Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Применение возможностей системы дополнительного образования для подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачам подготовки студентов к руководству техническим творчеством и проектной деятельностью школьников посвящены работы В. Г. Козлова, A.M. Плуток, Б. В. Портного и других исследователей. Но до сих пор эта задача остается актуальной. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации подготовки будущих учителей технологии, состоит в том, что, с одной стороны, перед… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические вопросы подготовки студентов к руководству проектной деятельностью школьников с использованием системы дополнительного образования
    • 1. 1. Развитие теории и практики использования проектного метода в Российской школе в свете современных концепций общего образования
      • 1. 1. 1. Развитие технологической подготовки в школе и системе дополнительного образования в Советской России
      • 1. 1. 2. Перспективы использования проектного метода в общеобразовательной школе в свете концепции 12-летнего образования
      • 1. 1. 3. Особенности использования проектной деятельности в практике технологической подготовки школьников за рубежом
      • 1. 1. 4. Задачи технологической подготовки школьников на современном этапе
      • 1. 1. 5. Кружок как элемент системы дополнительного образования -необходимое звено в системе технологической подготовки школьников
    • 1. 2. Понятия проектный метод и проектная деятельность в теории и практике технологического образования
      • 1. 2. 1. Проект как метод обучения и как форма организации практической деятельности школьников
      • 1. 2. 2. Проектная деятельность в системе технологической подготовки школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методика подготовки студентов к руководству проектной деятельностью школьников с использованием инновационных форм учебной работы
    • 2. 1. Методика организации проектной деятельности
      • 2. 1. 1. Построение модели выпускника ФТиП — руководителя ПДТТТ
      • 2. 1. 2. Организация учебного процесса по творческо-конструкторским дисциплинам
      • 2. 1. 3. Методика обучения студентов проектной деятельности
    • 2. 2. Обучение студентов в «Творческо-конструкторской лаборатории»
    • 2. 3. Критерии выбора объектов технического творчества
    • 2. 4. Применение информационных технологий при выполнении проектных работ
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Исследование эффективности методов и форм педагогической работы, направленных на подготовку студентов ФТиП к руководству проектной деятельностью школьников
    • 3. 1. Организация экспериментальной работы на базе ФТиП Поморского государственного университета
    • 3. 2. Организация экспериментальной проверки методики подготовки студентов ФТиП к руководству проектной деятельностью школьников. Результаты проверки разработанной методики подготовки студентов
  • Выводы по третьей главе

Применение возможностей системы дополнительного образования для подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование российского общества и переход народного хозяйства к новым экономическим отношениям поставили перед российской школой новые задачи в деле трудовой подготовки учащихся. В первую очередь эти изменения обусловлены появлением новых форм собственности, развитием предпринимательства, возникновением конкуренции на рынке труда. Изменения привели к тому, что одной из задач школы стала подготовка инициативной личности с повышенной ответственностью за выбор стратегии жизненного пути, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Обострение проблемы связано с тем, что современные технологии стали более наукоемкими, а школа не имеет возможности обучать детей на высоком техническом уровне.

С учетом новых задач, стоящих перед школой с 1993 года происходит интенсивное внедрение программы «Технология», разработанной коллективом авторов под руководством Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко, в школу. В этой программе предусмотрено использование проектной деятельности в технологическом образовании школьников [94].

После выхода программы началось активное исследование вопросов использования проектного метода в отечественной и зарубежной педагогике. Применение метода проектов в школе нашло отражение в трудах П. Р. Атутова [6], В. Д. Симоненко, М. Б. Павловой [84, 86], И. Д. Чечель [123], Н. В. Матяш [66], Е. А. Фураевой, В. А. Мигунова и др. Вновь стали актуальны работы В. Х. Килпатрик [41], Е. Г Кагарова [36].

Метод проектов возрождается в современной школе на новом уровне, включает в себя современные педагогические технологии, учитывает опыт отечественной и зарубежной педагогики. Но не все учителя владеют методикой организации проектной деятельности школьников, что вызывает затруднения при организации учебного процесса.

Одна из трудностей введения проектного метода в системы подготовки студентов и школьников связана с большим количеством понятий, используемых в научной литературе. В. Д. Симоненко вводит понятия «Проект», «Учебный творческий проект», «Проектная деятельность», «Метод проектов». И. Д. Чечель рассматривает понятия «Проектное обучение», «Метод проектов». Различное понимание термина «Проект» имеется в трудах В. Х. Килпатрик, В. В. Колотилова, Д. М. Комского, Ю. С. Столярова, В. Е. Мельникова, В. А. Мигунова и др. Кроме того, разные авторы по-разному подходят к выделению этапов проведения проекта. Поэтому, одной из задач исследования является уточнение понятий, связанных с учебной проектной деятельностью.

Проектная деятельность невозможна без творческой деятельности, поэтому необходимо учитывать теоретические основы технического творчества и творческой деятельности, рассмотренные в работах Ю. С. Столярова, Д. М. Комского, И. Ф. Раздымалина, П. Н. Андрианова, В. А. Горского, И. П. Волкова, В. В. Колотилова и др.

Задачам подготовки студентов к руководству техническим творчеством и проектной деятельностью школьников посвящены работы В. Г. Козлова, A.M. Плуток, Б. В. Портного и других исследователей. Но до сих пор эта задача остается актуальной. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации подготовки будущих учителей технологии, состоит в том, что, с одной стороны, перед учителями технологии ставится задача организации проектной деятельности в школе, а с другой стороны — отсутствует обоснованная методика подготовки студентов к руководству проектной деятельностью. Чаще всего авторы предлагают ввести специальный курс, не уделяя достаточного внимания приобретению студентами практического опыта руководства школьными проектами. Вследствие этого большинство выпускников факультетов технологии и предпринимательства не в полной мере готовы руководить проектной деятельностью школьников.

В большинстве случаев это объясняется:

— отсутствием системного подхода при подготовке студентов ФТиП к руководству проектной деятельностью;

— отсутствием практического опыта руководства проектной деятельностью у выпускников вуза;

— не до конца проработанными формами организации проектной деятельности в школе.

В СССР для развития творческих способностей школьников была сформирована система дополнительного образования, имеющая богатый опыт использования метода проектов при работе со школьниками. Эта система существует и в наши дни, но при подготовке учителей используется эпизодически.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему, заключающуюся в необходимости разработки методики обучения, использующей возможности системы дополнительного образования, для подготовки студентов ФТиП к руководству проектной деятельностью школьников.

Педагогические исследования, посвященные использованию системы дополнительного образования при подготовке учителей технологии, отсутствуют. Имеющиеся работы в основном посвящены подготовке студентов к руководству техническим творчеством школьников (A.M. Плуток [91], В. Г. Козлов [45], Н. Б. Быстрова [14], М. И. Гуревич [22]), развитию творческого потенциала учащихся (И.Б. Дворцова [23], Д. П. Ельников [31], В. М. Арыдин [5], Е.А. Фу-раева [119]) и др.

Практическая важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертационного исследования: «Применение возможностей системы дополнительного образования для подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников».

Цель исследования — определить педагогические условия, обеспечивающие подготовку студентов ФТиП к самостоятельной проектной деятельности и руководству проектной деятельностью школьников с использованием возможностей системы дополнительного образования.

Объект исследования — содержание и процесс подготовки учителей технологии и предпринимательства к руководству проектной деятельностью школьников.

Предмет исследования — педагогические условия формирования готовности студентов к руководству к проектной деятельностью школьников.

Гипотеза исследования — процесс подготовки будущих учителей технологии к проектной деятельности и руководству проектной деятельностью школьников будет более эффективным, если:

— активно использовать возможности системы дополнительного образования для обучения студентов проектной деятельности и подготовке их к руководству проектной деятельностью школьников;

— осуществлять систематическое и целенаправленное обучение студентов проектной деятельности и подготовку к руководству проектной деятельностью школьников, начиная с первого курса;

— использовать возможности всех дисциплин учебного плана для подготовки студентов к самостоятельной проектной деятельности и руководству проектной деятельностью школьников;

— создать условия для непрерывной самостоятельной проектной деятельности студентов на базе творческо-конструкторской лаборатории (TKJ1), объединяющей студентов, школьников и специалистов. Гипотеза и предмет исследования определили содержание и последовательность решения следующих задач:

1) выявить тенденции развития системы дополнительного образования в условиях изменения экономической ситуации в стране на примере г. Архангельска и возможность ее использования в педагогическом процессе вуза;

2) разработать модель выпускника ФТиП (определить содержание и объем знаний, практических умений, навыков и качеств личности) — организатора проектной деятельности школьников;

3) обосновать целесообразность использования системы дополнительного образования для подготовки студентов ФТиП и разработать модель творче-ско-конструкторской лаборатории, обеспечивающей условия такой подготовки;

4) уточнить понятия, используемые в методической литературе при описании учебной проектной деятельности учащихся;

5) разработать и экспериментально проверить методику подготовки студентов ФТиП к руководству проектной деятельностью школьников, основанную на использовании творческо-конструкторской лаборатории.

Методологической базой исследования выступают концепции воспитания и развития личности, положения о ведущей роли деятельности как факторе развития личностипринцип системности, предполагающий рассмотрение ис-торико-педагогических явлений с точки зрения их целостных характеристик, принцип детерминизма, определяющий причинно-следственные отношения объекта, принцип восхождения от общего к единичному и снова к общему, реализующийся в данном исследовании как движение от теории к практике образовательной деятельности и затем к построению новой теоретической модели. Теоретическими предпосылками исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии. Исследованием психологических основ творчества и творческой деятельности занимались JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, A.M. Матюшкин, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплое, Н. С. Лейтес, B.C. Юркевич и др. Дидактические основы обучения учащихся образовательной области «Технология» рассмотрены в трудах В.Д. Си-моненко, П. Р. Атутова, В. И. Качнева, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, Ю. К. Васильева, В. А. Полякова, А. С. Лынды, Д. А. Тхоржевского, М. Н. Скаткина, и др. Научно-педагогические основы проектного обучения рассмотрены у Е.Г. Кага-рова, В. Х. Килпатрика, Дж. Дьюи, С. Т. Шацкого, В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш, Д. Пита [87], М. Б. Павловой. Развитию технического творчества школьников посвящены работы Ю. С. Столярова, Д. М. Комского, В. А. Горского, П. Н. Андрианова, В. В. Колотилова и др.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и технической литературы по исследуемой проблеме, изучение анализ и обобщение передового педагогического опыта, наблюдения, опрос, беседы, анкетирование, анализ деятельности студентов, анализ студенческих проектов, моделирование учебных ситуаций, педагогический эксперимент на факультете технологии и предпринимательства Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ПГУ).

Опытно экспериментальная работа проводилась в 1997 — 2002 годах в ПГУ им. М. В. Ломоносова на факультете технологии и предпринимательства. В проведении эксперимента участвовали студенты второго, третьего, четвертого и пятого курсов.

Исследование проводилось в три последовательно взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (1997 — 1998 г. г.) был проведен выбор и теоретическое обоснование темы, анализ и оценка состояния проблемы, сформулированы цели, основные задачи, гипотеза исследованияанализировалась психолого-педагогическая, методическая и технологическая литература по организации проектной деятельностиопределены объем знаний, умений и навыков, которыми должен обладать руководитель проектной деятельности школьниковпроанализирована роль и определены возможности отдельных предметов учебного плана в подготовке студентов.

На втором этапе (1998 — 1999 г. г.) разработана комплексная программа и определено ее место в учебном процессеразработана методика обучения и начат эксперимент. Создана Творческо-конструкторская лаборатория на факультете технологии и предпринимательства ПГУ им. М. В. Ломоносова.

На третьем этапе (1999 — 2002 г. г.) был проведен эксперимент по выявлению эффективности разработанной методикипроведен анализ, обобщение и обработка результатов опытно-экспериментальной работыоформление результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Определены содержание, формы и методы подготовки студентов к руководству проектной деятельностью школьников, учитывающие возможности использования дисциплин предметной подготовки.

2. Обоснована необходимость использования системы дополнительного образования и занятий со студентами в творческо-конструкторской лаборатории для их подготовки к руководству проектной деятельностью школьников.

3. Уточнены в части целевых установок понятия «метод проектов», «проектная деятельность», введено понятие «учебный технологический проект».

4. Разработана модель выпускника ФТиП (определено содержание и объем знаний, практических умений, навыков и качеств личности) — организатора проектной деятельности школьников.

5. Уточнен алгоритм выполнения учебного проекта по технологии. Обоснована целесообразность проведения защиты школьных проектов в малых группах после конструкторского этапа для повышения эффективности использования учебного времени.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем уточнены понятия проектного метода, проектной деятельности, предложно понятие учебного технологического проекта, разработана модель специалистаорганизатора проектной деятельности, обоснована методика подготовки студентов к руководству проектной деятельностью школьников с использованием системы дополнительного образования, обоснованы критерии оценки и контроля подготовленности студентов к руководству проектной деятельностью.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработана и внедрена в учебный процесс методика подготовки студентов ФТиП к руководству проектной деятельностью школьников с использованием системы дополнительного образования;

— разработана и внедрена в учебный процесс факультета технологии и предпринимательства ПГУ им. М. В. Ломоносова программа творческо-конструкторских дисциплин;

— реализована идея о необходимости совместной деятельности студентов и школьников в рамках творческо-конструкторской лаборатории для практической подготовки студентов к руководству проектной деятельностью школьников;

— разработаны методические материалы для проведения занятий со студентами ФТиП по их подготовке к руководству проектной деятельностью школьников (ПДШ);

— введены изменения в содержание дисциплин предметной подготовки студентов ФТиП, направленные на усиление подготовки студентов в области проектной деятельности.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обусловлена применением теоретически и практически обоснованных исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертации, репрезентативностью экспериментальных данных, разнообразием источников информации, положительным результатам опытной работы. На защиту выносятся:

— положение о необходимости включения в понятие «Метод проектов» в качестве цели деятельности приобретение опыта практического решения самостоятельно поставленных задач;

— модель выпускника ФТиП — руководителя проектной деятельности школьника;

— содержание, формы и методы подготовки и критерии готовности студентов к руководству проектной деятельностью школьников, учитывающие возможности использования дисциплин предметной подготовки и элементов системы дополнительного образования;

— содержание и методика подготовки студентов к самостоятельному выполнению проектов и руководству проектной деятельностью школьников в условиях творческо-конструкторской лаборатории.

Внедрение и апробация работы. Реализация высказанных идей нашла отражение в новом учебном плане специальности 03.06.00, который внедрен на факультете технологии и предпринимательства Поморского государственного университета, разработанных программах курса «Творческо-конструкторские дисциплины», в проектах и творческих заданиях, включенных в дисциплины предметной подготовки, и деятельности созданной на ФТиП ПГУ творческо-конструкторской лаборатории. В педагогическом эксперименте наряду с автором приняли участие 7 преподавателей, 65 студентов, более 50 школьников.

Основные результаты диссертационного исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Подготовка учителей технологии в условиях реформирования образования» в Московском педагогическом государственном университете (Москва 2001 г.), Ломоносовских аспирантских и студенческих чтениях «Россия и Европейский Север в XX веке» в Поморском государственном университете имени М. В. Ломоносова (Архангельск 2000 г.), заседаниях кафедры общетехнических дисциплин Поморского государственного университета и кафедры методики преподавания ОТД и ТО Московского педагогического государственного университета.

Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Казаченко И. В. Система подготовки к руководству проектной деятельностью на факультете технологии и предпринимательства. // Подготовка учителей технологии в условиях реформирования образования: Материалы международной научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 г. -М.: — Изд-во «Эслан», 2001. — С. 157−159 (0,13 пл.).

2. Казаченко И. В., Карачев А. А. Творческо-конструкторская лаборатория на ФТиП, как средство подготовки студентов к руководству проектной деятельностью школьников. // Подготовка учителей технологии в условиях реформирования образования: Материалы международной научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 г. — М.: — Изд-во «Эслан», 2001. -С. 160−161 (0,13 п.л., авторских 50%).

3. Казаченко И. В. Опыт работы кружка «Технологическое моделирование и конструирование». // Вопросы истории, теории и методики преподавания технологических и общетехнических дисциплин: Сб. науч. трудов / Отв. ред. и составитель Н. Н. Меныпуткин. — Архангельск: Поморский государственный университет, 2000. — С. 15−22 (0,4 п.л.).

4. Казаченко И. В. Подготовка студентов к руководству творческой деятельностью школьников. / Вопросы истории, теории и методики преподавания технологических и общетехнических дисциплин: Сб. науч. трудов / Отв. ред. и составитель Н. Н. Меныпуткин. — Архангельск: Поморский государственный университет, 2000. — С 22−23 (0,12 п.л.).

5. Казаченко И. В. Роль учителя при включении учащихся в проектную деятельность. // Вопросы истории, теории и методики преподавания технологических и общетехнических дисциплин: Сб. науч. трудов / Отв. ред. и составитель Н. Н. Меныпуткин. — Архангельск: Поморский государственный университет, 2000. — С. 23−25 (0,12 п.л.).

6. Казаченко И. В., Карачев А. А. Изготовление колес для моделей. // Школа и производство. — 2001. — № 3. — С. 67 (0,06 п.л., авторских 50%).

7. Казаченко И. В., Карачев А. А. Подготовка студентов к кружковой работе по технологии. // Школа и производство. — 2000. — № 7. — С. 63−64 (0,06 п.л., авторских 50%).

8. Казаченко И. В. Подготовка студентов ФТиП к руководству проектной деятельностью школьников. // Ломоносовские аспирантские и студенческие чтения. Выпуск 2: Россия и Европейский север в XX веке: Тез. доклад. / Отв. редактор А. О. Подоплекин. — Архангельск, 2000. — С. 125−126 (0,06 п.л.).

Выводы по третьей главе.

1. Проведение педагогического эксперимента на базе вуза представляет определенные трудности, связанные с узкой специализацией преподавателей кафедр, индивидуальностью учебных планов факультетов в которых отражается академическая свобода вузов, заложенная в ГОС ВПО.

2. Для проведения педагогического эксперимента целесообразно использовать особенности момента, связанного с переходом факультета на новый учебный план.

3. Оценку готовности студентов к руководству ПДШ целесообразно проводить на основе достижений ими соответствующих уровней творческой деятельности, а также с учетом разработанных критериев готовности студентов к руководству проектной деятельностью школьников. Для исследования коэффициента способностей студентов к руководству ПДШ использован уточненный тест, предложенный Е. М. Павлютенко, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, В. В. Шлык.

4. Использование предложенной методики повысило эффективность подготовки будущих учителей ООТ по показателям: «Опыт руководства проектами», «Выполнение курсовых и дипломных работ по техническому творчеству».

5. Сравнительный анализ данных, полученных в результате констатирующего и формирующего экспериментов подтвердил правильность высказанной гипотезы, о том, что использование возможностей системы дополнительного образования, осуществление систематического и целенаправленного обучение студентов проектной деятельности и подготовки к руководству ПДШ с первого курса, использование возможностей всех дисциплин учебного плана для подготовки студентов, создание условий для непрерывной самостоятельной проектной деятельности студентов на базе творческо-конструкторской лаборатории (TKJI), объединяющей студентов, школьников и специалистов позволяет повысить эффективность подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников.

Заключение

.

На современном этапе в условиях экономических преобразований в стране перед школой ставится задача воспитания творческой личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Немаловажную роль в решении этой задачи берет на себя система дополнительного образования, позволяя школьникам опробовать себя в различных видах деятельности, развить свои индивидуальные способности. Существенную роль система дополнительного образования может сыграть также при подготовке учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников. В проведенном педагогическом исследовании основной акцент сделан на разработке и создании целостной методики подготовки выпускника ФТиП к руководству проектной деятельностью школьников. Основой методики является совместная деятельность школьников, студентов и преподавателей факультета на базе творческо-конструкторской лаборатории. Важным аспектом разработанной методики является также использование возможностей всех дисциплин предметной подготовки для решения поставленных задач. Эксперимент, проведенный на базе ФТиП ПГУ имени М. В. Ломоносова подтвердил правильность высказанной гипотезы.

Получены следующие результаты:

1. Выявлены тенденции развития системы дополнительного образования в условиях изменения экономической ситуации в стране на примере г. Архангельска, которые заключаются в следующем:

— наблюдается уменьшение количества центров дополнительного образования в связи с сокращением финансирования;

— преимущественное развитие получили предметные кружки в школе, не требующие больших материальных затрат;

— увеличивается доля платных и «престижных» кружков;

— развивается рынок платных образовательных услуг.

2. На основе анализа педагогической деятельности педагогов дополнительного образования и данных отдела статистики департамента образования г. Архангельска разработана модель выпускника ФТиП (определено содержание и объем знаний, практических умений, навыков и качеств личности) — организатора проектной деятельности школьников. Определено, какая часть подготовки, руководителя ПДШ, обеспечена ГОС ВПО по специальности 30 600 «Технология и предпринимательство» и какие ЗУН необходимо дать выпускнику ФТиП дополнительно, для повышения эффективности руководства ПДШ.

3. Обосновано создание на факультете творческо-конструкторской лаборатории для развития индивидуальных творческих способностей студентов и дополнительной подготовки к руководству ПДШ.

4. Уточнены понятия «метод проектов», «учебный технологический проект», используемые при описании учебной проектной деятельности учащихся. Предложена уточненная структура основных этапов проектной деятельности и обосновано проведение защиты проекта в малых группах после завершения конструкторского этапа.

5. На основе анализа научно-методической, психолого-педагогической, экономической литературы, а также практики использования метода проекта в отечественной и зарубежной педагогике разработана методика для подготовки студентов к выполнению проектов и руководству проектной деятельностью школьников с использованием возможностей системы дополнительного образования и обоснованно ее использование в работе факультетов технологии и предпринимательства. Она включает в изучении технических дисциплин, видов декоративно-прикладного творчества и проектной деятельности на аудиторных занятиях и вне учебное время в рамках творческо-конструкторской лаборатории, привлечение студентов к организации и проведению кружковых занятий для школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: Автореферат дис. докт. пед. Наук.-М. :2001.46 с.
  2. Актуальные проблемы подготовки учителя общетехнических дисциплин / Под ред. Д. А. Тхоржевского.- Киев: Вища школа, 1986.- 174 с.
  3. Т. А. Задачи всестороннего развития детей в школе // Начальная школа, 1951, № 7.
  4. П.Н. Дидактические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся городской школы. М., — 1976. 123 с.
  5. В.М. Развитие технической творческой деятельности учащихся восьмилетней школы в процессе трудового обучения: Дис. канд. пед. наук. -М., 1967.-232 с.
  6. П. Р. Связь трудового обучения с основами наук. / Атутов П. Р. Бабкин Н. И. Васильев Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  7. П. Р. Бабкин Н.И. Система политехнической подготовки школьников: методические и теоретические аспекты. Актуальные вопросы политехнической подготовки школьников. Сб. научн. тр., М., НИИТО и ПО. 1990.
  8. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. -176 с.
  9. П. Р. Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М., Просвещение, 1985, 128с.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. И.И. Техническое творчество учащихся 9 и 10 классов. — Киев.: Рад. школа, 1984.- 86 с.
  12. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979 г.- т.2, 400с.
  13. З.Богатырев А. Н., Коптелов А. В., Некрасова Г. Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях:
  14. Учебное пособие. Киров: Изд-во ВПГУ, — 124 с.
  15. Н.Б. Методические основы совместной технической творческой деятельности студентов индустриально-педагогического факультета и школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1994. -133 с.
  16. Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. М., 1993.
  17. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству / В. А. Горский, Д. М. Комский, И.Ф. Раздымалин- Под ред. Д. М. Комского. М.: Просвещение, 1985.-176 с.
  18. И.П. Учим творчеству / Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова.- 3-е изд., с испр. и доп. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  19. Ю. Школа за 15 лет советизации Азербайджана.— «Просвещение национальностей», 1935, № 4.
  20. М.У. Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -С-Петербург., 2002. 16 с.
  21. В.Г., Плуток A.M. О комплексном характере подготовки студентов к руководству техническим творчеством учащихся //Школа и производство № 4.- 1987.- С. 15−16.
  22. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. — 552 с.
  23. Н.Б. Развитие творческого потенциала учащихся в условиях системы дополнительного образования: Дис. кан. пед. наук 13.00.01. — Саратов, 2000.- 154с.
  24. Деятельность // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред A.M. Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. -1632 с.
  25. Дж. К. Джонс. Инженерное и художественное конструирование.
  26. Современные методы проектного анализа. М.: Мир., 1976.- 374 с.
  27. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
  28. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2./ Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
  29. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1./ Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
  30. А. Преподавание в средней школе США. — М., 1983.
  31. И. Повышение квалификации учителей труда. — «За политехническую школу», 1934, № 6.
  32. В. Организация самостоятельной работы в средней школе США // Педагогический вестник, 1992, октябрь, № 19(73), С. 2.
  33. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений: Аналитич. обзор /АПН СССР, НИИ трудовой подготовки и профориентации. АПН СССР НИИ трудовой подготовки и профориентации М.: Б.И., 1991 135 с.
  34. .В. Борьба за новые школы. М. 1931.
  35. М.С. Человеческая деятельность. М. 1974. 304 с.
  36. Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. -Л.: издательство Брокгауз Эфрон, 1926. -88с.
  37. В.М. и др. Основы методики трудового обучения /В. М. Казакевич, В. А. Поляков, А. Е. Ставровский- Под ред. В. А. Полякова.—М. Просвещение, 1983.—192 с.
  38. П.А. Подготовка будущих учителей технологии к руководству техническими творческими работами (проектами) школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 26 с.
  39. А.А. О роли проектов в образовательной области «Технология». //
  40. VII Международная конференция «Технология 2001: Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства». Тезисы докладов под ред. проф. Ю. Л. Хотунцева. -М.: МИОО, 2001.- 174 с.
  41. А.А. Технологическая подготовка учащейся молодежи в Германии. // Школа и производство. 2000. — № 8. — С. 4−5.
  42. В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Перевод с 7-го английского издания Е. Н. Янжул -Л.: издательство Брокгауз Ефрон, 1925. -43с.
  43. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995, 176 с.
  44. А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: В 2 т. Т. II. Способности. Л., 1960. С. 59.
  45. П. Техпропаганду — на высшую ступень. — «Организуйте детвору», 1934, № 4.
  46. В.Г. Педагогические условия подготовки студентов педвузов к организации технического творчества сельских школьников: Дис. кан. пед. наук 13.00.01.-Бирск 1992.-231 с.
  47. В.В. Готовить студентов к руководству техническим творчеством // Школа и производство.- 1985.- № 7.- С. 61−63.
  48. Я.А. Избр. пед. соч., т. 1. М, Учпедгиз. 1939, стр. 163.
  49. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980. 192 с.
  50. Кристиан Хейн. Образование учителей по предмету Техника в Германии./ Подготовка учителей технологии в условиях реформирования образования: Материалы международной научно-практической конференции 15−16 февраля 2001 г. -М.: — Изд-во «Эслан», 2001. 344 с.
  51. Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах. М&bdquo- Изд-во АПН РСФСР, 1958—1963.
  52. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  53. A.M., Поляков П. П. Из опыта обучения школьников конструированию на занятиях технического кружка // Вопросы методики трудового обучения и общетехнических дисциплин в средней школе и педагогическом вузе, Тула. 1975.- С. 17−24,
  54. М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. академика И. Г. Петровского, НМЦ «Технология» 1999. — 94с.
  55. П. Два года работы школьного математического кружка. — «Математика и физика в школе», 1935, № 5.
  56. Л. Новые пути школьной работы. (Метод проектов). М.: Работник просвещения. 1926.
  57. А.В. Развитие содержания и организации созидательного труда школьников в образовательной области «Технология»: Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: 2002. 42 с.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Наука 1975. 304с.
  59. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974, с. 51−52.
  60. С.А. Теория и практика изучения предмета «Технология» в колледже Франции: Дис. канд. пед. наук.- М., 1997.-201 с.
  61. А. С. Методика трудового обучения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд». М., «Просвещение», 1977. 232 с.
  62. Малая механизация на пришкольном участке /Сост. Б.В. Ревский- Под ред. Ю. С. Столярова. М.: Просвещение 1984. — 127 с.
  63. Малькова 3. А. Современная школа США.- М., 1971 с. 143.
  64. А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск: РОСИ, 1998. — 167 с.
  65. М.Р. Методические основы построения компьютерного учебника для Вузов: Автореф. дис.канд.пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  66. В.Е., Мигунов В. А., Петряков П. А. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». 2-е изд.: Пособие. -Великий Новгород: НРЦРО, 2000. 88 с.
  67. Метод // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  68. Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред. В. Д. Симоненко Издательство Ишимского государственного педагогического института. НМЦ «Технология». Брянск — Ишим 1998. — 296 с.
  69. А.А. Обучение техническому творчеству в педвузе.- Киев: Вища школа, 1981.- 112 с.
  70. Народное просвещение. 1920, № 71—73.
  71. Научные основы обучения школьников труду. Сост. А. Б. Дмитриев. М.: «Педагогика», 1970, 294 с.
  72. Научный архив АПН СССР, ф. 11, on. 1, д. 40.
  73. С.В. Каким быть учителю труда? // Школа и производство.- 1983.-№ 7,-С.12−14.
  74. Г. Н. Методические основы разработки и проведения спецкурса «Современные информационные технологии в обучении» в системе технологической подготовки студентов педвузов: Автореф. дис.канд.пед. наук.-М., 1997.-16с.
  75. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 — Кн. 1: Общие основыпсихологии. 688 с.
  76. А. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? // Народное образование. 2001, № 1, С. 8−14.
  77. Об организации в школе групп юных друзей общества «Овладеть техникой». — «Бюллетень НКН РСФСР», 1932 № 1.
  78. М.Б. О проектном подходе к разработке содержания предмета «Технология» //Школа и производство. 1993, № 5, С. 43−45.
  79. М.Б. Технология новый учебный предмет в школе. — С. Петербург: Либра, 1993, 160 с.
  80. М.Б. Технология: концепция учебного предмета. С.-Петербург: Либра, 1996, Юс.
  81. М.Б., Питт Д. Образовательная область технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997 — 81 с.
  82. Е. М. Кем быть? Киев: Молодь, 1989. — с. 145−150.
  83. Партийный архив Вологодского обкома КПСС, ф. 2051, on. I, Д. 18.
  84. А. В. Способности и труд. М., 1966. С. 13.
  85. A.M. Подготовка студентов факультетов общетехнических дисциплин к руководству техническим творчеством школьников: Дис. кан. пед. наук 13.00.01.- Киев 1987. 164 с.
  86. Приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР об утверждении типового положения о студенческих конструкторских бюро (СКБ), № 369, 1968, 7 мая, 4с.
  87. Примерные планы и программы занятий в Единой трудовой школе. Вятка, типография «Печатник», 1918.
  88. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. Под. ред. Хотунцева Ю. Л, Симоненко В. Д. М.: Просвещение, 1996. 224 с.
  89. Проект «Стандарт общего образования». Общепредметное содержание образовательных стандартов. Редактор-составитель А. В. Хуторской. М.: Институт новых образовательных систем. 2002. 16 с.
  90. Проект «Стандарт общего образования». Тезисы об основной школе. Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М., 2002. 19 с.
  91. М.В., Симоненко В. Д., Шлык В. В. Основы профессионально-педагогической культуры. Учебное пособие дня старшеклассников. Брянск — 1993.
  92. Э.В. Взаимосвязь творческого и исполнительского компонентов деятельности учащихся на занятиях по техническому труду: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1984. 163 с.
  93. Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе (на примере Санкт-Петербурга). Дис. канд. пед. наук. Спб. 1994. 265 с.
  94. М.М. Жизненные комплексы в трудовой школе. -М. Госуд. изд-во. 1924.-116с.
  95. М.М. и Шингарев А. Методы коллективного труда. М., «Мир», 1925.
  96. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное просвещение, 1998. 256 с.
  97. М.Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся (на примере образовательной области «Технология»): автореф. дис. канд. пед. наук. Киров — 2002. 19 с.
  98. М. Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986 — 152 с.
  99. М. Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд.—• М.: Педагогика, 1984.—96 с.
  100. К.Н. Опыт проработки новых программ для первых трех лет обучения. М., Работник просвещения, 1925.
  101. Ю.С. Техническое творчество и школа // Моделист-конструктор, 1984, № 5.
  102. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Под редакцией А. А. Пинского. М.-.ООО «Мир книги», 2001.
  103. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно-методическое пособие для учителя. Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. 1998. 234 с.
  104. Творческие проекты учащихся 5−7 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. /Под ред. В.Д. Симоненко- ИМЦ «Технология». -Брянск, 1996. 238с.
  105. . М. Способности и одаренность//Психология. М, 1948. С. 42.
  106. Техническое моделирование и конструирование: Учебное пособие для студентов пединститутов/ под ред. Колотилова В. В. М.: Просвещение, 1983. -255 с.
  107. Техническое творчество учащихся. Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ. Под ред. Столярова Ю. С., Комского Д. М. М.: Просвещение, 1989.- 223 с.
  108. В.П. Развитие технического творчества студентов индустриально педагогических факультетов: Дис. канд. пед. наук М.: 1988. 166 с.
  109. Усвоение знаний и развитие младших школьников. / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1965. С. 16
  110. Физика в советской школе за 20 лет. — «Физика в школе», 1937, № 5.
  111. А.А. Методические основы преподавания предмета «Технология» в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. 24 с.
  112. Центральный Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР (ЦГАОР СССР), ф. 1676, оп. 3, д. 120.
  113. Центральный партийный архив ИМЯ при ЦК КПСС, ф. 17
  114. И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям. М. 2000 г.
  115. В.Н., Скаткин J1.H. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого. М., 1976.
  116. С.Т. Педагогические сочинения. T.l. -М., 1965.
  117. С.М. Педагогическое руководство проектной деятельностью старшеклассников. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 55с.
  118. Andrew Breckon, David Prest, Craft, design, technology. Thames/Hutchinson. 1983.
Заполнить форму текущей работой