Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Профессионально-педагогические функции школьных музеев в региональной системе дополнительного образования детей: На примере Смоленской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О сборе и использовании документальных памятников истории и культуры родного края: Рекомендации учителю руководителю поисковой и музейной работы / Под ред. С. О. Шмидта. — М.: ЦДЭТС МП СССР, 1977. 34 с. Зимина Т. А. Роль краеведческого музея в системе воспитания любви к малой Родине.// Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании школьников Смоленщины. Смоленск. 2000. С. 35−37. Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Туристско-краеведческая деятельность как составная часть региональной системы дополнительного образования детей
  • 1. 2. История развития школьных музеев
  • 1. 3. Функции школьных музеев в региональной системе дополнительного образования детей
  • 1. 4. О классификации школьных музеев
  • Глава 2. Методические основы внедрения деятельности школьных музеев в образовательный процесс
    • 2. 1. Учебно-воспитательная функция школьных музеев
    • 2. 2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
    • 2. 3. Методика организации поисково-собирательской работы
    • 2. 4. Методика организации туристско-краеведческой, экспедиционной работы
    • 2. 5. Методика обучения учащихся работе с материалами школьных музеев
  • Профессионально-педагогические функции школьных музеев в региональной системе дополнительного образования детей: На примере Смоленской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    В рамках общегосударственной образовательной системы России происходит становление и развитие системы дополнительного образования, которая является наследницей внешкольной работы, имеющей богатейший опыт, сложившиеся традиции, кадровый потенциал, материальную базу. Дополнительное образование является открытым, неформализованным средством, способным мобильно реагировать на изменения в социальной среде и обеспечивает развитие ребенка в его свободное время. Детские объединения различной направленности повышают эффективность социального развития подростка, располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого ребенка. Коренные изменения, произошедшие в последние годы в жизни российского общества, обусловили необходимость изменения национальной системы образования, реконструкции имеющихся форм деятельности, использования богатейшего потенциала системы дополнительного образования, одним из направлений которого является туристско-краеведческая деятельность. Важное место в туристско-краеведческой работе занимают школьные музеи, которые в большинстве случаев являются результатом совместной деятельности педагогов и детского коллектива. Произошедшие социальноэкономические изменения отразились на состоянии сети школьных музеев, содержании их деятельности, однако, в связи с востребованностью их обществом, образовательными учреждениями, в целом сеть сохранилась, сумев перестроиться. После ряда лет ослабления внимания со стороны государства к вопросам воспитания детей и молодежи, вместе с появлением программы воспитания, вновь на повестку дня поставлена задача культурного и патриотического воспитания, изучения истории своего народа, края, своих истоков. В решении этих вопросов особое место принадлежит школьным музеям. Важное теоретическое и практическое значение для нашего исследования имеют труды, посвященные следующим вопросам: социально-педагогическим основам воспитательно-образовательного процесса (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.), концепции сотрудничества педагогов и учащихся (Ш.А. Амонашвили, Л. В. Байбородова, Н. И. Радионова и др.), принципам личностнодеятельностного подхода в процессах обучения и выбора жизненных ориентиров (A.M. Новиков, М. Я. Виленский, Д. Неверкович, И. В. Зорин, В. А. Кальней, СЕ. Шишов и др.) в том числе учета жизненноважных интересов в развитии потенциальных возможностей личности (В.Д. Чепик, В. И. Жолдак, В. А. Кабачков и др.).Анализируя современную научную литературу, мы обратили внимание на немногочисленные работы, посвященные становлению системы внешкольного, а затем дополнительного образования (Л.К. Балясная, М. Б. Коваль, В. М. Коротов, А. К. Бруднов, В. А. Горский, А.Я.

    Журкина). Научная разработка вопросов туристско-краеведческои деятельности опирается на концепцию неразрывности туризма и краеведения (А.А. Остапец-Свешников, И. Л. Иванов, И.И. А Бескоровайный, А. П. Сидельковский, А. Д. Солдатенков, Ю. С. Константинов и др.), педагогическим аспектам краеведения, музееведения посвящены исследования ряда ведущих специалистов в области краеведения и школьного музейного дела (СО. Шмидт, А. Е. Сейненский, В. Е. Туманов, Н. И. Решетников и др.).Особое место в системе дополнительного образования отводится школьным музеям, где последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, педагогов, родителей. Являясь особым социальным институтом, они обладают мощным образовательным и воспитательным потенциалом, который, на наш взгляд, еще не изучен наукой и не всегда достаточно востребован в практике жизни образовательных учреждений. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: при какой форме и содержании деятельности школьного музея возможна оптимизация обучения и воспитания, формирования профессиональной ориентации учащихся. В решении названной проблемы заключалась ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — выявить и обосновать содержание деятельности школьных музеев, экспериментально проверить методику организации туристско-краеведческои деятельности учащихся, способствующей их воспитанию, развитию и обучению, как составной части региональной системы дополнительного образования. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — региональная система дополнительного образования. s ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает содержание и методика работы с учащимися в школьном музее, как структурном подразделении региональной системы дополнительного образования. В соответствии с проблемой и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать роль и место школьных музеев в региональной системе дополнительного образования, их влияние на развитие туристско-краеведческой деятельности учащихся.2. Разработать функциональную модель школьного музея.3. Определить условия организации деятельности школьного музея, сочетающей в себе обучающие, воспитывающие, развивающие функции.4. Выявить и экспериментально проверить эффективность работы школьных музеев по организации исследовательской, туристско-краеведческой деятельности учащихся. В основу исследования была положена ГИПОТЕЗА о том, что эффективность решения задач подготовки детей к жизни в системе дополнительного образования может быть значительно повышена, если с учетом специфики туристско-краеведческой деятельности в новых социально-экономических условиях будет: — разработана конкретная модель функционирования школьных музеев, различных по тематике, профилям, формам организации, — раскрыта методика сбора и использования краеведческого материала в условиях туристско-краеведческой деятельности учащихся^ - выявлены условия активизации познавательной и творческой деятельности учащихся в процессе освоений краеведческих знаний и умений Методологической основой исследования является положение о единстве умственного и нравственного воспитания (К.Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С Макаренко), организационные основы построения туризма, экскурсионной и краеведческой работы в России (В.А. Герд, Н. А. Гейнике, П. В. Иванов, Б. Е. Райков, СО. Шмидт, В. А. Квартальнов и др.). В анализе содержания образования и музейной деятельности были использованы работы А.А. Остапца-Свешникова, А. Е. Сейненского, Г. М. Матюшина, К. Ф. Строева, Г. С Усыскина, В. Е. Туманова, Н. И. Решетникова, Ю. М. Юхневич. Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации задач исследования были использованы следующие методы: анализ педагогической литературы, научных источников, методических разработок образовательных учреждений и государственных музеев, опрос экспертов и анкетирование учащихся, педагогов, руководителей образовательных учреждений, статистическая обработка данных, педагогический эксперимент. Разработка и экспериментальная апробация методики использования школьных музеев в системе дополнительного образования отрабатывалась в ходе многолетнего эксперимента в несколько этапов: Первый -1977;1985 годы освоение основ музееведения, педагогики туристско-краеведческой деятельности. Изучение опыта работы государственных и школьных музеев. Второй этап — 1985;1997 годы — сравнительный анализ опыта работы школьных музеев, организация системы взаимодействия государственных и школьных музеев с включением основ музееведения в деятельность школьных музеев, экспериментальная проверка теоретических положений и технологий. Третий этап — 1998;2000 годы — завершение эксперимента, в ходе которого были получены данные, подтверждающие гипотезу исследования, сделаны выводы по результатам работы и оформлены диссертационные материалы. Базой исследования являлись музеи следующих образовательных учреждений: Смоленской областной станции юных туристов, школ 3, 13, 26, 35 г. Смоленска, экономической гимназии г. Смоленска, школы 5 г. Вязьмы, Каменской сельской школы, Починковской средней школы, Тумановской школы Вяземского. района, средней школы поселка Пржевальского. Исследования проводились также на базе следующих государственных музеев: Смоленского государственного музея-заповедника, музея Великой Отечественной войны (Смоленск), этнографического музея пос. Фленово. Научная новизна исследования состоит в: системном обосновании места и роли школьных музеев как составной части региональной системы дополнительного образованияобосновании методических рекомендаций по профессиональной подготовке учащихся через участие в деятельности школьных музееввыявлении и проверке методов реализации социальных функций школьных музеев в условиях перестройки системы образования в России. Практическая значимость исследования. Представленная модель школьного музея в региональной системе дополнительного образования получила воплощение в практике работы школьных музеев Смоленской области. Разработанные методики использования деятельности школьных музеев подготовлены с учетом ориентации на содержание образования в новых социально-экономических условиях и воздействия на жизненно-важные интересы учащихся. Результаты исследования были использованы в разработке нормативно-правовой и методической базы образовательных учреждений Смоленской области, подготовке методических материалов по работе школьных музеев в Российской Федерации. Научно обоснованные и экспериментально проверенные методики деятельности школьных музеев, как элементов туристскокраеведческой деятельности, могут быть использованы в образовательных учреждениях любого типа. На защиту выносятся: 1. Статистически достоверные и методически обоснованные данные о тенденциях развития школьных музеев в образовательных учреждениях с учетом новых социально-экономических условий.2. Функциональная модель школьного музея в региональной системе дополнительного образования.3. Методические подходы к проблеме учебно-воспитательной деятельности школьных музеев.

    1. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов. — Вып. 1. / Науч. ред. И. В. Зорин. — M.: РМАТ, 1997. 402 с.

    2. Бардин К. В. Азбука туризма: Пособие для руководителей туристских походов в школе. М.: Просвещение, 1973. 203 с.

    3. Берман А. Е. Юный турист. М.: ФиС, 1977. 128 с.

    4. Верба И. А., Голицин С. М., Куликов В. М. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. -М.: ФиС, 1983. 158 с.

    5. В помощь народным музеям / Труды НИИ культуры № 42- Сост. Э. А. Павлюченко. -М., 1976. 124 с.

    6. Всероссийские педагогические краеведческие чтения: сборник докладов. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. 96 с.

    7. Гладильщиков Ю. Фронтовое письмо: Опыт следопытов. Советская Россия, 1984, 9 февраля.

    8. Гнедовский М. Б. Профиль музея. Советский музей, 1985, № 5 (85), С. 35−36.

    9. Гусев А. И. Школьный музей как учебное пособие при занятиях с детьми в начальной школе. М., 1908. 42 с.

    10. Дик Н. Е., Валишин Ю. И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея: пособие для учителей. М.: Просвещение. 1979.95 а.

    11. Дремина Г. А. Центральные государственные архивы СССР (19 451 970гг.): Учебное пособие. М., 1977. 326 с.да.

    12. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровления подрастающего поколения России: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.-72 с.

    13. Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Г. С. Усыскина. — СПб.: Комитет по образованию, 1998. 202 с.

    14. Завзин И. И. Школьный музей в Дрездене и народное образование в Саксонии // Учительский вестник. 1910 — № 6. С. 17−23.

    15. Закон Российской Федерации «Об образовании».

    16. Зимина Т. А. У нас на Смоленщине. // Вестник детско-юношеского туризма в России. М. 1998. № 3 (27). С. 39.

    17. Зимина Т. А. Воспитание у учащихся патриотизма и интернационализма средствами краеведения.//Вестник детско-юношеского туризма в России. М. 1999, № 4 (32). С. 39−40.

    18. Зимина Т. А. Воспитание школьников в духе единения с природой и окружающей средой // Актуальные проблемы туризма 99. Перспективы развития туризма в Северном Подмосковье. М., РМАТ. С. 196−200.

    19. Зимина Т. А. Военно-патриотическое воспитание школьников на Смоленщине // Актуальные проблемы туризма 99. Перспективы развития туризма в Северном Подмосковье. М., РМАТ. С. 208−211.

    20. Зимина Т. А. Роль краеведческого музея в системе воспитания любви к малой Родине.// Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании школьников Смоленщины. Смоленск. 2000. С. 35−37.

    21. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петрозаводск, 1966. 136 с.

    22. Игнатьева В. Н. Организация музейного дела и музейное строительство РСФСР в послевоенные годы (1945;1953гг.) / Очерки по истории музейного дела в СССР. Вып. 4. М., 1968. 214 с.

    23. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987. 96 с.

    24. Историческое краеведение. (Основные источники изучения родного края): Пособие для студентов педвузов / Под. ред. Н. П. Милонова. М.: Просвещение, 1969. 218 с.

    25. Как организовать работу школьного краеведческого музея: Методические рекомендации. / Сост. H.A. Воронцова. Пермь, 1974.92 с.

    26. Квартальное В. А. Социальный туризм. М.: Финансы и статистика, 1998.-253 с.

    27. Константинов Ю. С. Методические рекомендации по проведениюВсесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа в туристских организациях. -М.: ЦРИБ «Турист», 1983. 68 с.

    28. Константинов Ю. С. Деятельность станций юных туристов по воспитанию школьников на традициях старших поколений. // Революционная преемственность поколений: Сборник ЦК ВЛКСМ. -Тула: Приокское книжное изд-во, 1985. С. 208−213.

    29. Константинов Ю. С. Детский туризм в России. Очерки истории 1918;1998 г. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. 176 с.

    30. Кочергин В. В. Пути и формы включения туризма в систему учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы: Авторефер. дис.канд. пед. наук. -М., 1973. 27 с.

    31. Кружковая работа по истории и обществоведению: Книга для учителя. / Сост. М. П. Простов. -М.: Просвещение, 1984. 214 с.

    32. Кудрина Т. А. К вопросу о научных основах совместной работы музея и школы / Сб. научн. трудов НИИ Культуры № 122. М., 1983, С. 29−38.

    33. Кузин A.A. Кинофотофоноархивы: Учебное пособие. М., 1960.156 с.

    34. Летопись Великой Отечественной: методические рекомендации для руководителя поисковой работы / Сост. М. А. Альтман, Н. В. Полянских. Владимир, 1983. 96 с.

    35. Логинов Л. М., Рухлов Ю. В. История развития туристско-экскурсионного дела: Учеб. пособие. -М.: ЦРИБ «Турист», 1989. 112 с.

    36. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. -М.: Владос. 2000. 151 с.

    37. Маслов А. Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.55 с.

    38. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Под ред. Н. С. Борисова. М.: Просвещение, 1982. 223 с.

    39. Музей и школа: Пособие для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э. А. Павлюченко: Под ред. Т. А. Кудриной. -М.: Просвещение. 1985. 221 с.

    40. Никитенко А. Г. Работа музея по военно-патриотическому воспитанию молодежи / Сб. научн. трудов ЦМР СССР: Музейное дело в СССР.-М., 1980, С. 65−72.

    41. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г.

    42. Организация и деятельность школьного музея: Учебный план и программа курса для факультетов общественных профессийпедагогических институтов / Сост. В. Е. Туманов М., 1984. 54 с.

    43. О сборе и использовании документальных памятников истории и культуры родного края: Рекомендации учителю руководителю поисковой и музейной работы / Под ред. С. О. Шмидта. — М.: ЦДЭТС МП СССР, 1977. 34 с.

    44. Остапец-Свешников A.A. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1974. 26 с.

    45. Остапец-Свешников A.A. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дис.. док. пед. наук. М., 1989. 33 с.

    46. Остапец A.A. В походе юные. М.: Просвещение, 1978. 94 с.

    47. ОстапецСвешников A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. 156 с.

    48. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Г. С. Усыскина. СПб.: Городской Дворец творчества юных, 1995. 164 с.

    49. Пилат И. Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. 26 с.

    50. Пионеры Смоленщины / Сост. Г. Д. Иванова. М.: Московский рабочий, 1979.-224 с.

    51. Поляков У. М. Документаци научной экспедиции музея / Сб. научн. трудов ЦМР СССР: Музейное дело в СССР. М., 1973, С.138−141.

    52. Плотниченко М. Ф. Пути совершенствования деятельности народных музеев по воспитанию подростковой молодежи на революционнных, боевых и трудовых традициях: Автореферат. кандидата педагогических наук. М., 1979. 27 с.

    53. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1982. 246 с.

    54. Развитие идей A.C. Макаренко в туристско-краеведческой деятельности современной школы. // Сборник материалов Всесоюзной научно-практической конференции. М.: ЦДЭТС МП СССР, 1988.-106 с.

    55. Разгон A.M. Школьные музеи в системе музеев страны / Сб.: Краеведческая работа в школе: Тезисы докладов к конференции по проблемам краеведения и охраны окружающей среды в работе школы и педвузов. -М.: АПН СССР, 1974. С. 71−77.

    56. Решетников Н. И. Школьные музеи / Сб. научн. трудов ЦМРСССР: Музейное дело в СССР. -М.: 1985, С. 152−161.

    57. Руководство для актива школьных музеев: Методическое пособие / Под ред. A.B. УшаковаСост. З. А. Огризко. М.: НИИ музееведения, 1962. 87 с.

    58. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999. 231 с.

    59. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988. 146 с.

    60. Солдатенков А. Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.:1989.-27 с.

    61. Соколова И. В. Школьный музей результат следопытского поиска. Физкультура в школе, № 1, 1982. С. 39−42.

    62. Следопыты ведут поиск. / Сост. И. В. Соколова. М.: Просвещение, 1973. 206 с.

    63. Строев К. Ф. Краеведение. М.: Просвещение, 1967. 208 с.

    64. Сытин C.JI. Школьный историко-революционный музей. Приволжское кн. Издательство, Ульяновское отделение, 1976. 108 с.

    65. Теория и практика архивного дела в СССР: Учебник / Под ред. Ф. И. Долгих и К. И. Рудельсон. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1980. 238 с.

    66. Туманов В. Е. Актуальные проблемы разработки модели научного комплектования музейных коллекций по истории советского общества./Сб. науч. трудов ЦМР СССР. М.: 1982.-С.19−37.

    67. Туманов В. Е. К методике собирательской работы школьных музеев. / В кн.: Кружковая работа по истории и обществоведению: Книга для учителя / Сост. М. П. Простов. М.: Просвещение, 1984. -С.129−149.

    68. Туманов В. Е. Общественные музеи. / Сб. науч. трудов ЦМР СССР: Музейное дело в СССР. М.: 1985. С.143−152.

    69. Туристско-краеведческий кружок в школе. / Под ред. В. В. Титова. -М.: Просвещение, 1988. 172 с.

    70. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: 1968. 556 с.

    71. Фоломеев Б. А., Шкурко А. И. Учет и хранение фондов школьных музеев: Методические указания. -М.: Советская Россия, 1978. 148 с.

    72. Чудакова М. О. Беседы об архивах. М.: Молодая гвардия, 1980.112 с.

    73. Шепелев И. Е. Работа исследователя с архивными документами. -М.: Наука, 1966. 106 с.

    74. Школьные музеи: Из опыта работы / Под ред. В. Н. Столетова и МЛ. Кашина. М.: Просвещение, 1977. 141 с.

    75. Школьный музей: Теория и практика Под общ. ред. С. О. Шмидта и В. В. Шлякова. М., 1983. 82 с.

    76. Шмидт С. О. О методике выявления и изучения материалов по истории советской исторической науки / Труды МГИАИ, т. 22. М., 1965, С. 3−49.

    77. Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи: Пособие для учителей. -М., 1972. 112 с.

    78. Юньев И. С. Краеведение и туризм. М.: Знание, 1974. 136 с.

    79. Ромадановская Глинковский историко-краеведческий 1967 535 110.

    80. СШ № 1 им. Ю. А. Гагарина г. Гагарин мемориальный 1961 775 380.

    81. Баскаковская Гагаринский историко-краеведческий 1962 140 101.

    82. Акатовская сш Павловской осн. общеобр. школы историко-краеведческий 1994 224 24.

    83. СШ № 2 г. Велиж военно-исторический 1968 535 60.

    84. Болыная-Ржавская Велижский военно-исторический 1984 672 227.

    85. Селезневская и историко-краеведческий 1960 420 400.

    86. СШ № 2 г. Вязьма военно-исторический 1965 1387 53.

    87. СШ№ 3 а историко-краеведческий 1981 830 460.

    88. СШ № 5 и военно-исторический военно-исторический 1981 2058 980.

    89. СШ № 6 и историко-краеведческий 1979 336 218.

    90. СШ № 7 и историко-краеведческий 1989 262 262.

    91. СШ № 4 а историко-краеведческий 1982 661 2811 2 3 4 5 6 7.

    92. Исаковская Вяземский историко-краеведческий 1975 341 275.

    93. Тумановская, а историко-краеведческий 1965 2470 1046.

    94. Семлевская № 2 и историко-краеведческий 1973 129 104.

    95. Шимановская сс историко-краеведческий 1971 155 35.

    96. Вырабовская ч историко-краеведческий 1965 693 413.

    97. Юшковская и историко-краеведческий 1974 341 218.

    98. Андрейковская, а историко-краеведческий 1993 466 324.

    99. Царево-Займищевская <.(. историко-краеведческий 1987 260 260.

    100. СШ д. Ефремовской ч историко-краеведческий 1967 55 25.

    101. СШ № 8 г. Вязьма историко-краеведческий 1990 246 168.

    102. СШ № 10 а историко-краеведческий 1995 126 87.

    103. СШ № 2 г. Демидов историко-краеведческий 1980 310 116.

    104. Пржевальская Демидовский историко-краеведческий 1996 3000 3000.

    105. Дубровская сс военно-исторический 1976 244 57.

    106. Демидовская вспом. школа-интернат ч военно-исторический 1979 233 71.

    107. Бородинская осн. школа и этнографический 1995 133 125.

    108. Холмовская сш сс историко-краеведческий 1985 168 96.

    109. СШ№ 1 г. Дорогобуж историко-краеведческий 1967 1000 700.

    110. Кулагинская Духовщинского военно-исторический 1968 1720 966.

    111. Петрищевская сс историко-краеведческий 1989 80 80.

    112. Озернинская «историко-краеведческий 1975 208 20.

    113. Третьяковская и историко-краеведческий 1982 340 190.

    114. Шиловичская и историко-краеведческий 1973 1624 11 001 2 3 4 5 6 7.

    115. Булгаковская и историко-краеведческий 1977 359 240.

    116. Духовщинская и военно-исторический 1966 413 286.

    117. СШ № 1 г. Ельня историко-краеведческий 1976 1600 1500.

    118. СШ№ 2 (С историко-краеведческий 1966 1465 1400.

    119. Каменская Кардымовский историко-краеведческий 1967 115 96.

    120. Рыжковская, а военно-исторический 1985 418 300.

    121. Кардымовская, а историко-краеведческий 1995 139 39.

    122. Кардымовская школа-интернат и историко-краеведческий 1971 349 271.

    123. Шестаковская и историко-краеведческий 1978 63 23.

    124. Соловьевская и историко-краеведческий 1964 66 66.

    125. Краснинская Краснинский история школы 1989 330 48.

    126. Гусинская 4 С историко-краеведческий 1968 1921 1526.

    127. Октябрьская Монастырщинский историко-краеведческий 1981 100 80.

    128. Любавичская (С этнографический 1985 65 60.

    129. Монастырщинская, а историко-краеведческий 1975 157 109.

    130. Татарская, а историко-краеведческий 1982 70 50.

    131. Досуговская «военно-исторический 1975 758 121.

    132. Соболевская и историко-краеведческий 1987 104 64.

    133. Тесовская Новодугинский историко-краеведческий 1975 90 90.

    134. Днепровская «историко-краеведческий 1967 37 20.

    135. Новодугинская сш и историко-краеведческий 1997 128 98.

    136. Болшевская сш и историко-краеведческий 1974 58 57.

    137. Мурыгинская Починковский военно-исторический 1983 246 631 2 3 4 5 6 7.

    138. Стадолищенская и военно-исторический 1982 145 98.

    139. СШ № 2 г. Починка с с военно-исторический 1985 195 128.

    140. Сельцовская и мемориальный (А.Т. Твардовского) 1975 198 138.

    141. Даньковская, а историко-краеведческий 1976 532 293.

    142. Прудковская, а историко-краеведческий 1993 114 106.

    143. СШ № 1 г. Починок историко-краеведческий 1985 825 710.

    144. Привольская Руднянский историко-краеведческий 1982 390 270.

    145. Понизовская, а историко-краеведческий 1982 278 148.

    146. Микулинская и историко-краеведческий 1976 218 154.

    147. Любавическая ч историко-краеведческий 1982 68 21.

    148. Голынковская и историко-краеведческий 1991 450 250.

    149. СШ № 1 г. Рославль этнографический 1967 225 150.

    150. СШ № 4 сс историко-краеведческий 1972 240 130.

    151. СШ № 9 (С историко-краеведческий 1974 265 175.

    152. Павловская Рославльский историко-краеведческий 1976 348 300.

    153. Екимовическая и историко-краеведческий 1976 176 92.

    154. Издешковская Сафоновский историко-краеведческий 1967 1031 531.

    155. Николо-Погореловская и историко-краеведческий 1976 158 132.

    156. Вадинская и историко-краеведческий 1968 244 157.

    157. Козулинская, а историко-краеведческий 1972 87 45.

    158. Н-Тимошинская и военно-исторический 1965 249 165.

    159. СШ № 1 г. Сафоново историко-краеведческий 1963 439 332.

    160. СШ № 6 «военно-исторический 1975 332 1981 2 3 4 5 <6.

    161. Сафоновская шк.-интернат историко-краеведческий 1965 492 445.

    162. СП! № 5 а историко-краеведческий 1985 1410 1010.

    163. Талашкинская Смоленский военно-исторический 1975 202 198.

    164. Синьковская «историко-краеведческий 1974 2300 1300.

    165. Печерская «военно-исторический 1995 793 458.

    166. Стабенская «краеведческий 1967 224 75.

    167. Богородицкая и комплексный 1994 105 96.

    168. Касплянская сс комплексный 1987 3180 2224.

    169. Замощанская муниц. осн. школа «краеведческий 1985 338 81.

    170. Сметанинская и исторический 1980 132 87.

    171. Гнездовская и исторический 1987 123 75.

    172. Хохловская и историко-краеведческий 1978 210 108.

    173. Сыр-Липецкая и историко-краеведческий 1994 265 97.

    174. Сычевская сш г. Сычевка военно-исторический 1976 585 475.

    175. Сычевская 8-летняя ч историко-краеведческий 1967 176 128.

    176. Бахтеевская Сычевский историко-краеведческий 1965 146 108.

    177. Дугинская и военно-исторический 1995 68 28.

    178. Хиславичская сш г. Хиславичи историко-краеведческий 1973 277 183.

    179. Череповская Хиславичиский историко-краеведческий 1988 197 106.

    180. Петропольская ч историко-краеведческий 1994 98 32.

    181. Козловская и историко-краеведческий 1987 198 132.

    182. Ново-Руднянская сс историко-краеведческий 1988 178 112.

    183. Холмовская Холм-Жирковский историко-краеведческий 1968 344 267iiaijpiWцщг'vj1.p1 2 3 4 5 6 7.

    184. Игоревская «историко-краеведческий 1967 205 118.

    185. Верховье-Малышкинская и историко-краеведческий 1986 146 139 108 школа им. Горького с. Батуринского и историко-краеведческий 1993 140 91.

    186. Павловская осн. общеобр. школа Темкинская военно-исторический 1976 158 110.

    187. Шумячская г. Шумячи историко-краеведческий 1970 225 55.

    188. Краснооктябрьская Шумячский историко-краеведческий 1985 485 230.

    189. Надейковичская и историко-краеведческий 1987 195 72.

    190. Студенецкая, а историко-краеведческий 1973 119 65.

    191. Петровичская и историко-краеведческий 1974 210 80.

    192. Первомайская, а историко-краеведческий 1985 557 550.

    193. СШ № 1 г. Ярцево историко-краеведческий 1960 1109 789.

    194. СШ № 2 а историко-краеведческий 1973 1183 708.

    195. СШ № 4 ч историко-краеведческий 1974 125 125.

    196. СШ № 6 ч историко-краеведческий 1970 259 218.

    197. Репинская Ярцевский историко-краеведческий 1974 373 175.

    198. Постниковская сс историко-краеведческий 1978 314 271.

    199. Суетовская и историко-краеведческий 1995 550 205.

    200. СШ № 1 г. Смоленск военно-исторический 1973 718 521.

    201. СШ № 2 «военно-исторический 1969 675 490.

    202. СШ № 3 а военно-исторический 1975 762 554.

    203. СШ№ 10 и историко-краеведческий 1990 60 40.

    204. СШ № 11 и историко-краеведческий 1987 664 356чщг1 2 3 4 5 6 7.

    205. СШ № 12 с с. военно-исторический, этнографический 1980 560 420.

    206. СШ № 13 а историко-краеведческий 1973 618 98.

    207. СШ№ 16 а историко-краеведческий 1968 300 150.

    208. СШ № 17 а историко-краеведческий 1999 132 120.

    209. СШ № 18 сс историко-краеведческий 1991 318 224.

    210. Экономическая гимназия им. академ. Б. Н. Петрова, а мемориальный 1984 1387 1677.

    211. СШ № 26 и историко-краеведческий 1973 2320 1500.

    212. СШ № 27 сс историко-краеведческий 1985 954 621.

    213. СШ № 29 а военно-исторический 1970 300 30.

    214. СШ № 31 с с историко-краеведческий 1977 265 218.

    215. СШ № 32 «историко-краеведческий 1980 236 175.

    216. СШ № 34 сс историко-краеведческий 1988 540 350.

    217. СШ № 35 «историко-краеведческий 1997 70 51.

    218. СШ № 36 а военно-исторический 1993 210 187.

    219. СШ № 38 а этнографический 1999 25 25.

    220. СШ № 39 а историко-краеведческий 1996 99 21.

    221. Гимназия, а исторический 1960 1695 908.

    222. Педагогический лицей и военно-исторический 1994 654 490.

    Показать весь текст
    Заполнить форму текущей работой