Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий: На прим. 
естеств. — мат. 
дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях Н. Н. Поспелова, И. Н. Поспелова, Е.Н.Кабано-вой-Меллер, Д. Хамблина, Г. Пиппинга, Д. Ломпшера, В.Ф.Паламарчу-ка, С. И. Каландарова, С. Какаева, Н. А. Тарули, И. А. Хрестиной, Л. С. Хадарцевой, С. Холмурадова раскрывается структура отдельных логических операций, даются алгоритмы и методика их формирования, предлагаются системы дидактических заданийв работах Н. М. Зверевой, Л. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ КАК
  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Формирование логических операций в теории и практике школьного обучения
    • 1. 2. 0 соотношении понятий логические операции и умственная деятельность
    • 1. 3. Формирование научных понятий и роль логических операций в этом процессе
  • ГЛАВА. г. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
    • 2. 1. Формирование логических операций как система дидактических, методических и логико-психологических связей
    • 2. 2. Методика использования динамики функционального развития логических операций при изучении научных понятий
    • 2. 3. Диагностика уровней сформированности логических операций (результаты экспериментального исследования)

Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий: На прим. естеств. — мат. дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Быстрое развитие науки и техники за последние десятилетия ведет к увеличению объема знаний, которым должны овладеть учащиеся на всех звеньях образования. Поэтому важнейшей задачей современной школы является развитие мышления и познавательной активности школьников.

Развитие мышления, в свою очередь, предполагает совершенствование его видов и форм, а также формирование основных логических операций.

Психологические основы и механизм формирования логических операций достаточно подробно изучены и раскрыты на теоретическом уровне в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Е.Н.Кабановой-Меллер, В.А.Кру-тецкого, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукинойпедагогов Ю.К.Бабанского, Б. П. Есипова, И. Я. Лернера, Н. А. Лошкаревой, М. Н. Шардакова, В. Ф. Паламарчука, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, Т. Н. Шамовойзарубежных психологов и педагогов Б. Блума, Ф. Зейферта, И. Ломпшера, Ж. Пиаже, Д. Хамблина и других.

В исследованиях Н. Н. Поспелова, И. Н. Поспелова, Е.Н.Кабано-вой-Меллер, Д. Хамблина, Г. Пиппинга, Д. Ломпшера, В.Ф.Паламарчу-ка, С. И. Каландарова, С. Какаева, Н. А. Тарули, И. А. Хрестиной, Л. С. Хадарцевой, С. Холмурадова раскрывается структура отдельных логических операций, даются алгоритмы и методика их формирования, предлагаются системы дидактических заданийв работах Н. М. Зверевой, Л. А. Ивановой, М. В. Зуевой предлагаются конкретные рекомендации (пути, приемы, способы, обобщенные схемы, графики) по формированию отдельных логических операций.

Проблема формирования логических операций как некой технологии — не разрешена окончательно до сих пор. Нет научно обоснованной системы, позволяющей управлять формированием логических операций у учащихся. Не выделены эффективные условия, которые предусматривают основные переходные состояния этого процесса и обеспечивают интегрированную программу действий для серии логических операций.

В современной школе задача формирования логических операций решается попутно с усвоением программного материала и не выделяется как самостоятельная. Об этом свидетельствуют данные констатирующего эксперимента, проведенного в школах Мордовии. Так, справились с заданием на: анализ — 20% учащихся, синтез -10%, сравнение — 60%, обобщение — 17%, классификацию — 28%.

Анализ результатов показал: 1) уровень сформированности логических операций у преобладающей части учащихся является низким (стихийным) — 2) учащиеся не знают сущности, функций и структуры мыслительных операций, производя их неосознанно (интуитивно) или подражая.

Таким образом, существует объективное противоречие между необходимостью формирования у школьников логических операций и отсутствием научно-обоснованной системы управления этим процессом.

Это предопределило выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и средства, обеспечивающие формирование логических операций у школьников в учебном процессе.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — учебно-познавательная деятельность учащихся 7−9 классов.

Предмет исследования — формирование логических операций при изучении научных понятий.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование логических операций будет существенно улучшено, если:

1) создана установка на овладение логическими операциями и их перенос в различные сферы деятельности с учетом дидактических, методических и логико-психологических связей;

2) процесс осуществления будет целенаправленным и планомерным на основе обобщенной методики, базирующейся на концепции непрерывности и преемственности функций логических операций;

3) в содержание обучения будут внесены алгоритмы логических операций, которые должны быть усвоены при поэтапном изучении научных понятий;

4) определены критерии и уровни овладения логическими операциями;

5) учитывается динамика функционального развития логических операций.

Исходя из проблемы, объекта, предмета и цели исследования, были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и в школьной практике.

2. Выделить и обосновать систему логических операций, используемую при изучении учащимися 7−9 классов научных понятий.

3. Проанализировать существующие методики формирования научных понятий в курсах естественно-математических дисциплин и выявить общие требования к их формированию.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования логических операций при изучении научных понятий и экспериментально проверить их эффективность.

5. Выделить критерии и уровни сформированное&tradeлогических операций у учащихся 7−9 классов.

Методологическую основу исследования составляют:

— положение теории деятельности, по которой формирование психических явлений может происходить на трех уровнях: деятельность (макроуровень), действие (мезоуровень), операция (микроуровень);

— положение теории поэтапного формирования умственных действий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ директивных и нормативных документов о школе, философской, логической и психолого-педагогической литературы;

— изучение и обобщение педагогического опыта;

— наблюдение за познавательной деятельностью учащихся;

— моделирование;

— педагогический эксперимент;

— анкетирование, интервьюирование, беседы;

— метод экспертных оценок;

— методы математической обработки эмпирического материала.

Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразовательные школы N18, N33. N40 г. Саранска. Исследованием было охвачено свыше 730 учащихся.

Основные этапы исследования.

1 этап (1992;1993 г. г.). Изучение специальной литературы по общим проблемам формирования логических операций. Разработка теоретических предпосылок по содержанию, обоснованию путей и средств формирования логических операций. Подготовка и апробирование экспериментального материала. Разработка общей методики экспериментальной работы и проведение констатирующего эксперимента.

2 этап (1994;1996 г. г.). Корректировка теоретических положений по результатам проверки экспериментальных материалов. Создание экспериментальных материалов для формирующего эксперимента. Проведение формирующего эксперимента. Обработка и анализ результатов эксперимента. Оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— разработана интегрированная система дидактических, методических и логико-психологических связей, позволяющая управлять процессом формирования логических операций;

— на основе деятельностного подхода раскрыты и обоснованы содержание (деятельность, действие, операция) и структура (макро-, мезо-, микроуровни) системы дидактических, методических и логико-психологических связей;

— разработана методика формирования логических операций, базирующаяся на концепции непрерывности и преемственности функций логических операций;

— разработаны дидактические условия и средства формирования логических операций;

— выделены критерии и уровни сформированное&tradeлогических операций;

— уточнены и систематизированы понятия «логические операции», «функция логической операции», «умственное действие» — предложено рабочее определение этих понятий;

— разработана методика диагностики уровней сформированнос-ти логических операций.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии сущности динамики функционального развития логических операций и в обосновании ее как дидактического условия их формирования.

Практическая значимость обеспечивается содержащимися в диссертации теоретическими положениями и выводами, которые могут найти применение в деятельности общеобразовательных школ по совершенствованию формирования логических операций, а такжев целях улучшения профессиональной подготовки будущего учителя.

На защиту выносятся:

1. Динамика функционального развития логических операций, как дидактическое условие их формирования.

2. Система дидактических, методических и логико-психологических связей, как средство формирования логических операций при изучении научных понятий.

3. Методика диагностики уровней сформированности логических операций.

Внедрение и апробация результатов исследования. Материалы исследований проверялись и корректировались в ходе опытно-экс.

— э периментальной работы. Они были доложены и получили одобрение на межреспубликанских научно-методических конференциях (г.Саранск, 1992 г., 1994 г.), на республиканских научно-практических конференциях (г.Саранск 1993 г., 1996 г.), на Всероссийской научно-практической конференции (г.Саранск 1995 г.), а также на ежегодных научных конференциях преподавателей Мордовского педагогического института им. М. Е. Евсевьева.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по второй главе.

В ходе теоретического и экспериментального исследования нами установлено, что:

1. Элементами внешней структуры урока являются дидактические задачи урока, элементами внутренней структуры — этапы познавательной деятельности (мыслительного процесса), а элементами методической структуры — формы, виды, деятельности учителя и учащихся. Их органическое сочетание представляет собой систему связей, которая с точки зрения теории деятельности А. Н. Леонтьева имеет три уровня. Макроуровень (деятельность), отвечающий логике процесса обучения, определяет дидактическую структуру урокамезоуровень, представляющей собой совокупность действий, подчиненных общей цели, определяет методическую структуру урока, микроуровень (операция) соответствует динамике функционального развития.

2. Количественное накопление функций логических операций и качественный скачок их в новое, занимающее более высокое в иерархической лестнице, положение, определяет существование динамики функционального развития логических операций, которая позволяет выделять поэлементный (пооперационный) состав микроуровня в системе дидактических, методических и логико-психологических связей.

3. На этапе накопления опытных фактов целесообразнее знакомить учащихся с операцией анализа, вводя определение данной операции и демонстрируя выделение признаков.

4. Операцию сравнения можно вводить на любом этапе образования понятия, но необходимо знать, что определение данной операции целесообразнее давать на начальных этапах, а структурные компоненты раскрывать на этапах последовательно.

5. Определение и структуру операции абстрагирования необходимо раскрывать на этапе выявления характерных особенностей понятия.

6. Знакомство со структурными компонентами операции обобщения целесообразно на этапе установления причинно-следственных связей.

7. Синтез, как операция, объединяющая все выделенные существенные признаки, эффективнее вводить на этапе определения понятия.

8. Предложенные нами дидактические требования, позволяющие формировать логические операции могут быть использованы для подготовки урока, целью которого является знакомство с базовой системой логических операций, а также каждой логической операцией в отдельности с раскрытием ее структуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое исследование и результаты экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы. В ходе решения поставленных в диссертации задач получены следующие результаты и выводы:

1. На основании анализа психолого-педагогической, методической и логической литературы по формированию логических операций раскрыты теоретические и методологические положения решения этой проблемы.

2. Выделены логические операции, образующие своеобразную иерархическую лестницу. Из них необходимыми и достаточными являются: анализ объектов или явленийсинтез выделенных элементов посредством анализасравнение изучаемых предметов по разным основаниямабстрагирование существенных и несущественных признаков объектовобобщение объектов по общим и существенным признакам.

3. Выделенная динамика функционального развития логических операций является дидактическим условием формирования основных логических операций.

4. Построенная система дидактических, методических и логико-психологических связей является дидактическим средством, позволяющим управлять процессом формирования логических операций.

5. Теоретические исследования позволили выделить шесть критерев оценки сформированности логических операций: воспроизводство готовых знанийзнание сущности операцийзнание функции операцийзнание структуры операцииих применение на практикеперенос операции в новые, нестандартные условия. Эти критерии оценивают три уровня сформированности мыслительных операций.

6. Разработанные тесты для диагностики логических операций на материале физики 7−9 классов позволяют выявлять уровни сформированности логических операций.

7. Педагогическая эффективность предлагаемых средств формирования логических операций в экспериментальных классах оказалась выше, чем в контрольных. Характерной особенностью является тенденция к возрастанию именно творческого уровня сформированности логических операций в экспериментальных классах по сравнению с контрольными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Х.Х. Проблемное обучение учителю. — Саранск: Мор-дов.кн.изд-во, 1996. — 176 с.
  2. Л. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982 кн.1 / Под. ред. К. М. Гурьвича — 320 с.
  3. Л. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982 кн.2 /Под ред. К. М. Гурьвича — 336 с.
  4. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989. 558 с.
  5. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание, 1981. 96 с.
  6. .А. Формирование приемов умственной деятельности на основе эксперимента учащихся по физике. Автореферат, Куйбышев. 1968. 18 с.
  7. П.П. Избранные педагогические произведения. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961. 695 с.
  8. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 348 с.
  9. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и актуализация учения. /Вопросы психологии. 1962, N4 С. 74−81.
  10. А.Н. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.
  11. Возрастные особенности усвоения знаний. / Под. ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова -М.: Просвещение, 1966. 442 с.
  12. Р.Ю., Темкина Д. А. Организация дифференцированной работы учалщхся при обучении физике.-М.: Просвещение, 1993. 175 с.
  13. М.Б. Не мучить, а учить. /О пользе педагогической психологии.- М.: Российск. открыт, ун-т., 1992. 232 с.
  14. З.А., Усова А. В. Дидактический материал по физике: 8 класс. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 80 с.
  15. JI.C. Избранные психологические исследования.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  16. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний на основе теории поэтапного усвоение умственных действий.-М.: Изд-во моек, ун-та, 1968. 135 с.
  17. Н.А. Формирование интеллектуальных умений у студентов педвуза будущих учителей труда на основе их политехнической подготовки. Автореф. канд. пед. наук. — М. 1993.- 18 с.
  18. А.Д. Учебник по логике. М.: Влада, 1995.- 303 с.
  19. П.А. Формирование умений и навыков в процессе обучения химии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 72 с.
  20. Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий. / Педагогика: 1994. С. 15−19.
  21. В.А., Иванов А. И., Шебалин О. Д. Изучение величин на уроках математики и физики в школе. М.: Просвещение, 1981. — 79 с.
  22. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  23. В.В. Виды обобщений в обучении. -М.: Просвещение, 1972. 422 с.
  24. М. Понятие массы в классической и современной физике. -М.: Прогресс, 1967. 254 с.
  25. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М. Н. Скаткина.-М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  26. М.К. Сравнение и формирование понятий у учащихся.- Чебоксары, 1975.
  27. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности.-М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  28. В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. -М.: Педагогика, 1976. 224 с.
  29. Н.Г. Методологические и логико-гносиологические основы учебно-познавательного процесса. -Киев: Виша школа, 1986. 226 с.
  30. Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. /Науч.-исслед. инт. общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984.- 152 с.
  31. Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1980. 1*12 с.
  32. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. -М.: Просвещение, 1978. 190 с.
  33. М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. -М.: Просвещение, 1989. 137 с.
  34. А.И., Лобейко Ю. А. Методология и методика исследовательской деятельности в образовании. -М.: И00 МО ПО РФ, 1996. 120 с.
  35. Р.И. Развитие мышления школьников в процессе выполнения ими учебно-логических заданий. -Куйбышев: 1979.- 72 с.
  36. Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
  37. А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. -М.: Просвещение, 1987. 94 с.
  38. Т.А. Педагогика: Курс лекций. -М.: Просвещение, 1984. 496 с.
  39. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1981. 96 с.
  40. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  41. О.Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1983. 142 с.
  42. О.А. Игры в самих себя. 2-ое изд. -М.: Роспеда-генство, 1995. 128 с.
  43. С. Формирование интеллектуальных умений у слушателей подготовительного отделения медицинского института при изучении естественнонаучных дисциплин. Автореф. дис. пед. наук. -М., 1993. 18 с.
  44. С.И. Формирование интеллектуальных умений и навыков у школьников 7−9 классов на занятиях по гуманитарнымдисциплинам. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.
  45. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1971. 200 с.
  46. Квалификационная характеристика учителя физики и информатики. /Бочкова Р.В., Абушкин Х. Х., Киселев Г. М. -Саранск: Мордовский ГПИ, 1993. 23 с.
  47. В.И., Старченко А. А. Логика. -М.: Высшая школа, 1982. 262 с.
  48. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994. 222 с.
  49. М.К. 0 приемах, умениях и навыках. /Методика формирования приемов учебной работы по географии: Сб. научных трудов/ Под ред. Т. Г. Герасимовой. -М., 1976. с. 42−46.
  50. Н.И. Логический словарь-справочник. -М.: Наука, 1971. 445 с.
  51. В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  52. В.А. Развитие умственных способностей школьника в процессе обучения. /Сов. педагогика, 1971. N8. -с. 88−97.
  53. Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. -М.: Высш. школа, 1964. 96 с.
  54. И.И. и др. 0 разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся: к методике изучения проверочно-оценочной деятельности учителя. /Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся.-М., 1973. с.3−16.
  55. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умению учиться: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 80 с.
  56. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  57. С.В. Формирование общеучебных интеллектуальных умений у старшеклассников: Автореф. дис. пед. наук. -Киев, 1990. 24 с.
  58. Н.Д. Детская и педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1964. 478 с.
  59. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах, т.1. -М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  60. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах, т.2. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  61. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  62. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  63. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пос. для учителей. -М.: Просвещение, 1982. 191с
  64. С.В. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985. 20 с.
  65. А.А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. /Сов. педагогика, 1966. -N6, с.93−103.
  66. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  67. А.К. и др. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
  68. А.К., Линдере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск, РИО Госкомиздат Республики Карея, •1992. 180 с.
  69. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1975. 268 с.
  70. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Педагогика, 1977. 210 с.
  71. Р.Д., Свириденко Л. К. Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классов средней школы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1992. 112 с.
  72. Н.А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения./Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. -М., 1973. -с. 17−23.
  73. Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. 223 с.
  74. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. /В.А.Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Лукошкин, В. Я. Саннинский. -М.: Просвещение. 1980. 376 с.
  75. Методика преподавания химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по химии и биол. спец. /Под ред. Н. Е. Кузнецовой. -М.: Просвещение, 1984. 415 с.
  76. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973. 300 с.
  77. Общая психология. /А.В.Петровский, А. В. Врушлинский,
  78. В.П.Зинченко./Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  79. Общая психология./ Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шабалина. -М.: Просвещение, 1973. -351 с.
  80. В. Процесс обучения. -М.: Учпедгиз, 1962. 171 с.
  81. В.А. урок современной школы: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981. 191 с.
  82. Т.Ф. Учебно-познавательные задачи как средство развития интеллектуальных умений при обучении химии на подготовительном отделении ВУЗа: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1990. 17 с.
  83. Основы методики преподавания физики в средней школе. /Н.Г.Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др. / Под ред. Пе-рышкина. -М.: Просвещение, 1984. 398 с.
  84. В.Ф. Дидактические основы формирования мышления учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. докт. пед. наук. Киев, 1984. — 47 с.
  85. В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд. доп. и пе-рераб. -М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  86. П.П. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  87. Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Роспедагенс-тво, 1995. 637 с.
  88. Педагогика и логика. / Г. Щедровицкий и др. -М.: Касталь, 1993. 416 с.
  89. Педагогическая энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1968. т.4 912 с.
  90. Н.П. Развитие мышления учащихся на уроках физике в 6-ом классе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1972. 18 с.
  91. Д. И., Худайбердиев А. Программированные задания по физике для 6−7 классов. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  92. К.К. 0 системе психологии. -М.: Мысль, 1972. -216 с.
  93. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. /Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  94. А.Я. Знание, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1967. 264 с.
  95. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989.- 162с.
  96. Программированное обучение физике. Материалы научно-методической конференции. Владимир: Владимирский ГПИ, 1969. 53 с.
  97. Психология. /Под ред. А. Ц. Пуни. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 255 с.
  98. Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Яро-шевского. 2-е изд. испр. и дополненное. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  99. Психологический словарь, /под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ланова и др. -М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  100. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. /Под ред. А. Коссаковски и др. Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1981. 224 с.
  101. Психологические основы программированного обучения. Сб. стат. /Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 328 с.
  102. Развитие школьников в процессе обучения. / под ред. Зан-кова. -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
  103. В.И. Некоторые вопросы развития мышления учащихся в процессе обучения физики. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л.: 1969. 18 с.
  104. В.И. Формирование у школьников приемов умственной деятельности как один из путей успешного обучения: Методические рек. Владимир, 1974. — 44 с.
  105. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  106. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  107. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-488 с.
  108. С.Л. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, 1989. т.2. — 328 с.
  109. Самостоятельная работа учащихся по физике в 9 классе средней школы: Дид. мат. / Хижнякова Л. С., Коварский Ю. А., Никифоров Г. Г. -М.: Просвещение, 1993. 176 с.
  110. Я. Методология и методы педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1989. 219 с.
  111. Л.И. Дидактический материал по физике 7−8 классов. -М.: Просвещение, 1989. 143 с.
  112. С.П. Механика. -М.: Наука, 1975. 559 с.
  113. В.А. Учись учиться. /Избр. произведения.-Киев: 1980. т. 5.- с. 450−480.
  114. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 47 с.
  115. В.И. Методика формирования у учащихся 6−8 классов приемов умственной деятельности при обучении математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1989. 19 с.
  116. И.Ф. Зачетные уроки по физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1979. 128 с.
  117. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. 304 с.
  118. М.И. Связь теории и практики в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1982. 128 с.
  119. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-ме-тодический анализ. / Под ред. А. А. Кузнецова -М.: Педагогика, 1987. 176 с.
  120. В.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на основе связи теории с практикой: Методические рекомендации. -М.: 1982. 32 с.
  121. А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологически подход. -Орел: ОГПИ, 1993. 128 с.
  122. Управление познавательной деятельностью / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 262 с.
  123. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1988. 112 с.
  124. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Спец. курс. Пос. для студентовпед. инс-тов. -Челябинск, 1978. 99 с.
  125. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987. 80 с.
  126. Философский энциклопедический словарь. -М.: Совет.энц., 1983. 840 с.
  127. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. Прием сравнение в процессе преподавания физике в 6 классе. / Сост. Л. А. Бирюков. 1979. 36 с.
  128. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. Прием абстрагирования в процессе преподавания физике в б классе. / Сост. Л. А. Бирюков, 1980. 38 с.
  129. Л.С. Формирование интеллектуальных умений учащихся при изучении гуманитарных предметов: Авторе, дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 30 с.
  130. С.Э. Физические основы механики. -М.: Наука, 1971. 751 с.
  131. Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1986. 160 с.
  132. Т.Н. Формирование интеллектуальных умений у учащихся 5−7 классов в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 18 с.
  133. И.А. Формирование интеллектуальных умений учителя начальных классов как средство воспитание у них культуры умственного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 22 с.
  134. А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6−7 классов. -М.: Просвещение, 1985. 158 с.
  135. Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
  136. М.Н. Мышление школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. 255 с.
  137. В.А. Введение в методологию научного познания. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. 191 с.
  138. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  139. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Просвещение, 1988.-205 с.
  140. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 е.
  141. Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  142. Д.Б. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории). -М.: Тривола, 1994. -168 с.
  143. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высш. школа, 1982. 223 с.
  144. И.С. Развивающие обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  145. И.С. Знание и мышление школьника. -М.: Знание, 1985. 80 с.
  146. И.С. Формирование интеллектуальных умений инавыков в процессе производственного обучения. -М.: Высш. школа, 1979. 88 с.
  147. Faust Н. Fahigkeitsenwicklung im Fachunterricht. Referat aut der II. Konferenz der Padagoden sozialistischer Lander. Berlin, 1974.
  148. Hasdorf W. Uber Wesen und Bedingungen der Beweglichkeit des Denkens.- Probleme und Ergebnisse der Psycholo-gie, 1972, Heft 42.
  149. Lompscher I. Bedingungen effektiver Lerntatigkeit. -In: Psychologische Probleme der Entwicklung sozialistischer Personlichkeiten. Konferenzbericht. Berlin, 1972.
  150. Pippig G. Zur Entwicklung mathematischer Fahigkeiten. Psychologische BeitrSge, Heft 12. Berlin, 1971.
Заполнить форму текущей работой