Диагностика уровня развития у дошкольников мотивации к деятельности на констатирующем этапе эксперимента
В связи с этим мы считаем, что целесообразно формирование у воспитателей знаний и умений использования игровых методов вообще и как способов развития у дошкольников мотивации к деятельности, в частности. С этой целью, на наш взгляд, необходима специальная программа обучения воспитателей (семинары, консультации по вопросам назначения и применения в воспитательно-образовательном процессе игровых… Читать ещё >
Диагностика уровня развития у дошкольников мотивации к деятельности на констатирующем этапе эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деятельность человека есть проявление его произвольной активности и имеет социальную природу. Это целенаправленный процесс, детерминируемый осознаваемыми мотивами. Поскольку мы рассматриваем взаимосвязь игровых методов обучения и мотивации к деятельности, то, говоря о деятельности, мы будем говорить о продуктивной деятельности.
При разработке методики определения уровня развития мотивации к продуктивной деятельности у дошкольников особую важность и сложность представляет выбор наблюдаемых показателей мотивации. Такими показателями выраженности мотивации в нашем исследовании выступают:
- Ш эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;
- Ш целенаправленность деятельности, ее завершенность;
- Ш степень инициативности ребенка.
Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по четырехбалльной шкале (от максимальной выраженности качества — 3 балла — до 0 баллов — полного его отсутствия) [4, с.12].
Суммируя баллы по этим трем показателям, мы получаем выводы об уровне развития мотивации к деятельности:
- Ш 11−12 баллов — очень высокий уровень развития;
- Ш 8−10 баллов — высокий уровень;
- Ш 5−7 баллов — средний уровень;
- Ш 2−4 баллов — низкий уровень;
- Ш 0−1 балл — очень низкий уровень.
Эксперимент строился следующим образом: в совместной работе со взрослым детям предлагалось построить по желанию что-либо из конструктора: домик, гараж, поезд, вокзал и т. п.
По ходу эксперимента, внимательно наблюдая за детьми, экспериментатор оценивал их деятельность по указанным выше показателям выраженности мотивации.
В ходе проведения диагностического обследования (протоколы №№ 1−15 в приложении 6), направленного на выявление начального уровня развития мотивации, нами были получены результаты, занесенные в таблицу 1 (приложение 1).
Из таблицы 1 мы видим, что дети имеют различный уровень развития мотивации к деятельности:
- · большинство дошкольников — 7 человек, что составляет 47%, набрали 5−7 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития мотивации;
- · 4 дошкольника, что составляет 27%, набрали от 8 до 10 баллов, т. е. у них зафиксирован высокий уровень развития мотивации;
- · 2 человека (14%) получили 2−4 балла — низкий уровень;
- · очень высокий уровень развития мотивации зафиксирован у 1 ребенка (7%) — он набрал 11 баллов.
Кроме того, в рамках констатирующего этапа эксперимента мы решили выяснить, какие цели преследуют воспитатели и насколько осознанно они используют игровые методы в воспитательно-образовательном процессе. С этой целью мы присутствовали на занятии по лепке в средней группе детского сада (приложение 2), а затем провели беседу и анкетирование воспитателя этой группы Зубрицкой Валентины Ивановны (приложение 3).
В результате посещения занятия, анкетирования и беседы с воспитателем Зубрицкой В. И., мы выяснили следующее.
Зубрицкая Валентина Ивановна работает в детском саду уже 5 лет. В воспитательно-образовательном процессе она использует различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и задач игр. Цель выбирается в зависимости от результата, которого необходимо добиться.
По её словам, дети любят игры на занятиях, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае она не прекращала игровой процесс, но делала более жесткими правила игры.
По её мнению, игру нельзя применять в следующих случаях:
- · если игра не соответствует уровню развития детей, т. е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На её взгляд, это не способствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач;
- · если дети не хотят играть;
- · если игра новая — новые игры должны быть проверены;
Воспитательница отметила, что на протяжении всего процесса игры на занятии необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация между детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если она это замечала, то вмешивалась в ход игры и отвлекала внимание детей на решение других проблем в самой игре.
Она считает, что игра помогает учащимся развиться в личностном плане. Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других и т. д.
Итак, по результатам анкетирования и беседы с воспитателем средней группы детского сада мы пришли к выводу, что Зубрицкая В. И. имеет слабое представление об игровых приемах и методах, которые необходимо применять в воспитательно-образовательном процессе, хотя на занятии по изобразительному искусству она достаточно умело использовала игровые приемы.
В связи с этим мы считаем, что целесообразно формирование у воспитателей знаний и умений использования игровых методов вообще и как способов развития у дошкольников мотивации к деятельности, в частности. С этой целью, на наш взгляд, необходима специальная программа обучения воспитателей (семинары, консультации по вопросам назначения и применения в воспитательно-образовательном процессе игровых приемов и методов).