Педагогическая деятельность — один из видов профессиональной деятельности, направленной на реализацию целей образования. К основным видам педагогической деятельности относятся обучение и воспитание. Педагогическую деятельность можно рассматривать и более широко — как особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
В структуре педагогической деятельности принято выделять три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организационный и коммуникативный.
Конструктивная деятельность включает в* себя три части: конструктивно-содержательную (планирование и построение всего педагогического процесса, в том числе отбор и сочетание учебного материала), конструктивно-оперативную (планирование действий как собственных, так и учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организационная деятельность — выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, в том числе организация совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность — установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.
Для оценки уровня компетентности человека, занимающегося педагогической деятельностью, разработаны различные критерии. Например, Н. В. Кузьмина предложила использовать в этих целях уровни продуктивности работы в аудитории:
- • непродуктивный — преподаватель умеет пересказать другим то, что знает сам;
- •малопродуктивный — преподаватель умеет приспосабливать свое сообщение к особенностям аудитории;
- • среднепродуктивный — преподаватель владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, т. е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения студентов в учебно-познавательную деятельность (такую деятельность можно назвать локально моделирующей);
- • продуктивный — преподаватель владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений, навыков по предмету в целом;
- • высокопродуктивный — преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности, определяет ее потребности в саморазвитии (такую деятельность можно назвать системно моделирующей).