Дидактическая система профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий
Диссертация
На третьем этапе (2001;2002г. г.) дорабатывался учебно-методический комплекс подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности средствами компьютерных технологийпродолжался формирующий и контролирующий эксперимент. Проводилась статическая обработка экспериментальных данных и анализ результатов экспериментов по проверке достоверности выдвинутой гипотезы. Уточнялся… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности
- 1. 1. Особенности профессиональной деятельности как научные основы построения дидактической системы обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий
- 1. 2. Компьютеризация образования как ведущая тенденция многоуровнего профессионального образования
- 1. 3. Основные направления профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий. 37−55 Вывод
- 2. Моделирование дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности компьютерными технологиями
- 2. 1. Принципы построения дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий
- 2. 2. Структурно содержательные характеристики дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий
- 2. 3. Программно педагогическое обеспечение процесса обучения специалистов пожарной безопасности
- 2. 4. Опытно-экспериментальная работа и внедрение результатов в практической работе
- Вывод
Список литературы
- Авдеев P.B. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессов, линии развития как гуманная, общечеловеческая, философия для 21 в. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1994−334с.
- Автоматизированная система научно педагогической информации. / Сб. науч. тр. М.: НИИТИИП. 1991−116с.
- Автоматизированные системы управления пожарной охраной./ Совершенствование организации и управления пожарной охраной. Ред. Брушлинского H.H. М.- Стройиздат, 1986-с80−108
- Айламазин А.К. Информатика и теория развития. АН СССР М.: Наука 1989,-172с.
- Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 30 — 35.
- Алехин Е.М., Брушлинский H.H., Коломиец Ю. А. Применения методов имитационного моделирования в учебном процессе // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований ГУ К МВД, — 1997.-№ 1,2-С 132−138
- Андреев Д.В. Сквозная компьютеризация учебного процесса. // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 4 — С. 47
- Аникеев Н.П. Воспитания игрой / Книга для учителей — М.: Просвещения, 1987. 144 с.
- Астафьева Н.Е. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях. / Под. общ. ред. А. П. Беляевой. СПб.: ПТО РАО, 1997. 124 с.
- Ахметжанов Р.Т. Распределенная многопользовательская система автоматизации деятельности специалистов в подразделениях технической службы ГПС // Пожарная безопасность 2002. — № 2. — С.72−78
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1997.- 254с.
- Бадмаев Б.Ц. психология и методика ускоренного обучения М.: Владос, 1998.-266 с.
- БакуновА.В, Регузов В. А, Хващева Л. Ф. Применение электронах учебников. // Специалист. 2001 г. — № 1. — С. 17−18
- Баровик A.B. Лабораторный практикум по курсу «Физико-химические основы развития пожара» для слушателей переподготовки рядового и младшего начальствующего состава ВПО Н.Новгород: ЭФТИ, 2000. — 28с.
- Баровик A.B. Применение компьютерных программ при обучении пожарных. Н. Новгород: ЭФТИ, 2001. — 34с.
- Баровик A.B. Проблемы развития информационной культуры у специалистов пожарной безопасности // Крупные пожары: предупреждение и тушение: Материалы XVI научно-практической конференции. Часть 2. -М.: ВНИИПО, 2001. С 55−56
- Баровик A.B. Проведение занятий по «Пожарно-строевой подготовке». — Н. Новгород: ЭФТИ, 2002. 42с.
- Безруков B.C. Педагогика профессионально технического образования. Проектирование педагогического процесса в профтехучилищах. Свердловск. -1990. С.4−24.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб. — метод, пособие. М.: Высш. шк., 1989 — 114 с.
- Благут И. Специальный класс. // Пожарное дело. 1978. — № 3. — С.30
- Борзенко А. Е. Федоров А.Г. Мультимедиа для всех / ТОО фирма «Компьютер Пресс «1995. — 222 с.
- Брежнев A.A., Теребнев В. В. Начальнику караула об организации службы в пожарной части М.: Страйиздат, — 1991.—127с.
- Брушлинский A.B. Психология обучения и проблемное обучение. -М.: Знание. 1983.-96 с.
- Брушлинский H.H. Решение организационно-управленческих проблем пожарной охраны на основе информационных технологий // Пожаровзрывобезопасность. 1998. — № 3 — С. 60−66.
- Бушмин В.А. и д.р. Пожарно-строевая подготовка М.: Стройиздат, 1985.-222 с.
- Вазина К. Я. Казакова В.Н. Модель непрерывного профессионального развития кадров дошкольных учреждений Н-Новгород.- 1999.- 221 с.
- Васенин В.А. Высокопроизводительные научно-образовательные сети России. Настоящее и будущее М.: Изд-во МГУ, 1999 — 32 с.
- Васильев С. Т. Имитация пожара светом. // Пожарное дело № 3 1970г с30−31
- Ващекин Н.П. Информационная деятельность и мировоззрение. -Иркутск.: Изд. Иркут, 1990. -291 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. -364 с.
- Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества. // Информационное общество. 1999. вып. 3, -С. 53 -58.
- Вильяме Р. Компьютер в школе./ Перевод Английский М.: Прогресс, 1988.-333 с.
- Возневеч Э. Delphi. Освой самостоятельно / Пер. с англ. — М.: Восточная книжная компания, 1996. — 736 с.
- Волокитин A.B., Курносов И. Н. Роль государства в развитии информационного общества. // Научно-аналитический журнал «Информационное общество» 2000. -«№ 1.- С. 2−5
- Воскресенский Г. М. Теория и практика информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. / Учебное пособие, М.: Академия МВД СССР, — 1985. — С. 180
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственной деятельности. Иследования мышления в советской психологии / Под. ред. Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1966.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1986. — 263 с.
- Гершунский Б.С. Россия и США на пороги третьего тысячелетия. — М.- 1999.-600 с.
- Гладкова Г. Н. Концептуальные подходы к формированию системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. // Наука и образования Зауралья. 2000. № 3. http://nioz.narod.ru/archives/3−2000/gladkova-gn.htm
- Грошечев Н.К. Автоматизированная система противопожарной защиты подземных сооружений. // Пожарная безопасность. — 2002. № 1. — С.98−104
- Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании. // Школьные технологии 1997. — № 1.- С. 3−10
- Дарохвелидзе П.Г. Марков Е.П. Delphi— среда визуального программирования. СПб.: BHV, Санкт-Петербург, 1996. — 352 с.
- Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
- Домрачев В. Г, Дистанционное обучение: возможности и перспективы. // Высшее образование в России 1994-№ 3 — С.3−10
- Дураков А.И. Опыт применение технических форм обучения. //Специалист. -2001. № 2.-С. 18−19
- Дьяченко B.K. Организация структуры учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
- Емелин В. Постиндустриальное общество и культура постмодерна / Москва. Февраль 1998. http://www.iis.ru/library/indexll2.html
- Ершов Л.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. -1988. № 2. — С.82−92.
- Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета. 1995. — 22 февраля.
- Заличев H.H. Энтропия информации и сущность жизни. М.: Радиоэлектроника, 1995. -192 с.
- Игровое моделирование и пожарная безопасность. / Под Редакцией Брушлинского H.H.- М.: Стройиздат, 1993.- С. 6 30.
- Из опыта учебно-методической работы преподавателей пожарно-тактических циклов ПТУ/ Сборник статей. Под редакцией Н. И. Минаева -М.-1979. 85 с.
- Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профтехучилищах. Мет. Пос. АПН СССР НИИ проф-тех образования ред. Г. С. Гутаревым. СПб.- 1992. — 72 с.
- Информационная технология и проблемы информатизации общества./ Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1991.-194 с.
- Информационные технологии и образования. / Реф. Сбор. Ред. Ракитова А. И. М.: ИНИО, 1996. — 135 с.
- Информационные технологии управления. / Учебное пособие. Под ред. Ю. М. Черкасова. М.- 2001. — 213 с.
- Кавтрев А.Ф. Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе Санкт-Петербург- Образование, 1998 — С. 102−105.
- Каменев A.C. Формирование готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактических компьютерных средах. Афториферат. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград: 2000. — 20 с.
- Карагодин B.B. Информация и феномен жизни. АН СССР. Пущино.- 1991.-201 с.
- Карепова H.A. Использование графического пакета Aytocad и инженерной графики. // Специалист. 2001. — № 5. — С. 22−23.
- Карпова J1.B. Дженикян С. А. Компьютерные технологии и учебно-воспитательный процесс // Наука и образования Зауралья. 2000. — № 3. http://nioz.narod.ru/archives/3−2000/karpova-jenikjan.htm
- Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М.- Издательство центр «Академия», 2002. — 256с.
- Козлов О. А, Соловова Е. А, Холодов E.H. Некоторые аспекты создания и применение компьютерного учебника. // Информатика и образование -1995.-№ 3.-С. 37−39.
- Козлов O.A. Комплексное использование вычислительной техники в системе подготовке курсантов высших училищ Ракетных войск. / Информационный бюллетень военных учебных заведений. 1990.
- Козлов O.A. Теоретико методические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография.: МОРФ, 2000.-300 с.
- Колин К. К. Информатизация образования как фундаментальная проблема / http://www.fcde.ru/fi E-mail: [email protected]
- Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования // Доклад на Ii-ом Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.- 1996.
- Компьютерная технология обучения. / Под ред. Гриценко В. И., Довгялло A.M., Савельева А. Я. Словарь-справочник. Киев: «Наукова думка», 1992.
- Концепция научно-технической политики российской федерации и приоритетных направлений развития в области информатизации на период 1998—2000гт. Россия, Москва- 1998.
- Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов // Межотраслевая информационная служба. -1995. -№ 3.
- Коротеева Е. Г, БеляевА.А. Обучение, компьютеры, Интернет. НИИЯФ МГУ // Компьютер Пресс. 1997. — № 9. http://www.machaon.ru/distant/distantlist.html
- Коханский В. Учебно-методический кабинет // Пожарное дело. — 1978. № 1. — С.18−19
- Кривошеев А.О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения. Труды международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». Пущино. 29 января-3 февраля 1997.-С. 132−137.
- Кручинина Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. Монография — М.: МГПУ, 1996. — 176 с.
- Куклева И. И, Куклев В. А. Электронный учебник тетрадь или компьютерный учебник? // Специалист. 2001. — № 6. — С. 22−23
- Кулева JI.B. Компьютерное моделирование как средство развития профессиональных качеств специалистов экономика управленческого процесса.
- Кулева J1.B. Соколов В. А. Особенности компьютерной подготовки студентов в области профессионального образования. // Высокие технологии в педагогических процессах. Тез. докл. Секция 4−5. 2000.- С. 53−54
- Куотс. Р, Влеймик. И. Интерфейс «человек—компьютер» Перевод с английского Г. Н Коноплев, П. П Сухарева, И. А. Щукиной под редакцией В. Ф. Шаньгина. М.: «Мир», 1990. — 501 с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М.: Высшая школа, 1991. — 217 с.
- Лейбович. А.Н. Применение ЭВМ для календарного планирования учебного процесса в ПТУ школах и техникумах./ Мет пос. М.: Высш. Школ, 1991.- 158 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981. 584 с.
- Логвинов В.В. Каким быть компьютерному классу. // Вычислительная техника и ее применение. — 1988. № 2. — С. 31−39.
- Мавзутов. A.B. Некоторые аспекты методологии компьютеризированого обучения. // Специалист. 1992. 10−12. — С.8−11.
- Макаров. А. Применение прикладной программы TESTUM: / Мет. Указ. Н-Новгород.- 1995. -14 с.
- Маккелви М. Visual Basic (серия без проблем!)/ Пер. с англ. Карпович Е. Е. М.: БИНОМ, 1996. — 576 с.
- Матюшен A.B. Перспективы развития системы связи ГПС. // Пожарная безопасность. 2001. — № 3. — С. 122−127.
- Матюшин A.B. Функциональные и технические требования к пультам оперативной связи для пожарных частей и отрядов ГПС // Пожарная безопасность. -2001. № 2. — С. 131−134.
- Матюшин A.B., Зыков O.A. Совершенствование программы психологического отбора кандидатов на службу в ГПС на службу в ГПС на основе изучения их мотивационной сферы. // Пожарная безопасность. 2001. 4. — С.140−143.
- Матюшин A.B., Порошин O.A., Завидская М. Г. Особенности мотивационной сферы деятельности инспекторов государственного противопожарного надзора. // Пожарная безопасность. 2002. — 2. — С.84−90.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
- Махмутова М.М. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика. !975. -367 с.
- Машбиц Е.И. Компьютерное образования: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986.-80 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Машлыкин В.Г. Проблемы информатики в европейских странах // Доклады Института Европы (ДИЕ) Российской академии наук М.- 1996. -№ 25
- Методические рекомендации по проведению занятий с личным составом пожарной охраны в 2х частях. — Горький- 1998. 75 с.
- Мешалкин Е.А. Комплексная информационная система ГУГПС: концепция построения, технологии и решения // Пожарная безопасность. — 2001.-№ 4.-С. 113−117.
- Мешалкин Е.А. Принципы построения и архитектура автоматизированной системы поддержки принятия решения при тушении пожаров. // Пожарная безопасность. 2001. — № 4. — С. 118−123.
- Минзов A.C. Оценка эффективности систем дистанционного обучения. // Труды международной конференции IT+SE'99 «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе и охране природных ресурсов». Запорожье: ЗГУ, 1999. С.34−56.
- Минзов. A.C. Концепция обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде. // Дистанционное обучение. 1998−3. — С.14−16.
- Назаров M.M. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе. // Социально гуманитарные знания. —2001. -№ 1.-С. 233−247.
- Новые информационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах членов СЭВ. // Сб. Научных трудов. JL- 1990 — 145 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Ред. ЕС Полата, -М.- 2001. 272с.
- Образование и информационные технологии. / Международное сотрудничество. 1996. — № 2. — С. 26.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993. — 914 с.
- Отбор и подготовка учебной информации для автоматизированых обучающих систем в профтехучилищах. / Мет. Пос. ВНИИ проф-тех образования ред. И. З. Новиков. — JL- 1989. 67 с.
- Пасхин E.H. Митан А. И. Автоматизированная система ЭКСТЕРН -М.: Изд. Моек, 1985. 144 с.
- Певашов Т. П. Балакирева Л.А. Актуальные проблемы непрерывного образования взрослых Л.: «ЗНАНИЕ», 1996. — 36 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и д.р. под. редакцией Ю. К. Бабанского. 2-е изд. доп. и переработано — М.: Просвещение, 1998. — 479 с.
- Петров Ю. Н Модель непрерывного профессионального образования. -Н.Новгород: «АйКью" — 1994.-351 с.
- Петров Ю. Н, Маркова C.B. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием / Монография. Н-Новгород- 1999. — 172 с.
- Пивоваров В.П. Концепция развития автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения. // Пожарная безопасность. —2002.-№ 2. -С. 99−104.
- Платонов К.Н. Проблемы способностей. М.: Наука, 1982. — 312 с.
- Повзик Я. С, Панарин В. М. Тактическая и психологическая подготовка руководителя тушения пожара М.: Стройиздат, 1988. — 112 с.
- Повзик Я.С. Пожарная тактика М.: ЗАО «Спецтехника», 1999 — 416 с.
- Подлысый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.- Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001- Кн1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Учеб. пособие для студентов пед. институтов Под ред. Шадрикова Н. П. М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
- Полилова Т. А. Инфраструктура регионального образовательного интернет-пространства /Специальность: 05.13.11 Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора физико-математических наук — Москва- 2000. 25 с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». // Информатика и образование. -1996. N 5. — С.1−20.
- Поляков А. Дистанционное образование // Наука и жизнь. 2000. -№ 1. — С. 89−90
- Понтелеев A.B. Информационные технологии в управленческой деятельности учебных заведений. / МВД России Опыт и проблемы обеспечения пожарной безопасности государства. Материалы научно практической конференции. 1999. — С.3−5.