Применение возможностей системы дополнительного образования для подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников
Диссертация
Задачам подготовки студентов к руководству техническим творчеством и проектной деятельностью школьников посвящены работы В. Г. Козлова, A.M. Плуток, Б. В. Портного и других исследователей. Но до сих пор эта задача остается актуальной. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации подготовки будущих учителей технологии, состоит в том, что, с одной стороны, перед… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические вопросы подготовки студентов к руководству проектной деятельностью школьников с использованием системы дополнительного образования
- 1. 1. Развитие теории и практики использования проектного метода в Российской школе в свете современных концепций общего образования
- 1. 1. 1. Развитие технологической подготовки в школе и системе дополнительного образования в Советской России
- 1. 1. 2. Перспективы использования проектного метода в общеобразовательной школе в свете концепции 12-летнего образования
- 1. 1. 3. Особенности использования проектной деятельности в практике технологической подготовки школьников за рубежом
- 1. 1. 4. Задачи технологической подготовки школьников на современном этапе
- 1. 1. 5. Кружок как элемент системы дополнительного образования -необходимое звено в системе технологической подготовки школьников
- 1. 2. Понятия проектный метод и проектная деятельность в теории и практике технологического образования
- 1. 2. 1. Проект как метод обучения и как форма организации практической деятельности школьников
- 1. 2. 2. Проектная деятельность в системе технологической подготовки школьников
- 1. 1. Развитие теории и практики использования проектного метода в Российской школе в свете современных концепций общего образования
- 2. 1. Методика организации проектной деятельности
- 2. 1. 1. Построение модели выпускника ФТиП — руководителя ПДТТТ
- 2. 1. 2. Организация учебного процесса по творческо-конструкторским дисциплинам
- 2. 1. 3. Методика обучения студентов проектной деятельности
- 2. 2. Обучение студентов в «Творческо-конструкторской лаборатории»
- 2. 3. Критерии выбора объектов технического творчества
- 2. 4. Применение информационных технологий при выполнении проектных работ
- 3. 1. Организация экспериментальной работы на базе ФТиП Поморского государственного университета
- 3. 2. Организация экспериментальной проверки методики подготовки студентов ФТиП к руководству проектной деятельностью школьников. Результаты проверки разработанной методики подготовки студентов
Список литературы
- Агапов И.Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: Автореферат дис. докт. пед. Наук.-М. :2001.46 с.
- Актуальные проблемы подготовки учителя общетехнических дисциплин / Под ред. Д. А. Тхоржевского.- Киев: Вища школа, 1986.- 174 с.
- Алмазова Т. А. Задачи всестороннего развития детей в школе // Начальная школа, 1951, № 7.
- Андрианов П.Н. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы. М., — 1976. 123 с.
- Арыдин В.М. Развитие технической творческой деятельности учащихся восьмилетней школы в процессе трудового обучения: Дис. канд. пед. наук. -М., 1967.-232 с.
- Атутов П. Р. Связь трудового обучения с основами наук. / Атутов П. Р. Бабкин Н. И. Васильев Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Атутов П. Р. Бабкин Н.И. Система политехнической подготовки школьников: методические и теоретические аспекты. Актуальные вопросы политехнической подготовки школьников. Сб. научн. тр., М., НИИТО и ПО. 1990.
- Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. -176 с.
- Атутов П. Р. Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М., Просвещение, 1985, 128с.
- Ю.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бака И.И. Техническое творчество учащихся 9 и 10 классов. — Киев.: Рад. школа, 1984.- 86 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979 г.- т.2, 400с.
- З.Богатырев А. Н., Коптелов А. В., Некрасова Г. Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях:
- Учебное пособие. Киров: Изд-во ВПГУ, — 124 с.
- Быстрова Н.Б. Методические основы совместной технической творческой деятельности студентов индустриально-педагогического факультета и школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1994. -133 с.
- Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. М., 1993.
- Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству / В. А. Горский, Д. М. Комский, И.Ф. Раздымалин- Под ред. Д. М. Комского. М.: Просвещение, 1985.-176 с.
- Волков И.П. Учим творчеству / Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова.- 3-е изд., с испр. и доп. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Гаджиев Ю. Школа за 15 лет советизации Азербайджана.— «Просвещение национальностей», 1935, № 4.
- Гаппоева М.У. Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -С-Петербург., 2002. 16 с.
- Гетта В.Г., Плуток A.M. О комплексном характере подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся //Школа и производство № 4.- 1987.- С. 15−16.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. — 552 с.
- Дворцова Н.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в условиях системы дополнительного образования: Дис. кан. пед. наук 13.00.01. — Саратов, 2000.- 154с.
- Деятельность // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред A.M. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. -1632 с.
- Дж. К. Джонс. Инженерное и художественное конструирование.
- Современные методы проектного анализа. М.: Мир., 1976.- 374 с.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2./ Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
- Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1./ Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
- Дреер А. Преподавание в средней школе США. — М., 1983.
- Духовный И. Повышение квалификации учителей труда. — «За политехническую школу», 1934, № 6.
- Жирова В. Организация самостоятельной работы в средней школе США // Педагогический вестник, 1992, октябрь, № 19(73), С. 2.
- Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений: Аналитич. обзор /АПН СССР, НИИ трудовой подготовки и профориентации. АПН СССР НИИ трудовой подготовки и профориентации М.: Б.И., 1991 135 с.
- Игнатьев Б.В. Борьба за новые школы. М. 1931.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М. 1974. 304 с.
- Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. -Л.: издательство Брокгауз Эфрон, 1926. -88с.
- Казакевич В.М. и др. Основы методики трудового обучения /В. М. Казакевич, В. А. Поляков, А. Е. Ставровский- Под ред. В. А. Полякова.—М. Просвещение, 1983.—192 с.
- Караваев П.А. Подготовка будущих учителей технологии к руководству техническими творческими работами (проектами) школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 26 с.
- Карачев А.А. О роли проектов в образовательной области «Технология». //
- VII Международная конференция «Технология 2001: Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства». Тезисы докладов под ред. проф. Ю. Л. Хотунцева. -М.: МИОО, 2001.- 174 с.
- Карачев А.А. Технологическая подготовка учащейся молодежи в Германии. // Школа и производство. 2000. — № 8. — С. 4−5.
- Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Перевод с 7-го английского издания Е. Н. Янжул -Л.: издательство Брокгауз Ефрон, 1925. -43с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995, 176 с.
- Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: В 2 т. Т. II. Способности. Л., 1960. С. 59.
- Кожевников П. Техпропаганду — на высшую ступень. — «Организуйте детвору», 1934, № 4.
- Козлов В.Г. Педагогические условия подготовки студентов педвузов к организации технического творчества сельских школьников: Дис. кан. пед. наук 13.00.01.-Бирск 1992.-231 с.
- Колотилов В.В. Готовить студентов к руководству техническим творчеством // Школа и производство.- 1985.- № 7.- С. 61−63.
- Коменский Я.А. Избр. пед. соч., т. 1. М, Учпедгиз. 1939, стр. 163.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980. 192 с.
- Кристиан Хейн. Образование учителей по предмету Техника в Германии./ Подготовка учителей технологии в условиях реформирования образования: Материалы международной научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 г. -М.: — Изд-во «Эслан», 2001. 344 с.
- Крупская Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах. М&bdquo- Изд-во АПН РСФСР, 1958—1963.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
- Кувырталов A.M., Поляков П. П. Из опыта обучения школьников конструированию на занятиях технического кружка // Вопросы методики трудового обучения и общетехнических дисциплин в средней школе и педагогическом вузе, Тула. 1975.- С. 17−24,
- Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. академика И. Г. Петровского, НМЦ «Технология» 1999. — 94с.
- Кузнецов П. Два года работы школьного математического кружка. — «Математика и физика в школе», 1935, № 5.
- Левин Л. Новые пути школьной работы. (Метод проектов). М.: Работник просвещения. 1926.
- Леонтьев А.В. Развитие содержания и организации созидательного труда школьников в образовательной области «Технология»: Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: 2002. 42 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Наука 1975. 304с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974, с. 51−52.
- Ломохова С.А. Теория и практика изучения предмета «Технология» в колледже Франции: Дис. канд. пед. наук.- М., 1997.-201 с.
- Лында А. С. Методика трудового обучения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд». М., «Просвещение», 1977. 232 с.
- Малая механизация на пришкольном участке /Сост. Б.В. Ревский- Под ред. Ю. С. Столярова. М.: Просвещение 1984. — 127 с.
- Малькова 3. А. Современная школа США.- М., 1971 с. 143.
- Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск: РОСИ, 1998. — 167 с.
- Меламуд М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для Вузов: Автореф. дис.канд.пед. наук. М., 1998. — 16 с.
- Мельников В.Е., Мигунов В. А., Петряков П. А. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». 2-е изд.: Пособие. -Великий Новгород: НРЦРО, 2000. 88 с.
- Метод // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред. В. Д. Симоненко Издательство Ишимского государственного педагогического института. НМЦ «Технология». Брянск — Ишим 1998. — 296 с.
- Мотков А.А. Обучение техническому творчеству в педвузе.- Киев: Вища школа, 1981.- 112 с.
- Народное просвещение. 1920, № 71—73.
- Научные основы обучения школьников труду. Сост. А. Б. Дмитриев. М.: «Педагогика», 1970, 294 с.
- Научный архив АПН СССР, ф. 11, on. 1, д. 40.
- Недбаева С.В. Каким быть учителю труда? // Школа и производство.- 1983.-№ 7,-С.12−14.
- Некрасова Г. Н. Методические основы разработки и проведения спецкурса «Современные информационные технологии в обучении» в системе технологической подготовки студентов педвузов: Автореф. дис.канд.пед. наук.-М., 1997.-16с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 — Кн. 1: Общие основыпсихологии. 688 с.
- Новиков А. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? // Народное образование. 2001, № 1, С. 8−14.
- Об организации в школе групп юных друзей общества «Овладеть техникой». — «Бюллетень НКН РСФСР», 1932 № 1.
- Павлова М.Б. О проектном подходе к разработке содержания предмета «Технология» //Школа и производство. 1993, № 5, С. 43−45.
- Павлова М.Б. Технология новый учебный предмет в школе. — С. Петербург: Либра, 1993, 160 с.
- Павлова М.Б. Технология: концепция учебного предмета. С.-Петербург: Либра, 1996, Юс.
- Павлова М.Б., Питт Д. Образовательная область технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997 — 81 с.
- Павлютенко Е. М. Кем быть? Киев: Молодь, 1989. — с. 145−150.
- Партийный архив Вологодского обкома КПСС, ф. 2051, on. I, Д. 18.
- Петровский А. В. Способности и труд. М., 1966. С. 13.
- Плуток A.M. Подготовка студентов факультетов общетехнических дисциплин к руководству техническим творчеством школьников: Дис. кан. пед. наук 13.00.01.- Киев 1987. 164 с.
- Приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР об утверждении типового положения о студенческих конструкторских бюро (СКБ), № 369, 1968, 7 мая, 4с.
- Примерные планы и программы занятий в Единой трудовой школе. Вятка, типография «Печатник», 1918.
- Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. Под. ред. Хотунцева Ю. Л, Симоненко В. Д. М.: Просвещение, 1996. 224 с.
- Проект «Стандарт общего образования». Общепредметное содержание образовательных стандартов. Редактор-составитель А. В. Хуторской. М.: Институт новых образовательных систем. 2002. 16 с.
- Проект «Стандарт общего образования». Тезисы об основной школе. Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М., 2002. 19 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В. Д., Шлык В. В. Основы профессионально-педагогической культуры. Учебное пособие дня старшеклассников. Брянск — 1993.
- Рихвк Э.В. Взаимосвязь творческого и исполнительского компонентов деятельности учащихся на занятиях по техническому труду: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1984. 163 с.
- Роговцева Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе (на примере Санкт-Петербурга). Дис. канд. пед. наук. Спб. 1994. 265 с.
- Рубинштейн М.М. Жизненные комплексы в трудовой школе. -М. Госуд. изд-во. 1924.-116с.
- Рубинштейн М.М. и Шингарев А. Методы коллективного труда. М., «Мир», 1925.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное просвещение, 1998. 256 с.
- Сердюк М.Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся (на примере образовательной области «Технология»): автореф. дис. канд. пед. наук. Киров — 2002. 19 с.
- Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986 — 152 с.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд.—• М.: Педагогика, 1984.—96 с.
- Соколов К.Н. Опыт проработки новых программ для первых трех лет обучения. М., Работник просвещения, 1925.
- Столяров Ю.С. Техническое творчество и школа // Моделист-конструктор, 1984, № 5.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Под редакцией А. А. Пинского. М.-.ООО «Мир книги», 2001.
- Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно-методическое пособие для учителя. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. 1998. 234 с.
- Творческие проекты учащихся 5−7 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. /Под ред. В.Д. Симоненко- ИМЦ «Технология». -Брянск, 1996. 238с.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность//Психология. М, 1948. С. 42.
- Техническое моделирование и конструирование: Учебное пособие для студентов пединститутов/ под ред. Колотилова В. В. М.: Просвещение, 1983. -255 с.
- Техническое творчество учащихся. Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. Под ред. Столярова Ю. С., Комского Д. М. М.: Просвещение, 1989.- 223 с.
- Тигров В.П. Развитие технического творчества студентов индустриально педагогических факультетов: Дис. канд. пед. наук М.: 1988. 166 с.
- Усвоение знаний и развитие младших школьников. / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1965. С. 16
- Физика в советской школе за 20 лет. — «Физика в школе», 1937, № 5.
- Хромов А.А. Методические основы преподавания предмета «Технология» в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. 24 с.
- Центральный Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР (ЦГАОР СССР), ф. 1676, оп. 3, д. 120.
- Центральный партийный архив ИМЯ при ЦК КПСС, ф. 17
- Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. М. 2000 г.
- Шацкая В.Н., Скаткин J1.H. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого. М., 1976.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. T.l. -М., 1965.
- Шустов С.М. Педагогическое руководство проектной деятельностью старшеклассников. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 55с.
- Andrew Breckon, David Prest, Craft, design, technology. Thames/Hutchinson. 1983.