Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Динамика текста эпического духовного стиха: На материале сюжетов «Алексей человек Божий», «Два Лазаря», «Егорий Храбрый»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доминирующая роль в организации хроноса духовного стиха отводится глагольным формам. Время повествования обращено в прошлое, что характерно для эпоса вообще. Настоящее проявляется только в эмоционально напряженные моменты повествования. Как показывает анализ вариантов, данная организация времени в духовном стихе является доминирующей, что позволяет сделать вывод об идентичной организации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Вводная глава
  • Теоретические проблемы исследования лингвопоэтики фольклорного текста
  • 1. Текст как объект лингвопоэтического исследования
  • 2. Духовный стих как объект филологического изучения
  • 3. Лингвистическое изучение духовного стиха
  • 4. Основные сведения об источниках исследования
  • Глава II. ервая: Субъектно-речевая структура эпического духовного стиха как способ реализации его жанровой динамики
    • 1. Теоретические вопросы изучения субъектно-речевой структуры литературных и фольклорных текстов
    • 2. Субъектно-речевая структура основного варианта духовного стиха «Алексей человек Божий» и ее связь с сюжетосложением и развертыванием образов
    • 3. Связь субъектно-речевой структуры духовного стиха «Алексей человек Божий» с сюжетосложением в других вариантах. Проблема развертывания образов
    • 4. Субъектно-речевая структура основного варианта духовного стиха «Два Лазаря» и ее связь с сюжетосложением и развертыванием образов
    • 5. Связь субъектно-речевой структуры духовного стиха «Два Лазаря» с сюжетосложением в других вариантах. Проблема развертывания образов
    • 6. Субъектно-речевая структура основного варианта духовного стиха «Егорий Храбрый» и ее связь с сюжетосложением и развертыванием образов
    • 7. Связь субъектно-речевой структуры духовного стиха «Егорий Храбрый» с сюжетосложением в других вариантах. Проблема развертывания образов
    • 8. Фигура конкретного сказителя в фольклорном произведении и проблема вибрации субъектно-речевых планов в эпическом духовном стихе «Алексей человек Божий»
    • 9. Фигура конкретного сказителя в фольклорном произведении и проблема вибрации субъектно-речевых планов в духовном стихе «Два Лазаря»
    • 10. Фигура конкретного сказителя в фольклорном произведении и проблема вибрации субъектно-речевых планов в духовном стихе «Егорий Храбрый»
    • 11. Вибрация языковых средств маркирующего типа речи повествователя и речи героев в духовных стихах «Алексей человек Божий», «Два Лазаря», «Егорий Храбрый»
  • Выводы
  • Глава вторая. Языковая экспликация художественного хронотопа как способ реализации жанровой динамики духовного стиха
    • 1. Время и пространство в литературном произведении и в фольклоре
    • 2. Категория времени и пространства в эпическом духовном стихе
    • 3. Временная организация духовного стиха «Алексей человек Божий»
    • 4. Временная организация духовного стиха «Два Лазаря»
    • 5. Временная организация духовного стиха «Егорий
  • Храбрый»
    • 6. Пространственная организация духовного стиха «Алексей человек Божий»
    • 7. Пространственная организация духовного стиха
  • Два Лазаря"
    • 8. Пространственная организация духовного стиха
  • Егорий Храбрый"
  • Выводы
  • Глава третья. Языковая экспликация концептуальных оппозиций как способ реализации жанровой динамики духовного стиха
    • 1. Слово в фольклоре. Оппозиты и их своеобразие в фольклорном тексте
    • 2. Семантические оппозиции и их роль в эпическом духовном стихе «Алексей человек Божий»
    • 3. Семантические оппозиции и их роль в эпическом духовном стихе «Два Лазаря»
    • 4. Семантические оппозиции и их роль в эпическом духовном стихе «Егорий Храбрый»
  • Выводы

Динамика текста эпического духовного стиха: На материале сюжетов «Алексей человек Божий», «Два Лазаря», «Егорий Храбрый» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Духовные стихи в силу причин идеологического характера долгое время находились на периферии исследовательского и читательского внимания. Возвращение этого полузабытого жанра началось с 70-х годов XX века, когда определился интерес к нему фольклористов и этнологов (работы А. Н. Робинсона, А. Белоусова, Ю. А Новикова, В. М. Хачатуряна, В. Н. Топорова, С. Е. Никитиной и др.). Что касается лингвистических исследований, то за исключением лексики (здесь следует особо выделить достижения ее тезаурусного описания С.Е. Никитиной), языковая организация духовных стихов, в отличие от былин, исторических и лирических песен, пословиц, сказок, загадок и других народнопоэтических жанров, фактически не подвергалась специальному анализу с позиций семантики и прагматики этого жанра.

С другой стороны, актуальной проблемой лингвистики и стилистики текста, без сомнения, продолжает оставаться разработка методологических основ и методических принципов его анализа как уникального феномена словесной культуры, притом в органическом единстве содержательных и формально-языковых составляющих его системы.

Целесообразность и актуальность избранной темы исследования обосновывается и еще одним обстоятельством. Поскольку подлинно художественный текст — многомерная и многоаспектная эстетическая структура, для эффективного лингвистического анализа текста правомерен поиск тех параметров этой структуры, в которых наиболее ярко проявляется целостное единство текста, которые и демонстрируют, и конструируют замкнутость единого поэтического целого. С этих позиций лингвофольклористическое исследование структурирования эпического духовного стиха как малоизученного фольклорного текста представляет достаточно актуальную задачу.

Цель предлагаемого исследования: выделить и дать аналитическое описание главных функционально-структурных составляющих текста, которые конструируют повествовательную динамику жанра духовных стихов.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

1) выявить основные способы реализации жанровой динамики, то есть определить и обосновать наиболее целесообразные параметры лингвопоэтического анализа избранных текстов;

2) в сопоставлении основного текста духовного стиха с другими вариантами каждого из рассматриваемых сюжетов установить своеобразие субъектно-речевой структуры, определив ее текстообразующую функцию в зависимости от типа повествователя;

3) исследовать языковую экспликацию художественного хронотопа этих текстов, определив в каждом сюжете его инвариантную специфику и зависимость от типа повествователя;

4) выявить и описать в рассматриваемых сюжетах систему языковых оппозиций, входящих в концептосферу жанровой картины мира в качестве ее аксиологического компонентаисследовать их семантику и текстообразующие функции в ходе изучения вариативности фольклорного текста.

Объектом исследования являются основные способы реализации жанровой динамики, проявляющиеся на разных языковых уровнях, на материале трех общерусских сюжетов («Алексей человек Божий», «Два Лазаря», «Егорий Храбрый»).

Предмет исследования — 37 текстовых вариантов названных сюжетов. Фактологический материал представлен в таблицах (всего их 21), отражающих различные ракурсы лингвопоэтического анализа.

Исследовательской базой послужили тексты духовных стихов, извлеченные из сборников Ф. М. Селиванова, П. В. Киреевского, Ф. М. Истомина и Г. О. Дютша, Ф. М. Истомина и С. М. Ляпунова, Е. А. Ляцкого,.

А.В. Маркова, Н. Г. Черняевой, текст, записанный П. Тихоновым, а также записи стихов, хранящиеся в Архиве Карельского филиала РАН.

Теоретической основой для данной работы послужили труды видных фольклористов и лингвофольклористов Ю. М. Соколова, В. Я. Проппа, С. Е. Никитиной, З. К. Тарланова, Е. Б. Артеменко и др., классические работы по отечественному и зарубежному языкознанию Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, Б. А. Ларина, Г. О. Винокура, Ш. Балли и др., филологические труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Л. Ю. Максимова, Л. А. Новикова и др.

В целом, при выборе направлений и методики анализа духовного стиха для нас важно было следовать традициям имманентной филологической интерпретации художественного текста, в разное время обновленной и обогащенной историко-культурным, функциональным, структуральным и антропоцентрическим подходами.

Что касается основных приемов исследования фольклорного текста, то в связи с его вариативной природой таковыми являются сопоставление и сравнение.

Для анализа нами избраны три параметра, представляющие главные способы выражения жанровой динамики духовного стиха. Этот отбор аргументируется следующим образом:

1. Поскольку после выхода работ В. В. Виноградова и М. М. Бахтина первым и основным организующим началом повествования признается категория автора, к которой сходятся все композиционные и сюжетные нити, именно субъектно-речевая структура целого должна стать объектом пристального внимания при изучении текста. При этом в случае фольклорного текста устное варьирование его субъектно-предикативной структуры должно помочь выявить наиболее существенные черты повествовательной динамики инварианта, то есть языковые средства и приемы, соотнесенные с композицией и конструирующие текст.

2. Темпоральное искусство слова и вокального исполнения по своей природе разворачивается в реальном пространстве и времени, которое, а priori противостоит художественному времени и пространству как важнейшим текстовым категориям, безусловно признаваемым современной поэтикой и лингвистикой текста. Пространственно-временное единство текста, будучи проявлением его смыслового единства, диктует правила порождения текста. 3. Концептуальная смыслопорождающая оппозиция любого текста, принимающая разнообразные формы контраста, является одним из наиболее распространенных и выразительных композиционных принципов в поэтической структуре текста, который традиционно, хотя иногда и в других терминах, признается исследователями со времен античности. Будучи по-разному эксплицирован на разных языковых уровнях, этот принцип выполняет важнейшие содержательно-эстетические функции и определяет построение словесной ткани текста.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней разрабатывается теоретически и реализуется практическая модель исследования динамики текста, причем на малоизученном материале жанра духовного стиха с введением в научный оборот архивных записей.

Теоретическая значимость исследования определяется как дальнейшей разработкой методики лингвопоэтического анализа текста, причем текста фольклорного, природа которого характеризуется вариативностью, так и конкретным обоснованием жанровой самостоятельности эпических духовных стихов.

Практическая ценность работы заключается в возможности применения результатов исследования в высшей школе при чтении общего курса по лингвистическому анализу художественного текста, а также спецкурсов по лингвопоэтике, лингвофольклористике, текстологии, стилистике художественной речи. Материал и некоторые выводы могут быть использованы также в курсах фольклора и древнерусской литературы.

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка Карельского государственного педагогического университета и представлены в материалах научных совещаний разного уровня: Всероссийская научная конференция «Пушкин и христианская культура» (Пушкин, 1998), Международная конференция «Язык и поэтика фольклора» (Петрозаводск, 1999), Всероссийская научная конференция «Русская историческая филология: Проблемы и перспективы. Памяти проф. Н. А. Мещерского» (Петрозаводск, 2000), Республиканская научная конференция «Православие в Карелии» (Петрозаводск, 2000), Всероссийская научно-методическая конференция «Историко-культурное освещение слова и языковая экология» (Липецк, 2002). Общий объем публикаций — 2,7 п.л.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1) Для изучения динамики эпического текста важен анализ трех основных параметров: субъектно-речевой структуры, пространственно-временной организации, а также концептуальных оппозиций, которые выступают языковыми способами реализации жанровой динамики и определяют художественное решение идейно-эстетических задач жанра.

2) Выбор общерусских сюжетов о праведниках правомочен и целесообразен как наиболее показательных с позиции художественных задач жанра: решая проблему святости, проблему проявления в земном человеке вездесущего духовного начала, духовный стих призван актуализировать в конкретных образах земную и небесную составляющие христианского космоса.

3) Субъектно-речевая структура — важнейший языковой параметр, позволяющий выявить особенности личности повествователя, который выступает композиционным и сюжетным центром повествованиясопоставительный анализ вариантов в организации субъектно-речевой структуры фольклорного текста позволяет установить наиболее существенные черты повествовательной динамики инварианта.

4) Жанровое построение духовного стиха основывается на универсальных оппозициях христианской парадигмы культуры: мирское локальное пространство — космическое сакральноеисторическое дискретное время — панхроническое вечноециклично повторяющееся во времени действие — линеарное законченное и необратимое, — то есть фундаментальной для духовного стиха выступает «семантическая матрица» двоичной системы бытия всего сущего.

5) Центральная оппозиция духовного стиха грех — праведность выполняет важнейшие содержательно-эстетические функции и раскрывается в ряде субоппозиций, иерархическая система которых строится по трем типам признаков: функционально-стилистическая принадлежность оппозитов, характер их аксиологического значения и мотивация оценки.

Структура диссертации соответствует логике решения ее задач: диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка источников, библиографии и приложения.

ВЫВОДЫ.

Семантические оппозиции — обобщение и некоторая категоризация единиц фольклорного текста. Семантическая оппозиция может быть охарактеризована как универсальная семиотическая категория, которая является специфической для жанра.

Этическое пространство духовного стиха отличается от пространства традиционного фольклора: в центре него — душа человека, поэтому и традиционная фольклорная оппозиция свое — чужое в духовном стихе выступает как этическая антитеза грех — праведность, реализующаяся в текстах в ряде субоппозиций земля — небо, ад — рай, запад — восток, палаты — келья и других.

1 Хроленко А. Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. — Воронеж, 1981. —С. 121.

Описание в духовном стихе земной жизни (телесной) и сакрального инобытия (жизни души) ведет к возникновению противопоставления значимое — не значимое, где скоротечность жизни земной антонимична вечной жизни души человека после его смерти.

Для системы семантических оппозиций в духовном стихе характерна иерархичность, определяющаяся несколькими признаками:

1) языковой статус (общеязыковые (богатый — бедный, рай — ад, пречистый рай — кромешный ад, святой — злодей, палаты — келья) и текстовые оппозиты);

2) характер их аксиологической оценки (частнооценочные оппозиты: ризы светлые/черные, одежда цветная/волосяная, ангелы милостивые/ немилостивые, смерть скорая/нескорая, моление праведное/неправедное, вера крещеная/вера неверная) и общеоценочные: палаты — келья, рай — ад, богатый — убогий, Егорийсвет — царище басурманище, святой — злодей и пр.);

3) мотивация оценки:

• социальная (богатый — бедный (убогий, скудный, голой), царьпатриарх);

• эмоционально-экспрессивная (свет-Егорий — царище-Демьяпище, христотерпец — собака-царь, князья, бояря — пси, кобели);

• конфессиональная (Богородица, Троица — идолывера крещеная, соборная — вера невернаясвет — басурманище);

• сугубо нравственная (святой — злодей).

В рамках оппозиций актуализируется не только собственно лексическая семантика, но и коннотативная семантика фольклорного слова, что достигается, в частности, параллельным расположением оппозитов.

Антитеза духовного стиха выражается не только лексической антонимией, но грамматическими и словообразовательными средствами, усиливающими противопоставление, выраженное содержательно. В организации контраста произведения участвуют как конкретный певец, так и жанровый повествователь.

Оппозиты в духовном стихе имеют различное функционально-стилистическое происхождение: это высокий книжно-славянский слой лексики (Троица, Богородица, рай, ад, ангел, христотерпец, риза, власяной, милостивый, соборный) и народно-разговорный, иногда сниженный (свет, голой, убогий, собака (бранное), кобель (бранное), басурманище и др.).

Семантические оппозиты выполняют не только оценочную, воспитательную и просветительскую функции, но и текстообразующую. Один из членов оценочной оппозиции, будучи очень существенным элементом в этической картине мира, воссоздаваемой певцом, и употребляясь в тексте первым, как бы «программирует» появление в нем своего антипода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, описание отдельных сторон языкового оформления духовного стиха не дает полного представления о произведении данного жанра как о поэтическом целом. Только анализ важнейших структурообразующих параметров позволяет раскрыть многомерность и многоаспектность текста духовного стиха как жанрово обусловленного эпического целого, представляющего собой автономную систему.

Суммируя итоги нашей работы, следует сказать, что в целом в ней предлагается свое видение проблем коммуникативной теории текста и дается их практическая разработка на материале фольклорного жанра эпического духовного стиха.

Осмысление методологии и подходов к изучению художественного текста позволило выявить три основных параметра, комплексный анализ которых ведет к определению специфики динамики текста эпического духовного стиха, — это субъектно-речевая структура, пространственно-временная организация, семантические оппозиции.

При этом во внимание принимались следующие моменты:

1. Необходимость изучения субъектно-речевой структуры любого художественного текста определяется ее тесной связью с центральной поэтической категорией автора как организатора композиции и сюжета произведения. В силу вариативной природы фольклорного текста основополагающим должно стать исследование субъектно-:речевой структуры вариантов с целью выявления существенных черт динамики повествования инварианта.

2. Время и пространство — центральные категории как реального, так и художественного мира. Будучи неотъемлемыми атрибутами художественного произведения, они противопоставлены реальному времени и пространству и характеризуются определенной условностью. Важность исследования данных категорий лингвопоэтики в фольклоре обусловлена тем, что единство хронотопа определяет внутренний строй и композиционно-образную систему как отдельного текста, так и целого жанра.

3. Принцип контраста — один из наиболее ярких композиционных принципов любой поэтической структуры — в устнопоэтическом произведении особенно актуален и, по-разному эксплицируясь в уровневой организации текста, выполняет важнейшие строевые и эстетические функции в духовном стихе.

Как это показано в исследовании, фольклорный текст каждого из рассмотренных духовных стихов представляет собой автономную микросистему инварианта, которая по-разному реализуется в конкретных исполнениях, зависящих от авторских интенций и языковой личности сказителя.

Изучение важнейшего жанроопределяющего параметра, каким является субъектно-речевая структура, позволяет проанализировать существенные черты языковой динамики повествования, выявив особенности фигуры повествователя, соединяющей свойства композиции и речевой ткани текста.

Анализ субъектно-речевой структуры духовного стиха показал, что ее особенностью можно считать расширение субъектов сознания произведений жанра за счет сакральных сущностей (Бог, Святой Дух, Глас, Богородица, ангелы, демоны, Пустыня). Это является отличительной жанровой чертой в поэтике духовного стиха и свидетельствует о принципиальном наличии в нем двусторонней гиперкоммуникации и космогонически расширенной поэтической модели мира. Сакральные сущности являются активными субъектами духовного стиха: с ними связано большое количество предикатов движения и говорения, императивных форм. Кроме этого, они являются практическими единственными персонажами, способными прочерчивать перспективу повествования, отображая план будущего, что вообще не является характерным для эпического произведения.

Субъектно-речевой структуре отводится важная роль в развертывании системы образов персонажей, их расположении на аксиологической шкале народной веры, высшие «земные» ступени которой занимают подвижники-аскеты.

Эпический духовный стих характеризуется значительной драматизацией повествования, поддерживаемой субъектно-речевой организацией. Драматизация обуславливается эстетическими задачами фольклорного жанра, где в центре изображения находится борьба мирского и духовного, грешного и праведного. Конфликт двух начал пронизывает все повествование и раскрывается как на уровне языковых средств, так и на уровне композиции.

Важным в драматизации повествования является разработка речевых планов героев, включая которые, исполнитель приближает описываемое к слушателю, вовлекая его в хронотоп повествования. Прямая речь может выполнять ряд функций, зачастую совмещая их: 1) характеризующую- 2) изобразительную- 3) выделительную- 4) информативную- 5) прогностическую.

Анализ субъектно-речевой структуры эпического духовного стиха приводит к заключению о существовании в рамках произведения двух типов повествователей, впервые выявленных Е. Б. Артеменко в былинном жанре: повествователя-1 — конкретного певца, которому подчинен повествователь-2 — жанровый повествователь. Повествователь-1 определяет субъектно-речевую организацию текста. По-своему развертывая динамику повествования, он расставляет определенные акценты сообразно своему видению описываемого.

Сопоставление вариантов духовного стиха — главной формы бытования фольклорного произведения — позволяет выявить несколько типов повествователя-1 (или сказителей): а) личность приземленная, нацеленная на передачу главных событий стихаб) личность певца патетичная, осознающая свою миссию духовного просветительства и воспитанияв) творческая личность, отличающаяся большим воображением, нацеленная на психологизацию персонажейг) певец, соотносящий себя с былинным сказителем, употребляющий эпические формулы. В духовных стихах изученных сюжетов преобладают первые три типа повествователя-1.

Сопоставительный анализ вариантов духовных стихов позволяет сделать общий вывод о жанровом инварианте духовного стиха, который являет собой достаточно глубокую разработку субъектно-речевой структуры. Анализ используемых языковых средств жанрового инварианта свидетельствует о создании повествователем-2 общей атмосферы приподнятости, торжественности, общей этической жанровой модальности, очерчивающей духовную направленность произведений.

В качестве жанрового инварианта (лингвопоэтической нормы духовного стиха), выступают наиболее типичные языковые средства. Среди них стилистически окрашенные глаголы (возглаголет, прогласить гласом, возговорит, речет, возвещает, творит, доступает, совлекает, взирает и прочие), местоимения 2-го лица в гиперкоммуникации с сакральными силами (как и глагольные формы 2-го лица, они указывают на единый хронотоп и отсутствие дистанции между субъектами речи, что важно при общении потустороннего и земного коммуникантов, а также персонажей, пребывающих в сакральном мире). Вокатив, выражая отношение героев друг к другу или повествователя к герою, характеризует адресата и адресанта, выполняет выразительную художественную функцию, в том числе отображая духовный рост персонажа. При обращении к не-лицам передается стремление познать адресатаответная реакция неодушевленных реалий является своего рода определителем праведности — неправедности героев. Вопрос (как правило, частно-диктальный и безответный) выполняет важную композиционную функцию, он является одним из способов акцентуализации внимания слушателя на внутреннем состоянии персонажа, на причинах, обуславливающих последующее действие. При нехарактерном для эпического повествования будущем времени важно подчеркнуть в духовном стихе прогностическую функцию императива, создающего перспективу развития действия и продвигающего сюжет вперед.

Пространственно-временные отношения важны в любой эстетической системе. Они в значительной мере определяют внутренний строй и композиционно-образную систему произведения. Основу пространственно-временной организации духовных стихов составляют оппозиции вечное — временное, сакральное—мирское, душа —тело, небесное — земное.

Художественное время являет собой последовательность или соотносительность событий, намеренно «сжимаемых» или «растягиваемых» для создания определенного временного восприятия, соответствующего замыслу повествователя. Местоположение последнего, удаление его от изображаемого и персонажей или, наоборот, приближение к ним организует художественное пространство духовного стиха.

В целом в основу хронотопа духовных стихов положено понимание времени и пространства, свойственное средневековому человеку, для которого вера в Бога — постулат, потребность всего его видения мира и нравственного сознания. Темпоральная организация жанра достигается не только грамматическими (глагольные формы) и лексико-фразеологическими средствами, но и отображена в организации синтаксической структуры текста (диалогические конструкции). Так, в духовном стихе «Алексей человек Божий» ведущая роль в организации хроноса отводится глагольным формам прошедшего и настоящего времени. Важную функцию выполняют лексемы, обозначающие как общечеловеческие (час, неделя, год), так и церковные (обедня, заутреня) параметры времени. Значительна роль диалога, способствующего уменьшению различий между субъективным и объективным временем.

В духовном стихе «Два Лазаря» четко проявляется противопоставление земного времени сакральному. Протекание земного времени не отличается однородностью: оно убыстряется при описании житейского бытия двух Лазарей (используются глаголы в форме прошедшего времени) или останавливается в момент описания поведения братьев при жизни (обращение героев друг к другу, к Богу). Сакральное время течет медленнее земного, что передается диалогом братьев после смерти. Единственным лексическим средством организации хроноса духовного стиха являются наречия времени (таперча, теперь, нунце, нунь-ка).

В духовном стихе «Егорий Храбрый» ведущая роль в организации времени отводится глагольным формам прошедшего (в большей степени) и настоящего времени, которое проявляется в эмоционально нагруженные моменты (неуязвимость Егория во время мучений как подчеркивание незыблемости веры героя).

Доминирующая роль в организации хроноса духовного стиха отводится глагольным формам. Время повествования обращено в прошлое, что характерно для эпоса вообще. Настоящее проявляется только в эмоционально напряженные моменты повествования. Как показывает анализ вариантов, данная организация времени в духовном стихе является доминирующей, что позволяет сделать вывод об идентичной организации и инварианта. Соотношение прошлого и настоящего определяется фигурой повествователя-1. Здесь нами были замечены такие языковые интенции: 1) будучи личностью приземленного типа, стремящейся передать только ход основных событий, повествователь предпочитает прошедшее завершенное- 2) являясь личностью творческой, нацеленной на психологизацию персонажей, или же патетически осознавая свою просветительскую миссию, повествователь уделяет значительное внимание описанию событий, происходящих в настоящем.

Анализ материала отображает потерю эпическим временем духовного стиха одной из своих основных черт — замкнутости, что обусловлено центральными этическим категориями жанра: христианские универсалии (праведность, святость, просветительство) не могут быть ограничены рамками земного времени.

Духовный стих сохраняет дискретность времени, что вообще свойственно эпическому повествованию. Певец останавливается только на важных вехах жизненного пути героев. Время линейно, однако не лишено и цикличности, которая подчинена задачам жанра: воспоминания о жизни праведника, усиленные рыданиями других персонажей, вовлекают слушателя в процесс сопереживания, нравственного очищения.

Время духовного стиха не перестает существовать после смерти героев: земное время перетекает во время сакральное, что является специфической чертой жанра. Течение двух времен различно по своему характеру: земное время намного быстротечнее времени сакрального, что передается как средствами языка, так и субъектно-речевой организацией текста.

Эпическому духовному стиху свойственна иерархическая организация пространства, проявляющаяся не только на его горизонтальной оси, но и на вертикальной (в этом мы видим существенное отличие духовных стихов от других фольклорных жанров). Небо и земля — два полюса пространства, каждый из которых имеет свою оценочную коннотацию: небо — позитивную, земля — негативную. Два полюса существуют в постоянном контакте, который осуществляется посредством присутствия на земле сакрального локуса — пустыни, в физическом смысле принадлежащей земной сфере, а в духовном — сфере небесной. Земное пространство характеризуется наличием значимых мест, выделяемых во множестве неоднородных локусов. Это места, где священное, праведное противостоит низменному, греховному {келья, церковь, пустыня).

Неоднородность земного пространства отражена в противопоставлении локусов праведников и грешников, святых и мирян, что может быть подчеркнуто наличием своеобразных границ {крыльцо, ворота, окно), разделяющих две пространственных сферы. Подобная динамическая структура проявляется в вариантах достаточно четко, что позволило определить ее инвариантную сущность.

Сакральное пространство небесной сферы тоже поляризовано: выделяются полюсы рая и ада, каждый из которых имеет свою четкую аксиологическую характеристику.

Главным средством построения локусов являются лексемы с пространственным значением {палаты — келья, запад — восток, Римское царство — Индейское царство, борона — пелена и другие), а также дейктические наречные формы антонимического характера {тот свет — этот свет).

В целом хронотоп духовного стиха основывается на универсальных оппозициях христианской парадигмы культуры: историческое дискретное время — панхроническое вечное, циклично повторяющееся во времени действие — линеарно законченное и по сути своей необратимое. Фундаментальной для духовного стиха выступает как бы двоичная система бытия всего сущего: сквозь видимую цепь дискретных событий в локальном/космическом пространстве и цикличном повторяющемся времени вырисовывается несгибаемая фигура провидца-подвижника, которая эстетизируется в ином, духовном измерении как личность богоподобная по своему христианскому масштабу.

Оппозиции — главный элемент фольклорной картины мира, которая характеризуется ценностной окрашенностью каждого фрагмента и складывается из элементов трех уровней: досимвольного, слоя символов и семиотических оппозиций.

Важнейший компонент поэтической структуры духовного стиханравственная составляющая — отличается от традиционного фольклора, в котором существует иное понятие об этической норме. То, что в традиционном фольклоре имеет положительную оценку, в духовном стихе приобретает знак минус. Здесь ценится не богатство, а бедность, не внешняя красота, а внутренняя. Главным объектом оценки становится человеческая душа с ее помыслами и желаниями, поэтому определяющим противопоставлением в духовном стихе является не свое — чужое, что свойственно для фольклора вообще, а грех — праведность, с позиции которых оценивается все поступки, деяния, помыслы героев.

В духовном стихе выражено противопоставление значимого (важного) — не значимого (не важного), обусловленное скоротечностью земного бытия, его тленностью перед вечностью потустороннего пребывания. Только вечное является по-настоящему значимым для православного человека и потому ценным. Вечность не предстает чем-то однородным: есть вечная радость (рай) и вечная мука (ад), которые обуславливаются выбором жизненного пути человека. И если в земной жизни человек имеет возможность выбора, то его местоположение в потустороннем мире является заданным раз и навсегда. И даже позднее раскаяние не спасает грешника от постоянных мучений.

Центральная оппозиция реализуется в системе субоппозиций: райад, небо — земля, восток — запад, келья — палат, убогий — богатый и так далее — и характеризуется в духовных стихах своеобразием.

Во-первых, это наличие иерархической системы семантических оппозиций, которая строится по нескольким типам признаков. С точки зрения функционирования выделяются общеязыковые (их меньшинство) и преобладающие жанрово обусловленные оппозиты, в большой степени зависящие от сюжета духовного стиха. Если говорить о степени аксиологичности, то выделяются общеоценочные и частнооценочные лексико-семантические оппозиции. Наконец, с точки зрения мотивации оценки выделяются социальные, сугубо этические, эмоционально-экспрессивные и конфессиональные.

Во-вторых, это актуализация в тексте не только собственной лексической семантики, но и коннотативной семантики фольклорного слова. Экспрессия, эмоциональная напряженность высказывания создается за счет корреляции оппозитов: «.Мои-ти ведь братья — князья, бояра, Твои-ти ведь братья — борзые кобели!». При этом одним из обычных стилистических приемов выступает синтаксический параллелизм, поддерживаемый ритмикомелодической организацией строки, и в рамках этого параллелизма контекстуальное расположение оппозитов превращает антитезу из явления логического в явление языковое. Параллелизм способствует лучшему восприятию текста.

Главным способом выражения антитезы являются лексические антонимы, хотя привлекаются также средства грамматические («. Да и не видать бы Егорию света белого, Да не узритъ бы Егорию солнца красного"<.> Да што увидел Егорий свету белого, Да што узрил Егорий солнце красное) и словообразовательные (ангелы милостивые, смирные — немилостивые, несмирные, смерть скорая — скорая и так далее).

В целом фольклорный «гипертекст» каждого из рассмотренных духовных стихов представляет собой автономную микросистему инварианта, которая по-разному реализуется в конкретных исполнениях, зависящих от авторских интенций и языковой личности сказителя.

Таким образом, предпринятое нами исследование позволяет заключить:

Методика выявления языковых констант фольклорного сюжетного инварианта должна основываться на исследовании индивидуальных языковых черт отдельных вариантов и последующем установлении общих языковых тенденций. Только на их основе можно вести речь о жанровом инварианте.

Жанровыми инвариантами духовного стиха являются разветвленная субъектно-речевая структура, отображающая расширение субъектов сознания за счет сакральных сущностей, следствием чего является гиперкоммуникация с сакральными силами. Основу хронотопа определяет противопоставление земного (греховного, конечного) и сакрального (праведного, бесконечного) существования — вершины человеческого бытия. Главный объект духовного стиха — человеческая душа — определяет центральную оппозицию (грех — праведность) жанровых инвариантов.

Именно эти параметры определяют поэтическую модель мира духовного стиха и его жанровую специфику.

Разнохарактерность текстов духовных стихов вызывала и вызывает сомнение в самостоятельности жанра. Неразличение эпических духовных стихов и былин наблюдалось уже в период собирательства (сб. А. Ф. Гильфердинга, П. Н. Рыбникова, А. В. Маркова и других) и было обусловлено, вероятно, как общей средой бытования, так и неразвитой исследовательской традицией. Сомнение в жанровой самостоятельности духовных стихов высказывал и Д. М. Балашов, указывавший на недостаточность тематического принципа для классификации текстов. По нашим материалам, несмотря на близость былин и эпических духовных стихов, о самостоятельности последних позволяет говорить, во-первых, их принципиально иной (религиозно-метафизический) характер, который, как это мы показали в исследовательских главах, проявился в трех изученных параметрах, обуславливающих построение текста, и, во-вторых, их функциональное единство: духовные стихи являются посредником между книжной христианской и устной народной культурой.

Дальнейшие перспективы исследований динамики повествования текста представляются не только в отношении лирического (покаянного) духовного стиха в сопоставлении с эпическим и близкими жанрами былины — с одной стороны, и лирической песни — с другой, но и в отношении более далеких фольклорных жанров эпического характера: исторических песен, баллад, сказок и других.

Поскольку художественный текст — единственная филологическая реальность, только кропотливый, многоаспектный и многоуровневый имманентный анализ его как уникального объекта исследования позволит филологической науке выйти на новые рубежи познания, философско-эстетического осмысления и интерпретации литературы вообще и народной поэзии в частности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Селиванов, № 34 Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ф. М. Селиванова. — М., 1991.
  2. Селиванов, № 35 Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ф. М. Селиванова. — М., 1991.
  3. . Т. 1. № 294 Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х тт. — Т. 1. — JI., 1983.
  4. . Т. 2. № 10 Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х тт. — Т. 2. — Л., 1986.
  5. Ист., Дютш. № 3 Истомин Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. — СПб., 1894.
  6. Ляцкий, № 29 — Стихи духовные. Словеса золотые / Вступ. ст. Е. А. Ляцкого. Тексты избрал Е. А. Ляцкий при участии Н. С. Платоновой. -СПб., 1912.
  7. РЭПК, № 30 Русские эпические песни Карелии / Издание подготовила Н. Г. Черняева. — Петрозаводск, 1981.
  8. РЭПК, № 45 Русские эпические песни Карелии / Издание подготовила Н. Г. Черняева. — Петрозаводск, 1981.
  9. Тихонов, 1894 Тихонов П. Стих об Алексее божьем человеке. — Брянск, 1894.
  10. АКФ, № 47 АКФ, № 47: кол. № 145, ед. хр. № 47. 11 .АКФ, № 50 — АКФ, № 50: кол. № 36−1, ед. хр. № 50.
  11. АКФ, № 125 АКФ, № 125: кол. № 28, ед. хр. № 125.
  12. АКФ, № 162 АКФ, № 162: кол. № 36, ед. хр. № 162.
  13. Селиванов, № 59 Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ф. М. Селиванова. — М., 1991.
  14. . Т. 1. № 285 Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х тт. — Т. 1. — Л., 1983.
  15. . Т. 1. № 369 Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х тт. — Т. 1. — JI., 1983.
  16. . Т. 2. № 14 Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х тт. — Т. 2. — JL, 1986.
  17. Ист., Дютш. № 6 Истомин Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. — СПб., 1894.
  18. Ист., Дютш. № 7 Истомин Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. — СПб., 1894.
  19. Ист., Ляпунов, № 6 Истомин Ф. М., Ляпунов С. М. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893.-СПб., 1899.
  20. Ист., Ляпунов, № 7 Истомин Ф. М., Ляпунов С. М. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893.-СПб., 1899.
  21. РЭПК, № 29 Русские эпические песни Карелии / Издание подготовила Н. Г. Черняева. — Петрозаводск, 1981.
  22. РЭПК, № 39 Русские эпические песни Карелии / Издание подготовила Н. Г. Черняева. — Петрозаводск, 1981.
  23. РЭПК, № 52 Русские эпические песни Карелии / Издание подготовила Н. Г. Черняева. — Петрозаводск, 1981.
  24. АКФ, № 10а-АКФ, № Юа: кол. № 22, ед. хр. № 10а.
  25. АКФ, № 24 АКФ, № 24: кол. № 79, ед. хр. № 24.
  26. АКФ, № 100 АКФ, № Ю0: кол. № 8, ед. хр. № 100.
  27. АКФ, № 326 АКФ, № 326: кол. № 79, ед. хр. № 326.
  28. АКФ, № 936 АКФ, № 936: кол. № 79, ед. хр. № 936.
  29. Селиванов, № 28 Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ф. М. Селиванова.- М., 1991.
  30. Селиванов, № 29 Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текста икоммент. Ф. М. Селиванова.-М., 1991.
  31. . Т. 1. № 297 Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х тт. — Т. 1. — JL, 1983.
  32. . Т. 2. № 7 — Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х тт. Т. 2. — Л., 1986.
  33. Ист., Дютш. № 4 Истомин Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886. — СПб., 1894.
  34. Марков Беломорские былины. Записал А. Марков. — М., 1901.
  35. РЭПК, № 44 Русские эпические песни Карелии / Издание подготовила Н. Г. Черняева. — Петрозаводск, 1981 (№ 44).
  36. , М.К. История русской фольклористики Текст.: в 2 т. / М.К. Азадовский- [вступ ст. В. Жирмунского, с. 3−18] Т. 1. — М.: Учпедгиз, 1958.-479 с.
  37. , В.П. Русский фольклор Текст.: учеб. пособие для филол. спец. вузов / В. П. Аникин. М.: Высш. шк., 1987. — 286 с.
  38. , Е. Из прошлого калик перехожих Текст. / Е. Аничков // Живая старина. 1913. — № 1−2. — С. 185−200.
  39. , С.Ю. Языковая картина мира в системе антонимических оппозиций русских былинных текстов Текст. / С.Ю. Аншакова- Автореф. дис.. к.ф.н. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. унта им. Г. Р. Державина, 2004. — 26 с.
  40. , Е.Б. Русская народная лирическая песня, ее мелодика, поэтический строй, синтаксические явления Текст. / Е. Б. Артеменко. Воронеж: Изд-во Воронежского пед. ин-та, 1974. — 87 с.
  41. , Е.Б. Вопросы синтаксического строя русской народной лирической песни Текст. / Е. Б. Артеменко. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 127 с.
  42. , Е.Б. Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте ее художественной организации Текст. / Е. Б. Артеменко. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 160 с.
  43. , Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования Текст. / Е. Б. Артеменко. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988.- 173 с.
  44. , А.А. К истолкованию названия «Голубиная книга» Текст. / А. А. Архипов // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора.-М.: Наука, 1988.-С. 174−177.
  45. А. Поэтические воззрения славян на природу Текст.: в 3 т. / А. Афанасьев. Т. 1−3.-М., 1865−1869.
  46. , Л.И. Русские народные говоры в советский период (К проблеме соотношения языка и диалекта) Текст. / Л. И. Баранникова. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1967. 206 с.
  47. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин- [примеч. С. С. Аверьянцева, С.Г. Бочарова]- М.: Искусство, 1979. -С. 22−48, 88−121.
  48. , М.М. Проблема текста Текст.: в 7 т. / М. М. Бахтин // Собрание сочинений / Ред. С. Г. Бочаров, J1.A. Гоготишвили. М.: Русские словари, 1997. — Т. 5. — С. 306−329.
  49. , В.А. Хронотоп русского духовного стиха Текст. / В. А. Бахтина // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. материалов научно-практической конференции. Вып. 1. — М., 1997. — С. 75−81.
  50. Беломорские былины. Записал А. Марков Текст. -М., 1901
  51. , А. Ф. Из наблюдений над русским духовным стихом. I. «Два брата Лазаря» Текст. / А. Ф. Белоусов // Quinquagenanio: Сб. ст. молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1972. — С. 50−66.
  52. , А.Ф. «Стих о Книге Голубиной» в записи И.Н. Заволоко. Материалы и публикации Текст. / А. Ф. Белоусов // Живая старина. 1994. — № 1. — С. 41 -42.
  53. , Б.И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия) Текст. / Б. И. Берман //
  54. Художественный язык средневековья / Отв. ред. В. А. Карпушин. М.: Наука, 1982.-239 с.
  55. , П. Калеки перехожие Текст. / П. Бессонов. М., 1863.-Вып. VI.-С. 3−29.
  56. , П.Г. О языке славянских народных песен в его отношении к диалектной речи Текст. / П. Г. Богатырев // Вопросы языкознания. 1962. — № 3. — С. 75−78.
  57. , П.Г. Вопросы теории народного искусства Текст. / П. Г. Богатырев. М.: Искусство, 1971. — 544 с.
  58. , Т.Г. Стилистика контраста: Очерки по языку русских пословиц Текст. / Т. Г. Бочина. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. — 196 с.
  59. , Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь Текст. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1893. — Т. 11. — С. 271.
  60. , Е.Ф. Место и значение духовных стихов в истории русской народной словесности Текст. / Е. Ф. Будде. Воронеж, 1883. — 28 с.
  61. , Е.Ф. Новый вариант народного стиха «Плач Адама» Текст. / Е. Ф. Будде // Русский филологический вестник. 1891. — № 2. — С. 288−307.
  62. , Ф. И. Русские духовные стихи Текст. / Ф. И. Буслаев // Русская речь. 1861. — № 26. — С. 382−413.
  63. , Ф.И. Русская поэзия XVII века Текст. / Ф. И. Буслаев // Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства Т. 1. — СПб., 1861. — 643 с.
  64. , Ф.И. Русские духовные стихи Текст. / Ф. И. Буслаев // Народная поэзия. -М, 1887. 387 с.
  65. , В. Сборник русских духовных стихов Текст. / В. Варенцов. М., 1860. — 248 с.
  66. , Н.М. Антитеза в волшебных сказках Текст. / Н. М. Ведерникова // Фольклор как искусство слова / Под ред. Н. И. Кравцова. Вып. 3. — М., 1975. С. 66−78.
  67. , Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М.: Русский язык, 1990. -246 с.
  68. , А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды Текст. / А. Н. Веселовский // Журнал Министерства народного просвещения. 1876. — Март. — С. 112−116- Апрель. — С. 341−369- 1877. -Февраль.-С. 186−252.
  69. , А.Н. Разыскания в области русских духовных стихов Текст. / А. Н. Веселовский. Вып. 1−6. — СПб., 1879−1891.
  70. , А.Н. Историческая поэтика Текст. / А.Н. Веселовский- [вступ. ст. и примеч. В.М. Жирмунского]. JI.: Гослитиздат, 1940.-648 с.
  71. , В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика Текст. / В. В. Виноградов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.-255 с.
  72. , В.В. О теории художественной речи Текст.: учеб. пособ. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. / В.В. Виноградов- [послесл. Лихачева Д.С.]- М.: Высшая школа, 1971. 240 с.
  73. , В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) Текст. / В.В. Виноградов- авт. предисл. Н. Н. Прокопович и В. А. Белошапкова. -М.: Высшая школа, 1972. 614 с.
  74. , В.В. Стиль Пушкина Текст. / В. В. Виноградов. -М.: Наука, 1990.-704 с.
  75. , В.В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя Текст. / В. В. Виноградов / Избранные труды. М.: Наука, 1990.-388 с.
  76. , Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц Текст. / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1980. — 27 с.
  77. Галкина-Федорук, Е. М. Обращение как семантико-стилистическое средство выразительности в стихах С. Есенина Текст. / Е.М. Галкина-Федорук // Проблемы современной филологии: Сб. ст. / Гл. ред. М. Б. Храпченко. М.: Наука, 1965. — С 63−67.
  78. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 139 с.
  79. , А.Ф. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года Текст.: в 3 т. / А. Ф. Гильфердинг. Т. 1. — М.- JL: Гослитиздат, 1949.- C.XXVII.
  80. , Е.П. «Как милостыню просить». (Запись духовного стиха из коллекции К.Д. Кавелина) Текст. / Е. П. Гладких // Живая старина. 1994. — № 4. — С. 44−45.
  81. , В.Е. Обращение: теоретические проблемы. Текст. / В. Е. Гольдин. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 127 с.
  82. , А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. — 350 с.
  83. , Д. Стихи и сказания про Алексея Божия человека Текст. / Д. Дашков // Беседы в Обществе любителей российской словесности. Вып. 2. — 1868. — С. 20−52.
  84. , А.В. Наддиалектные формы устной речи и их роль в истории языка Текст. / А. В. Десницкая. JI.: Наука, Ленинградское отделение, 1970. — 99 с.
  85. , Л.К. Обращение и вводный компонент. Лекции Текст. / Л. К. Дмитриева. Л.: Изд-во Герц. ун-тал 1976. — 87 с.
  86. , Г. Полный церковно-славянский словарь Текст. / Протоиерей Г. Дьяченко. М.: Отчий дом, 2001. — С. 582.
  87. , А.П. Очерки по русскому языку устной поэзии в записях XVII XX вв. Текст. / А. П. Евгеньева. — М.- Л.: Изд-во Акад. Наук, 1963.-348 с.
  88. , В.И. Поэтика рассказа (Языковые средства актуализации смысла): Учебное пособие к спецкурсу Текст. / В. И. Забияко. Новгород: Изд-во НГПИ, 1993. — 131 с.
  89. , Л.Н., Мейеров, В.Ф. Предложения с обращениями Текст. / Л. Н. Зубрилина, В. Ф. Мейеров. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1989.-117 с.
  90. Иванов, Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры Текст.: в 3 т. / Вяч. Вс. Иванов. — Т. 1. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С 381−605.
  91. , И.П. Однокомпонентные обращения в русской волшебной сказке Текст. / И. П. Иванова // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. науч. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПТУ, 1977.-С. 99−109.
  92. , И.П., Михайлова, М.Б. О структуре многокомпонентных обращений в языке русского фольклора Текст. / И. П. Иванова, М. Б. Михайлова // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1979. -С. 53−59.
  93. , Ф.М., Дютш, Г.О. Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. Текст. / Ф. М. Истомин, Г. О. Дютш.-СПб., 1894.
  94. , Ф.М., Ляпунов, С.М. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893. Текст. / Ф. М. Истомин, С. М. Ляпунов. СПб., 1899
  95. , Е.А. Параллелизм как составляющее формульности эпического текста Текст. / Е. А. Калашникова // Язык русского фольклора: Межвуз. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. — Петрозаводск: ПТУ, 1988. С. 71−83.
  96. , Е.А. Функционирование приема «психологического параллелизма» в былине Текст. / Е. А. Калашникова // Язык русского фольклора: Сб. научн. тр. / Отв. ред. З. К. Тарланов. — Петрозаводск: ПТУ, 1996. С. 38−47.
  97. , Ю.Н. Понятие идиоглоссы и словарь языка Достоевского Текст. / Ю. Н. Караулов // Слово Достоевского, 2000: Сб. ст. / Ред. Ю. Н. Караулов. М., 2001. — С. 424−444.
  98. , А.Д. Мелкие разыскания в области духовного стиха Текст. / А. Д. Карнеев // Журнал Министерства народного просвещения. -1892.-Июнь.-С. 209−226.
  99. , А.И. Источники некоторых духовных стихов Текст. / А. И. Кирпичников // Журнал Министерства народного просвещения. 1877. — Октябрь. — С. 133−150.
  100. , А.И. Святой Георгий и Егорий Храбрый Текст. / А. И. Кирпичников СПб., 1879.- 193 с.
  101. , А.И. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной Текст. / А. И. Кирпичников // Труды VIII археологического съезда в Москве. Т. II — М., 1895. — С. 213−229.
  102. , JI.A. Вопросы теории речевого воздействия Текст. / JI.A. Киселева. JI.: Ленинградский гос. пед. им. А. И. Герцена, 1978. — 78 с.
  103. , И.С. Своеобразие лексических категорий в языке фольклора Текст. / И. С. Климас. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2004.-147 с.
  104. Князева, Е. Н Типология когнитивной деятельности: синергетический подход Текст. / Е. И. Князева // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 221−245.
  105. , И.И. Поэтический синтаксис Текст. / И. И. Ковтунова / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1986. — 206 с.
  106. , В.В. Язык и стиль фольклорного плача и духовного стиха Текст. / В. В. Колесов // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПТУ, 1988. — С. 15−24.
  107. , Г. В. Прагматика языка Текст. / Г. В. Колшанский // Научные труды МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 151. — М., 1979. — С. 39.
  108. , А.А. Старина и народность за 1861 Текст. / А. А. Котляровский. -М., 1862.-238 с.
  109. , Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора Текст. / Н. А. Криничная. М.: Академический Проект- Гаудеамус, 2004. — С. 920−978.
  110. , А.В. Антитеза в балладах Текст. / А. В. Кулагин // Фольклор как искусство слова / Под ред. Н. И. Кравцова. Вып. 3. — М., 1975.-С. 79−96.
  111. , С.Г. Поэтика русского фольклора Текст.: учеб. пособие для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит-ра» / С. Г. Лазутин. -М.: Высш. шк., 1989.-207 с.
  112. , Н.Л. Движение времени и закономерности жанра Текст. / Н. Л. Лейдерман. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. -254с.
  113. , М.Д. Об антонимичности прилагательных большой, малый, маленький и сфере их употребления в современном русском языке Текст. / М. Д. Лесник // Учен. зап. ЛГУ, 1952. № 161. — Вып. 18. -. С. 119−126-
  114. , Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах Текст. Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. 2. Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1965. — С. 203−217.
  115. , Ю.М. Лекции по структуральной поэтике Текст. Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и его тартуско-московская семиотическая школа. -М.: Гнозис, 1994.-С. 17−265.
  116. , Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Текст. / Ю.М. Лотман- вступ. ст. М. Л. Гаспарова // Лотман. Ю.М. О поэтах и поэзии СПб.: Искусство — СПб., 2001. С. 18−254.
  117. , Л.Ю. Антонимия как один из показателей качественности прилагательных Текст. / Л. Ю. Максимов // Учен. зап. ЛГУ, 1952.-№ 161.-Вып. 8.-С. 102−118.
  118. Л.Ю. О языке и композиции художественного текста Текст. / Л. Ю. Максимов // Язык и композиция художественного текста (русский язык): Межвуз. сб. научн. тр. / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — С. 3−6.
  119. , А.В. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении Текст. / А. В. Марков // Богословский вестник. 1910. — № 6. — С. 357−367- № 7−8. — С. 415−426- № 10.-С. 314−323.
  120. , А. Калики перехожие на Руси и их напевы Текст. / А. Маслов. СПб., 1905. — 87 с.
  121. , И.А. Об одной лингвистической модели «Смысл текст» Текст. / И. А. Мельчук. М.: Наука, 1974. — 341 с.
  122. , О.А. О грамматической природе обращения (некоторые вопросы синтагматики и парадигматики) Текст. / О. А. Мизин // Филологический сборник. Вып. 2. — Алма-Ата: Мин-во высш. и сред, спец. образования КазССР, 1973. — С. 154−169.
  123. , В. К былине о 40 каликах со каликою Текст. / В. Миллер // Журнал Министерства народного просвещения. 1899. -Август.-С. 132−148.
  124. , Е.Н. Природа лексической и фразеологической антонимии Текст. / Е. Н. Миллер. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. -221 с.
  125. , А.Б. Новые записи из Каргополья Текст. / А. Б. Мороз // Живая старина. 1995. — № 2. — С. 58.
  126. Морозова, J1.A. Антитеза в пословицах Текст. / J1.A. Морозова // Фольклор как искусство слова / Под ред. Н. И. Кравцова. Вып. 3. — М.: МГУ, 1975.-С. 96−107-
  127. , Е.А. Об одном духовном стихе из репертуара святогорских калик Текст. / Е. А. Мухина // Духовный труженик: А. С. Пушкин в контексте русской культуры / Отв. ред. В. А. Котельников, Э. С. Лебедева. СПб.: Наука, 1999. — С. 217−221.
  128. , Е.А. Концепт ПУСТЫНЯ в русской народно-речевой культуре Текст. / Е. А. Мухина // Историко-культурное освещение слова и языковая экология / Отв. ред. Г. В. Звездова. — Липецк, 2002. С. 91−94.
  129. , С.Ю. Время и пространство в былине Текст. / С. Ю. Неклюдов // Славянский фольклор: Сб. ст. / Отв. ред. Б. Н. Путилов и В. К. Соколова.-М.: Наука, 1973.-С. 14−21.
  130. , И.Ю. Замечания по поводу русского народного сказания о 12 пятницах Текст. / И. Ю. Некрасов // Филологические записки. В. III. — 1870. — С. 1 -26.
  131. , С.Е. Семантические категории в словаре языка фольклора Текст. / С. Е. Никитина // Словарные категории: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1988. С. 87−91.
  132. , С.Е. Словарь русского фольклора: принципы построения и структура Текст. / С. Е. Никитина // История, культура, этнография и фольклор славянский народов. X Международный съезд славистов / Отв. ред. И. Костюшко. М.: Наука, 1988. — С. 288−300.
  133. , С.Е. Устная культура и языковое сознание Текст. / С. Е. Никитина / Отв. ред. Н. И. Толстой. М.: Наука, 1993. — 188 с.
  134. , С.Е. Концепты судьбы в русском народном сознании (на материале устнопоэтических текстов) Текст. / С. Е. Никитина // Понятия судьбы в контексте русских культур / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. -М.: Наука, 1994. С. 130−136.
  135. , С.Е. Народная словесность и народное христианство Текст. / С. Е. Никитина // Живая старина. 1994. — № 2. — С. 8−12.
  136. , С.Е., Кукушкина, Е.Ю. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах (опыт тезаурусного описания) Текст. / С. Е. Никитина. М.: ИЯз РАН, 2000. — 215 с.
  137. , С.Е. Келья в три окошечка (о пространстве в духовном стихе) Текст. / С. Е. Никитина // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, И. В. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 348−357.
  138. , Л.А. Логическая противоположность и лексическая антонимия Текст. / Л. А. Новиков // Русский язык в национальной школе. 1966. № 4.-С. 76−87.
  139. , Л.А. Художественный текст и его анализ Текст. / Л. А. Новиков. М.: Русский язык, 1988. — 304 с.
  140. , Ю.А. К вопросу об эволюции духовных стихов Текст. Л. А. Новиков // Русский фольклор. / Отв. ред. В. Е. Гусев. Т. 12. -Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1971. — С. 208−220.
  141. , И.А. О языке русского традиционного фольклора Текст. И. А. Оссовецкий // Вопросы языкознания. — 1975. — № 5. — С. 6677.
  142. , Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания Текст. / Е. В. Падучева // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.- С. 164−169.
  143. , В.Н. Повесть о трех королях-волхвах в западнорусском списке XV века Текст. / В. Н. Перетц. СПб., 1903. — С. 107−111.
  144. , A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики Текст. / A.M. Пешковский. М.- Л.: Учпедгиз, 1930.- 136 с.
  145. , A.M. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / A.M. Пешковский- предисл. Проф. А. Б. Шапиро. М.: Учпедгиз, 1956.-511 с.
  146. , A.M. Глагольность как выразительное средство Текст. / A.M. Пешковский / Избр. тр. М.: Учпедгиз, 1959. — 252 с.
  147. , А.И. Народный певец-сказитель среди студентов Духовной Академии, и кем создавались народные каличьи духовные стихи Текст. / А. И. Пономарев // Странник. 1893. — № 5. — С. 95−108.
  148. , С.Н. Некоторые структурно-семантические типы многоприставочных глаголов Текст. / С. Н. Пономарева // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. -Петрозаводск: ПТУ, 1979.-С. 138−146.
  149. , С.Н. Функционирование полипрефиксальных глаголов в языке причитаний И. А. Федосовой Текст. / С. Н. Пономарева // Язык русского фольклора: Сб. научн. тр. / Отв. ред. З. К. Тарланов. -Петрозаводск: ПГУ, 1992. С. 72−81.
  150. , В.А. Выделительно-ограничительные частицы и их стилистические функции в языке былин Текст. / В.А. Порошина- Автореф.. к.ф.н. Л.: ЛГУ, 1984. — 24 с.
  151. , И.Я. Народные духовные стихи и легенды Текст. / И. Я. Порфирьев // Православный собеседник. 1869. — Октябрь. — С. 147 163.
  152. , И.Я. История русской словесности. Ч. 1. Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого Текст. / И. Я. Порфирьев. Казань, 1904. — С. 329−365.
  153. , А.Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения Текст. / А. Ф. Прияткина М.: Высш. шк., 1990. — 175 с.
  154. , В.Я. Язык былин как средство художественной изобразительности Текст. / В. Я. Пропп // Учен. Зап. ЛГУ. 1954. — Вып. 20.-Т. 173.-С. 385−398.
  155. , В.Я. Русский героический эпос Текст. / В. Я. Пропп. -М: Гослитиздат, 1958. 603 с.
  156. , А.Н. Русские народные легенды Текст. / А. Н. Пыпин // Современник. Т. LXXX. — 1860. — Март. — С. 73−98.
  157. Русские эпические песни Карелии Текст. / Издание подготовила Н. Г. Черняева. Петрозаводск, 1981.
  158. Русский язык. Энциклопедия Текст. / Гл. ред. Ф. П. Филин. -М.: Советская энциклопедия, 1979. С. 115.
  159. Савельева, J1.B. Отрицательные конструкции в некоторых прозаических жанрах Текст. / Л. В. Савельева // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1977.-С 58−76.
  160. , Л.В. Поэтические функции отрицательных конструкции в русских былинах Текст. / Л. В. Савельева // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. -Петрозаводск: ПГУ, 1979.-С. 13−30.
  161. , В.А. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на русские духовные стихи Текст. / В. А. Сахаров. Тула, 1879. — 249 с.
  162. , Ф.М. К вопросу о времени в былинах Текст. / Ф. М. Селиванов // Русский фольклор / Отв. ред. А. А. Горелов. Л.: Наука, 1976. -№ 16.-С. 74−83.
  163. , Ф.М. Народно-христианская поэзия Текст. / Ф. М. Селиванов // Стихи духовные / Сост., вступ. ст. и коммент. Ф. М. Селиванова.-М.: Сов. Россия, 1991.-С. 3−28.
  164. , Р.В. Антитеза в составе двух и боле предложений в публицистике военных лет И. Эренбурга Текст. / Р. В. Силина // Вопросы стилистики русского языка / Гл. ред. доц. З. И. Носова. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1972. — С. 70, 78.
  165. , В.В. Поэтика глагольной формы в старообрядческом духовном стихе Текст. / В. В. Семаков // Язык русского фольклора: Сб. научн. тр./ Отв. ред. З. К. Тарланов. -Петрозаводск, 1996. С. 5−22.
  166. , В.П. Поэтика рассказа Текст. / В. П. Скобелев. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982. 155с.
  167. Словарь книжников и книжности Древней Руси Текст.: в 3 вып. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Вып. 1. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987.-С. 129.
  168. , В.И. Конструкции разговорной речи в синтаксисе пинежских сказок Текст. / В. И. Собинникова // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. 3. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1977.-С. 32−40.
  169. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина Текст.: 2-х т. Т. 1. — Л.: Наука, 1983- Т. 2. — Л.: Наука, 1986.
  170. , Б.М. Святой Дмитрий Солунский и Мамай в духовном стихе и на иконе Текст. / Б. М. Соколов // Этнографическое обозрение. -1909.-№ 2−3.-С. 182−185.
  171. , Ю.М. Весна и народный аскетический идеал // Русский филологический вестник Текст. / Ю. М. Соколов. 1910. — № 3−4.-С. 79−91.
  172. , Ю.М. Русский фольклор Текст. / Ю. М. Соколов. -М.: Учпедгиз, 1941.-С. 284−291.
  173. , Ю.М. Большой стих о Егории Храбром. Исследования и материалы Текст. / Ю. М. Соколов / Отв. ред. В. М. Гацак. М.: Наследие, 1995.- 178 с.
  174. , М.Н. Курский лирик Т. И. Семенов Текст. / М. Н. Сперанский // Этнографическое обозрение. 1906. — Кн. 68/69. — № 1−2. -С. 13−28.
  175. , М.Н. Лекции по русской народной словесности. Курс, читанный на Московских Высших женских курсах в 1914—1915 гг. Текст. / М. Н. Сперанский. Ч. II. — М., 1915. — С. 266−269.
  176. , М.Н. Былинная речь Текст. / М. Н. Сперанский // Русская устная словесность. Былины. Т. 1. — М, 1916.
  177. , М.Н. Русская устная словесность. Устная поэзия повествовательного характера Текст. / М. Н. Сперанский. М., 1917.
  178. , И.И. Русские калики древнего времени Текст. / И. И. Срезневский // Зап. Имп. Акад. Наук. Т. 1. — СПб., 1862. — С. 186 210.
  179. , И.И. Древнее житие Алексея человека Божия сравнительно с духовным стихом об Алексее божьем человеке Текст. / И. И. Срезневский // Зап. Имп. Акад. Наук. Т. 1. — СПб., 1867. — Кн. 1. -Прил. 2.-С. 1−19.
  180. , С.П. Организация повествования в художественном тексте. СПб.: Наука, 2002. — 254 с.
  181. Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ф. М. Селиванова.-М.: Сов. Россия, 1991.- 333 с.
  182. Стихи духовные. Словеса золотые Текст.- [вступ. ст. Е. А. Ляцкого- тексты избрал Е. А. Ляцкий при участии Н.С. Платоновой]. -СПб., 1912.
  183. , М.М. Христос: Основы Христианства. 1. Текст. / М. М. Тареев. Сергиев Посад, 1908. — С. 34.
  184. , З.К. Язык русского фольклора как предмет лингвистического изучения Текст. / З. К. Тарланов // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. -Петрозаводск: ПГУ, 1977. С. 3−32.
  185. , З.К. Сравнительный синтаксис жанров русского фольклора Текст. / З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1981. — 104 с.
  186. , З.К. Очерки по синтаксису русских пословиц Текст. / З. К. Тарланов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 136 с.
  187. , З.К. Актуальные вопросы изучения языка русского фольклора (Обзор основных направлений) Текст. / З. К. Тарланов // Филологические науки. 1988. — № 2. — С. 14−19.
  188. , З.К. Заметки о синтаксисе гимнов русских баптистов Текст. / З. К. Тарланов // Язык русского фольклора: Сб. научн. ст. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1992. — С. 81−95.
  189. , З.К. Русские пословицы: Синтаксис и поэтика Текст. / З. К. Тарланов. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1999. — 448 с.
  190. , З.К. Язык и поэтика фольклора: Проблемы, итоги и перспективы Текст. / З. К. Тарланов // Язык и поэтика фольклора / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 2001. — С. 3−12.
  191. , З.К. Географическое пространство русских былин Текст. / З. К. Тарланов // Филологические науки. 2001. — № 4. — С. 3244.
  192. , З.К. Герои и эпическая география былин и «Калевалы» Текст. / З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 2002. — 241с.
  193. , Л.В. Духовные стихи в берестяной книге Афанасия Герасимова Текст. / Л. В. Титова // Живая старина. 1995. — № 1. — С. 4041.
  194. П. Стих об Алексее божьем человеке. — Брянск, 1894-
  195. , Н.С. Разбор книги Бессонова «Калеки перехожие» в 33-м присуждении учрежденных А.Н. Демидовым наград Текст. / Н. С. Тихонравов. СПб., 1864. — 37 с.
  196. , Н.В. Обстоятельство места и его поэтические функции в русской волшебной сказке Текст. / Н. В. Тищенко // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1979. — С. 42−53.
  197. , Н.В. Обстоятельства времени как средство организации текста волшебной сказки Текст. / Н. В. Тищенко // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПТУ, 1983. — С. 45−49.
  198. , Н.И. Славянская лексикология и семасиология: Избр. тр. Текст. / Н. И. Толстой / Ред. С. М. Толстая. Т. 1. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 519 с.
  199. , В.Н. «Голубиная книга» и «К плоти».: состав мира и его распад [Текст] В. Н. Топоров // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм. -М: Наука, 1988.-С. 169−174.
  200. , Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи Текст. / Ю.Н. Тынянов- [вступ ст. Н.Л. Степанова]. М.: Советский писатель, 1965.-301 с.
  201. , Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам Текст. / Г. П. Федотов- [предисл. Н. И. Толстого, послесл. С.Е. Никитиной]. — М.: Прогресс, 1991. 185 с.
  202. , Г. П. Собрание сочинений в 12 т. Текст. / Г. П. Федотов. Т. 10: Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской Руси. X — XIII вв.- [вступ. ст. и примеч. С.С. Бычкова]. — М.: Мартис, 2001. -С. 345−346.
  203. , А.И. О трехприставочных глаголах в языке русского устнопоэтического творчества Текст. / А. И. Халифов // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. -Петрозаводск: ЛГУ, 1979.-С. 146−155.
  204. , А.И. Стилистическое использование полипрефиксальных глаголов в русском фольклоре Текст. / А. И. Халифов // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб./ Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПТУ, 1983. — С. 110−119.
  205. , В.М. Отражение народных представлений в апокрифе «Хождение богородицы по мукам» Текст. / В. М. Хачатурян // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология. — 1982. — № 5. — С. 7177.
  206. , А.Т. Семантическая структура фольклорного слова Текст. / А. Т. Хроленко // Вопросы теории фольклора. Русский фольклор. XIX. — JL: Наука, Ленинградское отделение, 1979. С. 147−156.
  207. , А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни Текст. / А. Т. Хроленко. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981. — 163 с.
  208. , В.В. Синтаксис русской загадки Текст. / В. В. Чернышев. Автореф.. к.ф.н. Воронеж- Изд-во Воронежского ун-та, 1987.-22 с.
  209. , В.В. Текст русской загадки как сложное синтаксическое целое Текст. / В. В. Чернышев // Язык русского фольклора: Межвуз. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1988.-С. 64−70.
  210. , К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории Текст. / К. В. Чистов. JL: Наука, Ленинградское отделение, 1986. — С. 133−134- 150.
  211. , В.И. Традиция и авторское начало в фольклоре Текст. / В. И. Чичеров // Советская этнография, 1946. -№ 4. С. 29−40.
  212. , Л.Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры Текст. / Л. Н. Чурилина. Автореф. на соискание. д.ф.н. СПб., 2003.-38 с.
  213. , Н.М. Лексикология современного русского языка Текст. / Н. М. Шанский. М., 1964. — 323 с.
  214. , Ф.С. О формах второго лица единственного и множественного числа в языке современных русских сказок Текст. / Ф. С. Шапиро // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1977. — С. 93−102.
  215. , Ф.С. Из наблюдений над лично-указательными местоимениями в языке сказок Текст. / Ф. С. Шапиро // Язык жанров русского фольклора: Межвуз. научн. сб. / Отв. ред. З. К. Тарланов. — Петрозаводск: ПГУ, 1979. С. 132−137.
  216. Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка Текст. / Д. Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1964. — 244 с.
  217. , А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия. Сочинения Текст. / А. П. Щапов. Т. 1. — СПб., 1906. — С. 63−68.
  218. , А.Г. Обращение в поэтической речи Текст. / А. Г. Щепин // Русский язык в школе. 1976. -№ 2. — С. 46−51.
  219. , Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецкимпрототипом Текст. / JI.B. Щерба // Щерба JI.B. Избранные труды по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — С. 97−116.
  220. , С.М. Психология искусства (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) Текст. / С. М. Эйзенштейн // Психология процессов художественного творчества. — JL: Наука, 1980. — С. 187−198.
  221. , М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского Текст. / М. Элиаде. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.
  222. , Ю.И. Интерпретация былинного сюжета. (К методике обнаружения былинного подтекста) Текст. / Ю. И. Юдин // Метод изучения фольклора. JL: Наука, 1983. — С. 146−153.
  223. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) Текст. / Е. С. Яковлева. — М.: Гнозис, 1994. 344 с.
  224. , Ю.А. Очерки по истории русской народной словесности. II. Духовный стих о грешной деве и легенда о нерожденных детях Текст. / Ю. А. Яровский. Киев, 1905.
  225. Л.Г. Структура поэтического текста: Учеб. пособие Текст. / Л. Г. Яцкевич. Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 1999. — 240 с.
  226. Е.И. Антитеза в хороводных песнях Текст. / Е. И. Яцунок // Фольклор как искусство слова / Под ред. Н. И. Кравцова. Вып. З.-М, 1975.- С. 157−164.
Заполнить форму текущей работой