Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работа заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания, в разработке и совершенствовании процесса обучения композиции, при корректировке учебнотворческих и учебных программ по композиции и дисциплинам специального цикла. Материалы исследования могут быть учтены при изучении смежных проблем творческой подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические и методические основы процесса развития и формирования образного мышления студентов на занятиях композицией
    • 1. Философские аспекты процесса развития образного мышления у художника в работе над произведением искусства
    • 2. Психолого-педагогические основы формирования образного мышления в процессе обучения композиции
    • 3. Методические основы системы формирования образного мышления студентов на занятиях композицией
  • Глава II. Разработка методической системы формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях композицией
    • 1. Особенности развития образного мышления студентов на занятиях по композиции. Поисковый и констатирующий этап педагогического эксперимента
    • 2. Предлагаемая модель экспериментальной методической системы формирования образного мышления студентов на занятиях композицией

    Глава III. Экспериментальная проверка эффективности методической системы формирования образного мышления студентов художественно-графического факультета (формирующий и сравнительный этапы эксперимента). 114-

    § 1. Формирование образного мышления студентов в процессе выполнения основных заданий, в сочетании с целенаправленными упражнениями по композиции (1 курс). 115-

    § 2. Развитие образного мышления студентов на последующих курсах (4 курс) обучения на художественно-графическом факультете педагогических вузов. 140−157

    Заключение. 158 162 Библиография. 163−177

    Приложение. 178

    Проблема -исследования и ее актуальность.

    Социально-экономическое развитие нашей страны, создание рыночной экономики, особенности современного этапа научно-технического прогресса обуславливают творческий характер труда. В свою очередь это требует повышение эффективности и качества обучения, воспитания творческой активности и творческих способностей у подрастающего поколения, что является важным и необходимым условием развития нашего общества. Эту ответственную задачу призваны решать и художественно-графические факультеты институтов и университетов, поскольку изобразительное искусство является одним из важнейших средств формирования творческих способностей человека и воспитания его социальной активности. Формирование образного мышления будущих учителей изобразительного искусства требует повышения эффективности и качества подготовки специалистов для современной школы.

    К числу не достаточно решенных проблем подготовки учителей изобразительного искусства в системе педвузов мы относим проблему формирования их образного мышления на этапе обучения композиции.

    Эта проблема обуславливается рядом специфических, проблем, проистекающих из самого предмета «Композиция», так и определяющихся условий подготовки художников-педагогов в системе педвузов.

    Изучая особенности композиционной учебно-творческой деятельности студентов, анализируя результаты их работы, нельзя не согласиться с тем, что человек, занимающийся изобразительным творчеством, формирует свое мышление в ключе специфики искусства и деятельности, детерминированной образными представлениями. Поэтому неслучайно специалисты подчеркивали и подчеркивают значение сформированности образного мышления в развитии творческих способностей человека. Так, Н. К Крупская писала: «Необходимо развивать образное мышление. Оно связано с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать, развитием памяти и образного воображения» Л1/. «художественная школа должна трудиться над воспитанием образного мышления», — отмечает Н. Н. Волков /23,7/. Уделявший много внимания этому вопросу А. В. Луначарский говорил, что «.язык образов гораздо ближе к жизни по лестнице абстрагирования, чем публицистика и чем научная обработка действительности. Внизу, как общая почва, лежит действительность. Как наука, так и искусствоть воем роде познавательная обработка действительности. Материал, даваемый действительностью, перерабатывается в выразительности и яркости. Но в то время как наукаарается влитьои

    выводы в обобщения логического характера, в законы и формулы, художник делает такие обобщения, вкладывая их в типы и типичные предложения" /98,42/. Следовательно, рассмотрение проблемы формирования образного мышления в процессе обучения изобразительному искусству должно опираться на методологические принципы теории познания, теории отражения, раскрывающейщество взаимоотношениябъективного и объективного в художественном творчестве, выявляющей активную роль художника и в то же время предупреждающей абсолютизацию этой роли. При этом важно опираться на учение о двухупенях, познания (чувственного и рационального) в ихотношениях и взаимодействии. Основываясь на этих общефилософских положениях, отдельные исследователи творчества и обучения творчеству гипертрофируют ту или инуюупень, пытаясь теммым достичь особых результатов, хотя большинство опытных педагогов-исследователей признают нерасчленимость двух — рационально-логического и эмоциональных начал в развитии полноценныхойств художественного восприятия, образного осмысленияедств выражения художественного образа.

    Различное понимание форм и методов художественного воспитания вызвано еще и тем, что в последние годы преобразовывается и сама художественная практика искусства. Художники-профессионалы, стремясь к поиску новых форм выражения проблематики жизни, экспериментируют, что не всегда совпадает с представлением об искусстве, как сложной формой выражения мыслей и чувств, а вызывает уверенность в том, что художником можноать и без особых усилий, перешагнув нелегкий путь приобретения профессионального мастерства в обучении. Проблема методики подготовкиециалистов по изобразительному искусству, таким образом, поделилась на две тенденции: одна — поиск возможностей творческого развития вответствиирешением определенного кругаециальных учебных задач, другая — поиск возможностей активизации художественного восприятия на основе усиления роли эмоциональной отзывчивости обучающихся. Здесь важно помнить одно, что художественный образ — «понятиеожное, многогранное и многомерное, язанноепредставлениями об отношении искусства к действительности, о роли художника, о внутренних законах искусства, проблемой художественного восприятия» /160,241/. «Его основные функции: познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная. Только воейвокупности они раскрываютецифические особенности образа» /Там же/. Следовательно, для его «создания» требуется определеннаяециальная подготовка, определенные знания, умения и навыки восприятия действительности и использованияедств образного выражения в искусстве.

    Рассмотрение проблемы формирования образного мышления студентов на занятиях по композиции требует учета данных философии и эстетики, психологии и физиологии, педагогики и методики искусства, которые в той или иной степени раскрывают процесс формирования у человека образного мышления в изобразительном творчестве. При этом важно учитывать, что для философии мышление выступает прежде всего, как историческое развитие познавательных способностей человека. Философию (теорию познания) интересуют прежде всего конечный результат (продукт) познавательной деятельности, по которому можно судить об особенностях выражения художественного, а, следовательно, и восприятия и осмысления жизни художником. Художественный образ исторически изменчивое понятие: в каждую эпоху (исторический отрезок развития общества) отмечается своеобразие художественного отражения мира. Поэтому художественный образ античности отличается от образа искусства эпохи Возрождения

    И т.д.

    В отличии от философов, психологов интересует сам процесс порождения продуктов творчества. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты мышления. Эстетика изучает «законы красоты» в искусстве и деятельности, эстетическое восприятие и познание жизни через искусство, творчество людей, пользуясь данными философии и психологии творчества. На основе данных этих наук педагогика строит содержание основ обучения и воспитания, определяет формы и методы учебного процесса. Поэтому при рассмотрении проблемы развития образного мышления важно опираться на труды искусствоведов-философов, как: «Художественный образ и гносеологическая специфика искусства». М. (1981) Андреева А.А.- «Эстетика. Искусство. Искусствознание» (1983) Ванслова В.В.- «теория отражения в художественном творчестве» (1970) Васильева С.- «Искусство как мышление» (1982) Ермаш Г. Л.- «Искусство и эмоции», «От художника к зрителю» (1978) Раппопорт С. Х. pi др.

    Важно опираться на данные современной психологии, ибо в ней содержится ключ к решению проблемы. Так, вьщающийся советский психолог JI.C. Выготский и его ученики: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др. детально рассматривают сложнейшие механизмы мышления как творческого процесса. Но эти исследования не касаются методики развития образного мышления, характеризуя его как процесс взаимодействия субъекта и объекта познания и специфическое его своеобразие.

    Решению проблемы совершенствования методики образного мышления студентов художественно-графических факультетов в процессе обучения композиции способствуют теоретические и методические разработки художников-педагогов, непосредственно занимающихся в системе подготовки учительских кадров по изобразительному искусству (Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Г. В. Беда, Е. В. Шорохов, А. А. Унковский, Н. Н. Анисимов, А. С. Пучков, А. Е. Терентьев, А. Д. Алехин, А. П. Яшухин, Т. С. Комарова, А. В. Триселев, Л. Г. Медведев и др.)

    Весьма полезным материалом служат работы Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко и др.

    Исследование осуществлялось на основе изучения теоретического наследия художников-практиков: В. А. Фаворского, Е. А. Кибрика, А. А. Дейнеки, К. Пет-рова-Водкина, К. Ф. Юона, Б. В. Иогансона и др., а также материалов в работах М. В. Алпатова, Н. Н. Волкова, Е. О. Котовой, Р. Арнхейма, Е. Розенблюма, В. Н. Козлова и др.

Формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Знание студентами и педагогами приемов и способов создания художественных образов позволит раскрыть творческую индивидуальность каждого студента, поможет преподавателю найти индивидуальный подход к каждому студенту на занятиях по композиции. На ряду с этим, практическое решение данной задачи не возможно без знания студентами и педагогами особенностей самого процесса образного мышления, методики и способов создания художественных образов. Указанное противоречие и определило проблему исследования — формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетах педагогических вузов на занятиях композицией.

Цель исследования — теоретическое и практическое решение данной проблемы формирование образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов на занятиях композицией, посредством специально разработанной системы упражнений по композиции, способствующей эффективному формированию у студентов способности к образному мышлению.

Объект исследованияявляется процесс обучения и композиции студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования — методика формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией.

Изучение специальной литературы, обобщение опыта работы в системе подготовки художников-педагогов, анализ предварительных материалов исследования проблемы формирования образного мышления позволили выдвинуть гипотезу исследования: если в процессе обучения композиции принять разработанную нами целостную методическую систему, включающую в себя: а) цели и задачи обучения композиции, в том числе основные задания по композиции и специально разработанную нами систему практических упражнений, предполагающую поэтапное усложнение ее теоретического и практического содержания заданий, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно — художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в эскизах — как результате упражненийб) формы и методы обучения, методические приемыв) средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т. п.), то это позволит активизировать формирование образного мышления студентов, потому, что отобранные известные в педагогике формы и методы обучения удачно сочетаются в данной методической системе и позволяют наиболее успешно развивать творческие способности личности, а разработанная нами подсистема практических упражнений и методика ее использования обладает большими возможностями и значительно повышает уровень сформированности образного мышления студентов художественно-графических факультетов педагогических ВУЗов.

Задачи исследования:

• выявить теоретические и методические основы разработки методики развития образного мышления студентов в процессе обучения композиции;

• установить особенности и исходные уровни образного мышления студентов;

• определить основные принципы создания экспериментальной системы упражнений, нацеленной на развитие компонентов образного мышления, выделить ее основные методические характеристики;

• определить пути активизации учебно-творческого процесса на основе использования упражнений по композиции;

• провести экспериментальное обучение с целью выявления эффективности системы упражнений по композиции как дидактического средства развития образного мышления студентов;

• разработать на основе экспериментального обучения методические рекомендации по формированию образного мышления студентов посредством использования специальной системы упражнений.

Методологической основой исследования являются научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященных методологии научных и педагогических исследований.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами исследовались следующие методы исследования'.

• анализ литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории изобразительного искусства.

• анализ действующей и экспериментальных программ по композиции и обобщение педагогического опыта.

• анализ живописных произведений мастеров изобразительного искусства.

• педагогическое наблюдение за процессом деятельности преподавателей и студентов на занятиях по композиции.

• изучение и обобщение педагогического опыта на основе анкетирования, беседы со студентами и преподавателями ВУЗов.

• проведение и обработка данных педагогического эксперимента. Экспериментальному исследованию предшествовало изучение специальной литературы по проблемам, связанным с формированием и развитием творческих способностей и творческого мышления в обучении изобразительному искусству. Кроме того, использовался метод наблюдения и анализа композиционной деятельности студентов, опрос, анкетирование студентов и педагогов-художников, метод срезов по Игнатьеву Е. И., проведение экспериментально-опытного обучения и выполнение отдельных специальных заданий по композиции.-.

Научное исследование проводилось на базе Витебского педагогического университета, Магнитогорского педагогического института, Красноуфимского педагогического колледжа.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Разработана методическая система формирования образного мышления студентов, которая включает в себя:

•цели и задачи обучения композиции, в том числе основные задания по композиции, и специально разработанную нами систему практических упражнений, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно — художественного восприятия произведений искусства (образцов), углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражения средствами композиции в эскизахрезультатах упражнений-.

•формы и методы обучения, методические приемы;

•средства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т. п.).

2. Выявлены и определены индивидуальные и типовые уровни сформиро-ванности образного мышления по разработанным критериям и параметрам, разработаны содержание и последовательность упражнений, составлена методика целенаправленного развития композиционных представлений.

На основе экспериментальной работы по использованию системы упражнений выявлены основные условия педагогического и методического руководства композиционной деятельностью студентов, а также определены возможности поуровневого использования в системе занятий и самостоятельной подготовки.

Исследование позволило определить индивидуальные и типовые уровни сформированное&tradeобразного мышления по разработанным критериям и параметрам, установлены содержание и последовательность упражнений, доказано положительное влияние на развитие компонентов образного мышления, наконец, разработана методика целенаправленного развития композиционных представлений, определена структура «модели» функционирования компонентов образного мышления в упражнениях по композиции в соответствии изучаемых разделов (жанров) композиции.

Теоретическая значимость заключается в том, что: а) рассмотрен комплексный подход формирования общего и индивидуального образного мышления у студентовб) результаты данного исследования могут быть использованы в других исследованиях смежных проблем.

Практическая значимость работа заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания, в разработке и совершенствовании процесса обучения композиции, при корректировке учебнотворческих и учебных программ по композиции и дисциплинам специального цикла. Материалы исследования могут быть учтены при изучении смежных проблем творческой подготовки художников-педагогов, а также учащихся педагогических колледжей. В основном практическая значимость результатов и выводов заключается в разработке комплексного подхода для формирования общего и индивидуального образного мышления у студентов на занятиях композицией и методики его использования с целью повышения эффективности курса композиции, совершенствования профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены теоретической базой исследования, а также данными, полученными в ходе проведения экспериментальной работы, выразившимися в более высоким уровнем профессионально-композиционной подготовки студентов художественно-графических факультетов и умением самостоятельно создавать выразительные творческие произведения.

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования внедрены в практику обучения композиции на художественно-графических факультетах Витебского Педагогического университета, Магнитогорского педагогического института, а также Красноуфимского педагогического колледжа, отражены на Научных чтениях (1994, 1995, 1996, 1997), в МПГУ, в тезисах и статьях. На защиту выносится разработанная, научно-методически обоснованная, экспериментально-апробированная система формирования образного мышления студентов художественно-графических факультетах педагогических вузов, которая включает в себя: цели и задачи содержания обучения композиции, в том числе основные задания по композиции испециально разработанную нами систему практических упражнений, предполагающую поэтапное усложнение ее теоретического и практического содержания, направленную на поэтапное формирование компонентов образного мышления, а именно — художественного восприятия произведений искусства, его углубленного анализа, художественного восприятия действительности и ее отражение средствами композиции в эскизах — как результате упражненийформы и методы обучения, методические приемысредства обеспечения учебно-воспитательных и формирующих процессов (ТСО, наглядные пособия и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, выполненное исследование подтвердило гипотезу, согласно которой внедрение в учебно — творческий процесс по композиции целостной методической системы, направленной на формирование образного мышления студентов ХГФ в поэтапном усложнении ее теоретического и практического содержания, является эффективным средством их профессиональной подготовки.

Доказательство истинности гипотезы было связано с решением поставленных перед исследованием задач и достижения общей цели работы. Так, нами было проведено достаточно широкое изучение теоретических основ развития образного мышления и творческого воображения, рассмотрены искусствоведческие и психолого — педагогические предпосылки решения проблемы исследования в рамках специфики обучения будущих художников — педагогов по композиционным упражнениям. Разработана структура модели функционирования основных компонентов образного мышления в экспериментальной методической системе (с включением аналитических, синтезированных и творческих упражнений), выделенной нами в соответствии с особенностями композиционной работы над созданием художественного образа в эскизе.

Анализ программ по композиции, методической литературы, наблюдение за процессом композиции на занятиях, беседы с преподавателями свидетельствуют о том, что педагоги не имеют достаточных знаний о методике формирования образного мышления, и как следствие этого, студенты в своей практической деятельности отдают приоритет решению технической стороны в решении стоящих перед ними образных задач, что несомненно приводит к снижению уровня специальной подготовки художников — педагогов, их творческий профессиональный потенциал.

На основе пробных, поисковых и констатирующего экспериментов, нами был получен материал, отражающий различные уровни сформированности образного мышления студентов до основного экспериментального обучения, параметры их художественного восприятия действительности и произведений искусства и отражения результатов образного мышления в их композициях, а также критерий оценки умений и навыков использования средств композиции и отражения образного мышления в практических работах. Этот материал позволил нам построить экспериментальную методическую систему формирования образного мышления студентов на занятиях по композиции, использование которой позволило решить ряд вопросов, связанных с проблемой формирования образного мышления, композиционных представлений, умений и навыков выполнения действий по использованию средств композиции, что в конечном счете обеспечивает эффективное развитие компонентов образного мышления.

Разработанная и экспериментально проверенная нами методическая система включает в себя: 1) цели, задачи и содержание, которое представлено разработанной нами экспериментальной программой формирования образного мышления, 2) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы, 3) средства обеспечения всех учебно-воспитатешлтых и развивающих процессов на занятиях композицией (ТСО, наглядные пособия и т. д.).

Использование методической системы по композиции как средства формирования образного мышления студентов по разделам учебной программы: «Натюрморт», «Интерьер», «Тематическая композиция», «Одно и двухфигурная композиция» показало, что проблема подготовки художников — педагогов может осуществляться более эффективно в процессе оптимизации условий развития композиционных представлений студентов, которые содержат в себе:

1) художественное восприятие произведений искусства (образца) и его углубленное изучение в аналитических заданиях и упражнениях;

2) художественное восприятие действительности с активным использованием синтезированных и творческих упражнений.

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что рациональное объединение в пределах разрабатываемой темы по композиции различных приемов активизации эмоционально — эстетических и познавательных сторон восприятия и логического осмысления способов образного отражения в произведении (эскизе, этюде, зарисовках) способствует развитию профессионально — художественных качеств студентов. Использование выделенных нами аналитических, синтезированных и творческих упражнений служило развивающим фактором, создающим условия для более свободного хода творческой мысли, формированию образного мышления, композиционности и изобразительности представлений и воображения. При этом важно и необходимо изучать природу формирования «изобразительных» представлений. На наш взгляд это может осуществляться в последовательных и непрерывных упражнениях, развивающих образную память на основе закрепления образов восприятия в регулярных набросках и эскизах, усложняющихся по мере индивидуального усвоения познавательного и практического материала обучающимися. Так, в процессе освоения «Натюрморта», студенты приобретают способность и навыки композиционного представления простых по форме предметов. Формирование композиционных и изобразительных представлений происходит на материале основных форм: квадрат, призма, пирамида, шар. Выполнение композиционной работы по жанру «Интерьер» усложняется специфическими внешними и внутренними особенностями и образными смыслами, что требует наличия определенного уровня развития образного мышления, соответствующей подготовки по художественному восприятию и в выполнении действий по реализации средств композиции. Композиционное освоение жанра «Однофигурная композиция» обуславливается сложностью задач аналитических знаний в этой области изучения специальных дисциплин, необходимостью достаточно широкого круга теоретических знаний и практических навыков использования средств композиции в работе с натуры, по памяти и по представлению. Тематическая многофигурная композиция объединяет в себе весь комплекс сложностей знания «языка» искусства, развитости художественного восприятия, воображения и фантазии. Поэтому для эффективного использования методической системы обучения по композиции следует опираться не на общие положения, предусматривающие широчайший спектр форм и методов художественного образования, требующие несколько лет специальной подготовки по композиции, а исходить из реальных уровней подготовки будущих учителей и условий их подготовки. Дифференцированный индивидуальный личностный подход, основанный на высоком психологб — педагогическом уровне педагога — художника и его профессиональной подготовке по композиции, позволяет решать задачи обучения композиции на достаточно высоком методическом использовании форм и средств развития способностей, необходимых для создания художественного образа произведения. Так, например, важно, чтобы преподаватель композиции соотносил знания студентов с теми «образцами», которые он демонстрирует как наглядные средства. Вряд ли будет рациональным рассматривать в качестве наглядности сложную работу профессионала в процессе изучения таких средств как линия, штрих, тон. Здесь более уместным и продуктивным будет использование несложной работы художника, но доступной для понимания обучающихся. Сложные же работы художников должны рассматриваться с целью развития их общего круга художественно — эстетического восприятия. В случае же освещения какой-либо закономерности композиции важно находить те оптимальные формы анализа, которые способствуют развитию композиционных представлений студентов. Формирование же композиционных представлений осуществляется не только в процессе анализа, но и на основе практическошл опыта использования изучаемых средств в эскизной работе по тому или иному жанру.

Экспериментальное исследование показало, что в целях оптимизации учебного процесса по композиции следует использовать возможности межпредметных связей, интеграцию специальных дисциплин цикла изобразительное искусство, специально оборудованные для этого кабинеты с наглядными пособиями и ТСО, использование которых создает качественное выполнение аналитических и синтезированных упражнений.

Экспериментальное исследование особенностей формирования образного мышления студентов ХГФ на основе специально разработанных упражнений позволило выявить узловые моменты, обеспечивающие качество усвоения дисциплины «Композиция», К ним мы относим:

• связь и зависимость уровней сформированных композиционных представлений и уровней, глубины осмысления средств композиции в процессе выполнения художественного восприятия произведений искусства по изучаемому жанру;

• обусловленность художественного восприятия действительности художественным уровнем подготовки по композиции;

• зависимость уровней мыслительных процессов, сопровождающих этапы композиционной работы над эскизом, от характера «установок» ;

• зависимость выражения художественного образа в эскизе от уровня развития умений и навыков использования средств композиции;

• уровень эмоционально — эстетической отзывчивости на художественный образ от широты историко — литературных и жизненных знаний определяется личностными и образовательными данными обучающихся;

• способность выполнять композиционную pa6oiy по памяти и по представлению создает основные предпосылки активного формирования образного мышления.

Проблема систематизации упражнений, развивающих компоненты образного мышления студентов на начальном этапе подготовки по композиции, требует дальнейшего исследования в рамках учета сложных и специфических условий подготовки художников — педагогов в системе педвузов.

Вместе с тем, проведенное исследование эффективности предложенной нами целостной методической системы обучения, позволяет нам фактически убедиться в том, что ее использование повлияло на качественный уровень параметров композиционной деятельности, определяющих специфические свойства образного мышления, и обеспечило тем самым решение поставленных в исследовании задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Н. Натура и рисование по представлению: учеб. Пособие для студентов средних худож. учеб. Заведений. — М.: Изобраз. Искусство, 1985. — 151 е., илл.
  2. Ю.Г. Образ и материал. М.: Сов. Россия, 1977. -111 с.
  3. А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. -160 е., илл.
  4. М.В. Камиль Коро: Монография. М.: Изобраз. Искусство, 1984−176 е., илл.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. методич. Пособие. — М: Высшая школа, 1980. -386 с.
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие: Сокр. Пер. с англ. В. П. Самохина. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  7. В.М., Короленко Ц. П. Эмоции и воображение. -Новосибирск, 1975. -123 с.
  8. Г. В. К вопросу о дарованиях и талантах // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1983.-С.46−51.
  9. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: Посвящение, 1981. — 239 е., илл.
  10. М.А. Творчество в науке и технике. ПГ.: 1920. -140 с.
  11. П.Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М.:1. Просвщение, 1964. 547 с.
  12. И.С. Проблемы русского и советского натюрморта (Изображение вещи в живописи XYIII XX вв.). — М.: Советский художник, 1989. -192с., илл.
  13. Ю.Б. Эстетика, 3-е изд. М.: Политиздат, 1981. — 399 е., илл.
  14. А.В. Воображение и познание // Вопросы философии. -М.: 1967. № 11. С. 18−43.
  15. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Наука, 1970.-157 с.
  16. Ван-Гог В. Письма. M.-JL: Ис-во, 1966. — 602 с.
  17. В.В. Что такое искусство. М.: Изобраз. Искусство, 1989. -328 е., илл.
  18. А.А. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника -педагога: Ав-тореф. Дис. канд. пед .наук. М., 1983. -16 с.
  19. Верхитина-Васютина А. И. Органы чувств в онтогенезе // Известия АПН РСФСР. Вып. 9. — М., 1958. — С.46−72.
  20. .Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. — 591 с.
  21. Возрастная и педагогическая психология (Под ред. Гомезо М. В., Ма-тюхиной В.В., Михальчук Т.С.) учебное пособие для студ. пед. институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». М.: Просвещение, 1984.-256с.
  22. Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во МГУ, 1982.173 с.
  23. Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1984. — 220 е., илл.
  24. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — 508 е., с илл.
  25. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. — 320 е., илл.
  26. Ю.Д. Диалектика художественного творчества. Изд-во Мо-сковск. ун-та, 1984. — 376 с.
  27. Вопросы психологии способностей // Сб. Статей / Под ред. В.А. Кру-тецкого. М.: Педагогика, 1973. -216 с.
  28. Вопросы педагогики художественных дисциплин // Сб. науч. тр. / Ред.кол.: Г. В. Беда, Ю. К. Боджанов, В. И. Денисенко, Р. Г. Ломоносов, А. П. Яшухин. -Краснодар: Кубан. ун-т, 1982. -142 с.
  29. Л.С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С.67 — 88.
  30. Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. ВВ. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  31. С.Л. Структурная психология. Основные течения современной психологии. М.-Л., 1930.206 с.
  32. Г. Эстетика: В 4-х т. / Под ред. Мих. Лившица. М.: искусство, 1969.
  33. Гете И.-В. Об искусстве. Сост., вступит. Статья и примеч. А. В. Гулыги. -М.: Искусство, 1975. 663 с.
  34. Глезер В Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — 246 с.
  35. Говорун Д. И, Природа художественного воображения: Дис.. канд. фил. Наук. Киев, 1975. -175 с.
  36. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. -432 с.
  37. Р. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1 970 269 с.
  38. Е.С. Природа художественного творчества: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239 с.
  39. И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Сов. художник, 1984. — 272 е., илл.
  40. Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 399 с.
  41. А. Из моей рабочей практики. М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1961.-148 с.
  42. А.А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. -М.: АХ СССР, 1961.-224 е., шш.
  43. А.С. Развитие воображения. Киев: 1972. -173 с.
  44. В.Е. Как мы видим то, что видим. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс). — 240 с.
  45. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / Цикл лекций дня студентов педагогических вузов и учителей общеобразовательной школы. Смоленск: 1974. -152 с. с илл.
  46. А.Я. Воображение. Смоленск: 1969 — 94 с.
  47. Г. Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. -320 с.
  48. Г. Л. Искусство как творчество. М.: Искусство, 1972. -184 с.
  49. А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1987. — 319с.
  50. Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. — 124с., илл.
  51. А.С. Наука о цвете и живопись. -М.: Искусство, 1986. 158 е., шш.
  52. Г. А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника.- М.: Искусство, 1976. -1199 е., илл.
  53. Е.П. Этапы формирования навыков художественного восприятия /Совершенствование учебно-воспитательной работы в педагогическом вузе. Алма-Ата, 1978. С.64−71.
  54. Л.С. Очерки теории и истории портрета. М.: Изобраз. Искусство, 1986. — 328 е., илл.
  55. В.П., Вергйлюс Н. Ю. Формирование зрительного образа. -М.: Изд-во МГУ, 1969. -106 с.
  56. В.Г. Прогресс воображения в художественном творчестве: Дис. канд. философ. Наук. М., 1966. -162 с.
  57. В.Г. Художественное творчество как особый вид эстетической деятельности // Эстетическая деятельность в социалистическом обществе / Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1986. — С. 97−128.
  58. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 19 916- 242 с. (Зарубежная школа и педагогика).
  59. Е.И. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей //Учен. Зап. № 194 / МПГУ им. В. И. Ленина. -1963 С. 5−36.
  60. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Дис.. канд. пед. наук. -М.: 1981. -264 с.
  61. Е.И. Психологическое исследование представления и воображения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -196 с.
  62. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Изобразит, искусство, 1968. — 32 с.
  63. Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Психологические исслед. представлений и воображения. М.: Известия АПН РСФСР. — АПН РСФСР. — Вып. 76.1956. — С. 3−17.
  64. А.Н. Природа художественного таланта. М.: Сов. писатель, 1985.-535 с.
  65. .В. Молодым художникам о живописи. М.: АХ СССР, 1959.-247 с.
  66. Ф. Воображение и память СПб. 1886. 97 с.
  67. A.JI. Художественный образ и реальность. JL: ЛГУ, 1985. -119 с.
  68. С.Г. Психологический анализ работы художника над картиной // Психология рисунка и живописи / Вопросы психологического исследования формирования образа /. М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954.-С. 141−196.
  69. С.Г. Процессы воображения в создании произведений живописи / Вопросы психологического исследования формирования образа/, М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. — С. 197−224.
  70. С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: 1. Суриков. 2. Врубель. 3. Петров-Водкин. М.: Изобраз. Искусство, 1981. -216 е., илл.
  71. Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. / Сост., автор примеч. Е. Д. Кардовская. М.: АХ СССР, 1960. — 340 с.
  72. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 е., илл.
  73. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Тип. ГА ВС, 1992.- 172 с.
  74. А.Г. К вопросу о структуре способностей к изобразительной деятельности // проблемы способностей / Отв. Ред. В. Н. Мясищев. М.: АПН РСФСР 1962.-С. 153−164.
  75. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая промышленность, 1981. — 260 с.
  76. Г. Основания элементарной психологии. СПб. 1895. -117 с.
  77. Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979−144 с.
  78. Л.С., Пружинин В. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. М.- Изд-во МГУ, 1989. -182 с.
  79. В.И. Художественный талант. -М.: Знание, 1980.48 с.
  80. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск: Изд-во Наука, сиб. Отделения, 1975. — 110 е., илл.
  81. В., Юматов В. Язык изобразит, ис-ва. М.: Знание, 1978. — 109 с.
  82. О.Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980.-319 с.
  83. Крамской об искусстве / Сост., авт. Вступ. стати Т. М. Коваленская. 2-е изд., доп. — М.- Изобраз. Искусство, 1988. -176 е., илл.
  84. Кристофанелли Роландо. Дневник Микелоанджело Неистового / М.: Радуга, 1985. 416 с.
  85. В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условия формирования и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — С. 206−221.
  86. B.C. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности // Учен. Записки № 150 Свердловского пед. ин-та. Свердловск, 1971. — С. 52−66.
  87. B.C. Психология / Под. ред. Б. Ф. Ломова: Учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  88. И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Изд-во Наука, 1978.184с.
  89. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1986.159 е., илл.
  90. Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1962. — 32 с.
  91. А. Природа художественного таланта. М.: Искусство, 1981.480 с.
  92. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т. Т.2/ Под общ. ред. Б. В. Леграна и A.M. Эфроса. М.-Л.: Академия, 1935.- 490 е., илл.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 340 с.
  94. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова и др.: Автор очерка об Леонтьеве В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 391с. — Т. 2. 318 е., шт.
  95. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960.-№ 1.-С. 7−16.
  96. .Ф., Сурков Е. Н. Англиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.-279 с.
  97. Марев Иван. Методические основы дидактики: Пер. с болг. / Предисл. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  98. А.В. Собрание сочинений. В 3 т. М.: 1964. — Т.2.
  99. Н.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теорииискусств. М: Изд-во «Искусство», 1970. — 240 с.
  100. Мастера искусств об искусстве. В 7 т. Т. 7-М.: Искусство. 1969 654 с.
  101. Н.Я. Плейер. Практика по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 1984. -110 е., илл.
  102. Н.Г. Из истории русской художественной культуры. М.: Сов. художник. 1982. — 328 е., илл.
  103. В.Г. О формировании подвижного образа восприятия на занятиях по рисунку // Межвуз. сб. научных трудов. М.: Ростов-на-Дону, 1986. -С. 39−46.
  104. Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  105. Методы педагогических исследований // Пол ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  106. М.И. Природа художественного воображения: Дис.. канд. фил. Наук. М., 1978. -169 с.
  107. М. Фреймы для представления знаний. Пер. с анг. М.: Энергия, 1979. -187 с.
  108. А.И. Психология пространственного восприятия: (истор.-метод. анализ) / Ред. А. Наддчаджан. Ер.: Айсатан, 1990. — 206 с.
  109. Н., Белютин Э. П.П. Чистяков теоретик и педагог. — М.: Академия худ. СССР, 1953. — 228 е., илл.
  110. Л.В. Неповторимость таланта. М.-Л.: Искусство, 1966. -168 е., илл.
  111. И.М. Природа интуиции. Мн.: Университетское, 1990. -141 с.
  112. А.И. Художник и мир личности. Творческие проблемы современной советской портретной живописи. М.: Сов. художник, 1981. -168 с.
  113. Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983. — 264 е., илл.
  114. Jl.В. Дидактика натюрморта // Советское искусство -знание. Сб. статей. 1988. — вып. 24. — С. 229−260.
  115. А. С. Искусство и процесс познания. Изд-во Московского университета, 1986. -128 с.
  116. М.Л. П.П. Кончаловский. М., 1967. -167 с.
  117. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца ХЕК начала XX века. — М: Искусство, 1991. — 396 е., илл.
  118. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 255 е., илл.
  119. О.Р. Природа глазами художника: проблемы развития современной пейзажной живописи. М.: Сов. художник, 1982. — 175 с. ^
  120. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания. — 2-е изд. искр, и доп. — М.: Изобаз, искусство, 1989 — 224 е., с илл.
  121. А.С. Эподы о разуме. М.: Изд-во Сов. Россия, 1981.-208 с.
  122. .М. Путь к картине. М.: Искусство, 1971. -142 с.
  123. В.Н. Интуиция и замысел художественного произведения // Проблемы эстетического воспитания: тезисы докладов 2-го симпозиума молодых ученых. М.: Ин-т эстетического воспитания педагогического общества РСФСР, 1970.-С. 149−152.
  124. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972. -155 с.
  125. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. — Рус. Яз., 1990.- 911 с.
  126. Г. С. Как создается картина. М.: Изобраз. искусство, 1976. — 96 е., илл.
  127. Петров-Водкин КС. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркан-дия. 2-е изд., доп. — Л.: Искусство, 1982. — 665 е., портр.
  128. Ю. Необыкновенность обыкновенного. М.: Искусство, 1964. -129 с.
  129. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 372 с.
  130. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Щадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.- под ред. В. Д. Щадрикова. М.: Просвещение, 1990. -142 е., вилл.
  131. Г. А. О природе научного метода. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988.- 224 с.
  132. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. -144 с.
  133. В. Сознание и творчество. Л.: Изд-во писателей, 1934.212 с.
  134. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярщенко М.: Наука, 1971.-334 с.
  135. В.Н. Живопись Эдуарда Мане между прошлым и будущим. (Некоторые вопросы поэтики и стилистики) // Об искусстве в искусствознании. Статьи разных лет. Прогресс, 1979. — С. 115−136.
  136. Проблемы художественной подготовки учителя изобразительного искусства: Сб. статей/ Ред. кол.: Ю. И. Преображенский (отв. ред.). -Смоленск: Смоленский пед. ин-т им. К. Маркса, 1979. 62 с.
  137. Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Композиция. Плейер. Скульптура и пластическая анатомия. История. Искусств: Сб. № 14. М.: Просвещение, 1988.-150 с.
  138. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  139. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа/ Отв. ред. Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. -224 с., шш.
  140. А.С., Триселев А. В. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1982 -160 с., илл.
  141. А.С. Основные положения системы Д.Н. Кардовского В преподавании живописи // Вопросы теории, истории и методики преподавания ху-дож.-графич. Дисцигшин: учен. Записки № 258. Вып. 1. — М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1968. — С. 75−87.
  142. С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978. -238с., с илл.
  143. С. X. Художественное представление и художественный образ. // Сборник. Эстетические очерки. Вып. 3. М.: Музыка, 1973. — С. 45−94.
  144. С.Х. Пространственные представления в живописи. М.: Наука, 1980. — 288 е., илл.
  145. . Творческое воображение. СПб.: 1901.-128 с.
  146. . Опыт исследования творческого воображения. СПб: 1901.136 с.
  147. Н.Н., Терентьев А. Б. Развитие творческих способностей на занятиях рисования: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. -176 е., илл.
  148. Н.Н. Очерки истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. Изобраз. искусство, 1983. — 288 е., илл.
  149. Н.Н. Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — С. 3−24.
  150. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 239 е., илл.
  151. И.М. Психология фантазии. Минск: Наука, 1977. -114 с.
  152. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. / Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинского ун-та, 1990. — 256 с.
  153. С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза, и обобщения. М.: Изд-во АН СССР, 1960. -168 с.
  154. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.-М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-448 е., Т.2.-328 с.
  155. И.М. Избранные философские и психологические произведения /Подред. В. М. Казанова. М.: ОГИЗ, 1947. — 647 с.
  156. В.Н. Эстетическое воспитание: вопросы методологии и критика. М.: Мысль. — 208 с.
  157. . П. Переписка. Воспоминания современников /Сост., автор вступ. статьи Н. В. Яворская. M.-JI.: Ис-во, 1972. — 367 с.
  158. М. О диалектике элементов и структуры. М.: Соцэгиз, 1962.-192 с.
  159. Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. (Зарубежная педагогика). -224с.
  160. С.Д. Психология образа: проблема активности психологического образа. Изд. Моск. ун-та, 1985. — 232 с.
  161. Г. Б. Живопись: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975.- 143 с.
  162. И.Ф. Природа художественного образа. М.: Знание, 1974.-30 с.
  163. А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие // Григинов Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979 — С. 332−352.
  164. Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художествено-графического факультета: Автореф. дне. канд. пед. наук. -М.: 1984. -17 с.
  165. М.М. Творческое воображение в различные периоды жизни и творчества художника-живописца // Матер. Научной сессии по итогам науч.-исслед. работы МПГУ за 1991 -1992 г. г. М: Прометей, 1992. -С. 186−188.
  166. М.М. Художественный образ в живописи и воображении // Ленинские чтения: Тез. докл. Часть 2. М: Прометей, 1991.-116.с.
  167. И.В. Психология воображения // Пособие для студентов пед. ин-тов. Саратов, 1971 -78 с.
  168. Н.Н. Воображение в художественном творчестве: Дис.. канд. философ. Наук. Л., 1980. — 212 с.
  169. П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М.: Изобраз. искусство, 1986. — 328 е., илл.
  170. И.М. Материалы и способы письма. Мн.: Вышэйшая школа, 1980.-110 е., илл.
  171. В.И. Письма. Воспоминания о художнике./ Вступ. статьи Н. А. Радзимовской, С. Н. Гольдштейн. Сост. и комментарии Н.А. и З.А. Радзи-мовских, С. Н. Гольдштейн. Л.: Искусство, 1977. -384 е., илл.
  172. Н.Б. Опыт теории живописи. М.: Всероссийский пролеткульт, 1923. — 69 с.
  173. Творческий процесс и художественное восприятие / Ред. коллектив: Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров (отв. ред.) и др.-М.: Наука, 1978. 278 с.
  174. Теория и практика педагогического эксперимента / Под. ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  175. O.K. Структура мыслительной деятельности человека /Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1967. -31 с.
  176. Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М.: Сов. художник, 1987. — 320 е., илл.
  177. B.C., Ларкин Ю. Д. Содержание и форма в искусстве. М.:1. Знание, 1984. 63 с.
  178. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси, 1961−210 с.
  179. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  180. А.А. Живопись. Вопросы колорита: Учебн. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. -128 е., илл.
  181. А.А. Живопись. Изображение фигуры. Портрет. М.: Провещение, 1983. — 47 е., илл.
  182. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVII начала XX века. — М.: Сов. художник, 1986. — 304 е., илл.
  183. Философский энциклопедический словарь, 2-е изд. М.: Сов.энцикл., 1989.-815 с.
  184. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Рига: БФ Паритет, 1990. — 94 с.
  185. Л.А. Формирование творческого воображения учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы на уроках тематического рисования: Дис. канд. педагог, наук. М., 1986. -192 с.
  186. Ю.Я., 3.А.Фаворский. М.: Искусство, 1964. — 291 с.
  187. Художественное восприятие /Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1971. — 387 с.
  188. В.Е. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата: Мек-теп, 1982. -151 с.
  189. Г. М. Колорит в живописи: заметки художника. М.: Искусство, 1957. — 76 с.
  190. Е.Б. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. — 302 с.
  191. Е.Б. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и. доп. М.: Просвещение.
  192. Е.Б. Тематическое рисование в школе. 2-е изд. перераб. и доп. — М: Просвещение, 1975. — 70 е., илл.
  193. А.Т. Проблемы теории творчества: Монография. М.:
  194. Высш. школа, 1982. -143 с.
  195. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. — 272 с., илл.
  196. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  197. Эстетика и пути творчества: Сб. статей / Под ред. В. В. Ванслова и М. Т. Кузьминой. М.: Изобраз. искусство, 1977. — 286 с.
  198. Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-247 с.
  199. Юон К. Ф. Об искусстве /В 2 т. М.: Советский художник, 1959. — Т. 1.384с.
  200. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. -160 с.
  201. П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 85 с.
  202. А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.166с.
  203. А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и изобразит, искусства». М.: Просвещение, 1985. — 288 е., илл.
  204. А.П. Живопись. Этюд с натуры: Учеб. пособ. Ростов н/Д: РГПИ, 1987.-80 с.
Заполнить форму текущей работой