Здоровье — высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый. Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Результатом выполнения Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся школы должна стать:
здоровьесберегающая компетентность обучающихся — это способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
эмоциональная саморегуляция и самоподдержка;
личная гигиена, забота о собственном здоровье,.
половая грамотность;
внутренняя экологическая культура;
способы безопасной жизнедеятельности.
Компетентность «закладывается» в образовательный процесс посредством: технологий.
обучения;
содержания образования;
стиля жизни образовательного учреждения;
типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися.
Здоровьесберегающие компетентности:
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье,.
личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья школьников.