Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Диахронные и синхронные описания концепта «надежда» в русском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При построении концептуальной модели концепта «надежда» в русском этническом сознании были использованы данные этимологического анализа слов-вербализаторов концепта, исследована его лексическая представленность в исторической ретроспективе, описано его смыслового поле а) в контексте общерусской культуры на материале лексикографических источников, отражающих языковой материал с X по XX вв., б… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Культурно-исторический аспект описания концептов
    • 1. Язык и культура
      • 1. 1. Антропоцентризм и экспансионизм современных лингвистических исследований
      • 1. 2. Культура. Субкультура. Соотношение языка и культуры
      • 1. 3. Основные понятия этнолингвистики. Ментальное. Менталитет. Национальный характер
    • 2. Концепт и концептуальный анализ
      • 2. 1. Картина мира как отражение способов категоризации в языке
      • 2. 2. Концепт как способ отражения концептуализации в языке
      • 2. 3. Методологические основы концептуального анализа
  • ГЛАВА 2. Лексикографические и культурологические описания концепта «надежда»
    • 1. Национально-культурные описания концепта «надежда» по данным русских лексикографических источников
      • 1. 1. О некоторых теоретических вопросах изучения лексики в диахронном аспекте
      • 1. 2. Надежда, Чаяние, Упование
      • 1. 3. Надеяться, Чаять, Уповать
      • 1. 4. Надежный, Чаятельный, Уповательный
      • 1. 5. Авось
      • 1. 6. Гештальтная составляющая концепта «надежда» на основании лексикографических источников
    • 2. Реализация концепта «надеяеда» в контексте народной культуры (пословицы и поговорки)
    • 3. Представленность концепта в контексте субкультуры сайты Интернета)

Диахронные и синхронные описания концепта «надежда» в русском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа посвящена диахронному и синхронному анализу лексем, вербализующих в русском языке концепт «надежда» как лингвокультурный феномен, выявлению содержательных признаков данного концепта и описанию особенностей его функционирования в текстах разных культурно-языковых пластов.

В современной лингвистической литературе увеличивается удельный вес работ, посвященных всестороннему анализу слов, выражающих основные понятия национальной культуры. Предметом интенсивных исследований стали такие концепты как любовь, грех, добродетель, законность, честность, справедливость, правда, истина, ложь, обман, позор, зависть, ревность, счастье, душа, и др. [Арутюнова 1997, 1999, Воркачев 1992, 1998, 1995, 1992; 2000, 2001; Колесов 2000, 1999, 1996, 1991а, 19 916, Лисицын 1995; Фесенко 1999; Никитина 1991; Синельникова 1993; Степанов 1997, 2001; Тильман 1999, Топорова 2000; Чернейко 1997, 1996 Яковлева 1997, 1995, 1994 и др.].

Обращение к новым понятиям концепт и культурный концепт в лингвистике вызвано переосмыслением некоторых позиций в отношении понятий значения и значимости, связанных с соссюрианской парадигмой и со структуралистской интерпретацией категорий языка. Концепт в современной науке представляет собой своего рода междисциплинарное понятие, получающее освещение в различных научно-философских школах и направлениях. История формирования этого понятия в отечественном языкознании демонстрирует совмещение результатов его трактовок в таких направлениях, как когнитология, логическая философия, лингвокультурология и т. д. В ряде интерпретаций концепт рассматривается в широком кругу проблем в контексте соотношения языка, сознания, культуры. Существующее множество пониманий концепта выступает скорее как его аспектуализация, параметризация, что позволяет рассматривать любой концепт как многоаспектное явление [Бабурина, 1998; 20]. В роли концептов культуры выступают слова, у которых абстрактный компонент значения становится ведущимэто слова, которые обозначают морально-нравственные категории или философские универсалии. Таким образом, концептологический подход направлен на обобщение достижений лингвистики, культурологии, страноведения, когнитологии, этнографии и других дисциплин, а также на систематизацию терминов и категорий, которыми эти дисциплины оперируют.

Смешение в понимании концепта таких различных аспектов, как логическое, аналитическое и синкретическое, метафорическое закономерно отражает сложную природу концепта, его непроясненность, расплывчатость. Именно с этим и связано большое количество толкований данного термина, и вряд ли поиски абсолютно адекватного значения данного термина будут закончены в ближайшем будущем. В лингвистике концепт, в самом широком смысле, — это результат семантического описания, т. е. концептуального анализа [Рахилина 2000]. При таком анализе размываются границы между семантикой и психологией, между диахроническим и синхронным описанием, языковыми константами и речевыми воплощениями, между словарной и энциклопедической информацией, существенными и факультативными семантическими признаками, между отдельными подзначениями лексем и даже разными лексическими концептами [там же]. Концептуальное значение, сложившееся в рамках когнитивного подхода к языку, представляет собой не узкий набор признаков, необходимых для идентификации узкого класса объектов, а обширный комплекс знаний, стоящий за обозначаемым понятием и соотносящийся с фреймами памяти, знаний и чувственного опыта носителей языка. Концептуальный анализ базируется на основе контекстов употребления слов, вербализующих тот или иной концепт, анализе образных ассоциаций, предикативной и атрибутивной сочетаемости, а также на основе историко-этимологического анализа для экспликации «культурной памяти» концепта.

Поскольку данная работа входит в цикл современных лингвокультурологических и когнитивных исследований, актуальность темы исследования определяется, во-первых, необходимостью расширения и уточнения лингвистических представлений об особенностях исторической динамики вербальной репрезентации концептаво-вторых, необходимостью лингвокультурологического осмысления ключевых для русского менталитета концептов, и, в-третьих, потребностью изучения фоновых знаний и культурных ассоциаций, детерминирующих особенности русской картины мира.

Объектом исследования является концепт надежда в русском языковом сознании.

Предметом исследования являются культурно-специфические характеристики вербализаций концепта надежда и особенности его функционирования.

Целью исследования является определение константных содержательных признаков русского концепта «надежда», при этом описывается сложный и многообразный характер семантического движения и вербализации данного концепта в процессе исторического развития с обращением к текстам разных культурно-языковых пластов. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1) установление аппарата исходных понятий {культура, субкультура, этничность, менталъность, картина мира, категоризация, концепт, концептуальный анализ, концептуальная модель);

2) определение круга слов, вербализующих концепт «надежда» в русском языке и выявление содержательных признаков концепта в общекультурном контексте в их системно-словарном освещении и в конкретно-текстовой реализации (на материале лексикографических источников);

3) выявление динамики и анализ перераспределения приоритетов среди основных имен концепта, изменения их понятийного объема в диахронии;

4) анализ самобытных значений в других культурно-языковых пластах, а именно: описание репрезентации концепта на материале пословиц и поговорок русского языка (в границах контекста народной культуры) — анализ реализации концепта в границах контекста субкультуры (сайты Интернета).

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его основные результаты вносят вклад в разработку проблем когнитивной лингвистики, концептуального анализа, описания одного из фрагментов русской ментальности.

Практическая значимость состоит в том, что его теоретические и практические материалы могут быть использованы для уточнения и пополнения лексикографических источников, особенно идеографических словарейв спецкурсах и семинарах по когнитивной лингвистике в рамках преподавания курса теории языка и по исторической лексикологии, а также при написании методических и практических пособий, дипломных и курсовых работ.

Новизна исследования определяется обращением к лингвокультурному концепту надежда, который пока не получил исчерпывающего описания, а также в использовании материалов электронных сайтов Интернета как одного из способов отражения действительности, которое еще только зарождается в связи с новизной самого явления.

Материалом для данного исследования послужили материалы Картотеки Словаря русского языка 11−17 веков (КСлРЯ), данные ряда словарей разных жанров (этимологических, исторических, толковых словарей современного русского языка, синонимических, идеографических, словарей сочетаемости русского языка, словарей эпитетов, ассоциативных словарей), список которых приводится в приложении, паремиологические тексты русского языка, а также электронные тексты Интернета.

В работе использованы традиционный лингвистический, когнитивный и культурологический подходы. Применение когнитивного подхода помогает провести концептуальный анализ вербализаций исследуемого концептаприменение лингвистического подхода при помощи контекстуально-функционального, метода компонентного анализа и дистрибутивного метода позволяет исследовать особенности языковых средств в процессе вербализации концептаиспользование культурологического подхода позволяет рассмотреть воздействие экстралингвистических факторов, формирующих в языке поле концепта.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международной конференции молодых филологов в Красноярском государственном педагогическом университете (ноябрь 2003 г.), Научно-практической конференции студентов и аспирантов КГПУ (апрель 2001 г.), на Координационном совещании «Русистика Восточной Сибири: итоги и перспективы» (декабрь 2001 г.). Основные положения диссертации отражены в семи публикациях в материалах региональных и университетских научно-методических конференций, в сборниках научных статей Смоленского государственного педагогического университета «Разноуровневые характеристики лексических единиц» (2001, 2002 гг.), в сборниках Новгородского государственного университета «Язык образования и образование языка» (2000, 2002 гг.). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры общего языкознания и кафедры второго иностранного языка КГПУ (2000,2004 гг.).

Композиция диссертационного исследования соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка словарей, списка использованной научной литературы и приложений. В первой главе рассматривается ряд ключевых вопросов лингвокультурологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Любой концепт несет на себе отпечаток культуры, этнокультурного мира, в рамках которого он сформировался. Концепт надежда является «культурнонагруженным» концептом, поскольку особенно востребован русским языком и русской культурой.

Концепт вряд ли возможно описать полностью, его можно только частично реконструировать. Построение концептуальной модели является селективным процессом, обеспечивающим выбор информации, истинной для определенного фрагмента действительности, фактов и событий с точки зрения носителя данной концептуальной системы.

При построении концептуальной модели концепта «надежда» в русском этническом сознании были использованы данные этимологического анализа слов-вербализаторов концепта, исследована его лексическая представленность в исторической ретроспективе, описано его смыслового поле а) в контексте общерусской культуры на материале лексикографических источников, отражающих языковой материал с X по XX вв., б) в контексте народной культуры на паремиологическом материале, в) в контексте субкультуры Интернета на обширном материале электронных текстов. Анализ вербальных единиц, репрезентирующих концепт в разных культурных пластах позволяет выявить экстралингвистическую информацию о содержании концепта, его интерпретационное поле, котрое является неотъемлемой частью содержания концепта как глобальной ментальной единицы.

Составной частью концептуальной модели являются прототип, объект концепта «надежда», его содержание, а также гештальтные составляющие, позволяющие выявить глубинные ассоциативные контуры.

При исследовании эволюции концепта «надежда» в сознании носителей русского языка выявлены следующие процессы: а) уменьшение в современном языковом сознании древнего объема концепта, что связано с исчезновением многих лексем, репрезентирующих данный концепт и с утратой части значений у его ныне существующих вербализиторовб) смена гиперонимов лексического поля данного концептав) изменение и расширение объекта и субъекта надежды.

Прототипом, эталоном и основанием концепта надежда в русском языковом сознании является теологическое понимание надежды как одной из трех христианских добродетелей. В современном употреблении лексем наблюдается сдвиг акцента с его сакральной наполненности, частичное выветривание сакрального смысла.

Семантическая и культурологическая наполненность русского концепта надежда (содержание, объект, ассоциативные гештальтные составляющие) варьируется в зависисмости от контекста употребления (общекультурный контекст, контекст народной культуры, контекст субкультуры Интернета), но вместе с тем сохраняет свою внутреннюю целостность, детерминируя семантику языковых знаков, в которых он находит свое воплощение. Это обеспечивает необходимую семантическую преемственность системных значений, а наблюдаемые семантические и ститилистические несовпадения употреблений вербализаторов данного концепта отражают особенности реализации концепта в той или иной субкультуре, создают его интерпретационное поле и позволяют выявить наиболее значимые в национальной картине мира потенциальные признаки.

Культурно-специфические особенности концепта являются маркерами понимания этнической специфики мышления и частью этнокультурного образа носителя концептуальной системы.

Актуальность данной проблематики является перспективной для дальнейшего исследования и может быть связана со сравнением концептуальных моделей культурных концептов в разных языках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин 1991 — Августин А. Исповедь. М., 1991.
  2. Аверинцев 1990 Аверинцев С. С. Филология. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  3. Алексеев 1999 Алексеев А. В. История слов со значением «подавленное состояние духа» в русском языке. Дисс. на соиск. ст. канд. фил. наук. М., 1999.
  4. Алпатов 1996 Алпатов В. М. «Об апоцентричном и системоцентричном подходах к языку / ВЯ, 1996, № 2.
  5. Алтабаева 2000 Алтабаева Е. В. Семантические параметры концепта „желание“ в современном русском языке Русский язык вчера, сегодня, завтра. Воронеж, 2000. С. 32−33.
  6. Апресян 1963 Апресян Ю. Д. Современный метод изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики / Проблемы структурной лингвистики. М., 1963.
  7. Апресян 1986 Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира Семиотика и информатика. М., 1986. Вып. 28.
  8. Апресян 1995а Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания ВЯ, 1995. № 1.
  9. Апресян 19 956 Апресян Ю. Д. Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография. Т.2. М., 1995.
  10. О.Апресян 2001 Апресян Ю. Д. Значение и употребление ВЯ, 2001, № 4.
  11. П.Арутюнова 1990 Арутюнова Н. Д. Тждество и подобие: (Заметки о взаимодействии концептов) УГождество и подобие: Сравнение и идентификация. М., 1990.
  12. Арутюнова 1990 Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры Res Philologica: Филологические исследования. М. 1990. С.71−88.
  13. З.Арутюнова 1997 Арутюнова Н. Д. О стыде и стуже ВЯ, 1997. № 2. С. 5970.
  14. М.Арутюнова 1999 Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.
  15. Аскольдов 1997 Аскольдов А. С. Концепт и слово. Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология (под ред. В.П. Нерознака). М., 1997.
  16. Бабурина 1998 Бабурина М. А. Концепт „муза“ и его ассоциативное поле в русской поэзии Серебряного века. Дисс. на соиск. ст. канд.фил.н. СПб., 1998.-133с.
  17. Бабушкин 1996 Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.
  18. Бабушкин 2001 Бабушкин А. П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления Методологические проблемы когнитивной лингвистики (под ред. И.А. Стернина). Воронеж, 2001. — 182с.
  19. Баранов, Добровольский 1997 Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Постулаты когнитивной лингвистики Изв. РАН, 1997, № 1. С. 11−21.
  20. Бахлин 1997 Бахлин А. В. Сотрудничество и конфликты в виртуальных сообществах \ Социс, №½, 1997. С.65−91.
  21. Бельчиков 1998 Бельчиков Ю. А. Культуроведческий аспект филологических дисциплин \ ФН, 1998. № 4.
  22. Бенвенист 1974 Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
  23. Бердяев 1992 Бердяев 1992 — Бердяев Н. А. Душа России Русская идея (сост. М.А. Маслин). М., 1992. С. 295−312.
  24. Бердяев 1994а Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. Русская идея: в 2-х томах (составитель В.Т. Пискунов). Т.2. М., 1994. С. 204−286.
  25. Бердяев 19 946 Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Хв. и начала ХХв. Русская идея. Т.2. М., 1994. С. 204−286.
  26. Березин 1984 Березин Ф. М. История лингвистических учений. М., 1984.
  27. Берестнев 1997 Берестнев Г. И. О новой реальности языкознания \ ФН, № 4,1997. С. 47−55.
  28. Берестнев 2001 Берестнев Г. И. Самосознание личности в аспекте языка. ВЯ, 2001, № 1.
  29. Бодуэн де Куртенэ 1974 Бодуэн де Куртенэ И. А. Очерки истории языкознания или лингвистики (глоттологии). Теория и история языкознания. М., 1974, вып. 2.
  30. Болдырев 1998 Болдырев Н. Н. Категоризация событий и специфика национального сознания Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998. С. 29−30.
  31. Болдырев 1999 Болдырев Н. Н. Концептуальные структуры и языковые значения Филология и культура. Материалы международной конференции 12−14 мая 1999 г. Тамбов, 1999. С. 62−69.
  32. Болдырев 2000 Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2000.
  33. Болдырев 2001а Болдырев Н. Н. Перекатегоризация глагола как способ формирования смысла высказывания Изв. РАН, серия лит. и яз., 2001. Т. 6, № 2. С. 40−55.
  34. Болдырев 20 016 Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова Методологические проблемы когнитивной лингвистики (под ред. И.А. Стернина). Воронеж, 2001. С. 25−36.
  35. Бор 1971 Бор Н. Единство знаний Избранные научные труды. В 2 т. М., 1971. Т. 2.
  36. Бородина 1979 Бородина М. А., Гак В. Г. К типологии историко-семантических исследований. JL, 1979.
  37. Брутян 1968-Брутян Г. А Гипотеза Сепира Уорфа. 1968.
  38. Брутян 1973 Брутян Г. А. Язык и картина мира. НДВШ, философские науки, 1973, № 1.
  39. Будагов 1976 Будагов Р. А. Человек и его язык. М., 1976.
  40. Булыгина, Шмелев 1997 Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997.
  41. Васильев 1997а Васильев А. Д. Введение в историческую лексикологию русского языка. Красноярск, 1997.
  42. Васильев 19 976 Васильев А. Д. Национально-культурная семантика концептуальных лексем Филология и культура. Тамбов, 1997.
  43. Васильев 2000 — Васильев А. Д. Слово в телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.
  44. Вежбицкая 1997 Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.
  45. Васильев 2000 Васильев А. Д. Слово в телеэфире. Очерки о новейшем словоупотреблении в российском телевещании. Красноярск, 2000.
  46. Вежбицкая 2001 Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.
  47. Верещагин, Костомаров 1983 Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1983.
  48. Виноградов 1967 Виноградов В. В. Слово о филологическом образовании. Вестник высшей школы, 1967, № 11.
  49. Виноградов 1986 Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). 3-е изд. испр. М., 1986. — 640 стр.
  50. Виноградов 1994 Виноградов В. В. История слов. М., 1994.
  51. Винокур 1959 Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
  52. Войскунский 1990 Войскунский А. Е. Преобразование общения, опосредованного компьютером. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1990.
  53. Воркачев 1992 Воркачев С. Г. Безразличие VS презрение (на материале испанского языка) ВЯ, 1992, № 1. С. 79−86.
  54. Воркачев 1995 Воркачев С. Г. Национально-культурная специфика концепта „любовь“ в русской и испанской паремиологии ФН, 1995, № 3. С. 56−66.
  55. Воркачев 1997 Воркачев С. Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии ВЯ, 1997, № 4. С. 115−124.
  56. Воркачев 2001а Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании. ФН, 2001, № 1.С. 64−72.
  57. Воробьев 1994 Воробьев В. В. Культурологическая парадигма русского языка: Теория описания языка и культуры во взаимодействии. М., 1994.
  58. Воробьев 1996 Воробьев В. В. Теоретические и прикладные аспекты лингвокультурологии. Дисс. на соиск. ст. док. фил. наук. М., 1996. — 395 с.
  59. Вяземский 1982 Вяземский П. А. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1982.
  60. Гвоздецкая 1991 Гвоздецкая Н. Ю. К проблеме выделения „имен чувств“ в языке древнегерманского эпоса (на материале „Беовульфа“ и „Старшей Эдды“) Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 138−142.
  61. Герасимов, Петров 1998 Герасимов В. И., Петров В. В. Предисловие \ НЗЛ, 1998. С. 3−11.
  62. Гончарова 1999 Гончарова Н. Ю. Концепт „факт“ в представлении человека Связи языковых единиц в системе и реализации. Когнитивный аспект. Межвуз. сборник научных трудов. Вып. 2. Тамбов, 1999. С. 48−52.
  63. Гришина 2003 Гришина Н. В. Концептуальные модели метафорического поля „вода“ в русском языке Язык и ментальность. Мат. XXXI межд. фил. конф. СПб., 2003.
  64. Гумбольдт 1984 Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  65. Гумбольдт 1985 Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.
  66. Гуревич 1999 Гуревич П. С. Культурология. М., Гардарики, 1999.
  67. Даль 1997 Даль В. И. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. СПб, 1997. Т. 1 — 416 с.
  68. Дейк 2000 Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск, 2000. — 310 стр.
  69. Демьяненков 1994 Демьяненков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода ВЯ, 1994, № 4. С. 17−33.
  70. Демьянков 1995 Демьянков В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце 20 в. Язык и наука конца 20 в. М., 1995.
  71. Денисов 1984 Денисов П. Н. Место и роль самых многозначных слов в лексической системе языка / Слово в грамматике и словаре. М., 1984. С. 142−158.
  72. Дискурсивные слова 1998 Дискурсивные слова русского языка: опыт контекстно-семантического описания. М., 1998. С. 319−325.
  73. Долинский 1996 Долинский В. А. Русское „вера“ и английское „belief“. Семантика имени как объект ассоциативного анализа Социолингвистические проблемы в разных регионах мира. М., 1996.
  74. Дьяченко 1993 Дьяченко Гр. Вера, Надежда, Любовь: катехизические поучения. Т. 2. М., 1993. С. 476−697.
  75. Жичкина 1999 Жичкина А. Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир Психологии, 1999, № 3. С. 72−80.
  76. Иванов 1997 Иванов Д. В. Виртуализация общества \ Социология и социальная антропология. СПб, 1997.
  77. Ивашенко 2001 Ивашенко О. В. Эмоциональная составляющая русских интеллектуальных концептов Методологические проблемы когнитивной лингвистики (под ред. И.А. Стернина). Воронеж, 2001. С. 106−111.
  78. Ильина 2001 Ильина Е. Ю. Организация социального пространства Интернет-кафе // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. СПб, 2000. — 292 стр.
  79. Ирисханова 2001 Ирисханова O.K. О теории концептуальной интеграции ИАН, т60, № 3, 2001. С. 44−49.
  80. Карасик 2001 Карасик В. И. Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание Под редакцией И. А. Стернина. -Воронеж, 2001. С. 75−79.
  81. Караулов 1987 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
  82. Карнап 1959 Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959. — 382 стр.
  83. Касевич 1996 Касевич В. Б. Буддизм. Язык и картина мира. СПб, 1996.
  84. Касьянова 1994 Касьянова К. О. О русском национальном характере. М., 1994.-265 стр.
  85. Катц 1989- Катц Дж. Семантическая теория НЗЛ, вып. 10, стр. 33−49.
  86. Кацнельсон 1986 Кацнельсон С. Д. Общее и типологическое языкознание. Л., 1986.
  87. Ким Чжин Кю Семантико-стилистический аспект изучения лексики в древнерусском переводном тексте Языковая семантика и образ мира. Мат. межд. научной конференции. Казань, 1997.
  88. Ключевский 1987 Ключевский В. О. Сочинения в 9 т.т. Т. 1. Курс лекций по русской истории. Ч. 1. М., 1987. — 430 стр.
  89. Кобозева 2000 Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М., 2000. — 352 стр.
  90. Когнитивная лингвистика 1998 Когнитивная лингвистика. Современное состояние и перспективы развития. Ч. 1 и ч. 2. Материалы первой международной школы-семинара по когнитивной лингвистике. Тамбов, 1998. Ч. 1. С. 196. Ч. 2. С. 160.
  91. Когнитивная семантика 2000 Когнитивная семантика. Материалы второй международной школы-семинара. Тамбов, 2000.
  92. Колесов 1984 — Колесов В. В. Исторические основания многозначности слова и лингвистические средства ее устранения Русское семантическое словообразование. Ижевск, 1984.
  93. Колесов 1991а Колесов В. В. Отражение русского менталитета в слове Человек в зеркале наук. ЛГУ, 1991.
  94. Колесов 19 916 Колесов В. В. Культурные концепты: образ — понятие — символ \ В ЛГУ, сер. 2, вып. 2. Л., 1991, № 9.
  95. Колесов 1991 В Колесов В. В. Семантический синкретизм как категория языка Вестник ЛГУ. Сер. 2. Вып. 2, № 9. С. 40−49.
  96. Колесов 1995 Колесов В. В. Ментальная характеристика слова в лексикологических трудах В. В. Виноградова ВМГУ, сер. 9, 1995, № 3.
  97. Колесов 1999 Колесов В. В. „Жизнь происходит от слова.“. СПб., 1999.-368 стр.
  98. Колесов 2000 Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000.
  99. Колесов 2001а Колесов В. В. Язык и ментальность. Лекция 5. Русская ментальность в языке и слове. Любовь и свобода. — СПб, 2001 www.auditorium.ru.
  100. Колесов 20 016 Колесов В. В. Язык и ментальность. Лекция 9. Русская ментальность в языке и тексте. Судьба и счастье.- СПб, 2001 www. auditorium.ru.
  101. Колшанский 1990 Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.
  102. Корф 1996 Корф Е. А. Концепт причины в аспектах лингвистической и культурологической значимости: Автореферат дис.. канд. фил. н. СПб, 1996.
  103. Костенко 1999 Костенко Н. В. Значение и смысл как категории когнитивной лингвистики (на материале английских и русских лексико-фразеологических единиц с общим значением „соединить“) Тамбов, 1998.
  104. Костомаров 1994 Костомаров В. Г. Роль русского языка в диалоге культур Русский язык за рубежом. М., 1994. № 5−6.
  105. Кравченко 2001 Кравченко А. В. Когнитивная лингвистика и новая эпистемология (к вопросу об идеальном проекте языкознания) Изв. РАН, 2001. Т. 1, № 5. С. 3−13.
  106. Красавский 2001 Красавский Н. А. Русская и немецкая концептосферы эмоций Методологические проблемы когнитивной лингвистики (под ред. И.А. Стернина). Воронеж, 2001. С. 113−118.
  107. Красных 1998 Красных В. В. От концепта к тексту и обратно Вестник МГУ, 1998, № 1.
  108. Красных 2000 Красных В. В. Фрейм структуры как единица языкового сознания Языковое сознание. Содержание и функционирование. М., 2000. С. 128−129.
  109. КСКТ 1996 Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панукрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
  110. Кубрякова 199 Кубрякова Роль словообразования в формировании ЯКМ.
  111. Кубрякова 1991 Кубрякова Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
  112. Кубрякова 1994 Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука ВЯ, 1994, № 4. С. 34−47.
  113. Кубрякова 1995 Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) Язык и наука конца XX века. — М., 1995.
  114. Кубрякова 1999 Кубрякова Е. С. Языковое сознание и языковая картина мира Филология и культура. Материалы международной конференции. Тамбов, 1999. С. 6−13.
  115. Куликова 1998 Куликова JI.B. Немецкий менталитет в аспекте национально-культурной семантики языковых единиц» Россия и Запад: диалог культур. М., 1998, вып. 5.
  116. Культурология 1995 Культурология (под ред. Грача В.В.). Ростов — на -Дону, 1995.-575 с.
  117. Культурология 1997 Учебный курс по культурологи (под ред. Драча Г. В.). Ростов-на-Дону, 1997., 576 стр.
  118. Кустова 1998 Кустова JI.C. Национальный характер как результат творчества народа Россия и Запад: диалог культур. М, 1998, вып. 5.
  119. Лакофф 1981 Лакофф Дж. Лингвистические гештальты НЗЛ. Вып. 10. М., 1981. С. 350−368.
  120. Лебедева 1999 Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  121. Леви-Стросс 1985 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
  122. Левицкий 2001 Левицкий В. В. Семантический синкретизм в индоевропейском и германском / ВЯ, 2001, № 4, стр. 94−106.
  123. Г. В. Сочинения. В 4 т. М., 1983. Т. 2 Чернейко Л.О.
  124. ЛС Лингвистический энциклопедический словарь. 1990.
  125. Лисицин 1994 Лисицин А. Г. К проблеме концептуального анализа Язык и культура. Третья международная конференция. Доклады и тезисы. Киев, 1994.
  126. Лисицин 1995 Лисицин А. Г. Анализ концепта «свобода — воля -вольность» в русском языке. Дисс. канд. фил. наук. М. 1995.
  127. Листрова Правда 2001 — Листрова — Правда Ю. Т. Концепт БОГ в языковом сознании русского народа Методологические проблемыкогнитивной лингвистики: Научное издание Под редакцией И. А. Стернина. Воронеж, 2001. С. 93−102.
  128. Лихачев 1999 Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка Русская словесность. Антология. М., 1997
  129. Логический анализ языка 1992 — Логический анализ языка. Модели действия. М., 1992.
  130. Логический анализ языка 1993 — Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993. 173 с.
  131. Логический анализ языка 1994 — Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994. 188 с.
  132. Логический анализ языка 1997 Логический анализ языка. Язык и время. М. 1997.
  133. Логический анализ языка 1999 Логический анализ языка. Образ мира и человека в культуре языка. М., 1999.
  134. Логический анализ языка 2000 Логический анализ языка. Язык этики. М., 2000.- 448 стр.
  135. Логический анализ языка 1991 Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
  136. Лотман 1970 Лотман Ю. М. Лекции по типологии культуры. Тарту, 1970. Вып. 1.С. 5−6.
  137. Лотман Успенский 1977 Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца 18 в.) \ Уч. зап. ТГУ. Т. 414. Тарту, 1977.
  138. Лукин 1993 Лукин В. А. Концепт истины и слово «истина» в русском языке. ВЯ, 1993, № 4.
  139. Магировская 2001 Магировская О. В. Вторичная номинация концепта в современном английском языке (на материале пословиц и загадок). Авт. к.ф.н. Красноярск, 2001. — 20 стр.
  140. Майкова 1999 Майкова А. Н. Архетипы и архетипические образы (на примере о царевне-лягушке и мифе о Гильгамене \ ФН, 1999, № 4. С. 20−29.
  141. Манькова 2000 Манькова JI.A. Лингвистическая типология газетных заголовков (90-е годы XX века). Автореферат дисс. канд. фил. наук. М., 2000. — 20 стр.
  142. Маркелова 2004 Маркелова Е. В. Когнитивно-семантическая структура имен деятельности (на материале русских пословиц о труде и лени). Автореферат дисс.. канд. фил. н. Томск, 2004.
  143. Маслова 1997 Маслова В. В. Введение в лингвокультурологию. М., 1997.
  144. Меламуд 1996 Меламуд В. Э. Компьютеризация средней школы как фактор межпоколенческих социологических различий. Дисс.. канд. социол. наук. М., 1996.
  145. Мельчук, Жолковский 1984 Мельчук И. А., Жолковский А. К. Толково-комбинаторный словарь современного русского языка. Вена, 1984.
  146. Методологические проблемы 2001 Методологические проблемы когнитивной лингвистики (под ред. И.А. Стернина). Воронеж, 2001. — 182 стр.
  147. Михайлов 1998 Михайлов А. В. Принципы построения картины мира и способы ее вербального осуществления Проблемы исторического языкознания и ментальности. Вып. 1. Русский язык: Ментальность и грамматика. Красноярск, 1998.
  148. Михайлова 1998 Михайлова О. А. К пониманиию модальных и околомодальных значений. Чаяние отчаяние в древнерусских текстахЛ Проблемы исторического языкознания и ментальности. Вып.1. Русский язык: Ментальность и грамматика. Красноярск, 1998.
  149. Михайловская 1980 Михайловская Н. Г. Система связи в лексике древнерусского книжно-письменного языка XI—XIV вв. (нормативный аспект). М., 1980.-253 с.
  150. Михельсон 1886 Михельсон М. И. Ходячие и меткие слова. СПб, 1886.
  151. Моисеева 1998 Моисеева B.JI. Безличные глагольные предикаты состояния лица в русской языковой картине мира: Автореферат дисс.. канд. фил.н. 1998
  152. Мокиенко 1999 Мокиенко В. М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии. Санкт-Петербург, 1999.
  153. Морковкин, Морковкина 1994 Морковкин В. В., Морковкина А. В. Язык, мышление и сознание et vice versa Русский язык за рубежом. 1994. № 1.
  154. Морозова 2001 Морозова И. А. Ассоциативный эксперимент как метод когнитивного исследования Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание Под ред. И. А. Стернина. — Воронеж, 2001. С. 126−129.
  155. Никитина 1991 Никитина С. Е. О концептуальном анализе в народной культуре Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
  156. Николина 1993 Николина Н. А. Семантика и функции слова «авось» в современном русском языке // Многоаспектность синтаксических единиц: межвуз. сб. н. тр. М., 1993. С. 157−168.
  157. Новый энциклопедический словарь (бывш. изд дело Брокгауза и Ефрона). 1916, т.28
  158. В.Ф. Русские ночи. Л., 1975. Чернейко Л. О. Гештальтная структура абстрактного имени.
  159. Пермяков 1988 Пермяков Г. Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988.
  160. Падучева 2001 Падучева Е. В. К структуре семантического поля «восприятие» ВЯ, 2001, № 4.
  161. Пешковский 1920 Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1920.
  162. Пименова 1991 — Пименова М. В. По образу и подобию, по существу Лингвистика: взаимодействие концепций и парадигм: Мат. научно-теорет. конф. Харьков, 1991. Вып.1. 4.1.
  163. Пименова 1999 Пименова М. В. Семантика языковой ментальности и импликации ФН, 1999, № 4.
  164. Полюжин 1998 Полюжин М. М. Основы различий между традиционной лексической и когнитивной семантическими теориями // Проблемы семантического описания единиц языка и речи. МГЛУ, 1998, С. 137−158.
  165. Попова, Стернин 1999 Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж. 1999. — 30 стр.
  166. Постовалова 1994 Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Человеческий фактор в языке. Язык и картина мира. М., 1994.
  167. Потебня 1941 Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М.-Л., 1941, т. 4.
  168. Почепцов 1990 Почепцов O.K. Языковая ментальность: способ представления мира.
  169. Проблемы этносемантики 1998 Проблемы этносемантики. М., 1998.
  170. Примечания 1977 Примечания. Пушкин А. С. ПСС в 10-ти тт. — Т. 5. Л., 1977.
  171. Прохвачева 2000 Прохвачева А. Г. Лингвокультурный концепт «приватность» (амер. англ.): Автореферат дис.. канд. фил. н. Волгоград, 2000.
  172. Психология 1990 Психология. Словарь (под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского) — 2-е изд. М., 1990.
  173. Радченко 1994 Радченко О. А. «Проблема языкового сообщества в немецкой философии языка первой половины 20 в.» ВЯ, № 4.
  174. Радченко 1993 Радченко О. А. Лингвофилософский неоромантизм И. Л. Вайсгербера. ВЯ, 1993, № 2.
  175. Развитие языков и культур 1976 Развитие языков и культур народов СССР в их взаимосвязи и взаимодействии. Уфа, 1976, — 248 стр.
  176. Разлогова 1996 Разлогова Е. Э. Модальные слова и оценка степени достоверности высказывания // Русистика сегодня, № 3, 1996.
  177. Рахилина 1998 Рахилина Е. В. Когнитивная семантика: история, персоналии. Идеи. Результаты Семиотика и информатика. Вып. 36. М., 1998.
  178. Рахилина 2000а Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М., 2000. — 416 стр.
  179. Рахилина 20 006 Рахилина Е. В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики Изв. РАН, 2000. Т. 59, № 3.
  180. Рейсер 1961 Рейсер С. А. Русский Бог // ИАН СССР, ОЛЯ, 1961, т. 20, вып. 1.С. 64−69.
  181. Руденко 1995 Руденко Д. И., Прокопенко В. В. Философия языка: путь к новой эпистеме. Язык и наука конца 20 в. М. 1995.
  182. Рудзинская 1998 Рудзинская Л. С. Концептуальная модель гематологической термосистемы Когнитивная лингвистика: современное состояние и перспективы развития. Ч. 2. Тамбов, 1998.
  183. Рузин 1996 Рузин И. Г. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов ВЯ, 1996, № 5. С. 39−50.
  184. Сепир 1993 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
  185. Сергеева 1996- Сергеева О. Н. Англо-рууские параллели метафор, описывающих концепт «любовь» Вестник СПбУ, сер.2, вып.2 (№ 9), 1996.
  186. Серебренников 1988 Серебренников Б. А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании ЯКМ Роль человеческого фактора в языке: Язык и кртина мира. М., 1988.
  187. Сережкина 1998 Сережкина А. Е. Психические состояния пользователей ЭВМ в процессе компьютеризованной деятельности. Дисс.. канд. психол. наук. Казань, 1998.
  188. Синельникова 1993 Синельникова JI.H. Лирический сюжет в языковых характеристиках. Луганск, 1993.
  189. Солодуб 1997 Солодуб Ю. П. Структура лексического значения ФН, 1997, № 2.
  190. Солсо 1996 Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М., 1996.
  191. Сперанская 1999 Сперанская А. Н. Правила речевого поведения в русских паремиях. Авт. к.ф.н. Красноярск, 1999. — 21 стр.
  192. Степанов 1985 Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985.
  193. Степанов 1995 Степанов Ю. С. Изменчивый образ языка в науке 20 в. Язык и наука конца 20 в. М. 1995.
  194. Степанов 1997 Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М&bdquo- 1997.
  195. Степанов 2001 Степанов Ю. С. «Интертекст», «интернет», «интерсубъект» (к основаниям сравнительной концептологии) \ Изв. АН, сер. лит. и яз., 2001. Т. 60, № 1. С. 3−11.
  196. Степанова, Шрамм 1980 Степанова Г. В., Шрамм А. Н. Введение в семасиологию русского языка. Калининград, 1980. — 72с.
  197. Стернин 2001 Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта Методологические проблемы когнитивной лингвистики (под ред. И.А. Стернина). Воронеж, 2001. С. 58−65.
  198. Солсо 1996 Солсо P.JI. Когнитивная психология. М. 1996.
  199. Тарланов 1995 Тарланов З. К. Этнический менталитет и этническое видение мира Язык и этнический менталитет. Петрозаводск, 1995, с. 5−12.
  200. Тарланов 1999 Тарланов З. К. Становление типологии русского предложения в ее отношении к этнофилософии. Петрозаводск, 1999. — 207 стр.
  201. Телия 1996 Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурный аспекты. М., 1996.
  202. Тильман 1999 Тильман Ю. Д. «Душа» как базовый культурный концепт в поэзии Ф. И. Тютчева Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С. 203−212.
  203. Толстой 1983 Толстой Н. И. О предмете этнолингвистики \ Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Тезисы 5-й конф. Уфа, 1983.
  204. Толстой 1995 Толстой Н. И. Язык и народная культура: очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
  205. Трубачев 1991 Трубачев О. Н. Этимологическая лексикография и история культуры \ Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Ч. 1. М, 1991.
  206. Узыханов 1993 Узыханов Б. М. Особенности когнитивного и коммуникативного развития ребенка в телекоммуникационной среде, опосредованной компьютером. Дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
  207. Уорф В. Language, thought and reality. 1960.
  208. Урысон 1998 Урысон E.B. Языковая картина мира vs обиходные представления (модель восприятия в русском языке) ВЯ, 1998, № 2.
  209. Урысон 2001 Урысон Е. В. Союз «если» и семантические примитивы ВЯ, 2001, № 4.
  210. Уфимцева 1986 Уфимцева А. А. Лексическое значение. М., 1986.
  211. Уфимцева 1998 Уфимцева Н. В. Русский национальный характер 20 в. \ Проблемы этносемантики. М., 1998.
  212. Уфимцева 2001 Уфимцева Н. В. Сопоставительное исследование языкового сознания славян Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание Под редакцией И. А. Стернина. -Воронеж, 2001. С. 65−71.
  213. Ушинский 1945 Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1945.
  214. Фесенко 1999 Фесенко Т. А. Этноментальный мир человека: опыт концептуального моделирования. Авт. дисс. докт. ф.н. М., 1999.
  215. Филиппова 2000 Филиппова Т. Социология в Интернете // Социс, № 5, 2000. С. 131−137.
  216. Филлмор 1988 Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания НЗЛ, вып. 23, 1988. С. 52−92.
  217. Философский словарь 1983 Философский словарь. М., 1983. — 839 стр.
  218. Фоминых 2001- Фоминых Н. В. Концепт, концептор и художественный текст Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание Под редакцией И. А. Стернина. Воронеж, 2001. С. 176−179.
  219. Фрумкина 1992 Фрумкина P.M. Концепт, категория, прототип Лингвистическая и экстралингвистическая семантика: Сб. обзоров. М., 1992.
  220. Фрумкина 1995 Фрумкина P.M. «Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология?» Язык и наука конца 20 в. М., 1995.
  221. Фрумкина 1996 Фрумкина P.M. «Теории среднего уровня» в современной лингвистике ВЯ, 1996, № 2. С. 55−57.
  222. Хоруженко 1997 Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов — на — Дону, 1997. — 640 стр.
  223. Хрисонопуло 1997 Хрисонопуло Е. Ф. О двух типах концептуальной информации в семантике словесного знака Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Красноярск, 1997, вып. 1. С. 213−221.
  224. Черданцева 1984 Черданцева Т. З. О многозначности слова (на материале итальянского языка) / Слово в грамматике и словаре. М., 1984. стр. 129−133.
  225. Чернейко 1996 Чернейко JI.O. Научные парадигмы и сублогические модели языка Вестник МГУ, серия Филология, 1996, № 3.
  226. Чернейко 1997 Чернейко JI.O. Абстрактное имя в семантическом и прагматическом аспектах. Дисс.. док. фил. наук. М., 1997.
  227. Чернейко 1996 Чернейко JI.O. Гештальтная структура абстрактного имени ФН, 1996, № 4.
  228. Чернейко, Долинский 1996 Чернейко JI.O., Долинский В. А. Имя судьба как объект концептуального и ассоциативного анализа. Вестник МГУ, сер. 9. Филология .1996, № 6.
  229. Чернейко 2001 Чернейко JI.O. Хо Сон Тэ. Концепты «жизнь» и «смерть» как фрагменты русской языковой картины мира ФН, 2001, № 5.
  230. Чернышева 1998 Чернышева М. И. «Человек в древнерусских и византийских памятниках (лексикологический аспект) Славянское языкознание. XII Международный съезд славистов. М., 1998.
  231. Чесноков 1967 Чесноков П. В. Слово и соответсвующая ему единица мышления. М., 1967.
  232. Шаховский 2000 Шаховский В. И. Текст как способ экспликации эмоциональности языкового сознания Языковое сознание. Содержание и функционирование. М., 2000. С. 274−275.
  233. Шмелев 1973 Шмелев Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). 1973. — 280 с.
  234. Шпет 1996 Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — СПб., 1996.
  235. Шпет 1998 Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989.
  236. Язык — мир — культура 1994 Язык — миф — культура. Вып. 3. Якутск, 1994.
  237. Язык и когнитивная деятельность 1989 Язык и когнитивная деятельность (ред. Фрумкина P.M.). М. 1989.
  238. Язык и культура 1999 Язык и культура. М., 1999.
  239. Язык. Культура. Этнос. 1994 Язык. Культура. Этнос (под ред. Нещименко Г. П.). М., 1994.
  240. Яковенко 1995 Яковенко Е. Б. Реконструкция элементов концептуальной области «духовная жизнь человека» (на материале английского и немецкого языков). Автореферат дис.. канд. фил. наук. М., 1995.
  241. Яковлева 1996 Яковлева Е. С. К описанию русской языковой картины мира Русский язык за рубежом. 1996. № 1−3.
  242. Яковлева 1998 Яковлева Е. С. О понятии «культурная память слова» в применении к семантике слова ВЯ, 1998, № 3.
  243. Яковлева 2000 Яковлева Е. С. О концепте чистоты в современном русском языкознании и исторической перспективе Логический анализ языка. Язык Этики. М., 2000. С. 200−215.
  244. Diesel 1934 Diesel. Vom Verhangnis der Volker. Stuttgart, 1934. 22.
  245. Panzer 1926 Panzer. Volkstum und Sprache. Heidelberg, 1926.
  246. Weisgerber 1934 Weisgerber J.L. Die Stellung der Sprache im Aufbau der Gesamtkultur. Heidelberg, 1934. T.1.2.
  247. Weisgerber 1962 Weisgerber J.L. Grudzuge der inhaltbezogenen Grammatik. Dusseldorf. 1962.
  248. Wierbicka A. Lingua mentalis: The semantics of natural language. Sydney, 1980.
  249. Wierbicka A. Human emotions. Universal or cultural-specific? American Anthropologist. 1986. Vol.88, #3.
  250. Wierbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Arm Arbor, 1985.
Заполнить форму текущей работой