Художественная литература как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Слушая художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его… Читать ещё >
Художественная литература как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
нравственный воспитание дошкольник методика Литературные произведения — богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, эстетических, интеллектуальных).
Слушая художественные произведения, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации.
Правда, они как аккумулятор заряжают душу нравственной энергией. Но далеко не всегда (ведь хорошие, добрые книги читают всем детям, но все вырастают разные по своим чувствам и отношению к окружающему), а зачастую это происходит стихийно. Следовательно, необходимо вовлечь ребенка в активное обсуждение прочитанного произведения, то есть провести этическую беседу по прочитанному произведению. Не менее важно создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребенком вовремя чтения художественной литературы, проявлялись в окружающей реальности. Детские писатели выступают знатоками мира, жизни, психологии детей. Вместе с тем этой литературе присущ скрытый дидактизм, а значит, возможность использования ее в обучающих и воспитывающих целях.
Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.
При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание.
Исследования Кониной Н. М. показали, что дети дошкольного возраста способны воспринимать мораль художественного произведения, понять смысл и мотивы поступков героев, дать им оценку и обосновать свое отношение к ним [10, с 20].
Произведениям детской литературы присуще такое качество, как ассоциативность, которое помогает прейти от конкретного факта к выделению общей закономерности. Стоящая за этим фактом ситуация, описанная в произведении, выступает как повод для рассуждения, как толчок для разворачивания цепи ассоциаций.
Ценным является и то, что произведение отражает не только внешние, но и внутренние психологические факты, описывают не только поведение, но и переживания и мысли.
Литературный материал в образной форме показывает повседневные ситуации из жизни ребенка с позиции взрослого, самого ребенка или как бы со стороны при описании взаимодействия взрослого и ребенка.
Художественная литература учит детей различать «что такое хорошо и что такое плохо» в поступках детей не в форме сухого дидактизма, навязчивых формул и нравоучений, а посредством ярких художественных образов, эмоционально воздействующих на детей.
Мораль художественного произведения более глубоко осознается детьми в беседах, после чтения. Исследования М. М. Кониной свидетельствуют о том, что беседы по произведениям с нравственным содержанием вызывают повторные переживания, вновь возбуждают те чувства, которые захватывали ребенка, когда он слушал художественное произведение. У ребенка появляется желание сделать что-нибудь хорошее, стремлением быть похожим на положительных героев, что оказывает большое влияние на приобретение нравственных привычек [10, с 20].