. С.10−61.
- Мусхаджиев С. X. Ислам в Черкесии в период освободительного движения 1840−1850 гг. // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002. С. 126−130.
- Мыркин В. Я. Понятие vs концепт- текст vs дискурс-языковая картина мира vs речевая картина мира // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Мат-лы Международ, науч. конфер. Архангельск, 2002. С. 4 647.
- Немец Г. П. Фразеологические единицы как выразители модальных отношений // Лексикология и фразеология: Новый взгляд: Фразеология: Тез. 2-й межвуз. конфер. М., 1990. С.64−66.
- Немец Г. П. Интеллектуализация метаязыка науки. Москва- Краснодар, 2004.
- Нерознак В. П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск, 1998. С. 80−85.
- Нифанова Т. О. Словообразовательная модель как способ концептуализации свойств природных явлений // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Мат-лы Международ, науч. конфер. Архангельск, 2002. С.131−134 .
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998.
- Павиленис Р. И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М., 1983.
- Падучева Е. В. Семантические исследования. М., 1996.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2001.
- Пименова М. В. Концепты внутреннего мира (русскоанглийские соответствия): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. СПб., 2001. 39 с.
- Писанова Т. В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики (эстетические и этические оценки): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1997.
- Платон. Сочинения: в 3-х т. // Платон. М., 19 681 972 .
- Пословицы. Поговорки. Загадки. М., 1986.
- Пословицы русского народа: Сб. В. И. Даля: В 3 т. М., 2000.
- Попова 3. Д., Стернин И. А. Язык и сознание: теоретические разграничения и понятийный аппарат // Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж, 2002. С.8−51.
- Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 8−69.
- Почепцов О. Г. Языковая ментальность: способ представления мира // ВЯ. 1990. № 6. С. 110−123.
- Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Санкт-Петербург, 1997.
- Прохвачева О. К. Лингвокультурный концепт «Приватность» (на материале американского варианта английского языка): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Волгоград, 2000. 24 с.
- Психологический словарь. М., 2003.
- Пузырев А. В. Концепты «истина» и «правда» в русском языковом сознании наивных носителей языка // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград- Саратов, 1998. С. 96 104 .
- Разумовский О. С. Логика концептуализации и теоретизации в контексте развития теории // Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990. С.163−174 .
- Райхштейн А. Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии. М., 1980.
- Ратушная Е. Р. Антропономинирующая парадигма русской фразеологии: семантика, формирование, функционирование: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Волгоград, 2001.
- Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М., 2000.
- Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
- Русские пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961.
- Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.
- Рыбакова Н. В. Моральные отношения и их структура. Л., 1974.
- Рыбникова В. А. Языковая концептуализация социума (на материале английских дидактических текстов): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2001 .
- Савенкова Л. Б. Русская паремиология: семантический и лингвокультурологический аспекты. Ростов н/Д: РГУ, 2002.
- Сакиева Р. С. Организационные принципы нравственной и художественной культур адыгского этноса в кавказском регионе // Вестник МГОУ. № 4. Кропоткин, 2002. С. 40−49.
- Самсонова Е. В. Национально-культурный компонент экспрессивности (в языке австралийской художественной прозы): Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2000.24 0. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
- Серебренников Б. А. Как происходит отражение картины мира в языке? // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 87−107.
- Сидоркова Г. Д. Прагматика паремий: пословицы и поговорки как речевые действия. Краснодар, 1999.
- Силиванец А. В. Функционально-семантическая сфера характеризации человека: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 1997.
- Симашко Т. В. Денотативный класс как основа описания фрагмента русской языковой картины мира:
- Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1999 .
- Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1982. Т. 2.
- Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Лингвистика и межкультурная коммуникация. Волгоград, 2004. № 1. С. 211−223.
- Сметанина 3. В. Фразеология ярославских и костромских говоров, характеризующих человека: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Ярославль, 1999.24 8. Снегирев И. М. Словарь русских пословиц и поговорок. Русские в своих пословицах. М., 1997.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1988.
- Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. (Классики античности и средневековья).
- Солодуб Ю. П. Русская фразеология как объект сопоставительного структурно-типологического исследования: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1985.
- Солодуб Ю. П. Национальная специфика и универсальные свойства фразеологии как объект лингвистического исследования // Филол. науки. 1990. № 6. С. 55−65.
- Солодухо Э. М. Понятие фразеологической эквивалентности и фразеологических интернационализ-мов // Исследования по семантике: Лексическая и фразеологическая семантика: Межвуз. науч. сб. Уфа, 1982. С. 140−147.
- Соломоник А. Язык как знаковая система. М., 1992.
- Сорокин Ю. С. Метод установления лакун как один изспособов выявления специфики локальных культур // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1997. С. 298−300.
- Сороченко Е. Н. Концепт «скука» в художественном тексте (на материале произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Гончарова) // Принципы и методы исследования в филологии: конец XX века. Сб. ст. Вып. 6. СПб.- Ставрополь, 2001. С. 347−354.
- Спенсер Г. Синтетическая философия / В сокращенном изложении Г. Коллинза. Киев, 1997.
- Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975.
- Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
- Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 2001.
- Стернин И. А., Быкова Г. В. Концепты и лакуны // Языковое сознание: Формирование и функционирование: Сб. ст. М., 1998. С. 9−17.
- Суфии: Восхождение к истине. М., 2005.2 63. Тарланов 3. К. Язык и культура. Петрозаводск, 1984.
- Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.2 65. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986.
- Телия В. Н. Введение // Словарь образных выражений русского языка. М., 1995.
- Телия В. Н. Концептообразующая флуктуация константы культуры «родная земля» в наименовании родина // Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Юрия
- Сергеевича Степанова / Отв. ред. Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. М., 2001. С. 409−418.2 68. Тер-Минасова С. Г. Язык и национальный характер // Слово и текст в диалоге культур: Юбилейный сборник. М., 2000. С. 247−271.
- Тихонов А. Н. Фразеологический словарь русского языка. М., 1998.
- Тимощенко С. А. Фразеологические репрезентации концепта «дом» в русской языковой картине мира // Фразеологические чтения памяти профессора В. А. Лебединской. Вып. 3. Курган, 2006. С. 237−240.
- Толковый словарь адыгейского языка / Сост. А. А. Хатанов, 3. И. Керашева. Майкоп, 1960.
- Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
- Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.
- Торопцев И. С. Язык и речь. Воронеж, 1985.
- Трахова А. Ш. Антропоцентрический аспект семантики фразеологизмов // Лингвистическое образование: профессия, миссия, карьера: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конфер. Ставрополь, 2003. С. 36−50.
- Трахова А. Ш. Фразеология как средство концептуального членения мира // Язык и межкультурная коммуникация. Майкоп, 2003. Ч. 1. С. 135−145.
- Трахова А. III. Этнофразема как источник фразеологии в современном русском языке // Русский язык и активные процессы в современной речи: Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конфер. 2 6−2 8 ноября2003 г. М.-Ставрополь, 2003. С. 203−206.
- Трахова А. Ш. Лингвокультурологический подход к изучению адыгейских пословиц и поговорок // Язык. Этнос. Сознание: Мат-лы международ, науч. практ. конфер. 24−25 апреля 2003. Т. 1. Майкоп, 2003. С. 34−41.
- Трахова А. Ш. Фразеология в тексте языка Корана и проблемы культуры речи // Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конфер. Майкоп, 25−26 мая 2004. С. 48−54.
- Трахова А. Ш. Особенности языковой концептуализации морально-нравственной сферы личности // Современные проблемы лексикологии и терминологии: Мат-лы межвузовской докторантско-аспирантской конф. Краснодар, 2004. С. 160−166.
- Трахова А. Ш. Морально-нравственные ценности и качества в адыгской языковой картине мира // Актуальные проблемы лингвистической культурологи -3: Сб. ст. М.: МГПУ, 2005. С. 145−156.
- Трахова А. Ш. О термине и понятии «языковая концептуализация»: аспекты интерпретации // Юбилейный сб. науч. тр., посвящ. 75-летию проф. Г. П. Немца. Краснодар, 2005. С. 275−280.
- Тугаринов В. П. О ценности жизни и культуры. Л., 1960.
- Тхаркахо Ю. А. Адыгейско-русский словарь. Майкоп, 1991.
- Тхьаркъуахъо А. Адыгабзэм ифразеологизмэ гущы1алъ. Мыекъуапэ, 1980.
- Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1994 .
- Устинова H. Н. Глагол как средство концептуализации эмоций в языковой картине мира (на материале языка художественных текстов). Дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2005.
- Уфимцева А. А. Языковая номинация. Общие вопросы. М., 1988.
- Уфимцева А. А. Типы словесных знаков. М., 2004.296 .Ушинекий К. Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. М., 1988−1990.
- Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избранное. Т. 2. М., 1939.
- Фанян Н.Ю. О методологии и процессах интеграции в межкультурной коммуникации // Язык и национальные образы мира. Мат-лы Междунар. науч. конф. (20−21 марта 2001). Майкоп, 2001. С. 78−82.
- Фархутдинова Ф. Ф. Категории русскости в книге про бойца «Василий Теркин» А. Т. Твардовского // Этнокультурные константы в русской языковой картине мира: генезис и функционирование: Мат-лы Междунар. науч. конф. Белгород, 2005. С. 218−222.
- Фархутдинова Ф. Ф. Взглянуть на мир сквозь призму слова.: Опыт лингвокультурологического анализа русскости. Иваново, 2000.
- Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Русская идея. М., 1992.
- Фелицына В. П., Прохоров Ю. В. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М., 1988.304. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1999 (ФЭС).
- Фрумкина Р. М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 74−117.
- Фрумкина Р. М. Когнитивная лингвистика или «психолингвистика наоборот» / / Язык и речевая деятельность. СПб., 1999.
- Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2001.
- Фрумкина Р. М. и др. Семантика и категоризация. М., 2001.
- Хазагеров Т. Г. Экспрессивный стиль как основная категория экспрессивной стилистики // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов-на-Дону, 1996.
- Хайдеггер А. М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 41−62.
- Хайруллина Р. X. Картина мира во фразеологии (тематико-идеографическая систематика и образно-мотивационные основы русских и башкирских фразеологизмов): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1997.
- Хайруллина Р. X. Межличностные отношения в зеркале фразеологии // Фразеология-2000. Тула, 2000. С. 1517.
- Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 2000.
- Ханаху Р. А. Морально-этический феномен адыгагъэ -основа народной культуры // Мир культуры адыговпроблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002. С. 177−184.
- Ханаху Р. А., Цветков О. М., Костылев С. В. От традиционного менталитета к современному // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности. Религиозное сознание: от истоков к мировой религии. Майкоп, 2002. С. 465−477.
- Хатчесон Ф. Эстетика. М., 1973.
- Хацукова М. X. Происхождение этнонима «Хабзе»: архаический символизм // Мир культуры адыгов (проблемы эволюции и целостности). Майкоп, 2002. С. 185−198.
- Хейшхо Ф. И. Структурно-семантические типы глагольных фразеологизмов в русском и адыгейском языках: Дис.. канд. филол. наук. Майкоп, 2004.
- Хуажев М. К., Хут Ш. X. Адыгейские пословицы и поговорки. Майкоп, 1975.
- Цапенко С. А. Концептуализация единиц семантического поля «Суточный круговорот времени» // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Мат-лы Международ. науч. конфер. Архангельск, 2002. С. 81−82.
- Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.32 3. Черданцева Т. 3. Идиоматика и культура (постановка проблемы) // ВЯ, 1996, № 1. С. 55−60.
- Черемисина Н. Б. Семантика возможных миров и лексико-семантические законы // Филологические науки. 1992. № 2. С. 111−117.
- Чертов JI. Ф. Знаковость: Опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационнойсвязи. Спб., 1993.
- Шагиров А. К. Очерки по сравнительной лексикологии адыгских языков. Нальчик, 1962.
- Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. М., 1985.
- Шаов Ж. А. Адыгейско-русский словарь. Майкоп, 1975.
- Шведова Н. Ю. Об активных потенциях, заключенных в слове // Слово в грамматике и словаре. М., 1984. С. 7−15.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Сб. работ. М., 1992.
- Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1994.
- Шевченко А. К. Культура. История. Личность: Введение в философию поступка. Киев, 1991.
- Шестак Л. А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса. Волгоград, 2003.
- Шеуджен Э. А. Северный Кавказ, национальные традиции: историографические проблемы // Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания: Мат-лы первой республик, науч.-практ. конфер. Майкоп, 1994. С. 20−22.
- Шингаров Г. X. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971.
- Шлюхтер В. Цит. по: Давыдов Ю. Н. Картина мира и социально-историческое развитие // Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. С. 207−289.
- Шмелев А. Д. Лексический состав русского языка какотражение «русской души» // В кн.: Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.
- Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1999.
- Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
- Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 41−50.
- Щербак Ф. Н. Мораль как духовно-практическое отношение: методологический аспект. Л., 1986.
- Щур Г. С. Теория поля в лингвистике. М., 1974.
- Эйнштейн А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности // Собрание научных трудов. М., 1967. Т. 2, 4.
- Эмирова А. М. Фразеология сферы интеллектуальной деятельности // Вопросы русской и славянской фразеологии. Вып. 13. Самарканд, 197 9. С. 17−2 6.
- Эмирова А. М. Русская фразеология в коммуникативном аспекте. Ташкент, 1988.
- Этика: Учеб. пособие / Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я. С. Яскевич. Мн., 2002.34 9. Юсова Л. Н. Картина мира как субъективный образобъективной реальности // Сфера языка и прагматика речевого общения: Сб. науч. тр. Краснодар, 2003. С. 314−323.
- Язык и когнитивная деятельность: сб. ст. / Редкол.: Р. М. Фрумкина (отв. ред.) и др. М., 1989.
- Язык и наука конца XX века. М., 1995.
- Ян Хин-шун. Древнекитайский философ JIao-цзы и его учение. М- Л., 1950.
- Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. М., 1957.
- Яранцев Р. И. Словарь-справочник по русской фразеологии. М., 1985.
- Яранцев Р. И. Русская фразеология: Словарь-справочник. М., 1997.
- Geeraets 1993 Цит. по: Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.
- Келлер К. A. Theory of Linguistic Sign. Oxford, 1998.
- Lakoff 1987 Цит. по: Кубрякова E. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.
- Redfield R. The Little Community // Viewpoints for the Study of a Human Whole. Chicago, 1955.
- Redfield R. The Folk Society // American Journal of Sociology. 1947. № 52.
- Taylor 198 9 Цит. по: Кубрякова E. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.