Роль буржуазной революции в педагогике
В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация. Выход в обществе нового класса — буржуазии в XVII — XVIII вв. обусловил определенные изменения в европейской педагогической мысли и ее воплощении в образовании. Развернулась борьба против привилегий дворянства и духовенства. И здесь одну из главных ролей, с моей точки зрения, сыграли именно народные массы, которые придали… Читать ещё >
Роль буржуазной революции в педагогике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация. Выход в обществе нового класса — буржуазии в XVII — XVIII вв. обусловил определенные изменения в европейской педагогической мысли и ее воплощении в образовании. Развернулась борьба против привилегий дворянства и духовенства. И здесь одну из главных ролей, с моей точки зрения, сыграли именно народные массы, которые придали революции ту силу и размах, без которых была невозможна ее победа и любые изменения. В данной ситуации народ самостоятельно стал главным действующим лицом революции, ее движущей силой, и это сказывалось во всем, в том числе и в области народного образования. Ведь сами люди были заинтересованы в личностном просвещении, они тянулись к знаниям с огромной силой. В доказательство этому, достаточно вспомнить, как на протяжении многих столетий феодалы и духовенство держали народ в темноте невежества. Так что вполне логично, что у людей вопрос образованности стал снежным комом, который увеличивался и передавался из поколения в поколения. И, благодаря сложившейся ситуации, он смог «рухнуть со скалы» и тем самым впервые направить всеобщий интерес на проблему образованности. Что, на мой взгляд, и стало основным направлением самой революции.
Споры, которые мыслители эпохи Просвещения вели вокруг способов постановки и решения педагогических проблем, во многом были связаны с различными взглядами на природу человека, получившими распространение в то время. Однако, не смотря на разногласия, большинство представителей мысли того времени объединило то, что все они резко критиковали существующую форму правления, церковь и мораль, и как один мечтали о создании идеального общества, в котором бы не было угнетения и насилия. Эта критика превратила французских просветителей в идеологов буржуазной революции. Основным средством установления справедливого которых, в момент обострения классовой борьбы, стало провозглашение всеобщего права на обучение. Но именно здесь нужно было осознать, что чтобы осуществить такую сложную и оюъемную программу, нужно будет преобразовывать все общество.
Наиболее прогрессивными проектами по реорганизации народного образования, созданными во время буржуазной французской революции, были проекты Кондорсе и Лепелетье. В Комитете по образованию в 1792 г. был разработан проект, автором которого был Кондорсе (включал в себя две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную). Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах, элементарные школы второй ступени — в каждом городе или округе. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования — лицеи, а также учреждения высшего образования — институты. Все типы учебных заведений объявлялись бесплатными. Однако образование не было обязательным. Кондорсе создал просто потрясающую демократическую схему: не оставлял в школьной программе места религии, провозглашал равенство для образования мужчин и женщин. Если сравнивать план Кондорсе и Лепелетье, то, я считаю, что Кондорсе удалось более широко и гуманно организовать образовательную систему. И, хоть он был более близок для народа, все же принят не был. Однако, стоит заметить, что его через свое мировоззрение пронесли авторы других демократических предложений по реформе школы. образование буржуазный педагогика реформа Поражение революции перекрыло путь планам демократизации школы. Так, в июне 1795 г. в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, который предлагал весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ, где обязаны были учить счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать обучение.
В заключении, хотелось бы подметить, что именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых педагогических идей по всей Европе. Этими идеями вдохновлялись и мыслитеи Великой французской революции, коренным образом изменившие педагогическую структуру Франции, которая в дальнейшем распространяла свои лучшие качества в соседние страны. Значит, можно с уверенностью сказать, что французская буржуазная революция стала, в те времена, решительной схваткой низших сословий с феодализмом. Она разбила феодальный строй и определила место для дальнейшего развития страны.