Заключение.
Перевоспитание подростков с девиантным поведением средствами этнокультурного образования
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры… Читать ещё >
Заключение. Перевоспитание подростков с девиантным поведением средствами этнокультурного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема девиантного поведения, приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности.
Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.
Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.
Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.
Процесс перевоспитания подростков с девиантным поведением, с использованием средств этнопедагогического сопровождения, направлен на формирование качеств, определяющих устойчивость к действиям противоправного характера. Народная педагогика — богатейший потенциал духовно-нравственной культуры, которая определяет эффективность процесса перевоспитания. Наиболее целесообразным является использование групповой формы работы, создающей комфортные условия межличностного взаимодействия в процессе перевоспитания, что приводит к формированию благоприятных условий ухода подростков с девиантным поведением, от пессимистических мыслей и переживаний, пробуждает позитивный настрой жизнерадостность, целеустремленность. В результате воздействия средствами народной педагогики нивелируются представления подростков о негативном отношении к себе со стороны окружающих.
В процессе выявления механизмов воспитательного воздействия средствами народной педагогики сложилось представление о конечном результате разрешения задач перевоспитания подростков с девиантным поведением. К ним относятся: подготовка подростков к адекватному реагированию на возникающие проблемы; выбор конструктивных форм решения проблем, через обретение жизненного опыта; формирование умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Не менее важным является формирование волевых качеств и критических способностей; создание условий для позитивного восприятия переживаний, действий и оценок окружающих; формирование способности к эмпатическим проявлениям и толерантности; воспитание качеств, необходимых для личностного совершенствования: доброжелательности и совестливости.
Для повышения эффективности работы важными представляются следующие факторы: использование групповой формы, соблюдение определенного количественного и качественного состава рабочей группы, закрытый характер группы, учет типологических различий подростков-правонарушителей (отвлекающие внимание, отрицающие внимание, привлекающие внимание), использование вариантов для разрешения конфликтов, правильный выбор места для проведения занятий, временные рамки, отведенные для занятий.