Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Репрезентация операций памяти в семантике глагольных единиц немецкого языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическими основами нашего исследования послужили положения о полевой структуре языка и системном характере лексики (A.B. Бондарко, Е. В. Гулыга, Э. В. Кузнецова, И. А. Стернин, Е. И. Шендельс, Г. С. Щур), об иерархии основных типов лексико-семантических парадигм, разграничении понятий ЛСП, ЛСГ, тематической группы и необходимости определения границ ЛСГ по грамматическим, тематическим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ КОНСТИТУЕНТОВ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
    • 1. 1. Лексико-семантические группы как инструмент для реализации системного подхода в исследовании лексико-семантической системы языка
    • 1. 2. Специфика глагольной семантики
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ГЛАГОЛОВ ПАМЯТИ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
    • 2. 1. Различные подходы к толкованию глаголов памяти
    • 2. 2. Состав лексико-семантической группы глаголов памяти в немецком языке
    • 2. 3. Семантическая структура ядерных конституентов ЛСГ
    • 2. 4. Семантическая структура ближней периферии конституентов ЛСГ глаголов памяти
    • 2. 5. Семантическая структура конституентов дальней периферии ЛСГ глаголов памяти
    • 2. 6. Структура внутренней организации ЛСГ глаголов памяти
    • 2. 7. Связи ЛСГ глаголов памяти с другими ЛСГ
  • ВЫВОДЫ

Репрезентация операций памяти в семантике глагольных единиц немецкого языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В зарубежной лингвистике исследованием немецких глаголов памяти занимались В. Бренненштуль, Е. Бутулуси, Г. Вейс, Г. Вейнрих, Г. Гольден, Г. Гюнтер, Д. Круше, Т. Нир, Б. Примус, Е. Фельдер, Й. Шредер. Зарубежные лингвисты исследуют отдельные глаголы памяти и не обращаются к лингвистическому анализу глаголов памяти как парадигматической подсистемы. При попытках классифицировать глагольную лексику глаголы, описывающие операции памяти, причисляются зарубежными лингвистами к разным парадигматическим объединениям лексических единиц: к глаголам психической деятельности, к информационным глаголам, к когнитивным глаголам.

На материале русского языка глаголы памяти исследовались в работах Ю. Д. Апресяна, Л. Г. Бабенко, JIM. Васильева, А. Вежбицка, М. А. Дмитровской, A.A. Зализняка, М. В. Никитина, В. В. Туровского. Семантическую структуру глаголов памяти в сопоставительном аспекте рассматривала М. В. Милованова. Лингвисты, занимающиеся исследованиями глаголов памяти в русском языке, используют разные подходы к толкованию глаголов памяти: толкование глаголов памяти через глаголы знания (Вежбицка 1986, Апресян 2001), через глаголы восприятия (Дмитровская 1991), через глаголы поисковой группы (Туровский 1991, Зализняк 2004 www). Исследования отечественных лингвистов глаголов памяти в русском языке послужили отправной точкой в нашем исследовании.

Исследователи опираются на положение, учитывающее взаимосвязь различных видов психической деятельности, которые не существуют обособлено, отдельно друг от друга, а разделяются искусственно в ходе анализа для достижения поставленных целей, что обуславливает условность такого разграничения.

Актуальность темы

определяется недостаточной исследованностыо парадигмы лексических единиц, используемых носителями немецкого языка для репрезентации операций памяти, а также необходимостью уточнения критериев определения состава, границ между ядром и периферией анализируемой ЛСГ. Проведенное с использованием компонентного, контекстуального и статистического анализа исследование позволяет выявить степень эксплицированности репрезентации конкретных операций памяти в ЛСС немецкого языка.

Объектом исследования служит лексико-семантическая группа глаголов памяти в немецком языке.

Предметом исследования являются лексико-семантические характеристики глаголов памяти в немецком языке, их парадигматические отношения, связь с другими ЛСГ глаголов.

В основу исследования положена следующая гипотеза: парадигмы глагольных единиц, описывающих отдельные операции памяти, характеризуются неодинаковой дифференцированностью, а репрезентация соответствующих ситуаций в семантике анализируемых глаголов — разной степенью эксплицированности.

Цель исследования — установить закономерности репрезентации операций памяти глагольными конституентами ЛСС немецкого языка. Поставленная цель обуславила конкретные задачи исследования:

— определить состав ЛСГ глаголов памяти в немецком языке и установить иерархию семантических признаков в семантической структуре глаголов памяти;

— описать структуру внутренней организации ЛСГ глаголов памяти в немецком языке;

— охарактеризовать степень эксплицированности репрезентации отдельных операций памяти в семантике глагольных единиц;

— проанализировать связь ЛСГ глаголов памяти с глаголами других ЛСГ и выявить функциональные эквиваленты глаголов памяти в немецком языке.

Материалом исследования послужили тексты произведений современной художественной литературы на немецком языке. Кроме того, для решения поставленных задач привлекались данные словарей немецкого языка «Duden. Deutsches Universalworterbuch», «Duden. Das Bedeutungsworterbuch», «Wahrig. Deutsches Worterbuch», «Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache». В ходе исследования было проанализировано 4303 отобранных методом сплошной выборки минимальных контекстов. Под минимальным контекстом мы понимаем контекст, выявляющий значение и функции слова в рамках его непосредственных грамматических связей с представленными в тексте зависимыми словами. За единицу исследования принят лексико-семантический вариант глагола (ЛСВ) — глагольная единица в одном из ее лексических значений, описываемых толковыми словарями, совокупность которых образует смысловую структуру многозначного глагола.

Методологическими основами нашего исследования послужили положения о полевой структуре языка и системном характере лексики (A.B. Бондарко, Е. В. Гулыга, Э. В. Кузнецова, И. А. Стернин, Е. И. Шендельс, Г. С. Щур), об иерархии основных типов лексико-семантических парадигм, разграничении понятий ЛСП, ЛСГ, тематической группы и необходимости определения границ ЛСГ по грамматическим, тематическим и семантическим признакам (Л.М. Васильев, Ю. Н. Караулов, Т. А. Кильдибекова, Х. Х. Кузьмина, Э. В. Кузнецова, И. В. Сентенберг, Ф. П. Филина, Д.Н. Шмелёв), об обусловленности лексической сочетаемости глаголов характеристиками субстанциональных сем в семантической структуре глаголов (O.A. Михайлова), о синтаксическом статусе значения глагола и о связи наиболее частотных элементов ближайшего контекста с внутренними компонентами значения глагола (Ю.Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, В. Г. Гак, И. П. Сусов, Н.Л. Шамне), об интерпретации значения глагола как многоярусного образования (С.М. Антонова, Л. М. Васильев, P.M. Гайсина, В. Г. Гак, Э. В. Кузнецова, С. П. Лопушанская, O.A. Михайлова, М. В. Никитин, А. Г. Сильницкий, И. А. Стернин, A.A. Уфимцева, Н.Л. Шамне), об обусловленности асимметрии лексического представления особенностями восприятия внеязыковой действительности носителями языка (К. Пруст) — классификация типов внутренней организации ЛСГ глаголов (И.Т. Вепрева, H.A. Гогулина, О.П. Жданова) — способы описания глаголов памяти в лингвистических трудах отечественных и зарубежных ученых (Ю.Д. Апресян, В. Бренненштуль, Е. Бутулуси, J1.M. Васильев, А. Вежбицка, Г. Вейс, Г. Гюнтер, М. А. Дмитровская, A.A. Зализняк, Д. Круше, Т. Нир, М. В. Пименова, Б. Примус, В. В. Туровский, Й. Шредер). При описании семантической структуры конституентов ЛСГ глаголов памяти в немецком языке мы опирались на подход, разработанный в научной школе профессора С. П. Лопушанской.

Методы исследования. Поставленные задачи и предмет исследования обуславили использование различных методов лингвистического анализа: метод сплошной выборки и статистический анализ, привлекаемые для определения состава ЛСГ глаголов памяти в немецком языке и выявления структуры внутренней организации данной ЛСГ, описательный метод, включающий в себя наблюдение, интерпретацию, обобщение и классификацию анализируемого материала, методы контекстуального и компонентного анализа, используемые для описания семантики глаголов памяти и характеристики степени эксплицированности репрезентации отдельных операций памяти конституентами исследуемой ЛСГ.

Научная новизна заключается в том, что глаголы памяти в немецком языке исследуются как особое парадигматическое объединение лексических единиц, определяется состав ЛСГ глаголов памяти, реконструируется семантическая структура глаголов памяти, описываются парадигматические отношения конституентов ЛСГ, структура внутренней организации лексико-семантической группы, её связи с другими ЛСГ глаголов в ЛСС немецкого языка, степень эксплицированности репрезентации отдельных операций памяти в семантике глагольных единиц.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в дальнейшей разработке положения о системном характере лексического уровня языка, вопросов лексической семантики, теории лексико-семантических групп, дополнении имеющихся исследований функциональной эквивалентности лексических единиц и развитии положения об асимметричности лексической репрезентации внеязыковой действительности в лексико-семантической системе языка.

Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты и языковой материал могут быть использованы в вузовских курсах по общему языкознанию, лексикологии, стилистике, теории и практике перевода, в спецкурсах по семантике, межкультурной коммуникации, лингвострановедению, на практических занятиях по немецком языку как иностранному. Материал исследования может служить для разработки тематики курсовых и дипломных работ.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры немецкой филологии Волгоградского государственного университета, научных сессиях в ВолГУ (2002;2007), на межвузовских конференциях, на III., VI., VII. Всероссийских научно-практических конференциях «Теория и практика германских языков» (Ульяновск 2002, 2005, 2006), на научной конференции «Язык, культура, этнос в глобализованном мире: на стыке цивилизации и времен» международного конгресса «Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций» (Элиста 2005), на международных научных конференциях «Предложение и слово: парадигматический, коммуникативный, методический аспекты» (Саратов 2002), «Актуальные проблемы лингвистики XXI века» (Киров 2006). Основное содержание работы отражено в 10 публикациях общим объемом 3,6 п.л., в том числе две статьи в изданиях, соответствующих списку ВАК.

Положения, выносимые па защиту: 1. Лексико-семантическую группу глаголов памяти в немецком языке конституируют лексико-семантические варианты глаголов, объединяемые на основе общей категориальной семы 'осуществление операции с фрагментами прошлого опыта в активном поле сознания'. Семантическая структура немецких глаголов памяти представляет собой иерархию категориальной, интегральных и дифференциальных сем, которая отражает особенности репрезентации в языке различных операций памяти, включающих в качестве базовых составляющих три компонента: субъект, объект, собственно процесс.

2. Внутренняя структура ЛСГ немецких глаголов памяти имеет сложную организацию и включает в себя следующие подгруппы и микрогруппы: «хранение информации в памяти», «сохранение информации в памяти» (микрогруппа каузации запоминания и микрогруппа запоминания), «воспроизведение информации из памяти» (микрогруппа каузации воспоминания и микрогруппа воспоминания), «утрата информации из памяти».

3. Репрезентация конкретных операций памяти глагольными конституентами в немецком языке характеризуется асимметричностью. Наибольшую экспликацию получают операции «воспроизведение информации из памяти» и «сохранение информации в памяти», наименее эксплицированы операции «утрата информации из памяти» и «хранение информации в памяти».

4. В качестве функциональных эквивалентов глаголов памяти для описания операций хранения и воспроизведения информации из памяти регулярно употребляются глаголы знания, говорения и восприятия. Для репрезентации ситуаций сохранения информации в памяти и утраты информации из памяти глаголы других ЛСГ используются не регулярно.

Структура и краткое содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка источников фактического материала, списка лексикографических источников, списка сокращений, принятых в работе. В первой главе «Аспекты исследования глагольных конституентов лексико-семантической системы языка» рассматриваются основные положения системного подхода для изучения лексико-семантической системы языка и специфика глагольной семантики. Во второй главе «Лексико-семантическая группа глаголов памяти в.

выводы.

Зарубежные лингвисты исследуют отдельные глаголы памяти и не уделяют достаточного внимания комплексному описанию сложных парадигматических связей внутри названной ЛСГ. В русистике существует несколько подходов к толкованию глаголов памяти, послуживших отправной точкой в данном исследовании: толкование глаголов памяти через глаголы знания, глаголы восприятия, глаголы воображения, глаголы поисковой группы.

Для определения состава ЛСГ, ядра, ближней и дальней периферии ЛСГ мы использовали такие статистические величины: индекс значения (W), среднюю частоту употребления для данной ЛСГ (Fcp.) и частоту употребления конкретного конституента (F), а также функциональную нагрузку ЛСВ глаголов (Q)). К основному составу ЛСГ глаголов памяти мы отнесли ЛСВ глаголов с W>0,3, к ядру ЛСГ — ЛСВ глаголов с максимальными F, Q, W> 0,6, к ближней периферии — ЛСВ со средней Q, F и 0,60,3, к дальней периферии ЛСГ — ЛСВ глаголов с минимальными статистическими характеристиками.

Иерархия семантических признаков в семантической структуре (СС) конституентов исследуемой ЛСГ выглядит следующим образом: I. Категориальная сема 'осуществление операции с фрагментами прошлого опыта в активном поле сознания'- II. Денотативные несубстанциональные семы: 1) 'продвижение фрагментов прошлого опыта в пространстве памяти'- 2) 'каузативность'- 3) 'темпорально-мотивационные отношения, описываемые ЛСВ глагола'- 4) 'характер операции памяти'- 5) 'сопровождающее действие'- 6) 'сопровождающие эмоциональные реакции'- III. Денотативные субстанциональные семы: 1) 'характер субъекта операции памяти'- 2) 'характер объекта операции памяти'- 3) 'партнер операции памяти'- IV. Неденотативные семы: 1) 'субъективная оценка объекта операции памяти'- 2) 'оценка операции памяти говорящим'.

В ходе компонентного и контекстуального анализа были выявлены следующие конституенты с идентичной и близкой СС: А) конституенты с идентичной СС: 1) besinnen — entsinnen- 2) zuruckdenkendenken- 3) einlernen — anlernen- 4) einuben— einstudieren- 5) einbrenneneinpragen2- 6) zuruckgreifen — ausholen- 7) hersagen — aufsagen- 8) nachtrauernnachweinen- 9) erkennen — wiedererkennen- 10) zuruckerinnern — zuruckrufen- 11) merken — lernenБ) конституенты с близкой СС: 1) zuruckblickenvergegenwartigen- 2) aufwarmen — aufruhren.

Глаголы памяти содержат в своей семантике в качестве базовых составляющих компоненты, отражающие структуру операций памяти: субъект, объект, процесс. Позиции субъекта и объекта при глаголах памяти замещаются существительными, описывающими человека. Для субъекта и объекта операции памяти характерна антропоцентрическая направленность.

Конституенты внутри ЛСГ глаголов памяти связаны отношением «вхождение», «схождение», «расхождение».

На основании релевантных дифференциальных сем, реализующих интегральную сему 'продвижение фрагментов прошлого опыта в пространстве памяти', все конституенты ЛСГ глаголов памяти можно разделить на четыре подгруппы. Подгруппу «хранение информации в памяти» конституируют ЛСВ с дифференциальной семой 'отсутствие продвижения единиц в пространстве памяти' в СС: ЛСВ wissen и ЛСВ nachtragen. К подгруппе «сохранение информации в памяти» принадлежат конституенты, имеющие в СС дифференциальную сему 'продвижение фрагментов прошлого опыта извне внутрь пространства памяти'. Ядро подгруппы конституируют lernen, merken, einpragen2, ближнюю периферию — behalten, sich aneignen, verewigen2, verewigen! и einpragenl, дальнюю периферию — einlernen, einuben, anlernen, einbrennen, einstudieren, einscharfen. Из этой подгруппы следует выделить ЛСВ verewigen2, verewigenl, einscharfen и отнести их на основании релевантности для их СС дифференциальной семы 'наличие каузации' к микрогруппе «каузация запоминания».

В подгруппу «воспроизведение информации из памяти» входят J1CB с дифференциальной семой 'продвижение фрагментов прошлого опыта из глубинных слоев памяти на поверхность'. В составе данной подгруппы мы выделяем микрогруппы «каузация воспоминания» и «воспоминание». Конституенты ядра микрогруппы «каузация воспоминания» — erinnern2, епппегпЗ, периферийные конституенты — mahnenl, ermahnen, anmahnen. К ядру микрогруппы «воспоминание» мы отнесли JICB einfallen и erinnern!, к конституентам ближней периферии — wiedererinnern, aufruhren, zuruckerinnern, ausgraben, zuruckgreifen, aufwarmen, vergegenwartigen, hersagen, nachtrauern, nachweinen, ausholen, zuruckblicken, heraufbeschworen, zurucksehnen, aufsagen, gedenkenl, zuruckdenken, entsinnen, wiedererkennen, besinnen, erkennen, denken, к дальней периферии — rekonstruieren, kommen, sehen. Подгруппу «утрата информации из памяти» конституируют J1CB глаголов с дифференциальной семой 'продвижение фрагментов прошлого опыта с поверхности вглубь пространства памяти'. Ядерными конституентами являются vergessen!, vergessen2, конституентами ближней периферии — vergessen4, verlernen!, entfallen, дальней периферииverdrangen. ЛСГ глаголов памяти имеет иерархическую структуру с вершинами lernen, wissen, erinnern!, vergessen2.

Анализ функциональной нагрузки, степени дифференцированное&tradeпарадигм лексических единиц и размера подгрупп ЛСГ глаголов памяти показал, что репрезентация конкретных операций памяти глагольными конституентами ЛСС немецкого языка характеризуется асимметричностью. Наименее эксплицированы операции «утрата информации из памяти» и «хранение информации в памяти».

В качестве функциональных эквивалентов глаголов памяти для описания операций хранения и воспроизведения информации из памяти регулярно употребляются глаголы знания, говорения и восприятия. Для репрезентации операций сохранения информации в памяти и утраты информации из памяти глаголы других ЛСГ используются реже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Объектом предпринятого исследования стала ЛСГ глаголов памяти в немецком языке — структурный компонент ЛСП памяти, подсистема, объединяющая глагольные конституенты ЛСС немецкого языка на основе интегрирующего компонента лексического значения — категориальной семы 'осуществление операции с фрагментами прошлого опыта в активном поле сознания'.

При описании СС конституентов ЛСГ глаголов памяти мы исходили из понимания значения глагола как совокупности денотативных сем (несубстанциональных и субстанциональных), отражающих признаки события или ситуации и ее участников, и неденотативных сем, содержащих впечатления или оценку денотата индивидуумом.

На основании результатов сопоставления величины среднего индекса, средней частоты употребления для ЛСГ и частоты употребления конкретного конституента ЛСГ, а также функциональной нагрузки ЛСВ глаголов мы определили состав ЛСГ глаголов памяти в немецком языке, состав ядра, ближней и дальней периферии анализируемой ЛСГ.

Конституенты ядра ЛСГ глаголов памяти — wissen, lernen, merken, vergessenl, vergessen2, erinnernl, erinnern2, erinnern3 ~ это наиболее употребительные ЛСВ глаголов с максимальными статистическими характеристиками и малосодержательным значением, описывающие неспецифические операции памяти. СС перечисленных ЛСВ глаголов имеет наименьшее число интегральных сем (только денотативные семы) и, соответственно, наименьшее число дифференциальных сем. Доминантой ЛСГ глаголов памяти и, следовательно, ядра ЛСГ является ЛСВ erinnernl (функциональная нагрузка — 23%).

В состав ближней периферии ЛСГ глаголов памяти входят wiedererinnern, aufruhren, einlernen, einuben, anlernen, wachrufen, zuruckerinnern, zuruckrufen, einbrennen, ausgraben, einstudieren, zuruckgreifen, aufwarmen, anmahnen, vergegenwartigen, hersagen, nachtrauern, wiedererkennen, vergessen4, mahnenl, besinnen, nachweinen, ausholen, zuruckblicken, einscharfen, verewigen!, sich aneignen, entfallen, verlernenl, einpragenl, heraufbeschworen, einpragen2, aufsagen, gedenkenl, zuruckdenken, entsinnen, erkennen, einfallen, denken. К дальней периферии относятся verewigen2, nachtragen, sehen, zurucksehnen, behalten, verdrangen, rekonstruieren, kommen, ermahnen. Периферийные конституенты ЛСГ глаголов памяти, согласно результатам компонентного и контекстуального анализа, имеют более конкретное значение по сравнению с ядерными конституентами ЛСГ, обогащенное дополнительными денотативными субстанциональными и несубстанциоиальными семами и неденотативными семами.

Глаголы памяти в немецком языке могут описывать сложную ситуацию, в которой элементарные базовая и фоновая ситуации семантически связаны между собой во временном и мотивационном планах, т. е. являются полиситуативными глаголами, а их значения ретроспективными или ретроспективно-проспективными. В ретроспективном значении имплицируется некоторое предшествующее состояние или действие, мотивирующее базовое значение глагола, а в ретроспективно-проспективном значении — одновременно некоторое последующее и некоторое предшествующее состояние или действие, соответственно, мотивируемое базовым глагольным действием и мотивирующее базовое значение глагола.

При описании глаголов памяти мы исходим из понимания операций памяти как перемещение фрагментов прошлого опыта по вертикали в пространстве памяти.

По результатам проведённого лингвистического анализа иерархия семантических признаков в СС конституентов исследуемой ЛСГ выглядит следующим образом:

I. Категориальная сема 'осуществление операции с фрагментами прошлого опыта в активном поле сознания'- II. Денотативные несубстанциональные семы: 1) 'продвижение фрагментов прошлого опыта в пространстве памяти' реализуется в дифференциальных семах 'отсутствие продвижения единиц памяти в пространстве памяти', 'продвижение фрагментов прошлого опыта извне внутрь пространства памяти', 'продвижение фрагментов прошлого опыта из глубинных слоев памяти на поверхность', 'продвижение фрагментов прошлого опыта с поверхности вглубь памяти') — 2) 'каузативность' (реализуется в дифференциальных семах 'наличие каузации', 'отсутствие каузации') — 3) 'темпорально-мотивационные отношения, описываемые J1CB глагола' (реализуется в дифференциальных семах 'ретроспективность', 'ретропроспективность') — 4) 'характер операции памяти' (реализуется в дифференциальных семах 'участие воли субъекта', 'отсутствие воли субъекта', 'наличие предела в протекании операции памяти', 'отсутствие предела в протекании операции памяти', 'фазовое протекание', 'недискретность', 'повторяемость', 'внезапность', 'длительное протекание') — 5) 'сопровождающее действие' (реализуется в дифференциальных семах 'наличие', 'отсутствие') — 6) 'сопровождающие эмоциональные реакции' (реализуется в дифференциальных семах 'отрицательные', 'положительные', 'отсутствующие') — III. Денотативные субстанциональные семы: 1) 'характер субъекта операции памяти' (реализуется в квалификативных дифференциальных семах 'одушевлённость', 'неодушевлённость', и в квантитативных дифференциальных семах 'единичный', 'множественный') — 2) 'характер объекта операции памяти' (реализуется в дифференциальных квалификативных семах 'одушевлённость', 'неодушевлённость', 'конкретность', 'абстрактность', 'специфичность объекта операции памяти') — 3) 'партнер операции памяти' (реализуется в дифференциальных семах 'отсутствие партнера', 'эксплицитный партнер', 'имплицитный партнер') — IV. Неденотативные семы: 1) 'субъективная оценка объекта операции памяти' (реализуется в дифференциальных семах 'отрицательная', 'положительная', 'отсутствующая') — 2) 'оценка операции памяти говорящим' (реализуется в дифференциальных семах 'неодобрительная', 'одобрительная', 'отсутствующая').

По степени сходства мы различаем JICB глаголов с «идентичной», и «близкой» СС. В ходе анализа словарных статей, компонентного и контекстуального анализа были выявлены следующие конституенты с идентичной и близкой СС: А) конституенты с идентичной СС: 1) besinnen — entsinnen- 2) zuruckdenken — denken- 3) einlernen — anlernen- 4) einuben— einstudieren- 5) einbrennen — einpragen2- 6) zuruckgreifen — ausholen- 7) hersagen — aufsagen- 8) nachtrauern — nachweinen- 9) erkennenwiedererkennen- 10) zuruckerinnern — zuruckrufen- 11) merken — lernenБ) конституенты с близкой СС: 1) zuruckblicken — vergegenwartigen- 2) aufwarmen — aufruhren.

Глаголы памяти в немецком языке содержат в своей семантике в качестве базовых составляющих компоненты, отражающие особенности репрезентации в языке различных операций памяти — субъект, объект, собственно процесс. Конституенты внутри ЛСГ связаны друг с другом следующими типами отношений: «вхождение», «схождение» и «расхождение».

ЛСГ глаголов памяти в немецком языке конституируется подгруппами «хранение информации в памяти», «сохранение информации в памяти», «воспроизведение информации из памяти» и «утрата информации из памяти», конституенты которых объединяются на основании релевантности одной из дифференциальных сем, реализующих интегральную сему 'продвижение фрагментов прошлого опыта в пространстве памяти', а именно: 'отсутствие продвижения единиц в пространстве памяти', 'продвижение фрагментов прошлого опыта извне внутрь пространства памяти', 'продвижение фрагментов прошлого опыта из глубинных слоев памяти на поверхность', 'продвижение фрагментов прошлого опыта с поверхности вглубь пространства памяти'. На основании релевантности/нерелевантности для СС конституентов подгрупп дифференциальной несубстанциональной семы 'наличие каузации' в подгруппе «сохранение информации в памяти» мы выделили микрогруппы «запоминание» и «каузация запоминания», а в подгруппе «воспроизведение информации из памяти» — микрогруппы «воспоминание» и «каузация воспоминания».

ЛСГ глаголов памяти в немецком языке имеет иерархическую структуру, возглавляемую lernen, wissen, erinnern!, vergessen2 (ЛСВ с наиболее отвлеченными значениями), находящимися друг к другу в отношении семантической оппозиции по дифференциальным семам, реализующим интегральную сему 'продвижение фрагментов прошлого опыта в пространстве памяти', а остальные глаголы вступают с ними в привативные оппозиции, выстраиваясь внутри ЛСГ в порядке возрастания семантических признаков в их СС.

Анализ функциональной нагрузки, степени дифференцированности парадигм лексических единиц и размера подгрупп показал, что репрезентация конкретных операций памяти глагольными конституентами в немецком языке характеризуется асимметричностью. Наиболее эксплицированы операции «воспроизведения информации из памяти» и «сохранение информации в памяти». Наименее эксплицированы операции хранения и утраты информации.

Для репрезентации процессов памяти носители немецкого языка используют также глаголы других ЛСГ. Материал исследования показывает, что в качестве функциональных эквивалентов глаголов памяти для описания операций хранения и воспроизведения информации из памяти регулярно употребляются глаголы знания, говорения и восприятия (например, kennen (14% процентов от общего количества употреблений), erwahnen (13%) и aussehen (11%)). Для репрезентации ситуаций сохранения информации в памяти и утраты информации из памяти глаголы других ЛСГ используются не регулярно.

В перспективы исследования входит выявление эквивалентов немецких глаголов памяти в русском языке и их описание с использованием методов и подходов настоящего исследования, а также комплексное исследование лексических средств, принадлежащих к ЛСП памяти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамов, В. Г — Структурно-семантическое описание глаголов передачи в русском языке / В. Г. Абрамов — АКД. М., 1980.
  2. , В.К. Типы семантических составляющих и типы глагольных ЛСВ / В. К. Андреева // Семантико-системные отношения в лексике германских и романских языков. Волгоград, 1979.
  3. , В.К. Типы семантических составляющих / В. К. Андреев // Исследования по семантике. Уфа, 1980.
  4. , С.М. Глаголы говорения динамическая модель языковой картины мира: опыт когнитивной интерпретации: Монография / С. М. Антонова. — Гродно: ГрГУ, 2003. — ISBN 98517−517.
  5. , Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян: Избранные труды. Т. 2. — М., 1995.
  6. , Ю.Д. О языке для описания значений слов / Ю. Д. Апресян // Известия АН СССР, ОЛЯ, 1969 — № 5.
  7. , Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю. Д. Апресян // Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. -№ 1. -М., 1995.
  8. , Ю.Д. Системообразующие смыслы 'знать' и 'считать' в русском языке / Ю. Д. Апресян // Русский язык в научном освещении. -М&bdquo- № 1 -2001. — С. 5−26.
  9. , Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка/Ю.Д. Апресян.-М., 1974.
  10. , Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю.Д. Апресян// Вопросы языкознания. 1995. -№ 1
  11. , Н.Д. Образ: (опыт концептуального анализа) / Н.Д. Арутюнова//Референция и проблемы текстообразования. -М., 1988.
  12. , Н.Д. Предложение и его смысл / Н. Д. Арутюнова. М., 1976.
  13. , Н.Д. Предложение и производные от пего значения // Н. Д. Арутюнова. Язык и мир человека. -М., 1999. С. 403−542.
  14. , Р.Ч. Человеческая память и процесс обучения / Р. Ч. Аткинсон. Москва, 1980.
  15. , Л.Г. Предложения, передающие ситуации интеллектуальной деятельности, в рассказах А. Платонова / Л. Г. Бабенко // Исследованияпо семантике. Семантические классы языковых единиц: Межвузовский научный сборник. Уфа, 1980.
  16. Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.
  17. , А. Материя и память / А. Бергсон // Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. -М.: Московский клуб, 1992.
  18. , О.И. Введение в современную региональную лексикологию: Материалы для спецкурса / О. И. Блинова. Томск: Изд-во Томск, унта, 1975.
  19. , О.И. О явлениях синонимии в терминологической лексике старожильческих говоров Средней части Обского бассейна / О. И. Блинова // Труды пятой зональной науч.-метод. конф. кафедр рус. яз. вузов Западной Сибири. Новокузнецк, 1962.
  20. , П.П. Основные предположения генетической теории памяти / П. П. Блонский //Хрестоматия по общей психологии. М., 1979.
  21. , В.В. Семантико-синтаксическая организация предложений / В. В. Богданов. -М., 1977.
  22. , И.М. О понятии сферы действия предикатных слов / И. М. Богуславский // Известия АН ССР Серия Лит. и языка. -Т. 39. -1980. № 4.
  23. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию -/ И. А. Бодуэн де Куртенэ. -М., 1963. -т. I.
  24. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию / И. А. Бодуэн де Куртенэ М., 1963. -Т. II.
  25. Бодуэн де Куртенэ, И.А. О семантической системе языков / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Новое в лингвистике: Сборник трудов. Вып. V. -М., 1970.
  26. , Н.С. Функционирование глаголов говорения в конструкциях с прямой и косвенной речыо (на материале произведений Ю.М. Нагибина) / Н. С. Болотнова // Классы глаголов в функциональном аспекте. -Свердловск, 1986. С. 54−59.
  27. , A.B. Вид и время русского глагола / A.B. Бондарко. М., 1971.
  28. , H.A. Функциональная эквивалентность базовых глаголов лексико-семантических групп / H.A. Боровикова // Проблемы глагольной семантики: Сборник научных трудов. Свердловск, 1984.
  29. , Н.Г. Память и прошлое: Языковые образа, культурные практики / Н. Г. Брагина // Известия РАН 2003. — Т. 62. -№ 5. — С. 3−13.
  30. , Т.В., Шмелев А. Д. Ментальные предикаты в аспекте аспектологии / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. С. 151−166.
  31. , Г. В.- Пылаева, О.Б. Сфера природного в национально-языковой специфике русского и эвенкийского языков / Г. В. Быкова, О. Б. Пылаева. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005.
  32. , JT.M. Значение в его отношение к системе языка: Учебное пособие / JI.M. Васильев. Уфа, 1985.
  33. Васильев, JIM. Семантика русского глагола: Глаголы речи, звучания и поведения: Учебное пособие/JI.M. Васильев. Уфа: Башк. ун-т, 1981.
  34. , JT.M. Семантические классы русского глагола (глаголы чувства, мысли, речи и поведения): Дис. д-ра филол. Наук: 10.02.04 / Л. М. Васильев. Уфа, 1970.
  35. , JI.M. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. 1971 (а). -№ 5.
  36. , А. Восприятие: семантика абстрактного словаря / А. Вежбицка// Новое в зарубежной лингвистике. -Вып. 18. М., 1986.
  37. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицка М.: Русские словари, 1997.
  38. , В.Ф. Языковые средства реализации каузативно-следственных отношений в тексте: Дис.док. филол. наук: 10.02.04 / В. Ф. Веливченко. -Киев, 1990.
  39. Вендлер, 3. Иллокутивное самоубийство / 3. Вепдлер // Новое в зарубежной лингвистике. -Вып. 13. -М., 1985. С. 237−267.
  40. , B.B. Основные типы лексических значений слова / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. 1953. — № 5.
  41. , В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. ~ М., 1972.
  42. , В.В. О структуре семасиологического уровня / В. В. Виноградов // Актуальные проблемы лексикологии. Новосибирск, 1971.
  43. Гак, В.Г. К проблеме семантической синтагматики / В. Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики. -М., 1971.
  44. Гак, В. Г. Высказывание и ситуация / В. Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики М., 1972,1973.
  45. Гак, В.Г. К диалектике семантических отношений в языке / В. Г. Гак // Принципы и методы семантических исследований. -М., 1976.
  46. Гак В. Г. Лексическое значение слова / В. Г. Гак // Лингвистический энциклопедический словарь. М: Сов. энциклопедия, 1990. С. 261−263.
  47. Гак, В. Г. Сопоставительная прагматика / В. Г. Гак // НДВШ. Филологические науки. 1992. -№ 3. — С. 78−90.
  48. , P.C. Изучение глагольной семантики / P.C. Ганжа // Русский язык в школе. 1970. -№ 4.
  49. , И.Д. Парадигматическая структура семантического поля «процессов шитья» в современном русском языке: Авгореф. дисс. канд. филол. наук: 10.02.04 / И. Д. Гончаренко. Киев, 1988. -С. 21.
  50. , Т.В. Лексико-семантические группы глаголов типа «давать» и «брать» / Г. В. Гончаров АКД. Л.: 1980.
  51. , Б.Ю. К проблеме семантической типологии / Б. Ю. Городецкий. -М., 1969.
  52. , Е.В., Шендельс, Е.И. О компонентном анализе значимых единиц / Е. В Гулыга, Е. И. Шендельс // Принципы и методы семантических исследований. -М., 1976.
  53. , Е.А. Лексико-семантическое поле в индивидуальной языковой системе (на материале лексико-семантического поля «обида» в художественно-речевой системе М. Горького): Дис.канд. филол. Наук: 10.02.04 / Е. А. Гутина. -Нижний Новгород, 1997.
  54. , В.З. Предикаты и концепция семантической интерпретации / В. З. Демьянков // Известия АН ССР Серия Лит. и языка. т. 39. — 1980. -№ 4.
  55. , П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания / П. Н. Денисов. М.: Русский язык, 1980.
  56. , О.В. До проблеми швентаризацп ЛСГ ¡-менниюв 3i значениям «буд^вля» / О. В. Джурюк // Германська фшолопя: Науковий вюник ЧДУ. Випуск 4. — Чершвцк ЧДУ, 2001. — С. 44−51.
  57. , М.А. Философия памяти / М. А. Дмитровская // Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991. -С. 78−85.
  58. , Н.Г. Теория семантического поля на современном этапе развития семасиологии / Н. Г. Долгих // Филологические науки. 1973. -№ 1.
  59. , A.A. Введение в психолингвистику / A.A. Залевская. М., 2000.
  60. , A.A. Введение в психолингвистику / A.A. Залевская. М.: Российский гос. гуманитарн. ун-т., 1999.
  61. A.A. Вопросы теории овладения вторым языком в психологическом аспекте / A.A. Залевская Тверь: ТГУ, 1996.
  62. A.A., Падучева Е. В. Предикаты пропозициональной установки в модальном контексте / A.A. Зализняк, Е. В. Падучева // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. Москва, 1989.
  63. , А. Исследования по семантике предикатов внутреннего состояния / А. Зализняк. Мюнхен, 1992.
  64. , В.А. Семасиология / В. А. Звегинцев. -М., 1957.
  65. , Л.Р. Введение в языкознание / Л. Р. Зиндер. -М., 1987.
  66. , В.Л. Лексико-семантический класс глаголов перемещения в русском языке / В. Л. Ибрагимов // Исследования по семантике. -Уфа, 1980.-С. 56−79.
  67. , В.Л. К вопросу о строении лексико-семантических групп (на материале глаголов перемещения и пространственного положения) / В. Л. Ибрагимов // Исследования по семантике. Уфа, 1988. — С. 6367.
  68. , Б.Л. Семантика глаголов иррационального понимания / Б. Л. Иомдин // Вопросы языкознания. 1999. — 4 — С. 71 -90.
  69. И. Петру. Тематические группы футбольных терминов разных систем / И. Петру //Болгарская русистика. -2005/3−4. С. 81−86.
  70. , Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1976.
  71. , Ю.Е. Гнвентаризащя лексико-семантичжн групи д{ешнв пересування в сучаснш шмецькш мов! / Ю. Е. Кшко // Германська фшолопя: Науковий вюник. ЧДУ. Випуск 4. — Чершвщ: ЧДУ, 2001. — С. 51−59.
  72. , С.Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кацнельсон. Л.: Наука, 1972.
  73. , А.Е. Предикатно-аргументные отношения в семантически эргативных языках / А. Е. Кибрик // Известия АН ССР Серия Лит. и языка, т. 39. — 1980. -№ 4. с. 325−326.
  74. , Т.А. Структура поля глаголов действия: Учебное пособие / Т. А. Кильдебекова. Уфа, 1983.
  75. , Л.П. К типологии семантической структуры полисемных глаголов в древнерусском языке / Л. П. Клименко // Семантика слова в истории русского и древнерусского языков. Горький, 1989. — С. 2026.
  76. , Л.П. Лексико-семантическая система древнерусского глагола и ее отражение в памятниках письменности Х1-Х1У в: Учебное пособие / Л. П. Клименко. -Горький, 1990.
  77. , И. М. Лингвистическая семантика: Учебник / И. М. Кобозева. М.: Эдиторал, 2000.
  78. , В.В. «Жизнь происходит от слова / В. В. Колесов. СПб., 1999.
  79. , Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова, Н.Г. Комлев. М., 2003.
  80. В.Н. Слово о переводе / В. Н. Комиссаров. -М., 1973.
  81. Н.Г. Слово в речи: Денотативные аспекты / Н. Г. Комлев. М.: Едиториал УРСС, 2003.
  82. , Е.Е. Модальные и каузативные глаголы в современном французском языке / Е. Е. Корди. Л., 1988.
  83. , Б.И. Общее языкознание. Учение о слове и словарном составе языка / Б. И. Косовский. Минск, 1974.
  84. , A.A. Функционирование лексико-семантической группы глаголов зрительного восприятия в современной русской прозе / A.A. Кретов // Проблемы глагольной семантики: Сборник научных трудов. Свердловск, УрГу, 1984. — С. 78−85.
  85. , Е.Л. К понятию «семантическое поле» и методам изучения / Е. Л. Кривченко // Филологические науки. 1973. № 3.
  86. , Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память / Е. С. Кубрчкова // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991.
  87. , Е.С. Язык пространства и пространство языка (К постановке проблемы) / Е. С. Кубрякова // Известия АН. Серия лит. и яз. 1997. -Т. 56. -№ 3. -С. 22−31.
  88. , Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память / Е. С. Кубрякова //Логический анализ языка: Культурные концепты. М.: Наука, 1991.-С. 85−91.
  89. , А.И. Малые языки и их изучение на исходе XX столетия / А. И. Кузнецова // Лингвистика на исходе XX в.: итоги и перспективы: Тезисы международной конференции. -М., 1998. -С. 284−286.
  90. , Э.В. Введение / Э. В. Кузнецова // Лексико-семантические группы русских глаголов. -Иркутск, 1989.
  91. , Э.В. Лексикология русского языка: Уч. пособие / Э. В. Кузнецова. -М.: Высш. шк., 1982.
  92. , Э.В. Лексикология русского языка: Уч. пособие: изд. 2-е / Э. В. Кузнецова. -М.: Высшая школа, 1989.
  93. , Э.В. Русская лексика как система / Э. В. Кузнецова. -Свердловск, 1980.
  94. , Э.В. Язык в свете системного подхода: Учебное пособие / Э. В. Кузнецова. -Свердловск, 1983.
  95. , Дж. Лингвистическая семантика: Введение / Дж. Лайонз. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  96. , С.П. Изменение семантической структуры русских бесприставочных глаголов движения в процессе модуляции / С. П. Лопушанская // Русский глагол (в сопоставительном освещении): Межвузовский сборник научных трудов. Волгоград, 1988.
  97. , С.П. Семантическая модуляция как речемыслительный процесс / С. П. Лопушанская // Научные школы Волгоградского государственного университета. Русский глагол: История и современное состояние. -Волгоград, 2000. С. 20−29.
  98. , В.В. Проблемы лексико-семантической дифференциации романских языков / В. В. Макаров. Минск, 1972. -С. 135−155.
  99. , O.A. К вопросу об изучении глаголов с предметными семами / O.A. Михайлова // Проблемы глагольной семантики: Сборник научных трудов. Свердловск. УрГУ, 1984. — С. 64−71.
  100. , O.A. Ограничения в лексической семантике: Семасиологический и лингвокультурологический аспекты / O.A. Михайлова. Екатеринбург, 1998.
  101. , М.В. Основы лингвистической теории значения / М. В. Никитин. -М.: Высшая шк., 1988.
  102. , M.B. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). /М.В.Никитин. -М.: Высшая школа, 1983.
  103. , М.В. Основы лингвистической теории значения / М. В. Никитин. Москва: Высш. шк., 1988.
  104. , З.В. Глаголы речевого общения в современном русском языке / З. В. Ничман // Лексико-семантические группы современного русского языка. -Новосибирск, 1985. С. 26−41.
  105. , З.В. Глаголы говорения в сочетании с прямой речью /
  106. В. Ничман // Проблемы русской лексикологи. Новосибирск, 1974. С. 30−64.
  107. , Н.С. Инвариантное значение имени поля и внутренняя структура ядра / Н. С. Новикова. // Филологические науки. -1985. -№ 4. С. 73−78.
  108. , Н.С. Семантическое поле обозначений воли в современном русском языке: Дис.канд.филол.наук: 10.02.04 / Н. С. Новикова. -М., 1986.
  109. , И.А. Начала статистики для лингвистов / И. А. Носенко. -М., 1981.
  110. , О. Д. Полюем ¡-я в синхронй, д’тхронп, панхронп / О. Д. Огуй. Чершвщ: Золот1 литаври, 1998.
  111. , С.Р. Функционально-семантическая характеристика русских ментальных глаголов / С. Р. Омельченко // Известия Уральского государственного университета. 2004. — № 31. — С. 217— 229.
  112. А. Н. Лингвистичекое пространственно-временное состояние в картине мира носителей современного немецкого языка: Дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / А. Н. Павленко. Белгород, 2003.
  113. Е.В. Выводима ли способность подчинять косвенный вопрос из семантики слова? / Е. В. Падучева // Логический анализ языка. Знание и мнение Москва, 1988 — С. 3346.
  114. , Н.Ф. Теория значения и опыт построения семантических полей (Значения света и цвета): Дис. д-ра филол. наук / Н. Ф. Пелевина. Л., 1969.
  115. В.Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. М.: Изд-воМГУ, 1988.
  116. , М.В. Ментальность: лингвистический аспект / М. В. Пименова. -Кемерово, 1998.
  117. , М.В. Ментальность: лингвистический аспект / М. В. Пименова. Кемерово: Изд-во Кемеровск. Гос. Ун-та, 1996. — С. 62.
  118. Ч. Элементы логики / Ч. Пирс // Семиотика: Антология. Изд. 2-е. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 165−226.
  119. Полевые структуры в системе языка. Воронеж, 1989.
  120. , В. Членение индоевропейской языковой области / В. Порциг.-М., 1964.
  121. , З.А. Современное русское словообразование / З. А. Потиха. -М., 1970.
  122. , Г. Г. Синтагматика английского слова / Г. Г. Почепцов. -Киев, 1976.
  123. , Б. Исследование значения и истины / Б. Рассел. М.: «Идея-Пресс», «Дом интеллектуальной книги», 1999.
  124. , М.С. Лексико-фразеологическое поле обозначений смеха и плача в современном русском языке: Дисс.канд. филол. наук: 10.02.04/М.С. Ротова. -Воронеж, 1984.
  125. , А.Г. Глаголы, моделирующие межличностные неспецифические социальные ситуации, в английском языке. Дисс.. канд. филол. наук 10.02.04 / А. Г. Сельницкий. Смоленск: Смоленский Гос. Пед. Университет, 2003.
  126. , Г. Г. Семантические типы ситуаций и семантические классы глаголов / Г. Г. Сильницкий // Проблемы структурной лингвистики М., 1973.
  127. , Г. И. Введение в синтагматику: Пособие по теоретической грамматике французского языка / Г. И. Скепская. М.: Высш. шк., 1979.
  128. , Н.В. Фразеосемантическое поле психических процессов памяти: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Н. В. Скоромыслова. -Москва, 2003.
  129. , И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики / И. П. Слесарева -М.: Русский язык, 1980.
  130. К.П. Компонентный анализ и семантическая реконструкция в истории слов / К. П. Смолина // Вопросы языкознания. -1986. -№ 4.-С. 97−105.
  131. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. СПб.: Лань, 2001. 864 с.
  132. , И.В. Лексическая семантика английского глагола / И. В. Стенберг. М., 1984.
  133. , Ю.С. К универсальной классификации предикатов / Ю. С. Степанов // Известия АН ССР Серия Лит. и языка. Т. 39. -1980.-№ 4.
  134. , Ю.С. Основы общего языкознания / Ю. С. Степанов. -М.: Просвещение, 1975.
  135. , И.А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985а.
  136. , И.А. Проблемы анализа структуры значения слова / И. А. Стернин. Воронеж, 1979.
  137. , И. А., Харитонова Б. Н. Национально-культурные особенности денотативного компонента значения / И. А. Стернин, Б. Н. Харитонова // Семантическая специфика национально-языковых систем. Воронеж, 19 856. — С. 63−73.
  138. , Н.И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира / Н. И. Сукаленко. Киев, 1992.
  139. , И.П. О границах сказуемого / И. П. Сусов // Тезисы VII межвузовской научной конференции по романо-германскому языкознанию. Секция Вопросы синтаксиса простого предложения. -Пятигорск, 1970. С. 66−68.
  140. , И.П. О неправомерности противопоставления синтаксиса и семантики / И. П. Сусов // Вопросы семантики: Дискуссия на расширенном заседании Филологической секции Ученого Совета Института востоковедения. -М., 1971. С. 187−189.
  141. , И.П. Введение в языкознание / И. П. Сусов. Тверь, 1977. 60 с.
  142. , И.П. Гносеологический и онтологический анализ языкового значения / И. П. Сусов // Исследования по немецкой филологии. Тула, 1972. — С. 57−82.
  143. , И.П. К взаимоотношению синтаксиса и семантики / И. П. Сусов // Вопросы английской и французской филологии. Тула, 1971. С. 3−24.
  144. , В.Н. Макрокомпонентная модель значения номинативных единиц в когнитивном освещении / В. Н. Телия // Семантика языковых единиц: Доклады V Междунар. конф. М.: МГОПУ, 1996. Т. 1. С. 157 159.
  145. , В.В. Память в наивной картине мира: забыть, вспомнить, помнить / В. В. Туровский // Логический анализ языка: Культурные концепты. -М.: Наука, 1991. -С. 91−95.
  146. , И.И. Лексические средства выражения категории интенсивности (на материале русского и английского языков): Дис.. канд. филолог. Наук: 10.02.04 / И. И. Убин. М., 1974. — С. 65.
  147. , Е.В. Языковая картина мира VC. Обиходные представления (модель восприятия в русском языке) / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. 1998. — № 2.
  148. , Е.В. фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. 1995. -№ 1. — С. 3−15.
  149. , A.A. Слово в лексико-семантической системе языка/A.A. Уфимцева. -M., 1968.
  150. , A.A. Проблемы системной организации лексики. АДД/A.A. Уфимцева. -М., 1970.
  151. , A.A. Лексика / A.A. Уфимцева//Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972.
  152. , A.A. Лексика / A.A. Уфимцева // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., 1972. — С. 394−455.
  153. , A.A. Семантический аспект языковых знаков / A.A. Уфимцева // Принципы и методов семантических исследований.-М., 1976.
  154. , A.A. Лексическая номинация (первичная нейтральная) / A.A. Уфимцева // Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977.
  155. , A.A. Типы словесных знаков / A.A. Уфимцева. -М.: Наука, 1974.
  156. , A.A. Теории «семантического поля» и возможности их применения при изучении словарного состава языка / A.A. Уфимцева // Вопросы теории языка в соврем, зарубежн. лингвистике. -М.: Изд-во АН СССР, 1961. -С. 30−68.
  157. , A.A. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики / A.A. Уфимцева М.: Едиториал УРСС, 2002.
  158. , Ю.Л. Лексемы с метафорическим значением неопределённого количества в русском и английском языках / Ю. Л. Ухина // Русская и сопоставительная филология: Исследования молодых учёных Казань: Казанский гос. Университет, 2004. — С. 141−147).
  159. , Ф.П. Заметка о некоторых терминах материальной культуры в древнерусском языке / Ф. П. Филин // Philologica. Л., 1973.
  160. , Н.И. Понятие синтаксической валентности в работах зарубежных языковедов / Н. И. Филичева // Вопр. Языкознания. 1967. — № 2.
  161. , Н.И. Синтаксические поля / Н. И. Филичева. М., 1977.
  162. , A.M. Словообразовательные отношения в семантическом поле глаголов движения: Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / A.M. Хамидуллина. Саратов, 1973.
  163. , Я. Проблема истины в современной философии / Я. Хантикка // Вопросы философии. 1996. -№ 9.
  164. , A.A. Залог. I. Определение. Исчисление / А.А.Холодович//Проблемы грамматической теории. Л.: Наука, 1979.
  165. , A.A. К вопросу о доминанте предложения /
  166. A.А.Холодович //Проблемы грамматической теории. Л.: Наука, 1979.
  167. , А. А. Опыт теории подклассов слов / A.A. Холодович //Вопросы языкознания. -I960. -№ 1.
  168. , И. Активная память. Экспериментальные исследования и теория человеческой памяти / И. Хофман. М: Прогресс. Пер. с немецкого, 1986. — С. 12−25.
  169. , B.C. Очерки по общему и арабскому синтаксису /1. B.C. Храковский М., 1973.
  170. , B.C. Семантика и типология императива // B.C. Храковский, А. П. Володин. Л., 1986.
  171. , С.Щ. О выразительности слова в художественной прозе /С.Щ. Чагдуров. Улан-Удэ, 1959.
  172. , У. Память и вербализация прошлого опыта / У. Чейф // Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1983. Вып. 12.
  173. , Н.В. Семантическая ёмкость слова в рамках теории семантического поля (на материале поэзии М.И. Цветаевой): -Автореф. дисс.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Н. В. Черных. Ростов-на-Дону, 2003.
  174. , А.П. Общая характеристика глаголов биологического существования в современном русском языке (парадигматика) / А. П. Чудинов // Исследования по семантике. Уфа, 1980.
  175. , А.П. Регулярная многозначность в глагольной лексике /
  176. A.П. Чудинов. Свердловск, 1986.
  177. , В .Я. Речь и знание / В. Я. Шабес. СПб., 1992.
  178. , В.Я. Событие и текст / В. Я. Шабес. М., 1989.
  179. , H.JI. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Уч. пособие / H.JI. Шамне. Волгоград: Изд-во Волг. Гос. Ун-та, 1999.
  180. , H.JI. Семантика немецких глаголов движения и их русских эквивалентов в лингвокультурологическом освещении / H.JI. Шамне. Волгоград: Изд-во Волг. Гос. Ун-та, 2000.
  181. , О.В. Репрезентация концепта «память» в текстах русских элегий первой трети XIX века: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / О. В. Шаталова. Уфа, 2005.
  182. , Л.И. Структурно-функциональная характеристика ЛСГ существительных «чувства», «переживания» в русском языке / Л. И. Шахова. Киев: АКД., 1980.
  183. В.И. Типы значений эмотивной лексики / В. И. Шаховский // Вопр. языкознания. 1994. № 1. С. 20−25.
  184. Щиленко, О. В. Концепт Память в лексикографической обработке
  185. B. И. Даля / О. В. Щиленко // Владимир Даль и современная филология: Материалы междунар. науч. Конференции 22−23 ноября
  186. Нижн. Новгород. Т. 1. Нижегород. Гос. лингвистич. ун-т, 2001 г. С. 150−154.
  187. , Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка / Д. Н. Шмелев. -М., 1964.
  188. , Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д. Н. Шмелев. -М., 1973.
  189. , Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1977.
  190. , Д.Н. Современный русский язык: Лексика / Д. Н. Шмелёв. -М.: Просвещение, 1977.
  191. Щур, Г. С. Теория поля в лингвистике / Г. С. Щур. -М., 1974.
  192. Языковая номинация. Общие вопросы. М., 1977.
  193. B.C. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, мира и восприятия / B.C. Яковлева. М., 1994.
  194. Ballmer, Т., Brennenstuhl W. Deutsche Verben. Eine sprachanalytische Untersuchung des Deutschen Verbwortschatzes / T. Ballmer, W. Brennenstuhl. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 1986. — C. 285−289
  195. Barz, W. Intentionalitat / W. Barz. Berlin, 2002. — C. 101.
  196. , M. 1970a. Semantics / M. Bierwisch // J. Lyons ed. New horizons in linguistics. Harmondsworth: Penguin, 1970. — C. 167−184.
  197. , M. 1996 Lexikon und Universalgrammatik / M. Bierwisch II N. Weber ed. Semantik, Lexikographie und Computeranwendungen. -Tubingen: Niemeyer, 1996. C. 129−165.
  198. Butulussi, E. Studien zur Valenz kognitiver Verben im Deutschen und Neugriechischen / E. Butulussi. Tubingen: Max Niemeyer Verlag, — C. 1991.
  199. Chatton, R. Zur Geschichte der romanischen Verben fur «Sprechen», «Sagen» und «Reden» / R. Chatton. Bern, 1953.
  200. Chu, R. 1990 Maschinenunterstutzte semantische Analyse bilingualer Wortfelder / R. Chu. Bonn: Philos. Fakultat der Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universitat, 1990.
  201. Dauses, A. Semantik Sprache und Denken / A. Dauses // 4. Das Wort als Weltbild. — Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1995. — C. 92−93
  202. Felder, E. Nachhaltiges Erinnern durch sprachliches Handeln am Beispiel von Gedenkenreden / E. Felder // Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache. B. 17. 1991. iudicum verlag, — C. 254−277.
  203. Fujinawa, Y. Kategorien in der Syntax: Grammatische Kategorien, Markiertheit und Sprecherperspektive / Y. Fujinawa. Berlin, 2000.
  204. Gipper, H. Sessel oder Stuhl? Ein Beitrag zur Bestimmung von Wortinhalten im Bereich der Sachkultur / H. Gipper // Festschrift Weisgerber. Dusseldorf, 1959.
  205. Grabowski, J., Haaras, G. Bedeutung. Konzepte. Bedeutungskonzepte. Theorie und Anwendung in Linguistik und Psychologie / J. Grabowski, G. Haaras Westdeutscher Verlag, 1996.
  206. Gunter, H. Das System der Verben mit BE- in der deutschen Sprache der Gegenwart. Ein Beitrag zur Struktur des Lexikons der deutschen Grammatik / H. Gunter. Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1974.
  207. , S.P. 1995 Felder und Worter / S.P. Herbermann // U. Hoinkes ed. Panorama der lexikalischen Semantik: Thematische Festschrift aus Anlass des 60. Geburtstag von Horst Geckeier. Tubingen: Narr, 1995. -C. 263−291.
  208. Inquierdo, I- Medina, J. H. Separate Mechanisms for shot-term and long-term memory / I Inquierdo- J. H Medina // Behavioural Brain Ressearch. 1999. — С. 1 -111.
  209. Jager, L. Rechtsprechung und Vergangenheitspolitik. Notizen aus Anla? von Alexander Pollaks und Ruth Wodaks Buch «Der ausgebliebene Skandal «/ L. Jager // Deutsche Sprache. 28. Jahrgang. — Mannheim, 2000.
  210. Kilian, J. Assoziative Stereotype. Sprachtheoretische, sprachkritische und sprachdidaktische Anmerkungen zum lexikalisch verknupften Mythos, Aberglauben, Vorurteil. Deutsche Sprache. 28. Jahrgang. / J. Kilian. -Mannheim, 2000.
  211. Krusche, D. Erinnern, Verstehen und die Rezeption kulturell distanter Texte / D. Krusche II Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache, iudicum verlag, B. 17, 1991.-C. 55−64.
  212. Lakoff G. Instrumental Adverbs and the Coneept of Deep Structure / G. Lakoff // Foundations of Language. International Journal of Language and Philosophy. -1968. Vol. 4. № 1.
  213. Lakoff, G. Instrumental Adverbs and the Coneept of Deep Structure / G. Lakoff // Foundations of Language. International Journal of Language and Philosophy. 1968. Vol. 4. № 1.
  214. Ludewig, Р., Geurts B. Lexikalische Semantik aus kognitiver Sicht. Perspektiven im Spannungsfeld linguistischer und psychologischer Modellierung. / P. Ludewig, B. Geurts. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 1998. -C. 206−212.
  215. Lutzeier, P.R. Wort und Feld. Wortsemantische Fragestellung mit besonderer Berucksichtigung des Wortfeldbegriffes. / P.R. Lutzeier. -Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1984.
  216. Mayer, G.E. Die Feldlehre und ihr Gegensatz zu den tatsachlichen Sprachgegebenheiten. / G.E. Mayer. Koln, 1955.
  217. Oksaar, E. Semantische Studien im Sinnbereich der Schnelligkeit. 'Plotzlich', 'schnell' und ihre Synonymik im Deutschen der Gegenwart- und des Fruh-, Hoch- und Spatmittelalters. / E. Oksaar. Stockholm: Uppsala, 1958.
  218. Paul, H. Deutsche Grammatik / H. Paul. Halle (Saale), 1954. — Bd. III.
  219. Probleme der semantischen Analyse. Von einem Autotenkollektiv. Leitung Dieter Viehweger. Berlin: Akademie Verlag, 1985.
  220. Proost, K. Warum lugen & Co., aber nicht wahrsagen? Asymmetrien im Wortschatz / K. Proost // Sprach Report. -D 14 288. Heft 1/2001. -Mannheim, -C. 14−18.
  221. Ricken, U. Onomasiologie oder Feldmethode? Bemerkungen zur Methode einiger neuer wortkundlicher Arbeiten / U. Ricken // Beitrage zur roman. Philologie -1,-1961.
  222. Ries, J. Was ist Syntax? / J. Ries. Prag, 1927. -C. 142.
  223. Schank, R.C. Dynamic Memory. / R.C. Schank Cambridge, 1982.
  224. Schnorbusch, D. Semantische Klassen aus syntaktischen Klassen? Semantik im Lexikon. / D. Schnorbusch. Tubingen: Gunter Narr Verlag, 2002. -C. 32−58.
  225. Schroder, J. Lexikon deutscher Prafixverben. / J. Schrader -Langenscheidt. Berlin, Leipzig, Wien, Munchen: Verlag Enzyklopadie, 2002.
  226. Trier, J. Der deutsche Wortschatz im Sinnebezirk des Verstandes / J. Trier // Die Geschichte eines sprachlichen Feldes. Bd.l. Von den Anfangen bis zum Beginn des 13. Jahrhunderts. — Heidelberg, 1931.
  227. , C.d. 1953 Descriptive semantics and linguistic typology / C.d. Ullmann // Word. 1953. — N 3. — C. 225−240.
  228. Ulmann, St. Principles of Semantics / St. Ulmann. Glasgow, Oxford, 1957.
  229. Underwood B.J., Boruch R.F., Malmi R. Composition of episodic memory / B.J. Underwood, R.F. Boruch, R. Malmi // J. Exp. Psychol.: General. 1978. V. 107. P. 393−419.
  230. Vendler, Z. Verbs and Times / Z. Vendler // Linguistik in Philosophy. Inthaca, N.Y.: Cornell University Press, 1967.
  231. Weber, N. Die Semantik von Bedeutungsexplikationen. / N. Weber -Peter Lang Eouropaischer Verlag der Wissenschaft, 1999.
  232. Weinrich, H. Sprache und Gedachtnis / H. Weinrich // Jahrbuch Deutsch als Fremdsprache. B. 17. 1991. iudicum verlag, C. 128−149.
  233. Weisgerber, L. Die vier Stufen in der Erforschung der Sprache / L. Weisgerber // Sprache und Gemeinschaft. Abt. Grundlegung — Bd. 2. -Dusseldorf, 1962.
  234. Wei?, H. Morphologie. / H. Wei? Frankfurt, 2005.
  235. Wierzbicka, A. Semantic primitives / A. Wierzbicka. Frankfurt a. M., 1972.
  236. ИСТОЧНИКИ, СЛОВАРИ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ Источники фактического материала
  237. Aretin, Enkelkind Aretin von, A. Liebes Enkelkind. Erinnerungen aneine Zeit, die du nicht kanntest / A. von Aretin -Munchen: Verlagsbuchhandlung GmbH, 1999. Baxter, C. Das Geflecht der Unendlichkeit / C. Baxter Munchen: Heyne Verlag GmbH & Co. KG, 1994.
  238. Boll, H. Romane und Erzahlungen II. Billard um halb zehn / H. Boll Koln: Lamuv Verlag, Kiepenheuer & Witsch. C. 886−1173, 1989. Bombeck, E. Es darf auch mal Champagner sein / E. Bombeck — Augsburg: Gustav Lubbe Verlag, 2001.
  239. Brahms, N. Hexen, Heuchler, Herzensbrecher / N. Brahms Bergisch Gladbach: Bastei-Lube Taschenbuch, 1999.
  240. Frisch, M. Mein Name sei Gantenbein / M. Frisch -Suhrkamp Verlag, 1975.
  241. Glasener, H. Du su? e sanfte Morderin / H. Glasener- Munchen: Econ Ullstein List Verlag GmbH & Co. KG, 2000.
  242. Grass G. Ein weites Feld / G. Grass Gottingen: Steidl Verlag, 1995.
  243. Grass, G. Der Butt / G. Grass Darmstadt: Luchterhand Verlag GmbH & CoKG, 1977. Grass, G. Hundejahre / G. Grass — Gottingen: Steidl Verlag, 2000.
  244. Haas, W. Der Knochenmann / W. Haas Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1997.
  245. Handke, P. Die Wiederholung / P. Handke -Мультиязыковой проект Ильи Франка: www.franklang.ru
  246. Hansen, D. Ein Hauch von Mord / D. Hansen -Munchen: Wilhelm Goldmann Verlag, 2000. Hobb, R. Die Zauberschiffe Viviaces Erwachen / R. Hobb Munchen: Wilhelm Goldmann Verlag, 2000.
  247. Hohlbein, W. Der Hexer von Salem / W. Hohlbein- Augsburg: Gustav H. Lubbe GmbH & Co., Bergisch Gladbach, 1987.
  248. Hohlbein, W. Das Teufelsloch / W. Hohlbein -Wien: Ueberreuter, 1999.
  249. Hohlbein, W. Die Templerin / W. Hohlbein -Himberg bei Wien: Wiener Verlag, 2000.
  250. Kaminer, W. Die Reise nach Trulala / W. Kaminer
  251. Kaminer, Reise Munchen: Wilhelm Goldmann Verlag, 2002.
  252. Komm, Forscher Komm U. Forscher auf Piratenkurs / U. Komm
  253. Konsalik, H. Ein Mann wie ein Erdbeben / H. Konsalik Munchen: Wilhelm Heyne Verlag, 1982.
  254. Konsalik, H. Oi-Connection / H. Konsalik -Munchen: Der Goldmann Verlag, 1995. Konsalik, H. Der Wustendoktor. Roman / H. Konsalik Munchen: Lichtenberg Verlag GmbH, 1971.
  255. Konsalik, H. Haie an Bord / H. Konsalik -Bayreuth: Hestia-Verlag GmbH, 1982. Konsalik, H.G. Das Bernsteinzimmer / H. G. Konsalik Munchen: Wilhelm Heyne Verlag, 2001.
  256. Mockel, K. Der undenkbare Herr Kerbel und andere kriminelle Geschichten / K. Mockel Berlin: Verlag Das neue Berlin, 1987. Morland, A. F. Hochzeit mit einem Morder? / A. Morland — Munchen: Bastei-Verlag. Gustav H. Lubbe GmbH & Co, 1983.
  257. Pressler, M. Bitterschokolade / M. Pressler -Weinheim: Gulliver Taschenbuch Betz Verlag, 1986.
  258. Radtke, G. Die Tatowierten. Kriminalroman / G. Radtke Rudolstadt: Greifenverlag zu Rudolstadt, 1975.
  259. Roberts, M. Mord am Vesuv / M. Roberts -Goldmann Verlag. SPQR. N 11. 2003. Мультиязыковой проект Ильи Франка www.franklang.ru.
  260. Steinberg, W. Wasser aus Trockenem Brunnen / W. Steinberg Halle, Leipzig: Mitteldeutscher Verlag, 1962.
  261. Stemmle, R. A. Der Man der Sherlok Holmes war / R. A. Stemmle Berlin: Eulenspiegel Verlag, 1966. Schulze, M. Gott im Birnbaum. Eine personliche Geschichte / M. Schulze — Munchen: Claudiu Verlag, 1997.
  262. Schwinkart, G. Keine Jeans am Wei? en Sonntag. Eine Erstkommunition mit Hindernissen / G. Schwinkart Mainz: Matthias-Grunewald-Verlag, 1998.
  263. Stein, R. Schattenwelt. Geisterfluch an Halloween / R. Stein Bindlach: Loewe Verlag GmbH, 2001.
  264. Suskind, P. Das Parfum. Die Geschichte eines Morders / P. Suskind Zurich: Diogenes Taschenbuch Verlag AG, 1994. Thoma, L. Tante Frieda. Neue Lausbubengeschichten / L. Thoma — Munchen: Niemeyer Verlag, 1985.
  265. Vandenberg, P. Der grune Skarabaus / P. Vandenberg Augsburg: Bechtermunz Verlag, 1997.
  266. Vandenberg, P. Sixtinische Verschworung / P. Vandenberg Augsburg: Verlagsgruppe Lubbe GmbH & Co. KG, Bergisch Gladbach, 2003. Wolf, C. Unter den Linden. Der unwahrscheinliche Geschichten / C. Wolf — Berlin: Aufbauverlag, 1974.
  267. Zweig, Geheimnis Zweig, C. Brennendes Geheimnis und andere
  268. Erzahlungen / C. Zweig Berlin: Fischer Verlag, 1954.
  269. Zweig, Afrika Zweig, C. Nirgendwo in Afrika / C. Zweig
  270. Munchen: Wilhelm Heyne Verlag, 2000.
  271. Duden. Deutsches Universalworterbuch: 3., neubearb. und erweit.Aufl. -Mannheim: Dudenverlag, 2001.
  272. Duden. Das Bedeutungsworterbuch. B. 10 Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Meyrs Lexikonverlag, 1985. — 790 C.
  273. Duden. Deutsches Universalworterbuch A-Z. 3., neubearb. und erweit. Aufl. -Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Dudenverlag, 1996. — 1816 C.
  274. Langenscheidts Gross Worterbuch. neubearb. Aufl. — Berlin, Munchen, Wien, Zurich, New York: Langenscheidt, 1998. — 1226 C.
  275. Paul H. Deutsches Worterbuch. 7. Aufl. — Halle (Saale): Niemeyer, 1960. -VII, 782 C.46. Schwinkart, Sonntag47. Stein, Schatten48. Suskind, Parfum49. Thoma, Tante50. Vandenberg, Skarabaus51. Vandenberg, Verschworung52. Wolf, Linden
  276. Wahrig. Deutsches Worterbuch / Wahrig G. Burfeind, R. — Gutersloh / Munchen: Bertelsmann-Lexikon-Verlag, 2000. — 1451 C.
  277. Klappenbach, R., Stenitz, W. Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache / R. Klappenbach, W. Steinitz. Berlin: Akademie-Verlag, 1977-Bd. 1−6.
  278. , Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова.- М.: 1985.
  279. Розенталь, Д. Э. Словарь лингвистических терминов.гаг. / Д. Э. Розенталь. Размер: 619,59 КВ. Crc32: a46facd9.
  280. Conrad, R. Kleines Worterbuch sprachwissenschaftlicher Termini / R. Conrad. Leipzig, 1981.
  281. Сокращения, принятые в работе
  282. ЛСС лексико-семантическая система СП — семантическое поле ЛСП — лексико-семантическое поле ЛСГ — лексико-семантическая группа ЛСВ — лексико-семантический вариант СС — семантическая структура ЯКМ — языковая картина мира
  283. WDG Klappenbach, R., Stenitz, W. Worterbuch der deutschen Gegenwartssprache
Заполнить форму текущей работой