Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Направленность повышения квалификации учителя сельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время, несмотря на многочисленные исследования в данных областях в осуществлении педагогического содействия профессиональному самоопределению сельских школьников существует ряд недостатков. Так, несмотря на изменившийся заказ на выбор профессионального вида деятельности учащимися, связанный с сокращением и изменением структуры государственного заказа на профессии сельскохозяйственного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
    • 1. 1. Особенное в профессиональном самоопределении сельских школьников
    • 1. 2. Готовность учителя к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских школ
    • 1. 3. Управленческое содействие развитию готовности педагогических кадров к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению сельских школьников
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

2.1. Состояние готовности педагогов в плане содействия профессиональному самоопределению учащихся в сельской школе.

2.2. Реализация управленческого содействия развитию готовности учителей к созданию педагогических условий профессионального самоопределения сельских школьников.

2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация.

Выводы по второй главе.

Направленность повышения квалификации учителя сельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность исследования предпосылок формирования направленности повышения квалификации учителей на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских школ обусловлена новой социально-экономической ситуацией, связанной с переходом экономики страны на рыночные отношения. Влияние рыночных отношений на процесс профессионального самоопределения учащихся осуществляется прежде всего через формирующийся рынок рабочей силы. Появление такого явления как безработица, изменение коньюктуры на рынке труда, связанные со структурными преобразованиями в экономике, также влияют на профессиональное самоопределение учащихся.

Все эти факторы в объективном и субъективном плане увеличили значимость самоопределения в выборе будущего вида профессиональной деятельности, ответственного и взвешенного прогноза своей пожизненной профессиональной карьеры, а вместе с этим и необходимость активизации деятельности педагогических коллективов по оказанию помощи учащимся в их профессиональном выборе.

Для учащихся сельских школ эта проблема обостряется в связи с резким удорожанием стоимости получения профессиональных услуг и отсутствием необходимого количества профессиональных образовательных учреждений на селе.

В то же время актуализация проблемы обусловлена и некоторой девальвацией методических и теоретических подходов в осуществлении педагогической помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. Прежде всего, это связано с ослаблением научного обеспечения решения проблемы профессионального самоопределения, снижением приоритета государственного заказа на профориентационные услуги, замедлением научного поиска конкретных аспектов проблемы в условиях рынка труда.

Еще одним важным моментом в развитии научного поиска решения данной проблемы является непоследовательная политика в вопросе создания государственной службы профессиональной ориентации. Перевод профориен-тационной деятельности на профессиональную основу в рамках системы территориальных органов службы занятости населения, неопределенность участия в этом процессе педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования привели к тому, что в образовательных учреждениях сельской местности работа по данной проблеме практически была прекращена.

В связи с этим, существует потребность в осуществлении различных мероприятий, способствующих повышению готовности педагогов сельских школ к содействию профессиональному самоопределению учащихся. В педагогической теории существует ряд наработок, раскрывающих различные аспекты, значимые с точки зрения выявления и обоснования мер по формированию направленности повышения квалификации учителей на развитие соответствующей готовности.

Различные аспекты управления профессиональным самоопределением молодежи рассматривали в своих трудах известные советские педагоги П. П. Блонский, Н. К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, В.А. Су-хомлинский, С. Т. Шацкий.

Ученые И. Н. Назимов, М. Х. Титма рассматривают социальный аспект проблемы выбора профессии молодежью.

Психофизиологические и медико-биологические основы выбора профессии изложены в работах И. Д. Карцева, Е. А. Климова, К. К. Платонова.

Профессиональное самоопределение учащихся осуществляется на широкой политехнической основе, в процессе соединения обучения и воспитания учащихся с производительным трудом. Эти вопросы проблемы получили научно-теоретическое обоснование в исследованиях A.A. Васильева, A.A. Кы-верялга, А. Я. Найна, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко и др.

Анализ структуры и функций профессионального самоопределения учащихся, педагогические условия выбора профессии, руководство этим процессом со стороны школы, влияние объективных и субъективных факторов на выбор профессиональной деятельности учащихся рассматриваются в работах Ю. П. Аверичева, Ю. К. Васильева, H.H. Захарова, А. Д. Сазонова, Б.А. Федо-ришина, H.H. Чистякова и др.

Глубокая разработка общетеоретических основ профессионального самоопределения учащихся позволила полнее осмыслить специфику ее организации с сельскими школьниками. Вопросы управления профориентацией сельских школьников были освещены в работах К. Ш. Ахиярова, А. Ф. Ахматова, С. Я. Батышева, С. И. Гореславского, П. П. Костенкова, B.JI. Савиных, В. Ф. Сахарова и др.

В связи с выводом функций профессиональной ориентации из функционального спектра деятельности школы актуальной становится проблема активизации деятельности педагогического коллектива направленной на оказание помощи учащимся в выборе их будущей профессии. Вопросы активизации деятельности педагогического коллектива как научно-педагогической проблемы рассматривали в своих трудах С. Г. Вершловский, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н. Ф. Талызина, Р. Ф. Шакуров и др.

Основы системного подхода в образовании, а также различные идеи управления образовательными системами отражены в научных трудах E.H. Князева, Г. Н. Серикова, Н. С. Сунцова и др.

В свете новых социально-экономических отношений и научно-технического развития возникает необходимость тщательного анализа управления, как научной проблемы, пересмотра и совершенствования теории управления, структуры и функций органов управления, создания механизма процесса организации и управления для повышения эффективности управленческих решений и актов. Эти проблемы рассматривали в своих трудах В. Г. Афанасьев, И. Л. Бачило, Е. Е. Вендров, В. Н. Глушко, Г. М. Добров, В. Кинг, Д. Клиланд, И. Кхол, Б. Ф. Полуботко, Г. Х. Попов, В. И. Терещенко, Г. Фрон и др.

В связи с тем, что речь идет о повышении квалификации педагогических кадров, определенную важность приобретают для нас различные аспекты проблемы педагогического образования. Среди них следует отметить труды O.A. Абдуллиной, В. А. Беликова, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, A.A. Найна, Н. Д. Никандрова, С. Г. Серикова, В. А. Сластенина, Т. А. Шамовой, Н. М. Яковлевой и др.

В то же время, несмотря на многочисленные исследования в данных областях в осуществлении педагогического содействия профессиональному самоопределению сельских школьников существует ряд недостатков. Так, несмотря на изменившийся заказ на выбор профессионального вида деятельности учащимися, связанный с сокращением и изменением структуры государственного заказа на профессии сельскохозяйственного производства, появлением проф-ориентационного заказа со стороны акционерных, частных сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных фермерских хозяйств, большинство педагогов сельских школ, осуществляя содействие профессиональному выбору учащихся, придерживаются традиционной ориентации, т. е. ориентации школьников на массовые рабочие профессии. Несмотря на увеличение стоимости (в прямом и переносном смысле) адекватного выбора профессии, резко сокращаются профориентационные услуги в образовательном учреждении, отсутствует профессиональная помощь со стороны службы занятости населения.

Все это говорит о существовании противоречия между необходимостью педагогического содействия профессиональному самоопределению сельских школьников и недостаточной готовностью учителей к осуществлению такого рода деятельности.

Выделенное противоречие подтверждает актуальность проблемы исследования, заключающейся в необходимости повышения готовности учителей сельских общеобразовательных учреждений к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся.

Основным путем разрешения данной проблемы нам видится формирование направленности повышения квалификации учителей сельских школ на развитие такого рода готовности. Формирование соответствующей направленности осуществляется за счет создания необходимых управленческих условий.

С учетом этого нами определена следующая тема исследования: «Направленность повышения квалификации учителя сельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся.

Цель исследования — вычленить и обосновать условия управления повышением квалификации педагогических кадров в аспекте содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских школ.

Объект исследования — повышение квалификации педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования — управленческие условия повышения квалификации педагогических кадров в сельских общеобразовательных учреждениях.

Гипотеза исследования: готовность учителей сельских общеобразовательных учреждений к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся возрастет, если:

1. Уточнено содержание методической работы учителей в рамках повышения готовности к педагогическому содействию профессиональному самоопределению сельских школьников в современных социально-экономических условиях и требования к педагогической деятельности по повышению квалификации в данном аспекте.

2. Методическая работа интегрируется с повышением квалификации учителей и направлена на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских общеобразовательных учреждений.

3. Соответствующая методическая работа и повышение квалификации педагогов обеспечены нормативно-регламентирующими, перспективно-ориентирующими, деятельностно-стимулирующими и коммуникативно-информационными управленческими условиями.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Выявить состояние готовности учителей сельских образовательных учреждений к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся в теории и практике.

2. Уточнить признаки готовности учителя к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению сельских школьников.

3. Разработать условия управления повышением квалификации учителей сельских школ в аспекте содействия профессиональному самоопределению учащихся.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанных управленческих условий развития готовности учителей к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся в сельских школах массового типа и в школах с углубленной трудовой подготовкой.

Методологической основой исследования явились: концепции лично-стно-деятельностного (Л.И. Божович, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, Э. А. Фарапонтова, Д. Б. Эльконин и др.) и системно-структурного (Т.А.Ильина, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, К. К. Платонов и др.) подходовфилософские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о детерминированности развития личности содержанием и способами осуществления его деятельностио единстве психики и деятельности (А.Н.Леоньтев, С.Л. Рубинштейн) — о связи теории и практики в подготовке и повышении квалификации педагогических кадровидеи реализации системного подхода в образовании (Г.Н. Сериков) — идеи понимания профессиональной ориентации как учения об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании практических принципов, аспектов, форм, методов и системы воздействия на молодежь с целью развития интересов, склонностей и способностей личности и потребностей общества в выборе профессий (H.H. Захаров, В. Л. Савиных, А. Д. Сазонов, С.Н.Чистякова) — учение об особенностях общественного развития, о значении труда и трудовой деятельности в формировании личности, содержания и функциях труда, его роли как средства воспитания школьников, социально-профессионального становления личности в условиях трудового самоопределенияисследования о структуре педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) — об исследовательском подходе в управленческой деятельности (Т.Н. Ша-мова) — учение о структуре и содержании творческой деятельности в управлении педагогической деятельностью (В.И. Загвязинский).

Этапы н методы исследования.

На первом этапе (1995г.) — изучались философские, социальные, педагогические, медико-биологические основы профессионального самоопределения молодежи, анализировался передовой опыт руководства повышением квалификации учителей сельских школ, разработана процедура сбора информации в школах сельского района. Проведено пилотажное исследование.

На данном этапе применялись следующие методы: анализ теоретических источников, изучение школьной документации, письменных работ учащихся, опыта работы органов народного образования, анкетирование, беседы, наблюдения.

На втором этапе (1996;1997гг.) — сформулированы тема, цель и гипотеза исследования, уточнено понятие готовности учителей сельских образовательных учреждений к содействию профессиональному самоопределению учащихся. Проведен констатирующий эксперимент.

Наряду с основным методом — педагогическим экспериментом — были использованы следующие методы: тестирование, изучение статистической документации, анкетирование, опытная педагогическая работа и др.

На третьем этапе (1998;1999гг.) — выявлены и обоснованы управленческие условия повышения квалификации учителей сельских общеобразовательных учреждений в аспекте содействия профессиональному самоопределению учащихся. Проведен формирующий эксперимент, завершена опытно-экспериментальная проверка положений гипотезы. Проведена работа по внедрению результатов исследования в широкую практику, осуществлено диссертационное оформление работы.

На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение, анализ экспериментальных данных, сравнение, сопоставление полученных данных с положениями гипотезы и др.

Научная новизна исследования:

1. Уточнены признаки готовности учителей сельских общеобразовательных учреждений к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся.

2. Обоснована целесообразность интеграции методической работы и повышения квалификации учителей в рамках развития готовности к осуществлению содействия профессиональному самоопределению школьников.

3. Конкретизированы управленческие условия развития готовности педагогов сельских общеобразовательных учреждений к содействию профессиональному самоопределению учащихся.

Научная новизна во многом определяет теоретическую значимость нашего исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что управленческие условия, разработанные нами с учетом целесообразности интеграции методической работы и повышения квалификации педагогов, позволяют создать теоретические предпосылки формирования направленности повышения квалификации учителей сельских общеобразовательных учреждений на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании исследования особенностей развития готовности учителей к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских школ разработаны практические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений. Внедрение данных рекомендаций позволит улучшить подготовку организаторов профориентационной работы в сельских школах, провести совместную работу заинтересованных институтов в русле целенаправленной педагогической деятельности, повысить эффективность деятельности педагогических коллективов по осуществлению содействия профессиональному самоопределению сельских школьников, более успешно решать вопросы профессиональной подготовки и закрепления выпускников школ в сельских районах с учетом их интересов, способностей и склонностей, потребности села в кадрах определенных профессий.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Признаками понятия готовности учителей сельских общеобразовательных учреждений к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся являются:

— компетентность в области содержания, методики и технологий осуществления профориентационной деятельности в образовательном процессе и во внеклассной работе с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся к тем или иным видам сельскохозяйственной деятельности;

— нравственность, выражающаяся в добросовестном отношении к своим профориентационным функциям, бережном и грамотном отношении к учащимся;

— инициативность в поиске и внедрении в образовательный процесс и внеклассную работу новых педагогических условий, способствующих профессиональному самоопределению сельских школьников;

— педагогическое мастерство в отборе и применении наиболее эффективных методик профориентационной работы в сельских условиях.

2. Управленческие условия нормативно-регламентирующего, перспективно-ориентирующего, деятельностно-стимулирующего и коммуникативно-информационного характера, соотнесенные с особенностями сельской местности способствуют росту готовности учителей сельских общеобразовательных учреждений к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров концептуальной модели исследованияиспользованием комплексной модели исследованияадекватностью изучаемого явления целям и задачам исследованиявоспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностьюиспользованием средств математической статистикиколичественным и качественным анализом полученных в ходе исследования данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались: на научно-практической конференции «Опыт решения проблемы управления развитием образования в регионе» (Курган, 1996 г.), на научно-практической конференции «Реализация системного подхода в управлении образованием» (Курган, 1998 г.), на заседаниях «Школы молодого педагога-исследователя» (Курган, 1996 — 1997гг.), на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам сельской малокомплектной школы (Кемерово, 1997 — 1998гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по второй главе.

Во второй главе нашей работы осуществлялось экспериментальное исследование эффективности управленческого содействия развитию готовности учителей к созданию педагогических условий профессионального самоопределения в сельском общеобразовательном учреждении. На основании проведенных экспериментов и полученных в процессе исследования результатов мы можем сделать следующие выводы:

По результатам эксперимента мы можем подтвердить предположение, высказанное в гипотезе, о необходимости уточнения содержания методической работы и деятельности по повышению квалификации в рамках развития готовности педагогов сельских школ к оказанию эффективного содействия учащимся в их профессиональном самоопределении. А результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о необходимости повышения фактического уровня состояния готовности, что обусловило разработку управленческих условий развития соответствующей готовности и их реализации на практике. Соответственно, содержанием формирующего эксперимента явилось опытно-экспериментальная проверка разработанных нами управленческих условий по содействию методической работе и повышению квалификации учителей на базе сельских школ с целью определения возможности их использования в качестве средства повышения готовности учителей сельских школ к осуществлению педагогического содействия учащимся в их профессиональном самоопределении.

В рамках программы эксперимента нами были выделены три этапа.

Характерным признаком первого этапа эксперимента является не осознанная деятельность учителей сельских школ по содействию учащимся в их профессиональном самоопределении, при положительном в целом отношении к этой деятельности, понимание ее необходимости.

На втором этапе педагоги переходят от неосознанной деятельности по содействию учащимся в их профессиональном самоопределении к целенаправленной работе, направленной на формирование готовности оказать помощь подобного рода.

Как показали проводимые нами наблюдения, срезы уровня сформированное&tradeготовности, последовательность формирования готовности на третьем этапе происходит осознанная реализация знаний и умений в области содержания, форм, методов профориентационной работы, активное их использование в процессе педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся. Все это происходит на фоне положительного отношения педагогов к осуществлению подобного рода деятельности и сопровождается ее активизацией. В ходе эксперимента мы наблюдали у преобладающего большинства педагогов положительное отношение к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся и осознание ее необходимости.

С учетом этого и в результате проведения формирующего эксперимента нами выстроена следующая последовательность реализации компонентов готовности в практике осуществления педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся: а) формирование положительного отношения к деятельности по осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихсяб) активизация индивидуальной педагогической деятельности и деятельности всего педагогического коллектива по оказанию помощи сельским школьникам в их профессиональном самоопределениив) формирование у педагогов необходимого объема умений и навыков в осуществляемой деятельности по педагогическом)' содействию профессиональному самоопределению учащихсяг) накопление индивидуального и коллективного опыта и системы знаний, необходимых для эффективного осуществления педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских школ.

При этом, активизация деятельности и практика осуществления педагогического содействия сельским школьникам как бы «побуждала» к формированию системы знаний, вырабатывая необходимые изменения в осуществляемой деятельности. Систематическая деятельность по оказанию содействия учащимся в их профессиональном самоопределении формировала индивидуальный и коллективный опыт профориентационной деятельности.

Ключевым моментом в решении проблемы развития готовности педагогов к осуществлению содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских школ является, по нашему мнению, разработка механизма управленческого содействия росту их методического уровня подготовленности, повышения квалификации по вопросам оказания профориентационной помощи юношам и девушкам, выбирающим свой профессиональный жизненный путь.

Как показали результаты экспериментальной проверки, таким механизмом может стать разработанная и апробированная в ходе формирующего эксперимента модель реализации управленческого содействия развитию готовности учителей сельских школ к созданию педагогических условий профессионального самоопределения учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В практике деятельности педагогов сельских школ возникло противоречие, обусловленное, с одной стороны, наличием социальной потребности в деятельности педагогов по содействию учащимся в их профессиональном самоопределении, а с другой — «исключением» школы, педагога из системы профессиональной ориентации в связи с очередной попыткой создания профессиональной государственной службы профориентации. Вывод образовательных систем «педагог-учащийся», «школа-учащийся», «высшее учебное заведениебудущий педагог» из ситуации активного профориентационного процесса привел к тому, что учитель сельской школы (как, впрочем, и городской) оказался не готов к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся, оказанию квалифицированной помощи в их подготовке к самостоятельной жизни и деятельности. Это подтвердили результаты констатирующего эксперимента (параграф 2.1. диссертации).

2. Обосновано, что при определении основных характеристик готовности учителя сельского общеобразовательного учреждения к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся необходимо учитывать специфику, которую накладывают на данный процесс условия сельской местности.

3. Показано, что при определении признаков готовности учителя к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению сельских школьников целесообразно исходить из модели, включающей в себя такие компоненты как компетентность, нравственность, инициативность и профессиональное мастерство.

4. Доказана целесообразность интеграции методической работы направленной на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся сельских общеобразовательных учреждений с повышением квалификации учителей в этом же аспекте.

5. Обосновано, что охарактеризованные в работе содержание методической работы учителей в рамках повышения готовности к педагогическому содействию профессиональному самоопределению сельских школьников в современных социально-экономических условиях и функции педагогов в повышении собственной квалификации в данном аспекте следует учитывать при определении управленческих условий соответствующей готовности.

6. Показано, что условия управления повышением квалификации учителей сельских школ в аспекте содействия профессиональному самоопределению учащихся целесообразно создавать по четырем направлениям: нормативно-регламентирующему, перспективно-ориентирующему, деятельностно-стимулирующему и коммуникативно-информационному.

7. В ходе экспериментальной работы подтверждено, что уточненные нами признаки готовности учителей сельских общеобразовательных учреждений к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся целесообразно использовать при определении показателей для оценки уровней соответствующей готовности.

8. По результатам формирующего эксперимента можно судить о том, что разработанные нами управленческие условия развития готовности учителей к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся в сельских школах способствуют существенному повышению уровня соответствующей готовности педагогов.

9. По результатам исследования можно констатировать, что в рассматриваемой области остается достаточно проблем, требующих дополнительных изысканий.

Предметом научного поиска может быть влияние социального окружения на профессиональное самоопределение учащихся сельской школы, содержание педагогического содействия сельских учителей профессиональному самоопределению учащихся, связанному с выбором конкретного вида профессионального труда в аграрном секторе экономики, управление повышением конкурентноспособности сельских школьников в процессе их профессионального самоопределения и др. Над решением данных проблем мы будем работать в своих дальнейших исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: Дис. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1996.- 199 с.
  2. B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Просвещение, 1982. — 124 с.
  3. Ю.С. Совершенствование профессиональной ориентации учащихся сельской средней школы в связи с потребностями сельского хозяйства в кадрах: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1982. — 182 с.
  4. Актуальные проблемы дифференцированного обучения/Под ред. J1.H. Рожиной. Минск: Нар. асвета, 1992. — 189 с.
  5. Актуальные проблемы развития образования на селе //Тезисы докладов семинара-совещания. Кемерово: 1996. — 64 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, — 288 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, — 380 с.
  8. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. -М.: Педагогика, 1976. 192 с.
  9. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  10. П.Р. Теоретические основы соединения обучения с производительным трудом // Педагогические основы соединения обучения с производительным трудом в средней школе. Томск, 1984. — С. 3−6.
  11. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  12. Аунапу Фердинанд Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. М.: «Экономика», 1974. — 134 с.
  13. В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
  15. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.368 с.
  16. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977, — 382 с.
  17. К.Ш. и др. Духовный мир школьника и труд. Уфа, 1994.23с.
  18. К.Ш. Трудовое воспитание в сельской общеобразовательной школе на современном этапе: Дисс. .докт. пед. наук. М.: 1974. — 407 с.
  19. К.Ш., Амиров А. Ф. Школа, труд, рынок. Уфа, 1994.144 с.
  20. К.Ш., Атутов П. Р., Тагариев Р. З. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе. М., 1990. — 287 с.
  21. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  22. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982, — 192 с.
  23. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  24. Д.Н. Основные понятия теории социального управления. -М.: «Экономика», 1978. 218 с.
  25. И.Л. Функции органов управления. М.: «Юрид. лит.», 1976.- 162 с.
  26. И.Л. Функция управления: Содержание и правовое оформление. «Советское гос. и право», 1969, — № 2. — С. 13−17.
  27. Е. С. Руководство современной школой. М.: Просвещение, 1983.- 182 с.
  28. М.Г. Профориентационная работа с учащимися старших классов сельской средней школы. Киев, 1981.-186 с.
  29. П.П. Основы педагогики //Избранные педагогические произведения: В 2-T.-M.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-t.1- 694 с.
  30. А.Ф. Организация и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981. — 143 с.
  31. Ботякова J1.B. Совместная работа школы и семьи по профессиональной ориентации школьников // Воспитание школьников.-1981. N 3. — С. 19−22.
  32. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., Изд-во Московского университета, 1968. — 48 с.
  33. Т.А. и др. Основы политехнических знаний о социалистическом производстве: Методические рекомендации в помощь учителям общеобразовательных школ по изучению курса «Основы производства, выбор профессии». Белгород, — 1987. — 85 с.
  34. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  35. А.Г. Системный анализ и организационные системы. (Заметки о методике). Таллин: «Валгус», 1973. — 47 с.
  36. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: «Экономика», 1968. — 159 с.
  37. М.Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии. М.: Изд-во АПН РСФСР,'1961. — 78 с.
  38. В.Ф. Реформа школы и профессиональная ориентация школьников. М.: Педагогика, 1988. — 121 с.
  39. B.B. Выбор професии как социальная проблема: Социологическое исследование. Л., 1968. — 180 с.
  40. Вопросы профессиональной педагогики.// Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: «Высшая школа», 1969. 386 с.
  41. Воспроизводство рабочей силы в сельском хозяйстве и профориентация сельской молодежи. Ставрополь, 1976. — 32 с.
  42. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.- 519 с.
  43. Н.Ф. Организация и оформление кабинетов профессиональной ориентации. Ташкент, 1981. — 57 с.
  44. Д. Стэнли. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1976. 499 с.
  45. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  47. Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения иновационного типа (гимназия): Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996.- 185 с.
  48. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.- 160 с.
  49. H.H. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. — 270 с.
  50. H.H., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  51. А.Г., Рожкин В. П., Ядов В. А. Человек и его работа. -М.: Мысль, 1967. 168 с.
  52. Д.Ф. Целевые программы повышения квалификацииучите-ля в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся: Дис. .канд. пед. наук. Курган, 1996. — 180 с.
  53. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников /Пер. с лит. М: Педагогика, 1982. — 128 с.
  54. К вопросу руководства ученическими производственными бригадами. Методические рекомендации. Улан-Удэ, 1986. — 32 с.
  55. А.Г. Индивидуально-трудовая школа. 3-е изд. — М., 1924, — 120 с.
  56. В.Н., Молчанов С. Г., Беребин М. А. Теоретическое обеспечение практики стандартизации в образовании. Челябинск: ГУ ДО, 1995. -57 с.
  57. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982. — 224 с.
  58. Клиланд Давид И. и Кинг Вильям Р. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М., 1974. — 279 с.
  59. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.-112с.
  60. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  61. Т.С. Психология управления, ч. 1. Управленческая деятельность: Учебное пособие. М.: РПА, 1996. — 146с.)
  62. О.В., Кузнецов H.H. Научные основы управления производством. М.: Экономика, 1983. — 432 с.
  63. Ю.М. Координация в управлении народным хозяйством СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 170 с.
  64. Ю.М. Координация в управлении народным хозяйством СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 170 с.
  65. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М: Педагогика, 1991. — 272 с.
  66. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.117 с.
  67. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управления школой. М.: 1986. — 156 с.
  68. Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: Учеб. пособие по спецкурсу. Челябинск: ЧПГИ, 1980. — 90 с.
  69. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1979. — 178 с.
  70. . И. Педагогика как совокупность педагогических теорий . -М.: Просвещение, 1986. 208 с.
  71. П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. -М: 1973.- 56 с.
  72. В.Г., Траскунова М. М., Константиновский Д. Л. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии Новосибирск: Наука, 1980. 193 с.
  73. И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с профессионально-педагогической квалификацией: Монография/ Под ред. Г. Н. Серикова. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. — 169с.
  74. Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении. М.: Просвещение, 1981.- 271 с.
  75. Кхол Иозеф. Эффективность управленческих решений. Пер. с чеш. -М.: «Прогресс», 1975. 195 с.
  76. A.A. Исследование проблемы политехнической и профессиональной ориентации молодежи. Таллин, 1975. — 75 с.
  77. В.Е. Пещерные чародеи. -Новосибирск, 1980. С.29−35. Кыверялг A.A. Исследование проблемы политехнической и профессиональной ориентации молодежи. — Таллин, 1975. — 75 с.
  78. В.М., Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Л.: Медицина, 1977.27 с.
  79. Н.Д. Профессиональная ориентация и школа. М.: 1925.-36с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  81. A.B. О воспитании и образовании / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
  82. A.C. Выбор профессии //Собр.соч.: В 7 т М., 392- 1958.-Т.5-С. 392 -450.
  83. A.C. Методы воспитания //Собр.соч. в 7 т. 116 с. М., 1958.-Т.5-С. 116−391 с.
  84. A.C. Сочинения в 7-и томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.-т.4.
  85. С.Е., Терехин М. Н. Связь теории с практикой в процессе обучения. Челябинск, 1973. — 104 с.
  86. Е.В. Библиографический поиск в научной работе. М.: Книга, 1982. — 248 с.
  87. Методика курса «Основы производства. Выбор профессии». Под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  88. С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: «Прогресс», 1975. — 384 с.
  89. А.М. Сущность и задачи методической работы в школе в условиях перестройки школы: организация и управление. М.: МГПИ, 1991, -С.9−22.
  90. Р. За труд настоящий, полезный обществу // Народное образование. 1984. — N 12. — С. 11−16.
  91. H.H. Экономические и педагогические проблемы профориентации, — Киев, 1976.-76 с.
  92. А.А. Рефлексивное управление учебной деятельностью и развитие коммуникативной готовности студентов к вузовскому обучению. Учеб.-метод. Пособие. Челябинск: УралГАФК, 1998. — 79 с.
  93. А.Я. Педагогические основы управления отраслевой системой профессионального обучения рабочей молодежи: Учебное пособие к спецкурсу.-Челябинск: ЧГПИ, 1985. 96 с.
  94. А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики. Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург: УрГПУ, 1995.
  95. А.Я. Методология и методика научного исследования. Челябинск: ФМПО МО РФ, 1993. — 53 с.
  96. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике Челябинск: 1996. — 145 с.
  97. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения: Методические рекомендации. — Уфа, 1992.- 47 с.
  98. Общая концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ: Программа для учащихся 8−9 классов. «Твоя профессиональная карьера». М.: Просвещение. — 1994. — С. З
  99. Общее среднее образование России. Сборник нормативных документов 1994 1995гг. — М.: Новая школа, 1994. — 256 с.
  100. .М. Технология и техника конструирования анкет и опросников. Киев: Вариса, 1994. — 109 с.
  101. A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980. — 269 с.
  102. B.C. Основы науки социального управления. Воронеж: Изд-во Воронеж, университета, 1971. — 260 с.
  103. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Сбор, официальных материалов. М.: Народное образование, 1984. -166 с.
  104. В.Л. Формирование трудовых ориентаций молодежи. -Киев, 1985.- 56 с.
  105. Е.М. Кем быть? Киев, 1989. — 79 с.
  106. Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. М.: «Педагогика», 1975.-224 с.
  107. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 176 с.
  108. К.К. Психология труда.-М.:Профиздат, 1979.-216с.
  109. Подготовка школьников к труду в условиях рыночной экономики: Методические рекомендации. Уфа, 1992. — 23 с.
  110. Политехническое образование и всестороннее развитие / Под ред. П. Р. Атутова.- М.: Педагогика, 1984.- 128 с.
  111. .Ф. Организация и управление как процесс.//В кн. Методологические проблемы теории организации. Л.: 1976. — 264 с.
  112. В.А. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  113. В.А. Школа и выбор профессии. М.: Педагогика, 1987. — 176 с.
  114. Г. Х. Научные основы управления. М.: 1971. — 55 с .
  115. Г. Х. Проблемы теории управления. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: «Экономика», 1974. — 318 с.
  116. М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. -М&bdquo- 1992. 126 с.
  117. Приказы и нормативные документы Министерства просвещения РСФСР. Москва, 1985. — 202 с.
  118. Проблемы оценки эффективности трудового и профессионального образования // Тезисы докладов и сообщений, — Курган. 1995. 150 с.
  119. Профессиональная ориентация молодежи на рабочие профессии для агропромышленного комплекса: Сбор. норм, док., М.: 1987. — 168 с.
  120. С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. —423с.
  121. В. Л. Совместная деятельность РАПО и органов образования по ориентации школьников на профессии Агропрома. Автореф. Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, -1988. — 19 с.
  122. А. Д. Нормирование сельскохозяйственного труда школьников. М.: Просвещение, 1965. — 68 с.
  123. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Челябинск: ЧГПИ, 1974. — 334 с.
  124. А.Д. Методология профессиональной ориентации молодежи в условиях рыночных отношений: Монография. Курган: КурГУ, 1996. -104 с.
  125. А.Д., Симоненко В. Д., Аванесов В.С.и др. Профессиональная ориентация учащихся. -М.: Просвещение, 1988. 223 с.
  126. В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  127. Сборник документов по трудовому обучению. Сост. Ю.П. Авери-чев, С. М. Кулешов. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  128. Н.П. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в сельской школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 152 с.
  129. Н.П., Бака И. И. Трудовая подготовка в сельской школе: Из опыта работы школ Кировоградской области. М.: Педагогика, 1980. — 152 с.
  130. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград: Перемена, 1994.
  131. Г. Н. Разработка программных средств подготовки инженеров: Научно-методическое пособие. Челябинск: ЧГТУ, 1992. — 179 с.
  132. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием: Часть 1 «Системное видение образования». Челябинск: 1994, — 176 с.
  133. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  134. Г. Н. Педагогические системы обучения. Челябинск: ЧПИ, 1980. — ч. 1. — 96 е., ч. 2. — 81 с.
  135. С.Г. О систематизации содержания воспитательной работы в образовательном учреждении//Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. материалов. Вып. 3. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 1997. -С.66−72.
  136. С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения. Учеб. пособие для студентов. Челябинск: УралГАФК, 1998. — 79 с.
  137. В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
  138. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. -М.: Педагогика, 1987.-160 с.
  139. М.Н. О дидактических основах связи обучения с трудом учащихся. -М.: Учпедгиз, 1960. 70 с.
  140. В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях. Сов. педагогика, 1978, № 1, с. 86−94.
  141. Совершенствование трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации, организации общественно полезного, производительного труда учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 184 с.
  142. Совместная деятельность школы и общественности по подготовке школьников к труду в условиях агропромышленного объединения. Методические рекомендации. Бирск, 1985. — 28 с.
  143. Справочник директора школы. М.: Просвещение, 1979. — 392 с.
  144. Справочник для поступающих в сельские профессионально-технические училища. М.: Высш. шк., 1984. — 200 с.
  145. Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. — 145 с.
  146. В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959. -439 с.
  147. В.А. Трудовое воспитание // Пед.соч. в 3-х т. M., 1980. — Т.2 — С. 292−327, 344−351.
  148. С. М. Развитие системы трудовой подготовки сельских школьников в республике Башкортостан. Автореф. Дисс. .канд. пед. наук, -Курган. 1995.- 19 с.
  149. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. M.: Изд-во МГУ, 1975. — 109 с.
  150. М.Х. Социально-профессиональная ориентация учащейся молодежи. Тарту, 1974.- 68 с.
  151. Ю.А. Управление делами общества: субъекты и объекты управления в социалистическом обществе. М., 1979. — 94 с.
  152. Н.С. Педагогические основы управления экономическим воспитанием школьников в процессе трудовой подготовки. М., 1992. — 20 с.
  153. H.A. Педагогические основы производительного труда школьников.-Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1976. 219 с.
  154. H.A. Оценочные функции методики стандартизации трудового образования школьников//Проблемы оценки эффективности трудового и профессионального образования: Тезисисы докладов и сообщений. Курган: ГлавУНО, адм. Кург. Обл, ИПКРО, 1995. — С.4−6.
  155. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1981. — 187 с.
  156. Трудовое начало школы: Концепция трудового воспитания. М.: ВНИК «Школа», 1990. — 44 с.
  157. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов. Под ред. В. М. Коротова. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  158. Ю. Как помочь учителю стать учителем//Директор школы 1993,-№ 1,-с. 4−9.
  159. Т.Ю. Распределение функций во взаимодействии между административным управлением и педагогическим самоуправлением научнометодической работой в педколледже: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998, — 158 с.
  160. Л.И. Методы изучения явлений общественной психологии. // Вопросы психологии. 1972.- N 2.- С. 101−113.
  161. Управление процессом обучения: психолого-педагогический аспект. Методические рекомендации. Челябинск, 1988. — 42 с.
  162. Управление современной школой /Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая шк., 1995. — 462 с.
  163. . М. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профориентационной работе в школе. Автореф. дисс. .канд. пед.наук. Челябинск, 1993. — 21 с.
  164. .А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. Киев, 1980. — 101 с.
  165. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
  166. Функции и структура органов управления, их совершенствование. Под ред. Г. Х. Попова. М.: «Экономика», 1973. — 255 с.
  167. С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников. М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  168. В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983.-239 с.
  169. H.H., Буянова Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. М.:Просвещение, 1982. — 175 с.
  170. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности N 2008 «Труд и черчение». М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  171. С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Из опыта работы школ Латвийской ССР.- М.: Педагогика, 1983.-96 с.
  172. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. 1981. — 96 с.
  173. С.Т. Педагогические сочинения. M.: Просвещение, 1965.- 328 с.
  174. A.A. Политехническое и производственное обучение в сельской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 386 с.
  175. В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. — 288 с.
  176. H. Е. Аттестация преподавателей профтехучилищ как фактор повышения качества педагогической деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 20 с.
  177. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Педагогика, 1978. — 391 с.
  178. В.А. Активность личности в социалистическом обществе. -Москва-Варшава, 1974. 185 с.
  179. В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
Заполнить форму текущей работой