Дидактические основы формирования логических операций при изучении научных понятий: На прим.
естеств. — мат.
дисциплин
Диссертация
В исследованиях Н. Н. Поспелова, И. Н. Поспелова, Е.Н.Кабано-вой-Меллер, Д. Хамблина, Г. Пиппинга, Д. Ломпшера, В.Ф.Паламарчу-ка, С. И. Каландарова, С. Какаева, Н. А. Тарули, И. А. Хрестиной, Л. С. Хадарцевой, С. Холмурадова раскрывается структура отдельных логических операций, даются алгоритмы и методика их формирования, предлагаются системы дидактических заданийв работах Н. М. Зверевой, Л. А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ КАК
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Формирование логических операций в теории и практике школьного обучения
- 1. 2. 0 соотношении понятий логические операции и умственная деятельность
- 1. 3. Формирование научных понятий и роль логических операций в этом процессе
- ГЛАВА. г. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
- 2. 1. Формирование логических операций как система дидактических, методических и логико-психологических связей
- 2. 2. Методика использования динамики функционального развития логических операций при изучении научных понятий
- 2. 3. Диагностика уровней сформированности логических операций (результаты экспериментального исследования)
Список литературы
- Абушкин Х.Х. Проблемное обучение учителю. — Саранск: Мор-дов.кн.изд-во, 1996. — 176 с.
- Анастази Л. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982 кн.1 / Под. ред. К. М. Гурьвича — 320 с.
- Анастази Л. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982 кн.2 /Под ред. К. М. Гурьвича — 336 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989. 558 с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание, 1981. 96 с.
- Бетев Б.А. Формирование приемов умственной деятельности на основе эксперимента учащихся по физике. Автореферат, Куйбышев. 1968. 18 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961. 695 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 348 с.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и актуализация учения. /Вопросы психологии. 1962, N4 С. 74−81.
- Бугаев А.Н. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.
- Возрастные особенности усвоения знаний. / Под. ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова -М.: Просвещение, 1966. 442 с.
- Волковыский Р.Ю., Темкина Д. А. Организация дифференцированной работы учалщхся при обучении физике.-М.: Просвещение, 1993. 175 с.
- Волович М.Б. Не мучить, а учить. /О пользе педагогической психологии.- М.: Российск. открыт, ун-т., 1992. 232 с.
- Вологодская З.А., Усова А. В. Дидактический материал по физике: 8 класс. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 80 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний на основе теории поэтапного усвоение умственных действий.-М.: Изд-во моек, ун-та, 1968. 135 с.
- Гаруля Н.А. Формирование интеллектуальных умений у студентов педвуза будущих учителей труда на основе их политехнической подготовки. Автореф. канд. пед. наук. — М. 1993.- 18 с.
- Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: Влада, 1995.- 303 с.
- Глориозов П.А. Формирование умений и навыков в процессе обучения химии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 72 с.
- Горбатов Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий. / Педагогика: 1994. С. 15−19.
- Гусев В.А., Иванов А. И., Шебалин О. Д. Изучение величин на уроках математики и физики в школе. М.: Просвещение, 1981. — 79 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. -М.: Просвещение, 1972. 422 с.
- Джеммер М. Понятие массы в классической и современной физике. -М.: Прогресс, 1967. 254 с.
- Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М. Н. Скаткина.-М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
- Енисеев М.К. Сравнение и формирование понятий у учащихся.- Чебоксары, 1975.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности.-М.: Просвещение, 1990. 128 с.
- Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. -М.: Педагогика, 1976. 224 с.
- Заволока Н.Г. Методологические и логико-гносиологические основы учебно-познавательного процесса. -Киев: Виша школа, 1986. 226 с.
- Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. /Науч.-исслед. инт. общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984.- 152 с.
- Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1980. 1*12 с.
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. -М.: Просвещение, 1978. 190 с.
- Зуева М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. -М.: Просвещение, 1989. 137 с.
- Иванов А.И., Лобейко Ю. А. Методология и методика исследовательской деятельности в образовании. -М.: И00 МО ПО РФ, 1996. 120 с.
- Иванов Р.И. Развитие мышления школьников в процессе выполнения ими учебно-логических заданий. -Куйбышев: 1979.- 72 с.
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. -М.: Просвещение, 1983.- 160 с.
- Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. -М.: Просвещение, 1987. 94 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. -М.: Просвещение, 1984. 496 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1981. 96 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.: Просвещение, 1968. 288 с.
- Кабардин О.Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1983. 142 с.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. 2-ое изд. -М.: Роспеда-генство, 1995. 128 с.
- Какаев С. Формирование интеллектуальных умений у слушателей подготовительного отделения медицинского института при изучении естественнонаучных дисциплин. Автореф. дис. пед. наук. -М., 1993. 18 с.
- Каландаров С.И. Формирование интеллектуальных умений и навыков у школьников 7−9 классов на занятиях по гуманитарнымдисциплинам. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 16 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1971. 200 с.
- Квалификационная характеристика учителя физики и информатики. /Бочкова Р.В., Абушкин Х. Х., Киселев Г. М. -Саранск: Мордовский ГПИ, 1993. 23 с.
- Кириллов В.И., Старченко А. А. Логика. -М.: Высшая школа, 1982. 262 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Арена, 1994. 222 с.
- Ковалевская М.К. 0 приемах, умениях и навыках. /Методика формирования приемов учебной работы по географии: Сб. научных трудов/ Под ред. Т. Г. Герасимовой. -М., 1976. с. 42−46.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. -М.: Наука, 1971. 445 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1972. 255 с.
- Крутецкий В.А. Развитие умственных способностей школьника в процессе обучения. /Сов. педагогика, 1971. N8. -с. 88−97.
- Кудрявцев Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. -М.: Высш. школа, 1964. 96 с.
- Кулибаба И.И. и др. 0 разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся: к методике изучения проверочно-оценочной деятельности учителя. /Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся.-М., 1973. с.3−16.
- Кулько В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умению учиться: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1983. 80 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Лазаревский С.В. Формирование общеучебных интеллектуальных умений у старшеклассников: Автореф. дис. пед. наук. -Киев, 1990. 24 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. -М.: Просвещение, 1964. 478 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах, т.1. -М.: Педагогика, 1983. 392 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах, т.2. -М.: Педагогика, 1983. 320 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пос. для учителей. -М.: Просвещение, 1982. 191с
- Лошкарева С.В. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985. 20 с.
- Люблинская А.А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. /Сов. педагогика, 1966. -N6, с.93−103.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
- Маркова А.К., Линдере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск, РИО Госкомиздат Республики Карея, •1992. 180 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М., 1975. 268 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Педагогика, 1977. 210 с.
- Минькова Р.Д., Свириденко Л. К. Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классов средней школы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1992. 112 с.
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы анализа развивающего эффекта обучения./Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся. -М., 1973. -с. 17−23.
- Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. 223 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. /В.А.Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Лукошкин, В. Я. Саннинский. -М.: Просвещение. 1980. 376 с.
- Методика преподавания химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по химии и биол. спец. /Под ред. Н. Е. Кузнецовой. -М.: Просвещение, 1984. 415 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1973. 300 с.
- Общая психология. /А.В.Петровский, А. В. Врушлинский,
- В.П.Зинченко./Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1986. 464 с.
- Общая психология./ Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шабалина. -М.: Просвещение, 1973. -351 с.
- Оконь В. Процесс обучения. -М.: Учпедгиз, 1962. 171 с.
- Онищук В.А. урок современной школы: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981. 191 с.
- Орлова Т.Ф. Учебно-познавательные задачи как средство развития интеллектуальных умений при обучении химии на подготовительном отделении ВУЗа: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1990. 17 с.
- Основы методики преподавания физики в средней школе. /Н.Г.Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др. / Под ред. Пе-рышкина. -М.: Просвещение, 1984. 398 с.
- Паламарчук В.Ф. Дидактические основы формирования мышления учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. докт. пед. наук. Киев, 1984. — 47 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд. доп. и пе-рераб. -М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Пидкасистый П.П. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -240 с.
- Педагогика. /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Роспедагенс-тво, 1995. 637 с.
- Педагогика и логика. / Г. Щедровицкий и др. -М.: Касталь, 1993. 416 с.
- Педагогическая энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1968. т.4 912 с.
- Петровых Н.П. Развитие мышления учащихся на уроках физике в 6-ом классе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1972. 18 с.
- Пейнер Д. И., Худайбердиев А. Программированные задания по физике для 6−7 классов. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Платонов К.К. 0 системе психологии. -М.: Мысль, 1972. -216 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. /Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142 с.
- Понамарев А.Я. Знание, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1967. 264 с.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. -М.: Педагогика, 1989.- 162с.
- Программированное обучение физике. Материалы научно-методической конференции. Владимир: Владимирский ГПИ, 1969. 53 с.
- Психология. /Под ред. А. Ц. Пуни. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 255 с.
- Психология. Словарь. /Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Яро-шевского. 2-е изд. испр. и дополненное. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психологический словарь, /под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ланова и др. -М.: Педагогика, 1983. 448 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. /Под ред. А. Коссаковски и др. Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1981. 224 с.
- Психологические основы программированного обучения. Сб. стат. /Под ред. Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 328 с.
- Развитие школьников в процессе обучения. / под ред. Зан-кова. -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
- Решанова В.И. Некоторые вопросы развития мышления учащихся в процессе обучения физики. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л.: 1969. 18 с.
- Решетников В.И. Формирование у школьников приемов умственной деятельности как один из путей успешного обучения: Методические рек. Владимир, 1974. — 44 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973. 424 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштей С.Л. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, 1989. -Т.1.-488 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Педагогика, 1989. т.2. — 328 с.
- Самостоятельная работа учащихся по физике в 9 классе средней школы: Дид. мат. / Хижнякова Л. С., Коварский Ю. А., Никифоров Г. Г. -М.: Просвещение, 1993. 176 с.
- Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. -М.: Педагогика, 1989. 219 с.
- Скрелин Л.И. Дидактический материал по физике 7−8 классов. -М.: Просвещение, 1989. 143 с.
- Стрелков С.П. Механика. -М.: Наука, 1975. 559 с.
- Сухомлинский В.А. Учись учиться. /Избр. произведения.-Киев: 1980. т. 5.- с. 450−480.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 47 с.
- Таточенко В.И. Методика формирования у учащихся 6−8 классов приемов умственной деятельности при обучении математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1989. 19 с.
- Тимохов И.Ф. Зачетные уроки по физике в средней школе. -М.: Просвещение, 1979. 128 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. 304 с.
- Терехин М.И. Связь теории и практики в процессе обучения школьников. -М.: Педагогика, 1982. 128 с.
- Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-ме-тодический анализ. / Под ред. А. А. Кузнецова -М.: Педагогика, 1987. 176 с.
- Уваров В.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на основе связи теории с практикой: Методические рекомендации. -М.: 1982. 32 с.
- Уман А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологически подход. -Орел: ОГПИ, 1993. 128 с.
- Управление познавательной деятельностью / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 262 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. -М.: Просвещение, 1988. 112 с.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Спец. курс. Пос. для студентовпед. инс-тов. -Челябинск, 1978. 99 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. -М.: Знание, 1987. 80 с.
- Философский энциклопедический словарь. -М.: Совет.энц., 1983. 840 с.
- Формирование приемов умственной деятельности учащихся. Прием сравнение в процессе преподавания физике в 6 классе. / Сост. Л. А. Бирюков. 1979. 36 с.
- Формирование приемов умственной деятельности учащихся. Прием абстрагирования в процессе преподавания физике в б классе. / Сост. Л. А. Бирюков, 1980. 38 с.
- Хадарцева Л.С. Формирование интеллектуальных умений учащихся при изучении гуманитарных предметов: Авторе, дис. канд. пед. наук. -М., 1995. 30 с.
- Хайкин С.Э. Физические основы механики. -М.: Наука, 1971. 751 с.
- Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1986. 160 с.
- Холмурадов Т.Н. Формирование интеллектуальных умений у учащихся 5−7 классов в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1992. 18 с.
- Хрестина И.А. Формирование интеллектуальных умений учителя начальных классов как средство воспитание у них культуры умственного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 22 с.
- Чеботарев А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6−7 классов. -М.: Просвещение, 1985. 158 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника. -М.: Учпедгиз, 1963. 255 с.
- Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. 191 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Просвещение, 1988.-205 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 е.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории). -М.: Тривола, 1994. -168 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высш. школа, 1982. 223 с.
- Якиманская И.С. Развивающие обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. -М.: Знание, 1985. 80 с.
- Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений инавыков в процессе производственного обучения. -М.: Высш. школа, 1979. 88 с.
- Faust Н. Fahigkeitsenwicklung im Fachunterricht. Referat aut der II. Konferenz der Padagoden sozialistischer Lander. Berlin, 1974.
- Hasdorf W. Uber Wesen und Bedingungen der Beweglichkeit des Denkens.- Probleme und Ergebnisse der Psycholo-gie, 1972, Heft 42.
- Lompscher I. Bedingungen effektiver Lerntatigkeit. -In: Psychologische Probleme der Entwicklung sozialistischer Personlichkeiten. Konferenzbericht. Berlin, 1972.
- Pippig G. Zur Entwicklung mathematischer Fahigkeiten. Psychologische BeitrSge, Heft 12. Berlin, 1971.