Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка на основе комплекса инновационных педагогических технологий: В условиях Республики Мордовия
Диссертация
Современный этап развития национальной школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновация учебных дисциплин не только требуют включения в процесс обучения технологических новшеств, изменений организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое в данных условиях… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Традиционное и инновационное обучение в национальных школах РФ
- 1. 1. Инновации в современной школе. Историография вопроса
- 1. 2. Инновационное педагогическое моделирование. Параметры модели
- 1. 3. Школьные технологии: традиция и инновация
- Глава 2. Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка
- 2. 1. Описание системы дидактических средств
- 2. 2. Проблема активизации речевой деятельности младших школьников в педагогической науке и психологии
- 2. 3. Анализ программ, действующих учебников, учебно -методических комплексов, учебно — дидактической литературы
- Глава 3. Экспериментальная проверка комплекса инновационных педагогических технологий как средства активизации речевой деятельности младших школьников
Список литературы
- ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ. В программе предусмотрен достаточно высокий темп чтения: 90−120 слов в минуту при чтении в слух и 120−160 слов в минуту при чтении «про себя».
- Прочитай слова. Составь предложения из слов каждой строчки. Начни с выделенного слова. Идут, и, Петя. Андрей, в, рощу. Спустились, к, мальчики, ключу. Из, oil бил, земли.
- Спиши, разделяя слова черточками на слоги. Поставь точки красным карандашом под гласными буквами. Парта, карточка, учебники, линейка, ранец.
- Выбери из текста сказки и напиши предложения, которые подходят к данным схемам. Мама ушла. Гриша и Юра одни дома. Они весело играют. У Гриши кубики. У Юры конь. Мальчики живут дружно.
- Правильно обозначь начало и конец предложений. Прошло лето наступил сентябрь Алеша и Маша пошли в школу их с улыбкой встретила учительница начался первый урок.
- Используя данные слоги, составь и запиши слова. Лу, жи, ли, мы, ши, на.
- Добавь первое слово в каждое предложение. веселый ветерок, яркое солнышко идут в лес. (Слова для справок: дует, ребята, светит)7. Вставь пропущенные буквы. Настали жаркие дни. Дети идут к р.ке. Вася хорошо плавает. Он учит т. варшца.
- Поставь ударение в словах. Белый хлопок, звучный хлопок, стрелки на брюках, меткие стрелки, на двери замок, каменный замок. Для учащихся 3-х классов были предложены следующие задания:
- Прочитай слова. Составь предложения из слов каждой строчки. Снежинки, утром, первые, закружились, в, небе. Во двор, Таня, и Аленка, вышли. Падал, и, все, снег, падал.
- Выпиши из каждого ряда только однокоренные слова. Добр, добрый, Добрыня, добрался, добро. Былина, былинка, бык, былое, быль.
- Запиши текст, правильно обозначая начало и конец предложенияХороши зимой деньки вышли ребята во двор что делать Коля стал лепить снеговики у Саши будет медведь у Жени маленький слон.
- Допиши три слова с разделительным мягким знаком. Колья, вьюга,.
- В один столбик выпиши слова, которые можно перенести, в другой столбик слова, которые не переносятся. Ученик, Юрий, мальчик, апельсин, пальто, Юлия, год, орел, платье, суббота, мяч.6. Вставь нужные буквы.Маш.ны, щ. вель, ч. чело, ж. вот, щ. ка
- Составь из слов левого и правого. столбиков пары слов с противоположным значениембелый низкийхолодный плохойвысокий черныйхороший горячий
- Составь ряды родственных словКорм, сад, с. до вник, пок. рмить, свет, св. тить, к. рмушка, св. тлячок, c-.дить
- Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Желательно, чтобы в классе была тишина.
- После того, как все прочитали тексты (и в момент чтения), педагог отвечает на вопросы учащихся, если им что-то непонятно в тексте.
- Все учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один из учащихся читает первое предложение текста своей карточки вслух. Второй учащийся выслушивает предложение до конца.
- Затем учащийся, который слушал (второй учащийся), пишет под диктовку это предложение в своей тетради. Пишущему подсматривать в текст нельзя. Таким же образом зачитывается второе, третье и т. д. предложения до конца текста.
- На следующем этапе происходит смена ролей в паре. Тот, кто писал, диктует свой текст, а другой пишет его под диктовку.
- Педагог сообщает учащимся, что сегодня урок будет посвящен заучиванию учебного материала наизусть. Сообщается задание, например: выучить такое-то стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары.
- Первый ученик читает вслух первые строки стихотворения, старается понять написанное. Количество строк определяется возрастом учащихся. Второй ученик смотрит в текст, слушает говорящего, старается понять написанное.
- Первый ученик читает строки стихотворения второй раз, старается запомнить. Второй ученик смотрит в текст, старается запомнить.
- Первый ученик убирает книгу, второй ученик по памяти старается воспроизвести строки стихотворения. Если что-то забыл, то первый ученик подсказывает забытое. Такое заучивание идет до того момента, пока первый ученик не выучил заучиваемые строки.
- Второй ученик берет книгу, в это время первый по памяти старается воспроизвести эти же строки. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения. После этого пара распадается.
- Ученик ищет новую пару. В классе всегда есть пара, которая к этому моменту закончила работу над первыми строками. Количество строк для заучивания в паре у всех одинаковое.
- В новой паре первый ученик рассказывает то, что выучил в первой паре. Третий ученик проверяет по своей памяти, либо по книге. Затем третий рассказывает то, что выучил в первой паре.
- Затем кто-то из учащихся (первый или третий) читает следующие строки стихотворения, стараясь их понять. Другой ученик смотрит, слушает, старается понять.
- Ученики определяют непонятные слова. Далее алгоритм работы тот же.
- Все ученики получают текст. Читают его, находят ошибки и исправляют красной пастой. Учащимся можно пользоваться словарями, учебными пособиями.
- Далее работа идет в парах. Учащиеся обмениваются текстами, проверяют друг друга. Если находят ошибки, исправляют зеленой пастой (карандашом).
- Похлопай столько раз, сколько гласных звуков в словах: барабан, курица, букварь, камыш, мальчик.
- Какой звук при произношении не встречает преград?
- Вставь пропущенные согласные буквы: дроз., пти. а, ча. ка, бу. ва, кни.а.
- Какой звук при произношении встречает преграду: губы, зубы, язык?
- Сколько слогов в этих словах: ива, карта, весна, ель?6. Какой звук образует слог?
- Придумай слово, состоящее из одного слога, двух, трех слогов?
- Выберете слово, в котором есть слог из одного гласного звука? ягоды, машина, кот.
- Вставь вместо точек гласные буквы, чтобы получились слова: с.кс.н (а, о, у, ы) ст.лд.м.
- Назови слова, которые начинаются с гласной буквы: птицы, весна, яблоко, мышь, ателье.
- Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько гласных букв в русском языке?
- Какие слова называются именами существительными?2. Найди лишнее слово! а) Тюльпан, ель, астра, василек. б) Береза, осина, ива, шиповник. в) Окунь, сом, чайка, ерш, карась. г) Рысь, заяц, корова, лисица, медведь. д) Жук, оса, воробей, стрекоза, бабочка.
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Напиши в один столбик слова, отвечающие на вопрос кто?, в другой что? иголка, кукла, ребенок, стол, книга, ястреб, собака.
- Назови три имени существительного, которые являются названиями птиц и кухонных принадлежностей? Птицы: кто? ворона и т. д.Кухонные принадлежности: что? ложка и т. д.
- Подобрать нужные слова яркая девочка красивая кукла добрая майка
- Придумать предложение с этими словами: ручей, картинка, сыроежки, тигр.
- Найти имена существительные в этих предложениях: Белка сушит грибы. Пришла ранняя весна.
- Записать имена существительные в единственном числе: Сосны, книги, яблоки, ночи, ландыши.10. Продолжите: Сам + ходит = самоход-сам + летает =.-пар + ходит =.-пар + возит =.-
- Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
- Учитель выбирает сильного ученика, или двух, которые будут проверять знания учащихся по пройденной теме.
- Ученик раздает карточки учащимся.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задания.
- Составьте букет. Выберете цветы, в названии которых есть мягкие согласные: роза, лютик, астра, василек, пион, мак, гвоздика, георгин, нарцисс.
- Прочитай слова. В каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово. Найди слова, которые «спрятались»: уточка, столб, зубр, щель, удочка, полк.
- Исключите из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое слово: крот складплуг грозауголь лампамрак шарфгастроном корка
- Прочитай слова. Замени одну букву другой, чтобы получилось новое слово: пруд, гора, зверь, коса, роза, полка, блин, точка.
- Прочитай скороговорку. Подчеркни в предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. От топота копыт пыль по полю летит.
- Каждый ученик получает по одной карточке с текстом. Каждый ученик самостоятельно читает свой текст. Учитель отвечает на вопросы, объясняет то, что не понятно.
- Ученики ищут себе пары. В паре один из учеников читает первым свой рассказ. Другой ученик слушает, может следить глазами по тексту. Если есть желание, то слушающий ученик задает вопросы.
- Затем читает свой текст второй ученик, а первый слушает.
- Называется первое словосочетание.
- Ученик выходит к доске. Записывает данное словосочетание под предложением.
- Называется второе словосочетание и также записывается на доску.
- Ведется беседа по словосочетаниям (71 -300).XI. Попуск. Цель: проверка знаний учащихся по пройденной теме, развитие интереса к предмету. Работа в классе.
- Пять учащихся класса назначаются часовыми. Им выдаются карточки со словами по пройденной теме.
- Затем оставшимся учащимся предлагается пройти мимо часового. Пройти мимо часового можно, только правильно написав под диктовку пароль (слова).
- Учащиеся должны написать на листах этот пароль, не заглядывая в лист часового.4. сначала один учащийся подходит к первому часовому (они стоят у доски) со своим листком. Часовой диктует ему слова, учащийся пишет. Затем часовой проверяет написанное.
- Учащийся идет ко второму часовому, а к первому подходит второй учащийся и т. д.
- Так продолжается до тех пор, пока все учащиеся не напишут слова у часовых.
- Затем учащиеся, которые писали, встают на место часовых, а часовые начинают писать слова. Алгоритм работы прежний.
- Все ученики выполняют работу либо в классе, либо дома.
- Педагог собирает работы, проверяет и выделяет те из них, которые имеют какие-то достоинства. Учитель не делает никаких пометок в сочинениях.
- После этого в каждой группе определяется ученик, сочинение которого будет анализироваться.
- Первый ряд по цепочке придумывает слова мужского рода, второй ряд женского рода, третий ряд — среднего рода. Выигрывает тот ряд, который сумеет быстро и безошибочно повторить цепочку три раза. Начинают ряды одновременно.
- Хлопнуть в ладоши один раз, если существительное стоит в единственном числе, два раза во множественном числе: птичка, поезд, мыши, ребята, шар, шары, флаг, книга, журналы, верба, жаворонок, краны, музей.
- Учитель выбирает ученика, который будет проводить опрос по пройденной теме. Учитель дает ученику карточку с заданиями.
- Ученик заканчивает первое задание, слушает ответы учащихся. Затем второе и третье.
- Единственным условием является то, что этот ученик до урока должен сам ответить учителю по данным заданиям.
- Кто больше подберет слов, обозначающих признаки предметов, к данным словам: лимон, груша, арбуз, цветок.
- Подберите такие пары слов, которые противоположны по своему значению: сладкий, добрый, глубокий, маленький, острый, высокий.
- Каждый учащийся получает карточку с заданием и выполняет его письменно.
- Данные задания учащиеся выполняют по цепочке. Учащийся выполнил первое задание по карточке, передал следующему, второй третьему и т. д.
- В итоге должно получиться, что каждый учащийся выполнил задания со всех карточек.
- Слова могут состоять из двух, трех, четырех слогов и больше.
- Учащиеся работают по цепочке, придумывают слоги. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибался.XVI. Ребусы. Цель: развитие логического мышления, смекалки (ребусы представлены в приложении № 6).Работа в классе.
- Учитель вешает на доску плакат с ребусами.
- Учащиеся пытаются отгадать, ответы записывают на листочках.
- По уровню применения общепедагогические, частно — методические (предметные и локальные/модульные) —
- По философской основе технологии, связанные с различными течениями в философии, например: материалистические, гуманистические, религиозные и т. д.
- По ведущему фактору психического развития биогенные, социогенные и др.
- По научной концепции усвоения опыта ассоциативно -рефлекторные, развивающие и др.
- По ориентации на личностные структуры операционные, информационные, саморазвитие и др.
- По характеру содержания и структуры обучающие и воспитающие, гуманитарные и технократические и др.
- По типу управления познавательной деятельностью классическое лекционное обучение, обучение с помощью ТСО, обучение по книги, система малых групп, компьютерное обучение и др.
- По подходу к ребенку авторитарные, личностно — ориентированные, гуманно — личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания и др.
- По преобладающему методу (доминирующему) догматические, репродуктивные, программированное обучение, объяснительноиллюстративные, диалогические, развивающее обучение, творческие, саморазвивающее обучение и др.
- Спиши, разделяя слова черточками на слоги. Поставь точки красным карандашом под гласными буквами. Весна, зёрнышко, листочек, волк, книжка, черёмуха, молния.
- Выбери из текста и напиши предложения, которые подходят к данным схемам.
- За рекой было село. 3) Красив лес весной!
- В лесу я видел белок. 4) В школе работают разные кружки и секции.
- Правильно обозначьначало и конец предложений. Мальчик стоял перед капитаном его круглый носик краснел от студёного ветра губы дрожали тёмные глаза пристально и строго смотрели на капитана.
- Используя данные слоги, составь и запиши слова. Но, жи, ли, са, ло.
- Поставь ударение в словах. Белая мука, тяжкая мука, окуни в реке, окуни руку в ведёрко, пушистый хлопок, громкий хлопок. Для учащихся третьего класса были предложены следующие задания:
- Прочитай слова. Составь предложения из слов каждой строчки. Юра, из, шёл, школы. В, мальчик, лесу, веточек, срезал, несколько. В, Юра, их, воду, поставил. Пришла, к, весна, Юре.
- Выпиши из каждого ряда только однокоренные слова. Гора, горе, гордиться, горный, на горе. Гроза, гроздья, грозный, грозовой. Жалкий, жалеть, жало, пожалеть.
- Запиши текст, правильно обозначая начало и конец предложения. Пришла зима стоят сильные морозы река замёрзла ребята взяли коньки Ольга и Игорь лепят снежную бабу ребята играют и веселятся, а ты любишь зиму
- Где нужно, вместо точек поставь «ь».
- JIoc. крупное животное. 2) Растет высокая ел.
- Вася ел. яблоко. 4) Нужно хорошо учит. уроки.5. Миша учит. уроки.
- Подчеркни те слова, которые не переносятся. Деревня, Рая, сад, лесок, кусты, осень, этаж, класс, кот, пруд, лето, обеды, ягоды, жарко, пруды, кони, дом.6. Вставь нужные буквы.Ч.родейка, ж. знь, ж. вопись, шалаш., чащ., ч.шка.
- Составь из слов левого и правого столбиков пары слов с противоположным значением: Чистый весёлыйГрустный большойМаленький грязныйСолёный сладкийСтрашный красивый
- Составь ряды родственных словВода, мостовая, зимушка, полевой, водный, наводнение, зимовать, поля, зима, полюшко, зимний, мостик, мост.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы
- Составить предложение из слов каждой строчки-П. Выбрать предложения из текста, которые подходят к данным схемам-