Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

«Тяжелая это работа...», или трудности в деятельности тьютора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение к этой теме вызвано несколькими причинами. Во-первых, осознание вами собственной деятельности, способствующее выявлению профессиональных трудностей, — серьезное основание для вашего профессионального роста. Во-вторых, встречаясь со своими обучающимися на тьюториалах, вы должны владеть методикой выявления затруднений в учебной деятельности своих подопечных. Умение проводить эту процедуру… Читать ещё >

«Тяжелая это работа...», или трудности в деятельности тьютора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • • Цель изучения трудностей
  • • Профессиональные затруднения тьютора
  • • Техника работы тьютора с затруднениями

В этом разделе мы рассмотрим индивидуальные трудности в деятельности начинающего или еще недостаточно опытного тьютора. Если таковые встречаются и в вашей работе, то этот материал будет для вас весьма полезным. Техника работы с затруднениями будет интересна и бывалым тьюторам, поскольку и у них иногда возникают трудноразрешимые задачи.

Описание типичных затруднений тьютора и способов их преодоления поможет вам в работе над собой и расширит представление о деятельности тьютора, а также окажется полезным в работе с обучающимися, у которых много своих трудностей. Более того, в системе ДО моделирование трудностей является важным методическим принципом, согласно которому только в преодолении трудностей происходит подлинное понимание предмета и развитие деятельности.

Цель изучения трудностей

Мы надеемся, что изучение трудностей работы тьютора поможет вам ответить на следующие вопросы.

  • — Почему тьютору важно выявлять свои затруднения?
  • — Что такое «затруднение в деятельности»?
  • — Каковы типичные затруднения тьютора в его деятельности и в общении?
  • — Каковы причины типичных затруднений тьютора?
  • — Какова техника работы с собственными затруднениями?
  • — Как тьютор должен работать с затруднениями обучающихся?

Обращение к этой теме вызвано несколькими причинами. Во-первых, осознание вами собственной деятельности, способствующее выявлению профессиональных трудностей, — серьезное основание для вашего профессионального роста. Во-вторых, встречаясь со своими обучающимися на тьюториалах, вы должны владеть методикой выявления затруднений в учебной деятельности своих подопечных. Умение проводить эту процедуру корректно и интенсивно позволит вам помочь обучающимся и даже использовать затруднение для углубленного понимания предмета. В противном случае, когда затруднения «размыты» в сознании обучающегося, а тьютор не может посодействовать в их осознании, помощь может оказаться бесполезной, а дефицитное время — упущенным. В-третьих, в качестве консультанта обучающегося вы можете попасть в ситуацию, когда вам придется специально заниматься выявлением трудностей, которые вынуждают его обрашаться к вам за советом по их устранению. Неумение выявить затруднения разочарует обучающегося и негативно скажется на вашем авторитете.

Итак, почему тьютору необходимо осмысливать свои профессиональные затруднения? Давайте представим, как ведут себя тьюторы в затруднительной ситуации.

Ситуация 1. Тьютору не удается привлечь внимание аудитории к обсуждению группового доклада обучающихся. В такой ситуации каждый ведет себя по-своему. Тьютор с мягким характером говорит себе: «Ну и пусть. Пойдем дальше — нам еще много надо успеть». В худшем случае он может обидеться и замолчать. Это не лучший вариант поведения, поскольку он не способствует достижению учебной цели.

Ситуация 2. Тьютор действует методом «проб и ошибок», пытаясь, так или иначе, включить обучающихся в групповую работу. Если он, например, активнее и настойчивее первого, то будет угрожающе настаивать: «Ну, и долго мы будем ждать, пока все обратят внимание на докладчика!?» Иногда это действует. Но если, например, коллега-стажер поинтересуется, как ему это удалось сделать, то тьютор не сможет дать достаточно вразумительный ответ. Попав в аналогичную ситуацию в следующий раз, этот тьютор вновь окажется перед затруднением, которое придется преодолевать.

Ситуация 3. Тьютор попытается устранить препятствие с помощью рефлексии — осмысления ситуации и поиска решений. Тьютор-аналитик способен извлечь урок из своих затруднений. Как правило, в аналогичной ситуации такой тьютор будет знать, как действовать. Более того, он сможет объяснить другому тьютору, как выйти из затруднения, поскольку этот способ им обдуман. Это непростой, но эффективный вариант поведения, который позволяет создать метод осмысленного управления группой.

Это типичные варианты поведения в трудной ситуации: именно так поступают люди в затруднительном положении — одни «выходят из деятельности», другие пытаются вслепую «пробиться» к цели; третьи «останавливаются» и обдумывают свои действия. Скорее всего, именно третий вариант — обращение к рефлексии — создает условия для развития человека. В профессиональной деятельности тьютора именно рефлексия «поднимает» его на следующую ступень профессионального мастерства.

Примем как правило: развитие деятельности осуществляется за счет ее рефлексии, главным образом рефлексии тех затруднений, которые испытывает человек при достижении цели. Осмысление затруднений в деятельности — объективный повод и одновременно условие успешного устранения этого затруднения, способствующее развитию собственной профессиональной деятельности. Отношение к своим затруднениям свидетельствует о степени зрыости тьюторской рефлексии, адекватности его самооценки.

Тьютор, который не видит своих затруднений, не извлекает из них уроки и не желает их анализировать, лишает себя возможности профессионального развития. Обсудим основные трудности тьюторского ремесла.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой