Начала логики и методологии как средство профессиональной подготовки учителя математики
Диссертация
Использование параллельно с обучением студентов на занятиях курса «Введение в математику» учебных материалов, удовлетворяющих определённым требованиям, и соответствующей методики обеспечивает не только формирование у будущих учшелей понятий об ориентировочных основах учебно-познавательной и проектировочной деятельностей, но и начало формирования умения эти деятельности реализовать. Учебные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования у студентов структур учебно-познавательной и проектировочной деятельностей
- 1. Роль методологических знаний в процессе подготовки учителя математики
- 2. Характеристика направлений логико-методологической подготовки учителя математики
- 3. Оценка результативности направлений логико-методологической подготовки учителя математики в формировании у студентов элементов структуры профессиональной деятельности
- 4. Причины низкой результативности логико-методологической подготовки учителя математики в формировании у студентов элементов структуры профессиональной деятельности
- 5. Построение целостного процесса логико-методологической подготовки учителя математики
- 6. Выделение ориентировочной основы учебно-познавательной деятельности
- 7. Выделение ориентировочной основы деятельности по проектированию изучения математического учебного материала с аудиторией
- I. ф)
- Глава 2. Методика формирования у студентов понятий
- I. об ориентировочных основах учебно-познавательной и проектировочной деятельностей
- 8. Отбор и структурирование содержания материала, дополняющего логическую составляющую курса
- Введение в математику"
- 9. Требования к учебным материалам, дополняющим логическую составляющую курса «Введение в математику»
- 10. Методика использования учебных материалов,
- Ч I Р направленных на формирование понятий об ориентировочных основах учебно-познавательной и проектировочной деятельностей
- 11. Этапы и основные результаты экспериментальной работы
Список литературы
- Абдиев У.Н. Формирование понятийного мышления студентов математиков педвузов при изучении начал анализа. Дис.. к.п.н. в виде научного доклада.- Ташкент, 1992.- 24 с.
- Айвазян Э.И. Планирование обязательного уровня усвоения методов геометрических доказательств. Автореф. дис. к.п.н.- М., 1986.- 15 с.
- Александров А.Д. Основания геометрии: Учебн. пособие для вузов.- М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лиг., 1987.- 288 с.
- Алексеев Н.А. Осознание логической структуры теоретического знания и мышления как условие их эффективного формирования у студентов: Автореф. дис. к.психолог.и.- М., 1982.-18 с.
- Алексеев Н.Г. Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач. Автореф. дис. к.п.н.- М., 1975.-16 с.
- Алексеева О.Ф. Учебная адаптация как предпосылка и следование гуманизации образования Л Гуманизация образования- императив XXI века. Вып. 1.- Наб. Челны, 1996.- С. 135−141.
- Ананченко К.О. Формирование умения рассуждать при обучении алгебре. Метод. Реком.- Витебск, 1990, — 82 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления.- М.: Экономика, 1991.- 415 с.
- Арташкина Т.А. Проблема целей обучения в высшей школ е.-Владивосток, ДВГУ, 1994.- 175 с.
- Ю.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей, — М., 1977.- 184 с. 11 .Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высш. шк., 1980, — 368 с.
- Атанасян Л.С., Базылев В. Т. Геометрия: Учебн. пособие для студентов физ.-мат. фак, пед. ин-тов. В 2 ч. 4.2- М.: Просвещение, 1987.- 352 с.
- Берулава М.Н. Основные направления гуманизации современного образования.// Гуманизация образования- императив XXIвека. Вып. 2,-Наб. Челны, 1996.- С. 6- 9.
- Бдох А.Я., Блох М. Я. О структуре математического языка и его дидактических аспектах.// Математика в школе.- 1994.- № 4.- С. 52- 54.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. Я. Психология усвоения знаний в школе.- М.: Изд-во АПНРСФСР, 1959.- 347 с.
- Бойко А.П. Логика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля.- М.: Новая школа, 1994.- 80 с.
- Болтянский В.Г. Использование логической символики при работе с определениями.// Математика в школе.- 1973.- № 5.- С. 45- 50.
- Болтянский В.Г. Как устроена теорема?// Математика в школе.- 1973.-№ 1.- С. 41−50.
- Бондаренко Л .Я. Методологические аспекты совершенствования проф. подготовки учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1983.-16 с.
- Бондаренко Л.Я. и др. О реализации методологической направленности процесса научения математике в вузе: Метод, разраб. для слушателей ФПК, — Свердловск: Урал, ун-т, 1979.- 50 с.
- Бугаёва Т.И. Формирование элементов графической культуры у учащихся на уроке алгебры. Автореф. дис. k.ilh.- Л., 1986.- 16 с.
- Введение в алгебру и анализ. Методические указания к решению задач по теме «Бинарные отношения и функции»./ Сост. Г. В. Смирнова-Ленинград, 1988.- 32 с.
- Вернер АЛ. Вводные лекции по математике.- Л., 1975.- 36 с.
- Вернер А.Л. Программа курса «Введение в математику».- СПБ.: РГПУ им. АИ. Герцена, 1995, — 8 с.
- Вернер A. JL, Франгулов С. А., Юзвинский С. А. Аксиоматическое построение геометрии (по Колмогорову): Учебное пособие.- Л., 1978.48 с.
- Виленкин Н.Я., Мордкович А. Г. Подготовку учителей математики на уровень современных требований.// Математика в школе.- 1986.- № 6.- С. 6−10.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования.- М.-Л.: Рос. соц.- экон. изд-во., 1934.- 324 с.
- Гальперин ПЛ. К проблеме внимания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ-ов педагогических, ин- тов./ Сост. В.В. Мироненко- Под ред. AJB. Петровского.- М.: «Просвещение», 1977.- С. 46- 53.
- Гальперин ПЛ. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения.- М.: Изд-во МГУ, 1979.- 208 с.
- Гальперин ПЛ., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.- М., Изд-во МГУ, 1974.- 101 с.
- Гетманова А.Д. Учебник по логике. 2- е изд.- М.: «ВЛАДОС», 1994,-303с.
- Гилев В.Г. Методический анализ учебного материала в профессиональной подготовке. Автореф дис. к.п.н.- М., 1987.- 16 с.
- Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер с англ.- М.: Прогресс, 1976, — 495 с.
- Гнеденко Б.В. Развитие мышления и речи при изучении математики.// Математика в школе.-1991.- № 4, — С. 3- 9.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов).- М., Просвещение, 1972.423 с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания.- М.: Педагогика, 1982.- 176 с.
- Дорофеев Г. В. Строгость определений математических понятий с методической точки зрения. // Математика в школе.- 1984 № 3.- С. 5660.
- Драбкина М.Е. О системе целенаправленных упражнений для формирования некоторых логических понятий при изучении математики в средней школе и педагогический, вузе.- Автореф. дис. к.п.н.- Минск, 1971.- 22 с.
- Дразнин И.Е. О применении обратных и противоположных теорем.// Математика в школе.-1994.- № 6.- С. 11−13.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы /Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза/- Минск: Изд-во БГУ им. В .И. Ленина, 1978.- 320 с.
- Дьяченко С.И. Методика обучения будущих учителей математики арифметическому и алгебраическому методам решения сюжетных задач на основе их взаимосвязи. Дис. к.п.н.- СПб., 1997.-161 с.
- Егоров И.П. Геометрия: Спец. курс для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1979.- 256 с.
- Ефимов Н.В. Высшая геометрия.- М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит-ры, 1961.-580 с. 44.3наков В. В. Понимание как проблема психологии мышления.// Вопросы психологии.-1991.- № 1.- с. 18- 26.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблемы приёмов умственной деятельности.- М.: Изд-во АПНРСФСР, 1962, — 376 с.
- Калошнна И.П., Демидов В. П. и др. Логические приёмы мышления при анализе способов доказательства теорем по высшей математике: Метод, реком. для студ 1 курса.- Саранск: Морд. гос. ун-т, 1980.- 36 с.
- Калошина И.П., Харичева Г. И. Логические приёмы мышления при изучении высшей математики.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1978.128 с.
- Касярум П.Л. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис. канд. пед. наук- Киев, 1972.- 19 с.
- Колмогоров А.Н. Научные основы школьного курса математики./ Математика в школе.-1969.- № 3, — С. 12−17.
- Крелыптейн Б.И. Необходимые и достаточные условия в математике. Для учащихся 8−11 классов.- М.: Учпедгиз, 1961.- 64 с.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание.- М.: Наука, 1985.- 176 с.
- Кузнецова И.С. Гносеологические проблемы математического знания. -Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.-136 с.
- Кузнецова И.С. Проблема соотношения философского и математического знания. Автореф. дис. к.ф.н.- Л., 1975.- 20 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л., Изд-во Лен. ун-та, 1961.- 98 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя, — Гомель, 1976, — 57 с.
- Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студ-ов физ.-мат. спец. пед. ин-тов./ Е. И. Лященко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.- Под ред. Е. И. Лященко.-М.: Просвещение, 1988.- 223 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: «Педагогика», 1981.-185 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности— М.: Изд-во «Знание», 1980.- 96 с.
- Логика и проблемы обучения./ Под ред. Б. В. Бирюкова и В. Г. Фарбера,-М., «Педагогика», 1977.- 216 с.
- Лященко Е.И., Радионова Н. Ф., Регуш Л. А., Стефанова Н. Л. Развёрнутые планы лекций и учебные задания для студентов по курсу «Теоретические основы обучения математике» (ТООМ) — СПБ.: «Образование», 1997.- 37 с.
- Мадер В.В. Введение в методологию математики, (гносеологические, методологические и мировоззренческие аспекты математики. Математика и теория познания.) — М.: Интерпракс, 1994, — 448 с.
- Мадер В.В. Математический детектив: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.- 96 с.
- Мадер В.В. Методика расширения представлений о природе математических понятий у студентов математиков педвузов. Автореф. дис. к.п.н, — Л., 1973.- 20 с.
- Методика преподавания математики в восьмилетней школе./ Под общ. ред. Лялина С. Е. М.: Просвещение, 1965.- 743 с.
- Методика преподавания в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов /В.А. Оганесян и др.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1980.- 368 с.
- Миракова Т.Н. Система творческих задач курса алгебры 6- 8 (7- 9) классов и методика её использования. Автореф. дис.. к.п.н.- М., 1989.16 с.
- Михайлов А.Б., Плоткин А. И. Введение в алгебру и математический анализ. Сборник задач 1. Высказывания. Предикаты. Множества.- СПб., 1992.- 66 с.
- Михайлов А.Б., Швецкий М. В. Лекции по основам математической логики. Математические теории. СПб.: РГПУ им. АИ. Герцена, 1997,142 с.
- Михайлов А.Б., Швецкий М. В. Лекции по основам математической логики. Формальные системы первого порядка: Уч. Пособие для студентов мат. фак-та.- СПб.: РГПУ им. АИ. Герцена, 1998, — 172 с.
- Михайлов АБ., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Лекции по основам математической логики. Элементы теории алгорифмов.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.- 192 с.
- Михаилов АБ., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Упражнения по основам математической логики. Формальные системы нулевого порядка.- СПб.: РИГУ им. А. И. Герцена, 1997.- 93 с.
- Михайлов АБ., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Упражнения по основам математической логики. Формальные системы первого порядка.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.- 128 с.
- Михайлов АБ., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Введение в теорию алгорифмов.- СПб.: РГПУ им. АИ. Герцена, 1997.- 148 с.
- Михайлов АБ., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Лекции по основам математической логики. Формальные системы нулевого порядка СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 164 с.
- Мордкович А.Г. Профессионально- педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом инстипгуте. Автореф. дис. докт. пед. наук.- М., 1986.- 36 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. педагогических, учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.- 3-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 688 с.
- Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-методической работы.- М.: МГУ, 1990, — 115 с.
- Петров Ю.А. Методологические вопросы применения и развития научных понятий.- М.: Изд-во «Знание», 1980.- 64 с.
- Петровский А.В. Введение в психологию— М.: Изд. центр «Академия», 1995.- 496 с.
- Пещенко Н.К. Система заданий по методике преподавания математики как средство формирования профессиональных умений студентов-заочников педвузов. Автореф. дис.. к.п.н.- Минск, 1987.- 22 с.
- Погорелов А.В. Геометрия.- М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит-ры, 1983.- 288 с.
- Ю2.Подгорецкая Н. А. Изучение приёмов логического мышления у взрослых.- М., Изд-во Моск. ун-та, 1980.- 149 с. 103 .Психологический словарь./ Под ред П. И. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1997.- 440 с.
- Практикум по педагогике математики: Учеб. пособие для вузов. / Б. С. Каплан, Н. М. Рогановский,. Н. К. Кузин, А.А. Столяр- Под общ. ред. А. А. Столяра.- Мн.: Высш. шк., 1978.-192 с.
- Решетова В.А. Реализация принципа системного подхода в учебных предметах,— М.: Знание, 1986.- 23 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах.- М.: Педагогика, 1989.-488 с.(322 с.)107 .Рубинштейн С. Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспер. исслед-я.- М.: Изд-во Академии наук СССР, I960.- 168 с.
- Сластенин В. А., Шляков Е. Н. Гуманизация образования и педагогические ценности.// Гуманизация образования- императив XXI века. Вып.1.- Наб. Челны, 1996.- С. 60- 69.
- Совертков П.И. Обсуждаем вузовскую реформу.// Математика в школе.- 1997.- № 1.- С. 37- 39.
- Ю.Сотникова OA Методологический подход к изучению теоретического материала курса алгебры и теории чисел в педагогическом вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 1996.- 16 с.
- Coxop A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа.- М., «Педагогика», 1974, — 192 с.
- Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции.- М.: Педагогика, 1988.- 124 с.
- ПЗ.Стефанова Н. Л. Методическая подготовка учителя математики. Образовательно- профессиональная программа. Пособие для студентов педагогических вузов. СПб.: Образование, 1994.-64 с.
- Стефанова Н.Л., Лабусская Н. А., Совертков П. И. Первые результаты работы математического факультета в многоуровневой системе высшего педагогического образования.// Математика в школе.- 1997.- № 5.- С. 8283.
- Столл Р. Множества. Логика. Аксиоматические теории.- М.: Просвещение, 1968.- 231 с.
- Пб.Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики: Учеб. пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательных школах».- М.: Просвещение, 1988.- 319 с.
- Столяр А.А. Зачем и как мы доказываем в математике. Беседы со старшеклассниками.- Минск, Народная асвета, 1987.-143 с.
- Столяр А.А. Как математика ум в порядок приводит?- Минск, «Вышейшая школа», 1982.- 205 с.
- Столяр А. А. Логические проблемы преподавания математики. Автореф дис.д.п.н.- М., 1969.- 37 с.
- Стол яр А. А. Методы обучения математике.- Минск, «Вышейшая школа», 1966.- 190 с. 121 .Столяр А. А Педагогика математики.- 3-е изд., перераб. и доп.- Минск, «Вышейшая ппсола», 1986.- 414 с.
- Столяр А.А. Связь преподавания высшей математика в педвузе с преподаванием математики в школе./Сб. ст. под ред. к.п.н. А. А. Столяра.- Минск, Изд-во М-ва высш., сред, спец и проф. обр-я БССР, 1963.- 86 с.
- Столяр А. А, Рогановский Н. М. Основы современной школьной математики. Часть 1.- Минск, «Народная асвета», 1975.- 240 с.
- Субетто АИ. Гуманизация общества и образования // Гуманизация образования- императив XXI века. Вып. 2.- Наб. Челны, 1996.- С. 134.
- Субетто А.И. Концепция и программа гуманизации Российского образования.// Гуманизм и культура: век XX. Сб. нгаучных трудов.-Тверь, 1993.-С. 45−56.
- Талызина Н.Ф. Психологические основы управления усвоением знаний. Авпгореф. дис. .к.п.н.- М.: Изд-во МГУ, 1964.-34 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. Доклады Всесоюзной конференции в Москве, с 11 по 13 июня 1975 г.- М., Изд-во МГУ, 1975.- 214 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-341 с.
- Терёхина Т.А. Формирование методического умения логического и дидактического анализа содержания учебного материала по математике. Автореф. дис. к.п.н.- Саранск, 1995.- 20 с.
- Тимофеева И.Л. Некоторые замечания о методе доказательства от противного.// Математика в школе.-1944 № 3.- С. 36- 42.
- Хрестоматия по педагогической психологии. Учеб. пособ. Для студентов./ Сост. А. Красимо и, А Новгородцева.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 416 с.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание.- М.: Педагогика, 1981.-208 с.
- Шманова Г. А., Терёхина Т.А Современный подход к обучению методики математики.- Саранск, Изд-во Мордовского ун-та, 1994, — 49 с.
- Щербеч Л.И. Новая образовательная программа как условие развития личности.// Гуманизация образования- императив XXI века. Вып.1.- Наб. Челны, 1996.- С. 51- 59.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: научно-методическое пособие.- М.: Высш. гак., 1982 223 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-159 с.