Направленность повышения квалификации учителя сельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся
В то же время, несмотря на многочисленные исследования в данных областях в осуществлении педагогического содействия профессиональному самоопределению сельских школьников существует ряд недостатков. Так, несмотря на изменившийся заказ на выбор профессионального вида деятельности учащимися, связанный с сокращением и изменением структуры государственного заказа на профессии сельскохозяйственного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
- 1. 1. Особенное в профессиональном самоопределении сельских школьников
- 1. 2. Готовность учителя к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских школ
- 1. 3. Управленческое содействие развитию готовности педагогических кадров к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению сельских школьников
- Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1. Состояние готовности педагогов в плане содействия профессиональному самоопределению учащихся в сельской школе.
2.2. Реализация управленческого содействия развитию готовности учителей к созданию педагогических условий профессионального самоопределения сельских школьников.
2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация.
Выводы по второй главе.
Список литературы
- Абрамова Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1996.- 199 с.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Просвещение, 1982. — 124 с.
- Адиганов Ю.С. Совершенствование профессиональной ориентации учащихся сельской средней школы в связи с потребностями сельского хозяйства в кадрах: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1982. — 182 с.
- Актуальные проблемы дифференцированного обучения/Под ред. J1.H. Рожиной. Минск: Нар. асвета, 1992. — 189 с.
- Актуальные проблемы развития образования на селе //Тезисы докладов семинара-совещания. Кемерово: 1996. — 64 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, — 288 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, — 380 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика, 1976. 192 с.
- Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
- Атутов П.Р. Теоретические основы соединения обучения с производительным трудом // Педагогические основы соединения обучения с производительным трудом в средней школе. Томск, 1984. — С. 3−6.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Аунапу Фердинанд Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. М.: «Экономика», 1974. — 134 с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.368 с.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977, — 382 с.
- Ахияров К.Ш. и др. Духовный мир школьника и труд. Уфа, 1994.23с.
- Ахияров К.Ш. Трудовое воспитание в сельской общеобразовательной школе на современном этапе: Дисс. .докт. пед. наук. М.: 1974. — 407 с.
- Ахияров К.Ш., Амиров А. Ф. Школа, труд, рынок. Уфа, 1994.144 с.
- Ахияров К.Ш., Атутов П. Р., Тагариев Р. З. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе. М., 1990. — 287 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982, — 192 с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. -М.: «Экономика», 1978. 218 с.
- Бачило И.Л. Функции органов управления. М.: «Юрид. лит.», 1976.- 162 с.
- Бачило И.Л. Функция управления: Содержание и правовое оформление. «Советское гос. и право», 1969, — № 2. — С. 13−17.
- Березняк Е. С. Руководство современной школой. М.: Просвещение, 1983.- 182 с.
- Благинина М.Г. Профориентационная работа с учащимися старших классов сельской средней школы. Киев, 1981.-186 с.
- Блонский П.П. Основы педагогики //Избранные педагогические произведения: В 2-T.-M.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-t.1- 694 с.
- Ботвинников А.Ф. Организация и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981. — 143 с.
- Ботякова J1.B. Совместная работа школы и семьи по профессиональной ориентации школьников // Воспитание школьников.-1981. N 3. — С. 19−22.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., Изд-во Московского университета, 1968. — 48 с.
- Буянова Т.А. и др. Основы политехнических знаний о социалистическом производстве: Методические рекомендации в помощь учителям общеобразовательных школ по изучению курса «Основы производства, выбор профессии». Белгород, — 1987. — 85 с.
- Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
- Венделин А.Г. Системный анализ и организационные системы. (Заметки о методике). Таллин: «Валгус», 1973. — 47 с.
- Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: «Экономика», 1968. — 159 с.
- Виноградова М.Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии. М.: Изд-во АПН РСФСР,'1961. — 78 с.
- Витиньш В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1988. — 121 с.
- Водзинская B.B. Выбор професии как социальная проблема: Социологическое исследование. Л., 1968. — 180 с.
- Вопросы профессиональной педагогики.// Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: «Высшая школа», 1969. 386 с.
- Воспроизводство рабочей силы в сельском хозяйстве и профориентация сельской молодежи. Ставрополь, 1976. — 32 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.- 519 с.
- Гейжан Н.Ф. Организация и оформление кабинетов профессиональной ориентации. Ташкент, 1981. — 57 с.
- Гласс Д. Стэнли. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1976. 499 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
- Дудина Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения иновационного типа (гимназия): Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996.- 185 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
- Захаров H.H. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — 270 с.
- Захаров H.H., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Здравомыслов А.Г., Рожкин В. П., Ядов В. А. Человек и его работа. -М.: Мысль, 1967. 168 с.
- Ильясов Д.Ф. Целевые программы повышения квалификацииучите-ля в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся: Дис. .канд. пед. наук. Курган, 1996. — 180 с.
- Иовайша JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников /Пер. с лит. М: Педагогика, 1982. — 128 с.
- К вопросу руководства ученическими производственными бригадами. Методические рекомендации. Улан-Удэ, 1986. — 32 с.
- Калашников А.Г. Индивидуально-трудовая школа. 3-е изд. — М., 1924, — 120 с.
- Кеспиков В.Н., Молчанов С. Г., Беребин М. А. Теоретическое обеспечение практики стандартизации в образовании. Челябинск: ГУ ДО, 1995. -57 с.
- Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982. — 224 с.
- Клиланд Давид И. и Кинг Вильям Р. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М., 1974. — 279 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.-112с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Кобаченко Т.С. Психология управления, ч. 1. Управленческая деятельность: Учебное пособие. М.: РПА, 1996. — 146с.)
- Козлова О.В., Кузнецов H.H. Научные основы управления производством. М.: Экономика, 1983. — 432 с.
- Козлов Ю.М. Координация в управлении народным хозяйством СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 170 с.
- Козлов Ю.М. Координация в управлении народным хозяйством СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 170 с.
- Колесников Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М: Педагогика, 1991. — 272 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.117 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управления школой. М.: 1986. — 156 с.
- Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: Учеб. пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧПГИ, 1980. — 90 с.
- Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1979. — 178 с.
- Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий . -М.: Просвещение, 1986. 208 с.
- Костенков П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. -М: 1973.- 56 с.
- Костюк В.Г., Траскунова М. М., Константиновский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии Новосибирск: Наука, 1980. 193 с.
- Котлярова И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с профессионально-педагогической квалификацией: Монография/ Под ред. Г. Н. Серикова. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 169с.
- Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении. М.: Просвещение, 1981.- 271 с.
- Кхол Иозеф. Эффективность управленческих решений. Пер. с чеш. -М.: «Прогресс», 1975. 195 с.
- Кыверялг A.A. Исследование проблемы политехнической и профессиональной ориентации молодежи. Таллин, 1975. — 75 с.
- Ларичев В.Е. Пещерные чародеи. -Новосибирск, 1980. С.29−35. Кыверялг A.A. Исследование проблемы политехнической и профессиональной ориентации молодежи. — Таллин, 1975. — 75 с.
- Левин В.М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Л.: Медицина, 1977.27 с.
- Левитов Н.Д. Профессиональная ориентация и школа. М.: 1925.-36с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
- Луначарский A.B. О воспитании и образовании / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
- Макаренко A.C. Выбор профессии //Собр.соч.: В 7 т М., 392- 1958.-Т.5-С. 392 -450.
- Макаренко A.C. Методы воспитания //Собр.соч. в 7 т. 116 с. М., 1958.-Т.5-С. 116−391 с.
- Макаренко A.C. Сочинения в 7-и томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.-т.4.
- Матушкин С.Е., Терехин М. Н. Связь теории с практикой в процессе обучения. Челябинск, 1973. — 104 с.
- Мениш Е.В. Библиографический поиск в научной работе. М.: Книга, 1982. — 248 с.
- Методика курса «Основы производства. Выбор профессии». Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
- Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: «Прогресс», 1975. — 384 с.
- Моисеев А.М. Сущность и задачи методической работы в школе в условиях перестройки школы: организация и управление. М.: МГПИ, 1991, -С.9−22.
- Низамов Р. За труд настоящий, полезный обществу // Народное образование. 1984. — N 12. — С. 11−16.
- Назимов H.H. Экономические и педагогические проблемы профориентации, — Киев, 1976.-76 с.
- Найн А.А. Рефлексивное управление учебной деятельностью и развитие коммуникативной готовности студентов к вузовскому обучению. Учеб.-метод. Пособие. Челябинск: УралГАФК, 1998. — 79 с.
- Найн А.Я. Педагогические основы управления отраслевой системой профессионального обучения рабочей молодежи: Учебное пособие к спецкурсу.-Челябинск: ЧГПИ, 1985. 96 с.
- Найн А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики. Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург: УрГПУ, 1995.
- Найн А.Я. Методология и методика научного исследования. Челябинск: ФМПО МО РФ, 1993. — 53 с.
- Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике Челябинск: 1996. — 145 с.
- Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения: Методические рекомендации. — Уфа, 1992.- 47 с.
- Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ: Программа для учащихся 8−9 классов. «Твоя профессиональная карьера». М.: Просвещение. — 1994. — С. З
- Общее среднее образование России. Сборник нормативных документов 1994 1995гг. — М.: Новая школа, 1994. — 256 с.
- Овчариков Б.М. Технология и техника конструирования анкет и опросников. Киев: Вариса, 1994. — 109 с.
- Омаров A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980. — 269 с.
- Основин B.C. Основы науки социального управления. Воронеж: Изд-во Воронеж, университета, 1971. — 260 с.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Сбор, официальных материалов. М.: Народное образование, 1984. -166 с.
- Оссовский В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи. -Киев, 1985.- 56 с.
- Павлютенков Е.М. Кем быть? Киев, 1989. — 79 с.
- Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. М.: «Педагогика», 1975.-224 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 176 с.
- Платонов К.К. Психология труда.-М.:Профиздат, 1979.-216с.
- Подготовка школьников к труду в условиях рыночной экономики: Методические рекомендации. Уфа, 1992. — 23 с.
- Политехническое образование и всестороннее развитие / Под ред. П. Р. Атутова.- М.: Педагогика, 1984.- 128 с.
- Полуботько Б.Ф. Организация и управление как процесс.//В кн. Методологические проблемы теории организации. Л.: 1976. — 264 с.
- Поляков В.А. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
- Поляков В.А. Школа и выбор профессии. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
- Попов Г. Х. Научные основы управления. М.: 1971. — 55 с .
- Попов Г. Х. Проблемы теории управления. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: «Экономика», 1974. — 318 с.
- Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. -М&bdquo- 1992. 126 с.
- Приказы и нормативные документы Министерства просвещения РСФСР. Москва, 1985. — 202 с.
- Проблемы оценки эффективности трудового и профессионального образования // Тезисы докладов и сообщений, — Курган. 1995. 150 с.
- Профессиональная ориентация молодежи на рабочие профессии для агропромышленного комплекса: Сбор. норм, док., М.: 1987. — 168 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. —423с.
- Савиных В. Л. Совместная деятельность РАПО и органов образования по ориентации школьников на профессии Агропрома. Автореф. Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, -1988. — 19 с.
- Сазонов А. Д. Нормирование сельскохозяйственного труда школьников. М.: Просвещение, 1965. — 68 с.
- Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Челябинск: ЧГПИ, 1974. — 334 с.
- Сазонов А.Д. Методология профессиональной ориентации молодежи в условиях рыночных отношений: Монография. Курган: КурГУ, 1996. -104 с.
- Сазонов А.Д., Симоненко В. Д., Аванесов В.С.и др. Профессиональная ориентация учащихся. -М.: Просвещение, 1988. 223 с.
- Сахаров В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Сборник документов по трудовому обучению. Сост. Ю.П. Авери-чев, С. М. Кулешов. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Семыкин Н.П. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в сельской школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 152 с.
- Семыкин Н.П., Бака И. И. Трудовая подготовка в сельской школе: Из опыта работы школ Кировоградской области. М.: Педагогика, 1980. — 152 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград: Перемена, 1994.
- Сериков Г. Н. Разработка программных средств подготовки инженеров: Научно-методическое пособие. Челябинск: ЧГТУ, 1992. — 179 с.
- Сериков Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: Часть 1 «Системное видение образования». Челябинск: 1994, — 176 с.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
- Сериков Г. Н. Педагогические системы обучения. Челябинск: ЧПИ, 1980. — ч. 1. — 96 е., ч. 2. — 81 с.
- Сериков С.Г. О систематизации содержания воспитательной работы в образовательном учреждении//Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. материалов. Вып. 3. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 1997. -С.66−72.
- Сериков С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения. Учеб. пособие для студентов. Челябинск: УралГАФК, 1998. — 79 с.
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
- Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. -М.: Педагогика, 1987.-160 с.
- Скаткин М.Н. О дидактических основах связи обучения с трудом учащихся. -М.: Учпедгиз, 1960. 70 с.
- Сластенин В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях. Сов. педагогика, 1978, № 1, с. 86−94.
- Совершенствование трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации, организации общественно полезного, производительного труда учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 184 с.
- Совместная деятельность школы и общественности по подготовке школьников к труду в условиях агропромышленного объединения. Методические рекомендации. Бирск, 1985. — 28 с.
- Справочник директора школы. М.: Просвещение, 1979. — 392 с.
- Справочник для поступающих в сельские профессионально-технические училища. М.: Высш. шк., 1984. — 200 с.
- Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. — 145 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959. -439 с.
- Сухомлинский В.А. Трудовое воспитание // Пед.соч. в 3-х т. M., 1980. — Т.2 — С. 292−327, 344−351.
- Тагариева С. М. Развитие системы трудовой подготовки сельских школьников в республике Башкортостан. Автореф. Дисс. .канд. пед. наук, -Курган. 1995.- 19 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. M.: Изд-во МГУ, 1975. — 109 с.
- Титма М.Х. Социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. Тарту, 1974.- 68 с.
- Тихомиров Ю.А. Управление делами общества: субъекты и объекты управления в социалистическом обществе. М., 1979. — 94 с.
- Толстов Н.С. Педагогические основы управления экономическим воспитанием школьников в процессе трудовой подготовки. М., 1992. — 20 с.
- Томин H.A. Педагогические основы производительного труда школьников.-Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1976. 219 с.
- Томин H.A. Оценочные функции методики стандартизации трудового образования школьников//Проблемы оценки эффективности трудового и профессионального образования: Тезисисы докладов и сообщений. Курган: ГлавУНО, адм. Кург. Обл, ИПКРО, 1995. — С.4−6.
- Третьяков П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1981. — 187 с.
- Трудовое начало школы: Концепция трудового воспитания. М.: ВНИК «Школа», 1990. — 44 с.
- Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов. Под ред. В. М. Коротова. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
- Турчанинова Ю. Как помочь учителю стать учителем//Директор школы 1993,-№ 1,-с. 4−9.
- Угринова Т.Ю. Распределение функций во взаимодействии между административным управлением и педагогическим самоуправлением научнометодической работой в педколледже: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998, — 158 с.
- Уманский Л.И. Методы изучения явлений общественной психологии. // Вопросы психологии. 1972.- N 2.- С. 101−113.
- Управление процессом обучения: психолого-педагогический аспект. Методические рекомендации. Челябинск, 1988. — 42 с.
- Управление современной школой /Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая шк., 1995. — 462 с.
- Утегенова Б. М. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профориентационной работе в школе. Автореф. дисс. .канд. пед.наук. Челябинск, 1993. — 21 с.
- Федоришин Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. Киев, 1980. — 101 с.
- Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
- Функции и структура органов управления, их совершенствование. Под ред. Г. Х. Попова. М.: «Экономика», 1973. — 255 с.
- Хмыров С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983.-239 с.
- Чистяков H.H., Буянова Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. М.:Просвещение, 1982. — 175 с.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности N 2008 «Труд и черчение». М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Из опыта работы школ Латвийской ССР.- М.: Педагогика, 1983.-96 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. 1981. — 96 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. M.: Просвещение, 1965.- 328 с.
- Шибанов A.A. Политехническое и производственное обучение в сельской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 386 с.
- Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. — 288 с.
- Эмануилова H. Е. Аттестация преподавателей профтехучилищ как фактор повышения качества педагогической деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 20 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Педагогика, 1978. — 391 с.
- Ядов В.А. Активность личности в социалистическом обществе. -Москва-Варшава, 1974. 185 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.