Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Дидактическая система профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На третьем этапе (2001;2002г. г.) дорабатывался учебно-методический комплекс подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности средствами компьютерных технологийпродолжался формирующий и контролирующий эксперимент. Проводилась статическая обработка экспериментальных данных и анализ результатов экспериментов по проверке достоверности выдвинутой гипотезы. Уточнялся… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности
    • 1. 1. Особенности профессиональной деятельности как научные основы построения дидактической системы обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий
    • 1. 2. Компьютеризация образования как ведущая тенденция многоуровнего профессионального образования
    • 1. 3. Основные направления профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий. 37−55 Вывод
  • 2. Моделирование дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности компьютерными технологиями
    • 2. 1. Принципы построения дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий
    • 2. 2. Структурно содержательные характеристики дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий
    • 2. 3. Программно педагогическое обеспечение процесса обучения специалистов пожарной безопасности
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная работа и внедрение результатов в практической работе
  • Вывод

Дидактическая система профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях развития общества проблема информатизации становится особенно актуальной. Повышение эффективности профессионального образования все чаще решается введением в практику компьютерных технологий обучения. Компьютерные технологии становятся эффективным средством решения профессиональных задач. В настоящее время компьютерные технологии в образовательном процессе выполняют функции инструментальных и операциональных средств. Исследования показали, что осуществление в России обучения, и повышения квалификации специалистов пожарной безопасности требует не только совершенствования форм и методов обучения средствами компьютерных технологий, но и умений и навыков использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Они формируют определенную информационную культуру специалиста, способного решать проблемные задачи профессиональной деятельности с помощью компьютерных технологий. Базовая подготовка в области информатики на всех стадиях обучения может стать основой для вхождения в профессиональную деятельность.

Вопросы изучения информатики и основ программирования нашли свое отражение в работах В. Н. Антоновой, В. М. Глушкова, А. П. Ершова,.

A.A. Кузнецова, Е. И. Машбица, И. В. Роберт и др. Исследованию методологических и теоретических подходов, отражающих общие вопросы использования компьютерных технологий в образовательном процессе, посвящены работы Н. Е. Астафьевой, Б. С. Гершунского, O.A. Козлова, А.И.

Ракитова и др. Проблемы применения компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей рассматриваются в работах В. П. Беспалько, A.C. Каменева, Г. А. Кручининой, В.И.

Марцинкевича и другихиспользование компьютерных технологий в подготовке специалистов различных профессий отражено в работах М.Ю. з.

Афанасьева, В. Ф. Шангина, Т. В. Шангиной, И. М. Шишериной, В. Ф. Шолоховица и др.- вопросы программного обеспечения учебного процесса рассматривались в работах В. И. Гриценко, A.M. Довгялло, А. Я. Савельева, v А. Ф. Кавтрева, С. С. Фомина, М. В. Булгакова, А. Е. Пушкина и др.

Давая общую предварительную оценку состояния проблемы обучения профессии в системе профессионального образования, использования компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности, следует отметить, что в настоящее время достаточно много работ посвящено данной теме. Вместе с тем, педагогических исследований, отражающих использование компьютерных технологий в системе подготовки специалистов пожарной безопасности, обнаружено не было.

Актуальность исследования определяется:

1. Социальным заказом общества на подготовку специалистов пожарной безопасности, способных к деятельности в современных социально-экономических условиях;

2. Современными требованиями к профессии специалистов пожарной безопасности и особенностями их профессиональной деятельности;

3. Необходимостью использования компьютерных технологий как средства подготовки специалистов пожарной безопасности.

В связи с этим компьютерные технологии можно рассматривать в качестве средства решения образовательных задач, обуславливающих подготовку специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности. Это послужило основой для определения темы диссертационного исследования «Дидактическая система профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологии».

Проблема исследования состоит в разрешении противоречий между:

— нарастающими тенденциями использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности и существующей практикой обучения специалистов пожарной безопасности;

— увеличением объема знаний, необходимых для качественного выполнения служебных задач, и отсутствием эффективной дидактической системы обучения специалистов пожарной безопасности на данном этапе;

— объективной необходимостью подготовки специалистов пожарной безопасности к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения.

Объект исследования — процесс профессионального обучения специалистов пожарной безопасности в Учебном центре Управления Государственной противопожарной службы.

Предмет исследования — дидактическая система обучения специалистов пожарной безопасности с использованием компьютерных технологий.

Цель исследования состоит в обосновании, разработке и практической реализации дидактической системы обучения специалистов пожарной безопасности с использованием компьютерных технологий как средства подготовки к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что подготовка специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности будет более эффективна, если:

— в основу процесса профессионального обучения будет положена модель дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий;

— обеспечен непрерывный процесс по овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками и созданы условия для готовности использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности;

— компьютеризация учебного процесса будет осуществляться на основе ведущих тенденций профессионального образования, информатизации педагогической системы и с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности.

Цель и гипотеза определяют необходимость решения следующих задач исследования: /.

1. Определить особенности профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности.

2. Определить роль/ компьютерных технологий в системе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности.

3. Разработать модель дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий.

4. Создать учебно-программный комплекс, обеспечивающий организацию и осуществление учебного процесса средствами компьютерных технологий.

5. Экспериментально проверить эффективность модели дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной, методической и педагогической литературы по данной проблемеметоды сравнительного анализа и обобщениядиагностические методы (тестирование, анкетирование, беседа) — экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контролирующий).

Теоретико-методологической основой исследования является: методологические и теоретические подходы, отражающие общие вопросы использования компьютерных технологий в образовательном процессе (Н.Е. Астафьева, Б. С. Гершунский, O.A. Козлов и др.) — деятельностный подход и теория поэтапного формирования умственной деятельности (JT.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — методология личностно-деятельностного подхода к учению (А.Н. Леонтьев, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Б. М. Теплов и др.) — методологические и теоретические вопросы профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева и др.) — общие закономерности формирования профессиональной готовности (С.И. Архангельский, A.A. Вербицкий, Б. С. Гершунский, Г. А. Кручинина и др.) — принципы проблемного обучения (А.А, Вербицкий, М. М. Махмутов и др.).

Экспериментальная база: Учебный центр Управления Государственной противопожарной службы Нижегородской области. Всего экспериментом охвачено более 200 слушателей. Исследование проводилось в течение 1998;2002г.г.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1998;1999г.г.) изучалось современное состояние проблемы подготовки специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий: проведен теоретический анализ использования компьютерных технологий в образовательном процессе на современном этапепроанализированы основные направления деятельности специалистов пожарной безопасностиисследовался опыт и методологический подход к организации процесса обучения, использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Была сформулирована тема исследования, дано обоснование ее актуальностиопределены цели, гипотеза, задачи, сформирован понятийный аппарат исследования. Определен порядок, методы и формы проведения констатирующего и контролирующего экспериментов.

На втором этапе (1999;2001г.г.) разрабатывалась модель дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности, учебно-методический комплекс подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности средствами компьютерных технологий на примере специальных предметов. Выполнена корректировка методики исследования. Проведен формирующий эксперимент, обобщены результаты. Исследовались влияния «• выделенных дидактических условий на готовность специалистов пожарной безопасности к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности на примере специальных предметов.

На третьем этапе (2001;2002г. г.) дорабатывался учебно-методический комплекс подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности средствами компьютерных технологийпродолжался формирующий и контролирующий эксперимент. Проводилась статическая обработка экспериментальных данных и анализ результатов экспериментов по проверке достоверности выдвинутой гипотезы. Уточнялся и детализировался учебно-методический комплекс подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности средствами компьютерных технологий в специальных предметах. Формулировались выводы, оформлялась работа для представления к защите.

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении на дидактическом уровне задачи создания системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности- 8 в обосновании дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий как сложной многокомпонентной структуры, как источника информации о содержании и характере профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности, дидактического инструментария, направленного на формирование компьютерной грамотности. в разработке алгоритма процесса усвоения знаний средствами компьютерных технологий, направленного на формирование профессиональной деятельности слушателей. в обосновании сущности и перспективности использования компьютерных технологий в процессе подготовки к профессиональной деятельности специалистов пожарной безопасности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснована необходимость создание дидактической системы направленного обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий;

— определена профессиональная область, решение задач которой средствами компьютерных технологий контекстно позволяет подготовить слушателей к профессиональной деятельности;

— показано, что совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе подготовки средствами компьютерных технологий, используется в учебном процессе при изучении специальных дисциплин специалистов пожарной безопасности.

Практическая значимость исследования:

— разработан и внедрен учебно-методический комплекс подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности на примере специальных дисциплин в компьютерной среде, состоящий из компьютерных средств по предмету «Физико-химические основы развития и прекращения горения», применяемых для представления материала и самостоятельной подготовкипрограммного компьютерного обеспечения «ОПРОС», применяемого для проведения текущего и входного контроляпрограммного компьютерного обеспечения «ЛАБОРАТОРИЯ», применяемого для проведения лабораторных работ по специальному предмету и программа «СЛУШАТЕЛЬ», применяемая для контроля усвоения материала. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности с использованием компьютерных технологий в специальных дисциплинах как средства подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности.

Основные результаты и выводы исследования могут быть использованы в практике процесса подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности, в практике курсов повышения квалификации и подготовки специалистов, в процессе решения профессиональных задач средствами компьютерных технологий.

Обоснованность полученных положений и выводов обеспечиваются комплексным подходом к предмету исследования, опорой на теоретические положения педагогической и психологической науки и профессионального образования.

Достоверность результатов исследования определяется репрезентативностью базы исследования, воспроизводимостью данных, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий, обеспечивающая эффективность процесса обучения, ю формирование компьютерной грамотности и готовности использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

2. Совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе подготовки, алгоритм процесса усвоения знаний средствами компьютерных технологий могут быть использованы специалистами пожарной безопасности в учебном процессе при изучении специальных дисциплин.

3. Учебно-программный комплекс, обеспечивающий организацию и проведение занятий, лабораторных практикумов, контроль знаний и включающий программное обеспечение по курсу «Физико-химические основы развития и прекращения горения», программы «Опрос», «Слушатель», «Лаборатория».

Апробация работы. Теоретические идеи и материалы исследования обсуждались на следующих конференциях: II и III международных научно-практических конференциях «Высокие технологии в педагогическом процессе», (Н.Новгород, 2001,2002 г.г.), XVI научно практической конференции ВНИПО (Москва, 2001 г.) II Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства», (Н.Новгород, 2001;2002г.г.), а также на научно-методических семинарах кафедры «Профессиональная педагогика».

Программно-педагогические средства, разработанные автором, прошли апробацию и приняты к использованию в учебном процессе Учебного центра Управления Государственной противопожарной службы Нижегородской области и Республики Коми.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Вывод:

1. Количество и качество существующих в настоящее время программ профессионального назначения уже сейчас позволяют использовать их в массовой деятельности. Это несомненно повлечет за собой необходимость подготовки специалистов по работе с прикладными программами.

2. Современные условия бумажного документооборота говорят о необходимости развития информационной культуры в плане работы с текстовыми редакторами для создания текущей документации.

3. Впервые детально рассмотрен подход к выбору и размещению текстовой и графической информации в гипертекстовых документах, выданы рекомендации к оформлению электронных пособий.

4. Впервые рассмотрен вопрос структуры электронного пособия для различных уровней сотрудников, проходящих обучение в УЦ УГПС.

5. Внесенные изменения в содержание и формы курса не уменьшают результатов изучения предмета, более того результаты успешного обучения увеличиваются. Это позволяет качественно выполнять полученный заказ на специалистов данного профиля.

Подобное вложение программ прикладного назначения позволяет готовить специалистов качественно нового уровня, способных выполнять задачи, стоящие перед ними.

Заключение

.

1. В новых социально-экономических условиях компьютерные технологии необходимо рассматривать как средство подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, способствующее постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов учебного процесса.

2. Основными социально-экономическими и психолого-педагогическими особенностями внедрения компьютерных технологий в профессиональное обучение специалистов пожарной безопасности являются: возможность качественной подготовки и переподготовки в условиях ограниченности времени обучениявозможности моделирования условий профессиональной деятельностимотивационной направленностиобретения конкретных знаний умений и навыковвозможность психологического сопровождение процесса подготовки.

3. Дидактическая система обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий включает теоретические основы, компоненты, технологический процесс, обеспечивающие формирование компьютерной грамотности, формирование профессиональной культуры, способов профессиональной деятельности.

4. Разработанный алгоритм процесса усвоения знаний средствами компьютерных технологий реализуется на основании профессионального обучения, форм и методов программированного, проблемного обучения.

5. Достоинства компьютерных технологий как средства подготовки специалистов пожарной безопасности к профессиональной деятельности состоят в следующем:

— в активизации профессиональной направленности, в мотивах учебной деятельности специалистов пожарной безопасности;

— в стремлении слушателей к использованию компьютерных технологий в процессе дальнейшего обучения и в будущей профессиональной деятельности;

— в накоплении знаний, умений и навыков в процессе подготовки средствами компьютерных технологий в целях дальнейшего их использования при изучении дисциплин, включающих задачи профессиональной компетентности;

— в предположении того, что дальнейшее развитие работы необходимо проводить в направлении создания целостной модели подготовки специалистов пожарной безопасности к использованию компьютерных технологий, включая мотивационные и эмоционально-волевые компоненты;

6 Созданный учебно-программный комплекс, содержащий обучающие компьютерные программы, учебные пособия, методические рекомендации, обеспечивающие комплексную возможность создания учебной среды, показывают эффективность в формирования компьютерной грамотности, профессиональных умений и навыков слушателей.

7 Результаты эксперимента подтверждают эффективность разработанной дидактической системы профессионального обучения специалистов пожарной безопасности средствами компьютерных технологий, о чем свидетельствует повышение уровня подготовленности слушателей к профессиональной деятельности, формирование компьютерной грамотности и готовности к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.B. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессов, линии развития как гуманная, общечеловеческая, философия для 21 в. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1994−334с.
  2. Автоматизированная система научно педагогической информации. / Сб. науч. тр. М.: НИИТИИП. 1991−116с.
  3. Автоматизированные системы управления пожарной охраной./ Совершенствование организации и управления пожарной охраной. Ред. Брушлинского H.H. М.- Стройиздат, 1986-с80−108
  4. А.К. Информатика и теория развития. АН СССР М.: Наука 1989,-172с.
  5. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 30 — 35.
  6. Е.М., Брушлинский H.H., Коломиец Ю. А. Применения методов имитационного моделирования в учебном процессе // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований ГУ К МВД, — 1997.-№ 1,2-С 132−138
  7. Д.В. Сквозная компьютеризация учебного процесса. // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 4 — С. 47
  8. Н.П. Воспитания игрой / Книга для учителей — М.: Просвещения, 1987. 144 с.
  9. Н.Е. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях. / Под. общ. ред. А. П. Беляевой. СПб.: ПТО РАО, 1997. 124 с.
  10. Р.Т. Распределенная многопользовательская система автоматизации деятельности специалистов в подразделениях технической службы ГПС // Пожарная безопасность 2002. — № 2. — С.72−78
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1997.- 254с.
  12. .Ц. психология и методика ускоренного обучения М.: Владос, 1998.-266 с.
  13. БакуновА.В, Регузов В. А, Хващева Л. Ф. Применение электронах учебников. // Специалист. 2001 г. — № 1. — С. 17−18
  14. A.B. Лабораторный практикум по курсу «Физико-химические основы развития пожара» для слушателей переподготовки рядового и младшего начальствующего состава ВПО Н.Новгород: ЭФТИ, 2000. — 28с.
  15. A.B. Применение компьютерных программ при обучении пожарных. Н. Новгород: ЭФТИ, 2001. — 34с.
  16. A.B. Проблемы развития информационной культуры у специалистов пожарной безопасности // Крупные пожары: предупреждение и тушение: Материалы XVI научно-практической конференции. Часть 2. -М.: ВНИИПО, 2001. С 55−56
  17. A.B. Проведение занятий по «Пожарно-строевой подготовке». — Н. Новгород: ЭФТИ, 2002. 42с.
  18. B.C. Педагогика профессионально технического образования. Проектирование педагогического процесса в профтехучилищах. Свердловск. -1990. С.4−24.
  19. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб. — метод, пособие. М.: Высш. шк., 1989 — 114 с.
  20. И. Специальный класс. // Пожарное дело. 1978. — № 3. — С.30
  21. А. Е. Федоров А.Г. Мультимедиа для всех / ТОО фирма «Компьютер Пресс «1995. — 222 с.
  22. A.A., Теребнев В. В. Начальнику караула об организации службы в пожарной части М.: Страйиздат, — 1991.—127с.
  23. A.B. Психология обучения и проблемное обучение. -М.: Знание. 1983.-96 с.
  24. H.H. Решение организационно-управленческих проблем пожарной охраны на основе информационных технологий // Пожаровзрывобезопасность. 1998. — № 3 — С. 60−66.
  25. В.А. и д.р. Пожарно-строевая подготовка М.: Стройиздат, 1985.-222 с.
  26. К. Я. Казакова В.Н. Модель непрерывного профессионального развития кадров дошкольных учреждений Н-Новгород.- 1999.- 221 с.
  27. В.А. Высокопроизводительные научно-образовательные сети России. Настоящее и будущее М.: Изд-во МГУ, 1999 — 32 с.
  28. Васильев С. Т. Имитация пожара светом. // Пожарное дело № 3 1970г с30−31
  29. Н.П. Информационная деятельность и мировоззрение. -Иркутск.: Изд. Иркут, 1990. -291 с.
  30. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. -364 с.
  31. О.Н. Существующие модели построения информационного общества. // Информационное общество. 1999. вып. 3, -С. 53 -58.
  32. Р. Компьютер в школе./ Перевод Английский М.: Прогресс, 1988.-333 с.
  33. Возневеч Э. Delphi. Освой самостоятельно / Пер. с англ. — М.: Восточная книжная компания, 1996. — 736 с.
  34. A.B., Курносов И. Н. Роль государства в развитии информационного общества. // Научно-аналитический журнал «Информационное общество» 2000. -«№ 1.- С. 2−5
  35. Г. М. Теория и практика информационного обеспечения управления в органах внутренних дел. / Учебное пособие, М.: Академия МВД СССР, — 1985. — С. 180
  36. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственной деятельности. Иследования мышления в советской психологии / Под. ред. Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1966.
  37. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1986. — 263 с.
  38. .С. Россия и США на пороги третьего тысячелетия. — М.- 1999.-600 с.
  39. Г. Н. Концептуальные подходы к формированию системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. // Наука и образования Зауралья. 2000. № 3. http://nioz.narod.ru/archives/3−2000/gladkova-gn.htm
  40. Н.К. Автоматизированная система противопожарной защиты подземных сооружений. // Пожарная безопасность. — 2002. № 1. — С.98−104
  41. В.В. Инновационные идеи в современном образовании. // Школьные технологии 1997. — № 1.- С. 3−10
  42. П.Г. Марков Е.П. Delphi— среда визуального программирования. СПб.: BHV, Санкт-Петербург, 1996. — 352 с.
  43. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  44. Домрачев В. Г, Дистанционное обучение: возможности и перспективы. // Высшее образование в России 1994-№ 3 — С.3−10
  45. А.И. Опыт применение технических форм обучения. //Специалист. -2001. № 2.-С. 18−19
  46. B.K. Организация структуры учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  47. В. Постиндустриальное общество и культура постмодерна / Москва. Февраль 1998. http://www.iis.ru/library/indexll2.html
  48. Л.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. -1988. № 2. — С.82−92.
  49. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета. 1995. — 22 февраля.
  50. H.H. Энтропия информации и сущность жизни. М.: Радиоэлектроника, 1995. -192 с.
  51. Игровое моделирование и пожарная безопасность. / Под Редакцией Брушлинского H.H.- М.: Стройиздат, 1993.- С. 6 30.
  52. Из опыта учебно-методической работы преподавателей пожарно-тактических циклов ПТУ/ Сборник статей. Под редакцией Н. И. Минаева -М.-1979. 85 с.
  53. Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профтехучилищах. Мет. Пос. АПН СССР НИИ проф-тех образования ред. Г. С. Гутаревым. СПб.- 1992. — 72 с.
  54. Информационная технология и проблемы информатизации общества./ Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1991.-194 с.
  55. Информационные технологии и образования. / Реф. Сбор. Ред. Ракитова А. И. М.: ИНИО, 1996. — 135 с.
  56. Информационные технологии управления. / Учебное пособие. Под ред. Ю. М. Черкасова. М.- 2001. — 213 с.
  57. А.Ф. Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе Санкт-Петербург- Образование, 1998 — С. 102−105.
  58. A.C. Формирование готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактических компьютерных средах. Афториферат. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград: 2000. — 20 с.
  59. B.B. Информация и феномен жизни. АН СССР. Пущино.- 1991.-201 с.
  60. H.A. Использование графического пакета Aytocad и инженерной графики. // Специалист. 2001. — № 5. — С. 22−23.
  61. Карпова J1.B. Дженикян С. А. Компьютерные технологии и учебно-воспитательный процесс // Наука и образования Зауралья. 2000. — № 3. http://nioz.narod.ru/archives/3−2000/karpova-jenikjan.htm
  62. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М.- Издательство центр «Академия», 2002. — 256с.
  63. Козлов О. А, Соловова Е. А, Холодов E.H. Некоторые аспекты создания и применение компьютерного учебника. // Информатика и образование -1995.-№ 3.-С. 37−39.
  64. O.A. Комплексное использование вычислительной техники в системе подготовке курсантов высших училищ Ракетных войск. / Информационный бюллетень военных учебных заведений. 1990.
  65. O.A. Теоретико методические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография.: МОРФ, 2000.-300 с.
  66. К. К. Информатизация образования как фундаментальная проблема / http://www.fcde.ru/fi E-mail: [email protected]
  67. К.К. Информатика в системе опережающего образования // Доклад на Ii-ом Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». М.- 1996.
  68. Компьютерная технология обучения. / Под ред. Гриценко В. И., Довгялло A.M., Савельева А. Я. Словарь-справочник. Киев: «Наукова думка», 1992.
  69. Концепция научно-технической политики российской федерации и приоритетных направлений развития в области информатизации на период 1998—2000гт. Россия, Москва- 1998.
  70. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов // Межотраслевая информационная служба. -1995. -№ 3.
  71. Коротеева Е. Г, БеляевА.А. Обучение, компьютеры, Интернет. НИИЯФ МГУ // Компьютер Пресс. 1997. — № 9. http://www.machaon.ru/distant/distantlist.html
  72. В. Учебно-методический кабинет // Пожарное дело. — 1978. № 1. — С.18−19
  73. А.О. Программное обеспечение учебного назначения и компьютерная технология обучения. Труды международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». Пущино. 29 января-3 февраля 1997.-С. 132−137.
  74. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. Монография — М.: МГПУ, 1996. — 176 с.
  75. Куклева И. И, Куклев В. А. Электронный учебник тетрадь или компьютерный учебник? // Специалист. 2001. — № 6. — С. 22−23
  76. JI.B. Компьютерное моделирование как средство развития профессиональных качеств специалистов экономика управленческого процесса.
  77. Кулева J1.B. Соколов В. А. Особенности компьютерной подготовки студентов в области профессионального образования. // Высокие технологии в педагогических процессах. Тез. докл. Секция 4−5. 2000.- С. 53−54
  78. Куотс. Р, Влеймик. И. Интерфейс «человек—компьютер» Перевод с английского Г. Н Коноплев, П. П Сухарева, И. А. Щукиной под редакцией В. Ф. Шаньгина. М.: «Мир», 1990. — 501 с.
  79. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М.: Высшая школа, 1991. — 217 с.
  80. . А.Н. Применение ЭВМ для календарного планирования учебного процесса в ПТУ школах и техникумах./ Мет пос. М.: Высш. Школ, 1991.- 158 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981. 584 с.
  83. В.В. Каким быть компьютерному классу. // Вычислительная техника и ее применение. — 1988. № 2. — С. 31−39.
  84. . A.B. Некоторые аспекты методологии компьютеризированого обучения. // Специалист. 1992. 10−12. — С.8−11.
  85. . А. Применение прикладной программы TESTUM: / Мет. Указ. Н-Новгород.- 1995. -14 с.
  86. Маккелви М. Visual Basic (серия без проблем!)/ Пер. с англ. Карпович Е. Е. М.: БИНОМ, 1996. — 576 с.
  87. A.B. Перспективы развития системы связи ГПС. // Пожарная безопасность. 2001. — № 3. — С. 122−127.
  88. A.B. Функциональные и технические требования к пультам оперативной связи для пожарных частей и отрядов ГПС // Пожарная безопасность. -2001. № 2. — С. 131−134.
  89. A.B., Зыков O.A. Совершенствование программы психологического отбора кандидатов на службу в ГПС на службу в ГПС на основе изучения их мотивационной сферы. // Пожарная безопасность. 2001. 4. — С.140−143.
  90. A.B., Порошин O.A., Завидская М. Г. Особенности мотивационной сферы деятельности инспекторов государственного противопожарного надзора. // Пожарная безопасность. 2002. — 2. — С.84−90.
  91. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  92. М.М. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика. !975. -367 с.
  93. Е.И. Компьютерное образования: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986.-80 с.
  94. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  95. В.Г. Проблемы информатики в европейских странах // Доклады Института Европы (ДИЕ) Российской академии наук М.- 1996. -№ 25
  96. Методические рекомендации по проведению занятий с личным составом пожарной охраны в 2х частях. — Горький- 1998. 75 с.
  97. Е.А. Комплексная информационная система ГУГПС: концепция построения, технологии и решения // Пожарная безопасность. — 2001.-№ 4.-С. 113−117.
  98. Е.А. Принципы построения и архитектура автоматизированной системы поддержки принятия решения при тушении пожаров. // Пожарная безопасность. 2001. — № 4. — С. 118−123.
  99. A.C. Оценка эффективности систем дистанционного обучения. // Труды международной конференции IT+SE'99 «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе и охране природных ресурсов». Запорожье: ЗГУ, 1999. С.34−56.
  100. . A.C. Концепция обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде. // Дистанционное обучение. 1998−3. — С.14−16.
  101. M.M. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе. // Социально гуманитарные знания. —2001. -№ 1.-С. 233−247.
  102. Новые информационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах членов СЭВ. // Сб. Научных трудов. JL- 1990 — 145 с.
  103. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Ред. ЕС Полата, -М.- 2001. 272с.
  104. Образование и информационные технологии. / Международное сотрудничество. 1996. — № 2. — С. 26.
  105. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993. — 914 с.
  106. Отбор и подготовка учебной информации для автоматизированых обучающих систем в профтехучилищах. / Мет. Пос. ВНИИ проф-тех образования ред. И. З. Новиков. — JL- 1989. 67 с.
  107. E.H. Митан А. И. Автоматизированная система ЭКСТЕРН -М.: Изд. Моек, 1985. 144 с.
  108. Т. П. Балакирева Л.А. Актуальные проблемы непрерывного образования взрослых Л.: «ЗНАНИЕ», 1996. — 36 с.
  109. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и д.р. под. редакцией Ю. К. Бабанского. 2-е изд. доп. и переработано — М.: Просвещение, 1998. — 479 с.
  110. Петров Ю. Н Модель непрерывного профессионального образования. -Н.Новгород: «АйКью" — 1994.-351 с.
  111. Петров Ю. Н, Маркова C.B. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием / Монография. Н-Новгород- 1999. — 172 с.
  112. В.П. Концепция развития автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения. // Пожарная безопасность. —2002.-№ 2. -С. 99−104.
  113. К.Н. Проблемы способностей. М.: Наука, 1982. — 312 с.
  114. Повзик Я. С, Панарин В. М. Тактическая и психологическая подготовка руководителя тушения пожара М.: Стройиздат, 1988. — 112 с.
  115. Я.С. Пожарная тактика М.: ЗАО «Спецтехника», 1999 — 416 с.
  116. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.- Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001- Кн1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.
  117. Познавательные процессы и способности в обучении / Учеб. пособие для студентов пед. институтов Под ред. Шадрикова Н. П. М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  118. Т. А. Инфраструктура регионального образовательного интернет-пространства /Специальность: 05.13.11 Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора физико-математических наук — Москва- 2000. 25 с.
  119. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». // Информатика и образование. -1996. N 5. — С.1−20.
  120. А. Дистанционное образование // Наука и жизнь. 2000. -№ 1. — С. 89−90
  121. A.B. Информационные технологии в управленческой деятельности учебных заведений. / МВД России Опыт и проблемы обеспечения пожарной безопасности государства. Материалы научно практической конференции. 1999. — С.3−5.
Заполнить форму текущей работой