Введение.
Особенности социализации современных подростков
Теоретико-методологические основы исследования составили: концепция интегрально-социальной природы (сущности) человека и его социализации (Ю.А. Лебедев, В. В. Орлов, Д. И. Фельдштейн, Л.В. Филиппова), теоретические положения о природе и развитии личности, разработанные в трудах А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева; особенностей социализации Л. П. Буевой, Н. Ф… Читать ещё >
Введение. Особенности социализации современных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современный этап развития казахстанского общества характеризуется усложнением динамики развития социокультурных процессов: распад советской государственности повлек за собой отказ от доминирующей идеологии и присущих ей социокультурных идеалов; интеграция казахстанского общества в глобализационные процессы ведет к размыванию и утрате национальной и социокультурной идентичности; социальные представления как компоненты нравственного самосознания личности не только формируются и трансформируются, но и деформируются под влиянием неопределенности и изменчивости современной социальной ситуации, характеризуясь противоречивостью, дисгармоничностью, несбалансированностью, неустойчивостью.
Утверждая важную роль социализации в развитии становящейся личности, многие современные ученые (П. Бергер, К. Джерджен, П. Лукман, С. Московичи, А. Тэшфел, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Э. В. Сайко, Д. И. Фельдштейн, Л. В. Филиппова и др.), рассматривают социализацию как процесс конструирования своей реальности, своей самости.
Для современных подростков, только вступающих в жизнь, процесс становления идентичности (как социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. В связи с этим возникает настоятельная потребность в изучении процесса присвоения подростками, индивидуального и культурно-исторического прошлого и способности аутентично конструировать свое будущее в новой социальной ситуации. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что особенность процесса современной социализации приводит к необходимости обновления методологии, разработки новых психолого-педагогических технологий и организации условий для их реализации.
Изучению процессов социализации в современных условиях, трудностей и отклонений, возникающих в ее ходе посвящены работы Е. В. Алексеевой, И. А. Баевой, О. А. Власовой, Е. И. Ганеевой, А. А. Калашниковой, Ю. А. Кобазевой, Т. Д. Марцинковской и др.
Непрерывное образование, выступая одним из важнейших механизмов социализации современного человека, представляет иерархию ценностей, задач, приоритетов обучения и воспитания подрастающего поколения, являясь призмой преломления интересов общества. В связи с этим приоритетным направлением становится реализации образовательных стандартов, направленных на формирование способности личности к саморазвитию, результатом которого может стать нравственное самосознание, сущностно-содержательную характеристику которого составляет диалектика устойчивости и изменчивости, отражающая историческую подвижность сознания.
Значительный вклад в развитие представлений о нравственном сознании, как механизме социализации личности, внесли как зарубежные (Бандура А., Кольберг Л., Маслоу А., Маурер О., Олпорт Г. В., Пиаже Ж., Роджерс К. Р., Скиннер Б., Торндайк Э., Фрейд 3., Франкл В., Фромм Э., Уотсон Д. Б., Юнг К. Г., и др.), так и отечественные психологи (Азимова Р.Д., Акмамбетов Г. Г., Бакштановский В. И., Братусь Б. С., Богданова О. С., Бондаревская Е. В., Бормотова И. М., Гасанова Н. К., Гумницкий Г. Н., Гурин В. Е., Дробницкий О. Г., Зотов Н. Д., Кобляков В. П., Ковальчук Ю. М., Кон И. С., Николаичев Б. О., Рыжов В. В., Титаренко А. И., Субботский Е. В., Чудновский В. Э., Шимановский Д. С., и др.).
Среди последних работ можно отметить работы Церковниковой Н. Г., Горбачевой Т. М., Ганиной М. В., Крошкиной В.В.
В последние десятилетия в образовательных учреждениях Казахстана активно развивается инфраструктура поддержки ребенка (психологическая служба), остаются недостаточно разработанными практические методы поддержки развития и психолого-педагогические условия оптимизация процесса школьной социализации именно старшеклассников.
Необходимость создания комплексной системы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации становится все более актуальной, а разработка психологических механизмов ее оптимизации и поддержки подростков становится первостепенной задачей практического психолога, которая предполагает:
Таким образом, динамичность современной социальной ситуации, реально сложившаяся практика школьного образования, предъявляемые новыми требования к выпускнику общеобразовательной школы, с одной стороны, и недостаточная научная разработанность содержания и направлений социализации современных подростков, с другой стороны, определяют актуальность исследования проблемы организации психолого-педагогического сопровождения процесса социализации старших подростков в общеобразовательной среде школы.
Цель исследования: изучение особенностей процесса социализации современных подростков в условиях общеобразовательной среды школы и разработка программы психолого-педагогического сопровождения этого процесса.
Объект исследования: психолого-педагогические особенности процесса социализации современных подростков в условиях общеобразовательной среды школы.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования устойчивого нравственного самосознания старших подростков как ведущего механизма социализации.
Гипотеза исследования: процесс школьной социализации у старших подростков будет проходить наиболее эффективно, если:
- — будет разработана и обеспечена реализация программы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации современных подростков в образовательной среде школы;
- — он будет опосредован направленным развитием устойчивого нравственного самосознания старших подростков в образовательной среде.
С учетом выдвинутых целей и гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были сформулированы следующие задачи:
- 1. Анализ научной литературы по социализации современных подростков.
- 2. Провести эмпирическое исследование особенностей социализации старших подростков в условиях общеобразовательной среды.
- 3. Разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие устойчивого нравственного самосознания.
Теоретико-методологические основы исследования составили: концепция интегрально-социальной природы (сущности) человека и его социализации (Ю.А. Лебедев, В. В. Орлов, Д. И. Фельдштейн, Л.В. Филиппова), теоретические положения о природе и развитии личности, разработанные в трудах А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева; особенностей социализации Л. П. Буевой, Н. Ф. Головановой, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина, Д. И. Фельдштейна, Л. В. Филипповой и др., соотношения социализации и воспитания К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревской, Л. В. Выготского, И. Б. Котовой, А. Н. Леонтьева, Е. Н. Шиянова, Д. Б. Эльконина и др., гуманизации образования Е. В. Бондаревской, И. Б. Котовой; творческой сущности человека и социальной детерминированности его развития (Г.М. Андреева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, А. И. Савенков, и другие); фундаментальные исследования социализации и идентичности (Е.П. Белинская, Дж. Марсиа, Т. Д. Марцинковская, Дж. Мид, Т. Г. Стефаненко, Г. Тэджфел, Л. Б. Шнейдер, Э. Эриксон и другие); концептуальные положения психологических исследований подросткового возраста (М.Р. Гинзбург, И. С. Кон, К. Н. Поливанова, A.M. Прихожан, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и другие); концепции психологического сопровождения Дубровиной И. А., Битяновой М. Р., Овчаровой Р. В., Фридмана Л. М., концепции активных методов обучения (Т.Ю. Базаров, А. А. Бодалев, А. Г. Лидерс, В. Я. Ляудис, Л.А. Петровская), теории нравственного самосознания Л. С. Выготский, Д. И. Дубровский, И. С. Кон, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохова.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические тестирование; анализ результатов (качественный, сравнительный), методы математической статистики).
Научная новизна исследования определяется разработкой и экспериментальным апробированием программы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающим эффективное развитие устойчивого нравственного самосознания как механизма успешной социализации современных подростков.
Практическая значимость исследования
Результаты и выводы исследования, его материалы и разработки могут использоваться практическими психологами и педагогами, работающими с подростками и родителями школьников подросткового возраста. Обобщенные теоретические и экспериментальные результаты работы могут быть использованы в практике подготовки педагогов и психологов, а также в практической деятельности психологической службы общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.