Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия формирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поддержка развития' способностей (аналитико-рефлексивных, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских), методами которой выступают согласованное целеполагание, «мозговой штурм», деловые игры, тренинги творческое решение задач, портфолио, формирующее оцениваниеподдержка развития самостоятельности, методами которой выступают самооценка, ситуации выбора, проектирование, самоконтроль. 5… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬт НО! С")^ 1ОG'I PAIIC' 113А... t *.*1 б'*
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию индивидуального образовательного пространства обучающегося
    • 1. 2. Реализация субъектной позиции старшеклассника в формировании индивидуального образовательного пространства
    • 1. 3. Обоснование педагогических условий- формирования, старшеклассником индивидуального —, образовательного- пространства
  • Выводило первойглаве
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИИ?- ФОРМИРОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
    • 2. 1. Исследование индивидуального образовательного-пространства старшеклассников
    • 2. 2. Создание условий формирования старшеклассником- индивидуального образовательного пространства
    • 2. 3. Анализ, результатов реализации: педагогических условий формирования старшеклассником, индивидуального образовательного пространства
  • Выводы по второй главе.*

Педагогические условия формирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социокультурная трансформация старшей ступени общеобразовательной школы, обусловленная современной ситуацией развития российского общества, в значительной степени актуализирует проблему формирования старшеклассником-индивидуального образовательного пространства, которое с одной стороны, является результатом реализации субъектной позиции школьника в образовании, а с другой стороны, выступает мощным фактором дальнейшего развертывания его образовательного потенциала.

В самом общем виде под индивидуальным образовательным пространством школьника в современной педагогике понимается форма существования-упорядоченных, устойчивых взаимодействий его как субъекта образовательной деятельности с открытой социальной-образовательной средой. Субъектность ученика проявляется в ориентированности его сознания на поиск и выделение личностно-приемлемых оснований для проявления, активности в освоении ресурсов образовательной среды, расширении, насыщении и упорядочении своего образовательного пространства.

Реализация субъектной позиции старшеклассника в образовательном процессе предполагает опосредованный характер педагогической деятельности, ее направленность на создание условий, стимулирующих продуктивность, творчество, рефлексию, активную самообразовательную деятельность. Происходит усиление ее поддерживающей функции, в основе которой лежит сближение ценностных ориентаций педагога и обучающегося как субъектов образовательного взаимодействия, согласование целей на этапе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, помощь в разработке индивидуальных программ, направленных на решение личностно значимых образовательных задач школьника, совместная рефлексия процесса и результатов образования.

Понятие «образовательное пространство» в настоящее время активно' используется в теории педагогики и в практике образования. Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков, Ю: П. Сокольников рассматривают образовательное пространство с позиции системного подхода. Исследованию сущностных характеристик образовательного пространства как социокультурного и педагогического явления посвящены работы И. В. Абакумовой, Г. И. Герасимова, Б. С. Гершунского, Н. Б. Крыловой, Ю. С. Мануйлова, В. В. Рубцова и др. С позиции субъекта образования, как пространство личностного саморазвития школьника, данное понятие представлено в работах Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, Г. И. Герасимова, И. Д. Демаковой, Л. Н. Куликовой, С. В. Кульневича, В'.В'.Серикова, В. И. Слободчикова, И. Д. Фрумина, Б. Д. Эльконина. < Возможности школьной среды в формировании индивидуального образовательного пространства старшеклассника рассмотрены в работах HIM. Борытко, Р. Е. Пономарева, И. Г. Шендрика и др. Однако на сегодняшний день отсутствует всестороннее, комплексное исследование сущности индивидуального образовательного пространства старшеклассника и его характеристик. Недостаточно решена проблема выявления совокупности педагогических условий, обеспечивающих формирование старшим школьником пространства собственного образования.

Необходимость содействия старшекласснику в формировании индивидуального образовательного пространства, по мнению ряда исследователей (Н.М.Борытко, Р. Е. Пономарев, Д. В. Григорьев и др.), вызвана как возрастными потребностями реализации субъектной позиции в образовании, так и особенностями социокультурной трансформации школы.

Как показывают результаты социологических и психолого-педагогических исследований существующей образовательной практики старшей ступени общего образования (Е.П.Белозерцев, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, В. С. Собкин и др.), осуществление внешней дифференциации старшеклассников по профилям обучения далеко не всегда согласуется с их подлинными образовательными интересами и потребностями. Как правило, набор профильных направлений ограничен, а внутри каждого из них сохраняется линейность в организации образовательного процесса и ориентация на углубленное или расширенное изучение содержания учебных предметов, необходимых для поступления в вуз. Не в полной мере реализуются возможности, появившиеся в связи с информатизацией школьной среды. Расширение партнерских связей школы с профессиональными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, другими образовательными и социальными организациями и учреждениями часто носит случайный характер, не всегда диктуется запросами учащихся и позволяет лишь частично удовлетворить образовательные потребности старших школьников.

Все это препятствует реализации образовательного потенциала старшеклассников и не отвечает требованиям современной социокультурной ситуации к качеству среднего образования.

Складывающаяся на. старшей ступени школьного образованияситуация затрудняет формирование старшеклассником индивидуального образовательного пространства в связи с существованием следующих противоречий:

• между необходимостью реализовать субъектную позицию старшеклассника в формировании пространства своего образования и отсутствием обоснованных педагогических условий обеспечения этой деятельности;

• между требованиями современной социокультурной ситуации к качеству образования и ресурсным насыщением школьной среды, не обеспечивающим развитие образовательного потенциала старшеклассника;

• между индивидуально выраженными образовательными целями старшеклассников и сохранением линейности в построении образовательного процесса в профильных классах.

Анализ педагогических исследований^ и< выявленные противоречия: определили проблему, исследования" котораяможет быть сформулирована следующими образом: какие1 педагогические условия обеспечивают развитие образовательного: потенциала: старшеклассника: в формируемом" им индивидуальном образовательном пространстве?

Тема, исследования: Педагогические условия формирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства.

Цель исследования — теоретически: обосновать и экспериментально проверить, педагогические условия формирования. старшеклассником индивидуального образовательного пространства.

Объект исследования — индивидуальное образовательноепространство? старшеклассника.. ;

Предмет, исследованиях .- комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование: старшеклассником, индивидуального-образовательного пространства.

Гипотеза исследования: .

Формирование1 старшеклассником индивидуального образовательного пространства обеспечивает развитие его* образовательного потенциала, еслив комплексе реализуются: следующие:педагогические условия:

• - выявлены образовательные: потребности старшеклассникаудовлетворение которых обеспечивает развитие его образовательного потенциала;

• обеспечен широкий выбор ресурсов: для. реализации субъектной" позиции старшеклассникав формировании индивидуального образовательного пространства;

• разработана: система педагогической поддержки старшеклассника в разработке и реализации индивидуальной образовательной программыреализуется: мониторинг формирования: индивидуального: образовательного пространства старшеклассника, содержание которого обеспечивает анализ взаимосвязи образовательных достижений учащихся и субъективно значимых целей образования.

В' соответствии с поставленной целью и гипотезойв ходе исследования* решались следующие задачи:

1. изучить, состояние исследуемой проблемы в теории^ и практике, обосновать понятийный аппарат исследования;

2. выявить и5 обосновать характеристики индивидуального образовательного пространства, изучение которых позволяет определить образовательные потребности старшеклассника;

3. обосновать особенности педагогической поддержки старшеклассника в разработке и реализации"индивидуальной образовательной программы-.

4. осуществить" ресурсноенасыщение образовательной' среды, обеспечивающее реализацию субъектной* позициистаршеклассника в формированиишндивидуального образовательного пространства-*.

5. разработать систему мониторинга формированиястаршеклассником индивидуального образовательного пространства;

6. разработать методические рекомендации по созданию* педагогических условий формирования* старшеклассником индивидуального образовательного пространства.

Методологическую основу исследования составили подходы:

• средовый (Дж. Баркер, Р. Моос, А. М. Анохин, Л. В:Волкова, Н. О. Гафурова, Г. Б. Корнетов, Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин и др:).

• системный (В.П.Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. В. Рубцов, E.H. Степанов, Т.И. ШамоваГ.П. Щедровицкий и др.);

• - личностно-деятельностный (П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, И: А. Зимняя, И.С. Якиманская);

Теоретические основы исследования:

• социально-философские и педагогические теории, исследующие влияние социокультурных изменений на развитие образования (И.Ю.Алексашина, В. Г. Афанасьев, Г. И. Герасимов, Б. С. Гершунский, А. А. Петрусевич и др.).

• психологические1 теории? личностииз деятельности^ (К.А. Абульханова-Славская, А. П. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Ы. Леонтьев, A.B. Петровский-, (2.JE Рубинштейн-, ДШ Фельдштейши др);

••• теории, гуманизацииосновные положения — гуманистической1' педагогики (A. МаслоуК. Роджерс, ЕЛЖШйянов—ИШ Котова^ И: Д5 Дёмаковаш др.);

• концепции личностно-ориентированного образования (Н:А.АлексеевД.А.Белухин, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. М. Лизинский, В. А. Петровский, Н. Д. Селиванова, В. И. Слободчиков, А. Н. Тубельский, И. Д. Фрумищ В.Д.Шадриков, И. С. Якиманская и др:);

• концепция педагогической!, помощт: и. поддержки" школьника в, образовании (Т.В.АнохинаВ-ПСБёдерханова- 0-(И.ЕазманС.МШсфин;

Н.Б.Крылова и др.) — •^концепция" .адаптивной?, школы" (ЩИШамова-. T. Mi,. Давыденко: Е-АЧ, Ямбург)^ «концепция — открытого образованиям (БС.Еершунский-. Т. МЖовалеваБ:ШТихомировш,*дрО-.: '.. * ' ¦'» ¦'.

• исследованияпосвященные особенностям возрастного развития старшеклассников-. (К.А.Абульханова-СлавскаяЛШ.Божович, ШС. Кош и ДР-) — .

Для. решения поставленных задач ипроверкигипотезы в исследовании? использован комплекс теоретических и экспериментальных методов:;

• теоретические методы (анализ и синтез, проектирование, научно-теоретическое обобщение экспериментальных данных);

• эмпирические методы- (педагогический мониторинг, эксперимент, наблюдение, опрос, экспертная оценка продуктов творческой деятельности) — .

• методы статистическойобработки результатов экспериментального исследования.

Этапы исследования охватывают период с 2004 по 2009 гг. На первом этапе (2004 — 2005 гг.) осуществлялся-анализфилософской^ социологической, — педагогической и психологической литературы по проблеме. исследования, разрабатывался понятийный аппарат, обосновывалась, актуальность. исследования, практическая значимость проблемы, формулировалась рабочая гипотеза, определялись педагогические условия проектирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства, логика и содержание опытно-экспериментальной работы по их реализации, определялась экспериментальная база исследования:

Навтором этапе исследования- (2005;2008) основное время было отведено опытно-экспериментальнойработе, которая осуществлялась поэтапно в естественных условиях, образовательного процесса старшей школы и заключалась в констатации и. анализе существующей практики, выявлении имеющихся проблем, преобразовании практики путем создания недостающих условий, систематизации, и обобщении полученных результатов. На данном, этапе. анализировались промежуточные результаты, проводилась' корректировка исходной гипотезы, уточнялось и дополнялось теоретическое обоснование выявленных проблем.

На третьем этапе (2008;2009) осуществлялись научно-теоретическое обобщение и интерпретация полученных в ходе эксперимента данных, оформление результатов-диссертационного исследованияБаза исслёдования:*- муниципальные общеобразовательные учреждения г. Омска: МОУ «Лицей № 137», МОУ «Лицей № 64», МОУ «СОШ № 1», МОУ «СОШ № 124″. Отдельные» положения проверялись в ряде общеобразовательных учреждений г. Омска (МОУ «Лицей № 143», МОУ «Гимназия № 85»). Опытно-экспериментальной работой было охвачено 679 школьников и 87 преподавателей лицеев, гимназии и общеобразовательных школ.

Апробация результатов исследования осуществлялись в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы на базе муниципальных учреждений города Омска «СОШ№ 1», «СОШ № 124», «Лицей № 137», «Лицей № 143», «Лицей № 64», «Гимназия № 85», а также в ходе выступлений автора на двух Международных научно-практической конференциях: «Пятые Чередовские чтения», «Седьмые Чередовские чтения» (Омск,. 2007, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Четвертые Чередовские чтения» (Омск, 2006), Всероссийской научно-методической конференции «Профильное обучение в современной российской школе» (Новосибирск, 2009), региональной научно-практической конференции «Развитие социальной активности и инициативы студентов: опыт, проблемы, перспективы» (Омск, 2006), Областном педагогическом марафоне (Омск, 2008), Областном фестивале педагогических проектов в системе образования Омской области, городской научно-практической конференции «Воспитание конкурентоспособной личности будущего специалиста» (Омск, 2007), городской научно-практической конференции «Создание единого образовательного пространства для развития проектно-исследовательской деятельности в условиях новой школы» (Омск, 2010).

Результаты исследования представлены в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации диссертационных исследований:

Вестник Костромского государственного университета-им. Н. А. Некрасова. Серия: педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика — 2009 — Т.15 — № 3 с. 9−11.

Ярославский педагогический вестник — 2009 — № 4 (61). — С. 155−158. Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — Август 2010, ART 1441 а также в сборниках:

Инновационная и научно-методическая деятельность образовательного учреждения, ориентированная на самоактуализацию личности.- Омск, 2004; i 1 Педагогические возможности учебной* деятельностив профессиональной ориентации учащихся. — Омск, 2003;

Профессиональная ориентация школьников: современный подход—Омск, 2004; ' •, ' •. — ¦: ^.

Воспитание конкурентоспособной личности: будущего? специалиста.' Омск, 2007; в методической газете «Управление школой» — 2009 — № 24 (507).

Научная новизна исследования.

1. Индивидуальное образовательное пространство старшеклассника представлено как результат реализации его субъектной позиции в, определении целей, задач, содержания-, формрезультатов:? образовательнойдеятельности и как-, ресурс дальнейшего? развития" образовательного потенциала^ Определеныего основные характеристики: субъективная значимость, образовательной* деятельности и ее результатов, широта образовательных достижений, ресурснаянасыщенность и упорядоченность образовательного взаимодействияобоснованы* показателипозволяющие^ определить различную степень их выраженности. .

2. Обоснован комплекс педагогических условий формирования? старшеклассником индивидуального образовательного пространства, включающий в себя выявление образовательных потребностей старшеклассника в развитии еш образовательного потенциалаобеспечение широкого выбораобразовательных ресурсов, позволяющих: старшекласснику реализовать субъектную позицию в проектировании индивидуальной образовательной" программыосуществление системы педагогической поддержки старшеклассника в разработке, и реализации: индивидуальной' образовательной! программы-: реализацию мониторинга, формирования индивидуальношюбразовательного пространства старшеклассника, содержание которого обеспечивает анализ: взаимосвязи образовательных достижений учащихся и субъективно значимых целей образования.

Теоретическая значимость.

• Обосновано содержание понятия- «индивидуальное образовательное пространство старшеклассника», как форма освоения учащимся ресурсов образовательной среды, представляющая собой совокупность отраженных в-его сознании значимых событий образовательной деятельности, осознанных образовательных интересов, видов деятельности, реализуемых в индивидуально-образовательной программе и конкретизированных в индивидуально-образовательном маршруте, направленном на достижение образовательных задач.

• Выявлен педагогический механизм, обеспечивающий реализацию субъектной позиции старшеклассника в проектировании индивидуального образовательного пространства, которым является аккумулирование ресурсов различных компонентов образовательной, среды школы (деятельностного, социально-коммуникативного, информационного, предметно-пространственного) с ресурсами других образовательных и социокультурных учреждений для решения задач, связанных с удовлетворением индивидуальных образовательных потребностей старших школьников.

Практическая значимость.

1. Внедрена в практику работы общеобразовательных учреждений система педагогической поддержки старшеклассника в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы.

2. Разработана система мониторинга формирования индивидуального образовательного пространства старшеклассника, содержание которого обеспечивает анализ взаимосвязи образовательных достижений учащегося и субъективно значимых целей образования.

3. Разработана и реализована программа спецкурса «Пространство твоего образования», способствующаяобразовательному — самоопределению старшеклассников в условиях современного общества.

4. Разработаны и апробированы методические рекомендации по созданию в образовательной среде современной профильной школы педагогических условий формирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства, которые могут быть использованы в практике работы общеобразовательных учреждений, в системе повышения квалификации педагогов старшей ступени общего образования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Индивидуальное образовательное пространство старшеклассникаэто форма освоения учащимся ресурсов образовательной среды, которая представляет собой совокупность отраженных в его сознании важных и значимых событий образовательной деятельности, осознанных образовательных интересов, видов деятельности, реализуемых в индивидуальной образовательной программе и конкретизированных в индивидуальных образовательных маршрутах, направленных на достижение образовательных задач. Основными характеристиками индивидуального образовательного пространства старшеклассника выступают: субъективная значимость образовательной деятельности и ее результатов, как отражение в сознании учащегося личностного и социального смысла образования в соответствии1 с самооценкой своих реальных и потенциальных возможностей, достигнутых результатов образовательной деятельностиширота образовательных достижений как, широта интересов, включенность учащихся в образовательную деятельность на разных уровнях и достигнутый уровень результатов образовательной деятельностиресурсная насъпценность и упорядоченность образовательного взаимодействия как система различных видов образовательного взаимодействия, в которые включен ученик в соответствии с образовательными интересами и потребностями самореализации, согласованность и целенаправленность содержания и форм образовательной деятельности.

2. К внутренним потребностям развития образовательного потенциала старшеклассника в индивидуальномобразовательном пространстве относятся: потребность в определении личностных смыслов образовательной деятельности, субъективных и общественно значимых ценностей будущей профессиональной деятельностипотребность в активизации образовательной деятельности, усилении ее самостоятельности, индивидуализациипотребность в коррекции самооценки реальных и потенциальных возможностей: Внешние потребности связаны с расширением образовательного взаимодействия, повышением уровня образовательных достижений, усилением разнообразия и взаимодополняемости видов и форм образовательной деятельности, упорядочением образовательных взаимодействий путем разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.

3. Реализации субъектной позиции старшеклассника в. формировании индивидуального образовательного пространства. ' способствует аккумулирование ресурсов* различных компонентов образовательной среды-школы (деятельностного, социально-коммуникативного, • информационного, предметно-пространственного) с ресурсами других образовательных и социокультурных учреждений. В' результате такого объединения' возникают г * образовательные подпространства (учебно-познавательной деятельности, самообразованияисследовательской деятельности, проектной* и творческой деятельности, управленческое, профессиональных проб и социальных практик), ' в которых реализуются разнонаправленные образовательные и профессиональные интересы обучающихся.

4. Педагогическая поддержка старшеклассника в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы представляет собой совокупность последовательных действий: совместное с учеником обнаружение проблем, связанных с развитием его образовательного потенциалавыявление тех возможностей, которые реально или потенциально присутствуют у старшеклассникапроектирование деятельности по преодолению' проблемы доступными способами или развитие тех возможностей, которые могут быть развиты.

Оказание педагогической поддержки старшекласснику в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы осуществляется по двум направлениям:

• поддержка развития' способностей (аналитико-рефлексивных, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских), методами которой выступают согласованное целеполагание, «мозговой штурм», деловые игры, тренинги творческое решение задач, портфолио, формирующее оцениваниеподдержка развития самостоятельности, методами которой выступают самооценка, ситуации выбора, проектирование, самоконтроль. 5. Мониторинг формирования индивидуального образовательного пространства старшеклассника представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о состоянии и динамике изменения отдельных показателей и характеристик данного пространства. Его содержание обеспечивает анализ взаимосвязи образовательных достижений учащихся и субъективно значимых целей образования. Особенностью данного мониторинга являетсяучастие самих старшеклассников в анализе и использовании полученных результатов, многовариантное использование диагностических данных, применение методов, отражающих преимущественно субъективную сторону данного явления (анкетирование, интервьюирование, мини-сочинения, анализ продуктов творческой деятельности, портфолио, наблюдение).

Структура, диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем основного текста диссертации составляет 196 страниц. Текст содержит 10 рисунков, 16 таблиц, 4 приложения. Библиография включает 216 источников.

Выводы по второй главе.

Исследование индивидуального образовательного пространства старшеклассников на констатирующем этапе эксперимента позволило уточнить показатели, определяющие их проявление ей на высоком, среднем и* низком уровнях, а также выявить потребности старшеклассников в развитии образовательного потенциала и педагогические условия, способствующие их удовлетворению.

Основными проблемами явились недостаточная сформированность субъектной позиции старшеклассников в образовании, ограниченность используемых ими образовательных ресурсов, бессистемностьформирования индивидуального образовательного. пространства и отсутствие согласованности между его компонентами. Формирующий этап эксперимента подтвердил наши предположения о педагогических механизмах, обеспечивающих возможность реализации субъектной позиции старшеклассника в формировании индивидуального образовательного пространства: дополнительном ресурсном насыщении образовательной средыиспользовании результатов мониторинга индивидуального образовательного пространства ' старшеклассника для осуществления педагогической поддержки проектирования и реализации индивидуальных образовательных программ.

Широкий выбор ресурсов профильного обучения, использование технологии согласованного целеполагания, применение активных диалоговых форм организации учебно-познавательной. деятельности и технологии формирующего оценивания позволяли обеспечить, в созданных подпространствах возможности реализации субъектной позиции' старшеклассника через проявление собственного отношения к культурному содержанию, обеспечить возможности пробы сил и самореализации в различных направлениях практической деятельности и формирование надпредметных образовательных компетентностей.

Педагогическая поддержка* старшеклассников на этапе разработки индивидуальных, образовательных программ и в процессе8 их реализации способствовала согласованности и упорядоченности образовательных взаимодействий, старших школьников, целенаправленному отбору ими образовательных ресурсов. ,.

Расширение образовательных возможностей школы за счет привлечения ресурсов других социально-образовательных сред способствовало расширению образовательных взаимодействий старшеклассников, росту их образовательных достижений.

Практическая реализация разработанных педагогических условий на преобразующем этапе эксперимента обеспечила положительную' динамику изменений по всем характеристикам, отражающим сформированность индивидуального образовательного пространствастаршеклассников, подтвердив, эффективность выделенных педагогических условий.

По.' результатам эксперимента выявлены следующие,* тенденции, подтверждающие эффективность использования выделенных педагогических условий: устойчивое повышение субъективной1 значимости образовательной деятельности старшеклассниковупорядочение их образовательных взамодействий в различных подпространствах (учебно-познавательном, самообразования, подпространстве исследовательской деятельности, творческой и проектной деятельности, управленческом) в соответствии с сознательно определяемыми профессионально: ориентированными целями образованиярасширение образовательных взаимодействий учащихся путем освоения различных образовательных ресурсов^ профильной* школыповышение результативности образовательной деятельностирост образовательных достижений старшеклассников.

Данные тенденции подтвердили основные положения гипотезы, исследования.

Заключение

.

В XXI веке, когда человечество переходит в информационную стадию своего развития, образование становится непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивающей ему возможность ориентироваться в стремительно расширяющемся информационном пространстве, адаптироваться к непрерывным изменениям в жизни общества.

Главное требование к современному образованию состоит в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования — обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития и самореализации личности.

Обращение к индивидуальному образовательному пространству старшеклассника позволяет перенести акцент в деятельности педагога старшей школы в область опосредованного педагогического управления путем усиления образовательных возможностей среды, в которой происходит самообучение и саморазвитие школьника. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности учащегося в его взаимодействиях со средой, формируется субъектная позиция старшего школьника по отношению к собственному образованию.

В результате проведенного теоретического исследования в соответствии с поставленными целями и задачами нами были уточнены представления об образовательном пространстве старшеклассника как форме освоения им ресурсов образовательной среды, представляющей собой совокупность отраженных в его сознании значимых образовательных событий, осознанных образовательных интересов, видов деятельности, реализуемых в индивидуальной образовательной программе и конкретизированных в индивидуальном образовательном маршруте, направленном на достижение образовательных задач.

Анализ результатов теоретического и экспериментальногоисследования' позволил сформулировать следующие выводы:

1. Индивидуальное образовательное пространство одновременно является и-результатом реализации* субъектной позициистаршеклассника' в определении целей, задач, содержания, форм, результатов, образовательной деятельности и ресурсом дальнейшего развертывания его образовательного потенциала.

2. Изучение характеристик индивидуального образовательного пространства старшеклассника (субъективной значимости образовательной деятельности и ее результатов,. широты образовательных достижений, ресурсной насыщенности и упорядоченности образовательных взаимодействий) позволяет выявитьиндивидуальные потребности старшего' школьника в развитии образовательного потенциала.

3. Аккумулирование ресурсов различных компонентов" образовательной среды (деятельностного, социально-коммуникативного, информационного-, предметно-пространственного) с ресурсами других образовательных и социокультурных учрежденийи создание на этой основе образовательных подпространств способствует проявлению* субъектной позиции старшеклассника в формировании индивидуального образовательного пространства.

6. Педагогическая' поддержка старшеклассника в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы помогает ему самостоятельно определить проблемы, связанные с развитием своего образовательного потенциала, определить цели своей образовательной деятельности, найти реальные и потенциальные возможности их достижения, оценить полученные результаты.

7. Методы педагогической поддержки развития способностей и образовательной самостоятельности старшеклассника (согласованное целеполагание, «мозговой штурм», деловые игры, тренинги, творческое решение задач, портфолио, формирующее оценивание, самооценка, ситуации выбора, проектирование, самоконтроль и т. д.) обеспечивают реализацию субъектной позиции старшего школьника в формировании индивидуального образовательного пространства, в активном и целенаправленном использовании различных образовательных ресурсов школы и внешкольной социально-образовательной среды для удовлетворения индивидуально выраженных образовательных потребностейулучшают состояние их самооценки, способствуют росту образовательных достижений.

8. Мониторинг формирования индивидуального образовательного пространства старшеклассника не только обеспечил возможности анализа взаимосвязи образовательных достижений учащихся и субъективно значимых целей образования, но способствовал координации усилий участников образовательного процесса, направленных на удовлетворение индивидуально выраженных образовательных потребностей старших школьников.

9. Экспериментальная проверка педагогических условий формирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства в образовательном процессе экспериментальных школ доказала их эффективность и необходимость комплексного использования для повышения образовательного потенциала старших школьников. Результатом реализации данного комплекса педагогических условий в практике работы экспериментальных школ явилось заметное повышение показателей, отражающих проявление характеристик индивидуального образовательного пространства, у большинства участников эксперимента.

10. Проведенное исследование подтвердило научную обоснованность и значимость положений гипотезы об эффективности разработанного комплекса педагогических условий формирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства для развития образовательного потенциала учащихся.

Вместе с тем, результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. Сделав акцент на педагогических условиях формирования старшеклассником индивидуального образовательного пространства, реализовав ряд положений на практическом уровне, мы стремились определить и наиболее важные направления дальнейших исследований. К их числу следует отнести проблему подготовки педагога к осуществлению педагогической поддержки старшеклассника в проектировании индивидуальной образовательной программывыявление особенностей реализации разработанного комплекса педагогических условий в общеобразовательных учреждениях разного типа и видауточнение и углубление представлений о формирования индивидуального образовательного пространства школьников на разных ступенях обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абакумова И. В! Содержание учебного процесса как источник смыслообразования учащихся. Ростов н/Д, 2002.- 134 с.
  2. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: «МОДЭК», 1999 359 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Субект символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995 — С. 1216
  5. Акулова О.В.и др. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя / С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А.П.Тряпицына- под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 290 с.
  6. Актуальные проблемы социального управления (материалы круглого стола) // Социс.- 1998 № 2, с 102−108
  7. Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис.. .д-ра. пед. наук. Тюмень, 2006. — 40 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. / Б. Г. Ананьев. СПб.:Питер, 2001.- 272 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с.
  10. В.В., Гаврилин A.B. Технология аттестации образовательных учреждений: Сб. науч.-метод. и инструктивных материалов. М.: АРКТИ, 2000.- 117 с.
  11. Аникаева- Т. В: Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников: автореф. дис. .канд. пед наук. СПб.*: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005: -21 с.
  12. Анохин- А-М. Педагогическая среда как условие формирования-творческой'личности, студента педвуза. — Уфа, 2000 154 с.
  13. Анохина-Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. 1996 — № 6 — С. 59−16
  14. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики? отбора к диагностике развития) //Вопросы психологии, 1992 №-1, С.6−13
  15. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969.376 с.
  16. В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие: Екатеринбург, 1996: 214 с.
  17. Бим-Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория И' практика.// Труды. кафедры педагогики, истории образования и педагогической. антропологииУниверситета РАО: 2001. — № 3. С 28−48'
  18. Бим-Бад Б. М: Педагогическая- антропология: Учебное пособие / Б.М.Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 199& - 576 с.
  19. Л.А. Психологические особенности развития субъектности старшеклассников: дис. .канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2 007 157 с.
  20. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М: Наука, 1973. — 362 с.
  21. М. Лабиринты манипулятивной. педагогики / М. Богуславский // Директор школы. 2002. — № 9. — С. 35−38
  22. Л.И., Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И'.Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995 — 342 с.
  23. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000 569 с.
  24. Бондаревская Е. В- Гуманистическая парадигма личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  25. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 29−35.
  26. Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: дис. .канд. пед. наук / Т. Ф. Борисова. — М., 1999. -204 с.
  27. Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания Текст. / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
  28. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Науч. ред. Н. К. Сергеев. ВолгоградгПеремена1, 2000. — 225с.
  29. Борытко, Н.' М: Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Н. М. Борытко. М.: Издательский-центр «Академия», 2006. — 288 с.
  30. , Н.М. В пространстве воспитательной' деятельности: Монография Текст. / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 18Гс.
  31. В.Г. Воспитание учащихся по месту жительства как составная часть работы школы / В. Г. Бочарова // Учебно-воспитательный коллектив и его среда. Свердловск, 1980: — С.79−84
  32. Визуальный словарь. Режим доступа: http://fil.vslovar.org.ru/765.html
  33. Н.Ф. Индивидуализация обучения в начальной и профильной школах: парадоксы взаимодействия // Профильная школа. -2003. — № 2. — С.72−78.
  34. И. М. Опыт построения модели педагогической1 поддержки в гимназии Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей- в образовании. М, 1996.- С.37−39
  35. Время и бытие: Статьи и выступления / М.Хайдеггер. М.: Республика, 1993.- 447 с.36: Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика — Пресс, 1999. —536с.
  36. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. -М-: Педагогика, 1984--432-с: •
  37. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую: цивилизацию XXI века: Новые ценности образования / О. С. Газман. -М.: ИННОВАТОР, 1996. 147 с.
  38. Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: автореф. дис... канд. пед. наук Красноярск, 1996. — 20 с.
  39. В. И. Основы теоретической педагогики: Учеб: пособие. СПб., 1992−259 с.
  40. В.И. Проблемы структурирования мирового образовательного пространства// Педагогика, 1997.- № 3. С.8−11
  41. О. И. Развитие событий- в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. Режим доступа: URL: prometa.metod.ru
  42. Герасимов Г. И: Трансформация образования социокультурный потенциал развития российского: общества: дис.. .д-ра. филос. наук. -Ростов н/Д, 2002. — 445 с.
  43. Гершунский Б.С.Философия- образования для XXI века /В' поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998,-187 с.
  44. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня-,/ Под ред. Селивановой Ш1.-М., 1998.- 187 с.
  45. Гуманистические ценности, глобальное мышление ш современное образование- / под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1992.-79 с.
  46. Даутова О Б. Шаг к себе: новые, вызовы" современного школьного образования: Научно-методические материалы / Под3 ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Книжный Дом" — 2008. — 152 с.
  47. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как- фактор гуманизации пространства! детства:¦ вопросы?."'теории:. Казань,&bdquo-20 001• 276 с. ' .¦.'¦''.••¦.52: Демакова-И: Д. Пространство-детства: проблемы гуманизации. Ижевск. -1999- 149 с.
  48. Дидактика, средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под ред., М: Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  49. И.А. Педагогическая психология : учеб: для студентов, 4 вузов- обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. нперераб. — М:: Логос, 2005. — 382 с.
  50. Зимняя. И. А. Педагогическая психология: учебн. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997.- 480 с.
  51. М. К. Лицейское образование как среда социализации и профильной подготовки учащихся1: дис.. канд. пед. наук. Ростов' н/Д, 2004 -219 с.
  52. С.А., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Крутова О. Э. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов, — М.: АПК и ППРО, 2007. 128 е.
  53. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.- 127 с.
  54. Е.И. Системно-ориентированный подход к развитию общеобразовательных школ // Современная развивающаяся школа. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С 26−38.
  55. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности -основа целостного воспитательного процесса. — М., 1993, — 254 с.
  56. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 212 с.
  57. E.H., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике. // Вопросы философии. 1997 — № 3 С. 49−52
  58. Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации (анализ локальных практик) / Школа и открытое образование: Концепции и практики индивидуализации. Томск: „Пилад“, 2000 — 271 с.
  59. Т.М. Практика работы с процессом индивидуализации (анализ локальных практик)/Школа и открытое образование: Концепции и-практики индивидуализации. Томск: „Пилад“, 2000. — С.49−53.
  60. П.В. Влияние образовательной среды на формирование жизненных стратегий старшеклассников. // Тезисы 3-й Рос. конф. по экологической психологии (Москва 15−17 сент. 2003 г.) М., 2003. -С.121−124.
  61. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2001 — 134 с.
  62. , И.А. Педагогическое проектирование— Текст.: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр „Академия“, 2005. — 288 с.
  63. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  64. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  65. А.М. Материалы межрегионального образовательного форума „Образование как ресурс развития? личности? ю общества“. — М!: — Просвещение, 2004. — 168 с. 741 Конопкин- О? А?.-: Психологические механизмы регуляции- деятельности^ М., 1980 -298 с
  66. Концепция модернизации российского образования на период до-2010 года. М.: АПК и ППРО, 2002. — 24 с.
  67. Концепция профессионального самоопределения > молодежи: проект (В-А.Поляков, С. Н. Чистяковаи др.) // Педагогика- 1993. — № 5 — С.33¦ 37-. ¦ ¦ •
  68. Концепциям профильного» обучения- на?: старшей- ступени общего*образования (приказ М-ва образования РФ от- 18−07.2002, № 2783) // Профильное обучение: нормативно-правовые документы. М., 2006. е: го-28г' '-V '
  69. Корнетов- Г. Б. Педагогика в поиске базовых моделей* образовательного процесса // Школьные технологии: 1999-- № 1−2,—СЕ.61−69:'
  70. , О.Л. Диалектика потенциала человека / О. Л. Краева. М.- НЗ, Новгород: НГСА, 1999- - С, 46−69.80- Краткая философская энциклопедия. Редакторы-составители: Губский Е. Ф-, Кораблева Г. В., Лутченко В. А. М., 1994. 576 с.
  71. К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. — 22 июня. Режим доступа: http://www.eidos.ru.
  72. К.Г. Проектирование креативной образовательной среды.. на основе- информационных технологий- в вузе. Монография. — М!:
  73. Госкоорцентр- 2002: 296 с.
  74. Кружилина Т. В: Педагогизация сознания субъектов: образовательного1 пространства как основа. преодоления отчуждения между поколениями: дис. .д-ра пед. наук / Т. В. Кружилина. Магнитогорск, 2002. — 466с. <
  75. А.З. Эволюционно-генетические закономерности* и проблема детерминант психического.развития человека / А. З. Кукаркии // Вопросы-, психологии:.- 1985: — № 3--С. 126−132.
  76. Куликова? ЛЖК Гуманизация- образования- и саморазвитие личности. -Хабаровск: Изд-во ХИТУ- 20 011- 333^с.
  77. Кульневич С. В: Педагогика личности: Учеб: пособие-: Часть 1.- Ростов* н/Д, 1995.- 167 с. :
  78. Кульневич С .В.,. Л акоценш I, а Т. П. Моделирование условий воспитания* творческой личности в курсе «Новая педагогика» //Индивидуальность в современном^ мире: Материалы, международной научно-практической конференции. Смоленск, 1995.- С. 288−292.1
  79. В.С. Системное развитие школы. — М.: Пед. об-во России, 2003: -304 с.
  80. О.Е. Цели школьного образования. В кн. Российская школа: время перемен. СПб. 2000: -С.24−27'
  81. Н.Н. Гармонизация педагогического процесса ценностного самоопределения старших школьников: автореф. дис. .д-ра пед.наук. -Тюмень, 2006.- 42 е.94: Левина К. Теория поля в социальных науках/ К. Левин- СПб.: Издательство «Речь" — 2000: -368 с.
  82. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975 304 с.
  83. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Издво Моск. ун-та, 1972. 575 с.
  84. П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. Режим доступа: www.profile.ru.
  85. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М, 1984.- 444 с.
  86. Лурье Л. И. Моделирование региональных образовательных систем. М.: Гардарики, 2006. 288 с.
  87. И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: автореф. дис. .д-ра пед. наук. Тюмень, 2000.-44 с.
  88. Т. В: Индивидуализация педагогической поддержки старшеклассников в решении жизненных проблем: дис.. канд. пед. наук, — Ярославль, 2004 402 с.
  89. Ю.С. Средовой подход в воспитании./Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей. Пермь, 2001. — С.57−77.
  90. Ю.С. Средовый подход в воспитании/ Педагогика.- 2000.- № 7. С. 21−26
  91. А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  92. Меньшиков И. В,' Санникова. О.В., Харитонова В. А. Методология, синергетики в моделировании-развития образования // Синергетика как парадигма образования. Материалы, межрегиональной, конференции.-Ижевск, 2001- С. 56−63
  93. B.C. Психология индивидуальности. М.: Ин-т практической» психологии, 1999 -245 с.
  94. С.С. Осознанный выбор подростком жизненной позиции //Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в^системе непрерывного образования. Вып.5. Ч.1. -Волгоград: Изд-во*ВГПИПКРО| 2002. С. 42−44*.
  95. Михайлова". Н. Н., Юсфин* С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001. 208 с.
  96. Мясищев B. HJ Личность и неврозы. ЛГУ, 1980 — 436 с.
  97. В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общей психологии. М, 1965. 302 с.
  98. Мясищев В. Н. Проблемы личности и отношений человека. В кн.: Материалы совещаний по психологии. М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1969. -С. 71−72.
  99. Национальный проект «Образование»: нормативно-правовые документы. М.: ТЦ «Сфера», 2006. — 79 с.
  100. И.М. Организационно педагогические условия оптимизации культурно — образовательного пространства: дисс. канд. пед. наук / И. М. Ничипуренко. — СПб, 1999. — 168 с.
  101. JI.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика -2000 -№ 6 -С. 32−33
  102. Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. Ml, 1985. — 79 с.
  103. Т.Г. Проектирование* эксперимента в общеобразовательных системах. М.: АПК и ППРО, 2002. — 112 с.
  104. Новые ценности образования: Культурные модели школ /Ред. составитель Н. Б. Крылова, М.: ИЛИ РАО, 1997 231с.
  105. Новые ценности образования: Свободное образование: зарубежный опыт. Вып. 2(13), 2003. 219 с.123*. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред. составитель Н. Б. Крылова, М.: ИЛИ РАО-1995-с.91−92.
  106. Образование в провинции: проблемы, подходы, решения^ Текст.: ["Круглый стол «, организ. ред. журн. „Педагогика „и1 Елец. гос. пед. ун-том- г. Елец Липец, обл., 9* июня 1999* г.] / Подгот. BIO. Кутьев // Педагогика. 1999. — N 7. — С. 42−57.
  107. Образовательный процесс в старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. — М., 2001 134 с:
  108. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  109. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психологии.' 1996. — № 1. — С.5−19.
  110. Открытое образование стратегия XXI’века для России //под общ. ред. В. М. Филиппова, В*.П.Тихомирова. -М: Изд-во МЭСИ, 2000. — 185 с.
  111. В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. 2-е изд. (перераб. и доп.). М.: НИИ школьных технологий, 2006 164 с.
  112. В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007- 203 с. 1. X {
  113. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. J1.A. Седова и, А. Д. Ковалева. Под-ред. М. С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.
  114. Педагогика: Учебник для вузов / Н. Бордовская, А Реан. СПб: Питер, 2003.-304 с.
  115. Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы 2-й международной научно-практической конференции 5−9 апреля 1999 г. — Самара: Изд-во СПКРО, 1999, С. 203−204
  116. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д:.Феникс, 1996 285 с.
  117. A.A. Взаимосвязь социокультурной трансформации общеобразовательной- школы в современной' ситуации общественного развития: Монография / А. А. Петрусевич. Омск: издательство ОмГПУ, 2007. — 140 с.
  118. A.A. Профильное образование в современной школе: Монография / А. А. Петрусевич. Барнаул: изд. АГУ, 2007. — 186 с.
  119. A.A. Социокультурная трансформация общеобразовательной школы в процессе перехода к профильному образованию: дис. д-ра пед.наук. Омск, 2008. — 384 с.
  120. С.А. Образовательная среда профильного обучения: метод, пособие для пед: коллективов школ / под общ. ред. А. П. Тряпицыной. -СПб, 2005.
  121. С.А. Профильное обучение, как фактор доступности образования: российское видение: Рекомендации- по результатам научных исследований. / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. -84*с.
  122. Е.В. Социокультурная обусловленность профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 с.
  123. К.К. О системе психологии. М.: 1974. — 146 с.
  124. P.E. Адаптация старшеклассников в образовательном пространстве школы: дис. канд. пед. наук. Новокузнецк, 2005. — 182 с.
  125. P.E. Теория! образовательного пространства: монография / Р. Е. Пономарев. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. — 242 с.
  126. Г. А. Зоткин А.О. и др. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании // Рос. акад. образ. Ин-т образования Сибири. Барнаул: ААЭП, 1997. — 126 с.
  127. Профильное обучение: нормативно-правовые документы. М.: ТЦ „Сфера“, 2006. — 96 с.
  128. O.A. Педагогические условия самореализации личности учащегося в учебно-воспитательном процессе инновационной школы: дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 2004 — 218 с.
  129. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред- Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. — 1096 с.
  130. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. Пособие для вузов / М. Т. Громкова.- М-.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 324 с.
  131. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования, автореф. дис. .д-ра пед. наук. С.-Пб, 1996−43 с.
  132. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления./ Под ред. Н. Л. Селивановой. /М.: Педагогическое общество России, 2001.- 284 с.
  133. C.B. Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном“ процессе: дис. канд. пед.наук.-Екатеринбург -2007−212 с.
  134. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. Изд-во: „НОРМА-ИНФРА М“, 1998 -672 с.
  135. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. T.I. М.: Педагогика, 1989.-488 с.
  136. С.JI. Основы общей, психологии: В 2 т. T.II. М.: Педагогика, 1989:-328 с.
  137. С.Л. Теоретические- вопросы психологии и< проблемы личности*// Вопросы психологии. 1957. — № 3. — С.131−139
  138. В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей' образовательной среды школы. — М., Изд-во МГППУ. 2002. —272. с.
  139. В.В. О’проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний. М., 1996.
  140. Савенков А4. Образовательная среда. „Школьный психолог“ № 19−20, 2008. Режим. доступа: http://psv. 1 september.ru.
  141. В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки1 к профессиональному самоопределению: дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2004 — 189 с.
  142. Р.Ф. Психология самоопределения личности: учеб: пособие / Свердл. педин. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1986. — 142 с.
  143. Н.Л. Синергетический подход к управлению1.воспитательной системой школы / Современные гуманитарные подходыi в теории и практике воспитания: Сб. науч. статей Пермь, 2001. С.34−47
  144. Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика^ 2000. № 6. С. 17−22
  145. В.В. Личностно-ориентированное образование: опыт методологической рефлексии // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Волгоград: Перемена, 2001 -Вып. 5. — С. 22−30.
  146. В.В. Образование и личность. Теория и практикаIпроектирования- педагогических“ систем. — М.: Издательская корпоращ^"Логос», 1999. 272 с.
  147. Г. А. Научно-педагогическое обеспечение профильного образования старшеклассников: автореф. дис. .д-ра. психол. наук. -Оренбург, 2010. 40 с.
  148. Г. П. Воспитание современного школьника: Учебно-методическое пособие. Омск, 2000 167 с.
  149. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. М.: Академия, 2000−215 с.
  150. В.И. Образовательная" среда: реализащш целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования: Культурные модели школ / Ред. составитель Н. Б. Крылова, М.: ИЛИ РАО- 1997.-С. 177−184
  151. Слободчиков В. И. Психология человека. М., 1995 250 с.
  152. Слободчиков- В. И. Антропологический кризис европейской модели человека / В. И. Слободчиков // Кентавр. 2005. — № 36. — С. 24−29.
  153. , В. И. Основы психологической- антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной-, реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  154. Современные гуманитарные подходы в теории и практике-воспитания: Сб1науч. статей Сост. № отв.ред. Д. В. Григорьев, ред.Е. И. Соколова.-Пермь, 2001.- 201с.
  155. Современный философский словарь / Под общей.ред. д.ф.н. профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2004. — 864 с.
  156. Современный энциклопедический словарь / Гл. редактор А. М. Прохоров 4-е изд. — М.: Совр. энцикл., 1986,1074 с.
  157. Н.М. Научно-организационные основы, создания и функционирования единого образовательного пространства1 (на примере региона «Пермская область»): дис.. .канд. пед. наук / М., 1996. — 198 с.
  158. Степанов В. М: Организация развивающего: образовательного пространства в- инновационной^, школе: — дис. .канд. пед., наук. / В: М-Степанов: —Иркутск, 19 991−190 с.
  159. , E.H. Педагогу о современных: подходах и концепциях- воспитания / Е. Н-Степанов: ЛЖЛузина.- Mi: ТЦ? Сфера-, 2003-т ГбОс.-С. 118−119-
  160. Стратегия модернизации содержания* общего образования: материалы, для- разработки документов по обновлению общего образования. Mi: АПКжППРО- 2001?: 19: с./
  161. В. И- Педагогические условия1 совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях // Учитель., 2005. — № 1.-С. 30−36.
  162. H.H. Гуманитарные технологии в- современном образовательном, пространстве: Монография / H.H.Суртаева:. Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009. — 180 с.
  163. Тест «Нахождение: количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси) Режим доступа: http://vch.narod.ru/tile.htm
  164. Третья Российская. конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 15−17 сентября 2003 г.). М.: Психологический институт РАО, 2003.-380 с.
  165. А.П. Инновационные процессы в образовании // Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб-ст. СПб., 1997.-С.8−19.
  166. А.Н. Формирование опыта1 демократического поведения учеников и учителей // Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальностей учеников и учителей) / А. Н. Тубельский. М., 1996.- 149 с.
  167. М. Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство становления личностных достижений старшего школьника: дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2004. — 214 с.
  168. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. — 164 с.
  169. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики взросления личности: Избранные труды / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999 672 с.
  170. Г. А. Становление образовательного пространства школьника средствами культурологической драматизации: дис. .канд. пед. наук Новосибирск, 2000 — 205 с.
  171. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. -Педагогика, 1995.- 245 с.
  172. И. Демократизация школы как основное направление ее обновления / Инновационное движение в российском школьном образовании / И.Фрумин. М.: Парсифаль, 1997. — 256 е.
  173. И.Д. Коллективное и индивидуальное в постановке педагогических задач на примере рефлексивного подхода/ Школа и открытое образование: концепции и практики- индивидуализации / И. Д. Фрумин, В. В. Башев. Томск, 2000. — С.40−47
  174. И.Д. Тайны школы. Заметки о контекстах: Моногр. / И. Д. Фрумин. Красноярск: Красноярский гос. унт-т., 1999. — 256с.
  175. E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования- в контекстеотечественных теорий личности. Ростов-на-Дону — 1995.- 207 с. 2081 Щедровицкий- Г. П. Понимание- и интерпретации^ схемы- знания- /
  176. Г. Н.Щедровицкий//Кентавр. 1993.,-№ 1. — С. З-8 209. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.- М1:
  177. Педагогика, 1989: 560 с. 210. Эльконин Д. Б. Понятие компетентности с позиции развивающегообучения // Тез. докл. конф. «Введение в современные социальные проблемы». Режим доступа: http//psi.lseptember.ru.
  178. .Г. Интеллектуальный потенциал личности // Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение. М., 1973. — С.26−39.
  179. И. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании М: 1996. С.10−13
  180. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  181. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  182. В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  183. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. -М.: Сентябрь, 2000. 128 с.
Заполнить форму текущей работой